«Решение проектных задач, как способ повышения мотивации младших школьников к изучению английского языка»
учебно-методический материал на тему

Сергунова Наталья Ивановна

Представление педагогического опыта

учителя английского языка

МБОУ «Перхляйская ООШ»

Рузаевского муниципального района РМ

Сергуновой Н.И.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_sergunovoy_n.i.docx39.3 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 Представление педагогического опыта

учителя английского языка

МБОУ «Перхляйская ООШ»

Рузаевского муниципального района РМ

Сергуновой Н.И. по теме:

 «Решение проектных задач, как способ повышения мотивации младших школьников к изучению английского языка»

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

         С каждым годом возрастает значение межнационального общения, в связи с чем, стремление к овладению иностранными языками развивается в больших масштабах. На сегодняшний день, исходя из особенностей развития современного общества, экономики, политики в нашей стране знание иностранного языка стало жизненно важным.

       Целью изучения иностранного языка является формирование умений общаться на иностранном языке с учетом речевых возможностей и потребностей школьников. Важно показать учащимся практическое применение их знаний, умений и навыков. Вне языкового окружения недостаточно насытить урок разнообразными упражнениями, важно предоставить учащимся возможность мыслить, решать какие-либо проблемы, которые порождают мысли, рассуждать над возможными путями решения этих проблем. Не менее важным аспектом является формирование мотивации к изучению английского языка.

        Мотивация - это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От того, как чувствует себя ученик в определенной ситуации, зависит объем усилий, которые он прилагает в своей учебе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду. 

          В настоящее время английский язык входит в число обязательных предметов, изучаемых в начальной школе. Это очень важный этап в обучении детей, т.к. именно в начальных классах закладываются базовые знания языка, навыки его применения и, конечно, желание его дальнейшего изучения. Дети, приступая к изучению английского языка, ожидают что-то новое, интересное, необычное. Их влечёт жажда новых впечатлений, любознательность, желание экспериментировать, самостоятельно искать истину.  Однако очень часто стремление узнать новое и объяснить непонятное постепенно становится всё менее и менее заметным, поэтому главной задачей учителя является привитие интереса к изучаемому предмету.

          Чтобы уроки проходили продуктивно, нужно подобрать те методы и технологии, которые смогли бы увлечь учащихся и помочь им научиться получать знания самостоятельно и применять их в повседневной жизни.  

          Тысячекратно цитируется применительно к школе древняя мудрость: «можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя». Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины, но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности. Как же пробудить у ребят желание «напиться» из источника знаний? В чем сущность потребности в знаниях?

          Решению этих вопросов во многом способствует организация проектной деятельности на уроках английского языка.   Однако проектная деятельность свое центральное место занимает в основной школе. По мнению А.Б. Воронцова «… Полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям младших школьников. Прообразом проектной деятельности основной школы для младших школьников могут стать проектные задачи…»

          Благодаря проектным задачам развитие ребёнка можно осуществлять не «насильственным» способом, а легко и не заметно для него.  Дети увлечены процессом, он захватывает их. Данная работа способствует повышению познавательного интереса учащихся.

          Анализ уроков, проведенных с применением проектных задач, выявил рост познавательной активности, качества знаний, комфортное психологическое состояние обучающихся и положительную рефлексию таких уроков.

       Вся наша жизнь - череда различных проектов. Задача учителя научить ребёнка планировать и успешно реализовывать свои жизненные проекты.

   

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

           Ничто так не расширяет кругозор ребёнка, не воспитывает и не сплачивает детский коллектив, как совместное дело: создание макета, памятки, презентации, схемы- опоры, оформление стенгазеты, выступление перед одноклассниками. А когда это подчинено одной цели и вызывает у ребят интерес, тогда достигается особый положительный эффект.

           Именно проектная задача принципиально носит групповой характер. Её решение требует коллективно-распределительной деятельности учащихся – работы в малых группах. При этом проявляется умение или неумение планировать ход решения задачи, адекватно распределять работу между членами группы, осуществлять взаимопомощь и контроль

        Проектные задачи могут быть предметными и межпредметными, разновозрастными и одновозрастными.

Каждый педагог согласится с тем, как сложно преподавать английский язык в  начальной школе, где  одновременно на уроке работают три класса. Поэтому трудно учителю уделить достаточно времени каждому классу на одном уроке. При объяснении новой темы одному классу, другие выполняют задания самостоятельно по ранее изученным темам. Как правило, обучающиеся 4 класса выполняют задания быстро и у них остается свободное время. Учителю нелегко переключаться  с одного класса на другой. При таком положении вещей у ребенка может пропасть желание изучать английский язык. Поэтому, чтобы урок проходил продуктивно, в то время, когда я объясняю новую тему для одного класса, для обучающихся другого класса я предлагаю  решение проектных задач.

                  В ходе решения системы проектных задач на уроках английского языка у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:        

- Рефлексировать  (видеть  проблему, анализировать успех и неуспех…).

- Целеполагать (ставить и удерживать цель).

- Планировать (составлять план своей деятельности).

- Моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя всё существенное и главное).

- Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи.

- Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять иную точку зрения).

            Проектная задача должна содержать набор действий, которые должны быть выполнены группой детей. Количество заданий в проектной задаче – это количество действий, которые необходимо совершить, чтобы задача была решена.

                  А что значит задача решена? Это означает, что создан какой-то реальный

«продукт», который можно представить публично и оценить. Результат решения может быть представлен в виде различных текстовых, знаковых, графических средств, создания рисунка, так как нет установки на жестко определенную форму ответа.

       Проектные  задачи имеют творческую составляющую. Решая их, дети не ограничиваются рамками обычного учебного задания, они вольны придумывать, фантазировать. Такие задачи поддерживают детскую индивидуальность

         В содержании проектной задачи нет конкретных ориентиров на ранее изученные темы или области знаний, к которым относятся те или иные задания.

         Часто использую проектные задачи после изучения большой темы для того, чтобы составить полное и ясное представление об уровне усвоения школьниками учебного материала, формирования коммуникативных навыков.

Теоретическая база опыта.

            Метод проектов зародился во второй половине XIX века в школах США и основывался на теоретических концепциях «прагматической педагогики», основоположником которой был американский философ-идеалист Джон Дьюи (1859—1952). Согласно его воззрениям, истинным и ценным является только то, что полезно людям, что дает практический результат и направлено на благо всего общества. Он считал, что вслед за человечеством ребенок должен повторить путь познания окружающего мира.

                      Обучение должно проходить как преимущественно трудовая и игровая деятельность, в которой развивается вкус ребенка к самообучению и самосовершенствованию.

         Почти одновременно с педагогическими исканиями Дьюи, в России появились первые разработки проектов. Основателем считают С.Т.Шацкого, который в 1905 году организовал группу исследователей, которые проводили первые работы с детьми и учителями. Метод проектов привлек внимание советских педагогов, считавших, что он, обеспечив развитие инициативы и творческой самостоятельности школьников, будет способствовать непосредственной связи между приобретением знаний и умений и применением их в решении практических задач.

              За рубежом (в США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии и др.) метод проектов нашел широкое распространение и приобрел большую популярность за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем.

            В современной российской школе проектная система обучения начала возрождаться лишь в 90-ые годы в связи с реформированием школьного образования,  поиском активных форм познавательной деятельности школьников, появлением и интенсивным развитием сетевых и информационно-коммуникационных технологий.

              Среди современных педагогов, занимающихся вопросами проектного обучения, а также методологической основой - является  теория  А.Б.Воронцова «Проектная задача как инструмент мониторинга способов действия школьников в нестандартной ситуации учения». Он  не только разрабатывает теорию проектного обучения, но и предлагает конкретные методы работы.

              Уроки по решению  проектных задач  помогут   сформировать  у младших школьников целеустремлённость  и настойчивость  в достижении целей, умения контролировать и оценивать свои и чужие действия,  переносить полученные знания на нестандартные жизненные ситуации и реализовать  их.

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.

           В своей работе использую сочетание групповых, парных и индивидуальных форм работы, эвристические и исследовательские методы.      

                Не секрет, что после изучения темы учителю недостаточно провести одну проверочную работу, чтобы составить ясное и полное представление об уровне усвоения школьниками языкового материала. Создав на уроке нестандартную ситуацию, учитель сможет более объективно оценить знания детей и определить их проблемы. Для педагога важно найти, придумать такую ситуацию, которая была бы интересна детям. Окунувшись с головой в

проблему, дети не подозревают, что именно диагностирует учитель, они увлечены решением задачи, работают не «на учителя», а на свою общую цель и тем самым, не задумываясь об этом, демонстрируют свои истинные знания, коммуникативные навыки в гораздо более полном объеме. Зачастую именно в такой обстановке раскрываются учащиеся, на обычных уроках находящиеся в тени.

        Процесс решения проектной задачи детьми – процесс творческий, но и составление проектной задачи педагогом – ещё более творческий и увлекательный. Данную технологию я использую в своей практике третий год.  Проектную задачу использую, в качестве закрепления пройденного материала или в качестве проверки знаний учащихся. И нужно отметить, что применение проектной задачи в учебном процессе  вызывает огромный интерес у учащихся, т.к. в задаче детям предлагается захватывающий сюжет, который объединяет все задания. Ребята очень увлекаются такими задачами, маленькими шагами они идут к поставленной цели, не чувствуя при этом усталости.

Приведу пример проектной задачи во 2 классе

Деятельность педагога и учащегося на всех этапах работы над проектной задачей.

Этап работы над проектной задачей.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формирование УУД у младшего школьника

1 этап. Постановка проблемы (мотивационный).

Цель и задачи:

1.Перевод проблемы в задачу.

2. Определение замысла проектной задачи.

3.Планирование деятельности по решению поставленной цели с распределением обязанностей

1.Создает мотивацию у учащихся на деятельность.

2. Помогает сформулировать:

- проблему проекта;

- цели и задачи.

3. Организует поиск оптимального способа достижения поставленных целей и задач.

4. Наблюдает, контролирует.

5. Консультирует учащихся

Вживаются в ситуацию, осуществляют уточнение целей и задач, объединяются в рабочие  группы

Личностные УУД – у учащихся формируется внутренняя позиция, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы.

Регулятивные УУД – учащиеся овладевают всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия.

Познавательные УУД – учащиеся учатся искать информацию, овладевают действием моделирования.

Коммуникативные УУД – учащиеся приобретают умения организовывать и осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, оценивать и точно выражать свои мысли.

2 этап Выполнение заданий

(деятельностный)

Цели и задачи: 1.Реализация замысла

проектной задачи (темы,

целей, конечного продукта)

2.Анализ полученного

Результата.

1.Сохраняет мотивацию у

учащихся на

деятельность.

2.Оказывает

консультативную помощь

(по запросу участников) в

создании «продукта»..

3.Наблюдает,

контролирует.

4.Заполняет оценочный

лист

Получение заданий, распределение ролей в группах,

работа над решением поставленной задачи.

Личностные УУД – формирование мотивации учебной деятельности, развитие познавательных интересов, чувства взаимопомощи.

 Регулятивные УУД – формирование всех типов учебной деятельности, направленных на организацию своей работы, умение планировать деятельность и действовать по плану.

Познавательные УУД – умение сравнивать данные, находить отличия.

Коммуникативные УУД – учиться договариваться, находить общее решение, уметь аргументировать свое предложение, убеждать.

3 этап

Представление результатов

(Рефлексивно-оценочный)

Практическая помощь (по необходимости)

Представляют продукт деятельности (зрителям или экспертам) продукт деятельности,

рефлексия.

Личностные УУД – самоопределение, действия нравственно-этического характера.

Регулятивные УУД – учащиеся учатся определению последовательности высказываний с учетом конечного результата. Ппознавательные УУД – учащиеся учатся строить сообщения в устной форме.

 Коммуникативные УУД – учащиеся учатся адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

         

Замысел проектной задачи

Задача построена на необходимости составить правильное меню для Робина-Боббина с памяткой-напоминалкой, в которой написано, какие продукты он должен есть в определенные дни недели.

Для этого предлагается выполнить несколько последовательных действий.

Описание проектной задачи.

Учитель читает стихотворение про  Робина- Боббина, выясняем почему недоволен Робин-Боббин: у него болит живот от того, что он ел слишком много вредной и несъедобной пищи.

Итак, задача – необходимо научить Робина-Бобина питаться правильно, составить для него меню на неделю и напишем памятку «Правила приема пищи»

Задание 1. Выбери из предложенных слов только те, которые относятся к лексике «продукты».

Задание 2. Раздели эти слова в два столбика: полезные  и вредные продукты.

Задание 3. Полезных продуктов Роббину-Боббину желательно кушать побольше. Распредели «продукты» между словам many и much.

Задание 4. Нам необходимо составить меню на неделю. Из букв составьте названия дней недели.

Задние 5. На листке бумаги напишите дни недели, а под ними продукты, которые должен кушать Роббин-Боббин каждый день.

Задание 6. Напиши памятку для Робина-Боббина

Этап работы на проектной задачей

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 этап Постановка проблемы -мотивационный

Цель и задачи:

1.Перевод проблемы в задачу.

2. Определение замысла проектной задачи.

3.Планирование деятельности по решению поставленной цели с распределением обязанностей

Учитель приветствует учащихся, беседует с ними и определяет проблему проекта (читает стих -е)

 Робин-Боббин 
Кое-как
Подкрепился
Натощак:
Съел теленка
Утром рано,
Двух овечек
И барана,
Съел корову
Целиком.
И прилавок
С мясником,
Сотню жаворонков в тесте,
И коня с телегой вместе,
Пять церквей и колоколен

-Да еще и недоволен!

Ребята, как вы думаете, почему недоволен Робин- Боббин?


Я тоже думаю, что у Робина Боббина разболелся живот, от того, что он ел неправильную пищу.

Как мы можем  помочь ему? (слушаем ответы детей)

 Ребята, какие  английские слова  нам необходимо вспомнить, чтобы составить меню для Робина-Боббина.

 

Примерные ответы учеников.

Он не наелся.

У него болит живот, от того что он скушал много вредных и несъедобных продуктов.

Вместе с детьми ставим задачу: составить правильное меню для Робина-Боббина на неделю.

Дети вспоминают лексику на тему: «продукты», «дни недели»,

2 этап Выполнение заданий

(деятельностный)

Цели и задачи: 1.Реализация замысла

проектной задачи (темы,целей, конечного продукта)

2.Анализ полученного

Результата.

1 задача: впиши потерявшуюся букву в слове.

2 задача: из данных слов выбрать только те которые относятся к «продуктам», выписать их в две колонки: «полезные» и «вредные»

3 задача: исчисляемые и неисчисляемые существительные.

4 задача: вспомнить дни недели

5 задача: выбор продуктов на все дни (рисунок)

6 задача: сделать памятку- напоминание, какие продукты должен, не должен есть Робин-Боббин.

3 этап

Представление результатов

(Рефлексивно-оценочный)

Предоставление меню, чтение памятки-напоминалки

Анализ результативности.

             Анализируя проведённую работу, хочу отметить, что занятия по решению проектных задач на уроках английского языка помогли достичь следующих результатов:

· возрос познавательный интерес обучающихся к урокам английского языка;

· повысилась мотивация к учебной деятельности;

· появился интерес к освоению нового материала;

· совместная деятельность ребят способствуют сплочению коллектива;

· повысилась активность на уроках, исчезла боязнь неправильного ответа;

· ребята стали более самостоятельными и коммуникабельными.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта:

           Работая с детьми младшего школьного возраста при внедрении в учебный процесс проектных задач, я столкнулась и с определёнными трудностями:

- у младших школьников низкая техника чтения, что затрудняет работу с большими объёмами информации;

- ребята с трудом могут выбрать главную, значимую информацию;

- не всегда получается аккуратно оформить продукт своей деятельности (приходится прибегать к помощи учителя).

  -  подготовка к использованию метода проектных задач занимает достаточно много времени;

Адресные рекомендации при использовании данного опыта.

           Данный опыт могут использовать учителя английского языка, педагогическая деятельность которых направлена на развитие творческих способностей  учащихся.

        Решение проектных задач в начальной школе являются первой ступенькой для более серьезной исследовательской работы в будущем, ведь они связывают теорию и практику, учат проблемно мыслить и помогают реализовать свои способности и интересы. Это повышает мотивацию ребят к учебной деятельности. 

       Своих учеников хочется видеть думающими, с хорошим багажом знаний, умений и навыков, творческими, способными анализировать любую жизненную ситуацию, умеющими преодолевать трудности, ставить цели, их добиваться, искать разные способы действий, позитивно относиться к окружающим людям.   Я планирую продолжать приобретать опыт по данному вопросу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Способы повышения мотивации учебной деятельности на уроках английского языка

Способы повышения мотивации учебной деятельности на уроках английского языка...

мастер класс Технология проблемного обучения как способ повышения мотивации к учебе при обучении английскому языку.

В данном материале идет речь об использовании технологии проблемного обучения на уроках с целью повышения мотивации обучаемых к изучению иностранного (английского) языка и  сценарий работы с учит...

Повышение мотивации у обучающихся в изучении английского языка

В данной статье представлен материал ,как мотивировать детей на изучение английского языка...

Способы повышения мотивации у школьников при изучении иностранного языка.

Приемы и технологии, помогающие максимально повысить мотивацию к изучению иностранного языка....

статья "Преодоление языкового барьера у младших школьников при изучении английского языка"

В данной статье описываются причины возникновения речевого барьера у младших школьников при изучении английского языка и стратегии преодоления этого барьера....