Авторская программа элективного курса по биологии «Гигиена» для 8 класса
методическая разработка по биологии (8 класс)
Дополнительная программа по предмету "Биология".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_korikova.docx | 50.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Авторская программа
элективного курса по биологии «Гигиена»
для 8 класса
( в приложении серия разработанных уроков)
Корикова Марина Александровна, учитель биологии
2018 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предлагаемый элективный курс «Гигиена» включает лабораторные работы, самонаблюдения, упражнения, полезные советы, основы первой медицинской помощи при бытовых травмах.
Список нормативно-правовых документов,
использованных при составлении программы данного курса.
1.Закон № 273-ФЗ от 29.12.12 г. « Об образовании РФ»;
2.Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы Сан-Пин 2.4.2.2821-10 « Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993;
3. Перечень учебников по биологии для 8 класса.
Данный курс целесообразно использовать в 8 классе и сочетать с лекциями. Лабораторные работы, которые разработаны могут быть выполнены в условиях кабинета биологии.
При проведении лабораторных работ используется простое оборудование, которое имеется в школе.
Поскольку материал рассчитан на усвоение полученных знаний на занятиях, в начале большинства работ внесён раздел «Предварительные сведения», которые знакомят учащихся с сущностью проблемы. При проведении занятий необходимо использовать таблицы, модели, презентации, в том числе видеозаписи, соответствующие теме. Кроме того, повторное использование электронных пособий из раздела «Человек и его здоровье» позволит обобщить предшествующий опыт на более высоком уровне и в несколько другом аспекте. Комплексное применение учебного оборудования будет способствовать более эффективному усвоению знаний.
Предлагаемый практикум лабораторных работ позволяет учащимся оценить собственное здоровье, получить знания и навыки по санитарии, гигиене, а также научиться проводить самонаблюдения.
При выполнении практикума следует соблюдать следующие правила учащимся:
1) внимательно читайте задания и тщательно выполняйте все предписания;
2) не забывайте оформлять проведенные наблюдения;
3) тщательно изучайте рисунки;
4) соблюдайте правила обращения с учебным оборудованием; особое внимание обратите на работу с микропрепаратами;
5) содержите свое рабочее место всегда в чистоте и порядке.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСА:
Цель: развивать практические компетенции у учащихся с использованием знаний биологии.
Задачи:
• сформировать у учащихся понятие о здоровье;
• выяснить значение знаний о человеке для его сохранения и укрепления;
• развивать познавательный интерес к предмету;
• осуществлять экологическое, нравственное, патриотическое и эстетическое воспитание учащихся;
• сформировать представление о здоровом образе жизни как обязательном условии гармоничного развития личности человека;
• обобщить и систематизировать знания по гигиене;
• развивать монологическую речь;
Описание места элективного курса «Гигиена» в учебном плане.
Данный курс внесён в базисный учебный план согласно компонента образовательной организации.
Результаты освоения элективного курса «Гигиена»
Личностные результаты:
•знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье-сберегающих технологий;
•сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
•формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
•формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками;
•формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
•осознание значения семьи в жизни человека и общества;
Метапредметные результаты:
•умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
•умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
•владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
•способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
•умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
Предметные результаты:
•усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;
•формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих
•объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе;
•овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов; освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха.
Содержание и перспективно-тематическое планирование
элективного курса «Гигиена»
1. Факторы влияющие на здоровье человека 1 час
2. Самооценка здоровья 1 час
3. Измерение артериального давления 1 час
4. Антропометрия 1 час
5. Исследование ногтей 1 час
6. Строение микропрепаратов «костная ткань» и «гиалиновый хрящ» 1 час
7. Определение быстроты реакции человека 1 час
8. Выявление плоскостопия 1 час
9. Определение жизненной емкости легких (ЖЕЛ) 1 час
10. Свойства натурального меда, определение примесей в меде 1 час
11. Влияние никотина на фермент слюны 1 час
12. Подбор лекарств и перевязочных средств для домашней аптечки первой помощи. Её состав, размещение 1 час
13. Определение энергозатрат при различной физической нагрузке 1 час
14. Определение темперамента 1 час
15. «Кожа - зеркало здоровья» 1 час
16. Викторина о косметике «Свет мой, зеркальце, скажи» 1 час
17. КВН «За здоровый образ жизни» 1 час
Литература.
1. Дидактический материал по анатомии, физиологии и гигиене. Москва, 1995 год.
2. Журнал «Биология в школе».
3. Журнал «Здоровье».
4. Книга о здоровье. Москва, 1988 год.
5. И.А. Пугал «Практикум по гигиене», 2002 год
Я считаю, что разработанный мною элективный курс поможет многим учителям в реализации целей по сохранению и укреплению здоровья современной молодёжи.
Серия уроков .
Тема 1. ФАКТОРЫ ВЛИЯЮЩИЕ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА
Ход урока.
1. Актуализация знаний (1-2 мин).
2. Что такое здоровье? Простота ответа на этот вопрос - типа «это ничего не болит»
В большой медицинской энциклопедии ЗДОРОВЬЕ - это состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения.
Согласно определению Всемирной организации здравоохранения «Здоровье - это состояние полного физического, психического благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.
Н.М. Амосов (1987г.) Здоровье органа определяется количеством его, которые можно оценить максимальной производительностью органов при сохранении качественных пределов их функций.
КОМПОНЕНТЫ ЗДОРОВЬЯ
1. Соматическое здоровье - текущее состояние органов и систем организма человека, - основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.
2. Физическое здоровье - уровень роста и развития органов и систем организма.
3. Психическое здоровье - состояние психической сферы - основу которого составляет общий душевный комфорт.
4. Нравственное здоровье - система ценностей, установок, поведения индивида в обществе.
КРИТЕРИИ ЗДОРОВЬЯ
1. Для соматического и физического здоровья - я могу.
2. Для психического - я хочу.
3. Для нравственного - я должен.
ПРИЗНАКИ ЗДОРОВЬЯ
1. Иммунная устойчивость к действию повреждающих факторов.
2. Показатель роста и развития.
3. Функциональное состояние и резервные возможности организма.
4. Наличие уровня дефекта развития.
5. Уровень морально-волевых установок.
ФАКТОРЫ ВЛИЯЮЩИЕ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА
20 % -наследственные факторы
20 % -экологические факторы
10 % - недостатки здравоохранения
50 % - образ жизни
Валеология - это наука о ЗОЖ.
БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ЗОЖ
• ОЖ должен быть возрастным
• ОЖ должен быть ритмичным
• укрепляющим
• эстетичным
• нравственным
• волевым
• самоограничительным
ПОНЯТИЕ ЗОЖ
1. Отказ от вредных привычек;
2. Оптимальный двигатель режима;
3. Рациональное питание;
4. Закаливание;
5. Личная гигиена;
6. Положительная эмоции.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ
1.Факторы влияние на здоровье человека (экологическое)
2. Массовое заболевание людей инфекционными болезнями (эпидемии)
3. Состояние полного физического, психического, нравственного благополучия.
4. Наука о сохранении и укреплении здоровья человека.
РЕШЕНИЕ БИОЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
1. Объясните смысл фразы: врач спасает человека, гигиенист - человечество.
2. Спорят двое:
1-й - Здоров я или часто болею - это мое личное дело.
2-й - Нет, здоровье каждого человека общественное достояние влияет на жизнь и труд других людей.
Кто из них прав? Приведите доказательство.
ТЕМА 2. САМООЦЕНКА ЗДОРОВЬЯ
Ход работы.
1. Оцените по 5-бальной системе свое самочувствие, работоспособность и настроение за прошедший год.
2. Рассчитайте среднюю оценку.
3. Если за последний год болели четыре раза или более, то уменьшите полученную цифру на один балл.
4. Ищите причину в отклонении здоровья.
5. Результаты записывайте в таблицу, состоящею из критерий: период за который проводится самооценка здоровья, оценка самочувствия, оценка работоспособности, оценка настроения, средняя оценка.
ТЕМА 3. ИЗМЕРЕНИЕ АРТЕРИАЛЬНОГО ДАВЛЕНИЯ
Предварительные сведения.
Артериальное давление определяют с помощью прибора, который предназначен для измерения систолического и диастолического артериального давления косвенным методом Короткова. Принцип работы основа на выслушивании с помощью фонендоскопа тонов Короткова в манжете прибора: при их появлении и исчезновении; при медленном снижении давления.
Оборудование: мембранный прибор-измеритель артериального давления, танометр.
Ход работы:
1. Ознакомьтесь с прибором и найдите его составные элементы: мембранный манометр, компрессионную манжету, пневматический нагнетатель - грушу, соединительные трубки, фонендоскоп.
2. Наложите манжету не плечо пациента. При правильном наложении манжеты под неё можно просунуть палец. При этом соединительные трубки необходимо расположить над пережимаемой артерией в области наложения головки фонендоскопа. Перед началом измерения давления необходимо стрелку манометра совместить с нулевым делением шкалы, вращая регулировочную обойму или кнопку ( в зависимости от конструкции прибора).
3. Поверните регулятор груши (пневматического нагнетателя) по направлению стрелки до отказа так, чтобы нагнетаемый воздух направлялся в манометр.
4. Установите микрофон фонендоскопа мембраной к коже над артерией в области локтевой впадины ниже манжеты.
5. Расположите манометр перед своим взором так, чтобы нулевая отметка была внизу круглой шкалы.
6. Ритмично сжимая грушу-нагнетатель, создайте давление в манжете на 40-60 делений выше предполагаемого систолического (верхнего) давления пациента.
7. Медленным поворотом регулятора против направления стрелки обеспечьте плавное снижение давления в компрессионной манжете.
8. В момент появления первого из прослушиваемых тонов Короткова (пульсирующие глухие звуки) зафиксируйте по манометру систолическое (верхнее) давление, а при исчезновении - диастолическое (нижнее) давление.
9. Поверните регулятор против направления стрелки до упора и выдержите прибор в этом состоянии 5-7 секунд.
10. Снимите манжету.
ТЕМА 4. АНТРОМЕТРИЯ
Предварительные сведения.
Антропометрия (от греческих слов «anthropos» человек и «metrio» измерять) - это совокупность методов и приемов изучения морфологических особенностей человеческого тела. В школьном практикуме по антропометрии используют следующие антропометрические данные: длин (рост) в положении «стоя», ширина плеч, окружность грудной клетки, динамометрия кистей рук, масса тела.
Работа проводится группой из двух человек, каждый из которых поочередно является экспериментатором или испытуемым.
Результаты измерения заносятся в таблицу.
ТАБЛИЦА АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ
Дата _______________ Ф.И.О. испытуемого _________________________
рост см
ширина плеч см
окружность грудной клети см
при вдохе окружность грудной клетки см
при выдохе сила
правой кисти дН сила л
евой кисти дН
Масса тела кг
ИЗМЕРЕНИЕ РОСТА
Предварительные сведения.
Измерения должны проводится в первой половине дня в положении «стоя». Измерения надо проводить достаточно быстро, чтобы испытуемый сохранил неизменным положение тела. Испытуемому следует занять естественное положение тела: оси стоп направить вперед и слегка развести в стороны, руки опустить вдоль туловища, пальцы разогнуть в суставах, ладони обратить к боковым поверхностям бедер большими пальцами вперед. Голову установить в положении глазнично-ушной горизонтали, при этом нижний край правой глазницы и верхний край козелка правой ушной раковины должны находиться в горизонтальной плоскости.
Оборудование: деревянный или металлический ростомер; при их отсутствии - косяк двери или стена с нанесенными делениями (в см)
Деревянный ростомер представляет собой деревянную стойку длиной до 200 см, на которую нанесены деления от 50 до 200 см. По стойке передвигается плотно прилегающая к ней и слегка скользящая планшетка.
Металлический ростомер представляет собой металлический стержень длиной до 200 см, на который нанесены деления от 50 до 200 см. По стержню передвигается линейка.
Ход работы.
I. Измерение с помощью деревянного ростомера.
Задание испытуемому: станьте спиной к вертикальной стойке прибора так, чтобы касаться её пятками, ягодицами и спиной. Займите естественное положение тела. Голову держите в положении глазнично-ушной горизонтали, волосы на голове раздвиньте.
Задание экспериментатору:
1. Поднимите передвижную планшетку так, чтобы испытуемый мог свободно встать к стойке.
2. Осторожно опускайте планшетку до соприкосновения с теменем испытуемого так, чтобы планшетка касалась кожи испытуемого в верхушечной точке головы.
3. Снимите показание, запишите их в таблице.
II. Измерение с помощью металлического ростомера.
Задание испытуемому: станьте прямо в естественном положении тела лицом к ростомеру так, чтобы он располагался в серединной плоскости, голову держите ровно в положении глазнично-ушной горизонтали.
Задание экспериментатору:
1. Станьте справа от испытуемого, установите ростомер в вертикальном положении в серединной плоскости испытуемого.
2. Поднимите передвижную линейку и опустите её до соприкосновения с теменем испытуемого так, чтобы линейка касалась кожи испытуемого в верхушечной точке головы.
3. Снимите показания, запишите их в таблице.
III. Измерение в случае отсутствия прибора.
Нанесите предварительно на косяке двери или на стене сантиметровые деления от пола до высоты 200 см.
Измерения проводятся тем же методом, что и с помощью деревянного ростомера. Движущаяся планшетка заменяется деревянной линейкой.
ИЗМЕРЕНИЕ ШИРИНЫ ПЛЕЧ
Предварительные сведения .
Ширину плеч определяют как расстояние между крайними точками правого и левого плечевых суставов.
Оборудование: большой толстотный циркуль или лента с сантиметровыми делениями (металлическая, полотняная, клеенчатая).
Ход работы
Экспериментатор и испытуемый должны стать лицом друг к другу.
Задание испытуемому: примите естественное положение тела.
Задание экспериментатору:
1. Определите крайние точки плечевых суставов у испытуемого.
2. Нулевую отметку инструмента приложите своей левой рукой к правой точке испытуемого.
3. Затем правой рукой приложите инструмент к левой точке.
4. Снимите показания и запишите их в таблице.
ИЗМЕРЕНИЕ ОКРУЖНОСТИ ГРУДНОЙ КЛЕТКИ.
Предварительные сведения.
Окружность грудной клетки является одним из важных охватных размеров человека, так как от нормального развития грудной клетки в значительной мере зависит нормальное развитие органов дыхания, сердца и крупных кровеносных сосудов. Разница между величинами грудной клетки при вдохе и выдохе называется экскурсией грудной клетки и косвенно характеризует подвижность ребер и жизненную емкость легких.
Оборудование: лента с сантиметровыми делениями.
Ход работы
Экспериментатор и испытуемый должны встать лицом друг к другу.
Задание испытуемому:
1. Займите естественное положение тела.
2. По команде экспериментатора делайте вдох или выдох.
Задание экспериментатору:
1. Возьмите нулевую отметку ленты в левую руку. Закиньте ленту за спину испытуемого. Лента на спине испытуемого должна располагаться под нижними углам лопаток, на груди: у мальчиков - по нижней полуокружности соска; у девочек по хрящам IV пары ребер над молочными железами. Правая и левая руки экспериментатора при снятии показаний должны сойтись на груди.
2. Дайте испытуемому команду «вдох».
3. Снимите показания. Запишите их.
4. Дайте испытуемому команду «выдох». Снимите показания. Запишите показания в таблице.
5. Вычитая из первого размера второй, определите экскурсию грудной клетки.
ДИНАМОМЕТРИЯ КИСТЕЙ РУК
Предварительные сведения.
Динамометрия проводится с целью определения силы мышц кистей рук и предплечий.
Оборудование: ручной динамометр со стрелкой и шкалой в дН (10Н), что примерно соответствует 1кгс.
Предварительные сведения
Соотношения роста и массы тела может быть нормальным либо свидетельствовать о худобе (истощении) или полноте (ожирении) испытуемого. Для здоровья важным критерием является «нормальная», или «оптимальная масса тела, наиболее благоприятствующая жизнедеятельности и сохранению здоровья человека.
Способы определения нормальной массы тела различны, но наиболее простым и распространенным является индекс Брока: нормальный вес в кг равен длине тела в см минус 100.
Ход работы
Задание: рассчитайте, каким должен быть ваш нормальный вес в соответствии с индексом Брока. Сравните его со своим истинным весом. Сделайте вывод.
Дата Рост см
Масса тела кг
Расчетная масса тела кг
Вывод массы тела
Ход работы
Задание испытуемому:
1. Проверьте стоит ли стрелка-указатель на нуле, если нет, то поставьте её на 0. С этой целью поверните кнопку на задней стенке корпуса.
2. Расположите динамометр на кисти.
3. Сжимайте кисть, нажимайте большим пальцем на металлический конец пружины динамометра.
ИЗМЕРЕНИЕ МАССЫ ТЕЛА
Предварительные сведения.
При взвешивании одежда испытуемого должна быть минимальной, обувь отсутствует.
Оборудование: медицинские весы рычажной системы или бытовые напольные весы (точность измерения бытовыми весами ниже). Шкалы приборов имеют отметки в кг.
Ход работы.
Перед работой проверьте балансировку весов. Коромысло медицинских весов снабжено двумя шкалами - основной и дополнительной, двумя подвижными гирями и двумя тарировочными гайками. Балансировка проводится так: для уравновешивания весов гири поставьте в нулевое положение , а тарировочные гайки перемещайте до тех пор, пока заостренный конец коромысла не окажется в положении равновесия.
Задание испытуемому: встаньте ногами на платформу весов лицом к шкале.
Задание экспериментатору:
1. Станьте лицом к шкале весов и к испытуемому.
2. Освободите коромысло от задвижки.
3. Установите гирю на нижней шкале на предполагаемое значение десятков килограммов.
4. Затем медленно передвигайте гирю по верхней шкале до тех пор, пока заостренный конец коромысла не окажется в положении равновесия.
5. Вес определяют по сумме показаний обеих шкал.
6. Показание запишите в таблице.
7. После взвешивания гири установите в нулевое положение. Конец коромысла закрепите задвижкой.
ТЕМА 5. ИССЛЕДОВАНИЕ НОГТЕЙ
Предварительные сведения.
Цвет, форма и поверхность ногтей могут свидетельствовать как о здоровье, так и о болезни человека.
Ход работы
1. Посмотрите на свои ногти.
Признак Вывод о здоровье или заболевании
Гладкие бледно-розовые Здоровье
Бледный цвет Заболевание
Желтизна Болезни печени
Синий цвет Сердечная недостаточность
Вогнутая и выпуклая форма Недостаток железа в организме
Длинные линии на ногтях Сердечная и легочная недостаточность
Белые пятна на ногтях Плохая всасываемость в системе пищеварения
Поперечные борозды Признак стресса. Плохое питание
2. Сделайте вывод о состоянии своего здоровья.
ТЕМА 6. СТРОЕНИЕ МИКРОПРЕПАРАТОВ «КОСТНАЯ ТКАНЬ» И «ГИАЛИНОВЫЙ ХРЯЩ»
Предварительные сведения.
На поперечном шлифе компактного вещества кости при увеличении в 80 раз видны округлые и овальные прозрачные образования, которых учащиеся обычно принимают за костные клетки. На самом деле это перезанные костные каналы. Если они проходили параллельно по длине кости, на поперечном срезе мы видим круглые отверстия, а если под углом к поверхности кости - овалы. Иногда в них можно заметить какие-то образования. Это могут быть остатки кровеносных сосудов и нервов, которые проходили по этим каналам.
Каждый из каналов окружен концентрическими рядами костных пластинок. Их выделяют клетки, расположенные позади каждого ряда пластинок. Чем большую нагрузку испытывает кость, тем больше концентрических колец окружает канал. Кость, лишенная нагрузки, например, при ампутации конечности, имеет незначительное число концентрических слоев, окружающих каждый канал.
Сами клетки напоминают паучков с длинными отростками, которые соединяют их друг с другом, образуя единую систему. Костный канал вместе с костными клетками и выделенными ими костными пластинками, образующими стенки канала, называется ОСТЕОНОМ.
Положение костных клеток хорошо видно при увеличении в 200 раз на препаратах, где костные полости, в которых были клетки, заполнены воздухом.
При увеличении в 200 раз, заметно также, что каждый остеом отделен от окружающего вещества спайной линией, отличающейся по цвету более контрастной окраской.
ГИАЛИНОВЫЙ ХРЯЩ состоит из плотного гомогенного межклеточного вещества, окрашенного на препарате в фиолетовый цвет различных оттенков, и хрящевых клеток, расположенных поодиночке или группами, находящимися в капсулах среди межклеточного вещества. Дело в том, что клетки хряща способны к делению, но плотное межклеточное вещество мешает им разойтись. Они располагаются по 2; 4; 6; 8 в одной капсуле.
Межклеточное вещество выполняет опорную функцию в хрящевой ткани. Основой являются коллагеновые волокна и склеивающее вещество
Иногда на периферии среза на микропрепарате различима надхрящница - менее интенсивно окрашенная, построенная из двух слоев плотной соединительной ткани. Она постепенно переходит в хрящ без видимых четких границ. В надхрящницу проникают кровеносные сосуды, а питание хряща осуществляется за счет диффузии в межклеточное вещество питательных веществ и кислорода из крови.
Из гиалинового хряща построена большая часть скелета зародыша; у взрослых - суставные поверхности костей, реберные хрящи, большинство хрящей дыхательных путей.
Кроме гиалинового, в организме есть и другие разновидности хрящевой ткани, например эластический (ушная раковина), волокнистый (межпозвоночные диски). Они немного отличаются по строению от гиалинового хряща.
Оборудование: микроскоп, микропрепараты «Костная ткань», «Гиалиновый хрящ».
Ход работы:
1. Рассмотрите микропрепарат при увеличении в 80 раз, зарисуйте фрагмент строения костной ткани, обозначив:
• костные пластинки;
• полость канала с разрушенным кровеносным сосудом и нервом.
2. Ответьте на вопросы:
Какие элементы свидетельствуют, что костная ткань - это разновидность соединительной ткани?
За счет чего происходит утолщение стенок костных каналов?
Как это отражается на прочности костей?
3. При увеличении в 200 раз дополните рисунок, обозначив, где были костные полости, костные клетки.
4. Какие элементы строения костной ткани делают её прочной и в то же время достаточно эластичной? Как доказать, что костная ткань - живая?
5. Рассмотрите микропрепарат хрящевой ткани при увеличении в 120 раз и зарисуйте:
• капсулы с одиночными клетками;
• клетки, расположенные в капсуле группами;
• межклеточное вещество хрящевой ткани.
6. Ответьте на вопросы:
Каковы функции самих клеток и межклеточного вещества в хрящевой ткани?
Какое участие принимает хрящевая ткань в построении опорно-двигательного аппарата?
7. К какому типу ткани относится хрящевая ткань? Как это доказать?
ТЕМА 7. ОПРЕДЕЛЕНИЕ БЫСТРОТЫ РЕАКЦИИ ЧЕЛОВЕКА
Оборудование: монета.
Ход работы.
1. Возьмите монету в левую руку и поднимите её перед собой на высоту 50 см.
2. Разожмите пальцы. Правой рукой поймайте монету. Повторите опыт 10 раз.
Оценка результатов. Результаты можно считать неплохими, если из десяти попыток вам удалось поймать монету 7 раз.
ТЕМА 8. ВЫЯВЛЕНИЕ ПЛОСКОСТОПИЯ.
Предварительные сведения
Стопа выполняет у человека опорную и рессорную функции.
В стопе выделяют тыл, подошву и пальцы. Стопа состоит из многих костей, суставов, связок и мышц. При правильной форме подошва стопы имеет наружный (грузовой) свод и внутренние (пружинящие) своды: продольный и поперечный. Пружинящий свод выполняет функцию рессоры.
Если своды стопы понижаются. То происходит деформация стопы - плоскостопие. Это серьезное заболевание, которое влияет на здоровье не только ног, но и всего организма человека. Поэтому важно знать, нормальные ли у вас стопы или вы страдаете плоскостопием. Плоскостопие бывает врожденным (редко) и приобретенным (статическое, рахитическое, травматическое и паралитическое). Статическое плоскостопие - наиболее часто встречающаяся деформация стоп. Оно возникает в результате перегрузок, связанных с длительным пребыванием на ногах и ношением нерациональной обуви.
Самым распространенным и простым методом определения плоскостопия является снятие плантограммы (planta – подошва + grapho – изображать) - отпечатка подошвенной поверхности стопы.
Оборудование: лист бумаги, акварельные краски, карандаш.
Подготовка к работе. Подготовительную часть работы проделайте дома. Встаньте мокрыми босыми ногами на лист бумаги. Получившийся след обведите карандашом или закрасьте акварельной краской. Отпечатки принесите на занятие.
Ход работы.
1. Измерьте ширину плюсневой части отпечатка ноги в сантиметрах.
2. Измерьте ширину отпечатка стопы в её средней и пяточной частях.
3. Число, обозначающее ширину отпечатка стопы в средней части, разделите на число, обозначающее ширину её плюсневой части.
Результат выразите в процентах.
Оценка результатов. Если полученное процентное соотношение не будет превышать 33%, нога нормальная, плоскостопия нет; если превышает , то это свидетельствует о наличии плоскостопия 1,11 или 111 степени (более75%).
Мы измерили продольное плоскостопие, но есть еще и поперечное. Оно появляется при ношении обуви на высоких каблуках. В такой обуви нагрузка падает не на место, где проходит поперечный свод (плюснефаланговое сочленение). Свод исчезает. В результате головка первой плюсневой кости резко выдается в сторону, становиться торчащей, а большой палец изгибается и давит на остальные. Пальцы деформируются, приобретают неправильную форму, со стороны мизинца образуются мозоли и роговые наросты. Стопа делается не только некрасивой, но и болезненной.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЛЕЧЕНИЮ ПЛОСКОСТОПИЯ
Ведущее место в лечении плоскостопия занимает лечебная физкультура. Можно использовать упражнения в естественных условиях: ходьбу босиком по рыхлой почве, песку, бревну, лазание по канату, подгребание песка стопами, плавание.
Укреплению мышечно-связочного аппарата стопы способствует также массаж и само массаж, которые укрепляют мышцы, поддерживающие свод, и способствуют натяжению связочного аппарата, корректируют неправильное положение стопы. Обеспечивают правильное положение всего тела и нижних конечностей при стоянии и ходьбе, действуют общеукрепляющее на организм, улучшают обмен веществ, активизируют двигательный режим.
ТЕМА 9 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЖИЗНЕННОЙ ЁМКОСТИ ЛЁГКИХ (ЖЕЛ)
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ
Общее количество воздуха, которое человек может выдохнуть после максимального вдоха, называют жизненной ёмкостью лёгких (ЖЕЛ). Однако и после выдоха в лёгких остаётся воздух. Это остаточный объём.
Для того чтобы определить величину нормальной жизненной ёмкости лёгких людей, используют следующую формулу:
у мужчин ЖЕЛ (л) = 2,5 х рост (м);
у женщин ЖЕЛ (л) = 1,9 х рост (м).
Средние показатели: для мужчин – 4, 25 л, для женщин – 3, 23 л.
Если реальная жизненная ёмкость лёгких окажется равной или большей, чем
вычисленные величины, результаты следует считать хорошими, если меньше – плохими.
Оборудование: резиновый шарик, цилиндрическое ведро, линейка, мел.
1. Налейте в ведро 4 л воды и отметьте уровень воды мелом.
2. Вдохните максимальное количество воздуха и выдохните в предварительно хорошо раздутый шарик.
3. Опустите надутый шарик в ведро и отметьте, на сколько изменился уровень воды.
Поскольку по объёму количество вытесненной воды будет равно объёму воздуха в шарике, то можно вычислить объём выдохнутого воздуха:
V=πR2h
Где V – объём;
R – радиус цилиндрического ведра;
h – высота, на которую поднялась вода в ведре после опускания в неё надутого шарика.
4. Вычислите свою жизненную ёмкость лёгких по приведённой выше формуле.
5. Сравните ЖЕЛ, полученную в опыте, с её теоретическим значением. Сделайте вывод о состоянии своего организма.
ТЕМА 10 СВОЙСТВА НАТУРАЛЬНОГО МЁДА. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИМЕСЕЙ В МЁДЕ.
Предварительные сведения.
Мёд – это добытый рабочими пчёлами нектар цветков, который претерпевает изменения в зобике пчел. Пчелы запасают мед в ячейках сотов. Цвет натурального мёда может быть от светло - жёлтого до бурого всех оттенков. Цвет мёда зависит от растений, с которых был собран. Различают липовый мёд, гречишный, цветочный. До появления сахара мёд использовался как естественный сладкий продукт.
Мёд гораздо полезнее для человеческого организма, чем свекловичный или тростниковый сахар. В мёде содержатся простые сахара (моносахара - глюкоза и фруктоза), минеральные вещества, витамины, биологические активные вещества, благотворно влияющие на организм человека и рекомендуемые людям всех возрастов. Целебные свойства мёда известны с древности. Очень полезен мёд спортсменам при больших физических нагрузках, взрослым и детям, особенно детям в период интенсивного роста, при острых заболеваниях дыхательных путей, заболеваниях печени, сердца и т.д.
Физические свойства натурального мёда
1. Натуральный мёд имеет однородный состав и не расслаивается при хранении. Запах очень приятный.
2. Натуральный мёд быстро засахаривается, т.е. становится твёрдым и непрозрачным. При осторожном нагревании мёд снова становится тягучим и прозрачным.
3. При переливании натуральный мёд течёт непрерывной узкой струйкой.
Если в натуральный мёд подмешан сахар, то полученная смесь вытекает по каплям.
4. Если смазать натуральным мёдом лист бумаги, то черта, проведённая шариковой ручкой, не растекается. В мёде с добавками – черта расплывается.
Оборудование: стаканы химические (100 мл) – 2шт., стеклянная палочка, четыре пробирки, штатив для пробирок, раствор йода в йодистом калии (или спиртовой раствор йода), разведённый до цвета чая; раствор уксусной кислоты, воронка, фильтр, феллингова жидкость, мёд с примесью крахмала, мёд с примесью мела.
Ход работы
1. Растворить чайной ложки мёда в 100 мл воды и оставить на 3-4 минуты. Мёд без примесей образует мутный раствор без осадка. При наличии примесей на дне виден осадок.
2. Добавьте к 10 мл полученного раствора несколько капель йодного раствора. Если в мёд добавлен крахмал, то он окрашивается в синий цвет.
3. Отфильтруйте осадок. Стеклянной палочкой капните на осадок несколько капель уксусной кислоты. Если происходит вспенивание и выделение пузырьков газа, то в мёд добавлен мел.
ТЕМА 11. ВЛИЯНИЕ НИКОТИНА НА ФЕРМЕНТЫ СЛЮНЫ
Подготовительные операции
Дома сварите крахмальный клейстер, смочите в нём кусочек бинта длиной 10-15 см, высушите его и принесите на занятие.
Оборудование: кусок накрахмаленного бинта, вата, спички, раствор йода в йодистом калии, стеклянная палочка, блюдце.
Ход работы
1. Намотайте на спичку вату, смочите её слюной и напишите на бинте первую букву имени.
2. Подержите бинт между ладонями для того, чтобы его согреть.
3. Опустите бинт в блюдце с раствором йода, расправьте его стеклянной палочкой и объясните, что произошло.
4. Опыт повторите в следующем варианте: намотайте на спичку вату и попросите курильщика смочить её своей слюной; напишите вторую букву своего имени; проделайте те же операции, что и в предыдущем опыте.
5. Объясните, почему во втором случае опыт не всегда удаётся. Какое значение имеет нагревание бинта между ладонями? На какое органическое вещество крахмал является реактивом?
ТЕМА 12 ПОДБОР ЛЕКАРСТВ И ПЕРЕВЯЗОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ДОМАШНЕЙ АПТЕЧКИ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ. ЕЕ СОСТАВ, РАЗМЕЩЕНИЕ.
Предварительные сведения.
Домашняя аптечка – это комплект средств, предназначенных для оказания первой медпомощи, главным образом само- и взаимопомощи.
Аптечка первой помощи должна быть в каждом доме, в удобном, но не доступном для маленьких детей месте. Не редко наблюдались случаи отравления детей лекарствами, которые они принимали за конфеты.
При использовании лекарств нужно убедиться в следующем:
1) больной не имеет аллергии на данный препарат;
2) не кончился срок годности препарата;
3) при приёме нескольких лекарств учтена ли их совместимость.
Все лекарства должны иметь подписи и храниться в тёмном, прохладном месте. В индивидуальной аптечке могут быть и специальные средства.
Таблетки, капли без подписей употреблять категорически запрещается!
Наименование препаратов в аптечке.
1 Таблетки валидола с сахаром, 10 шт.
2 Перманганат калия, 3 г.
3 Раствор аммиака 10%-ный.
4 Раствор йода спиртовой
5 Раствор бриллиантового зелёного Флакон стеклянный
6 Анальгин и (или) амидопирин Таблетки в упаковке
7 Аспирин Таблетки в упаковке
8 Активированный уголь Таблетки в упаковке
9 Бесалол Таблетки в упаковке
10 Настойка валерианы (или капли Зеленина) В тёмном стеклянном флаконе, тюбике
11 Валокордин (корвалол) В тёмном стеклянном флаконе
12 Спирт камфорный В тёмном стеклянном флаконе
13 Кислота борная кристаллическая В упаковке
14 Борный вазелин Во флаконе
15 Бинт марлевый медицинский В бумажной обёртке стерильный
16 Вата медицинская гигроскопическая Пачка в плотной упаковке нестерильная
17 Лейкопластырь бактерицидный Пакет
18 Пакет перевязочный медицинский Пакет
19 Бинт трубчатый, 1,5 м В целлофановом пакете
20 Жгут кровоостанавливающий Эсмарха или трубка резиновая медицинская с внутренним диаметром 8 мм, толщиной стенки 1,1 мм, длиной 1 м
21 Ванночка для промывания глаз
22 Пипетки глазные, 3 шт. В футлярах
23 Баллон для очистки кишечника, 1 шт. В футляре
24 Горчичники, 10 шт. В пакете
25 Термометр медицинский, 1 шт. В футляре
26 Грелка
27 Пузырь для льда
Оборудование: перманганат калия (кристаллический), стакан химический на 100 мл, склянка с пробой, спички, вата, тёплая вода.
Ход работы
1. Выпишите названия медикаментов и перевязочных материалов и кратко охарактеризуйте их назначения по следующей форме:
Название медикамента Наружное или внутреннее
Внутреннее применение При каких заболеваниях применяется
2. Приготовление раствора перманганата калия для обработки ран.
В стакан налейте 2-5 мл тёплой воды и опустите несколько кристаллов перманганата калия до получения почти чёрного цвета. Раствор слейте в склянку с пробой. Следите, чтобы туда не попали кристаллики твёрдого вещества. Сделайте надпись на склянке. Намотайте на спичку вату и обработайте края «раны».
3. Приготовьте раствор перманганата калия интенсивно розового цвета для дезинфекции медицинских термометров, размачивание повязок при их смене. Склянку с раствором надпишите.
ТЕМА 13 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭНЕРГОТРАТ ПРИ РАЗЛИЧНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКЕ
Оборудование: секундомер или часы с секундной стрелкой.
Предварительные сведения.
Чем выше нагрузка, тем чаще пульс. Однако у тренированных людей при одной и той же нагрузке частота пульса бывает меньше, чем у нетренированных. Энергетические траты у них меньше. Поэтому предлагаемый способ следует считать весьма приблизительным.
Q = 2, 09 x (0,2x ЧСС – 11, 3) кДж/мин,
где Q - количество затраченной энергии в кДж;
х – знак умножения;
ЧСС – частота сердечных сокращений (определяется по пульсу).
Остальные цифры – коэффициенты, найденные экспериментальным путём.
Если вы 30 минут бежали на лыжах, и частота пульса у вас была 120, то за 1 минуту вы потратили:
Q = 2,09 x (0,2 x 120 – 11,3) = 26,5 кДж
что примерно соответствует тяжёлой работе.
Ход работы
1. Сделайте 20 подскоков или 20 приседаний.
2. Измерьте по секундомеру и на секундной стрелке часов время, затраченное на мышечную работу.
3. После физических упражнений быстро сядьте на стул и измерьте ЧСС (частоту пульса). За 10 секунд полученный результат умножьте на 6.
4. Рассчитайте, сколько кДж вы истратили на физическую работу за время приседаний.
ТЕМА 14 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА
Предварительные сведения.
Темперамент человека отражает тип его высшей нервной деятельности, соотношение силы, уравновешенности, подвижности основных нервных процессов: возбуждения и торможения. Различают четыре типа высшей нервной деятельности человека: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик.
Сангвиник – это человек с сильными, уравновешенными, подвижными нервными процессами возбуждения и торможения; холерик - с сильными, неуравновешенными, подвижными процессами; флегматик – с сильными, уравновешенными, малоподвижными процессами; меланхолик – со слабыми, неуравновешенными, малоподвижными процессами.
Тип нервной системы накладывает отпечаток на всё поведение человека, и прежде всего – на его эмоциональную сферу, общительность, манеру держаться. Так, у меланхолика чувства глубоки, но выражаются слабо. У холерика они часто носят взрывной характер, он несдержан, часто агрессивен. У сангвиника чувства, как правило, неглубоки, они быстро сменяются, однообразная работа надоедает. Флегматик отличается большой выдержанностью, спокойствием, но ему трудно переключаться с одного дела на другое.
Существует много способов определения типов темперамента. Один из них разработан английским психологом Г. Айзенком. Это специальная анкета, с помощью которой можно определить тип темперамента путём самонаблюдений. Согласно Айзенку, тип темперамента индивида определяется сочетанием двух характеристик психической деятельности: степени общительности и открытости и особенностями эмоциональных процессов (эмоциональная стабильность). Датский художник – карикатурист Х. Бидструп в серии рисунков «Четыре темперамента» изобразил, как люди с разными темпераментами реагируют на одно и то же событие – порчу лампы.
Мало найдётся людей, которые были «чистыми» сангвиниками или холериками, флегматиками, меланхоликами. Чаще встречаются люди, у которых есть черты двух или трёх темпераментов, причём одни признаки выражены ярче, другие – слабее, и каждый из них проявляется в определённых жизненных ситуациях. Индивидуальный темперамент человека – всегда более сложное явление, чем любой из четырёх темпераментов, к которому мы обычно относим людей.
Помните: хороших и плохих темпераментов нет. Люди любых темпераментов могут обладать богатым воображением, иметь творческие способности, быть артистичными. А.В. Суворов и Д.И. Менделеев были холериками, А.И. Герцен, Ф. Энгельс – сангвиниками, А.И. Крылов, М.И. Кутузов - флегматиками, И. Ньютон, Н.В. Гоголь – меланхоликами.
Ход работы
1. Попробуйте по рисунку 32 определить, у кого из хозяев шляпы какой тип темперамента.
2. Определите с помощью теста Айзенка свой тип темперамента
Подготовьте в тетради для записи результатов ответов на вопросы:
таблица 1 – чётные номера вопросов, таблица 2 –нечётные.
Таблица 1
2 4 6 8 10 12 14 16 18 20 22 24 26 28 30 32 34 36 38 40 42 44 46 48
Таблица 2
1 3 5 7 9 11 13 15 17 19 21 23 25 27 29 31 33 35 37 39 41 43 45 47
3. Ответьте на вопросы об особенностях вашего поведения и ваших чувств.
В таблицах под номером вопроса во второй строке отметьте знаком «+» - «да» и «-» - «нет». Работайте быстро, не тратьте много времени на обдумывание вопросов, так как наиболее интересна ваша первая реакция, а не результат слишком долгих раздумий. Отвечать нужно на каждый вопрос, не пропуская ни одного. Здесь не может быть хороших и плохих ответов. Это не испытание ваших способностей, а лишь выяснение особенностей вашего темперамента.
Вопросы
1) Часто ли вы стремитесь к новым впечатлениям?
2) Часто ли вам нужны друзья для одобрения или утешения?
3) Вы человек беззаботный?
4) Трудно ли вам отказывать в просьбе?
5) Начинаете ли вы какое-либо новое дело, не задумываясь?
6) Часто ли у вас бывает смена настроения?
7) Обычно вы действуете быстро, не раздумывая?
8) Часто ли вы чувствуете себя несчастным человеком?
9) Сделали бы вы всё, что угодно на спор?
10) Часто ли у вас возникает чувство робости или смущения при разговоре с незнакомыми людьми?
11) Часто ли вы действуете под влиянием минутного настроения?
12) Часто ли вы беспокойтесь из-за того, что сделали или сказали что-нибудь такое, чего не следовало говорить или делать?
13) Вы отдаёте предпочтение встречам с людьми по сравнению с чтением книг?
14) Легко ли вас обидеть?
15) Любите ли вы часто бывать в компаниях?
16) Верно ли, что иногда вы полны энергии так, что всё горит в руках, а иногда чувствуете себя совсем вялым?
17) Вы предпочитаете иметь больше хороших знакомых, чем мало друзей, но зато особенно близких?
18) Часто ли вы мечтаете?
19) Когда на вас кричат, хочется ли вам ответить тем же?
20) Часто ли вас беспокоит чувство вины?
21) Способны ли вы дать себе волю и во всю повеселиться в компании?
22) Легко ли вы поддаётесь впечатлениям?
23) Считаетесь ли вы человеком милым и весёлым?
24) Часто ли, сделав какое-нибудь дело, вы испытываете чувство, что могли бы сделать его лучше?
25) Вы много говорите, когда находитесь в обществе своих друзей?
26) Часто ли вам перед сном лезут в голову неприятные мысли?
27) Если вы хотите о чём-нибудь узнать, то предпочитаете спросить об этом, нежели прочитать в книге?
28) Бывают ли у вас сердцебиения?
29) Нравится ли вам работа, требующая постоянного внимания?
30) Бывают ли у вас приступы дрожи?
31) Вам нравится находиться в обществе, где подшучивают друг над другом?
32) Раздражительны ли вы?
33) Нравится ли вам работа, которая требует быстроты действий?
34) Волнуетесь ли вы по поводу каких-то неприятных событий, которые могут произойти?
35) Вы ходите быстро и стремительно?
36) Часто ли вам снятся кошмары?
37) Верно ли, что вы так любите поговорить, что стараетесь не упустить случая, поговорить с незнакомым человеком?
38) Беспокоят ли вас какие-либо боли?
39) Вы почувствовали бы себя очень несчастным, если бы длительное время были лишены широкого круга общения с людьми?
40) Можете ли вы себя назвать нервным человеком?
41) Можете ли вы сказать, что вы весьма уверенный в себе человек?
42) Легко ли вы обижаетесь, когда вам указывают на ваши ошибки в работе или ваши личные промахи?
43) Вы считаете, что легко получить настоящее удовольствие от вечеринки?
44) Беспокоит ли вас чувство, что вы чем-то хуже других?
45) Легко ли вам внести оживление в довольно скучную компанию?
46) Беспокоитесь ли вы о своём здоровье?
47) Любите ли вы подшучивать над другими?
48) Страдаете ли вы от бессонницы?
4 Подсчитайте количество минусов в каждой таблице.
5. Начерти в тетради две пересекающиеся прямые и отметьте свои показатели.
6. На горизонтальной прямой отложите число минусов, получившееся в первой таблице.
7. На вертикальной прямой отложите число минусов, получившееся в первой таблице.
8. Соедините эти точки прямой линией. Эта линия пересекает одно из полей.
Название, написанное на этом поле, - ваш темперамент.
ТЕМА № 15: ВИКТОРИНА «КОЖА – ЗЕРКАЛО ЗДОРОВЬЯ»
Подготовка мероприятия.
Для проведения викторины необходимо заготовить из цветной бумаги кружочки двух цветов – красного и зелёного, можно добавить третий цвет жёлтый. Если ответ положительный, «правда», то поднимается зелёный кружочек, если ответ отрицательный, «ложь», то поднимается красный кружочек, «ложь», если возможны варианты ответа или возникли сомнения, - жёлтый кружочек. При чтении вопроса они опущены, после окончания чтения все показывают один из кружочков. Первые, кто поднял зелёные или красные кружочки, отвечают на вопросы, если ответ неверен, то продолжают другие.
Помощники за каждый правильный ответ дают фишку. По окончании игры учащимся, набравшим наибольшее количество фишек, вручаются призы: витамины, средства гигиены, детская косметика в зависимости от средств школы, класса. На сцене, на доске класса располагаются наборные мозаики (см. приложение). При правильном ответе накладываются листики цветика – семицветика. В конце викторины все лепестки закрыты рисунками.
Ведущий: Знаете ли вы, что…?
1. Масса кожи составляет приблизительно 15 % массы среднего человека 12 – ти лет.
2. На каждые 6,45 см 2 кожи приходится в среднем 94 сальные железы, 65 волосяных мешочков и 650 потовых желез.
3. Если кожу взрослого человека среднего роста разложить по земле, она займёт приблизительно 10 м 2 .
4. Кожа имеет большой диапазон цветов благодаря разному содержанию в ней меланина, однако функции её, остаются неизменными независимо от цвета.
5. Не имеют волосяного покрова губы, ладони и пятки.
Все знать, конечно, невозможно, но некоторые сведения об уходе за кожей знать необходимо всем!
Проверим, что вы знаете, и расскажем отдельные неизвестные для вас сведения.
(Далее сообщаются правила проведения викторины, изложенные выше.)
Мы излагаем факты, мнения об уходе за кожей, определите, что, правда, а что ложь?
1. От курения кожа и зубы становятся жёлтыми? (Правда)
2. Кожа становится сальной и угреватой, если человек ест много жирной, мучной, острой пищи, особенно на ночь? (Правда, так как жиры в этом случае не используются для получения энергии, а откладываются в подкожной клетчатке)
3. Чёрные угри содержат грязь. (Ложь. Чёрные угри образуются при окислении верхней части сгустка кожного сала, закупоривающего поры. Регулярная очистка кожи гелем Clearasil предотвращает закупоривание пор)
4. От употребления алкоголя на лице появляются красные прожилки, а нос краснеет? (Правда)
5.Кожа становится сальной при занятиях спортом, физической работой. (Ложь, при занятиях спортом, физической культурой улучшается кровоснабжение кожи и всех органов тела, поэтому кожа будет здоровой, упругой)
6. При постоянном употреблении овощей кожа становится упругой, эластичной. (Правда, так как пополняется запас внутриклеточной воды, витамины А, В, С влияют на состояние кожи.)
7. Чтобы кожа выглядела красивой, надо совсем исключить жиры и мучное из рациона. (Ложь, нельзя совсем исключать из рациона жиры. Питание должно быть сбалансированным: углеводов – 4 части, белков – 1 часть, жиров – 1 часть, иначе кожа и волосы будут тусклыми, невзрачными.)
8. Использование косметики может привести к появлению прыщей. (Да и нет. Жирная, нанесённая толстым слоем косметика может блокировать поры. Это может случиться, если косметика не смывается ежедневно вечером лосьоном, косметическим молочком или гелем Clearasil. Правильно подобранная косметика для детского и юношеского возраста не вызывает угревой сыпи.)
9. Выдавливание угрей, прыщей поможет быстрее избавиться от них. (Ложь. Выдавливание прыщей может привести к возникновению и распространению инфекции, вплоть до гибели от заражения крови. На коже при этом остаются раневые рубцы.)
10. Наше настроение не влияет на состояние кожи и волос. (Ложь. Стрессы, частые скандалы и ссоры ведут к сужению сосудов, нарушению регуляции обмена веществ, кожа становится сухой, волосы ломкими.)
11. При хорошем уходе за кожей и соблюдении правил гигиены невозможно
возникновение сыпи, красноты на коже. (Неверно. Сыпь и покраснение на коже могут возникнуть, как аллергическая реакция.)
12. Общение с животными не влияет на состояние кожи человека (Неверно, если гладить незнакомых кошек и собак, то можно заразиться лишаями (грибковыми заболеваниями)
13. Умывание отварами и настоями трав ромашки, календулы, крапивы полезно для кожи лица, ополаскивание волос улучшает их внешний вид. (Верно, в состав этих лекарственных растений входят многие питательные вещества, витамины, кроме того, они обладают противомикробным действием)
14. Чрезмерно частое мытьё ведёт к пересушиванию кожи. (Да и нет. Пересушивание кожи возникает, если при каждом мытье использовать мыло, обезжиривающие средства. Есть моющие вещества частого мытья (гель, шампуни). Кроме того, необязательно при принятии душа или ванны использовать каждый раз моющие средства.)
15. Закаливание влияет на состояние кожи, она становится упругой и эластичной (Правда, т.к. улучшается кровоснабжение кожи.)
16. Неважно, сколько спишь, а важно сколько за кожей следишь. (Неверно, сон в проветриваемом помещении улучшает внешний вид кожи. Если спать мало, в непроветриваемом помещении, то внешний вид кожи ухудшается.)
17. Стал ходить в бассейн для закаливания, а ногти стали ломкими, покрылись белым налётом. (Правда. Если не соблюдать правила гигиены, ходить босиком в душе и бассейне, можно заразиться грибковыми заболеваниями.)
18. Веду спокойный образ жизни, никаких стрессов, сижу спокойно у телевизора, ем хорошо, сплю много, а кожа всё больше покрывается угрями да блестит. ( Правда. Гиподинамия, избыточное питание и сон вызывают эти заболевания кожи.)
19. Говорили, что маски из клубники, огурца отбеливают кожу. Я что–то не верю, что отвар петрушки выводит веснушки. (Правда).
20. Правда ли, что у многих портится кожа при цветении тополя, лебеды? (Правда. Так как у людей возникает аллергическая реакция в виде сыпи, покраснения кожи, слизистых оболочек глаз.)
21. Если обваришь руку кипятком или паром, то нужно посыпать ожог содой. (Ложь. Неверно. Нужно быстро подставить руку под холодную струю воды, а затем смазать противоожоговой мазью или просто положить повязку и обратиться к врачу. Сода ещё больше разъест рану.)
22. При побелении кожи на морозе, нужно быстро растереть кожу до покраснения варежкой или снегом. (Правда, если только снег и варежка чистые, мягкие, не повредят кожу.)
23. Наркотические вещества делают кожу румяной, здоровой. (Ложь. Употребление наркотиков сопровождается резким покраснением, а затем кожа сморщивается, человек резко худеет.)
24. Употребление крема для рук до и после мытья посуды совершенно не нужно. (Ложь, неверно. Силиконовый крем для рук защищает руки от щелочи при мытье посуды, земляных работах, а после работы руки моют и смазывают питательным кремом.)
25.Употребление поливитаминов зимой улучшает состояние кожи. (Правда)
26.Если зимой ходить без шапки, то волосы будут закаливаться и выглядеть красиво. (Неправда. От мороза сосуды суживаются, нарушается кровоснабжение волос, они становятся ломкими и выпадают.)
27. Летом можно ходить в синтетической одежде, будет красиво и не жарко. (Ложь. Синтетика не пропускает воздух, тело потеет, возможен тепловой удар. Лучше носить одежду из льна или хлопка.)
28. Можно ли пользоваться маминой косметикой? (Нет. Она для детей не подходит.)
29. Можно ли накрасить ресницы, и не смывать их несколько дней? (Нет, можно получить заболевание глаз - конъюктивит. Необходимо пользоваться, специальными средствами, для снятия макияжа ежедневно.)
30. Для того чтобы пятки были мягкими, нужно ороговевшие твёрдые участки после горячей ванны потереть пемзой. (Правильно.)
ТЕМА № 17: КВН «ЗА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ!»
В мероприятии участвуют команды от классов по 8 -10 человек.
Зал оформляется рисунками, плакатами и газетами о здоровом образе жизни.
Жюри – старшеклассники и учителя.
Звучит музыка «Мы начинаем КВН…»
Ведущий приглашает команды занять места, представляет жюри, объявляет, что сегодня речь пойдёт о здоровом образе жизни.
Крошка сын к отцу пришёл
И спросила кроха:
«Что такое хорошо
И что такое плохо?»
Если делаешь зарядку,
Если кушаешь салат
И не любишь шоколадку-
То найдёшь здоровья клад.
Если мыть не любишь уши
И в бассейн ты не идёшь,
С сигаретою ты дружишь-
Так здоровья не найдёшь.
Нужно, нужно заниматься по утрам и вечерам.
Умываться, закаляться, спортом смело заниматься,
Быть здоровым постараться.
Это нужно только нам!
Конкурс «Разминка».
Ведущий предлагает капитанам выбрать лепесток от цветика - семицветика. На этих лепестках – задания для разминки: на листке написано название вида спорта. Одна команда показывает пантомиму, другие разгадывают, что за вид спорта был показан. За пантомиму команда получает 1-3 балла. Та команда, которая первой разгадает вид спорта, получит 1 балл.
Конкурс «Домашнее задание».
Задание даётся командам заранее. Темы распределяются по жребию. Нужно подготовить литературно-музыкальную композицию-шутку о необходимости здорового образа жизни. Длительность выступления – 5-7 минут. Максимальная оценка конкурса – 7 баллов.
Жюри оценивает соответствие теме, достоверность материала, артистизм, оригинальность, оригинальность, музыкальное сопровождение.
Ведущий: Мы с вами очень интересно провели время, многое узнали, но вы растёте, изменяетесь, поэтому для вас нужны будут всегда гигиенические правила и процедуры, а выбор средств, для ухода за кожей, лекарства для лечения кожных заболеваний вам подскажут косметологи и дерматологи, журналы «Здоровье», «Лиза» и др.
Гигиена и здоровье,
Спорт, закаливание, труд,
Травы, овощи и фрукты
Рука об руку идут.
Маски, ванны и массажи
Нам полезны, спора нет,
Ну, а лень, обжорство, пьянство
Оставляют тоже след.
Кожа – зеркало здоровья!
Все недаром говорят.
Ты запомни это точно.
Это важно для ребят!
Список литературы.
6. Дидактический материал по анатомии, физиологии и гигиене. Москва, 1995 год.
7. Журнал «Биология в школе».
8. Журнал «Здоровье».
9. Книга о здоровье. Москва, 1988 год.
10. И.А. Пугал «Практикум по гигиене», 2002 год
Я считаю, что разработанный мною курс поможет многим учителям в реализации целей по сохранению и укреплению здоровья детей и современной молодёжи .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА в 8 классе (физическая культура и биология): Гигиена сердечно-сосудистой системы
Интегрированный урок в 8 классе (физическая культура и биология). С учениками решили провести исследование о значении нашей сердечно - сосудистой системы в течении трёх месяцев записывали результаты Ч...
Иттегрированный урок технологии и биологии "Гигиена зрения"
Урок технологии раздела программы "Гигиена девушки"....
Программа авторского элективного курса по литературе для 11 класса «Отражение эпохи бурь и потрясений в донской литературе XX века".
Цели регионального компонента литературного образования на профильном уровне среднего (полного) общего образования (10-11 классы): обогащение духовного мира учащихся посредством приобщения к луч...
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)
РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...
Конспект урока биологии "Гигиена сердачно-сосудистой системы.Первая помощь при кровотечениях" 8 класс
Методическая разработка урока биологии....
Авторский факультативный курс «Негромкая мелодия души». Авторская песня как средство эстетического и духовного воспитания учащихся
Авторская программа факультативного курса по литературе для 10 класса...
Авторская программа курса «Родной край – Оймяконье», 5 класс, 34 ч.
Курс «Родной край - Оймяконье» в 5 классе опирается на Государственный стандарт НРК в географическом образовании, является пропедевтическим курсом для изучения систематических предметов и ...