Конспект урока по биологии "Науки о человеке" для 8 класса.
план-конспект урока по биологии (8 класс)
Конспект урока по биологии "Науки о человеке" для 8 класса, авторы учебника- Драгомилов,Маш,Беляев.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_ur_nauki_o_cheloveke._zdorove_i_ego_ohrana.docx | 24.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок №1. Науки о человеке.8 класс
Цель: Формирование представлений о науках, занимающихся изучением организма человека
Задачи:
- Продолжить изучение истории биологии, раскрыть роль наук: анатомии, физиологии, гигиены и психологии для сохранения, укрепления здоровья и самовоспитания. Продолжить углубление знаний о единстве всего живого на Земле.
- Развивать логическое мышление и творческие способности учащихся. Продолжить развитие навыков устной речи, умение сравнивать.
- Способствовать формированию познавательного отношения к поддержанию, укреплению и развитию психического и физического здоровья, формировать понятие здоровый образ жизни.
Планируемые результаты:
Предметные:
Устанавливать соответствие между науками, изучающими человека, и направлениями их работы. Называть методы изучения организма человека. Различать теоретическую и практическую медицину. Соблюдать правила работы в кабинете биологии
Метапредметные:
Познавательные УУД. Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, составлять план параграфа и оформлять конспект урока в тетради.
Регулятивные УУД. умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения.
Коммуникативные УУД. умение воспринимать информацию на слух, работать в составе творческих групп
Личностные:
Познавательный интерес к биологии. Понимание важности научных исследований для развития науки
I. Орг. Момент.
II. Знакомство с учебником.
III. Постановка цели и задач.
Учащиеся ставят цель и задачи урока
IV. Первичное усвоение новых знаний
Учитель. В процессе эволюции животного мира сформировался человек, который, изучая законы окружающего мира, стал изучать и самого себя. Благодаря этому возникли науки, изучающие человека в разных аспектах.
Объясните высказывание Ф. Феллини: «Из всех приключений, уготовленных нам жизнью, самое важное и интересное, — отправиться внутрь самого себя, исследовать неведомую часть себя самого».
Подумайте, какие науки о человеке вам известны? Сталкивались ли вы с этими науками?
Важнейшее место среди этих наук занимают анатомия, физиология и психология.
Найдите в учебнике определения и запишите в тетрадь.
Эмбриология человека (гр. эмбрион – зародыш + гр. логос - учение) – наука, изучающая внутриутробное развитие человеческого организма.
Антропология (гр. антропос – человек + гр. логос - учение) – наука, исследующая происхождение и эволюцию человека как особого социобиологического вида.
Экология человека (гр. ойкос – дом, жилище + гр. логос - наука) – комплексная наука, изучающая взаимоотношения человека и человечества в целом с окружающей природной и социальной средой.
Цитология (гр. китос - сосуд) – наука, изучающая строение, химический состав, функции, индивидуальное развитие и эволюцию клеток живого.
Генетика (гр. генезис - происхождение) – наука, изучающая механизмы закономерности наследственности и изменчивости организмов, методы управления этими процессами.
Гигиена человека – наука о создании условий, благоприятных для сохранения здоровья человека, о правильной организации труда и отдыха, о предупреждении болезней.
Анатомия человека (гр.анатоме - рассечение) - наука о строении, форме человеческого организма, его органов.
Физиология человека ( гр. физис – природа + гр. логос - учение) – наука о процессах жизнедеятельности и механизмах их регулирования в клетках, тканях, органах, системах органов и целостном организме.
Психология (гр. психо – душа + гр. логос - учение ) - наука, изучающая процессы и закономерности психической деятельности.
Вопросы для обсуждения:
Какие современные методы используются для изучения анатомии органов?
Какие методы исследований используют для изучения физиологических процессов?
Необходимы ли современному человеку знания в области психологии? Ответ аргументируйте.
Всегда ли слово «гигиена» связано с соблюдением чистоты? Как бы вы объяснили понятия: «гигиена тела», «гигиена зрения», «правила гигиены», « гигиена труда » ?
Как вы думаете для чего нам изучать организм человека?
Каково значение анатомии в жизни современного человека?
Творческая задача. Необходимо вывести карпа с минимумом мелких косточек. Для
этого нужно отбирать производителей с уменьшенным числом костей. Как производить отбор?
Подсказка. Чтобы выявить особь с уменьшенным числом костей, се надо препарировать. Но чтобы она дала потомство, особь должна остаться живой.
Возможный ответ. Отбор производится на основании рентгеновских снимков.
Человеческий организм — сложнейший комплекс различных систем. Сразу трудно представить себе, насколько совершенны физиологические и биохимические структуры, сложившиеся в ходе эволюции человека. У человека давно пробудился интерес к его собственному телу, строению, функциям отдельных органов. Познание собственного тела продвигалось шаг за шагом. Первые опыты врачевания (напомню, анатомия и физиология — основа медицины) появились еще до возникновения человека разумного. Ископаемые находки свидетельствуют о том, что уже неандертальцы проявляли заботу о раненых и искалеченных собратьях. Передаваемый из поколения в поколения опыт в результате лечебной деятельности способствовал накоплению определенных знаний. Охота на животных поставляла пропитание и информацию о строении животных.
- Как вы думаете, какую?
Опытные охотники делились сведениями о наиболее уязвимых местах добычи. Форма органов была известна, а об их функциях, возможно и не задумывались.
Как давно человек стал изучать свой организм, по вашему мнению?
Учитель. Интерес человека к собственному телу, его строению появился очень давно. Первые опыты лечения существовали еще до появления человека разумного. По данным археологов уже у неандертальцев присутствовала забота о больных и раненых. Врачебный опыт, передаваемый из поколения в поколение, способствовал накоплению медицинских знаний.
Уже в Древнем Египте имелись знания о строении человеческого тела. Лица, бравшие на себя роль целителей, вынуждены были упражняться в кровопусканиях, накладывании повязок и швов на раны, они извлекали инородные предметы и производили ритуальные вмешательства.
Здоровье и его охрана
Существует более 300 определений здоровья. Из них можно выделить основные, где здоровье определяется: 1) как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов (в соответствии с Уставом ВОЗ). Охрана здоровья в нашей стране—это важнейшая социальная задача, и ответственность за ее решение возлагается не только на систему здравоохранения, но и на общество в целом.
- Какие меры профилактики кожных заболеваний Вы знаете?( через соблюдение всех правил личной гигиены тела, места проживания и одежды. Водные процедуры необходимы для удаления пыли, грязи, микробов, пота. Пользу для кожи приносит умывание прохладной водой.)
- Нужно ли соблюдать правила личной гигиены?
- Как правильно организовать свой умственный труд для того, чтобы не переутомиться, а работать системно и результативно?
Главная потребность человека – сохранение жизни и здоровья. Большинство людей не знают какими большими резервами физического и психического здоровья обладает организм, как можно сохранить, развить и использовать эти резервы, чтобы на многие годы продлит активную жизнь.
Что нужно делать чтобы сохранить здоровье?
В первую очередь правильно питаться. Для роста и развития организма кроме белков и жиров необходимы витамины и минеральные вещества.
Блиц-опрос:
- Для чего необходимы кальций Са и где содержится?
- Что вы скажите о роли калия?( Поддержание оптимального внутриклеточного давления за счет натриево-калиевый баланса, который обеспечивается этим элементом вместе с натрием. сокращение волокон мышц, включая сердечные.В кураге,фасоли,морская капуста,горох, чернослив,миндаль, изюм,фундук,чечевица,арахис)
- Для чего необходим фосфор?( без него невозможна мыслительная и физическая деятельность, поскольку именно благодаря фосфорной кислоте, образующейся в организме, происходит сокращение мышц, необходимое не только для движения, но и для дыхательных и иных процессов. грецкие орехи,молочные и мясные продукты,фасоль
- Какую роль играет йод для организма?
- Для чего нужен витамин А?( Обеспечивают хорошее зрение . Улучшают рост и развитие клеток всех органов и тканей;Необходим для нормального роста и формирования костей;Необходим для нормального функционирования всех слизистых оболочек и кожного эпителия. Морковь;Петрушка;Сельдерей;Шпинат; )
- Какую роль играет витамин В в развитии организма?(нормальное функционирование нервной системы. в цельных злаках, мясных продуктах, яйцах, картофеле, макаронных изделиях, белом хлебе)
- Где содержится витамин С?
Конкурс «Медицинская терминология»
В быту мы довольно часто употребляем медицинские выражения.
Называются слова, учащиеся должны их перевести на язык врача:
- Режим питания - диета
- Материал для прививок – вакцина
- Лицо дающее свою кровь – донор
- Система лечебных растираний – массаж
- Глубокий сон – наркоз
- Борьба с членистоногими – дезинфекция
- Разрушение плотной ткани зуба – кариес
- Полная недвижимость – паралич
- Ядовитое вещество – токсин
- Малокровие – анемия
- Недостаток – дефект
- Потеря памяти – амнезия
V. Первичное закрепление
- С какими трудностями было связано становление наук анатомии и физиологии
- Какие методы изучения человеческого организма использовались в древние и средние века?
- Как отразились успехи техники на развитии анатомии, физиологии и медицины?
- Почему науки о человеке — анатомия, физиология, психология и гигиена тесно связаны?
- Почему каждому человеку нужно знать строение и функции своего организма?
VI. Домашнее задание.записи в тетрадях.заполнить таблицу « История изучения организма»
Ученый | Годы жизни | Вклад в науку |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Первый урок в системе уроков)
Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Первый урок в системе уроков)...
Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. П.Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Второй урок в системе уроков)
Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. П.Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Второй урок в системе уроков)...
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний....
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс
Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...
План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс
Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...
Конспект урока развития речи в 9 классе.(Урок мужества) ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3)».
Конспект урока развития речи в 9 классе.(Урок мужества)ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполне...
План - конспект урока музыки (5, 6, 7 класс) по теме: Конспекты уроков музыки в основной школе
Конспекты уроков музыки для 5, 6, 7 классов!...