разработка урока по теме "Лишайники" 7 класс УМК Сонина Н.И.
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме

Маленкова Анна Cергеевна

Конспект урока с использованием элементов смыслового чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lishayniki.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема 2.2

Урок 10.

Лишайники.

Целевые установки:

  • Личностные: мотивация к изучению лишайников как симбиотических организмов
  • Метапредметные: развитие способности анализировать, обобщать, делать логические выводы, активизация способности групповой работы;
  • Предметные: изучение лишайников как симбиотических организмов, выяснение роли грибов  и зеленых водорослей, составляющих организм лишайника. Разнообразие лишайников.

Технологии, применяемые на уроке:

Элементы проблемного обучения, технология работы в группах.

Содержание урока.

  1. Организационный момент.

Формирование целевых установок урока.

Два организма взаимно полезны,

    Связаны вместе просто железно.

    Жить в одиночку? – огромный вопрос.

    Такое сожительство есть симбиоз.

Вспомнить особенности организации грибов и водорослей, их роль в биогеоценозах. Лишайники – симбионты грибов и водорослей.

  1. Проверка домашнего задания.

Цель: диагностировать уровень освоения учащимися основных понятий раздела «Многообразие живых организмов».

Метод: биологический диктант.

1 вариант                                                                                 2 вариант

Микология                                                                              Грибница

Гифы                                                                                        Почвенная грибница

Плодовое тело                                                                         Сапрофиты

Симбионты                                                                              Паразиты

Хищники                                                                                  Микориза

Критерии оценивания:

90-100% - «5»

70-89%  -«4»

50- 69% - «3»

Менее 50% - «2»

           

  1. Изучение нового материала

          Цель: изучить особенности организации лишайников как симбиотических организмов. Выявить функции, выполняемые грибами и водорослями в организме лишайника. Выявить роль лишайников в экосистемах.

         

Вводное слово учителя, беседа с классом.

Лишайники – крайне своеобразная группа живых организмов. К ним относится более 25 тысяч видов. Встречаются лишайник на всех континентах, в том числе и в Антарктиде.

Тело лишайника называется слоевищем, которое может быть крайне разнообразным по форме, размеру, цвету и особенностям строения. Слоевище некоторых лишайников может иметь вид листа, кустика, трубочек, пены и т.д.

Работа с текстами по смысловому чтению.

Текст 1.

Лишайники.

Внимательно прочтите текст. Останавливаясь на значке *, осмыслите прочитанное. Обратите внимание на слова, выделенные курсивом. Выполните задания, приведённые после текста.

В зависимости от внешнего облика слоевища лишайники принято делить на три типа: листовые, кустистые и накипные.

Цвет слоевища* также может быть самым разнообразным: от почти бесцветного, серовато-белого, до ярко окрашенного: красного, зеленого, желтого, черного.

Согласно современным представлениям лишайники являются симбиотическим сообществом автотрофного фикобионта* (водоросли, цианобактерии) и гетеротрофного микобионта* (гриба), в основе которого лежит явление паразитизма*.

Взаимоотношения этих двух организмов строятся следующим образом. Гриб получает от водоросли органические вещества - углеводы, но в то же время как бы предоставляет водоросли, находящейся внутри тела лишайника, среду обитания*, защиту от пересыхания и перегревания и т.д. Гриб снабжает водоросль достаточным количеством воды и растворенных в ней минеральных солей*, которые он сам поглощает из окружающей среды (субстрата, атмосферного воздуха). Таким образом, хотя гриб в некоторой степени паразитирует на водоросли, но и она извлекает из совместной жизни с ним определенную пользу. Такое взаимовыгодное существование живых организмов называется симбиозом.

    У большинства лишайников слоевище имеет верхний и нижний корковые слои, образованные плотным сплетением грибных гиф. Верхний корковый слой защищает слоевище от высыхания, механических воздействий, чрезмерного освещения. Между двумя корковыми слоями находится сердцевина, образованная рыхлым слоем грибных гиф с водорослями. В сердцевине в основном запасается влага, она также играет роль скелета, проводит воздух к клеткам водорослей, содержащим хлорофилл*. На нижнем корковом слое находятся специальные выросты, ризоиды, с помощью которых лишайник прикрепляется к субстрату. Полный набор слоев встречается не у всех лишайников.

Задания:

  1. Подумайте, каким организмом является лишайник – автотрофным или гетеротрофным? Ответ обоснуйте.
  2. Изучив текст, составьте схему взаимовыгодного сожительства гриба и водоросли.

Текст 2.

Физиология  лишайников.

Внимательно прочтите текст. Останавливаясь на значке *, осмыслите прочитанное. Обратите внимание на слова, выделенные курсивом. Выполните задания, приведённые после текста.

Лишайники обладают высокой степенью выносливости*. Наиболее интересной особенностью лишайников является их способность долгое время пребывать в сухом состоянии, но при этом не погибать, а лишь приостанавливать свои жизненные функции до первого увлажнения. Можно сказать, что лишайники в засушливых условиях впадают в анабиоз. Это обусловлено тем, что влажность лишайникового слоевища* не постоянна и зависит от влажности окружающей среды. Способность быстро впитывать влагу и быстро ее отдавать и при этом впадать в анабиоз – преимущество лишайников перед высшими растениями. Еще одна из особенностей лишайников – устойчивость к высоким и низким температурам. Они способны выносить температурные пределы от

- 196ºC до + 100ºC. Названные особенности лишайников помогали им миллионы лет выживать и занимать самые трудные для освоения экологические ниши*. Они распространены на голых скалах, коре деревьев, заборах и стенах, бетоне и даже ржавеющем металле, бесплодной почве сосновых боров, в тундре и т. д. Их значение в природе заключается главным образом в том, что, являясь «пионерами растительности» *на бесплодном субстрате, они постепенно подготавливают его и для высших растений  (с отмиранием лишайника остается органическое вещество, на котором могут поселяться другие растения).

Единственное, чего не переносят лишайники – это загрязнение атмосферного* воздуха, особенно соединениями свинца и серы.

Задания.

  1. Подумайте, почему лишайники сложно найти в черте города и близ автомобильных трасс, но они в большом количестве встречаются в лесах?
  2. Подумайте, какой вред экосистеме тундры (основного местообитания лишайников) наносит чрезмерный выпас оленей? Почему на восстановление экосистемы тундры необходимо 30-50 и более лет?

  1. Закрепление. Обмен полученными знаниями между группами учеников (в виде кратки докладов ответов на вопросы).
  2. Рефлексия.

На сегодняшнем уроке я узнал………

Мне особенно понравилось…….

Я выяснил, что…………

Мне не понятно………….

Я хотел бы узнать…………..

  1. Домашнее задание.
  1. Обязательное для всех: С 28-31, записи, термины.
  2. Повышенный уровень: выполнение исследовательской работы «Получение краски из лишайников».

Инструкция к выполнению.

Найдите на  камне или на старой стене дома лишайник стенную золотянку, измельчите. Положите в колбу (стакан) с раствором пищевой соды, понаблюдайте  в течение 3-5 минут. Что вы наблюдаете? Профильтруйте раствор и попытайтесь окрасить им бумагу или кусочек ткани. Что у вас получилось? Результат запишите в тетрадь. Найдите сведения о других интересных сторонах применения лишайников в хозяйственной  деятельности человека. Подготовьте  доклад на данную тему.

Текст 1.

Лишайники.

Внимательно прочтите текст. Останавливаясь на значке *, осмыслите прочитанное. Обратите внимание на слова, выделенные курсивом. Выполните задания, приведённые после текста.

В зависимости от внешнего облика слоевища лишайники принято делить на три типа: листовые, кустистые и накипные.

Цвет слоевища* также может быть самым разнообразным: от почти бесцветного, серовато-белого, до ярко окрашенного: красного, зеленого, желтого, черного.

Согласно современным представлениям лишайники являются симбиотическим сообществом автотрофного фикобионта* (водоросли, цианобактерии) и гетеротрофного микобионта* (гриба), в основе которого лежит явление паразитизма*.

Взаимоотношения этих двух организмов строятся следующим образом. Гриб получает от водоросли органические вещества - углеводы, но в то же время как бы предоставляет водоросли, находящейся внутри тела лишайника, среду обитания*, защиту от пересыхания и перегревания и т.д. Гриб снабжает водоросль достаточным количеством воды и растворенных в ней минеральных солей*, которые он сам поглощает из окружающей среды (субстрата, атмосферного воздуха). Таким образом, хотя гриб в некоторой степени паразитирует на водоросли, но и она извлекает из совместной жизни с ним определенную пользу. Такое взаимовыгодное существование живых организмов называется симбиозом.

    У большинства лишайников слоевище имеет верхний и нижний корковые слои, образованные плотным сплетением грибных гиф. Верхний корковый слой защищает слоевище от высыхания, механических воздействий, чрезмерного освещения. Между двумя корковыми слоями находится сердцевина, образованная рыхлым слоем грибных гиф с водорослями. В сердцевине в основном запасается влага, она также играет роль скелета, проводит воздух к клеткам водорослей, содержащим хлорофилл*. На нижнем корковом слое находятся специальные выросты, ризоиды, с помощью которых лишайник прикрепляется к субстрату. Полный набор слоев встречается не у всех лишайников.

Задания:

  1. Подумайте, каким организмом является лишайник – автотрофным или гетеротрофным? Ответ обоснуйте.
  2. Изучив текст, составьте схему взаимовыгодного сожительства гриба и водоросли.

Критерии оценивания

Эталоны ответов

Критерии оценивания

1. Лишайники – это симбионты грибов и водорослей. Грибы – гетеротрофные организмы, т.е. они питаются готовыми органическими веществами, всасывая их всей поверхностью тела. Водоросли относятся к группе автотрофных организмов, образующих органическое вещество путем фотосинтеза. Лишайник, таким образом, является миксотрофным организмом, т.е. питается по смешанному типу.

1 балл за каждый элемент ответа

(всего 3 балла)

2.

Схема содержит основные элементы – 2 балла

Итого

5 баллов за верные ответы

Ваша оценка соответствует количеству набранных Вами баллов

Текст 2.

Физиология  лишайников.

Внимательно прочтите текст. Останавливаясь на значке *, осмыслите прочитанное. Обратите внимание на слова, выделенные курсивом. Выполните задания, приведённые после текста.

Лишайники обладают высокой степенью выносливости*. Наиболее интересной особенностью лишайников является их способность долгое время пребывать в сухом состоянии, но при этом не погибать, а лишь приостанавливать свои жизненные функции до первого увлажнения. Можно сказать, что лишайники в засушливых условиях впадают в анабиоз. Это обусловлено тем, что влажность лишайникового слоевища* не постоянна и зависит от влажности окружающей среды. Способность быстро впитывать влагу и быстро ее отдавать и при этом впадать в анабиоз – преимущество лишайников перед высшими растениями. Еще одна из особенностей лишайников – устойчивость к высоким и низким температурам. Они способны выносить температурные пределы от

- 196ºC до + 100ºC. Названные особенности лишайников помогали им миллионы лет выживать и занимать самые трудные для освоения экологические ниши*. Они распространены на голых скалах, коре деревьев, заборах и стенах, бетоне и даже ржавеющем металле, бесплодной почве сосновых боров, в тундре и т. д. Их значение в природе заключается главным образом в том, что, являясь «пионерами растительности» *на бесплодном субстрате, они постепенно подготавливают его и для высших растений  (с отмиранием лишайника остается органическое вещество, на котором могут поселяться другие растения).

Единственное, чего не переносят лишайники – это загрязнение атмосферного* воздуха, особенно соединениями свинца и серы.

Задания.

  1. Подумайте, почему лишайники сложно найти в черте города и близ автомобильных трасс, но они в большом количестве встречаются в лесах?
  2. Подумайте, какой вред экосистеме тундры (основного местообитания лишайников) наносит чрезмерный выпас оленей? Почему на восстановление экосистемы тундры необходимо 30-50 и более лет?

Критерии оценивания

Эталоны ответов

Критерии оценивания

1. Лишайники крайне чувствительны к загрязнению атмосферного воздуха, особенно соединениями свинца и серы. Соединения свинца содержатся в выхлопных газах автомобилей, а соединения серы – в выхлопах производства. Поэтому в черте населённых пунктах и в лесополосах близ автомобильных дорог лишайник встречаются редко, а в лесах, удаленных от таковых – обитают в большом количестве.

1 балл за каждый элемент ответа

(всего 3 балла)

2. Чрезмерный выпас оленей в тундре приводит к уничтожению лишайников. Годовой прирост таллома лишайника составляет 5-10мм, именно поэтому на восстановление экосистемы тундры требуются десятилетия.

2 балла за верный ответ

Итого

5 баллов

Ваша оценка соответствует количеству набранных Вами баллов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

Формирование УУД на уроках химии. Методическая разработка уроков по теме "Классы неорганических соединений. 8 класс

Бинарные соединения: оксиды и летучие водородные соединенияОснованияКислотыСоли...

разработка урока биологии 6 класса " Строение цветка" авт. Сонин

Разработка урока биологии 6 класса по теме " Строение цветка" по учебнику Сонина...