Технологическая карта
учебно-методический материал по биологии (6 класс)
Предварительный просмотр:
Тема урока | Размножение и оплодотворение растений. |
Цель урока | познакомить учащихся с особенностями полового размножения у покрытосеменных растений, дать представление о двойном оплодотворении у цветковых растений и его значении. |
Задачи урока | Образовательные: раскрытие особенности полового размножения растений, строения цветка как органа полового размножения, образования половых клеток, сущность процессов опыления и оплодотворения, образования плодов, а также показать биологическое значение полового размножения; Развивающие: развитие способностей к творческой деятельности и познавательной активности, навыков групповой работы. Воспитательные: воспитание толерантности, взаимопомощи и сотрудничества. |
Планируемые результаты обучения | Предметные: Учащиеся знакомятся с особенностями полового размножения растений, строением цветка как органа полового размножения, ролью половых клеток, процессом опыления и оплодотворения учатся различать органы на рисунках и таблицах, моделях. Метапредметные: Учащиеся осваивают основы исследовательской деятельности, включая умения изучать строение органов растений; учатся работать с разными источниками информации, находить информацию в учебнике и дополнительной литературы. Личностные: Учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению внутреннего строения растений, у них формируются ценностно-смысловые установки по отношению к растительному миру, происходит осознание необходимости бережного отношения к растениям и их охраны, учащиеся формируют правила поведения в природе, развивают умения слушать и слышать другое мнение. |
УУД | Личностные УУД: смыслообразование (каков смысл изучения данной темы); нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания Регулятивные УУД (организация учащимися своей учебной деятельности): целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, оценка, волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, смысловое чтение, умение осознанно строить речевое высказывание, логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество с учителем и учениками, постановка вопросов, оценка и коррекция действий партнера. |
Тип урока: | Урок изучения нового учебного материала, контроль знаний. |
Основные понятия | опыление, двойное оплодотворение, спермий, яйцеклетка, зигота, центральная клетка, зародышевый мешок, пыльца, образование плодов |
Межпредметные связи | Экология. |
Ресурсы | Интерактивная доска, презентация |
Формы урока | Фронтальная работа, работа в группах, индивидуально |
Тип урока | Урок усвоения новых знаний с использованием исследовательской деятельности и информационных технологий |
элементы урока | Проектируемая деятельность учителя | Проектируемая деятельность учащихся |
Дидактические задачи | Мотивация к успешной деятельности | |
1. Орг. момент | Проверка готовности к уроку. Здравствуйте, юные мыслители. Я рада видеть ваши добрые лица. Давайте настроимся на творческую и продуктивную работу. -Скажите, какие правила нужно соблюдать, чтобы урок прошел эффективно? Пожелайте друг другу удачи на пути к знаниям во время урока, и от себя лично, желаю всем удачи! | Эмоциональный настрой Правила: Уважай своего товарища. Умей каждого выслушать. Не согласен – предлагай! |
Дидактические задачи | Стимулировать обучающихся к постановке проблемного вопроса, подготовить их к усвоению новых знаний и способов действия. | |
2. Актуализация опорных знаний | Ребята, сегодня мы продолжаем изучение процессов жизнедеятельности растений. Но сначала вспомним знания, полученные на предыдущих уроках. Опыление – это перенос …………….. с ………….. на ………….. Если пыльца попадает с тычинки на рыльце пестика в пределах одного цветка, то такой процесс называется …………. Перекрёстное опыление может осуществляться с помощью …………,……………., ………………., …………………… ………………..растения имеют ярко окрашенные цветки и издают приятный аромат. Цветки многих насекомоопыляемых растений выделяют ……………… . Он необходим для того, чтобы …………………. Обсуждаются вопросы предыдущей темы урока Чтобы жизнь на нашей планете никогда не прекращалась, все живые существа наделены универсальным свойством. Благодаря этому свойству из года в год появляются новые животные и растения, сменяются поколения людей. О каком свойстве живых организмов идет речь? Вам предстоит просмотреть видеофрагмент и назвать тему сегодняшнего урока(просмотр видеофрагмента) Что вы бы хотели узнать, о чем поговорить, а может быть и поделиться своими наблюдениями на эту тему? Давайте решим, каковы цели и задачи нашего урока, что мы должны сегодня узнать? Формулирует проблемный вопрос: Какое значение имеет размножение в живой природе? | Высказывают предположения (о процессе размножения) Размножение - это воспроизведение себе подобных. Формулируют тему урока «Размножение и оплодотворение растений». Постановка цели и задач урока самими обучающимися. Выражают готовность решить проблемный вопрос. |
Дидактические задачи | Овладеть новыми знаниями по теме «Размножение и оплодотворение растений». Обеспечить восприятие, согласовать его возрастным особенностям и содержанию программы. | |
3. Изучение новых знаний и способов действия | При всем разнообразии живых организмов, населяющих планету, при всех различиях в строении и образе жизни, способы их размножения в природе сводятся к двум формам. Каким? Какие виды бесполого размножения растений вам известны? Способы бесполого размножения растений? Физкультминутка: Ученикам предлагается рассмотреть слайды с изображением природы родного края в течении 30 сек. Проблемный вопрос: У вас на столах лежат картинки (семя финиковой пальмы и растение пальмы; семя кукурузы и растение...). Посмотрите внимательно и назовите взаимосвязь между данными объектами. А откуда берутся семена? Нет на Земле ничего прекраснее и нежнее цветов – этого хрупкого и драгоценного дара природы. Цветы – сама жизнь. Великий сказочник Ганс Христиан Андерсен говорил: «Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок». Цветы, как люди на любовь щедры, И щедро нежность людям отдавая, Они цветут сердца отогревая, Как маленькие теплые костры. Ребята, берегите красоту, не рвите цветы. А что такое цветок? Давайте вспомним строение цветка В период цветения происходят важнейшие явления в жизни цветка. Что за явления происходят в это время? Какие виды опыления вам известны? Какими признаками обладают насекомоопыляемые и ветроопыляемые растения? А как же образуется семя? Творческое задание Перед вами стоит задача: показать путь образования семени из цветка. (группам выдаются карточки - задания) Работа с учебником | Составляют схему бесполого и полового размножения: Ответы детей Отвечают, доказывая свою точку зрения (Семя нужно, чтобы вырасти растение, а без растений семени не бывает.Семя-зачаточное растение). Из цветка Орган полового размножения Работа у доски с плакатом «Строение цветка» (ученики показывают и называют все части цветка) Вывод: Тычинка – мужской орган цветка. Пестик- женский орган цветка. Каждое пыльцевое зерно растения содержит мужскую половую клетку-спермий, а каждый семязачаток женскую половую клетку-яйцеклетку. Опыление и оплодотворение Самоопыление, перекрестное и искусственное опыление На интерактивной доске распределить растения - на опыляемые насекомыми и ветром Ответы детей Из предложенных табличек составить схему образования семян и защитить ее (Опыление, Образование зародыша, Зигота, Семя, Прорастание пыльцевого зерна, Слияние спермия с яйцеклеткой, Образование эндосперма, Слияние спермия с центральной клеткой) |
Дидактические задачи | Установить правильность усвоения нового материала, выявить неверные представления и их коррекция. | |
4. Первичное закрепление знаний | Просмотр видеофрагмента «Двойное оплодотворение растений» Двойное оплодотворение открыл С.Г. Навашин в 1898 году на примере тигровой лилии и рябчика нежного. | Проверяют правильность заполнения схемы, написания рассказа. Портрет Сергея Гавриловича Навашина. |
Дидактические задачи | Освоить умение применять знания в жизни. | |
5.Применение знаний в новой ситуации. | работа в паре и попытаться ответить на проблемный вопрос: каково биологическое значение двойного оплодотворения растений? Из чего развиваются семена? Из какой части цвета развиваются плоды? | Работают в группах, пытаются найти пути решения проблемы. |
6. Поиск решения проблемы. | Предлагает выступить представителям групп и высказать свои предложения по поводу решения проблемного вопроса. | В ходе занятия обучающиеся убедились в том, что цветковые растения размножаются половым путем. Суть двойного оплодотворения заключается в том, что в завязь покрытосеменных растений проникает два спермия, один из них сливается с яйцеклеткой, дав начало диплоидному зародышу. Другой соединяется с центральной диплоидной клеткой. Образуется триплоидная клетка, из которой возникнет эндосперм - питательный материал для развивающегося зародыша. Значение двойного оплодотворения заключается в том, что обеспечивается активное развитие питательной ткани уже после оплодотворения. Семена развиваются из семязачатка, плоды – из завязи. Оценивание. |
7. Подведение итогов занятия | 1.Задания уровня «С» Найдите ошибки в приведенном тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок. 1) Цветок – орган размножения покрытосеменных растений. 2) Цветок представляет собой видоизмененный лист. 3) Функции цветка – это половое и бесполое размножение 4) Цветок соединен со стеблем цветоножкой. 5) В цветке имеются пестики и тычинки. 2. Соотнесите термины с их определением | 2) цветок – это укороченный видоизмененный и ограниченный в росте побег. 3)функция цветка – половое размножение. Оценивание Работа с маршрутным листом Проверка (1-Д, 2-Е, 3-Г, 4-В, 5-Ж, 6-Б, 7-А) Оценивание |
8. Рефлексия (оценка результатов деятельности обучающихся) | Дает задание обучающимся выявить положительные и отрицательные результаты своей работы на уроке, предлагает осмыслить свои действия на уроке и дать самооценку | 1.Было ли тебе интересно на уроке?______ 2.Сумел ли ты приобрести новые знания и умения на уроке?______ 3.Сумел ли ты применить свои знания?______ 4.Какой отметкой ты бы оценил свою работу на уроке?_____ |
9.Информация о домашнем задании | с §23, составить 7 тестовых заданий с 4 вариантами ответов. Творческое задание: сочинить рассказ о размножении растений с биологическими ошибками. | Записывают домашнее задание, стараясь осмыслить и понять. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"
В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....
Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"
Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...
Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО».
Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС вто...
«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт». Реферат на конференцию
«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт». Реферат на региональную конференцию "Актуальные проблемы преподавания математики"...
Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»
Цели урока: сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...
Технологическая карта урока по географии "Карта и её математическая основа. Практическая работа №1. Определение на основе иллюстраций учебни-ка и карт атласа территорий России с наибольшими искажениями на различных картографических проекциях"
Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности...
Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описание систем и процессов с помощью блок-схем. Апробация пу
Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описан...