Урок на тему «Грибы» в 5 классе по УМК Сонина Н.И.
план-конспект урока по биологии (5 класс)
Цель урока (для учителя): Создать условия для формирования представления о характерных признаках грибов как самостоятельного царства живой природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
griby_5_klass.docx | 19.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Мишарина Ольга Иннокентьевна, учитель биологии МОУ-гимназия №1 г.Петровска-Забайкальского Забайкальского края
Урок на тему «Грибы» в 5 классе по УМК Сонина Н.И.
Цель урока (для учителя): Создать условия для формирования представления о характерных признаках грибов как самостоятельного царства живой природы.
Планируемый результат:
Предметный: научиться описывать внешнее строение тела гриба, называть его части. Убедиться в том, что эти организмы объединены в отдельное Царство. Называть знакомые виды грибов. Характеризовать питание грибов и размножение. Установить роль грибов в природе и жизни человека.
Метапредметный: овладение умениями находить информацию в тексте учебника, анализировать её, объяснять процессы, происходящие в живых организмах.
Сформированность умений использования речевых средств при публичных выступлениях, умений отстаивать свою точку зрения.
Личностный: сформированность познавательных интересов и мотивов, умение общаться в группах, проявляя уважение к мнению окружающих.
Задачи урока:
Воспитывающая - стимулировать стремление к интеллектуальному развитию; способствовать воспитанию культуры общения учащихся при работе в группах, прививать любовь к природе и интерес к ее изучению.
Развивающая – способствовать развитию произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся, умению находить и представлять необходимую информацию, включаясь в обсуждение вопроса.
Обучающая – помочь обучающимся установить особенности организации грибов (строение, тип питания, способы размножения, роль в природе), отличающие их от организации других царств живой природы (растения, животные).
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1 этап. Самоопределение к деятельности (орг. момент) | |
Наши далекие предки сочинили о них сотни легенд и суеверий. Больше всего сбивала с толку их способность вырастать «ниоткуда». Ее пытались объяснить действием росы, ударов молнии, игрой природы. Не обошлось и без легенд о божественном происхождении. В одном немецком травнике было написано: «Они называются детьми богов, ибо родятся они без семян, не так, как другие». Римляне пользовались ими как бесшумным и безотказным оружием. По преданиям, ими были отравлены король Карл VI, Папа римский Климент VII, император Клавдий. О ком идет речь? | Обсуждают, предполагают, отвечают. О грибах. |
2 этап. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности | |
Что вы знаете о грибах? Что бы вы хотели узнать нового? Грибы растут в лесу, значит они растения? Похожи ли они на бактерии, составляющие отдельное Царство? Животных? Что мы можем предположить о их положении в системе органического мира, природе? | Сообщают факты, идет запись на доске. Высказываются, идет запись вопросов на доске. |
3 этап. Постановка учебной задачи | |
Сформулируйте тему урока, цель и задачи. Грибы – отдельное царство. Запишите тему урока. Цель: изучить особенности грибов, из-за которых они относятся к отдельному Царству. | Формулируют, выбирают оптимальные предложения. Познакомиться с особенностями грибов, выделяющих их в отдельное царство. |
4 этап. Построение проекта выхода из затруднения детьми | |
Итак, мы с вами составили план нашего урока. Приступаем к более тесному знакомству с Грибами.(слайд Царство грибов»)
Видеофрагмент из приложения «Дрофа» - 1 мин.41 сек. «Что общего с растениями и животными».(с 0.15-0.49).
Демонстрация слайдов по ходу рассказа. | На доске перечень вопросов, на которые нужно найти ответ. Знакомятся с заданием, настраиваются на восприятие материала. Выполняют задание, проверяют. Группа №1 Строение грибов. Зарисовать на доске, уч-ся в раб.тетр. Группа №2 Питание грибов. Слайд с 01.12. Группа №3 Размножение грибов Слайд 38 сек. Группа №4 Разнообразие грибов Группа №5 Роль грибов в природе и жизни человека. Обсуждение, выступление. |
5 этап. Самостоятельная работа с самопроверкой (взаимопроверкой) по эталону | |
Задание «Собери лукошко».Диск с мультимедийным приложением. | |
6 этап. Включение в систему знаний и повторение | |
Подведем итог урока. Удалось ли нам решить поставленные задачи? Выполните задание на доске. Д/З. Демонстрация слайда «Ведьмины круги», чем объясняется такое расположение грибов? На оценку задания в рабочей тетради №78, 81. На выбор №82. | Обобщают, зачитывают с. 67 – выводы. Просматривают слайд с 0.56-01.26- без звука. |
7 этап. Рефлексия деятельности (итог урока) | |
Что вы узнали нового, что не получилось на уроке? Итоги, оценивание. | Высказываются по пунктам. |
Приложение №1
ГРУППА №1
Изучите на странице 64 материал о строении шляпочных грибов.
Зарисуйте на доске плодовое тело гриба. Почему при сборе грибов их следует срезать или осторожно выкручивать, а не вырывать из земли.
ГРУППА №2
Изучите на странице №64-65 материал о питании грибов. Почему шляпочные грибы часто растут рядом с деревьями? Приведите примеры известных вам пар «гриб-дерево».
ГРУППА №3
Изучите на странице №64-65 материал о размножении грибов.
Предложите способ, как можно «посеять» грибы в определенном месте. Какую часть гриба при этом следует использовать?
ГРУППА №4
Изучите на странице 65-66 материал о разнообразии грибов. На каких продуктах вам приходилось видеть плесень? Какие организмы её образуют? Чем отличается мукор от пеницилла?
ГРУППА №5
Изучите на странице 66 материал о роли грибов в природе и жизни человека. Что бы стало с природой, если бы исчезли грибы и бактерии?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по теме "Грибы -особое царство природы" 6 класс
урок по теме "Грибы", с презентацией, по учебнику В.В Пасечника...
разработка урока по теме "Лишайники" 7 класс УМК Сонина Н.И.
Конспект урока с использованием элементов смыслового чтения....
технологическая карта урока на тему: "Грибы. Многообразие грибов".
Тип урока: усвоение новых знаний в условиях реализации ФГОС.Форма урока: урок- исследование.Метод: комбинированный, групповая работа.Модель обучения: углубленный уровень (5 класс –2часа...
Разработка обобщающего урока по теме "Грибы" 5 класс
Данный материал подготовлен учителем географии и биологии первой квалификационной категории Ниловой Ларисой Юрьевной. в рамках технологии сотрудничества.Данная публикация предназначена для педагогов р...
Презентация к уроку по теме "Грибы паразиты" 5 класс
Презентация к уроку по теме "Грибы паразиты"...
Рабочая карта урока по теме: Грибы. Общая характеристика. Многообразие и значение грибов.
Рабочая карта урока по теме: "Грибы. Общая характеристика. Многообразие и значение грибов". Можно использовать в 5 классе при изучении новой темы, при закреплении, во время проведения дистан...
разработка урока по теме "Грибы" 5 класс.
Урок изучения нового материала на тему ,,Грибы,, расчитан на 1 час в 5 классе по программе и учебнику И.Н. Пономаревой,,Биология,,. Урок проводится в кабинете биологии с использованием ИКТ. Муль...