Программа авторского элективного курса по литературе для 11 класса «Отражение эпохи бурь и потрясений в донской литературе XX века".
элективный курс по литературе (11 класс) по теме
Цели регионального компонента литературного образования на профильном уровне среднего (полного) общего образования (10-11 классы): обогащение духовного мира учащихся посредством приобщения к лучшим образцам литературы Дона, формирование у школьников национальной идентичности, толерантности, чувства патриотизма, уважения к ценностям донской культуры и традиций, развитие читательской культуры и потребности в самостоятельном изучении литературы Дона.
Указанные цели будут достигнуты путем реализации следующих задач:
формирование представления о литературе Дона как искусстве слова и ее месте в культуре страны и русского народа;
освоение теоретических понятий, которые способствующих более глубокому постижению конкретных художественных произведений;
овладение знаниями и умениями аналитического характера и теми и развитие воссоздающего воображения и творческой деятельности самого ученика;
использование различных форм общения с искусством слова для совершенствования собственной устной и письменной речи;
использовать полученные умения в аспекте подготовки к ЕГЭ по русскому языку и литературе.
Одним из факторов, повлиявших на выбор программы элективного курса, является вопрос о недостаточном уровне когнитивной активности обучающихся 11 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskiy_elektivnyy_kurs.docx | 13.49 КБ |
poyasn.docx | 3.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование элективного курса по литературе для 11класса
Количество часов: в неделю – 1ч., в год – 34ч.
№ ур | Наименование раздела | Тема урока | Кол- во часов | Тип урока | Элементы обязательного минимума | Требования к уровню подготовки | Виды и формы контроля | Материально-техническое обеспечение | Сроки выполнен | |
1 | Вводный урок. «Отражение эпохи бурь и потрясений в донской литературе I четверти XX века. | 1 | Лекция с элементами беседы. Комбинированные с эл. самостоят. анализа | Знать: оценку изученных произведений писателей в русской литературе, соотношение жизненной правды и художественного вымысла в литературных произведениях, конкретно-историческое и общечеловеческое значение произведений русской классической литературы, роды и жанры литературы и основные способы выражения авторского сознания; эстетическую функцию языка художественной литературы, идейно-стилевое единство литературного произведения; основные черты литературных направлений. | К концу изучения курса учащиеся должны: : прочитать программные произведения ; уметь воспроизводить их конкретное содержание; анализировать и оценивать литературное произведение как художественное единство, характеризовать его проблематику и идейный смысл, группировку героев относительно главного конфликта и систему образов, особенности композиции, средства изображения образов-персонажей, род и жанр произведения, способ авторского повествования, авторское отношение; давать оценку изученным лирическим произведениям на основе личностного восприятия и осмысления художественных особенностей; владеть монологическими и диалогическими формами устной и письменной речи; анализировать эпизод изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой, . устанавливать его значение в произведении; составлять планы, тезисы статей на литературную и публицистическую тему; писать сочинения на литературную и свободную тему, а также использовать полученные умения в аспекте подготовки к ЕГЭ по русскому языку и литературе, выразительно читать изученные произведения, в том числе наизусть применять сведения по истории и теории литературы; объяснять связь произведений с нашей современностью; | Опрос, аналитическая беседа, работа с таблицей проверочная работа, индивидуальные задания контрольного и творческого характера, письменные ответы на вопросы, подготовка индивидуальн сообщений, семинар Устный журнал Опрос, аналитическая беседа, тестирование по изученному материалу, проверочная работа по теории литературы, подготовка и проведение семинара Телемост Опрос, аналитическая беседа, работа с таблицей проверочная работа, индивидуальные задания контрольного и творческого характера, письменные ответы на вопросы, подготовка индивидуальн сообщений, выразительное чтение, чтение наизусть стихотворений, их анализ по плану. Проектно-исследовательская мастерская Итоговая читательская конференция | Мультимедиа проектор для просмотра презентаций учителя и учащихся, словарь литературоведческих терминов, методические пособия, иллюстрации к рассказам, произведения художественной литературы, портреты писателей и поэтов, выставка книг писателей, творческих работ обучающихся, публикации на школьном сайте, Интернет-ресурсы | |||
2 | Исторические реалии жизни донского казачества в переписке М.А. Шолохова и И.В. Сталина | 1 | ||||||||
3 | Черты критического реализма в сборнике М.А. Шолохова «Донские рассказы» | 1 | ||||||||
4 | Донская среда как творческий посыл для публицистической деятельности В.А. Гиляровского. | 1 | Лекция с элементами беседы Комбиниро-ванные с эл. самостоят анализа Проверка знаний и умений Комбиниро-ванные с эл. самостоят анализа | |||||||
5 | Образ «вольного табунщика» в поэзии В.А. Гиляровского. | 1 | ||||||||
6 | Тема счастья в творчестве И.Д. Василенко. | 1 | ||||||||
7 | Реминисценции захватнических нашествий 20-х годов 20 века в повести И.Д. Василенко «Заколдованный спектакль» | 1 | ||||||||
8 | Виртуальная экскурсия по дому-музею И.Д. Василенко в г. Таганроге | 1 | ||||||||
9 | «Сказка о Песне легкокрылой и казаке Макаре Бесслезном» П.В. Лебеденко как отражение твердости и милосердия в характере донского казака | 1 | ||||||||
10 11 | РР Урок-практикум. Творческая работа в формате ЕГЭ по текстам сказок П.В .Лебеденко | 2 | Проверка знаний и умений Комбиниро-ванные с эл. самостоят анализа | |||||||
12 | Д.И. Адамов. Жизнь и судьба | 1 | ||||||||
13 | «Потерянное поколение» в эпоху сталинских репрессий. Роман Д.И. Адамова «Испытание». Образ сельского учителя как истинного патриота Родины | 1 | ||||||||
14 | РР Урок-семинар. Представление и защита проектов «Судьба целого поколения в произведениях А. Солженицына и Д. Адамова. | 1. | Проверка знаний и умений | |||||||
15 | «Родине покинутой молюсь». Обзор литературного наследия казачьего зарубежья | 1 | Лекция с элементами беседы Проверка знаний и умений | |||||||
16 | Философская направленность лирики И.В. Воинова. «Сегодня как вчера…», «Колокола» | 1 | ||||||||
17 | Ностальгические мотивы в поэзии В. Измайлова. «Всё не то!..», «Край родной…» | 1 | Комбиниро ванные уроки с эл. самостоят. анализа Проверка знаний и умений Комбиниро ванные уроки с эл. самостоят. анализа | |||||||
18 | Р.Р. Устный журнал «Тоска по Родине!» | 1 | Продолжение и развитие гуманистически и реалистических традиций в донской литературе,, поиски новых принципов и форм изображения действительности Ответственность человека за свою судьбу, мечта о красоте человеческих чувств и отношений, лаконизм повествования, приемы подтекста, новаторство психологический подтекст, символическая функция пейзажа | |||||||
19, 20 | Тема ВОВ гитлеровской оккупации в романе Г. Гофмана «Герои Таганрога». | 2 | ||||||||
21 | Эпоха. Люди. Судьбы. Урок-мастерская по повести А. Калинина «Эхо войны». | 1 | Лекция с элементами беседы | |||||||
22 | Жизнеутверждающая вера в победу добра в рассказе В. Закруткина «Подсолнух» | 1 | ||||||||
23 | Телемост «Отражение реалий жизни на страницах произведений В. Закруткина» | 1 | Комбиниро ванные уроки с эл. самостоят. анализа Лекция с элементами беседы | |||||||
24 | Ю.А. Жданов - ученый с душой поэта | 1 | ||||||||
25 | Малые жанры как приоритетная форма традиций донской культуры | 1 | Лекция с элементами беседы | |||||||
26 | Художественное своеобразие и тематика сборника стихотворений Ю.А. Жданова «» | 1 | Комбиниро ванные уроки с эл. самостоят. анализа | |||||||
27 | Влияние энергии культурного наследия на творчество В.С. Золотарева | 1 | ||||||||
28 | Юмор как средство преодоления обыденности и тягот существования в рассказах В.С. Золотарева | 1 | ||||||||
29 | Эстетика городского рассказа в творчестве В.С. Золотарева | 1 | ||||||||
30 | РР Проектно-исследовательская мастерская по творчеству В.С. Золотарева | 1 | Проверка знаний и умений Комбиниро ванные уроки с эл. самостоят. анализа | |||||||
31 | Обзор литературных произведений Неклиновского района | 1 | ||||||||
32 | Общественно-политическая проблематика очерков А.Ф. Яковенко «Когда конфликт неизбежен» | 1 | ||||||||
33 | Обзор поэтического творчества жителей Неклиновского района: В. Козубской, С. Щукиной-Даниленко, А. Субботина, Н. Пономарева | 1 1 | ||||||||
Лекция с эл. беседы | ||||||||||
34 | РР Итоговая читательская конференция | 1 | Проверка знаний и умений |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка к элективному курсу «»по литературе для 11 класса"
Цели регионального компонента литературного образования на профильном уровне среднего (полного) общего образования (10-11 классы): обогащение духовного мира учащихся посредством приобщения к лучшим образцам литературы Дона, формирование у школьников национальной идентичности, толерантности, чувства патриотизма, уважения к ценностям донской культуры и традиций, развитие читательской культуры и потребности в самостоятельном изучении литературы Дона.
Указанные цели будут достигнуты путем реализации следующих задач:
- формирование представления о литературе Дона как искусстве слова и ее месте в культуре страны и русского народа;
- освоение теоретических понятий, которые способствующих более глубокому постижению конкретных художественных произведений;
- овладение знаниями и умениями аналитического характера и теми и развитие воссоздающего воображения и творческой деятельности самого ученика;
- использование различных форм общения с искусством слова для совершенствования собственной устной и письменной речи;
- использовать полученные умения в аспекте подготовки к ЕГЭ по русскому языку и литературе.
Одним из факторов, повлиявших на выбор программы элективного курса, является вопрос о недостаточном уровне когнитивной активности обучающихся 11 класса
Огромную роль играет активное использование принципа вариативности. Именно обращение к этому принципу предполагает насыщение программы большим количеством произведений, а в обзорных темах — и авторов, чтобы возможность выбора не была бы беспочвенной декларацией.
Решение названных задач обеспечивает высокий уровень читательского мастерства, способствует формированию гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и оказывает ученику реальную помощь в осознании ценности окружающего мира. Логика литературного образования предопределена содержанием и структурой программы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа авторского элективного курса для 9 класса "Сложноподчиненные предложения несвободной фразеологизирванной модели"
В рамках программы по русскому языку совершенно не изучаются СПП несвободной модели. Но практика показывает, что ученики встречая данные модели предложений, затрудняются и не могут определить к какому...
Программа авторского элективного курса по выбору «Общие закономерности состава и строения клетки»
Программа авторского элективного курса по выбору «Общие закономерности состава и строения клетки»Элективный курс по выбору «Общие закономерности состава и строения клетки» является составной час...
Авторская программа элективного курса "Современная литература"
Авторская программа элективного курса "Современная литература" предназначена для обучающихся 10-11 классов. Программа знакомит выпускников с литературой последнего десятилетия 20 века и первого десяти...
Авторский элективный курс регионального компонента по литературе "Эпоха бурь и потрясений"
Цели регионального компонента литературного образования на профильном уровне среднего (полного) общего образования (10-11 классы): обогащение духовного мира учащихся посредством приобщения к луч...
ПРОГРАММА элективного курса по литературе «Специфика воплощения авторского идеала в русской прозе Мордовии конца ХХ − начала XXI веков» для учащихся 9-11 классов
Актуальность. Особый интерес в непрерывном образовании приобретают вопросы о воспитании высоконравственной личности. В связи с этим важное значение приобрела проблема идеала и идеального н...
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)
РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...
Авторская программа элективного курса по литературе серебряного века.
Предметом изучения данного курса является изучение фольклорных традиций в лирике поэтов Серебряного века, прочтение произведений серебряного века с точки зрения отражения...