Конспект урока «Мхи», 6 класс
план-конспект урока по биологии (6 класс)

к форме 12

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mhi_urok.docx49.05 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 1 имени Героя Советского Союза Е.И. Стерина»

Мхи

(метапредметный  урок с применением  технологий

смыслового чтения и составления интеллект-карт)

Разработала и провела учитель биологии

                                                                     Капризова Н.А.

Рославль

2016

Цели: 

Образовательные: сформировать представления о существенных признаках мхов как группе растений, их строении, особенностях жизнедеятельности, местах обитания; познакомить  с их ролью  в природе и жизни человека; создать условия для развития познавательного интереса и творческих способностей в процессе работы с  различными источниками информации;

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе;

Формировать УУД:

- Личностные УУД:  сформировать познавательный интерес, направленный на изучение растений; умения строить рассуждения

-  Регулятивные УУД: оценка своих учебных достижений

- Коммуникативные УУД: использовать для решения задачи различные источники информации.

Планируемые результаты

Предметные: выделения существенных признаков строения и жизнедеятельности мхов как просто устроенных растений; сравнение мхов с другими представителями царства растений; объяснение  роли мхов в природе и жизни человека

Знать: как устроены мхи, их образ жизни и значение в природе и жизни человека

Уметь: сравнивать мхи с другими представителями царства растений

Личностные: использовать приобретенные знания  для профилактики заболеваний

Метапредметные: умение работать с источниками информации, выделять главное  и делать краткие записи

Основные понятия

Ризоиды, споры, болото, кукушкин лен, сфагнум, торф

Межпредметные связи

Экология, литература, медицина, география

Ресурсы:

- основные учебник Н.И. Сонин Биология. Введение в биологию. 5 класс. М:Дрофа,2014, гербарии мхов, дополнительная информация, рисунки мхов

- дополнительные Рабочие листы, рассказ Николая Михайловича Верзилина «Склад перевязочных средств на болоте»

Оборудование: компьютер, медиапроектор, микроскопы (цифровой и учебные световые), микропрепараты «Лист сфагнума».

Этапы урока

  1. Целеполагание.
  2. Основная часть:
  1. Работа с микротемой «Кукушкин лен»
  2. Работа с микротемой «Сфагнум»
  3. Практическое значение мхов.
  1. Рефлексия

Ход урока

Здравствуйте, ребята!

В этот  замечательный день мы собрались здесь, чтобы приобрести новые знания и опыт, которые помогут нам увереннее чувствовать себя в окружающем нас мире. Но качественное приобретение знаний возможно только тогда, когда вы работаете вместе и чувствуете плечо друга. Запомните: ваша помощь никогда не бывает лишней. Только вместе и только вперед!

Отгадайте загадку!

Но вдруг на пути возникает…ни море, ни земля, корабли не плывут  и ходить нельзя. Что это? (Болото)

На экране появляется картинка болота.

Что там интересного?      Какую группу растений мы видим на экране? 

Мох

Значит, главным героем нашего урока станет это неприметное  растение

Ученики формулируют тему урока: Мхи

Учитель задаёт вопрос: а что мы с вами знаем о мхах? Записывает на доске высказанные предположения.

Мхи-это растения.

Мхи произрастают на болотах.

Мхи используют для удержания влаги.

Мхи играют важную роль в природе.

         Мхи имеют практическое применение в жизни человека.

А что бы вы хотели узнать о мхах? (Записывает на доске вопросы, которые формулируют учащиеся, из них вытекают цели и задачи урока)

Почему кукушкин лен так называется?

Почему мох растет на болоте?

Почему сфагнум плавает на поверхности воды?

Где человек может использовать мхи?

У вас на столах лежат рабочие листы, в которых вы будете работать сегодня на уроке. Запишите туда вопросы, ответы на которые вы хотели бы получить сегодня на уроке.

Давайте сформулируем цель и задачи  урока.

Цель: познакомиться с растениями класса мхов.

Задачи:

  1. Изучить строение мхов;
  2. Сравнить сфагнум и кукушкин лён        
  3.  Рассмотреть практическое применение мхов

Вы обратили внимание, что работать сегодня вам придется в группах. Каждая группа работает с определенной микротемой, помогая товарищам заполнять рабочие листы.

У каждой микрогруппы на столе лежат вопросы, на которые вы должны найти ответ.

Сейчас приступает к работе группа «Кукушкин лен».

.

Работа с видеофрагментом «Кукушкин лен»

Вопросы для учащихся:

  1. Какие органы имеет растение кукушкин лен?
  2. Что такое ризоиды? Какое значение они имеют?
  3. Способен ли кукушкин лен к фотосинтезу?
  4. В какой части растения кукушкин лен образуются мужские и женские половые клетки?
  5. Зачем кукушкину льну вода?
  6. Что такое коробочка и для чего она необходима?

Итог работы группы – составление интеллект-карты (своей части), отражающей характерные особенности мха Кукушкин  лен.

Работа с видеофрагментом «Сфагнум»

Вопросы для учащихся:

1. Что означает название мха «сфагнум»?

2. Какие органы тела имеются у сфагнума? У него есть ризоиды?

3. Где образуются коробочки у сфагнума? Какой они формы? Что в них находится?

4. Из каких клеток состоит лист сфагнума? Какое это имеет значение?

Почему листья мха сфагнум отличаются по цвету от листьев кукушкина льна? На этот вопрос мы сможем ответить, изучив лист сфагнума под микроскопом (повторение правил работы с микроскопом и степени его увеличения).

Работа с микроскопами по изучению микропрепарата «Лист сфагнума»  (определение характерных особенностей строения листа сфагнума: наличие хлорофиллоносных и воздухоносных клеток, практическое значение этого явления)

Итог работы группы – составление интеллект-карты (своей части), отражающей характерные особенности мха Сфагнум.

А теперь подведем итог: все ли мхи имеют одинаковое строение. Чтобы ответить на этот вопрос, вы, используя учебник §14 заполняете таблицу в  рабочих листах «Сравнительная характеристика Кукушкина льна и Сфагнума».

Черты сравнения

Кукушкин лен

Сфагнум

Стебли

Не ветвистые

Ветвистые

Листья

Узкие

Более широкие

Наличие ризоидов

Есть

Нет

Коробочка

Удлиненная

Круглая

Наличие воздушных клеток

Нет

Есть

Окраска растения

Ярко- зеленая

Светло-зеленая

Количество накапливаемой влаги

Небольшое

Очень большое

Где растет

В лесу

На болоте

Образует ли торф

Нет

Да

Какое значение в жизни человека имеют мхи?

Какие свойства мха позволяют его использовать и в каких сферах деятельности?

Чтобы ответить на этот вопрос предлагает прочитать рассказ Н.П. Верзилина. (Тексты на столах)

Учащиеся читают рассказ, ищут ответ на вопрос: что позволило врачу решить проблему с медикаментами?  Отвечают на вопрос, указывая конкретно абзац и номер предложения.

Заканчивают оформление интеллект-карты.

А теперь с помощью созданной нами интеллект-карты ответьте на вопросы:

  1. Почему мхи относятся к высшим споровым растениям?
  2. Какое строение имеют мхи?
  3. Как они размножаются?
  4. Чем кукушкин лен отличается от сфагнума?
  5. Почему мхи способствуют заболачиванию территории?
  6. Чем объяснить разную интенсивность зеленой окраски  сфагнума и кукушкина льна

Рефлексия.

  1. Какие перед нами стояли сегодня задачи? (Возвращаются к записанным на доске задачам урока)
  2. Как мы справились с поставленными задачами? Все ли вопросы рассмотрели?
  3. Что нам помогло сегодня решить поставленные задачи?

Оцените свою работу на уроке. Для этого отметьте соответствующий значок в рабочем листе и точно так же оцение работу одноклассников. Кто по-вашему мнению, заслужил сегодня положительные отзывы за работу на уроке? Укажите это в рабочих листах.

Спасибо за урок! Вы все очень хорошо работали. И мне бы хотелось,  чтобы все знания, которые мы с вами приобретаем, нашли применение в вашей жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока. Тема: «Австралия» (6класс)

Урок обобщения с использованием технологии критического мышления....

Конспект урока 6класс Лыжные гонки

В конспекте  выделяю технику выполнения лыжных ходов....

конспект урока математики в 6классе по "Положительные и отрицательные числа"

Урок проведен в игровой форме с красочной презентацией и интересными заданиями....

Конспект урока английского языка "English Meals" (5-6класс)

Конспект урока английского языка "English Meals" (5-6класс)...

конспект урока 6класс

Разработка урока в 6 классе по теме "Осень"...

План-конспект урока 6класс

Лёгкая атлетика с элементами подвижных игр....