Урок обобщения по теме "Кровеносная система. Внутренняя среда организма".
план-конспект урока по биологии (8 класс)

Мальцева Елена Николаевна

Урок обобщения по теме: "Кровеносная система. Внутренняя среда организма".

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Урок по теме : Обобщение и систематизация знаний по темам «Кровеносная система. Внутренняя среда организма

Цель урока: выяснить степень усвоения учащимися знаний по теме «Кровь и кровообращение», совершенствовать навыки контроля и самоконтроля у учащихся.

Задачи урока:

-образовательные: систематизация основных биологических терминов и понятий по данной теме, углубить и систематизировать  знания по теме  «Сердце. Органы кровообращения» ; о причинах сердечно - сосудистых заболеваний ; дать представления о различных видах кровотечений.

  - развивающие: развивать умение учащихся работать с дополнительной литературой; научить оказывать первую помощь при повреждении сосудов.

  - воспитательные: воспитывать чувства доброты к больным людям; показать вредное влияние курения , алкоголизма и наркотических веществ на организм человека


тип урока: урок обобщения

Ход урока:

  1. Организационный момент. Постановка целей и задач урока.

Сегодня наш урок посвящен кровеносной системе человека.

Сегодня мы должны с вами обобщить и систематизировать наши знания о крови и кровеносной системе выполняя задания.


2.повторение изученного материала

1Проверка знаний учащихся.  «Блиц - опрос»:

1Почему сердце работает в течение жизни, не уставая и не утомляясь?

2Почему стенка левого желудочка сердца толще правого?

3Почему не все люди заболевают, когда в их организм попадают болезнетворные бактерии?

4Почему при сильных кровотечениях людям в кровь вводят хлорид кальция?

5Почему мать беспокоится, когда врач говорит, что у ребенка увеличены лимфатические узлы?

6При анализе крови человека было обнаружено 15 тысяч лейкоцитов в 1 мл крови. Чем можно объяснить повышенное содержание лейкоцитов?

71000 лет назад в Китае и Индии здоровым людям вводили в нос или в царапину гной, взятый у людей, больных оспой. Для чего это делали?

2«Термины»:

1Красные кровяные клетки          (эритроциты)

2Процесс пожирания инородных тел лейкоцитами.         (фагоцитоз)

3Кровь, насыщенная углекислым газом.(венозная)

4Самый крупный кровеносный сосуд.        (аорта артерия)

5Путь крови от правого желудочка до левого предсердия.     (МКК)

6Группа крови универсального донора.        (1)

7Человек, принимающий кровь при переливании.(РЕЦЕПИЕНТ)

8Сосуды, несущие кровь от сердца.  (артерии)

9Болезнь, при которой не свертывается кровь.  (гемофилия)

10Белые клетки крови.         ( 9лейкоциты)

11Кровь, обогащенная кислородом.    (артериальная)

12Самый мелкий кровеносный сосуд. (капилляры)

13Группа крови универсального реципиента.   (4)

14Человек, дающий свою кровь для переливания.   (донор)

15Сосуды, несущие кровь к сердцу. (вены)

16Если в крови мало эритроцитов или понижен уровень гемоглобина, то это –   (анемия)


3«Прием в травмопункте».

предстоит оказать первую медицинскую помощь

Задания:

  1. При мытье 3-хлитровой стеклянной банки, девочка разбила сосуд и порезалась. Темно-вишневая кровь струйкой стекала из раны, расположенной выше лучезапястного сустава. Определите вид кровотечения.
  2. Иван ехал на велосипеде по обочине дороги рядом с забором, случилось неприятное падение. Он повредил ногу ниже колена – в заборе торчала окровавленный гвоздь. Из раны с большой скоростью фонтанчиком вытекала кровь. Определите вид кровотечения.
  3. Мальчишки во дворе бегали наперегонки. Задев друг друга, ребята упали. Один из друзей сильно повредил колено. Рана обширная, сочится, как из сот, кровь. Определите вид кровотечения.

Физминутка

Сидя или стоя, руки на поясе. Правую руку вперед, левую вверх. Переменить положение рук. Повторить 3-4 раза, затем расслаблено опустить вниз и потрясти кистями голову наклонить вперед. Темп средний

2. Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы

4«Найди ошибку» (количество ошибок - 7)    работа с текстом в парах

Ученики получают тексты, в которых допущены ошибки. Прочитать текст, выявить ошибки и назвать правильные ответы.

Эритроциты – красные кровяные клетки. Они очень малы. В 1 мл крови – их около 10 (5)млн. Зрелые эритроциты имеют (не имеют) мелкие ядра. Это клетки шаровидной формы (двояковогнутой формы), не способные к самостоятельному движению. Внутри клеток есть гемоглобин – соединение белка и меди( железа). Эритроциты зарождаются в селезенке (красном костном мозге), а разрушаются в красном костном мозге (селезенке). Основная функция эритроцитов – транспорт питательных веществ. Заболевание, связанное с уменьшением эритроцитов в крови, называется тромбофлебитом.(анемия)


5Сообщение ученика по теме «Влияние табака и алкогольных напитков на сердце и сосуды)

6 «Амфора» (ребусы)

Ребус по биологии

Слово из 8 букв (лейкоцит)

Ребус по биологии

Слово из 8 букв (лимфоцит)

Ребус по биологии

Слово из 9 букв (фагоцитоз)


Ребус по биологии

Слово из 10 букв (тромбоциты)

 

7«Что это?»

рассмотрете схему строения что обозначено изображено на рисунке, показать круг кровообращения

http://doktorland.ru/pic/kartinki/malyy_krug.jpg



http://doktorland.ru/pic/kartinki/big_krug.jpg


8.Какие утверждения верны

1.Сердце, кровеносные и лимфатические сосуды образуют систему органов кровообращения

2.Вены – это сосуды, по которым кровь течет к сердцу

3.Капилляры – мельчайшие сосуды

4.Предсердия крупнее желудочков

5.Продвижение крови из предсердий в желудочки регулируют створчатые клапаны

6Большой круг кровообращения начинается в левом желудочке

7.По легочным венам течет артериальная кровь

8.Первая фаза сердечного цикла длится 0,1с

9.Кровяное давление –это давление, под которым кровь находится в кровеносных сосудах

10Наибольшее давление крови в венах, а наименьшее в артериях

11.Движению крови по венам помогают сокращения скелетных мышц, давление внутренних органов, наличие в венах клапанов

12.Предсердия сообщаются между собой

13.Работу сердца регулирует только нервная система

14.Сердечный цикл занимает 0,8с

15Наибольшее давление в аорте.

Ответы:

1-да

2-да

3.-да

4-нет

5-да

6-да

7-да

8-да

9-да

10-нет

11-да

12-нет

13-нет

14-да

15-да

Оценивание

0-8 =2

9-11=3

12- 14=4

15=5

Работа с терминами

Артерии

Вены

Капилляры

Пульс

Фагоцитоз

Донор

Давление

Реципиент

Иммунитет

Решение задач на группу крови

Мужчина с первой группой крови женился на женщине со второй группой крови.Какая группа крови будет у детей.

Подведение итогов урока  выставление оценок активно работающим ученикам  + оценки всем за тест верные утверждения.

Отзывы ребят об уроке – синквейн.

1 слово – существительное (что?)

2 слово – прилагательное (какой?)

3 слово – глагол (что делали?)

4 слово – синоним первому слову.

Дз первая помощь при кровотечениях п.22 и определения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест Опорно-двигательная система, Внутренняя среда организма 8 класс

Тест Опорно-двигательная система, Внутренняя среда организма 8 класс...

Методическая разработка урока по биологии по теме «ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА-ОСНОВА ЕГО ЦЕЛОСТНОСТИ. КРОВЬ»

Сформировать у учащихся важное общее понятие о внутренней среде организма и дать понятие о составе крови, её функциях, ознакомиться с важнейшим физиологическим понятием «внутренняя среда организма», с...

Учебная разработка урока биологии в 8 классе " Внутренняя среда организма"

Учебная разработка урока биологии в 8 классе " Внутренняя среда организма"...

Презентация к уроку биологии в 8 классе "Внутренняя среда организма"

Презентация к уроку биологии в 8 классе "Внутренняя среда организма"....