Технологическая карта
учебно-методический материал по биологии (6 класс)

Ухинова Людмила Дармаевна

Размножение и оплодотворение растений.


Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razmnozhenie_u_rastenii.docx29 КБ

Предварительный просмотр:

Тема  урока

Размножение и оплодотворение растений.

Цель  урока

познакомить учащихся с особенностями полового размножения у покрытосеменных растений, дать представление о двойном оплодотворении у цветковых растений и его значении.

Задачи  урока

Образовательные: раскрытие особенности полового размножения растений, строения цветка как органа полового размножения, образования половых клеток, сущность процессов опыления и оплодотворения, образования плодов, а также показать биологическое значение полового размножения;

Развивающие:  развитие способностей к творческой деятельности и познавательной активности, навыков групповой  работы.

Воспитательные: воспитание толерантности, взаимопомощи и сотрудничества.       

Планируемые  результаты  обучения

Предметные:

Учащиеся знакомятся  с особенностями полового размножения растений, строением цветка как органа полового размножения, ролью половых клеток, процессом  опыления и оплодотворения учатся различать органы на рисунках и таблицах, моделях.

Метапредметные:

  Учащиеся осваивают  основы  исследовательской деятельности,  включая умения изучать  строение органов растений;  учатся  работать с разными  источниками информации, находить информацию  в  учебнике и дополнительной литературы.

Личностные:

Учащиеся развивают  познавательные потребности  на основе  интереса к изучению внутреннего строения растений,   у них формируются  ценностно-смысловые установки  по отношению к растительному миру, происходит  осознание  необходимости бережного  отношения к растениям  и их охраны,  учащиеся  формируют  правила поведения в природе, развивают  умения  слушать и слышать другое мнение.

УУД

Личностные УУД: смыслообразование (каков смысл изучения данной темы);   нравственно-этическое оценивание  усваиваемого  содержания

Регулятивные УУД (организация  учащимися  своей  учебной деятельности):  целеполагание, планирование, прогнозирование,  контроль,   оценка, волевая  саморегуляция в ситуации затруднения.

Познавательные УУД: поиск  и выделение необходимой информации, структурирование  знаний, смысловое чтение, умение  осознанно строить  речевое высказывание, логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество с учителем и учениками, постановка вопросов, оценка и коррекция действий партнера.

Тип урока:

Урок   изучения нового  учебного материала, контроль знаний.

Основные понятия

опыление, двойное оплодотворение, спермий, яйцеклетка, зигота, центральная клетка, зародышевый мешок, пыльца, образование плодов

Межпредметные связи

Экология.

Ресурсы

Интерактивная доска, презентация

Формы урока

Фронтальная работа, работа в группах,  индивидуально

Тип урока

Урок усвоения новых знаний с использованием исследовательской  деятельности  и  информационных технологий

элементы урока

Проектируемая деятельность учителя

Проектируемая деятельность учащихся

Дидактические задачи

Мотивация к успешной деятельности

1. Орг. момент

Проверка готовности к уроку. Здравствуйте, юные мыслители. Я рада видеть ваши добрые лица. Давайте настроимся на творческую и продуктивную работу.

-Скажите, какие правила нужно соблюдать, чтобы урок прошел эффективно?

Пожелайте друг другу удачи на пути к знаниям во время урока, и от себя лично, желаю всем удачи!

Эмоциональный настрой

Правила: Уважай своего товарища.

Умей каждого выслушать.

Не согласен – предлагай!

Дидактические задачи

Стимулировать обучающихся  к постановке проблемного вопроса, подготовить их к усвоению новых знаний и способов действия.

2. Актуализация опорных знаний

Ребята, сегодня мы продолжаем изучение процессов жизнедеятельности растений.  Но сначала вспомним знания, полученные на предыдущих уроках.

Опыление – это перенос …………….. с ………….. на ………….. Если пыльца попадает с  тычинки на рыльце пестика в пределах одного цветка, то  такой процесс называется …………. Перекрёстное опыление может осуществляться с помощью …………,……………., ………………., ……………………   ………………..растения имеют ярко окрашенные цветки и издают приятный аромат. Цветки многих насекомоопыляемых растений выделяют ……………… . Он необходим для того, чтобы ………………….

Обсуждаются вопросы предыдущей темы урока

Чтобы жизнь на нашей планете никогда не прекращалась, все живые существа наделены универсальным свойством. Благодаря этому свойству из года в год появляются новые животные и растения, сменяются поколения людей. О каком свойстве живых организмов идет речь?

Вам предстоит просмотреть видеофрагмент и назвать тему сегодняшнего урока(просмотр видеофрагмента)

Что вы бы хотели узнать, о чем поговорить, а может быть и поделиться своими наблюдениями на эту тему?

Давайте решим, каковы цели и задачи нашего урока, что мы должны сегодня узнать?        

Формулирует проблемный вопрос: Какое значение имеет размножение в живой природе?

Высказывают предположения

(о процессе размножения)

Размножение - это воспроизведение себе подобных.

Формулируют тему урока

«Размножение и оплодотворение растений».

Постановка цели и задач урока самими обучающимися.

Выражают готовность решить проблемный вопрос.

Дидактические задачи

Овладеть новыми знаниями  по теме «Размножение и оплодотворение растений». Обеспечить  восприятие, согласовать его возрастным особенностям и содержанию программы.

3. Изучение новых знаний и способов действия

При всем разнообразии живых организмов, населяющих планету, при всех различиях в строении и образе жизни, способы их размножения в природе сводятся к двум формам. Каким?

Какие виды бесполого размножения растений вам известны?

Способы бесполого размножения растений?

Физкультминутка:

Ученикам предлагается рассмотреть слайды с изображением природы родного края в течении 30 сек.

Проблемный вопрос: У вас на столах лежат картинки (семя финиковой пальмы и растение пальмы; семя кукурузы  и растение...).  Посмотрите внимательно и назовите взаимосвязь между данными объектами.

А откуда берутся семена?

Нет на Земле ничего прекраснее и нежнее цветов – этого хрупкого и драгоценного дара природы. Цветы – сама жизнь. Великий сказочник Ганс Христиан Андерсен говорил: «Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок».

Цветы, как люди на любовь щедры,

И щедро нежность людям отдавая,

Они цветут сердца отогревая,

Как маленькие теплые костры.

Ребята, берегите  красоту, не рвите цветы.

А что такое цветок?

Давайте вспомним строение цветка

В период цветения происходят важнейшие явления в жизни цветка. Что за явления происходят в это время?

Какие виды опыления вам известны?

Какими признаками обладают насекомоопыляемые и ветроопыляемые растения?

А как же образуется семя?

Творческое задание

Перед вами стоит задача: показать путь образования семени из цветка.

(группам выдаются карточки - задания)

Работа с учебником

Составляют схему бесполого и полового размножения:

Ответы детей

Отвечают, доказывая свою точку зрения (Семя нужно, чтобы вырасти растение, а без растений семени не бывает.Семя-зачаточное растение).

Из цветка

Орган полового размножения

Работа у доски с плакатом «Строение цветка» (ученики  показывают и называют  все  части цветка)  

Вывод: Тычинка – мужской орган цветка.

Пестик- женский орган цветка.

Каждое пыльцевое зерно растения содержит мужскую половую клетку-спермий, а каждый семязачаток женскую половую клетку-яйцеклетку.

Опыление и оплодотворение

Самоопыление, перекрестное и искусственное опыление

На интерактивной доске распределить растения - на опыляемые насекомыми и ветром

Ответы детей

Из предложенных табличек составить схему образования семян и защитить ее (Опыление, Образование зародыша, Зигота, Семя, Прорастание пыльцевого зерна, Слияние спермия с яйцеклеткой, Образование эндосперма, Слияние спермия с центральной клеткой)

Дидактические задачи

Установить правильность усвоения нового материала, выявить неверные представления и их коррекция.

4. Первичное закрепление знаний

Просмотр видеофрагмента «Двойное оплодотворение растений»

Двойное оплодотворение открыл С.Г. Навашин в 1898 году на примере тигровой лилии и рябчика нежного.

Проверяют правильность заполнения схемы, написания рассказа.

Портрет Сергея Гавриловича Навашина.

Дидактические задачи

Освоить умение применять знания в жизни.

5.Применение знаний в новой ситуации.

работа в паре и попытаться ответить на проблемный вопрос: каково биологическое значение  двойного оплодотворения растений?

Из чего развиваются семена?

Из какой части цвета развиваются плоды?

Работают в группах, пытаются найти пути решения проблемы.

6. Поиск решения проблемы.

Предлагает выступить представителям групп и высказать свои предложения по поводу решения проблемного вопроса.

В ходе занятия обучающиеся убедились в том, что цветковые растения размножаются половым путем. Суть двойного оплодотворения заключается в том, что в завязь покрытосеменных растений проникает два спермия, один из них сливается с яйцеклеткой, дав начало диплоидному зародышу. Другой соединяется с центральной диплоидной клеткой. Образуется триплоидная клетка, из которой возникнет эндосперм - питательный материал для развивающегося зародыша. Значение двойного оплодотворения заключается в том, что обеспечивается активное развитие питательной ткани уже после оплодотворения.

Семена развиваются из семязачатка, плоды – из завязи.

Оценивание.

7. Подведение итогов занятия

1.Задания уровня «С»

Найдите ошибки в приведенном тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.

1) Цветок – орган размножения покрытосеменных растений.

2) Цветок представляет собой видоизмененный лист.

3) Функции цветка – это половое и бесполое размножение

4) Цветок соединен со стеблем цветоножкой.

5) В цветке имеются пестики и тычинки.

2. Соотнесите термины с их определением

2) цветок – это укороченный видоизмененный  и ограниченный в росте побег.

3)функция цветка – половое размножение.

Оценивание

Работа с маршрутным листом

Проверка (1-Д, 2-Е, 3-Г, 4-В, 5-Ж, 6-Б, 7-А) Оценивание

8. Рефлексия (оценка результатов деятельности обучающихся)

Дает задание обучающимся выявить положительные и отрицательные результаты своей работы на уроке, предлагает осмыслить свои действия на уроке и дать самооценку

1.Было ли тебе интересно на уроке?______

2.Сумел ли ты приобрести новые знания и умения на уроке?______

3.Сумел ли ты применить свои знания?______

4.Какой отметкой ты бы оценил свою работу на уроке?_____

9.Информация о домашнем задании

с §23,  составить 7 тестовых заданий с 4 вариантами ответов.

Творческое задание: сочинить рассказ о размножении растений с биологическими ошибками.

Записывают домашнее задание, стараясь осмыслить и понять.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО».

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт)  в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС вто...

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт». Реферат на конференцию

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных  технологических карт». Реферат на региональную конференцию "Актуальные проблемы преподавания математики"...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описание систем и процессов с помощью блок-схем. Апробация пу

Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описан...