Рабочая программа по биологии 8 класс на 2020-2021 учебный год
рабочая программа по биологии (8 класс)
Рабочая программа разработана на основе основной образовательной программы основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Манычской средней общеобразовательной школы Зерноградского района сроком реализации на 2020-2021 учебный год.
В качестве основы для настоящей рабочей программы использована авторская программа И.Н. Пономарёвой, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова (Биология 5-9 классы: программа - М.: Вентана-Граф, 2014 г.).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_klass.docx | 42.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Манычская средняя общеобразовательная школа
Зерноградского района
«Утверждаю»
Директор МБОУ Манычской СОШ
_______________ Панасенко С.Н.
Приказ от 28 августа 2020 г. №175
Рабочая программа
по биологии
8 класс
на 2020-2021учебный год
Количество часов – 69
Учитель: Сторчакова Ирина Петровна
(высшая квалификационная категория)
Программа разработана на основе основной образовательной программы основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Манычской средней общеобразовательной школы Зерноградского района сроком реализации 5 лет.
Планируемые предметные результаты изучения учебного предмета, курса
Рабочая программа разработана на основе основной образовательной программы основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Манычской средней общеобразовательной школы Зерноградского района сроком реализации на 2020-2021 учебный год.
В качестве основы для настоящей рабочей программы использована авторская программа И.Н. Пономарёвой, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова (Биология 5-9 классы: программа - М.: Вентана-Граф, 2014 г.).
Класс | Автор учебника | Издательство, год издания |
8 | А. Г. Драгомилов, Р.Д. Маш | Вентана-Граф, 2017 |
Личностные результаты:
- воспитывание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
- формирование личностных представлений о целостности природы,
- формирование толерантности и миролюбия;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,
- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образованной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей,
- формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;
Метапредметные результаты:
- учитьсясамостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- формирование умения работать с различными источниками биологической информации: текст учебника, научно-популярной литературой, биологическими словарями справочниками, анализировать и оценивать информацию
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.
- формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.
Предметные результаты:
В результате изучения курса биологии в основной школе:
Выпускник научится пользоваться научными методами для распознания биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за собственным организмом; описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты.
Выпускник овладеетсистемой биологических знаний – понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки.
Выпускник освоит общие приемы: оказания первой помощи; рациональной организации труда и отдыха; проведения наблюдений за состоянием собственного организма; правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
Выпускник приобретет навыки использования научно-популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернетапри выполнении учебных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
- осознанно использовать знания основных правил основ здорового образа жизни в быту;
- выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к своему здоровью и окружающих;
- ориентироваться в системе познавательных ценностей – воспринимать информацию биологического содержания в научно-популярной литературе, средствах массовой информации и Интернет-ресурсах, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
- создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и процессах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.
Выпускник научится:
- выделять существенные признаки биологических объектов (животных клеток и тканей, органов и систем органов человека) и процессов жизнедеятельности, характерных для организма человека;
- аргументировать, приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, родства человека с животными;
- аргументировать, приводить доказательства отличий человека от животных;
- аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, травматизма, стрессов, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
- объяснять эволюцию вида Человек разумный на примерах сопоставления биологических объектов и других материальных артефактов;
- выявлятьпримеры и пояснять проявление наследственных заболеваний у человека, сущность процессов наследственности и изменчивости, присущей человеку;
- различатьпо внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты (клетки, ткани органы, системы органов) или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов), процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, выделение и др.); делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
- использовать методы биологической науки:наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; проводить исследования с организмом человека и объяснять их результаты;
- знать и аргументировать основные принципы здорового образа жизни, рациональной организации труда и отдыха;
- анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье человека;
- описывать и использовать приемы оказания первой помощи;
- знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Выпускник получит возможность научиться:
- объяснять необходимость применения тех или иных приемов при оказании первой доврачебной помощи при отравлениях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего, кровотечениях;
- находить информацию о строении и жизнедеятельности человека в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет-ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;
- находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию об организме человека, оформлять ее в виде устных сообщений и докладов;
- анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.
- создавать собственные письменные и устные сообщения об организме человека и его жизнедеятельности на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
- работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с особенностями строения и жизнедеятельности организма человека, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
Содержание учебного предмета, курса.
Класс | № п\п | Разделы, темы | Кол-во часов |
8аб | 1. | Введение | 1 час |
2. | Общий обзор организма человека | 5 часов | |
3. | Опорно-двигательная система | 8 часов | |
4. | Кровь и кровообращение | 9 часов | |
5. | Дыхание | 6 часов | |
6. | Пищеварение | 7 часов | |
7. | Обмен веществ и энергии | 3 часов | |
8. | Выделение | 2 часа | |
9. | Кожа | 3 часа | |
10. | Эндокринная система | 2 часа | |
11. | Нервная система | 6 часов | |
12. | Органы чувств и анализаторы | 5 часов | |
13. | Поведение и психика | 7 часов | |
14. | Индивидуальное развитие организма | 5 часов | |
Итого | 69 часов |
Раздел «Тематическое планирование»
№ п/п | Кол-во час. | Тема урока | Д/з: | Дата | |
план | факт | ||||
1 четверть -16 часов ВВЕДЕНИЕ (1 час) | |||||
1 | 1 | Биологическая и социальная природа человека. | Введение, § 1 | 1.09 | |
ТЕМА 1. Общий обзор организма человека (5 часов) | |||||
2 | 1 | Общий обзор организма человека. | § 2, вопр. стр.16 | 4.09 | |
3 | 1 | Клетка, ее строение, химический состав и жизнедеятельность. | § 3, вопр.стр.21 | 8.09 | |
4 | 1 | Ткани животных и человека. | § 4, вопр.стр.26 | 11.09 | |
5 | 1 | Л/Р №1: «Изучение микроскопического строения тканей». | Повтор. § 4 | 15.09 | |
6 | 1 | Органы, системы органов, организм. | §5, вопр. стр.32 | 18.09 | |
ТЕМА 2. Опорно-двигательная система (8 часов) | |||||
7 | 1 | Скелет. Строение, состав и соединение костей. | §6, вопр. стр.40 | 22.09 | |
8 | 1 | Скелет головы и скелет туловища. | §7, вопр. стр.45 | 25.09 | |
9 | 1 | Скелет конечностей. | §8, вопр. стр.49 | 29.09 | |
10 | 1 | Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей. | §9, вопр. стр.52 | 2.10 | |
11 | 1 | Мышцы человека. | §10, вопр. стр.56 | 6.10 | |
12 | 1 | Работа мышц. | §11, вопр. стр.59 | 9.10 | |
13 | 1 | Нарушение осанки и плоскостопие. П/Р №1: «Выявление нарушений осанки и наличия плоскостопия». | §12, вопр. стр.64 | 13.10 | |
14 | 1 | Развитие опорно-двигательной системы. К/Р №1по теме: «Опорно-двигательная система». | §13, вопр. стр.68 | 16.10 | |
ТЕМА 3. Кровь и кровообращение (9 часов) | |||||
15 | 1 | Внутренняя среда. Значение крови и ее состав. Л/Р №2: «Изучение микроскопического строения крови человека и лягушки». | §14, вопр.стр.75 | 20.10 | |
16 | 1 | Иммунитет. | §15, вопр. стр.79 | 23.10 | |
16 часов, 2 лабораторные работы, 1 практическая работа, 1 контрольная работа | |||||
2 четверть -16 часов | |||||
17 | 1 | Тканевая совместимость и переливание крови. | §16, вопр.стр.82 | 3.11 | |
18 | 1 | Строение и работа сердца. | §17, вопр.стр.86 | 6.11 | |
19 | 1 | Круги кровообращения. Движение лимфы. | §18, вопр.стр.89 | 10.11 | |
20 | 1 | Движение крови по сосудам. | §19, вопр. стр.94 | 13.11 | |
21 | 1 | П/Р №2: «Измерение кровяного давления и подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке». | §20, вопр. стр.96 | 17.11 | |
22 | 1 | Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. | §21, вопр. стр.99 | 20.11 | |
23 | 1 | Первая помощь при кровотечениях. П/Р №3: «Изучение приемов остановки капиллярного, венозного, артериального кровотечений». | §22, вопр. стр.102 | 24.11 | |
ТЕМА 4. Дыхание (6 часов) | |||||
24 | 1 | Значение дыхания. Органы дыхания. | § 23, вопр. тр.107 | 27.11 | |
25 | 1 | Строение легких. Газообмен в легких и тканях. | § 24, вопр. тр.110 | 1.12 | |
26 | 1 | Дыхательные движения. Л/Р №3: «Определение частоты дыхания». | §25, вопр. стр.112 | 4.12 | |
27 | 1 | Регуляция дыхания. | §26, вопр. стр. 115-116 | 8.12 | |
28 | 1 | Гигиена дыхания. | §27, вопр. стр.120 | 11.12 | |
29 | 1 | Первая помощь при поражении органов дыхания. К/Р №2 по теме: «Кровь и дыхание». | §28, вопр. стр.124 | 15.12 | |
ТЕМА 5. Пищеварение (7 часов) | |||||
30 | 1 | Значение и состав пищи. | §29, вопр. стр.129-130 | 18.12 | |
31 | 1 | Органы пищеварения. | §30, вопр. стр.134 | 22.12 | |
32 | 1 | Пищеварение в ротовой полости. | §31-32, вопр. стр.137 | 25.12 | |
16 часов, 1 лабораторная работа, 2 практические работы, 1 контрольная работа | |||||
3 четверть – 19 часов | |||||
33 | 1 | Пищеварение в желудке и кишечнике. | §32-33, вопр. стр.143-144 | 12.01 | |
34 | 1 | Л/Р №4: «Действие ферментов слюны на крахмал». | Повторить §29 | 15.01 | |
35 | 1 | Регуляция пищеварения. | §34, вопр.стр.147 | 19.01 | |
36 | 1 | Гигиена питания. | § 35, вопр.стр.151 | 22.01 | |
ТЕМА 6. Обмен веществ и энергии (3 часа) | |||||
37 | 1 | Обменные процессы в организме. | § 36, вопр.стр.155 | 26.01 | |
38 | 1 | Нормы питания. | § 37, вопр.стр.159 | 29.01 | |
39 | 1 | Витамины. | § 38, вопр.стр.163 | 2.02 | |
ТЕМА 7. Мочевыделительная система. (2 часа) | |||||
40 | 1 | Строение и работа почек. | § 39, опр.стр.166-167 | 5.02 | |
41 | 1 | Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим. | § 40, вопр. тр.170 | 9.02 | |
ТЕМА 8. Кожа (3 часа) | |||||
42 | 1 | Кожа. Значение и строение кожи. | § 41, вопр. тр.173 | 12.02 | |
43 | 1 | Нарушение кожных покровов и повреждения кожи. | § 42, вопр. тр.176 | 16.02 | |
44 | 1 | Роль кожи в терморегуляции. К/Р №3 по теме: «Обмен веществ. Выделение. Кожа». | § 43, вопр.стр.179 | 19.02 | |
ТЕМА 9. Эндокринная система (2 часа) | |||||
45 | 1 | Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. | § 44, вопр.стр.182 | 26.02 | |
46 | 1 | Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. | § 45, вопр. стр.185-186 | 2.03 | |
ТЕМА 10. Нервная система (6 часов) | |||||
47 | 1 | Значение, строение и функционирование нервной системы. | § 46, вопр. стр.190 | 5.03 | |
48 | 1 | Вегетативный отдел нервной системы. | §47, вопр.стр.193 | 9.03 | |
49 | 1 | Нейрогуморальная регуляция. | § 48, вопр. тр.196 | 12.03 | |
50 | 1 | Спинной мозг. | § 49, вопр. тр.199 | 16.03 | |
51 | 1 | Головной мозг: строение и функции. | § 50, вопр. тр.203 | 19.03 | |
19 часов, 1 лабораторная работа, 1 контрольная работа | |||||
4 четверть - 18 часов | |||||
52 | 1 | Л/Р № 5 «Изучение строения и функций головного мозга». | Повторить §50 | 30.03 | |
ТЕМА 11. Органы чувств и анализаторы (5 часов) | |||||
53 | 1 | Значение органов чувств и анализаторов. | § 51, вопр. тр.208 | 2.04 | |
54 | 1 | Орган зрения и зрительный анализатор. Л/Р № 6 «Изучение изменения размера зрачка». | § 52, вопр. стр.212 | 6.04 | |
55 | 1 | Заболевания и повреждения глаз. | §53, рефераты | 9.04 | |
56 | 1 | Органы слуха и равновесия. Их анализаторы. | § 54, вопр. стр.219 | 13.04 | |
57 | 1 | Органы осязания, обоняния, вкуса и их анализаторы. | § 55, вопр. стр.222 | 16.04 | |
ТЕМА 12. Поведение и психика (7 часов) | |||||
58 | 1 | Врожденные формы поведения. | § 56, вопр. стр.226 | 20.04 | |
59 | 1 | Приобретенные формы поведения. | §57, вопр. стр.230 | 23.04 | |
60 | 1 | Закономерности работы головного мозга. | §58, вопр. стр.233-234 | 27.04 | |
61 | 1 | Биологические ритмы. Сон и его значение. | §59, вопр. стр.235 | 30.04 | |
62 | 1 | Особенности ВНД человека. Познавательные процессы. | §60, вопр. стр.239 | 4.05 | |
63 | 1 | Воля и эмоции. Внимание. | §61, вопр. стр.244 | 7.05 | |
64 | 1 | Динамика работоспособности. Режим дня. К/Р №4 по теме: «Поведение и психика». | §62, вопр. стр.247 | 11.05 | |
ТЕМА 13. Индивидуальное развитие организма (5 часов) | |||||
65 | 1 | Половая система человека. | § 63, вопр. стр.253-254 | 14.05 | |
66 | 1 | Наследственные и врожденные заболевания. | §64, рефераты | 18.05 | |
67 | 1 | Внутриутробное развитие организма. | § 65, вопр. стр.262 | 21.05 | |
68 | 1 | О вреде наркогенных веществ. | §66, рефераты | 25.05 | |
69 | 1 | Психологические особенности личности. | § 67, вопр. стр.271 | 28.05 | |
18 часов, 2 лабораторные работы, 1 контрольная работа | |||||
Год: 69 часов, 6 лабораторных работы, 3 практические работы, 4 контрольных работы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» для 5 общеобразовательного класса на 2020 – 2021 учебный год
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» для 5 общеобразовательного класса на 2020 – 2021 учебный год составлена на основании авторской програ...
Рабочая программа по биологии 5 класс на 2020-2021 учебный год
Рабочая программа разработана на основе основной образовательной программы основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Манычской средней общеобразовате...
Рабочая программа по биологии 6 класс на 2020-2021 учебный год
Рабочая программа разработана на основе основной образовательной программы основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Манычской средней общеобразовательной ...
Рабочая программа по биологии 7 класс на 2020-2021 учебный год
Рабочая программа разработана на основе основной образовательной программы основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Манычской средней общеобразовательной ...
Рабочая программа по биологии 9 класс на 2020-2021 учебный год
Рабочая программа разработана на основе основной образовательной программы основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Манычской средней общеобразовате...
Рабочая программа по биологии 10 класс на 2020-2021 учебный год
Рабочая программа разработана на основе основной образовательной программы среднего общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Манычской средней общеобразовател...
Рабочая программа по биологии 11 класс на 2020-2021 учебный год
Рабочая программа разработана на основе основной образовательной программы среднего общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Манычской средней общеобразовател...