разработка урока по теме "Лишайники" 7 класс УМК Сонина Н.И.
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме
Конспект урока с использованием элементов смыслового чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lishayniki.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема 2.2
Урок 10.
Лишайники.
Целевые установки:
- Личностные: мотивация к изучению лишайников как симбиотических организмов
- Метапредметные: развитие способности анализировать, обобщать, делать логические выводы, активизация способности групповой работы;
- Предметные: изучение лишайников как симбиотических организмов, выяснение роли грибов и зеленых водорослей, составляющих организм лишайника. Разнообразие лишайников.
Технологии, применяемые на уроке:
Элементы проблемного обучения, технология работы в группах.
Содержание урока.
- Организационный момент.
Формирование целевых установок урока.
Два организма взаимно полезны,
Связаны вместе просто железно.
Жить в одиночку? – огромный вопрос.
Такое сожительство есть симбиоз.
Вспомнить особенности организации грибов и водорослей, их роль в биогеоценозах. Лишайники – симбионты грибов и водорослей.
- Проверка домашнего задания.
Цель: диагностировать уровень освоения учащимися основных понятий раздела «Многообразие живых организмов».
Метод: биологический диктант.
1 вариант 2 вариант
Микология Грибница
Гифы Почвенная грибница
Плодовое тело Сапрофиты
Симбионты Паразиты
Хищники Микориза
Критерии оценивания:
90-100% - «5»
70-89% -«4»
50- 69% - «3»
Менее 50% - «2»
- Изучение нового материала
Цель: изучить особенности организации лишайников как симбиотических организмов. Выявить функции, выполняемые грибами и водорослями в организме лишайника. Выявить роль лишайников в экосистемах.
Вводное слово учителя, беседа с классом.
Лишайники – крайне своеобразная группа живых организмов. К ним относится более 25 тысяч видов. Встречаются лишайник на всех континентах, в том числе и в Антарктиде.
Тело лишайника называется слоевищем, которое может быть крайне разнообразным по форме, размеру, цвету и особенностям строения. Слоевище некоторых лишайников может иметь вид листа, кустика, трубочек, пены и т.д.
Работа с текстами по смысловому чтению.
Текст 1.
Лишайники.
Внимательно прочтите текст. Останавливаясь на значке *, осмыслите прочитанное. Обратите внимание на слова, выделенные курсивом. Выполните задания, приведённые после текста.
В зависимости от внешнего облика слоевища лишайники принято делить на три типа: листовые, кустистые и накипные.
Цвет слоевища* также может быть самым разнообразным: от почти бесцветного, серовато-белого, до ярко окрашенного: красного, зеленого, желтого, черного.
Согласно современным представлениям лишайники являются симбиотическим сообществом автотрофного фикобионта* (водоросли, цианобактерии) и гетеротрофного микобионта* (гриба), в основе которого лежит явление паразитизма*.
Взаимоотношения этих двух организмов строятся следующим образом. Гриб получает от водоросли органические вещества - углеводы, но в то же время как бы предоставляет водоросли, находящейся внутри тела лишайника, среду обитания*, защиту от пересыхания и перегревания и т.д. Гриб снабжает водоросль достаточным количеством воды и растворенных в ней минеральных солей*, которые он сам поглощает из окружающей среды (субстрата, атмосферного воздуха). Таким образом, хотя гриб в некоторой степени паразитирует на водоросли, но и она извлекает из совместной жизни с ним определенную пользу. Такое взаимовыгодное существование живых организмов называется симбиозом.
У большинства лишайников слоевище имеет верхний и нижний корковые слои, образованные плотным сплетением грибных гиф. Верхний корковый слой защищает слоевище от высыхания, механических воздействий, чрезмерного освещения. Между двумя корковыми слоями находится сердцевина, образованная рыхлым слоем грибных гиф с водорослями. В сердцевине в основном запасается влага, она также играет роль скелета, проводит воздух к клеткам водорослей, содержащим хлорофилл*. На нижнем корковом слое находятся специальные выросты, ризоиды, с помощью которых лишайник прикрепляется к субстрату. Полный набор слоев встречается не у всех лишайников.
Задания:
- Подумайте, каким организмом является лишайник – автотрофным или гетеротрофным? Ответ обоснуйте.
- Изучив текст, составьте схему взаимовыгодного сожительства гриба и водоросли.
Текст 2.
Физиология лишайников.
Внимательно прочтите текст. Останавливаясь на значке *, осмыслите прочитанное. Обратите внимание на слова, выделенные курсивом. Выполните задания, приведённые после текста.
Лишайники обладают высокой степенью выносливости*. Наиболее интересной особенностью лишайников является их способность долгое время пребывать в сухом состоянии, но при этом не погибать, а лишь приостанавливать свои жизненные функции до первого увлажнения. Можно сказать, что лишайники в засушливых условиях впадают в анабиоз. Это обусловлено тем, что влажность лишайникового слоевища* не постоянна и зависит от влажности окружающей среды. Способность быстро впитывать влагу и быстро ее отдавать и при этом впадать в анабиоз – преимущество лишайников перед высшими растениями. Еще одна из особенностей лишайников – устойчивость к высоким и низким температурам. Они способны выносить температурные пределы от
- 196ºC до + 100ºC. Названные особенности лишайников помогали им миллионы лет выживать и занимать самые трудные для освоения экологические ниши*. Они распространены на голых скалах, коре деревьев, заборах и стенах, бетоне и даже ржавеющем металле, бесплодной почве сосновых боров, в тундре и т. д. Их значение в природе заключается главным образом в том, что, являясь «пионерами растительности» *на бесплодном субстрате, они постепенно подготавливают его и для высших растений (с отмиранием лишайника остается органическое вещество, на котором могут поселяться другие растения).
Единственное, чего не переносят лишайники – это загрязнение атмосферного* воздуха, особенно соединениями свинца и серы.
Задания.
- Подумайте, почему лишайники сложно найти в черте города и близ автомобильных трасс, но они в большом количестве встречаются в лесах?
- Подумайте, какой вред экосистеме тундры (основного местообитания лишайников) наносит чрезмерный выпас оленей? Почему на восстановление экосистемы тундры необходимо 30-50 и более лет?
- Закрепление. Обмен полученными знаниями между группами учеников (в виде кратки докладов ответов на вопросы).
- Рефлексия.
На сегодняшнем уроке я узнал………
Мне особенно понравилось…….
Я выяснил, что…………
Мне не понятно………….
Я хотел бы узнать…………..
- Домашнее задание.
- Обязательное для всех: С 28-31, записи, термины.
- Повышенный уровень: выполнение исследовательской работы «Получение краски из лишайников».
Инструкция к выполнению.
Найдите на камне или на старой стене дома лишайник стенную золотянку, измельчите. Положите в колбу (стакан) с раствором пищевой соды, понаблюдайте в течение 3-5 минут. Что вы наблюдаете? Профильтруйте раствор и попытайтесь окрасить им бумагу или кусочек ткани. Что у вас получилось? Результат запишите в тетрадь. Найдите сведения о других интересных сторонах применения лишайников в хозяйственной деятельности человека. Подготовьте доклад на данную тему.
Текст 1.
Лишайники.
Внимательно прочтите текст. Останавливаясь на значке *, осмыслите прочитанное. Обратите внимание на слова, выделенные курсивом. Выполните задания, приведённые после текста.
В зависимости от внешнего облика слоевища лишайники принято делить на три типа: листовые, кустистые и накипные.
Цвет слоевища* также может быть самым разнообразным: от почти бесцветного, серовато-белого, до ярко окрашенного: красного, зеленого, желтого, черного.
Согласно современным представлениям лишайники являются симбиотическим сообществом автотрофного фикобионта* (водоросли, цианобактерии) и гетеротрофного микобионта* (гриба), в основе которого лежит явление паразитизма*.
Взаимоотношения этих двух организмов строятся следующим образом. Гриб получает от водоросли органические вещества - углеводы, но в то же время как бы предоставляет водоросли, находящейся внутри тела лишайника, среду обитания*, защиту от пересыхания и перегревания и т.д. Гриб снабжает водоросль достаточным количеством воды и растворенных в ней минеральных солей*, которые он сам поглощает из окружающей среды (субстрата, атмосферного воздуха). Таким образом, хотя гриб в некоторой степени паразитирует на водоросли, но и она извлекает из совместной жизни с ним определенную пользу. Такое взаимовыгодное существование живых организмов называется симбиозом.
У большинства лишайников слоевище имеет верхний и нижний корковые слои, образованные плотным сплетением грибных гиф. Верхний корковый слой защищает слоевище от высыхания, механических воздействий, чрезмерного освещения. Между двумя корковыми слоями находится сердцевина, образованная рыхлым слоем грибных гиф с водорослями. В сердцевине в основном запасается влага, она также играет роль скелета, проводит воздух к клеткам водорослей, содержащим хлорофилл*. На нижнем корковом слое находятся специальные выросты, ризоиды, с помощью которых лишайник прикрепляется к субстрату. Полный набор слоев встречается не у всех лишайников.
Задания:
- Подумайте, каким организмом является лишайник – автотрофным или гетеротрофным? Ответ обоснуйте.
- Изучив текст, составьте схему взаимовыгодного сожительства гриба и водоросли.
Критерии оценивания
Эталоны ответов | Критерии оценивания |
1. Лишайники – это симбионты грибов и водорослей. Грибы – гетеротрофные организмы, т.е. они питаются готовыми органическими веществами, всасывая их всей поверхностью тела. Водоросли относятся к группе автотрофных организмов, образующих органическое вещество путем фотосинтеза. Лишайник, таким образом, является миксотрофным организмом, т.е. питается по смешанному типу. | 1 балл за каждый элемент ответа (всего 3 балла) |
2. | Схема содержит основные элементы – 2 балла |
Итого | 5 баллов за верные ответы |
Ваша оценка соответствует количеству набранных Вами баллов
Текст 2.
Физиология лишайников.
Внимательно прочтите текст. Останавливаясь на значке *, осмыслите прочитанное. Обратите внимание на слова, выделенные курсивом. Выполните задания, приведённые после текста.
Лишайники обладают высокой степенью выносливости*. Наиболее интересной особенностью лишайников является их способность долгое время пребывать в сухом состоянии, но при этом не погибать, а лишь приостанавливать свои жизненные функции до первого увлажнения. Можно сказать, что лишайники в засушливых условиях впадают в анабиоз. Это обусловлено тем, что влажность лишайникового слоевища* не постоянна и зависит от влажности окружающей среды. Способность быстро впитывать влагу и быстро ее отдавать и при этом впадать в анабиоз – преимущество лишайников перед высшими растениями. Еще одна из особенностей лишайников – устойчивость к высоким и низким температурам. Они способны выносить температурные пределы от
- 196ºC до + 100ºC. Названные особенности лишайников помогали им миллионы лет выживать и занимать самые трудные для освоения экологические ниши*. Они распространены на голых скалах, коре деревьев, заборах и стенах, бетоне и даже ржавеющем металле, бесплодной почве сосновых боров, в тундре и т. д. Их значение в природе заключается главным образом в том, что, являясь «пионерами растительности» *на бесплодном субстрате, они постепенно подготавливают его и для высших растений (с отмиранием лишайника остается органическое вещество, на котором могут поселяться другие растения).
Единственное, чего не переносят лишайники – это загрязнение атмосферного* воздуха, особенно соединениями свинца и серы.
Задания.
- Подумайте, почему лишайники сложно найти в черте города и близ автомобильных трасс, но они в большом количестве встречаются в лесах?
- Подумайте, какой вред экосистеме тундры (основного местообитания лишайников) наносит чрезмерный выпас оленей? Почему на восстановление экосистемы тундры необходимо 30-50 и более лет?
Критерии оценивания
Эталоны ответов | Критерии оценивания |
1. Лишайники крайне чувствительны к загрязнению атмосферного воздуха, особенно соединениями свинца и серы. Соединения свинца содержатся в выхлопных газах автомобилей, а соединения серы – в выхлопах производства. Поэтому в черте населённых пунктах и в лесополосах близ автомобильных дорог лишайник встречаются редко, а в лесах, удаленных от таковых – обитают в большом количестве. | 1 балл за каждый элемент ответа (всего 3 балла) |
2. Чрезмерный выпас оленей в тундре приводит к уничтожению лишайников. Годовой прирост таллома лишайника составляет 5-10мм, именно поэтому на восстановление экосистемы тундры требуются десятилетия. | 2 балла за верный ответ |
Итого | 5 баллов |
Ваша оценка соответствует количеству набранных Вами баллов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"
Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...
Разработка урока литературы 6 класс по теме "Образ учителя в рассказе В.Г.Распутина "Уроки французского".
Комбинированный уроклитературы с использованием ИКТ...
Формирование УУД на уроках химии. Методическая разработка уроков по теме "Классы неорганических соединений. 8 класс
Бинарные соединения: оксиды и летучие водородные соединенияОснованияКислотыСоли...
Разработка урока Природоведение 5 класс А.А.Плешаков Н.И. Сонин тема "Суша планеты. Северная и Южная Америка. Антарктида"
Конспект урока...
разработка урока биологии 6 класса " Строение цветка" авт. Сонин
Разработка урока биологии 6 класса по теме " Строение цветка" по учебнику Сонина...