Рабочая программа по биологии 10 класс
рабочая программа по биологии (10 класс)
Рабочая программа по биологии 10 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_biologii_10_klass.docx | 33.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета биология для 10 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, Программы по биологии для 10-11классов (автор В,В. Пасечник.; М.: «Дрофа», 2016 ).
Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника Каменский, А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2016 г.
Цели и задачи учебного предмета
Изучение биологии на ступени среднего общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
- овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
- воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета Биология, курса « Общая биология»
Деятельность образовательного учреждения в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих
Личностных результатов:
- реализация этических установок по отношению к биологическим открытиям, исследованиям и их результатам признания высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей,
- реализации установок здорового образа жизни;
- сформированности познавательных мотивов, направленных на получение нового знания в области биологии в связи с будущей деятельностью или бытовыми проблемами, связанными с сохранением собственного здоровья и экологической безопасностью
Метапредметных результатов:
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснить, доказывать, защищать свои идеи умение работать с разными источниками биологической информации:
- находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих
Предметных результатов:
- .В познавательной (интеллектуальной) сфере:
- характеристика содержания биологических теорий (клеточная, эволюционна я теория Ч. Дарвина),;
- учения В.И. Вернадского о биосфере;
- законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;
- вклада выдающихся ученых в развитие биологической науки выделение существенных признаков биологических объектов (клеток: растительной и животной, половых и соматических, доядерных и ядерных; организмов: одноклеточных и многоклеточных;
- видов, экосистем, биосферы)и процессов (обмен веществ и энергии, размножение, деление клетки, оплодотворение, действие естественного отбора, образование видов, круговорот веществ) объяснение роли биологии в формировании научного мировоззрения, вклада биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира;
- отрицательного влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; экологических факторов на организмы;
- причин эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций приведение доказательств (аргументация) единства живой и неживой природы, родства живых организмов и окружающей среды;
- необходимости сохранения видов умение пользоваться биологической терминологией и символикой.
- решение элементарных биологических задач;
- составление элементарных схем скрещивания и схем переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания) описание особей видов по морфологическому критерию выявление изменчивости, приспособлений организмов к среде обитания сравнение биологических объектов (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы) и формулировка выводов на основе сравнения.
- В ценностно-ориентационной сфере: анализ и оценка различных гипотез сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальных экологических проблем и путей их решения, последствий собственной деятельности в окружающей среде оценка этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение)
- В сфере трудовой деятельности: овладение умениями и навыками постановки биологических экспериментов и объяснение их результатов
- В сфере физической деятельности: Обоснование и соблюдение мер профилактики вирусных заболеваний, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания) правил поведения в природной среде
Содержание тем учебного курса
«Биология. Общая биология»
Введение(2ч.) Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы. |
Основы цитологии (16ч.) Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественно-научной картины мира. Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки. Строение и функции хромосом. Вирусы - неклеточные формы. ДНК - носитель наследственной информации. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Обмен веществ и превращения энергии – свойства живых организмов. Размножение и индивидуальное развитие( 7ч.) Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Митоз. Мейоз. Половое и бесполое размножение.Оплодотворение, его значение. Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Организм – единое целое. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. Основы генетики (8ч.) Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме. Составление простейших схем скрещивания и решение элементарных генетических задач. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека |
Генетика человека (2ч.) Методы исследования генетики человека. Генетика и здоровье. Значение генетики для медицины. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. |
Календарно-тематическое планирование курса
№ | Тема | Кол-во часов | Дата | |
по плану | факт | |||
1 | Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии | 1 | 03.09 | |
2 | Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой природы | 1 | 10.09 | |
3 | Входная контрольная работа | 1 | 17.09 | |
Основы цитологии | 1 | |||
4 | Методы цитологии. Клеточная теория. Особенности химического состава клетки | 1 | 24.09 | |
5 | Вода и её роль в жизнедеятельности клетки. Минеральные вещества и их роль в клетке. | 1 | 01.10 | |
6 | Углеводы | 1 | 08.10 | |
7 | Липиды | 1 | 15.10 | |
8 | Строение и функции белков. Контрольное тестирование. | 1 | 22.10 | |
9 | Нуклеиновые кислоты. | 1 | 05.11 | |
10 | АТФ и другие органические соединения клетки | 1 | 12.11 | |
11 | Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро. Цитоплазма. Клеточный центр. Рибосомы. Лабораторная работа № 1 «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание» | 1 | 19.11 | |
12 | Строение клетки. Эндоплазматическая сеть. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Клеточные включения. Митохондрии. Пластиды. Органы движения. Лабораторная работа № 2 «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений» | 1 | 26.11 | |
13 | Сходство и различие в строении прокариот и эукариот. Сходства и различия в строении клеток растений, животных и грибов. Лабораторная работа №3 «Сравнение строения клеток растений и животных» | 1 | 03.12 | |
14 | Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги. | 1 | 10.12 | |
15 | Обмен веществ и энергии в клетке. Энергетический обмен веществ. | 1 | 17.12 | |
16 | Контрольная работа за 2 полугодие | 1 | 24.12 | |
17 | Питание клетки. Автотрофное питание. Фотосинтез. Хемосинтез. | 1 | 14.01 | |
18 | Синтез белков в клетке | 1 | 21.01 | |
19 | Жизненный цикл клетки. Митоз. Амитоз. | 1 | 28.01 | |
20 | Мейоз. | 1 | 04.02 | |
21 | Тестирование № 1 по теме: « Клетка» | 1 | 11.02 | |
Раздел № 2 Размножение и индивидуальное развитие организмов ( 4 часа ) | ||||
22 | Формы размножения организмов. Бесполое размножение. Половое размножение | 1 | 18.02 | |
23 | Развитие половых клеток. Оплодотворение. | 1 | 25.02 | |
24 | Онтогенез - индивидуальное развитие организма. Лабораторная работа № 4. «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства». | 1 | 04.03 | |
25 | Индивидуальное развитие организма. Эмбриональный период. Индивидуальное развитие организма. Постэмбриональный период. | 1 | 11.03 | |
Раздел « № 3 Основы генетики ( 7 часов ) | ||||
26 | История развития генетики. Гибридологический метод. Моногибридное скрещивание. Анализирующее скрещивание. Практическая работа № 1. «Составление простейших схем скрещивания» | 1 | 18.03 | |
27 | Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков. | 1 | 01.04 | |
28 | Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие неаллельных генов. Практическая работа №2 . «Решение элементарных генетических задач». | 1 | 08.04 | |
29 | Цитоплазматическая наследственность Генетическое определение пола. | 1 | 15.04 | |
30 | Изменчивость. Виды и причины мутаций. Соматические и генеративные мутации | 1 | 22.04 | |
31 | Тестирование № 2 по теме: « Размножение и индивидуальное развитие организмов. Основы генетики» | 1 | 29.04 | |
Раздел № 4 Генетика человека ( 2часа ) | ||||
32 | Методы исследования генетики человека. Генетика и здоровье. Проблемы генетической безопасности. | 1 | 06.05 | |
33 | Итоговая контрольная работа | 1 | 13.05 | |
34 | Итоговый урок | 1 | 20.05 |
Учебно-методическое обеспечение
- Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология. 10-11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – 2-е изд. –М. : Дрофа, 2016 г. .
- Тематическое и поурочное планирование по биологии. К учебнику: Каменский, В.В. Криксунов Е.А, Пасечник А.А: «Общая биология . 10 -11 классы.». Т.А. Козлова. Издательство «Экзамен» 2008 г.
- Пасечник В.В., Швецов Г.Г. Рабочая тетрадь: Общая биология к учебнику А.А.Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника. Издательство «Дрофа» 2017 г.
- «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам линии В.В. Пасечника) (http://school-collection.edu.ru/).
Учитель биологии МБОУСОШ с.Хондергей Монгуш Анна Анай-ооловна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...