Диагностическая работа по биологии 10 класс Основы цитологии
тест по биологии
- Назначение работы
КИМ разработаны в соответствии с письмом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособнадзор) №05-71 от 16.03.2018 «О направлении рекомендаций по повышению объективности оценки образовательных результатов».
Назначение диагностической работы по учебному предмету «БИОЛОГИЯ» – оценка освоения обучающимися 10-х классов раздела клеточный уровень организации живого в соответствии с требованиями ФГОС СОО.
Контрольные измерительные материалы позволяют осуществить оценку предметных и метапредметных компетенций, в том числе овладение межпредметными понятиями и способность использования универсальных учебных действий (УУД) в учебной и познавательной практике.
Результаты могут быть использованы общеобразовательными организациями, муниципальными региональными органам исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в сфере образования, для анализа текущего состояния муниципальных и региональных систем образования и формирования программ их развития. 2. Документы, определяющие содержание работы
Содержание и структура диагностической работы определяются на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по биологии ( приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 с изменениями на 7 июля 2017 года), федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 07.06.2012 № 413 с последующими изменениями) с учётом Примерной основной образовательной программы среднего общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28.06.2016 № 2/16-з).
Задания КИМ не ориентированы на какую-либо конкретную линию учебников, их содержание соответствует всем учебникам, включённым в Федеральный перечень Минобрнауки РФ на 2018–2019 учебный год
3. Структура работы
Вариант диагностической работы состоит из 12 заданий, которые различаются по содержанию и проверяемым требованиям.
Задания 1-10 могут включать множественный выбор ответов, установление соответствия или последовательности, дополнение информации в заданном тексте. В заданиях 11-12 требуется самостоятельно записать недостающую информацию .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnosticheskaya_rabota_10_klass.docx | 32.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Пристенская средняя общеобразовательная школа»
Пристенского района Курской области
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА
«Основы цитологии»
«Клетка как биологическая система»
учебный предмет «БИОЛОГИЯ»
10 класс
ВЫПОЛНИЛА: Иванова Лидия Александровна,
учитель биологии МКОУ «Пристенская СОШ»
Пристенского района Курской области
Описание контрольных измерительных материалов
для осуществления оценки качества образования
по биологии обучающихся 10 классов
по теме «Клетка как биологическая система»
- Назначение работы
КИМ разработаны в соответствии с письмом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособнадзор) №05-71 от 16.03.2018 «О направлении рекомендаций по повышению объективности оценки образовательных результатов».
Назначение диагностической работы по учебному предмету «БИОЛОГИЯ» – оценка освоения обучающимися 10-х классов раздела клеточный уровень организации живого в соответствии с требованиями ФГОС СОО.
Контрольные измерительные материалы позволяют осуществить оценку предметных и метапредметных компетенций, в том числе овладение межпредметными понятиями и способность использования универсальных учебных действий (УУД) в учебной и познавательной практике.
Результаты могут быть использованы общеобразовательными организациями, муниципальными региональными органам исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в сфере образования, для анализа текущего состояния муниципальных и региональных систем образования и формирования программ их развития.
2. Документы, определяющие содержание работы
Содержание и структура диагностической работы определяются на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по биологии ( приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 с изменениями на 7 июля 2017 года), федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 07.06.2012 № 413 с последующими изменениями) с учётом Примерной основной образовательной программы среднего общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28.06.2016 № 2/16-з).
Задания КИМ не ориентированы на какую-либо конкретную линию учебников, их содержание соответствует всем учебникам, включённым в Федеральный перечень Минобрнауки РФ на 2018–2019 учебный год
3. Структура работы
Вариант диагностической работы состоит из 12 заданий, которые различаются по содержанию и проверяемым требованиям.
Задания 1-10 могут включать множественный выбор ответов, установление соответствия или последовательности, дополнение информации в заданном тексте. В заданиях 11-12 требуется самостоятельно записать недостающую информацию .
4. Кодификаторы проверяемых элементов содержания и требований к уровню подготовки участников
В таблице 1 приведен кодификатор проверяемых элементов содержания
Таблица 1
Код раздела | Код элемента | Проверяемые элементы содержания |
2 | Клетка как биологическая система | |
2.1 | Клеточное строение организмов – основа единства органического мира, доказательство родства живой природы | |
2.2 | Многообразие клеток. Прокариоты и эукариоты. Сравнительная характеристика клеток растений, животных, бактерий, грибов | |
2.4 | Строение клетки. Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки – основа ее целостности | |
2.5 | Обмен веществ и превращения энергии – свойства живых организмов. | |
2.6 | Генетическая информация в клетке. Гены, генетический код и его свойства. Матричный характер реакций биосинтеза. Биосинтез белка и нуклеиновых кислот. |
В таблице 2 приведены требования к уровню подготовки участников
Таблица 2
Код | Код контролируемого требования (умения) | Проверяемые требования к уровню подготовки | |
1 | Метапредметные | ||
1.1 | анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений | ||
1.2 | осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; | ||
1.3 | строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей | ||
1.4 | создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта | ||
1.5 | преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.) | ||
1.6 | вычитывать все уровни текстовой информации | ||
1.7 | уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность | ||
2 | Предметные | ||
2.2 | выделять, описывать и объяснять существенные признаки биологических объектов и явлений | ||
2.3 | находить в различных источниках и анализировать биологическую информацию; составлять описания различных биологических объектов на основе анализа разнообразных источников информации |
5. Распределение заданий по позициям кодификатора
Таблица 3
Код | Контролируемые виды деятельности | Код требований к уровню подготовки выпускников | Коды проверяемых элементов содержания | Уровень сложности задания | |
1 | анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений | 1.1 | 2.1 | Б | |
создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта | 1.4 | 2.4 | Б | ||
преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.) | 1.5 | 2.2 | Б | ||
вычитывать все уровни текстовой информации | 1.6 | Б | |||
уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность | 1.7 | 2.4 | Б | ||
выделять, описывать и объяснять существенные признаки биологических объектов и явлений | 2.2 | 2.6 | П | ||
находить в различных источниках и анализировать биологическую информацию | 2.3 | 2.5 | Б |
6. Распределение заданий диагностической работы по уровню сложности
В таблице 4 представлена информация о распределении заданий диагностической работы по уровню сложности.
Таблица 4
№ | Уровень сложности | Количество заданий | Максимальный первичный балл | Процент (%) от максимального первичного балла |
1 | Базовый | 10 | 20 | 77 |
2 | Повышенный | 2 | 6 | 23 |
Итого | 12 | 26 | 100 |
7. Распределение заданий диагностической работы по разделам (модулям) и уровню сложности
В таблице 5 представлена информация о распределении заданий диагностической работы по разделам и уровню сложности.
Таблица 5
№ | Раздел (модуль) | Кол-во заданий | Баллы | Уровни сложности (количество заданий) | |
Базовый | Повышенный | ||||
2 | Клеточный уровень | 12 | 26 | 10 | 2 |
Итого: | 12 | 26 | 10 | 2 |
8. Типы заданий, сценарии выполнения заданий
Задания 1-10 направлены на воспроизведение знаний (на выявление признаков биологических объектов и сущность биологических процессов).
Задания 11 – 12 направлены на умение объяснять, сравнивать, определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе; решать биологические задачи.
9. Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом
Правильно выполненная работа оценивается 26 баллами.
За верный ответ на каждое из заданий 1-10 части 1 выставляется по 2 балла. За ответ на задание 1-10 выставляется 1 балл, если допущена одна ошибка, и 0 баллов, если допущено две и более ошибок.
Задание части 2 оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа. Максимальный балл - 3
Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале
Таблица5
Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
Первичные баллы | 0-13 | 14-18 | 19-23 | 24-26 |
10. Время выполнения работы
На выполнение диагностической работы отводится 40 минут.
11. Рекомендации по подготовке к диагностической работе
Специальная подготовка к проверочной работе не требуется
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА
БИОЛОГИЯ
10 КЛАСС
Инструкция по выполнению работы
Проверочная работа включает в себя 12 заданий. На выполнение работы по биологии отводится 40 минут.
Ответами к заданиям являются последовательность цифр, число, слово (словосочетание) или короткий свободный ответ, который записывается в отведённом для этого месте работы. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.
При выполнении заданий Вы можете пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы. Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
Часть 1
Укажите правильные ответы.
1. Какие открытия были сделаны в области биологии в XXI веке?
1. полная расшифровка генома человека
2. клонирование первого позвоночного организма
3. изобретение антибиотиков
4. создание стволовых клеток из обычных соматических
5. получение первых генетически модифицированных организмов
Выберите три верных ответа из шести предложенных.
2. Какие методы используются для изучения строения клетки?
1) гибридологический
2) световая микроскопия
3) генеалогический
4) электронная микроскопия
5) центрифугирование
6) конструирования генов
3. Какими особенностями обладает клетка высших растений, в отличие от животной и грибной?
1) образует целлюлозную клеточною стенку
2) не имеет центриолей
3) накапливает питательные вещества
4) обладает способностью многократно делиться
5) запасает гликоген
6) содержит пластиды
4. Каковы особенности строения и функционирования рибосом?
1. немембранные органоиды
2. участвуют в процессе синтеза АТФ
3. участвуют в процессе формирования веретена деления
4. участвуют в процессе синтеза белка
5. состоят из белка и РНК
6. состоят из пучков микротрубочек
5. Каково строение и функции митохондрий?
1. расщепляют биополимеры до мономеров
2. характеризуются анаэробным способом получения энергии
3. содержат соединенные между собою граны
4. имеют ферментативные комплексы, расположенные на кристах
5. окисляют органические вещества с образованием АТФ
6. имеют наружную и внутреннюю мембраны
6. Установите соответствие между особенностями и молекулами, для которых эти особенности характерны.
ОСОБЕННОСТИ МОЛЕКУЛЫ
А) полимер, состоящий из аминокислот 1) ДНК
Б) в состав входит пентоза – рибоза 2) РНК
В) мономеры соединены ковалентными пептид - 3) белок
ными связями
Г) полимер, состоящий из нуклеотидов, которые
содержат азотистые основания – аденин, тимин,
гуанин, цитозин
Д) полимер, состоящий из нуклеотидов, которые
содержат азотистые основания – аденин, урацил,
гуанин, цитозин
Е) характеризуется первичной, вторичной,
третичной структурами
7. Установите соответствие между функциями и органоидами клетки.
ФУНКЦИИ ОРГАНОИДЫ КЛЕТКИ
А) синтез глюкозы 1) аппарат Гольджи
Б) сборка комплексных 2) лизосома
органических веществ 3) хлоропласт
В) разрушение временных органов
у эмбрионов
Г) поглощение и преобразование солнечной энергии
Д) химическая модификация органических веществ
Е) расщепление биополимеров
8. Установите соответствие между особенностями и клетками , которые их имеют.
ОСОБЕННОСТИ КЛЕТКИ
А) оформленное ядро отсутствует 1) прокариотическая
Б) имеет определенное для каждого
вида число хромосом 2) эукариотическая
В) рибосомы крупные
Г) клеточный центр отсутствует
Д) имеет двухмембранные органоиды
Е) имеется мезосома
9. Установите последовательность процессов, происходящих при катаболизме.
А) гликолиз
Б) расщепление сложных органических соединений
В) образование 36 – ти молекул АТФ
Г) образование только тепловой энергии
Д) гидролиз
Е) образование 2 – х молекул АТФ
10. Установите последовательность реализации генетической информации.
А) и – РНК
Б) признак
В) белок
Г) ген
Д) ДНК
Часть 2.
11. Найдите ошибки в приведенном ниже тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они допущены, запишите эти предложения без ошибок.
1. Молекула ДНК состоит из двух спирально закрученных цепей. 2. При этом аденин образует три водородные связи с тимином, а гуанин – две водородные связи с цитозином. 3. Молекулы ДНК прокариот линейные, а эукариот – кольцевые. 4. Функции ДНК: хранение и передача наследственной информации. 5. Молекула ДНК, в отличие от молекулы РНК, не способна к репликации.
12. Найдите ошибки в приведенном ниже тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они допущены, запишите эти предложения без ошибок.
1. Биосинтез белка осуществляется в три этапа: гликолиз, транскрипция и трансляция. 2. Транскрипция – это синтез и – РНК, который осуществляется в ядре. 3. В процессе транскрипции ДНК подвергается сплайсингу. 4. В цитоплазме на рибосомах идет сборка белковой молекулы – трансляция. 5. При трансляции энергия АТФ не используется.
ОТВЕТЫ
(10 класс)
Номер задания | Правильный ответ |
14 | |
245 | |
126 | |
145 | |
456 | |
323123 | |
312312 | |
122121 | |
БГАЕДВ | |
ДГАВБ |
Часть 2
Задание 11
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию | Баллы |
Элементы ответа: 1) 2 – между аденином и тимином образуется две водородные связи, а между гуанином и цитозином – три водородные связи; 2) 3 – у прокариот – кольцевая ДНК, у эукариот – линейная; 3) 5 – молекула ДНК способна к самоудвоению, т. е. к репликации. | |
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок | 3 |
Ответ включает 1 из названных выше элементов, ИЛИ ответ включает 2 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
Задание 12
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию | Баллы |
Элементы ответа: 1) 1 – биосинтез белка осуществляется в 2 этапа: транскрипция и трансляция 2) 3 – сплайсингу подвергается и – РНК 3) 5 – трансляция идет за счет энергии АТФ | |
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок | 3 |
Ответ включает 1 из названных выше элементов, ИЛИ ответ включает 2 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
Правильно выполненная работа оценивается 26 баллами.
За верный ответ на каждое из заданий 1-10 части 1 выставляется по 2 балла. За ответ на задание 1-10 выставляется 1 балл, если допущена одна ошибка, и 0 баллов, если допущено две и более ошибок.
Задание части 2 оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа. Максимальный балл - 3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностическая работа по биологии за I полугодие 6 класса
Представлены два варианта ДКР для 6 класса (авторская программа Н.И.Сонина)...
Диагностическая работа по биологии 7 класс (в форме ГИА)
Диагностическая работа по биологии 7 класс (в форме ГИА)...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА - КОНКУРСА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «БИОЛОГИЯ» ТЕМА: ОСНОВЫ ЦИТОЛОГИИ
Изучение раздела цитологии в курсе «Общая биология» представляет определенную сложность для студентов. Содержание раздела отличает множество понятий, «сухой» и сложный для усвоения фактический материа...
Диагностическая работа по биологии 8 класс
Итоговая работа 8 класс По курсу "Человек и его здоровье"....
диагностическая работа по биологии 9 класс.
тест по биологии 9 класс и его анализ....
Диагностическая работа по биологии 7 класса (И.Н.Пономарева)
Диагностическая работа по биологии по Пономаревой составлена для диагностики зананий за 1 полугодие и 3 четверть по принципу мониторинга знаний....
Конспект урока биологии для 10 класса "Основы цитологии"
Урок систематизации и обобщения с использованием ИКТ на всех этапах урока. Целью урока является систематизация знания по теме; воспитание дружеских взаимоотношений, выработка умения работать дру...