Способы преодоления проблем мотивации у младших школьников на уроках английского языка
статья по английскому языку (5 класс)

В данной статье рассматривается проблема повышения мотивации младших школьников при обучении иностранному языку (на материале английского языка). Прослеживается зависимость достижения высокого уровня успеваемости от стремления учащихся получать и использовать знания. Целью написания статьи является анализ основных факторов, влияющих на мотивацию учащихся, а также предлагаются методы обучения, стимулирующие высокий уровень заинтересованности учеников.

Ключевые слова: мотив, мотивация, методы обучения, младшие школьники, иностранный язык.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_romankova_m.l.docx24.21 КБ

Предварительный просмотр:

Способы преодоления проблем мотивации у младших школьников на уроках английского языка

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема повышения мотивации младших школьников при обучении иностранному языку (на материале английского языка). Прослеживается зависимость достижения высокого уровня успеваемости от стремления учащихся получать и использовать знания. Целью написания статьи является анализ основных факторов, влияющих на мотивацию учащихся, а также предлагаются методы обучения, стимулирующие высокий уровень заинтересованности учеников.

Ключевые слова: мотив, мотивация, методы обучения, младшие школьники, иностранный язык.

Одним из первых требований к результатам освоения программы начального образования, согласно «Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования», является сформированность мотивации к обучению и познанию [Минобрнауки, 2009]. Мотивацию в широком смысле можно охарактеризовать как что-то, «что определяет, стимулирует, побуждает человека к совершению какого-либо действия» [Зимняя, 2003]. Мотивация включает в себя внутреннюю и внешнюю. Ее можно охарактеризовать как состояние личности, которое определяет степень активности и направление действий человека в той или иной ситуации [Уткин, 2007]. «В зависимости от развития мотивационной сферы осуществляется развитие и познавательных способностей ребенка, его навыков, умений, привычек, его характера» [Божович, 1997].

Учебная мотивация является частным видом мотивации. Она неразрывно связана с процессом учебной деятельности и определяется образовательной системой. Также она характеризуется организацией учебного процесса, спецификой учебного предмета, субъективными особенностями ученика и педагога [Зимняя, 2003]. И.П. Подласый замечает, что мотивация является общим названием «для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования» [Подласый, 2011]. Для успешного освоения учебного материала необходимо, чтобы цели и мотивы учебной деятельности стали личными целями и мотивами ученика, для этого процесс обучения должен строиться с учетом возрастных и личностных особенностей учащихся [Божович, 1997]. К концу дошкольного периода у детей присутствует сильная мотивация к обучению, которая связана с тем, что ребенку интересно познать новое, у него возникает потребность в личностном и социальном развитии. Это касается и начала изучения иностранного языка. Но постепенно эта сильная мотивация начинает снижаться. Необходимо помнить, что ученики при постановке позитивных учебных целей испытывают радость, но, в тоже время, у них присутствует страх потерпеть неудачу и столкнуться с критикой в свой адрес. Поэтому преподавателю следует всячески развивать в учащихся стремление к успеху и поощрять их достижения не акцентируя внимание на неудачах [Ильина, 1984].

Важную роль в формировании учебной мотивации играет образ учителя. Для школьников начальных классов оценивание учителя носит эмоциональный характер. Если преподаватель не сумел заинтересовать учащихся на первых уроках английского языка, то школьники могут потерять интерес к предмету. Исходя из этого, становится понятна высокая степень влияния личности учителя на мотивацию младших школьников. Учитель должен быть очень терпеливым, заинтересованным в поисках новых подходов к работе со своими учениками, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности.

Более того, на начальном этапе изучения иностранного языка учащиеся младшей школы не осознают его значимость для своей жизни. Для поддержания заинтересованности младших школьников в обучении необходимо активизировать весь арсенал детской деятельности: игровой, познавательной, коммуникативной, художественной. Различные квесты, кроссворды, раскраски, мультфильмы, выступления на английском языке, участие в конкурсе чтецов и викторины способствуют повышению уровня мотивации учащихся.

Одним из эффективных методов является использование песенного материала при обучении иностранному языку. Благодаря песням, школьники младших классов:

• изучают новую лексику;

• учатся воспринимать речь на слух;

• знакомятся с культурными особенностями страны;

• впоследствии совершенствуют собственное произношение.

Дети не воспринимают пение, как метод обучения иностранному языку, для них это игра, которая приносит им удовольствие, расслабляет и вносит элемент праздника, вызывает желание научиться петь на английском языке. Им хочется запомнить текст и музыку. Поэтому возникает желание воспроизвести текст, то есть спеть его. Чем больше учитель вносит в урок песенного материала, тем лучше запоминается лексика, и меняется отношение к урокам иностранного языка.

Песенная практика влияет на восприятие и запоминание. Когда учащиеся поют на иностранном языке, они учатся правильной артикуляции, таким образом, постепенно органы речи встают в правильное положение, запоминается темп и ритм речи. С помощью песен дети осваивают новые слова и фразы. Постепенно учащиеся начинают понимать, как строятся предложения с точки зрения грамматики. Благодаря пению на английском языке школьники избавляются от неуверенности в себе, песни улучшают настроение, помогают раскрыться и найти новых друзей.

В самом начале изучения иностранного языка следует подобрать несложные по грамматике и лексике песни, важно разобрать песню с учащимися, перевести ее, выписать новые слова и выражения, прочитать и затем спеть. Благодаря ритму и рифмам композиции, новые слова запоминаются проще. Также можно использовать видеоклипы, в которых дети могут увидеть, о чем поется в песне, им будет легче понять ее смысл и повторять жесты героев, что активизирует моторную память [Перчаткина, 2016]. Таким образом, благодаря песням у школьников младших классов повышается интерес и мотивация к изучению английского языка.

Еще одно условие, которое связано с организацией успешной работы над предметом, является работа малыми группами. Большую мотивационную роль играет правильное комплектование этих малых групп. То есть, «если детей с нейтральным отношением к предмету объединить с детьми, которые не любят данный предмет, то после совместной работы первые существенно повышают свой интерес к этому предмету. Если же включить учеников с нейтральным отношением к предмету в группу любящих данный предмет, то отношение к предмету у первых не меняется» [Талызина, 1998].

Школьники младших классов стремятся к общению, интенсивно устанавливают дружеские контакты, приобретают умения и навыки социального взаимодействия с группой сверстников, стремятся дружить и любят работать в группе. Именно поэтому, чтобы повысить уровень мотивации, преподаватель должен правильно распределить учащихся по группам.

Итак, чтобы преодолеть проблемы мотивации школьников младших классов на уроках английского языка, у преподавателя должен быть четкий план действий, в который входят не только особенности преподавания, но и правила поведения и общения с детьми самого учителя на уроках английского языка, а также использование разных увлекательных и познавательных методов преподавания.

Литература

Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Официальный сайт Института «Высшая школа психологии». URL: (дата обращения )

Зимняя И.А. Педагогическая психология. Электронная студенческая библиотека «Учебник». URL: (дата обращения )

Ильина Т.А. Педагогика: Курс лекций. Учебные материалы. URL: (дата обращения )

Перчаткина В.Г. Роль музыкального компонента в процессе обучения иностранному языку. Электронная библиотека КиберЛенинка. URL: (дата обращения )

Подласый И.П. Педагогика. Официальный сайт СВФУ им. М.К. Амосова. URL: (дата обращения )

Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. Официальный сайт БГУ им. Доржи Банзарова URL: (дата обращения )

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования Официальный сайт Правительства РФ ;byPara=1&sub=55 (дата обращения )

Уткин Э.А. Мотивационный менеджмент. Общественный ресурс . URL: (дата обращения )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы обучению чтения младших школьников на уроках английского языка

Методические рекомендации помогут учителям,работающим в начальной школе...

«Игра как условие развития познавательных способностей младшего школьника на уроке английского языка»

В реферате рассматривается "Роль игры в развитии познавательных способностей учащихся  обучении английскому языку" и даны методические рекомендации к проблемам...

Статья Игра как способ обучения и здоровьесбережения младших школьников на уроках английского языка.

Статья о значении  игра на уроках английского языка в начальной школе....

Формирование мотивации обучения младших школьников на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС НОО

Формирование мотивации обучения младших школьников на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС НОО...

Методическая статья: "Способы преодоления трудностей при обучении чтению школьников на уроках английского языка в младшей школе".

Методическая статья: " Способы преодоления трудностей при обучении чтению школьников на уроках английского языка в младшей школе"...

статья "Преодоление языкового барьера у младших школьников при изучении английского языка"

В данной статье описываются причины возникновения речевого барьера у младших школьников при изучении английского языка и стратегии преодоления этого барьера....