Рабочая программа по биологии 8 класс
рабочая программа по биологии (8 класс)
Данная рабочая программа составлена к учебнику авторского коллектива Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_biologiya_8_kl.docx | 84.99 КБ |
Предварительный просмотр:
1.Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644,от 31.12.2015 N 1577), основной образовательной программой основного общего образования МБОУ Верхнедонской гимназии на 2015-2020 г.г. (срок реализации 5 лет).
Рабочая программа разработана на основе Примерной основной образовательной программы основного общего образования по биологии (одобрена решением от 8 апреля 2015 г. протокол №1/15), с учетом авторской программы Колесова Д.В., Маш Р.Д., Беляева И.Н. по биологии.
Рабочая программа ориентирована на учебник:
Порядковый номер учебника в Федеральном перечне | Автор/авторский коллектив | Название учебника | Класс | Издательство |
1.2.4.2.2.4 | Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. | Биология | 8 | АО «Дрофа» |
Общие цели и задачи преподавания биологии в 8 классе
Цели изучения биологии в 8 классе:
- формирование представлений о целостной картине мира, методах научного познания и роли биологической науки в практической деятельности людей; - приобретение новых знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека как представителя органического мира;
- овладение умениями применять биологические знания в практической деятельности, использовать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами и справочниками; проводить наблюдения за организмом;
- развитие познавательных качеств личности, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения особенностей анатомии, физиологии и гигиены человека, проведения наблюдений и экспериментов;
- воспитание позитивного ценностного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих
- создание условий для осознанного присвоения обучающимся правил и норм здорового образа жизни;
- использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни, направленных на сохранение и укрепление своего здоровья;
- развитие представлений о жизни, как величайшей ценности;
- овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными.
Задачи:
- познакомить обучающихся с основами анатомии, физиологии, психологии и гигиены человека;
- систематизировать знания обучающихся о строении органов и систем органов организма человека;
- продолжить формирование представлений о методах научного познания природы, элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
- научить обучающихся применять полученные знания в повседневной жизни;
- развить у обучающихся устойчивый интерес к изучению особенностей организма человека;
- продолжить формирование основ экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате изучения предмета «Биология» при получении основного общего образования у выпускников 8 класса будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Личностные результаты
У выпускника 8 класса будут сформированы:
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).
7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).
9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные)
Регулятивные УУД
- Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
- анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
- идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
- выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
- ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
- формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
- обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
- Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
- определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
- обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
- определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
- выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
- выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
- составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
- определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
- описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
- планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
- Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
- определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
- систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
- отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
- оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
- находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
- работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
- устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
- сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
- Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
- определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
- анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
- свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
- оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
- обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
- фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
- Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
- наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
- соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
- принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
- самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
- ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
- демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД
- Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
- подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
- выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
- выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
- объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- выделять явление из общего ряда других явлений;
- определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
- строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
- строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
- излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
- самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
- вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
- выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
- делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
- Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
- обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
- определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
- создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
- строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
- создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
- преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
- переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
- строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
- строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
- анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
- Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
- находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
- ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
- устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
- резюмировать главную идею текста;
- преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);
- критически оценивать содержание и форму текста.
- Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
- определять свое отношение к природной среде;
- анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
- проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
- прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;
- распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
- выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.
10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:
- определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
- осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
- формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
- соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
- Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
- определять возможные роли в совместной деятельности;
- играть определенную роль в совместной деятельности;
- принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
- определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
- корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
- критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
- предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
- выделять общую точку зрения в дискуссии;
- договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
- организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
- устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
- Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
- определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
- отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
- представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
- соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
- высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
- принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
- создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
- использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
- использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
- делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
- Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
- целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
- выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
- выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
- использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
- использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
- создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Предметные результаты
Выпускник 8 класса научится:
Пользоваться научными методами для распознания биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за живыми объектами, описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты.
Выпускник овладеет системой биологических знаний – понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки.
Выпускник освоит общие приемы: оказания первой помощи; рациональной организации труда и отдыха; проведения наблюдений за состоянием собственного организма; работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
Выпускник приобретет навык и использования научно-популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
- осознанно использовать знания основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни в быту;
- выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
- ориентироваться в системе познавательных ценностей – воспринимать информацию биологического содержания в научно-популярной литературе, средствах массовой информации и Интернет-ресурсах, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
- создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и процессах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.
Человек и его здоровье
Выпускник научится:
- выделять существенные признаки биологических объектов (животных клеток и тканей, органов и систем органов человека) и процессов жизнедеятельности, характерных для организма человека;
- аргументировать, приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, родства человека с животными;
- аргументировать, приводить доказательства отличий человека от животных;
- аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, травматизма, стрессов, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
- объяснять эволюцию вида Человек разумный на примерах сопоставления биологических объектов и других материальных артефактов;
- выявлять примеры и пояснять проявление наследственных заболеваний у человека, сущность процессов наследственности и изменчивости, присущей человеку;
- различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты (клетки, ткани органы, системы органов) или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов), процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, выделение и др.); делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
- использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; проводить исследования с организмом человека и объяснять их результаты;
- знать и аргументировать основные принципы здорового образа жизни, рациональной организации труда и отдыха;
- анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье человека;
- описывать и использовать приемы оказания первой помощи;
- знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Выпускник получит возможность научиться:
- объяснять необходимость применения тех или иных приемов при оказании первой доврачебной помощи при отравлениях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего, кровотечениях;
- находить информацию о строении и жизнедеятельности человека в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет-ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;
- находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию об организме человека, оформлять ее в виде устных сообщений и докладов;
- анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.
- создавать собственные письменные и устные сообщения об организме человека и его жизнедеятельности на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
- работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с особенностями строения и жизнедеятельности организма человека, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
3. Содержание учебного предмета «Биология»
№ п/п | Название раздела (блока) | Кол-во часов на изучение раздела (блока) | Из них кол-во часов, отведенных на контроль | ||
Лабораторные работы | Практические работы | Контрольные работы тематические | |||
1 | Введение. Науки, изучающие организм человека | 2 | |||
2 | Происхождение человека | 3 | 1 | ||
3 | Строение организма | 4 | 1 | ||
4 | Опорно-двигательный аппарат | 8 | 1 | 1 | 1 |
5 | Внутренняя среда организма | 3 | 1 | ||
6 | Кровеносная и лимфатическая системы организма | 7 | 1 | 1 | |
7 | Дыхание | 4 | 1 | ||
8 | Пищеварение | 6 | |||
9 | Обмен веществ и энергии | 4 | 1 | ||
10 | Покровные органы. Терморегуляция. Выделение. | 4 | |||
11 | Нервная система | 6 | 1 | 1 | |
12 | Анализаторы. Органы чувств. | 5 | 1 | ||
13 | Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика. | 5 | |||
14 | Эндокринная система | 2 | |||
15 | Индивидуальное развитие организма | 7 | 1 | ||
Итого | 70 | 5 | 3 | 6 |
4. Тематическое планирование
Тема, количество часов | Содержание | Характеристика основных видов учебной деятельности |
Раздел 1. Введение. Науки, изучающие организм человека(2ч) | ||
Науки о человеке. Здоровье и его охрана. (1ч) | Биосоциальная природа человека. Науки о человеке и их методы. Значение знаний о человеке. Основные направления (проблемы) биологии 8 класса, связанные с изучением организма человека. | Определение понятий: «анатомия», «физиология», «психология», «гигиена», «здоровье», «факторы, сохраняющие здоровье», «факторы риска». Объяснение места и роли человека в природе. Выделение существенных признаков организма человека, особенности его биологической природы. Определение значения знаний о человеке в современной жизни. Выявление методов изучения организма человека. |
Становление наук о человеке (1ч) | Основные этапы развития анатомии, физиологии и гигиены человека. | Объяснение связи развития биологических наук и техники с успехами в медицине |
Раздел 2. Происхождение человека (3 ч) | ||
Систематическое положение человека. (1ч) Входная контрольная работа | Биологическая природа человека. | Определение понятий: «таксоны», «рудименты», «атавизмы». Объяснение места человека в системе органического мира. Приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными. Определение черт сходства и различия человека и животных. |
Историческое прошлое людей. (1ч) | Происхождение и эволюция человека | Определение понятий: «австралопитек», «человек умелый», «древнейшие люди (питекантропы, синантропы)», «древние люди (неандертальцы)», «современные люди (кроманьонцы)». Объяснение современной концепции происхождения человека. Выделение основных этапов эволюции человека. |
Расы человека. Среда обитания(1ч) | Расы человека и их формирование. | Определение понятий: «европеоидная раса», «монголоидная раса», «негроидная раса», «природная и социальная среда». Объяснение возникновения рас. Доказательство несостоятельности расистских взглядов о преимуществах одних рас перед другими |
Раздел 3. Строение организма (4 ч) | ||
Общий обзор организма.(1ч) | Строение организма человека. Уровни организации организма человека. Органы и системы органов. | Выделение уровней организации человека. Выделение существенных признаков организма человека. Сравнение строения тела человека со строением тела млекопитающих животных. Отработка умений пользования анатомическими таблицами, схемами. |
Клеточное строение организма. (1ч) | Клеточное строение организма человека. Жизнедеятельность клетки. | Установление различий между растительной и животной клеткой. Установление единства органического мира, проявляющегося в клеточном строении. Раскрытие строения и функций клеточных органоидов. |
Ткани. (1ч) Лабораторная работа № 1 Выявление особенностей строения клеток разных тканей | Ткани: эпителиальная, мышечная, соединительная. | Выделение особенностей биологической природы: клеток, тканей, органов и систем органов человека. Сравнение клеток, тканей организма чело века, формулирование выводов на основе сравнения. Наблюдение и описание клеток и тканей на готовых микропрепаратах. Сравнение увиденного под микроскопом с приведенным в учебнике изображением. Работа с микроскопом. |
Рефлекторная регуляция. (1ч) | Нервная ткань. Строение нейрона. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Рецептор. | Выделение существенных признаков процессов рефлекторной регуляции жизнедеятельности организма человека. Объяснение согласованности всех процессов жизнедеятельности в организме человека. Объяснение особенностей рефлекторной регуляции процессов жизнедеятельности организма человека. Проведение биологических исследований, умение делать выводы на основе полученных результатов |
Раздел 4. Опорно-двигательный аппарат (8 ч) | ||
Значение опорно-двигательного аппарата, его состав. Строение костей. (1ч) | Опорно-двигательная система. Состав, строение и рост кости. Кости: трубчатые, губчатые, плоские, смешанные. | Распознавание на наглядных пособиях органов опорно-двигательной системы (кости). Вы деление существенных признаков опорно-двигательной системы человека. |
Скелет человека. Осевой скелет(1ч) Лабораторная работа № 2 Выявление особенностей строения позвонков. | Скелет человека. Скелет головы. Кости черепа: лобная, теменные, височные, затылочная, клиновидная и решетчатая. Скелет туловища. Позвоночник как основная часть скелета туловища. | Объяснение особенностей строения скелета человека. Объяснение зависимости гибкости тела человека от строения его позвоночника. Проведение биологических исследований, умение делать выводы на основе полученных результатов. |
Добавочный скелет: скелет поясов и свободных конечностей. Соединение костей. (1ч) | Скелет конечностей и их поясов. Соединения костей. Сустав. | Распознавание на наглядных пособиях кости скелета конечностей и их поясов. Определение типов соединения костей. |
Строение мышц. (1ч) | Строение и функции скелетных мышц. Основные группы скелетных мышц. Мышцы синергисты и антагонисты. | Объяснение особенностей строения мышц. Проведение биологических исследований, умение делать выводы на основе полученных результатов. |
Работа скелетных мышц и их регуляция. (1ч) | Работа мышц и ее регуляция. Атрофия мышц. Утомление и восстановление мышц. | Объяснение особенностей работы мышц. Объяснение механизмов регуляции работы мышц. |
Осанка. Предупреждение плоскостопия. (1ч) Практическая работа № 1 Выявление нарушения осанки и наличия плоскостопия | Осанка. Остеохондроз. Сколиоз. Плоскостопие. | Объяснение условий нормального развития и жизнедеятельности органов опоры и движения. На основе наблюдения определение гармоничности физического развития, нарушения осанки и наличия плоскостопия. |
Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов. (1ч) | Травмы костно-мышечной системы и меры первой помощи при них | Приведение доказательств (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики травматизма, нарушения осанки и развития плоскостопия. Освоение приемов оказания первой помощи при травмах опорно-двигательного аппарата |
Контрольная работа по теме «Опорно-двигательный аппарат» (1ч) | Проверка усвоения базовых понятий | Выполнение заданий контрольной работы |
Раздел 5. Внутренняя среда организма (3 ч) | ||
Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма. (1ч) Лабораторная работа № 3 Сравнение микроскопического строения крови человека и лягушки | Внутренняя среда организма, значение ее постоянства. Состав внутренней среды организма и ее функции. Кровь. Тканевая жидкость. Лимфа. Свертывание крови. | Сравнение клеток организма человека, умение делать выводы на основе сравнения. Выявление взаимосвязи между особенностями строения клеток крови и их функциями. Изучение готовых микропрепаратов и на основе этого описание строения клеток крови. Закрепление знаний об устройстве микроскопа и правилах работы с ним. Объяснение механизма свертывания крови и его значение. Проведение биологических исследований, умение делать выводы на основе полученных результатов. |
Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. (1ч) | Иммунитет, факторы, влияющие на иммунитет. Нарушение иммунной системы. | Выделение существенных признаков иммунитета. Объяснение причин нарушения иммунитета. |
Иммунология на службе здоровья. (1ч) | Вакцинация, лечебная сыворотка. Аллергия. СПИД. Переливание крови. Группы крови. Донор. Реципиент. | Объяснение принципов вакцинации и действия лечебных сывороток, переливания крови и его значение |
Раздел 6. Кровеносная и лимфатическая системы (7 ч) | ||
Транспортные системы организма. (1ч) | Замкнутое и незамкнутое кровообращение. Кровеносная и лимфатическая системы. | Объяснение строения и роли кровеносной и лимфатической систем. Различение на таблицах органов кровеносной и лимфатической систем. |
Круги кровообращения. (1ч) | Органы кровообращения. Сердечный цикл. Сосудистая система, ее строение. Круги кровообращения. | Выделение особенностей строения сосудистой системы и движения крови по сосудам. Освоение приемов измерения пульса, кровяного давления. Проведение биологических исследований, умение делать выводы на основе полученных результатов. |
Строение и работа сердца. (1ч) | Строение и работа сердца. Коронарная кровеносная система. Автоматизм сердца. | Установление взаимосвязи строения сердца с выполняемыми функциями. |
Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения. (1ч) | Давление крови в сосудах и его измерение. Пульс. | Установление зависимости кровоснабжения органов от нагрузки. |
Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов. (1ч) Практическая работа №2 Подсчет пульса в разных условиях. Измерение артериального давления | Физиологические основы укрепления сердца и сосудов. Гиподинамия и ее последствия. Влияние курения и употребления спиртных напитков на сердце и сосуды. Болезни сердца и их профилактика. Функциональные пробы для самоконтроля своего физического состояния и тренированности. | Приведение доказательств (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики сердечно-сосудистых заболеваний. |
Первая помощь при кровотечениях. (1ч) | Типы кровотечений и способы их остановки. Оказание первой помощи при кровотечениях. | Освоение приемов оказания первой помощи при кровотечениях. Нахождение в учебной и научно-популярной литературе информации о заболеваниях сердечно-сосудистой системы, оформление ее в виде рефератов, докладов |
Контрольная работа по темам: «Внутренняя среда организма» и «Кровеносная и лимфатическая системы» (1ч) | Проверка усвоения базовых понятий | Выполнение заданий контрольной работы |
Раздел 7. Дыхание (4 ч) | ||
Значение дыхания. Органы дыхательной системы; дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей. (1ч) | Дыхание и его значение. Органы дыхания. Верхние и нижние дыхательные пути. Голосовой аппарат. Заболевания органов дыхания и их предупреждение. | Выделение существенных признаков процессов дыхания и газообмена. Умение различать на таблицах органы дыхательной системы. |
Легкие. Газообмен в легких и других тканях. (1ч) | Газообмен в легких и тканях. | Сравнение газообмена в легких и тканях, умение делать выводы на основе сравнения. |
Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. (1ч) | Механизм дыхания. Дыхательные движения: вдох и выдох. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. | Объяснение механизма регуляции дыхания. |
Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни и травмы органов дыхания: профилактика, первая помощь. Приемы реанимации. (1ч) Практическая работа №3 Измерение жизненной емкости легких. Дыхательные движения | Жизненная емкость легких. Вред табакокурения. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Заболевания органов дыхания и их профилактика. | Приведение доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики легочных заболеваний. Освоение приемов оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего, простудных заболеваниях. Нахождение в учебной и научно-популярной литературе информации об инфекционных заболеваниях, оформление ее в виде рефератов, докладов |
Раздел 8. Пищеварение (6 ч) | ||
Питание и пищеварение. (1ч) | Питание и его значение. Органы пищеварения и их функции. | Выделение существенных признаков процессов питания и пищеварения. Умение различать на таблицах и муляжах органы пищеварительной системы. |
Пищеварение в ротовой полости. (1ч) | Пищеварение в ротовой полости. | Объяснение особенностей пищеварения в ротовой полости. Распознавание на наглядных пособиях органов пищеварительной системы. Проведение биологических исследований, умение делать выводы на основе полученных результатов. |
Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов. (1ч) | Пищеварение в желудке и кишечнике. | Объяснение особенностей пищеварения в желудке и кишечнике. Распознавание на наглядных пособиях органов пищеварительной системы. Проведение биологического исследования, умение делать выводы на основе полученных результатов. |
Всасывание. Роль печени. Функции толстого кишечника. (1ч) | Всасывание питательных веществ в кровь. Тонкий и толстый кишечник. Барьерная роль печени аппендикс. Первая помощь при подозрении на аппендицит. | Объяснение механизма всасывания веществ в кровь. Распознавание на наглядных пособиях органов пищеварительной системы. |
Регуляция пищеварения. (1ч) | Регуляция пищеварения. Открытие условных и безусловных рефлексов. Нервная и гуморальная регуляция пищеварения. | Установление роли нервной и гуморальной регуляции пищеварения. |
Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций (1ч) | Гигиена питания. Наиболее опасные кишечные инфекции. | Доказательство (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики нарушений работы пищеварительной системы |
Раздел 9. Обмен веществ и энергии (4 ч) | ||
Обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ. (1ч) | Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, углеводов, жиров. Обмен веды и минеральных солей. Ферменты и их роль в организме человека. Механизмы работы ферментов. Роль ферментов в организме человека. | Выделение существенных признаков обмена веществ и превращений энергии в организме человека. Объяснение особенностей обмена белков, углеводов, жиров, воды, минеральных солей. Объяснение механизма работы ферментов. Объяснение роли ферментов в организме человека. |
Витамины. (1ч) | Витамины и их роль в организме человека. Классификация витаминов. Роль витаминов в организме человека. | Классификация витаминов. Объяснение роли витаминов в организме человека. Доказательство (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики авитаминозов. |
Энергозатраты человека и пищевой рацион (1ч) | Основной и общий обмен. Энергетическая емкость (калорийность) пищи. Рациональное питание. Нормы и режим питания. | Обсуждение правил рационального питания |
Контрольная работа по темам: «Пищеварение» и «Обмен веществ» (1ч) | Проверка усвоения базовых понятий | Выполнение заданий контрольной работы |
Раздел 10. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение (4 ч) | ||
Покровы тела. Строение и функции кожи (1ч) | Наружные покровы тела. Строение и функции кожи. Производные кожи. | Выделение существенных признаков покровов тела, терморегуляции. Проведение биологических исследований, умение делать выводы на основе полученных результатов. |
Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи. (1ч) | Уход за кожей, волосами и ногтями. Болезни и травмы кожи. Гигиена одежды и обуви. | Доказательства (аргументация) необходимости ухода за кожей, волосами, ногтями, необходимости соблюдения правил гигиены. |
Терморегуляция организма. Закаливание. (1ч) | Роль кожи в терморегуляции. Закаливание организма. Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях, профилактика поражений кожи. | Доказательства (аргументация) роли кожи в терморегуляции. Освоение приемов оказания первой помощи при тепловом и солнечном ударе, ожогах, обморожениях, травмах кожного покрова. |
Выделение (1ч) | Выделение и его значение. Органы выделения. Заболевания органов мочевыделительной системы и их предупреждение. | Выделение существенных признаков процесса удаления продуктов обмена из организма. Умение различать на таблицах органы мочевыделительной системы. Объяснение роли выделения в поддержании гомеостаза. Приведение доказательств (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний мочевыделительной системы. |
Раздел 11. Нервная система (6 ч) | ||
Значение нервной системы. (1ч) | Значение нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности | Объяснение значения нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности. |
Строение нервной системы. Спинной мозг. (1ч) | Строение нервной системы. Нервная система: центральная и периферическая, соматическая и вегетативная (автономная). Спинной мозг. Спинномозговые нервы. Функции спинного мозга. | Определение расположения спинного мозга и спинномозговых нервов. Распознавание на наглядных пособиях органов нервной системы. Объяснение функций спинного мозга. |
Строение головного мозга. Продолговатый мозг, мост, мозжечок, средний мозг. (1ч) Лабораторная работа № 4 Изучение строения головного мозга | Головной мозг. Отделы головного мозга и их функции. Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функциями мозжечка и среднего мозга. Изучение рефлексов продолговатого и среднего мозга. | Объяснение особенностей строения головного мозга и его отделов. Объяснение функций головного мозга и его отделов. Распознавание на наглядных пособиях отделов головного мозга. |
Передний мозг: промежуточный мозг и большие полушария. (1ч) | Передний мозг: Промежуточный мозг. Большие полушария головного мозга и их функции. | Объяснение функций переднего мозга. |
Соматический и вегетативный отделы нервной системы. (1ч) | Вегетативная нервная система, ее строение. Симпатический и парасимпатический отделы вегетативной нервной системы. | Объяснение влияния отделов нервной системы на деятельность органов. Распознавание на наглядных пособиях отделов нервной системы. Проведение биологического исследования, умение делать выводы на основе полученных результатов |
Контрольная работа по теме «Нервная система» | Проверка усвоения базовых понятий | Выполнение заданий контрольной работы |
Раздел 12. Анализаторы. Органы чувств (5 ч) | ||
Анализаторы. (1ч) | Понятие об анализаторах. | Выделение существенных признаков строения и функционирования органов чувств. |
Зрительный анализатор. (1ч) Лабораторная работа № 5 Изучение строения и работы органа зрения | Строение зрительного анализатора. | Выделение существенных признаков строения и функционирования зри тельного анализатора. |
Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней. (1ч) | Заболевания органов зрения и их предупреждение. | Приведение доказательств (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики нарушений зрения |
Слуховой анализатор. (1ч) | Слуховой анализатор, его строение | Выделение существенных признаков строения и функционирования слухового анализатора. Умение приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики нарушений слуха. |
Орган равновесия, мышечное и кожное чувство, обонятельный и вкусовой анализаторы. (1ч) | Вестибулярный анализатор. Мышечное чувство. Осязание. Обоняние. | Выделение существенных признаков строения и функционирования вестибулярного, вкусового и обонятельного анализаторов. Объяснение особенностей кожно-мышечной чувствительности. Распознавание на наглядных пособиях различных анализаторов |
Раздел 13. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (5 ч) | ||
Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. (1ч) | Вклад И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.В. Ухтомского и других отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. | Объяснение вклада отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. |
Врожденные и приобретенные программы поведения. (1ч) | Безусловные и условные рефлексы. Поведение человека. Врожденное и приобретенное поведение. | Выделение существенных особенностей поведения и психики человека. Объяснение роли обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека. |
Сон и сновидения. (1ч) | Сон и бодрствование. Значение сна. | Характеристика фаз сна. Объяснение значения сна. |
Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы. (1ч) | Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь. Познавательная деятельность. Память и обучение. Виды памяти. Расстройства памяти. Способы улучшения памяти. | Характеристика особенностей высшей нервной деятельности человека, роли речи в развитии человека. Выделение (классификация) типов и видов памяти. Объяснение причин расстройства памяти. Проведение биологического исследования, умение делать выводы на основе полученных результатов. |
Воля, эмоции, внимание (1ч) | Волевые действия. Эмоциональные реакции. Физиологические основы внимания. | Объяснение значения интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей в жизни человека. Выявление особенности наблюдательности и внимания |
Раздел 14. Железы внутренней секреции (эндокринная система) (2 ч) | ||
Роль эндокринной регуляции. (1ч) | Органы эндокринной системы и их функционирование. Единство нервной и гуморальной регуляции | Выделение существенных признаков строения и функционирования органов эндокринной системы. Установление единства нервной и гуморальной регуляции. |
Функции желез внутренней Секреции (1ч) | Влияние гормонов желез внутренней секреции на человека | Объяснение влияния гормонов желез внутренней секреции на человека |
Раздел 15. Индивидуальное развитие организма (7 ч) | ||
Размножение. Половая система. (1ч) | Особенности размножения человека. Половые железы и половые клетки. Половое созревание. | Выделение существенных признаков органов размножения человека. |
Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. (1ч) | Закон индивидуального развития. Оплодотворение и внутриутробное развитие. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. | Определение основных признаков беременности. Характеристика условий нормального протекания беременности. Выделение основных этапов развития зародыша человека. |
Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передаваемые половым путем. (1ч) | Наследственные заболевания. Медико-генетическое консультирование. Беременность. Вредное влияние на развитие организма курения, алкоголя, наркотиков. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика. | Объяснение вредного влияния никотина, алкоголя и наркотиков на развитие плода. Приведение доказательств (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики вредных привычек. Приведение доказательств (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики инфекций, передающихся половым путем, ВИЧ-инфекции, медико-генетического консультирования для предупреждения наследственных заболеваний чело- века. |
Развитие ребенка после рождения. Становление личности. (1ч) | Рост и развитие ребенка после рождения. Темперамент. Черты характера. Индивид и личность. | Определение возрастных этапов развития чело века, его темперамента и черт характера. |
Интересы, склонности, способности. (1ч) | Раскрывают суть понятий: «интересы (непосредственные, опосредованные)», «склонности», «способности», «наследственные задатки». | |
Итоговая контрольная работа | Проверка усвоения базовых понятий | Выполнение заданий контрольной работы |
Обобщение. Человек и окружающая среда (1ч) | Адаптация организма к природной и социальной среде. Поддержание здорового образа жизни. | Приведение доказательств (аргументация) взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды, необходимости защиты среды обитания человека. Объяснение места и роли человека в природе. Соблюдение правил поведения в природе. Освоение приемов рациональной организации труда и отдыха, проведения наблюдений за состоянием собственного организма |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...