Рабочая программа по биологии 6 класс
рабочая программа по биологии (6 класс)

Яруллина (Севрикеева) Анастасия Андреевна

Рабочая программа по биологии 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biologiya_6_kl.docx76.38 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по английскому языку для 6 класса составлена на основе:

  • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 273-ФЗ;
  • ФГОС основного общего образования, утвержденного приказом МОиН РФ от 17 декабря 2010 года №1897 (зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года №19644).
  • Основной образовательной программы основного общего образования МАОУ "Гимназия № 139 - Центр образования" Приволжского района г. Казани;
  • Учебного плана МАОУ "Гимназия № 139 - Центр образования" на 2020-2021 учебный год.

Преподавание ведется по учебнику Биология: Многообразие покрытосеменных растений. 6 кл. : учебник / В.В. Пасечник.  - 4-е изд., стереотип. –М.: Дрофа, 2014 г. -207 с.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ

Изучение биологии в основной школе направлено на достижение цели:

осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки для формирования осознанного отношения к сохранению окружающей среды и ценности здоровья человека.

Реализация цели потребует решения следующих основных задач:

  1. формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях её развития исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере  в результате деятельности человека, для развития современных естественно-научных представлений о картине мира;
  2. формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
  3. приобретение опыта использования методов биологической науки  и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
  4. формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
  5. формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
  6. освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений

  1. Строение семян двудольных растений.
  2. Строение семян однодольных растений.
  3. Виды корней. Типы корневых систем.
  4. Строение корней.
  5. Условия произрастания и видоизменения корней.
  6. Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега.
  7. Внешнее строение листа.
  8. Клеточное строение листа. Видоизменение листьев.
  9. Строение стебля. Многообразие стеблей.
  10. Видоизменение побегов.
  11. Цветок и его строение.
  12. Соцветия.
  13. Плоды и их классификация.
  14. Распространение плодов и семян.
  15. Контрольная работа № 1 по теме: «Строение и многообразие покрытосеменных растений».

Л.р.№1 Изучение строения семян однодольных и двудольных растений.

Л.р.№2 Особенности внутреннего строения корня в связи с его функциями.

Л.р.№3 Строение почек. Расположение почек на стебле.

Л.р.№4 Строение кожицы листа. Клеточное строение листа.

Л.р.№5 Внутреннее строение ветки дерева.

Л.р.№6 Изучение видоизмененных побегов (корневище, клубень, луковица).

Л.р.№7 Изучение строения цветка.

Л.р.№8 «Ознакомление с различными видами соцветий».

Л.р.№9 Классификация плодов.

Раздел 2. Жизнь растений

  1. Минеральное питание растений
  2. Фотосинтез
  3. Дыхание растений
  4. Испарение воды растениями. Листопад
  5. Передвижение воды и питательных веществ в растении
  6. Прорастание семян
  7. Способы размножения растений
  8. Размножение споровых растений
  9. Размножение семенных растений
  10. Вегетативное размножение покрытосеменных растений

Л.р.№10. Передвижение веществ по побегу растения.

П.р.1. Вегетативное размножение комнатных растений.

Раздел 3. Классификация растений

  1. Систематика растений.
  2. Класс Двудольные растения. Семейства Крестоцветные и Розоцветные.
  3. Семейства Пасленовые и Бобовые.
  4. Семейство Сложноцветные.
  5. Класс Однодольные. Семейства Злаковые и Лилейные.
  6. Важнейшие сельскохозяйственные растения.

Раздел 4. Природные сообщества

  1. Природные сообщества. Взаимосвязи в растительном сообществе
  2. Развитие и смена растительных сообществ
  3. Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир
  4. Обобщающий урок за курс биологии 6 класс

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

Количество часов

2

Строение и многообразие покрытосеменных растений

15

3

Жизнь растений

11

4

Классификация растений

6

5

Природные сообщества

3

Всего

35

Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (15 часов)

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— внешнее и внутреннее строение органов цветковых растений;

— видоизменения органов цветковых растений и их роль в жизни растений.

Учащиеся должны уметь:

— различать и описывать органы цветковых растений;

— объяснять связь особенностей строения органов растений со средой обитания;

— изучать органы растений в ходе лабораторных работ.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— анализировать и сравнивать изучаемые объекты;

— осуществлять описание изучаемого объекта;

— определять отношения объекта с другими объектами;

— определять существенные признаки объекта;

— классифицировать объекты;

— проводить лабораторную работу в соответствии с инструкцией.

Раздел 2. Жизнь растений (11 часов)

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— основные процессы жизнедеятельности растений;

— особенности минерального и воздушного питания растений;

— виды размножения растений и их значение.

Учащиеся должны уметь: 

— характеризовать основные процессы жизнедеятельности растений;

— объяснять значение основных процессов жизнедеятельности растений;

— устанавливать взаимосвязь между процессами дыхания и фотосинтеза;

— показывать значение процессов фотосинтеза в жизни растений и в природе;

— объяснять роль различных видов размножения у растений;

— определять всхожесть семян растений.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— анализировать результаты наблюдений и делать выводы;

— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание эксперимента, его результатов, выводов.

Раздел 3. Классификация растений (6 часов)

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство;

— характерные признаки однодольных и двудольных растений;

— признаки основных семейств однодольных и двудольных растений;

— важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение.

Учащиеся должны уметь:

— делать морфологическую характеристику растений;

— выявлять признаки семейства по внешнему строению растений;

— работать с определительными карточками.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— различать объем и содержание понятий;

— различать родовое и видовое понятия;

— определять аспект классификации;

— осуществлять классификацию.

Раздел 4. Природные сообщества (3 часа)

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— взаимосвязь растений с другими организмами;

— растительные сообщества и их типы;

— закономерности развития и смены растительных сообществ;

— о результатах влияния деятельности человека на растительные сообщества и влияния природной среды на человека.

Учащиеся должны уметь:

— устанавливать взаимосвязь растений с другими организмами;

— определять растительные сообщества и их типы;

— объяснять влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека;

— проводить фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь: 

— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание объектов, наблюдений, их результаты, выводы;

— организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).

Личностные результаты обучения:

Учащиеся должны:

— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;

— соблюдать правила поведения в природе;

— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

— уметь реализовывать теоретические познания на практике;

— осознавать значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;

— понимать важность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

— проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;

— испытывать любовь к природе, чувства уважения к ученым, изучающим растительный мир, и эстетические чувства от общения с растениями;

— признавать право каждого на собственное мнение;

— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

— уметь отстаивать свою точку зрения;

— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия;

— понимать необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

— уметь слушать и слышать другое мнение;

— уметь оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.

Тема 1.   Строение семян двудольных растений (1 час)

1. Личностные результаты:

Формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов.

2. Метапредметные результаты

Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы, работать в группах.

3.Предметные результаты

Определять понятия «однодольные растения», «двудольные растения», «семядоля», «зародыш», «семенная кожура», «микропиле». Соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами, правила работы в кабинете биологии.

Учащиеся могут назвать особенности строения семян двудольных растений; различать на рисунках, таблицах основные части семени.

Тема 2 Строение семян однодольных растений (1 час)

1. Личностные результаты:

Формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов; осознание возможности проведения самостоятельного научного исследования.

2. Метапредметные  результаты

Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы, работать в группах.

3.Предметные результаты

Закрепляют понятия из предыдущего урока.  Применяют инструктаж-памятку последовательности действий при проведении анализа строения семян.

Выполняют лабораторную работу и обсуждают ее результаты.

Учащиеся могут назвать особенности строения семян однодольных растений; сравнивать существенные признаки семян однодольных и двудольных растений.

Л.р.№1 Изучение строения семян однодольных и двудольных растений.

Тема 3.   Виды корней. Типы корневых систем. (1 час)

1. Личностные результаты:

-формирование и развитие познавательного интереса к изучению новых для учащихся объектов;

- осознание возможности проведения самостоятельного научного исследования только при условии соблюдения определенных правил.

2. Метапредметные результаты

Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы, работать в группах.

3.Предметные результаты

Определяют понятия: «главный корень», «боковые корни», «придаточные корни». Анализируют виды корней и типы корневых систем.

Учащиеся умеют различать виды корней, типы корневых систем, знают функции корня; объясняют значение окучивания растений.

Тема 4. Строение корней. (1 час)

1. Личностные результаты:

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению новых для учащихся объектов; умение применять полученные знания в практической деятельности.

2. Метапредметные результаты

Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы, работать в группах.

3.Предметные результаты

Определяют понятия: «корневой чехлик», «корневой волосок», «зона деления», «зона растяжения», «зона всасывания», «зона проведения». Анализируют строение корня.

Учащиеся знают выделяемые на продольном срезе зоны корня, особенности строения клеток различных зон корня в связи с выполняемой функцией; различают ткани в корнях растений и характеризуют их функции.

Выполняют лабораторную работу.

Л.р.№2 Особенности внутреннего строения корня в связи с его функциями.

Тема 5.   Условия произрастания и видоизменение корней. (1 час)

1. Личностные результаты:

Формирование научного мировоззрения на основе установления причинно-следственных связей между условиями существования растений и их особенностями строения.

2. Метапредметные результаты

Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы, работать в группах.

3.Предметные результаты

Определяют понятия: «корнеплоды», «корневые клубни», «воздушные корни». Устанавливают причинно-следственные связи между условиями существования и видоизменениями корней.

Учащиеся имеют представление о видоизменениях корней как результате приспособления растений к условиям существования; проводят фенологические наблюдения.

Тема 6.   Побег.  Почки и их строение. Рост и развитие побега. (1 час)

1. Личностные результаты:

Формирование элементов коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учащимися класса в процессе образовательной деятельности.

2. Метапредметные результаты

Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы, работать в группах.

3.Предметные результаты

Определяют понятия: «побег», «почка», «вегетативная почка». «генеративная почка», «конус нарастания», «узел», «междоузлие». Анализируют результаты лабораторной работы и наблюдений за ростом и развитием побега.

Учащиеся знают и могут рассказать о строении побега и почек, о развитии побега из почки; различают листорасположение; сравнивают вегетативную и генеративную почки; демонстрируют навыки работы с лабораторным оборудованием.

Выполняют лабораторную работу и обсуждают ее результаты.

Л.р.№3 Строение почек. Расположение почек на стебле.

Тема 7.   Внешнее строение листа. (1 час)

1. Личностные результаты:

Формирование научного мировоззрения на основе установления взаимосвязи строения органа с выполняемыми функциями.

2. Метапредметные результаты

Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы, работать в группах.

3.Предметные результаты

Определяют понятия: «листовая пластинка», «черешок», «простой лист», «сложный лист», «жилкование листа».

Учащиеся знают, могут назвать особенности внешнего строения листа, умеют различать простые и сложные листья, характеризовать значение жилок.

Тема 8. Клеточное строение листа. Видоизменение листьев (1 час)

1. Личностные результаты:

Формирование научного мировоззрения на основе установления взаимосвязи строения органа с выполняемыми функциями.

2. Метапредметные результаты

Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы, работать в группах.

3.Предметные результаты

Определяют понятия: «кожица листа», «устьица», «столбчатая и губчатая ткань», «сосудисто-волокнистый пучок», «световые листья», «теневые листья».

Выполняют лабораторную работу. Заполняют таблицу по результатам работы с текстом учебника и дополнительной литературой.

Учащиеся имеют умеют описывать особенности внутреннего строения листа; различать и характеризовать растительные ткани.

Л.р.№4 Строение кожицы листа. Клеточное строение листа.

Л.р.№5 Внутреннее строение ветки дерева.

Тема 9 Строение стебля. Многообразие стеблей (1 час)

1. Личностные результаты:

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению новых для учащихся объектов; умение применять полученные знания в практической деятельности.

2. Метапредметные результаты

Регулятивные УУД-- определяет цель протекания процесса дыхания, корректирует свои знания о процессах жизнедеятельности, осуществляет самоконтроль, оценивает важность процесса дыхания.

Познавательные УУД-- исследует процессы жизнедеятельности, анализирует протекание дыхания, соотносит свой способ питания с другими.

Коммуникативные УУД-- отвечает на поставленные вопросы, обсуждает их со сверстниками.

3.Предметные результаты

Определяют понятия: «кора», «древесина», «камбий», «ситовидные трубки», «сосуды», «луб», «сердцевина».  

Учащиеся имеют представление о внешнем и внутреннем строении стебля; объясняют причины появления годичных колец; соблюдают правила работы с лабораторным оборудованием.

Тема 10.  Видоизменение побегов. (1 час)

1. Личностные результаты:

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению новых для учащихся объектов; умение применять полученные знания в практической деятельности.

2. Метапредметные результаты

Регулятивные УУД-- осуществляет самопроверку, корректирует свои знания.

Познавательные УУД-- ищет и отбирает необходимую информацию, структурирует знания по царствам живой природы, анализирует разнообразие живых организмов.

Коммуникативные УУД-- выражает свои мысли в заданиях, ставит вопросы для обсуждения

3.Предметные результаты

Определяют понятия: «видоизмененный побег», «корневище», «клубень», «луковица».

Выполняют лабораторную работу и обсуждают ее результаты.

Учащиеся знают о разных вариантах видоизмененных побегов, их биологическом и хозяйственном значении; объясняют причины видоизменения побегов.

Л.р.№6 Изучение видоизмененных побегов (корневище, клубень, луковица).

Тема 11 Цветок и его строение (1 час)

1. Личностные результаты:

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению новых для учащихся объектов; умение применять полученные знания в практической деятельности.

2. Метапредметные результаты

Регулятивные УУД-- умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Познавательные УУД-- умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.

Коммуникативные УУД-- умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками.

3.Предметные результаты

Определяют понятия: «цветок», «венчик», «тычинки», «пестик», «околоцветник», «цветоножка», «цветоложе», «однодомное растение», «двудомное растение», «завязь», «семязачаток».

Учащиеся знают и могут рассказать о строении цветка; характеризуют функции цветка; читают формулы цветка и объясняют их значение.

Тема 12.  Соцветия (1 час)

1. Личностные результаты:

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению новых для учащихся объектов; умение применять полученные знания в практической деятельности.

2. Метапредметные результаты

Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы, работать в группах.

3.Предметные результаты

Выполняют лабораторную работу. Заполняют таблицу по результатам работы с текстом учебника и дополнительной литературой.

Учащиеся умеют распознавать наиболее распространенные типы соцветий; объясняют биологическое значение соцветий; описывают многообразие соцветий покрытосеменных растений.

Л.р.№7 «Изучение строения цветка».

Л.р.№8 «Ознакомление с различными видами соцветий».

Тема 13.   Плоды и их классификация. (1 час)

1. Личностные результаты:

Формируется научное мировоззрение на основе изучения плодов: учащиеся подводятся к выводу о родстве цветковых растений и возникновении различных приспособлений к распространению плодов и семян, возникших в процессе эволюции.

2. Метапредметные результаты

Регулятивные УУД- умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять

результаты работы.

Познавательные УУД- Развиваются навыки выполнения лабораторной работы по инструктивной карточке, оформления ее результатов, умение на их основе делать вывод о биологическом значении плодов.

Коммуникативные УУД- выражает в ответах свои мысли, обсуждает с учителем и учащимся их ответы.

3.Предметные результаты

Определяют понятия: «плод», «сухие плоды», «сочные плоды». Анализируют и сравнивают различные плоды. Называют способы распространения плодов и семян и их приспособления.

Учащиеся имеют представление о строении плодов, их многообразии и вариантах классификации; объясняют значение плодов в жизни цветковых растений; применяют полученные знания на практике.

Тема 14.  Распространение плодов и семян (1 час)

1. Личностные результаты:

Формируется научное мировоззрение на основе изучения плодов: учащиеся подводятся к выводу о родстве цветковых растений и возникновении различных приспособлений к распространению плодов и семян, возникших в процессе эволюции.

2. Метапредметные результаты

Регулятивные УУД- умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять

результаты работы.

Познавательные УУД- Развиваются навыки выполнения лабораторной работы по инструктивной карточке, оформления ее результатов, умение на их основе делать вывод о биологическом значении плодов.

Коммуникативные УУД- выражает в ответах свои мысли, обсуждает с учителем и учащимся их ответы.

3.Предметные результаты

Определяют понятия: «плод», «сухие плоды», «сочные плоды». Анализируют и сравнивают различные плоды. Называют способы распространения плодов и семян и их приспособления.

Выполняют лабораторную работу и обсуждают ее результаты.

Учащиеся имеют представление о строении плодов, их многообразии и вариантах классификации; объясняют значение плодов в жизни цветковых растений; применяют полученные знания на практике.

Л.р.№9. «Классификация плодов».

Тема 15. Контрольная работа № 1 по теме «Строение и многообразие покрытосеменных растений» (1 час)

1. Личностные результаты:

Умение самостоятельно отбирать для решения предметных учебных задач необходимые знания; формирование потребности и готовности к самообразованию; умение применять полученные знания в практической деятельности.

2. Метапредметные результаты

Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя , прогнозировать результаты своей деятельности.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы, работать в группах.

3.Предметные результаты

Учащиеся умеют обобщать и систематизировать полученные знания по теме; устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы.

Тема 16. Минеральное питание растений. (1 час)

1. Личностные результаты:

Формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов и демонстрации опыта.

2. Метапредметные результаты

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал

Регулятивные УУД:

умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы.

Коммуникативные УУД:умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения.

Овладение навыками выступлений перед одноклассниками.

3.Предметные результаты

Определяют понятия: «минеральное понятие», «корневое давление», «почва», «плодородие», «удобрение». Выделяют существенные признаки почвенного питания растений. Объясняют необходимость восполнения запаса питательных веществ в почве путем внесения удобрений.

Учащиеся знают, в чем заключается и как происходит минеральное питание растений; объясняют значение минеральных и органических удобрений; осознают важность знаний о влиянии различных удобрений на рост и развитие растений.

Тема 17 Фотосинтез. (1 час)

1. Личностные результаты:

Формируется экологическая культура на основании осознания необходимости борьбы с загрязнением воздуха, охраны растений и сохранения лесов.

2. Метапредметные результаты

Познавательные УУД: умеют выбирать наиболее эффективные способы решения задач, делают выводы на основе полученной информации.

Регулятивные УУД: умеют определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения. Умеют представлять результаты работы

Коммуникативные УУД: умеют воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками, работают в составе творческих групп.

3.Предметные результаты

Выявляют приспособленность растений к использованию света в процессе фотосинтеза. Определяют условия протекания фотосинтеза. Объясняют значение фотосинтеза и роль растений в жизни человека.

Учащиеся знают о способе получения растением веществ, необходимых для питания, из воздуха, об условиях протекания фотосинтеза, о роли хлоропластов и хлорофилла в образовании органических веществ.

Тема 18.  Дыхание растений (1 час)

1. Личностные результаты:

Формирование познавательных потребностей на основе интереса к изучению жизнедеятельности растений, ценностно-смысловых установок по отношению к растительному миру.

2. Метапредметные результаты

Познавательные УУД: умеют работать с текстом, выделяют в нем главное, структурируют учебный материал, дают определение понятиям. Составляют конспект урока в тетради. Преобразуют информацию из одной формы в другую. Проводят сравнение биологических объектов, выделяют их существенные признаки.

Регулятивные УУД:  умеют определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения.

Коммуникативные УУД: умеют слушать учителя и отвечать на вопросы. Аргументируют свою точку зрения.

 3.Предметные результаты

Выделяют существенные признака дыхания. Объясняют роль дыхания в процессе обмена веществ. Объясняют роль кислорода в процессе дыхания. Раскрывают значение дыхания в жизни растений. Устанавливают взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза.

Тема 19. Испарение воды растениями. Листопад. (1 час)

1.        Личностные результаты:

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

2. Метапредметные результаты

Познавательные УУД: умение воспроизводить информацию по памяти, сравнивать и анализировать объекты природы. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений.

Регулятивные УУД: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы. Развитие навыков оценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией.

3.Предметные результаты

Определяют значение испарения воды и листопада в жизни растений.

Учащиеся знают о значении испарения воды и роли листопада в жизни растений; описывают строение устьиц; объясняют причины смены окраски листьев осенью.

Тема 20. Передвижение воды и питательных веществ в растении (1 час)

1. Личностные результаты:

Формирование научного мировоззрения  на основе изучения процессов жизнедеятельности в клетках растений.

2. Метапредметные результаты

Познавательные УУД: развиваются умение фиксировать, анализировать и объяснять результаты простейших биологических экспериментов по изучению процессов жизнедеятельности в клетках растений.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным

навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп правилам работы в кабинете. Развитие

3.Предметные результаты

Объясняют роль транспорта веществ в процессе обмена веществ.

Объясняют механизм осуществления проводящей функции стебля.

Объясняют особенности передвижения воды, минеральных и органических веществ в растениях. Выполняют лабораторную работу и обсуждают ее результаты.

Учащиеся имеют представление о передвижении минеральных и органических веществ в растениях и о значении этих процессов для растений; применяют полученные знания при выполнении лабораторной работы.

Л.р.№10. Передвижение веществ по побегу растения.

Тема 21.   Прорастание семян. (1 час)

1. Личностные результаты:

Формирование  и развитие познавательного  интереса к изучению новых для учащихся объектов; умение применять полученные знания в практической деятельности.

2. Метапредметные результаты

Познавательные УУД: умеют работать с текстом, выделяют в нем главное, структурируют учебный материал, дают определение понятиям. Составляют конспект урока в тетради. Преобразуют информацию из одной формы в другую. Проводят сравнение биологических объектов, выделяют их существенные признаки.

Регулятивные УУД: умеют определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения

Коммуникативные УУД: умеют слушать учителя и отвечать на вопросы. Аргументируют свою точку зрения

3.Предметные результаты

Объясняют роль семян в жизни растений. Выявляют условия, необходимые для прорастания семян. Обосновывают сроки посева семян.

Учащиеся могут перечислить условия прорастания семян; описывают правила посева семян; проводят фенологические наблюдения.

Тема 22.  Способы размножения растений. (1 час)

  1. Личностные результаты:

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению новых для учащихся объектов; умение применять полученные знания в практической деятельности.

2. Метапредметные результаты

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.

Регулятивные УУД: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения.

Овладение навыками выступлений перед одноклассниками.

3.Предметные результаты

Учащиеся знают, что размножение-одно из важнейших свойств живого организма; могут назвать способы размножения у растений и объяснить преимущество полового размножения полового размножения перед бесполым.

Определяют значение размножения в жизни организмов. Характеризуют особенности бесполого и полового размножения. Объясняют значение бесполого размножения. Раскрывают преимущество полового размножения по сравнению с бесполым, значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира.

Тема 23. Размножение споровых растений. (1 час)

1. Личностные результаты:

Формируется научное мировоззрение на основе сравнения размножения водорослей, мхов и папоротников и установления их родства и единства происхождения.

2. Метапредметные результаты

Познавательные УУД: умение осуществлять поиск нужной информации, выделять главное в тексте.

Регулятивные УУД: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работ

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп, высказывать свое мнение.

3.Предметные результаты

Определяют понятий: «заросток», «зооспора», «спорангий». Объясняют роль условий среды для полового и бесполого размножения, а также чередование поколений у споровых растений.

Учащиеся знают особенности размножения споровых растений; объясняют значение смены поколений у споровых растений; устанавливают зависимость полового размножения от наличия воды.

Тема 24.  Размножение семенных растений. (1 час)

1. Личностные результаты:

Формируется научное мировоззрение на основе сравнения размножения споровых, голосеменных и покрытосеменных растений.

2. Метапредметные результаты

Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, самостоятельно оформлять схемы.

Регулятивные УУД: развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: уметь сотрудничать с одноклассниками в процессе обсуждения полученных результате.

3.Предметные результаты

Определяет понятие: «ботаника», «низшие растения», «высшие растения», «слоевище», «таллом».

Выделяют существенные признаки растений.

Выявляют на живых объектах и таблицах низшие и высшие растения, и наиболее распространенные растения, опасные для человека растения. Сравнивают представителей низших и высших растений. Выделяют взаимосвязи между строением растений и их местообитанием.

Тема 25. Вегетативное размножение покрытосеменных растений. (1 час)

1.        Личностные результаты:

Формируется познавательный мотив на основе интереса к вегетативному размножению растений в природе и сельском хозяйстве.

2. Метапредметные результаты

Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, классифицировать

объекты.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками.

3.Предметные результаты

Определяют понятия: «черенок», «прививка», «привой», «подвой». Объясняют значение вегетативного размножения покрытосеменных растений и его использование человеком.

Выполняют практическую работу.

Учащиеся знают особенности вегетативного размножения покрытосеменных растений, умеют проводить размножение комнатных растений с помощью черенкования.

ПР. 1. «Размножение комнатных растений черенками».

Тема 26. Контрольная работа № 2 по теме «Жизнь растений» (1 час)

1. Личностные результаты:

Умение самостоятельно отбирать для решения предметных учебных задач необходимые знания; формирование потребности и готовности к самообразованию; умение применять полученные знания в практической деятельности.

2. Метапредметные результаты

Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, прогнозировать результаты своей деятельности.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы, работать в группах.

3.Предметные результаты

Учащиеся умеют обобщать и систематизировать полученные знания по теме; устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы.

Тема 27.   Систематика растений. (1 час)

1.        Личностные результаты:

Формирование научного мировоззрение на основе установления сходства в строении и жизнедеятельности растений, указывающего на происхождение от одного предка.

2. Метапредметные результаты

Познавательные УУД: умение работать с дидактическими материалами, классифицировать объекты, давать определения понятиям.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД: умеют слушать учителя и отвечать на вопросы. Аргументируют свою точку зрения

3.Предметные результаты

Определяют понятия: «вид», «род», «семейство», «класс», «отдел», «царство». Выделяют признаки, характерные для двудольных и однодольных растений.

Учащиеся имеют представление о классификации растений, знают основные систематические группы растений, умеют распознавать однодольные и двудольные растения.

Тема 28.  Класс Двудольные растения. Семейства Крестоцветные и Розоцветные. (1 час)

1. Личностные результаты:

Формирование познавательного интереса к изучению отличительных признаков растений семейства крестоцветных и семейства розоцветных. Умение применять полученные знания в практической деятельности.

2. Метапредметные результаты

Познавательные УУД: умение работать с дидактическими материалами, классифицировать объекты, давать определения понятиям.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД: умеют слушать учителя и отвечать на вопросы. Аргументируют свою точку зрения

3.Предметные результаты

Выделяют основные особенности растений семейств Крестоцветные и Розоцветные. Знакомятся с определительными карточками.

Учащиеся знают отличительные признаки растений семейств Крестоцветные и Розоцветные. Составляют формулы растений разных семейств; умеют сравнивать особенности строения органов растений этих семейств, характеризуют хозяйственное значение растений разных семейств.

Тема 29.  Семейства Пасленовые и Бобовые (1час)

1. Личностные результаты:

Формирование и развитие познавательного интереса к  изучению отличительных признаков растений семейств Пасленовые, Бобовые.

2. Метапредметные результаты

Познавательные УУД: умение работать с дидактическими материалами, классифицировать объекты, давать определения понятиям.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД: умеют слушать учителя и отвечать на вопросы. Аргументируют свою точку зрения

3.Предметные результаты

Выделяют основные особенности растений семейств Пасленовые, Бобовые. Определяют растения по карточкам.

Учащиеся знают отличительные признаки растений семейств Пасленовые, Бобовые. Составляют формулы растений разных семейств; умеют сравнивать особенности строения органов растений этих семейств, характеризуют хозяйственное значение растений разных семейств.

Тема 30.  Семейства Сложноцветные (1час)

1. Личностные результаты:

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению отличительных признаков растений семейства Сложноцветные.

2. Метапредметные результаты

Познавательные УУД: умение работать с дидактическими материалами, классифицировать объекты, давать определения понятиям.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД: умеют слушать учителя и отвечать на вопросы. Аргументируют свою точку зрения

3.Предметные результаты

Выделяют основные особенности растений семейства Сложноцветные. Определяют растения по карточкам.

Учащиеся знают отличительные признаки растений семейства Сложноцветные. Составляют формулы растений разных семейств; умеют сравнивать особенности строения органов растений этих семейств, характеризуют хозяйственное значение растений разных семейств.

Тема 31. Класс Однодольные растения. Семейства Лилейные и Злаки. (1 час)

1.        Личностные результаты:

Формирование познавательного интереса  к  изучению отличительных признаков растений семейств Лилейные и Злаки.

2. Метапредметные результаты

Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы, работать в группах.

3.Предметные результаты

Выделяют основные особенности растений семейств Лилейные и Злаковые. Определяют растения по карточкам.

Учащиеся знают отличительные признаки растений семейств Лилейные и Злаки, имеют представление об их многообразии; умеют сравнивать особенности строения органов растений этих семейств, характеризуют хозяйственное значение растений и применяют полученные знания

Тема 32. Важнейшие сельскохозяйственные растения (1 час)

1.        Личностные результаты:

Формирование и развитие познавательного интереса к  изучению культурных растений; понимание необходимости ухаживать за культурными растениями и осознание личностного участия в этих мероприятиях.

2. Метапредметные результаты

Познавательные УУД: умение формулировать гипотезу и находить аргументы для ее доказательства.

Регулятивные УУД: умение корректировать собственные представления о происхождении человека с научным мировоззрением.

Коммуникативные УУД: умение обобщать информацию и выстраивать доказательность

своих убеждений перед одноклассниками.

3.Предметные результаты

Готовят сообщения на основе изучения текста учебника, дополнительной литературы и материалов Интернета об истории выведения культурных растений.

Учащиеся имеют представление о многообразии культурных растений и особенностях их агротехники; объясняют происхождение культурных растений; называют сорта культурных растений; оценивают вклад ученых в развитие растениеводства; умеют работать с определителем растений.

Тема 33.   Растительные сообщества. Взаимосвязи в растительном сообществе. (1 час)

1.        Личностные результаты:

Формирование познавательного мотива на основе интереса к изучению растительных сообществ.

2. Метапредметные результаты

Познавательные УУД: умение работать с дидактическими материалами, классифицировать объекты, давать определения понятиям.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД: умеют слушать учителя и отвечать на вопросы. Аргументируют свою точку зрения

3.Предметные результаты

Определяют понятия: «растительное сообщество», «растительность», «ярусность». Характеризуют различные типы растительных сообществ. Устанавливают взаимосвязи в растительном сообществе.

Учащиеся знают, что такое растительные сообщества и умеют различать их типы; приводят примеры взаимоотношений в растительных сообществах, объясняют значение ярусности в растительных сообществах.

Тема 34.  Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана растений (1 час)

1. Личностные результаты:

Осознание необходимости охраны растений и понимание возможности личного участия в природоохранных акциях.

2. Метапредметные результаты

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал

Регулятивные УУД: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения, работа в группах.

Овладение навыками выступлений перед одноклассниками.

3.Предметные результаты

Определяют понятия: «заповедник», «заказник», «рациональное природопользование.

Учащиеся знают больше видов растений, произрастающих в местах их проживания, описывают взаимоотношения человека с природой;  приводят примеры положительного и отрицательного влияния человека на природу; объясняют роль растений для защиты окружающей среды

Тема 35.  Итоговая контрольная работа по биологии за 6 класс (1 час)

1. Личностные результаты:

Формирование любви  и бережного отношения к родной природе. Умение самостоятельно отбирать для решения предметных учебных задач необходимые знания.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

2. Метапредметные результаты

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал

Регулятивные УУД: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения.

Овладение навыками выступлений перед одноклассниками.

3.Предметные результаты

Научиться самостоятельно обобщать и систематизировать знания, делать выводы; классифицировать растительные организмы, различать представителей различных групп растительных организмов, характеризовать значение растительных организмов в природе и жизни человека, обосновывать значение природоохранной деятельности.

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Настоящая программа рассчитана на изучение базового уровня обучения биологии (1 час в неделю, 35 часов в год, 35 недель).

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов (из расчета 1 учебный час в неделю, 35 недель) для обязательного изучения биологии в 5-7 классах, 70 часов (из расчета 2  учебных часа в неделю, 35 недель) в 8 классах, 68 часов (из расчета 2 учебных часа в неделю, 34 недели) в 9 классах, 35 часов (из расчета 1 учебный час в неделю, 35 недель) в 10 классах, 34 часа (из расчета 1 учебный час в неделю, 34 недели) в 11 классе.

Программа построена в рамках реализации ФГОС ООО по биологии.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты.

  1. Воспитание чувства гордости за российскую биологическую науку;
  2. Знание и соблюдение учащимися правил поведения в природе;
  3. Понимание основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы;
  4. Умение реализовывать теоретические познания на практике;
  5. Осознание значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
  6. Понимание важности ответственного отношения к обучению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  7. Умение учащихся проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;
  8. Воспитание в учащихся любви к природе, чувства уважения к учёным, изучающим растительный мир, и эстетических чувств от общения с растениями;
  9. Признание учащимися прав каждого на собственное мнение;
  10. Проявление готовности к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
  11. Умение отстаивать свою точку зрения;
  12. Критичное отношение учащихся к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия;
  13. Понимание необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  14. Умение слушать и слышать другое мнение;
  15. Умение оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.

Метапредметные результаты.

  1. Регулятивные УУД:
  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;
  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
  • Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
  1. Познавательные УУД:
  • анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;
  • выявлять причины и следствия простых явлений;
  • осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;
  • строить логическое  рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
  • составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.);
  • преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и т. д.);
  • определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
  1. Коммуникативные УУД:
  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);
  • оценивать работу одноклассников;
  • в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
  • учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство
  • (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
  • уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Предметные результаты:

Строение и многообразие покрытосеменных растений

Ученик научится:

— распознавать внешнее и внутреннее строение органов цветковых растений;

— распознавать видоизменения органов цветковых растений и их роль в жизни растений.

— различать и описывать органы цветковых растений;

— объяснять связь особенностей строения органов растений со средой обитания;

— изучать органы растений в ходе лабораторных работ.

Ученик получит возможность научиться:

— анализировать и сравнивать изучаемые объекты;

— осуществлять описание изучаемого объекта;

— определять отношения объекта с другими объектами;

— определять существенные признаки объекта;

— классифицировать объекты;

— проводить лабораторную работу в соответствии с инструкцией.

Жизнь растений

Ученик научится:

— различать основные процессы жизнедеятельности растений;

— различать особенности минерального и воздушного питания растений;

— изучать виды размножения растений и их значение.

— характеризовать основные процессы жизнедеятельности растений;

— объяснять значение основных процессов жизнедеятельности растений;

— устанавливать взаимосвязь между процессами дыхания и фотосинтеза;

— показывать значение процессов фотосинтеза в жизни растений и в природе;

— объяснять роль различных видов размножения у растений;

— определять всхожесть семян растений.

Ученик получит возможность научиться

— анализировать результаты наблюдений и делать выводы;

— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание эксперимента, его результатов, выводов.

Классификация растений

Ученик научится:

— распознавать основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство;

— распознавать характерные признаки однодольных и двудольных растений;

— распознавать признаки основных семейств однодольных и двудольных растений;

— распознавать важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение.

— делать морфологическую характеристику растений;

— выявлять признаки семейства по внешнему строению растений;

— работать с определительными карточками.

Ученик получит возможность научиться:

— различать объем и содержание понятий;

— различать родовое и видовое понятия;

— определять аспект классификации;

— осуществлять классификацию.

Природные сообщества

Ученик научится:

— определять взаимосвязь растений с другими организмами;

— определять растительные сообщества и их типы;

— определять закономерности развития и смены растительных сообществ;

— анализировать результаты влияния деятельности человека на растительные сообщества и влияния природной среды на человека.

— устанавливать взаимосвязь растений с другими организмами;

— определять растительные сообщества и их типы;

— объяснять влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека;

— проводить фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.

Ученик получит возможность научиться:

— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание объектов, наблюдений, их результаты, выводы;

— организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).

Учащийся 6 класса научится:

•        выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;

•        аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, грибов и бактерий;

•        аргументировать, приводить доказательства различий растений, грибов и бактерий;

•        осуществлять классификацию биологических объектов на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;

•        раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;

•        объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений на примерах сопоставления биологических объектов;

•        выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;

•        различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;

 

•        сравнивать биологические объекты, процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

•        устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;

•        использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;

•        знать и аргументировать основные правила поведения в природе;

•        анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;

•        описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними;

•        знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Учащейся 6 класса получит возможность научиться:

•        находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

•        основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.

•        использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями.

•        ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

•        осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;

•        создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

•        работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности

животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ, ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Данная рабочая программа реализуется через следующие формы организации учебных занятий:

  • урок открытия нового знания;
  • урок общеметодологической направленности;
  • урок рефлексия;
  • урок развивающего контроля.

Основные виды деятельности во время учебных занятий:

  • поиск и открытие знаний;
  • слушание, наблюдение;
  • работа с книгой;
  • устный ответ;
  • работа с терминами;
  • биологический диктант;
  • систематизация текстовой информации в таблицу;
  • зачет;
  • доклад;
  • выполнение контрольных и тестовых заданий;
  • обобщение и систематизация знаний;
  • выполнение лабораторных и практических работ;
  • экскурсии.

ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Отметка «5» ставится в случае:

  1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
  2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
  3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.

Отметка «4»:

  1. Знание всего изученного программного материала.
  2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
  3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка «3» (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):

  1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
  2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
  3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка «2»:

  1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
  2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
  3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ (ЛАБОРАТОРНЫХ) РАБОТ

Отметка «5» ставится, если ученик:

  1. правильно определил цель опыта;
  2. выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
  3. самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
  4. научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;
  5. проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
  6. эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

Отметка «4» ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:

  1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
  2. или было допущено два-три недочета;
  3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
  4. или эксперимент проведен не полностью;
  5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

Отметка «3» ставится, если ученик:

  1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
  2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
  3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
  4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

Отметка «2» ставится, если ученик:

  1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
  2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
  3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3»;
  4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Отметка «5» ставится, если ученик:

  1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
  2. допустил не более одного недочета.

Отметка «4» ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
  2. или не более двух недочетов.

Отметка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:

  1. не более двух грубых ошибок;
  2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
  3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
  4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
  5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Отметка «2» ставится, если ученик:

  1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3»;

или если правильно выполнил менее половины работы.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ

1. Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2014 г.

2. Пасечник В. В. Биология. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Пасечника. Тестовые задания ЕГЭ. Вертикаль/ М.: Дрофа, 2012 г.

3. Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс. Методическое пособие / М.: Дрофа, 2014 г.

 


Календарно- тематическое планирование по биологии в 6 классе

Тема

Кол-во часов

Дата проведения

План

Факт

Строение и многообразие покрытосеменных растений (15 часов)

1

Строение семян двудольных растений.

1

2

Строение семян однодольных растений

1

3

Виды корней. Типы корневых систем

1

4

Строение корней.

1

5

Условия произрастания и видоизменения корней

1

6

Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега

1

7

Внешнее строение листа

1

8

Клеточное строение листа. Видоизменение листьев.

1

9

Строение стебля. Многообразие стеблей

1

10

Видоизменение побегов

1

11

Цветок и его строение

1

12

Соцветия

1

13

Плоды и их классификация

1

14

Распространение плодов и семян

1

15

Контрольная работа № 1 по теме «Строение и многообразие покрытосеменных растений»

1

Жизнь растений (11 часов)

16

Минеральное питание растений

1

17

Фотосинтез

1

18

Дыхание растений

1

19

Испарение воды растениями. Листопад

1

20

Передвижение воды и питательных веществ в растении

1

21

Прорастание семян

1

22

Способы размножения растений

1

23

Размножение споровых растений

1

24

Размножение семенных растений

1

25

Вегетативное размножение покрытосеменных растений

1

26

Контрольная работа № 2 по теме «Жизнь растений»

Классификация растений (6 часов)

27

Систематика растений.

1

28

Класс Двудольные растения. Семейства Крестоцветные и Розоцветные.

1

29

Семейства Пасленовые и Бобовые.

1

30

Семейство Сложноцветные.

1

31

Класс Однодольные. Семейства Злаковые и Лилейные.

1

32

Важнейшие сельскохозяйственные растения.

1

Раздел 4. Природные сообщества (3 часа)

33

Природные сообщества. Взаимосвязи в растительном сообществе.

1

34

Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана растений.

1

35

Итоговая контрольная работа по биологии за 6 класс.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...