Рабочая программа по биологии. 9 класс
рабочая программа по биологии (9 класс)

Федоркова Елена Васильевна

Рабочая программа по биологии. 9 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия имени А.П.Чехова»

Обсуждено

на заседании педагогического  совета

МБОУ  «Гимназия им. А.П.Чехова»

Секретарь педагогического совета

___________________ О.А. Овчар

Пр. № 1 от 27.08.2020 г.

Согласовано

на заседании методического совета

МБОУ  «Гимназия им. А.П.Чехова»

Председатель методического совета

_____________ О.А. Скоробогатько

Пр. № 1 от 27.08.2020 г.

Утверждено

Директор МБОУ

«Гимназия им. А.П.Чехова»

____________ Е.А. Подзорова

Пр. № 137-ОД от 27.08.2020 г.

Рабочая  программа

Федорковой Елены Васильевны

Учебный курс (предмет):

  Биология

Класс:

  9 в

Количество часов:

 2 часа в неделю

Учебный год:

  2020--2021

Рабочая программа составлена на основе программы для общеобразовательных школ, 3 вариант под редакцией В.В. Пасечника с использованием следующей учебной и методической литературы:

Список учебной литературы

Авторы

Название

Год издания

Издательство

А.А. Каменский 

Биология: «Введение в общую биологию и экологию».9 класс

  2017

Дрофа, М. 

2

О.А. Пепеляева, И.В. Сунцова  

Тематическое и поурочное планирование к учебнику Биология: «Введение в общую биологию и экологию»

  2017

Дрофа, М. 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Общие биологические закономерности

Отличительные признаки живых организмов. Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме.

Клеточное строение организмов. Строение клетки: ядро, клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, пластиды, митохондрии, вакуоли. Хромосомы. Многообразие клеток.

Обмен веществ и превращения энергии — признак живых организмов. Роль питания, дыхания, транспорта веществ, удаления продуктов обмена в жизнедеятельности клетки и организма.

Рост и развитие организмов. Размножение. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение.

Наследственность и изменчивость — свойства организмов. Наследственная и ненаследственная изменчивость.

Система и эволюция органического мира. Вид — основная систематическая единица. Признаки вида. Ч. Дарвин — основоположник учения об эволюции. Движущие виды эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания.

Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Среда — источник веществ, энергии и информации. Влияние экологических факторов на организмы. Экосистемная организация живой природы. Экосистема. Взаимодействия разных видов в экосистеме (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Пищевые связи в экосистеме. Круговорот веществ и превращения энергии. Биосфера — глобальная экосистема. В. И. Вернадский — основоположник учения о биосфере. Границы биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы. Последствия деятельности человека в экосистемах.

Планируемые результаты

Выпускник научится:

• характеризовать общие биологические закономерности, их практическую значимость;

• применять методы биологической науки для изучения общих биологических закономерностей: наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах, экосистемы своей местности;

• использовать составляющие проектной и исследовательской деятельности по изучению общих биологических закономерностей, свойственных живой природе; приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды, в том числе в родном крае; выделять отличительные признаки живых организмов; существенные признаки биологических систем и биологических процессов;

• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о деятельности человека в природе, получаемую из разных источников;

• анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе родного края.

Выпускник получит возможность научиться:

• выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах и биосфере, в том числе в пределах родного края;

• аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению глобальных экологических проблем

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Программа реализуется в очной форме с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

Темы 

РК

РС

РП

Методы и технологии обучения

1

Биология – наука о жизни.

 

 

 

очная 

2

Методы исследования.

 

 

 

дистанционная 

3

Сущность жизни и свойства живого.

очная 

Раздел 1. Уровни организации живой природы

(47 часов)

 

Тема1.1.  Молекулярный уровень (8 часов).

4

Молекулярный уровень.

очная 

5

Углеводы. Липиды.

дистанционная 

6

Состав и строение белков.

очная 

7

Функции белков.

дистанционная 

8

Нуклеиновые кислоты.

очная 

9

АТФ и другие органические вещества.

1

дистанционная 

10

Биологические катализаторы.

очная 

11

Вирусы.

дистанционная 

Тема 1.2. Клеточный уровень (15 часов)

12

Основные положения клеточной теории.

очная 

13

Общие сведения о клетках.  Клеточная мембрана.

дистанционная 

14

15

16

Органоиды цитоплазмы.

очная 

17

Ядро.

1

дистанционная 

18

Изучение клеток растений и животных.

1

очная 

19

Строение прокариот.

1

дистанционная 

20

Метаболизм. Ассимиляция и диссимиляция.

очная 

21

Энергетический обмен.

дистанционная 

22

23

Питание клетки. Автотрофы и гетеротрофы.

1

очная 

24,25

Биосинтез белков.

дистанционная 

26

Деление клетки. Митоз.

очная 

27

 Зачет №1 «Молекулярный уровень, клеточный уровень».

1

дистанционная 

Тема 1.3. Организменный уровень (14 часов)

28

Размножение организмов. Бесполое размножение.

очная 

29

Половое     размножение.   Развитие  половых клеток. Мейоз.

дистанционная 

30

Онтогенез. Эмбриональный    период.

очная 

31

Постэмбриональный период.

1

дистанционная 

32

Закономерности  наследования, установленные  Г. Менделем. Моногибридное скрещивание.

очная 

33

Неполное  доминирование. Анализирующее скрещивание.

дистанционная 

34

Дигибридное скрещивание. Независимое наследование признаков.

очная 

35

Взаимодействие генов.

1

дистанционная 

36

Сцепленное наследование.

очная 

37

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование.

1

дистанционная 

38

Модификационная изменчивость.

очная 

39

Мутационная изменчивость.

дистанционная 

40

Основы селекции. Работы Н.И. Вавилова. Методы селекции. Институт селекции на Дону.

очная 

41

Зачет №2 «Организменный уровень».

1

дистанционная 

Тема 1.4. Популяционно-видовой уровень (1 час)

42

Критерии вида. Популяции.

очная

Тема 1.5. Экосистемный уровень (5 часов)

43

Сообщество, экосистема. Биогеоценоз.

дистанционная

44

Состав и структура сообществ.

очная 

45

Потоки  вещества  и энергии в экосистеме. Составление схем передачи веществ  и энергии.

дистанционная 

46

Саморазвитие экосистемы.

1

очная 

47

Изучение и описание экосистем своей местности.

дистанционная 

Тема 1.6. Биосферный уровень (4 часа)

48

Биосфера. Среды жизни. Эволюция биосферы.

очная 

49

Круговорот веществ в биосфере.

дистанционная 

50

Антропогенное воздействие на биосферу. Основы    рационального природопользования. Экология Дона.

очная 

51

Зачет №3 «Популяционно-видовой, экосистемный, биосферный уровни».

1

дистанционная 

Раздел 2. Эволюция (5 часов)

52

Развитие эволюционного учения. Работы Ч. Дарвина.

очная 

53

Изменчивость. Борьба за существование и естественный отбор.

дистанционная 

54

Формы естественного отбора.

очная 

55

Видообразование.

дистанционная 

56

Направления  эволюции. Общие закономерности эволюции.

очная

Раздел 3. Возникновение и развитие жизни (6 часов)

57

Современные гипотезы происхождения жизни.

очная 

58

Основные этапы развития жизни на Земле. Эра древнейшей жизни.

дистанционная 

59

60

Развитие жизни в протерозое, палеозое, мезозое и кайнозое.

1

очная 

61

Место и роль человека в системе органического мира. Эволюция человека.

дистанционная 

62

Зачет 4: «Эволюция. Происхождение и развитие жизни».

1

очная 

63

Экскурсия по теме:  Экология Донского края.

дистанционная 

64

65

Уроки повторения пройденного курса «Введение в общую биологию»

очная 

66

Зачет № 5 по теме: Экология

Итоговая контрольная работа.

1

дистанционная 

67

68

Резервные уроки

очная

                                                                                                         

Тематическое планирование составлено в соответствии с Учебным планом гимназии и соотнесено с Годовым календарным учебным графиком на 2020-2021 уч. год

                                                                                                             СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

____________________

Белоглазова О.Д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...