Рабочая программа по внеурочной деятельности «Экологический портрет Санкт-Петербурга» для учащихся 5-6 классов
рабочая программа по биологии (5, 6 класс)
Содержание курса «Экологический портрет Санкт-Петербурга» включает самые основные вопросы взаимодействия человека и созданной им городской среды. Краеведческий подход с использованием межпредметных связей способствует формированию у учащихся навыков экологической нравственности и экологической культуры природопользования, активной гражданской позиции, расширяет их представление о своём городе, об антропогенном воздействии на окружающую среду, прививает любовь и гордость за свою малую родину, воспитывает быть ответственными за сегодняшнюю судьбу и будущее города. Внеурочная деятельность по данной программе помогает формированию у школьников убеждения в том, что причина появления экологических проблем сегодня – это результат локального и регионального воздействия человека на окружающую его природу. Изучение родного края - это знание каждым человеком своих родных мест, своей местности, где он живёт, своей малой родины. Знакомство с экологическим состоянием окружающей среды города Санкт-Петербурга проходит через изучение эколого-географического положения, исторических этапов становления города, его развития, экологических проблем отдельных компонентов городской среды. Занятия по данной программе являются серьезным и очень важным фактором нравственного и экологического воспитания, расширяют кругозор, развивают познавательные интересы учащихся, приобщают к творческой деятельности, формируют практические умения. Значение предполагаемой внеурочной деятельности многогранно: она призвана углубить знания и расширить кругозор учащихся в области естественнонаучных дисциплин. Данный вид деятельности способствует экологизации знаний обучающихся, позволит внедрить элементы рекреационной географии в содержание краеведческих исследований, используя принципы научности, доступности, систематичности и последовательности. Получив определённый объём экологических знаний, учащиеся могут устанавливать причинно-следственные связи между определёнными природными явлениями и делать экологический прогноз для города, для его жителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 210.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 655
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Экологический портрет Санкт-Петербурга»
для учащихся 5-6 классов
Адресность: 5-6 классы
Составитель: Порватова Л.И., учитель географии,
высшая квалификационная категория
Санкт-Петербург
2017 г
1. Пояснительная записка.
Данная рабочая программа составлена в соответствии с тенденцией экологизации современного географического образования и предлагается для учащихся 5-6 классов образовательных учреждений города Санкт-Петербурга.
Содержание курса «Экологический портрет Санкт-Петербурга» включает самые основные вопросы взаимодействия человека и созданной им городской среды. Краеведческий подход с использованием межпредметных связей способствует формированию у учащихся навыков экологической нравственности и экологической культуры природопользования, активной гражданской позиции, расширяет их представление о своём городе, об антропогенном воздействии на окружающую среду, прививает любовь и гордость за свою малую родину, воспитывает быть ответственными за сегодняшнюю судьбу и будущее города.
Внеурочная деятельность по данной программе помогает формированию у школьников убеждения в том, что причина появления экологических проблем сегодня – это результат локального и регионального воздействия человека на окружающую его природу. Изучение родного края - это знание каждым человеком своих родных мест, своей местности, где он живёт, своей малой родины. Знакомство с экологическим состоянием окружающей среды города Санкт-Петербурга проходит через изучение эколого-географического положения, исторических этапов становления города, его развития, экологических проблем отдельных компонентов городской среды (лито -, гидро-, атмо- и биосферы) и экологической безопасности жителей нашего города. Данный вид внеурочной деятельности поможет учащимся в будущей профессиональной ориентации.
Занятия по данной программе являются серьезным и очень важным фактором нравственного и экологического воспитания, расширяют кругозор, развивают познавательные интересы учащихся, приобщают к творческой деятельности, формируют практические умения.
Значение предполагаемой внеурочной деятельности многогранно: она призвана углубить знания и расширить кругозор учащихся в области естественнонаучных дисциплин. Данный вид деятельности способствует экологизации знаний обучающихся, позволит внедрить элементы рекреационной географии в содержание краеведческих исследований, используя принципы научности, доступности, систематичности и последовательности. Получив определённый объём экологических знаний, учащиеся могут устанавливать причинно-следственные связи между определёнными природными явлениями и делать экологический прогноз для города, для его жителей.
Основными целями внеурочной деятельности являются:
- всестороннее изучение школьниками- петербуржцами экологической ситуации своего города;
- формирование системы знаний об экологической ситуации и экологических проблемах в Санкт-Петербурге;
- создание условий для духовно-ценностной и практической ориентации учащихся в окружающем мире;
- воспитание гражданского самосознания через ознакомление с историей, природой и культурой родного города; оказывать посильную помощь в благоустройстве родного города.
Задачами данного курса являются:
- показать влияние каждого человека на экологическую ситуацию города, научить учащихся правильно использовать бытовые химические средства;
- развивать умения анализировать статистическую информацию, содержание экологических карт, оценивать экологическое состояние отдельных компонентов городской среды, прогнозировать экологические последствия антропогенной деятельности и предложить мероприятия по оптимизации экологической ситуации;
- расширять знания об истории возникновении города, памятных местах и достопримечательностях;
- пробудить эмоционально - ценностное отношение к культурному и природному наследию, гордость за своих соотечественников, создавших и оберегающих это наследие;
- формировать убеждения о необходимости проведения природоохранных мероприятий в целях улучшения экологического состояния городской среды.
Программа внеурочной деятельности «Экологический портрет Санкт-Петербурга» базируется на идеях личностно ориентированного обучения, использовании при ведении занятий проектной и исследовательской деятельности, проблемного обучения, различных игровых методик.
Важным моментом занятий по данной программе является их практическая ориентация и прикладной характер, заключающиеся в организации учителем деятельности учащихся по изучению, анализу, оценке экологических проблем города Санкт-Петербурга. Неотъемлемой частью работы детей должно стать умение прогнозировать экологические последствия антропогенной деятельности жителей города. С этой целью в программе внеурочных занятий отводится время на проведение практических занятий, практикумов, экскурсий, которые будут содействовать более близкому и конкретному изучению экологического состояния города.
Основные понятия элективного курса: эколого-географическое положение, экологическая ситуация, экологические проблемы, антропогенное загрязнение, экологическая безопасность населения, экологическая культура, экологическая нравственность.
2. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности:
- осознание определенных ведущих понятий данной программы по внеурочной деятельности, особенностей эколого-географического положения города Санкт-Петербурга, основных этапов в историческом становлении и развитии города, насущных экологических проблем города, а также отдельных компонентов окружающей его среды, этапов развития экологических проблем, основных источников экологической опасности города, антропогенного воздействия на природные компоненты прилегающих природных объектов, основ природопользования и правил поведения в природе;
- умение осуществлять анализ статистической и картографической информации, оценивать экологическое состояние лито -, атмо-, гидро- и биосферы, выявлять степень влияния промышленных объектов на окружающую природу и здоровье людей, прогнозировать последствия экологической опасности, определять и предлагать мероприятия по улучшению качества окружающей городской среды, принимать посильное участие в пропаганде подрастающего поколения по охране окружающей нас природы в целом и городской экосистемы в частности, оказывать посильную помощь в озеленении города, района, школьной территории;
- выражение своё отношения к сложившейся экологической опасности, понимание необходимости и значимости проведения мероприятий по улучшению экологической ситуации в городе, умение находить конструктивные решения при нарушении экологического состояния окружающей среды.
3. Основное содержание рабочей программы по внеурочной деятельности «Экологический портрет Санкт-Петербурга».
Раздел l. Факторы формирования экологической ситуации города Санкт-Петербурга.
Тема 1. Эколого-географическое положение города Санкт-Петербурга.
Географическое положение и эколого-географическое положение города Санкт-Петербурга. Внешние источники экологической опасности. Природные пути распространения экологической опасности. Экологическая опасность от хозяйственной деятельности человека. Природный комплекс города и хозяйственная деятельность человека. Экстремальные условия жизни населения города.
Тема 2. Из года в год.
Основные исторические этапы развития города: город Петра; город- порт; город- центр промышленности, город спорта, мира и культуры. Особенности развития экологической опасности в разные периоды существования города.
Тема 3. Население и экологическая безопасность петербуржцев.
Понятие экологической безопасности населения. Мероприятия по регулированию экологической безопасности. Влияние на жизнь и здоровье петербуржцев шумов, вибрации, радиации, механического, химического загрязнения городской среды. Оценка экологической безопасности микрорайонов Санкт-Петербурга. Экологическая культура жителей города.
Тема 4. Санкт-Петербург – крупнейший промышленный город России.
Хозяйство города Санкт-Петербурга. Степень экологической опасности отраслей промышленности. Топливные электростанции города и их влияние на окружающую среду. Степень влияния промышленных предприятий на природную среду, жизнь и здоровье населения города. Экологическая политика города: петербуржцы за чистый город.
Тема 5. Коммуникационная сеть города Санкт-Петербурга.
Основные виды транспорта Санкт-Петербурга. Автомобильный транспорт и его влияние на окружающую городскую среду: причины экологического неблагополучия, последствия и меры по их снижению. Воздействие на городскую среду железнодорожного транспорта. Воздействие на городскую среду авиационного транспорта. Воздействие на городскую среду водного транспорта. Транспорт и его влияние на здоровье населения и на компоненты прилегающей природы.
Раздел ll. Экологическая ситуация в городе Санкт-Петербурге.
Тема 1. Понятие об экологической ситуации.
Экологическая ситуация и её виды. Источники загрязнения городской среды. Экологические проблемы Санкт-Петербурга: природные, ресурсные, проблемы, возникающие в результате деятельности человека. Основные пути и мероприятия по решению экологических проблем. Экологическая ситуация различных районов города, их влияние на окружающую среду города.
Тема 2. Экологические проблемы литосферы и почв.
Основные формы рельефа города и городской черты. Характер грунтов в пределах города, их надёжность и влияние на развитие рельефа города и городской черты. Мероприятия, направленные на сохранение почвенного покрова. Почвы городской черты. Загрязнение почв, источники загрязнения. Мероприятия по снижению загрязнённости почв. Пути решения экологических проблем литосферы и почв городской черты.
Тема 3. Экологические проблемы атмосферы.
Климат города Санкт-Петербурга. Климатические факторы, влияющие на состояние атмосферы города. Влияние различных типов погод на экологическое состояние атмосферы города. Уровень загрязнения атмосферы Санкт-Петербурга и его отдельных районов. Источники загрязнения атмосферы в городе. Пути решения экологических проблем города Санкт-Петербурга.
Тема 4. Экологические проблемы гидросферы.
Состояние поверхностных вод города Санкт-Петербурга. Загрязнение вод: источники загрязнения и мероприятия по улучшению качества воды водных объектов города. Проблема чистой воды в городе. Проблема очистки сточных вод и пути их решения. Очистные сооружения. Пути решения экологических проблем гидросферы.
Тема 5. Экологические проблемы биосферы города Санкт-Петербурга.
Значение органического мира городской природной среды. Коренные и завезённые (пришлые) виды растительных и животных организмов. Растения- «взломщики» асфальта, растения-«барометры» чистоты воздуха в городе. Особенности животного мира. Районы местообитания животных. Пути решения экологических проблем живых организмов Санкт-Петербурга и городской черты. Растения и животные, занесённые в Красную книгу России. Памятники природы города. Экологически чистые уголки родного города: сады, парки, аллеи.
Раздел lll. Санкт-Петербург – город будущего.
Тема 1. Экологическая политика города Санкт-Петербурга.
Понятие экологической политики. Основные направления экологической политики. Экологический проект «Чистый город». Правила проведения улучшения качества природной среды в городе и городской черте.
Тема 2. Экологический туризм в городе Санкт-Петербурга.
Понятие экологический туризм, экологические тропы. Экологические тропы города Санкт-Петербурга: сады, парки, аллеи. Проектирование экологических троп.
4. Учебно-тематический план курса
«Экологический портрет Санкт-Петербурга».
Разделы | Темы | Кол-во | Теоретические вопросы | Практические вопросы |
1. Факторы формирования экологической ситуации города Санкт-Петербурга. 11 часов | 1. Эколого-географическое положение города Санкт-Петербурга. | 2 | Географическое положение и эколого-географическое положение города Санкт-Петербурга. | Определение эколого-географического положения города Санкт-Петербурга. |
2. Из года в год. | 2 | Основные исторические этапы развития города: город Петра; город- порт; город- центр промышленности, город спорта, мира и культуры. Особенности развития экологической опасности в разные периоды существования города. | Экскурсия в историко-краеведческий музей. | |
3. Население и экологическая безопасность петербуржцев. | 2 | Понятие экологической безопасности населения. Мероприятия по регулированию экологической безопасности. Влияние на жизнь и здоровье петербуржцев шумов, вибрации, радиации, механического, химического загрязнения городской среды. Оценка экологической безопасности районов Санкт-Петербурга. Экологическая культура жителей города. | Оценка экологической безопасности в различных районах города Санкт-Петербурга. Создание творческих проектов. | |
4. Санкт-Петербурга – промышленный узел России. | 3 | Отрасли промышленности Санкт-Петербурга. Степень экологической опасности отраслей промышленности. Экологическая политика города. | Оценка экологической опасности различных производств города. | |
5. Коммуникационная сеть города Санкт-Петербурга. | 2 | Основные виды транспорта Санкт-Петербурга. Транспорт и его влияние на здоровье населения и на природные компоненты прилегающей природной среды. | Оценка влияния транспорта на окружающую среду города и жизнь населения. | |
2. Экологическая ситуация в городе Санкт-Петербурге. | 1. Понятие об экологической ситуации. | 2 | Экологическая ситуация и её виды. Источники загрязнения городской среды, вызванные хозяйственной деятельностью человека. Экологические проблемы Санкт-Петербурга. | Оценка экологической ситуации различных районов города, их влияния на окружающую среду города. |
2. Экологические проблемы литосферы и почв. | 3 | Основные формы рельефа города и городской черты. Загрязнение почв, источники загрязнения. Мероприятия по снижению загрязнённости почв. Пути решения экологических проблем литосферы и почв Санкт-Петербурга. | Определение уровня загрязнённости поверхности почв отраслями промышленности. | |
3. Экологические проблемы атмосферы. | 3 | Климат города Санкт-Петербурга. Источники загрязнения атмосферы в городе. Проблемы и пути их решения. | Определение уровня загрязнённости атмосферы в городе и районах Санкт-Петербурга. | |
4. Экологические проблемы гидросферы. | 4 | Состояние поверхностных вод города Санкт-Петербурга. Проблема чистой воды в городе. Пути решения экологических проблем гидросферы. | Оценка экологического состояния и чистоты воды реки Невы. | |
5. Экологические проблемы биосферы города Санкт-Петербурга. | 5 | Значение органического мира городской природной среды. Коренные и завезённые (пришлые) виды растительных и животных организмов. Пути решения экологических проблем природных компонентов Санкт-Петербурга и городской черты. Растения и животные, занесённые в Красную книгу России. Памятники природы города. | Экскурсия в парк 300-летия города (Приморский район). Создание проекта «Моя Красная книга» | |
3. Санкт-Петербург – город будущего. 6 часов | 1. Экологическая политика города Санкт-Петербурга. | 3 | Понятие экологической политики. Основные направления экологической политики. | Организация проектной деятельности. Проект «Чистый город». Индивидуальные презентации. |
2. Экологический туризм в городе Санкт-Петербурге. | 3 | Понятие экологический туризм, экологическая тропа. Экологические тропы города Санкт-Петербурга. Проектирование экологических троп. | Проектирование экологических троп. | |
Итого: | 34 |
Литература для учителя.
1. География и экология Санкт-Петербурга и Ленинградской области: учебное пособие. – Москва: Изд-во Московского университета, 2006.
2. С.В. Васильев и др. Программно-методические материалы для учителей по географии Санкт-Петербурга и Ленинградской области. – Москва: Изд-во Московского университета, 2008.
3. А.В. Даринский. Краеведение: Пособие для учителя. Москва, Просвещение, 1987г.
4. А.В Даринский., В.И. Старцев. История Санкт-Петербурга. – СПб: Глагол, 2005.
5. Л.К. Ермолаева, Т.И. Удальцова и др. Петербург – город-музей. Ч.3. – СПб: СМИО Пресс, 2007.
6. В.Г.Исаченко, Г.Т.Савельева. Краеведение: учебное пособие для учащихся школ. – СПб.: НИК,2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/02/picture-375232-1388685381.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности по патриотическому воспитанию и социализации учащихся 1-4 классов «Юный патриот»
Рабочая программа внеурочной деятельностиПо патриотическому воспитанию для учащихся 1-4 классов «Юный патриот»Актуальность программы.В последнее десятилетие в России произошли экономи...
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/05/picture-922138-1493971829.png)
Рабочая программа внеурочной деятельности экологического воспитания школьников «Храм природы».
Рабочая программа внеурочной деятельности экологического воспитания школьников «Храм природы» рассчитана на 34 часа. Практические занятия проходят на экологической тропе "Храм природы"....
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/02/picture-443978-1399042309.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности_Пешком по Санкт-Петербургу. Часть 1
Актуальность данной программы внеурочной деятельности обусловлена необходимостью осуществлять постоянную и целенаправленную работу по систематизации, совершенствованию и расширению метапредметных умен...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/23/picture-1120597-1550917833.jpg)
Рабочая программа Внеурочной деятельности « Экологическое пространство школы » 6 класс
laquo; Экологическое пространство школы » 6 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Экологическая культура" 8 класс
Рабочая программа предназначена для проведения занятий внеурочной деятельности в 8 классе "Экологическая культура"....
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/22/picture-513251-1605992623.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Пешком по Санкт-Петербургу"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Пешком по Санкт-Петербургу" для 5 класса...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/13/picture-779468-1644723880.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности " Из истории Российской полиции" для учащихся 6-7 классов.
Программа внеурочной деятельности предназначена для учащихся кадетских классов. Она состоит из теоретической и практической части. Программа позволяет расширить знания обучающихся об истории воз...