Рабочая программа по внеурочной деятельности "Пешком по Санкт-Петербургу"
рабочая программа по краеведению (5 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Пешком по Санкт-Петербургу" для 5 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vud_peshkom_po_sankt-peterburgu_5klass.docx | 29.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №531 Красногвардейского района
Санкт-Петербурга
Разработано и принято Педагогическим советом протокол № от «---»________20____г. | УТВЕРЖДЕНО Приказом ГБОУ СОШ №531 № ----- от «---»________20____г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Пешком по Санкт-Петербургу»
Направление: общеинтеллектуальное
для учащихся 5 классов
на 2020/2021 учебный год
34 часа
Педагог:
Каменева Елена Евгеньевна
Санкт-Петербург
20___ год
Пояснительная записка.
Рабочая программа внеурочной деятельности для 5 класса на 2020-21 учебный год по истории и культуре Санкт-Петербурга разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и авторской программы по краеведению для учащихся средней школы Л.К. Ермолаевой и программы по школьному курсу "История и культура Санкт- Петербурга" Е.В.Дмитриевой.
Законодательная база.
Рабочая программа создана в соответствии с
- Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 N 1897;
- Учебным планом ГБОУ СОШ №531 на 2020-2021 учебный год, утверждённым приказом № 89-14 от 15.05.2020;
- Календарным учебным графиком ГБОУ СОШ №531 на 2020-2021 учебный год;
- Уставом ГБОУ СОШ №531;
- Положением о разработке, утверждении и хранении рабочих программ в ГБОУ СОШ №531(протокол № 33), утверждённом приказом № 83-14 от 27 .08.2020.
Цели программы:
- воспитание эстетического восприятия;
- расширение эмоционально- чувственной сферы учащихся;
- пробуждение интереса и стремления к дальнейшему изучению историко- художественных путей развития Санкт-Петербурга, чувства сопричастности тому, что в нём происходит.
Основные задачи программы:
Образовательные:
формирование в сознании ребенка образа Санкт-Петербурга, уважения к его истории и культуре;
формирование представления об историческом прошлом и настоящем нашего города; о личностях, оставивших заметный след в истории; о вкладе, который внесли соотечественники в историческое и культурное наследие Санкт-Петербурга;
формирование умений и навыков поисковой деятельности: учить наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять его;
формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Развивающие:
развитие эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной стороны личности юного петербуржца;
развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность товарищей.
Воспитательные:
воспитание трепетного отношения к прошлому и ответственного отношения к будущему своего родного города;
воспитание интереса к информационной и коммуникативной деятельности;
воспитание умения строить позитивные межличностные отношения со сверстниками.
Содержание программы предполагает решение следующих задач:
- знакомство с историей создания "северной столицы" и её художественного наследия;
- формирование у детей устойчивого желания продолжить знакомство с предложенными темами самостоятельно;
- обучение практическим навыкам работы с предложенными материалами;
- выделение ключевых понятий, поиск нужных фактов и ответов на вопросы, поставленные учителем.
В курсе для 5 класса включены темы, дающие школьникам начальные представления об основании Санкт- Петербурга, развившегося на островах в дельте реки Невы по воле Петра I; о его наиболее ярких, запоминающихся архитектурных памятниках и их создателях; о государственных символах; о музеях и театрах города, его прекрасных решётках и оградах и великолепном скульптурном убранстве.
Темы выстроены таким образом, чтобы учителям или родителям можно было пройтись с детьми по городу и в течение нескольких пешеходных экскурсий увидеть всё, о чём упоминалось во внеурочном курсе.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год, или 1 час в неделю.
Планируемые результаты.
В результате обучения по данной программе, в контексте требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, младшие школьники получат возможность формирования
Личностных результатов:
- Выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- Компетентности в реализации основ гражданской идентичности личности в поступках и деятельности;
- Основ гражданской идентичности путём знакомства с героическим историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям её граждан;
- Эстетических ценностей и на их основе эстетических критериев;
Обучающиеся научатся и приобретут:
- Основы становления личности в форме осознания «Я», как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
- Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
- Эстетические и ценностно-смысловые ориентации, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении.
Метапредметных результатов Регулятивные УУД Обучающиеся научаться:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- Учиться работать по предложенному учителем плану;
- Выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
- Проявлять инициативу в межличностном сотрудничестве;
- Уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
- Использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности;
Обучающиеся получат возможность:
- Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия;
- Уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
- Повысить творческую активность и самостоятельность;
Познавательные УУД Обучающиеся научаться:
- Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе и в контролируемом пространстве интернета;
- Осуществлять запись выбранной информации, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
•Использовать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач;
- Строить сообщения в устной и письменной форме;
- Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его устройстве, свойствах и связях;
- Осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
- Устанавливать аналогии;
Обучающиеся получат возможность:
- Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- Записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
- Строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;
Коммуникативные УУД Обучающиеся научаться
Адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;
- Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- Формулировать собственное мнение и позицию;
- Договариваться и проходить к общему мнению в совместной деятельности;
- Строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
- Задавать вопросы;
- Контролировать действия партнёра;
- Использовать речь для регуляции своего действия;
- Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
Обучающиеся получат возможность:
- Владеть монологической и диалогической формами речи;
- Формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
- Аргументировать своё мнение, координировать его с позициями партнёров при выработке общего решения в совместной деятельности;
- Адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач;
Предметных результатов
В ходе реализации программы у учащихся сформируется:
- Расширение знаний о городе при работе с дополнительными источниками информации, при посещении музеев, театров, библиотек, выставок, на прогулках, экскурсиях, в исследовательской деятельности, в проведении социологических опросов;
- Приобщение к культурному наследию города других горожан, одноклассников, родителей;
- Интерес к знакомым городским названиям, праздникам, объектам, желания « делать открытия» в привычной городской среде;
- Понимание уникальности, неповторимости Санкт-Петербурга;
- Уважение к согражданам (блокадникам), знаменитым петербуржцам;
Учащиеся научаться:
- Находить информацию о городе, памятниках, петербургских традициях, а также о различных учреждениях в справочниках, научно- популярной литературе, интернете, карте, в периодической печати;
- Работать с картой, проводить ассоциации, обобщать, ориентироваться по карте-схеме Санкт-Петербурга;
- Решать бытовые проблемы (вызов врача, сантехника, распределение семейного бюджета, организация досуга в выходной день и т. д.);
- Извлекать информацию из городской среды, памятников наследия, музейной экспозиции при непосредственном общении с ними, а также из семейных архивов, из общения с родственниками, знакомыми и незнакомыми петербуржцами;
- Ориентироваться по карте города и в городском пространстве;
- Объяснять понятия: «мой город», «мой край», «Малая Родина», «культура», «городская среда», «город – феномен культуры», «облик города», «образ города» и использовать эти понятия;
Контроль и оценка планируемых результатов.
В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяется воспитательными результатами. Воспитательные результаты оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищённой, дружественной среде.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе необязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности «Пешком по Санкт-Петербургу» (34 часа)
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов |
1. | Наш город Санкт – Петербург | 1 |
2. | Наш город Санкт – Петербург | 1 |
3 | Санкт-Петербург- город рек и каналов. Река Нева. | 1 |
4. | Санкт-Петербург- город рек и каналов. Река Нева. | 1 |
5. | Город на берегах Невы. Петр Первый - основатель Санкт Петербурга. Покровитель города. | 1 |
6. | Неприступная твердыня. Заячий остров. Петропавловская крепость. | 1 |
7. | Неприступная твердыня. Заячий остров. Петропавловская крепость. | 1 |
8. | Удивительный Санкт- Петербург. Имя города. Возраст города. Символы Санкт- Петербурга: герб, флаг, гимн. | 1 |
9. | Удивительный Санкт- Петербург. Имя города. Возраст города. Символы Санкт- Петербурга: герб, флаг, гимн. | 1 |
10. | Первые городские постройки. Домик Петра Первого. | 1 |
11. | Васильевский остров. Стрелка Васильевского острова. | 1 |
12. | Васильевский остров. Стрелка Васильевского острова. | 1 |
13. | Адмиралтейство. | 1 |
14. | Летний сад.Постройки Летнего сада. Летний дворец и его история. | 1 |
15. | Летний сад, скульптуры, местоположение. Внешний вид. История создания. Назначение. | 1 |
16. | Невский проспект | 1 |
17. | Казанский собор. Памятники героям- полководцам возле Казанского собора. | 1 |
18. | Дворцовая площадь, местоположение. Внешний вид. История создания. Назначение. | 1 |
19. | Дворцовая площадь - главная площадь города. Зимний дворец. | 1 |
20. | Площадь Декабристов, местоположение. Внешний вид. История создания. Назначение. | 1 |
21. | Исаакиевская площадь, местоположение. Внешний вид. История создания. Назначение. | 1 |
23. | Река Мойка, местоположение. Внешний вид. История создания. Назначение. | 1 |
24. | Канал Грибоедова, местоположение. Внешний вид. История создания. Назначение. | 1 |
25. | Река Фонтанка, местоположение. Внешний вид. История создания. Назначение. | 1 |
26. | Храмы. | 1 |
27. | Дворцы. | 1 |
28. | Дворцы. | 1 |
29. | Музеи. | 1 |
30. | Музеи. | 1 |
31. | Театры. | 1 |
32. | Театры, детские театры. | 1 |
33. | Знаешь ли ты свой город? Викторина. | 1 |
34. | Знаешь ли ты свой город? Викторина. | 1 |
Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:
- Ермолаева Л.К.. Лебедева И.М. Чудесный город: Петербургская тетрадь.- СПб.: АО "Норинт",2018 г.
- Дмитриева Е.В. Санкт-Петербург. Выпуск первый: Пособие по истории города с вопросами и заданиями.-СПб.: Учитель и ученик: КОРОНА принт, 2013 г.
- Никонова Е.А. Первые прогулки по Петербургу. Учебное пособие. СПб.: ИД "Паритет",2015 г.
- Дмитриева Е.В. Санкт-Петербург: Программно-методические материалы.- СПб. КОРОНА принт, 2014 г.
- Ермолаева Л.К., Лебедева И.М. Прогулки по Петербургу. Вып. 2. Здесь будет город- СПб.: Химия, 2016 г.
- Ефимовский Е.С. Петербург в загадках.- СПб.: ЗАО "Норинт", 2004г.
- Наглядные пособия. К техническим средствам обучения относятся:
- видеофильм "Санкт-Петербург"
- видеоэкскурсия "Санкт-Петербург и пригороды".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга 5класс
Материал IX Фестиваля «Использование информационных технологий вобразовательной деятельности»...
Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга
Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга для 7 класса (по уч. Ермолаевой)...
Рабочая программа по Истории и культуре Санкт-Петербурга для 5 класса.
Рабочая программа по Истории и культуре Санкт-Петербурга для 5 класса....
Рабочая программа по Истории и культуре Санкт-Петербурга для 6 класса.
Рабочая программа по Истории и культуре Санкт-Петербурга для 6 класса....
Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга в 7 классе
Рабочая программа «История и культура Санкт-Петербурга» составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юный гид-переводчик по Санкт-Петербургу» для 6-х классов
Данный курс предназначается для учащихся 6 классов, проявляющих особый интерес к изучению английского языка и краеведению. Курс может использоваться в группах детей, мотивированных на изучение а...
Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга для учащихся 9 класса
Рабочая программа элективного курса по обществознанию составлена на основе: распоряжения Комитета по образованию от 12.04.2013 № 907-р «О формировании учебных планов образовательных учреждений (...