урок по теме "Грибы -особое царство природы" 6 класс
методическая разработка (биология, 6 класс) по теме
урок по теме "Грибы", с презентацией, по учебнику В.В Пасечника
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_teme_griby.docx | 20.45 КБ |
prezentaciya_na_temugriby.pptx | 2.01 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме «Шляпочные грибы». Биология, 6 класс
(по учебнику В.В.Пасечника «Биология. Грибы. Бактерии. Растения.»)
Автор работы: Попова Светлана Геннадьевна, учитель высшей категории,
МОУ Дубовская СОШ № 1.
Задачи урока:
Образовательные:
- развивать понятие о многообразии живых организмов;
- познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности шляпочных грибов;
- научить различать съедобные и ядовитые грибы;
- познакомить учащихся с правилами сбора грибов;
- познакомить с признаками отравления ядовитыми грибами и мерами первой помощи.
Развивающие:
- продолжать формировать умения выделять главное, сравнивать;
- работать с текстом учебника;
- выдвигать гипотезы, доказательства и опровержения.
Воспитательные:
- продолжать формировать познавательный интерес к предмету;
- развивать коммуникативные качества;
- воспитывать чувство ответственности за свою жизнь и здоровье.
Оборудование: муляжи грибов, таблица «Строение шляпочных грибов», таблица «Съедобные и ядовитые грибы».
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка знаний
Из-за большого объёма нового материала, который необходимо изучить на уроке, проверку знаний в виде фронтального опроса.
Фронтальный опрос
1.Какие признаки объединяют грибы с растениями?
2.Какие признаки сходства можно выделить у грибов и животных?
3.Назовите характерные признаки грибов.
4.Как питаются грибы?
5.Как размножаются грибы?
6.Какие грибы называются сапрофитами, а какие – паразитами?
7.Какую роль играют грибы в природе?
III. Изучение нового материала.
На Руси говорили «Гриб - лесное чудо». Почему так называли грибы? Ответ мы с вами получим в ходе изучения нового материала.
С грибами люди знакомы давно, а вот учёные - ботаники долгое время не могли понять природу грибов. В 1718 году французский ботаник Вайли, выступая перед многочисленной аудиторией, охарактеризовал грибы как «дьявольское произведение», нарушающее гармонию природы. Только в 19 веке начала развиваться наука о грибах – микология (от греческого слова микос – гриб), основателем её считается русский учёный Ф.М. Каменский. В настоящее время описано около 100 тыс. видов грибов.
Демонстрация разнообразных муляжей грибов
Рассказ учителя:
Шляпочный гриб имеет довольно сложное строение. Основная часть гриба находится в почве – грибница (мицелий) и состоит из ветвящихся белых нитей – гифов, на которых закладываются и развиваются плодовые тела. Именно плодовые тела мы называем грибами.
Плодовое тело состоит из шляпки и пенька. Отсюда и название – шляпочные грибы. Плодовое тело около месяца растёт под землёй, но выйдя на поверхность, очень быстро увеличивается в размерах. В его гифах развивается гидравлическое давление: были случаи, когда плодовые тела шампиньонов взламывали асфальт.
Мы привыкли к плодовым телам обычной формы – зонтообразная или воронковидная шляпка на ножке. Но есть и другие: у дождевика пузыревидное плодовое тело замкнуто; оно лопается, когда созревают споры. Молодые плодовые тела у них съедобны. У других грибов плодовое тело может иметь причудливую форму и яркую окраску. Это отражается в их названиях: «грибы – цветы», «дама под вуалью», «звёздочка», «решёточник», Гифы грибницы состоят из клеток, расположенных в один ряд. Клетки двуядерные и не имеют пластид. Шляпка и пенёк состоит из плотно прилегающих друг к другу нитей грибницы. В пеньке все нити одинаковы, а в шляпке образуют два слоя – верхний, покрытый кожицей, окрашенный разными пигментами, и нижний.
Лабораторная работа «Строение плодовых тел шляпочных грибов шляпочных грибов»
Инструктивная карточка.
1.Рассмотрите шляпочный гриб (плодовое тело). Найдите основные части Как они называются? (пенёк и шляпка).
2.Рассмотрите особенности строения нижней стороны шляпки. С учётом их строения разделите грибы на пластинчатые и трубчатые.
3.Зарисуйте в тетради строение гриба и подпишите его части.
Сделайте вывод.
Питание грибов. (Рассказ учителя с элементами беседы).
Вопросы к классу:
На какие группы делятся грибы по способу питания?
Какие грибы называются сапрофитами, а какие паразитами?
К какой группе по способу питания относятся шляпочные грибы?
Вопрос к классу: Почему грибы так называются: подберёзовик, подосиновик, ольховая огнёвка? (растут только под определёнными деревьями).
Между корнями деревьев и грибницей гриба устанавливается очень тесная связь, полезная и грибу, и дереву.
Вопрос к классу:
Как называется такая взаимовыгодная связь двух организмов? (симбиоз)
Грибница заменяет корням деревьев корневые волоски, всасывая для них из почвы воду и минеральные вещества, получая от деревьев органические вещества. Такая взаимовыгодная связь называется – симбиоз, а сросшиеся корень и грибница- грибокорень (микориза).
Размножение грибов. Самостоятельная работа учащихся с текстом и рисунком учебника.
Вопросы к классу:
При помощи чего размножаются грибы?
В какой части гриба созревают споры?
Как распространяются споры?
Что развивается из споры после её попадания в почву?
Какие климатические условия необходимы для быстрого роста плодовых тел?
Съедобные и ядовитые грибы. (Сообщения учащихся)
Правила сбора грибов.
При помощи пословиц и поговорок сформулируйте основные правила сбора грибов:
*Чтоб и дети ваши грибы ели, берегите грибницу — мицелий.
* Кто любит земле кланяться — без добычи не останется.
*Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузов кладут.
*Знакомый гриб домой несу, а незнакомый оставляю в лесу.
*Не заламывай рябину не вызревши, не ешь грибов не вызнавши.
*Лучше оставить в лесу десять хороших грибов, чем положить в лукошко один плохой.
*От переросших грибов пользы никакой, а вред большой.
- учащиеся формулируют основные правила сбора грибов.
Признаки отравления грибами
1.Резко возникает слабость и недомогание.
2.Появляется бледность кожных покровов.
3.Наблюдается нарушение дыхания и сердечного ритма.
4.Возникают боли в животе.
5.Появляется тошнота и рвота.
Первая помощь при отравлении
- Вызвать скорую помощь.
- До прибытия врача вызвать у пострадавшего рвоту.
- Дать таблетки активированного угля из расчёта 1 таблетка на 10 кг массы тела.
Технология выращивания грибов. (Рассказ с элементами беседы ).
Вопросы к классу:
Какие грибы выращивают в искусственных условиях?
Почему нельзя вырастить белые грибы, подосиновики?
Рефлексия.
- Почему грибы называли «Лесным чудом»?
-Почему так говорят: «Растут как грибы»?
- У пчеловодов существует такая примета: Много грибов — мало меду. Объясните взаимосвязь.
- Объясните смысл следующих пословиц:
*По грибы ходи непременно — грибы хлебу замена.
*Чтобы грибов крепких набрать, надо рано вставать.
* Мелкий дождь грибы «сеет».
Домашнее задание: п. 8; подобрать пословицы и поговорки о грибах.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Грибы — это самостоятельное царство природы, насчитывающее около 70 тыс. видов,— играют исключительно важную роль в жизни человека и в экономике природы.
Грибы ― особое царство живой природы Империя Жизнь Надцарство доядерные Надцарство ядерные Царство бактерии Царство циано - бактерии Царство животные Царство грибы Царство растения
ГРИБЫ
Строение грибов
По строению шляпки грибы делят на пластинчатые трубчатые
Если нижний слой шляпки плодовых тел покрыт пластинками грибы называются пластинчатыми
Если нижний слой шляпки плодовых тел пронизан трубочками грибы называют трубчатыми
По степени съедобности грибы обычно делят на четыре группы. Съедобные. В эту группу входят грибы, которые можно использовать в пищу без предварительной обработки, то есть после чистки сразу жарить, тушить и т. д. Условно съедобные . Грибы этой группы в сыром виде ядовиты или обладают горечью. После варки ядовитые или горькие вещества растворяются в воде и грибы становятся пригодными к употреблению в пищу. К условно съедобным относятся также грибы, которые можно использовать только после сушки, вымачивания и других видов предварительной обработки. Следует заметить, что некоторые условно съедобные грибы отличаются очень высокими вкусовыми качествами. Несъедобные. Грибы этой группы отличаются, как правило, неприятным запахом или вкусом или имеют очень жесткую мякоть. Ядовитые. Грибы этой группы обладают токсичностью, не исчезающей после обработки. Как различать грибы
Съедобные Подберёзовик Рядовка лиловоногая Сыроежка Вёшенки Шампиньон луговой Рядовка лиловая
Ядовитые Мухомор пантерный Сатанинский гриб Мухомор красн ый Бледная поганка Ложноопёнок
1) нельзя собирать и употреблять в пищу незнакомые грибы; 2) не собирать старые и поврежденные насекомыми грибы; 3) не хранить долго собранные грибы; 4) не собирать грибы в городах, вблизи автомагистралей и промышленных предприятий. Правила сбора грибов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок-литературный праздник в 6-7 классах. "В царстве цветов"
Урок-литературный праздник в 6-7классах...
Конспект урока по трудовому обучению в 6 классе «Особый ребенок»
Конспект урока по трудовому обучению в 6 классе «Особый ребенок» по теме "Снежинка" , в ходе которого дети обучаются различным приемам конуструирования объемной салфетки из бумаги, рекомендован ...
Конспект урока по программе Алеева для 4 класса "В подводном царстве с применением сетевых технологий"
Подтвердить с помощью исследования предположение о том, что опера самый значительный жанр вокального искусства. Доказать в процессе прослушивания музыкальных фрагментов и их анализа, что реакция...
Урок 15. Этажи подземного царства. 5 класс
Тип урока. Урок открытия нового знания. В.А.Кошевой.География ,5 класс."НАША ЗЕМЛЯ"...
Урок по английскому языку во 2 классе на тему «Путешествие в царство алфавита!»
Данный урок был разработан для 2 класса к УМК Биболетовой М.З. . Это урок повторения всего учебного материала за 1 полугодие. Урок содержит большое колличество заданий, поэтому темп урока должен...
Презентация «Царство грибы» к уроку по теме «Живые царства. Грибы» по учебнику А.А. Плешакова, Э.Л. Введенского «Введение в биологию» 5 класс
Презентации по биологии помогают учащимся получить наглядную информацию о том, что они изучали на уроке, а так же при повторении пройденного материала....
Разработка урока по географии Тема: Путешествие в водяное царство «Гидросфера» Класс: 7
Цель: выявить закономерности и причины размещения природных зон Северной Америки....