Конспект урока по биологии "Науки о человеке" для 8 класса.
план-конспект урока по биологии (8 класс)

Зайцева Анастасия Игоревна

Конспект урока по биологии "Науки о человеке" для 8 класса, авторы учебника- Драгомилов,Маш,Беляев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_ur_nauki_o_cheloveke._zdorove_i_ego_ohrana.docx24.75 КБ

Предварительный просмотр:

Урок №1. Науки о человеке.8 класс

Цель: Формирование представлений о науках, занимающихся изучением организма человека

Задачи:

  • Продолжить изучение истории биологии, раскрыть роль наук: анатомии, физиологии, гигиены и психологии для сохранения, укрепления здоровья и самовоспитания. Продолжить углубление знаний о единстве всего живого на Земле.
  • Развивать логическое мышление и творческие способности учащихся. Продолжить развитие навыков устной речи, умение сравнивать.
  • Способствовать формированию познавательного отношения к поддержанию, укреплению и развитию психического и физического здоровья, формировать понятие здоровый образ жизни.

Планируемые результаты:

Предметные:

Устанавливать соответствие между науками, изучающими человека, и направлениями их работы. Называть методы изучения организма человека. Различать теоретическую и практическую медицину. Соблюдать правила работы в кабинете биологии

Метапредметные:

Познавательные УУД. Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, составлять план параграфа и оформлять конспект урока в тетради.

Регулятивные УУД. умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения.

Коммуникативные УУД. умение воспринимать информацию на слух, работать в составе творческих групп

Личностные:

Познавательный интерес к биологии. Понимание важности научных исследований для развития науки

I. Орг. Момент.

II. Знакомство с учебником.

III. Постановка цели и задач.

Учащиеся ставят цель и задачи урока

IV. Первичное усвоение новых знаний

Учитель. В процессе эволюции животного мира сформировался человек, который, изучая законы окружающего мира, стал изучать и самого себя. Благодаря этому возникли науки, изучающие человека в разных аспектах.

Объясните высказывание Ф. Феллини: «Из всех приключений, уготовленных нам жизнью, самое важное и интересное, — отправиться внутрь самого себя, исследовать неведомую часть себя самого».

Подумайте, какие науки о человеке вам известны? Сталкивались ли вы с этими науками?

Важнейшее место среди этих наук занимают анатомия, физиология и психология.

Найдите в учебнике определения и запишите в тетрадь.

Эмбриология человека (гр. эмбрион – зародыш + гр. логос - учение) – наука, изучающая внутриутробное развитие человеческого организма. 

Антропология (гр. антропос – человек + гр. логос - учение) – наука, исследующая происхождение и эволюцию человека как особого социобиологического вида. 

Экология человека (гр. ойкос – дом, жилище + гр. логос - наука) – комплексная наука, изучающая взаимоотношения человека и человечества в целом с окружающей природной и социальной средой. 

Цитология (гр. китос - сосуд) – наука, изучающая строение, химический состав, функции, индивидуальное развитие и эволюцию клеток живого. 

Генетика (гр. генезис - происхождение) – наука, изучающая механизмы закономерности наследственности и изменчивости организмов, методы управления этими процессами.

Гигиена человека – наука о создании условий, благоприятных для сохранения здоровья человека, о правильной организации труда и отдыха, о предупреждении болезней. 

Анатомия человека (гр.анатоме  - рассечение) -  наука о строении, форме человеческого организма, его органов.

Физиология человека ( гр. физис – природа + гр. логос - учение) – наука о процессах жизнедеятельности и механизмах их регулирования в клетках, тканях, органах, системах органов и целостном организме.

Психология (гр. психо – душа + гр. логос - учение ) - наука, изучающая процессы и закономерности психической деятельности.

Вопросы для обсуждения:

Какие современные методы используются для изучения анатомии органов?

Какие методы исследований используют для изучения физиологических процессов?

Необходимы ли современному человеку зна­ния в области психологии? Ответ аргументируйте.

Всегда ли слово «гигиена» связано с соблюде­нием чистоты? Как бы вы объяснили понятия: «ги­гиена тела», «гигиена зрения», «правила гигиены», « гигиена труда » ?

Как вы думаете для чего нам изучать организм человека?

Каково значение анатомии в жизни современного человека?

Творческая задача. Необходимо вывести карпа с минимумом мелких косточек. Для

этого нужно отбирать производителей с уменьшенным числом костей. Как производить отбор?

Подсказка. Чтобы выявить особь с уменьшенным числом костей, се надо препарировать. Но чтобы она дала потомство, особь должна остаться живой.

Возможный ответ. Отбор производится на основании рентгеновских снимков.

Человеческий организм — сложнейший комплекс различных систем. Сразу трудно представить себе, насколько совершенны физиологические и биохимические структуры, сложившиеся в ходе эволюции человека. У человека давно пробудился интерес к его собственному телу, строению, функциям отдельных органов. Познание собственного тела продвигалось шаг за шагом. Первые опыты врачевания (напомню, анатомия и физиология — основа медицины) появились еще до возникновения человека разумного. Ископаемые находки свидетельствуют о том, что уже неандертальцы проявляли заботу о раненых и искалеченных собратьях. Передаваемый из поколения в поколения опыт в результате лечебной деятельности способствовал накоплению определенных знаний. Охота на животных поставляла пропитание и информацию о строении животных.

 - Как вы думаете, какую?

Опытные охотники делились сведениями о наиболее уязвимых местах добычи. Форма органов была известна, а об их функциях, возможно и не задумывались.

Как давно человек стал изучать свой организм, по вашему мнению?

Учитель. Интерес человека к собственному телу, его строению появился очень давно. Первые опыты лечения существовали еще до появления человека разумного. По данным археологов уже у неандертальцев присутствовала забота о больных и раненых. Врачебный опыт, передаваемый из поколения в поколение, способствовал накоплению медицинских знаний.

Уже в Древнем Египте имелись знания о строении человеческого тела. Лица, бравшие на себя роль целителей, вынуждены были упражняться в кровопусканиях, накладывании повязок и швов на раны, они извлекали инородные предметы и производили ритуальные вмешательства.

Здоровье и его охрана

Существует более 300 определений здоровья. Из них можно выделить основные, где здоровье определяется: 1) как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов (в соответствии с Уставом ВОЗ). Охрана здоровья в нашей стране—это важнейшая социальная задача, и ответственность за ее решение возлагается не только на систему здравоохранения, но и на общество в целом.

  1. Какие меры профилактики кожных заболеваний Вы знаете?( через соблюдение всех правил личной гигиены тела, места проживания и одежды. Водные процедуры необходимы для удаления пыли, грязи, микробов, пота. Пользу для кожи приносит умывание прохладной водой.)

  1. Нужно ли соблюдать правила личной гигиены?

  1. Как правильно организовать свой умственный труд для того, чтобы не переутомиться, а работать системно и результативно?

Главная потребность человека – сохранение жизни и здоровья. Большинство людей не знают какими большими резервами физического и психического здоровья обладает организм, как можно сохранить, развить и использовать эти резервы, чтобы на многие годы продлит активную жизнь.

Что нужно делать чтобы сохранить здоровье?

В первую очередь правильно питаться. Для роста и развития организма кроме белков и жиров необходимы витамины и минеральные вещества.

Блиц-опрос:

  • Для чего необходимы кальций Са и где содержится?

  • Что вы скажите о роли калия?( Поддержание оптимального внутриклеточного давления за счет натриево-калиевый баланса, который обеспечивается этим элементом вместе с натрием. сокращение волокон мышц, включая сердечные.В кураге,фасоли,морская капуста,горох, чернослив,миндаль, изюм,фундук,чечевица,арахис)

  • Для чего необходим фосфор?( без него невозможна мыслительная и физическая деятельность, поскольку именно благодаря фосфорной кислоте, образующейся в организме, происходит сокращение мышц, необходимое не только для движения, но и для дыхательных и иных процессов. грецкие орехи,молочные и мясные продукты,фасоль
  • Какую роль играет йод для организма?

  • Для чего нужен витамин А?( Обеспечивают хорошее зрение . Улучшают рост и развитие клеток всех органов и тканей;Необходим для нормального роста и формирования костей;Необходим для нормального функционирования всех слизистых оболочек и кожного эпителия. Морковь;Петрушка;Сельдерей;Шпинат; )

  • Какую роль играет витамин В в развитии организма?(нормальное функционирование нервной системы. в цельных злаках, мясных продуктах, яйцах, картофеле, макаронных изделиях, белом хлебе)

  • Где содержится витамин С?

Конкурс «Медицинская терминология»

В быту мы довольно часто употребляем медицинские выражения.

Называются слова, учащиеся должны их перевести на язык врача:

  • Режим питания - диета
  • Материал для прививок – вакцина
  • Лицо дающее свою кровь – донор
  • Система лечебных растираний – массаж
  • Глубокий сон – наркоз
  • Борьба с членистоногими – дезинфекция
  • Разрушение плотной ткани зуба – кариес
  • Полная недвижимость – паралич
  • Ядовитое вещество – токсин
  • Малокровие – анемия
  • Недостаток – дефект
  • Потеря памяти – амнезия

V. Первичное закрепление

  • С какими трудностями было связано становление наук анатомии и физиологии
  • Какие методы изучения человеческого организма использовались в древние и средние века?
  • Как отразились успехи техники на развитии анатомии, физиологии и медицины?
  • Почему науки о человеке — анатомия, физио­логия, психология и гигиена тесно связаны?
  • Почему каждому человеку нужно знать строе­ние и функции своего организма?

VI. Домашнее задание.записи в тетрадях.заполнить таблицу « История изучения организма»

Ученый

Годы жизни

Вклад в науку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Первый урок в системе уроков)

Конспект урока  по литературе в 6 классе по произведению В. Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Первый урок в системе уроков)...

Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. П.Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Второй урок в системе уроков)

Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. П.Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Второй урок в системе уроков)...

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний....

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

Конспект урока развития речи в 9 классе.(Урок мужества) ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3)».

Конспект урока развития речи в 9 классе.(Урок мужества)ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения  в рамках   подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполне...