Учебная разработка урока биологии в 8 классе " Внутренняя среда организма"
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Кононова Елена

Учебная разработка урока биологии в 8 классе " Внутренняя среда организма"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vnutrennyaya_sreda_biologiya_8_kl.docx26.61 КБ

Предварительный просмотр:

Урок - смотр знаний по теме "Внутренняя среда организма"

Цели урока:

1. Обучающие: восьмиклассники должны знать терминологию и статистические показатели  по теме; называть элементы крови и описывать их особенности; понимать сущность процессов: образование тромба, формирование иммунитета.

2.Развивающие: развитие критического мышления, коммуникативных              умений и навыков; развитие интереса к предмету.

3.Воспитательные: приучение обучающихся к работе в команде, прислушиваться к чужому мнению, вместе вырабатывать решения; воспитывать объективность в самооценке, дух соревновательности, стремление к самоутверждению личности.

Форма проведения: урок -соревнование

Оборудование: рабочие листы с конкурсной информацией , реквизит для показа моделей физиологических процессов, маркеры, презентация к уроку, писчая бумага.

Структура урока:

I. Организационный момент.

Учитель. Добрый день! Рада видеть вас на необычном уроке. Надеюсь, что наша совместная работа будет полезной и интересной. Давайте улыбнемся друг другу,  настроимся на поиск и творчество и начнем урок. Ребята, наш урок будет отличаться от традиционного.

Во-первых, будет преобладать групповая форма работы. Во-вторых,  работа в каждой  группе будет строиться по принципу "Учимся вместе, учимся сообща". При выполнении предложенных вам заданий вы можете совещаться, помогать друг другу. Для того, чтобы работа в группах была плодотворной, вы должны соблюдать  Заповеди. (Заповеди высвечиваются на экране)

Сегодня вам предстоит выполнить 6 конкурсных заданий. (Названия конкурсов высвечиваются на экране)

Примечание: перед каждым конкурсом учитель ставит цель, называет условия, по окончании конкурса подводит итоги, исправляет и объясняет ошибки, оценивает работу каждой команды.

II. Проверка знаний обучающихся .(Проводится в виде игр - конкурсов)

1. Конкурс "Термины"

Условия: учитель читает определения, а игроки каждой команды по очереди называют соответствующие термины. В случае неправильного ответа предоставляется возможность отгадывать команде - сопернице. За каждый правильный ответ - 1балл.

Задания:

1.Красные кровяные клетки. (Эритроциты.)

2.Процесс пожирания инородных тел лейкоцитами. (Фагоцитоз.)

3.Наследственное заболевание, выражающееся в склонности к кровотечениям в результате не свёртывания крови. (Гемофилия.)

4. Препарат из убитых или ослабленных микроорганизмов. (Вакцина.)

5.Белые клетки крови. (Лейкоциты.)

6.Способность организма защищаться от инфекционного воздействия. (Иммунитет.)

7.Человек, предоставляющий часть своей крови для переливания. (Донор.)

8.Вещество, входящее в состав эритроцитов. (Гемоглобин.)

9.Жидкая часть крови. (Плазма.)

10. Группа крови универсального донора.(Первая.)

11.Вещество, вырабатываемое лейкоцитами на чужеродный белок или организм. (Антитело.)

12.Образование на внутренней поверхности сгустка, препятствующего току крови. (Тромбоз.)

2. Конкурс "С точностью до...."

Условия:  за 1 минуту каждой команде необходимо вспомнить, что означают предложенные цифры и числа.  За каждый правильный ответ - 1 балл. (Задания  для каждой команды высвечиваются на экране)

Задания для I команды:

1. 90% (количество воды в плазме крови).

2.120 дней (продолжительность жизни эритроцитов).

3.6-9 тыс. (количество лейкоцитов в 1 мм3 крови).

4.36% (среди россиян со II группой крови).

5.15-20 частиц (способность поглощения фагоцита).

Задания для II команды:

1. 0,9% (количество NaCl в крови).

2.2-8 дней (продолжительность жизни тромбоцитов).

3.5 млн. (количество эритроцитов в 1 мм3 крови).

4.8%  (среди россиян со IV группой крови).

5. 85% (резус - положительные люди).

3.Конкурс "Найди ошибку"

Условия: команды получают тексты, в которых допущены ошибки. В течение 2-х минут идет работа по выявлению ошибок. За каждую найденную ошибку выставляется 1 балл.

Тексты к конкурсу "Найди ошибку".

1. Эритроциты.

Эритроциты - белые (красные) кровяные клетки. В 1 мм3 их 10 млн. (5млн.).  Зрелые эритроциты имеют мелкие ядра (не имеют ядер). Это клетки неправильной (двояковогнутой формы). Внутри находится гемоглобин - соединение белка и меди (железа). Эритроциты зарождаются и разрушаются в селезенке (зарождаются в красном костном мозге). Заболевание, связанное с уменьшением количества эритроцитов в крови, называется тромбофлебитом (малокровием).

2. Лейкоциты.

Лейкоциты - красные (белые) кровяные клетки. В 1 мм3 их от 10 до 15 тыс. (6-9 тыс.). Они не способны самостоятельно передвигаться (способны активно передвигаться). Лейкоциты пожирают бактерии, попавшие в организм. Такой способ называется пиноцитозом (фагоцитоз). Кроме того, особая группа лейкоцитов вырабатывает иммунные тела - особые клетки (вещества), способные нейтрализовать любую (специфическую) инфекцию. Изучением защитных свойств крови занимался И.П. Павлов (И.И. Мечников).

4. Конкурс "Составь схему"

Условия: в течение 1 минуты каждой команде необходимо составить схему, предложенную в задании. Максимальный балл равен 3(по 0,5 баллов за каждый вариант). После выполнения задания правильные ответы высвечиваются на экране.

Задание для 1 группы

Составьте схему возможного переливания I и III группы крови:

                                 II

              I                                      III

                                 IV    

Задание для 2 группы

Составьте схему возможного переливания во II и  IV группы крови.                                    

                                 II

              I                                      III

                                 IV    

5. Конкурс "Модели физиологических процессов"

Условия: команды экспромтом разыгрывают модели предложенных физиологических процессов: "Образование тромба", "Формирование иммунитета". На подготовку отводится 3 минуты. Задача другой команды: догадаться, какой процесс разыгрывается.

Примеры моделей.

1. "Образование тромба" (сценка). Участвуют 5-6 человек: двое изображают стенку сосуда, остальные - элементы крови. Ведущий (выбирается в команде) читает текст, участники разыгрывают действие.

Ведущий. Представьте себе, что вы порезали палец (участники 1 и 2 разрывают руки) и через поврежденную стенку сосуда начинает течь кровь (игроки 3, 4, 5 многократно пробегают через разомкнутые руки). Но вот на месте повреждения начинают появляться нити белка фибрина (1 и 2 протягивают друг к другу руки и соединяют их), которые, словно сеточка, закрывают отверстия. И в эту сеть попадают клетки крови (3, 4, 5 "застревают" в сетке рук 1 и 2), они закупоривают прорыв. Что так образуется? (Тромб.)

2. "Формирование иммунитета".

Действующие лица: девочки (две клетки), хулиган (болезнетворный организм), милиционер (лейкоцит) и боец спецназа (антитело).

Девочки - клетки не спеша прогуливаются, беседуют, тут на них нападает хулиган, начинает их пинать, щекотать (болезнетворный организм атакует клетки), в результате одна из девочек падает в обморок  (клетка погибает), другая убегает, затем она возвращается, ведя с собой милиционера (лейкоцит). Милиционер смотрит на хулигана, делает запись в протоколе (определяет вид инфекции) и приглашает бойца (антитело), который уводит упирающегося хулигана.

6. Конкурс "Реши задачу"

Условия: в течение 3-х минут каждой команде предлагается решить познавательную задачу. За правильный ответ команда может получить 2 балла.

Задача №1.

Почему противостолбнячную вакцину можно вводить только здоровым людям, не получившим травмы ?

(Ответ: при травме в организм могут попасть возбудители столбняка, и вакцина может только усилить болезнь).

Задача №2

Человеку недавно сделали укол против дифтерии . Ввели вакцину. Предохранит ли она его от столбняка?

(Ответ: вакцина, введенная человеку против дифтерии, не предохранит его от столбняка, потому что антитела обладают специфичностью: они могут уничтожать антигены определенного вида, в нашем случае - дифтерии.)

III.  Подведение итогов урока.

Подсчитывание баллов у каждой команды. Выставление оценок за участие в конкурсах.

 

Рабочий лист для первой группы

Конкурс "С точностью до...."

1. 90%

2.120 дней

3.6-9 тыс.

4.36%

5.15-20 частиц

Конкурс "Найди ошибку"

1. Эритроциты.

Эритроциты - белые  кровяные клетки. В 1 мм3 их 10 млн.   Зрелые эритроциты имеют мелкие ядра . Это клетки неправильной формы. Внутри находится гемоглобин - соединение белка и меди . Эритроциты зарождаются и разрушаются в селезенке . Заболевание, связанное с уменьшением количества эритроцитов в крови, называется тромбофлебитом .

Конкурс "Составь схему"

Составьте схему возможного переливания I и III группы крови:

                                 II

              I                                      III

                                 IV    

5. Конкурс "Модели физиологических процессов"

1. "Образование тромба" (сценка). Участвуют 5-6 человек: двое изображают стенку сосуда, остальные - элементы крови. Ведущий (выбирается в команде) читает текст, участники разыгрывают действие.

Ведущий. Представьте себе, что вы порезали палец (участники 1 и 2 разрывают руки) и через поврежденную стенку сосуда начинает течь кровь (игроки 3, 4, 5 многократно пробегают через разомкнутые руки). Но вот на месте повреждения начинают появляться нити белка фибрина (1 и 2 протягивают друг к другу руки и соединяют их), которые, словно сеточка, закрывают отверстия. И в эту сеть попадают клетки крови (3, 4, 5 "застревают" в сетке рук 1 и 2), они закупоривают прорыв. Что так образуется? (Тромб.)

Конкурс "Реши задачу"

Задача №1.

Почему противостолбнячную вакцину можно вводить только здоровым людям, не получившим травмы ?

 Рабочий лист для второй группы

Конкурс "С точностью до...."

1. 0,9%

2.2-8 дней

3.5 млн.

4.8%  

5. 85%

Конкурс "Найди ошибку"

2. Лейкоциты.

Лейкоциты - красные кровяные клетки. В 1 мм3 их от 10 до 15 тыс. Лейкоциты пожирают бактерии, попавшие в организм. Такой способ называется пиноцитозом. Кроме того, особая группа лейкоцитов вырабатывает иммунные тела - особые клетки, способные нейтрализовать любую инфекцию. Изучением защитных свойств крови занимался И.П. Павлов.

Конкурс "Составь схему"

Составьте схему возможного переливания во II и  IV группы крови.                                    

                                 II

              I                                      III

                                 IV    

5. Конкурс "Модели физиологических процессов"

"Формирование иммунитета".

Действующие лица: девочки (две клетки), хулиган (болезнетворный организм), милиционер (лейкоцит) и боец спецназа (антитело).

Девочки - клетки не спеша прогуливаются, беседуют, тут на них нападает хулиган, начинает их пинать, щекотать (болезнетворный организм атакует клетки), в результате одна из девочек падает в обморок  (клетка погибает), другая убегает, затем она возвращается, ведя с собой милиционера (лейкоцит). Милиционер смотрит на хулигана, делает запись в протоколе (определяет вид инфекции) и приглашает бойца (антитело), который уводит упирающегося хулигана.

Конкурс "Реши задачу"

Задача №2

Человеку недавно сделали укол против дифтерии . Ввели вакцину. Предохранит ли она его от столбняка?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок биологии 8 класс "Внутренняя среда организма ее значение. Плазма крови"

Урок биологии с использованием ЭОР по программе Н.И. Сонина....

урок биологии 8 класс "Внутренняя среда. Кровь, состав и функции."

Урок билогии  8 класс входит в раздел "Внутренняя среда организма" Урок освоения новых знаний...

Методическая разработка урока по биологии по теме «ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА-ОСНОВА ЕГО ЦЕЛОСТНОСТИ. КРОВЬ»

Сформировать у учащихся важное общее понятие о внутренней среде организма и дать понятие о составе крови, её функциях, ознакомиться с важнейшим физиологическим понятием «внутренняя среда организма», с...

Открытый урок в 9 классе "Внутренняя среда организма. Кровь"

Открытый урок по биологии в 9 классе на тему "Внутренняя среда организма. Кровь"      ...

Урок биологии 8 класс. “Внутренняя среда. Значение крови и ее состав”.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Сформировать в ходе урока у учащихся новые понятия о внутренней среде, составе и функциях крови, продолжить развивать умения  у обучающихся вы...