Система оценивания образовательных результатов обучающихся
статья по биологии
В данной статье учитель делится опытом работы по оцениванию образовательных результатов обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Система оценивания образовательных результатов обучающихся | 28.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Система оценивания образовательных результатов обучающихся
Одной из самых сложных проблем, возникающих с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта, является проблема оценивания образовательных результатов обучающихся. В систему оценивания должен быть заложен механизм, поощряющий и развивающий самооценивание обучающимися своих достижений, а также рефлексию происходящего с ним в ходе учебного процесса. Такие возможности для ученика и учителя предоставляет формирующее оценивание.
Формирующее оценивание – оценивание, осуществляемое в процессе обучения, когда анализируются знания, умения, ценностные установки, а также поведение учащегося, дается обратная связь по итогам обучения. Результаты ученика сравниваются с его же предыдущими результатами. Происходит мотивирование учащегося к обучению, постановка образовательных целей и определение путей их достижения.
Мой первый опыт применения данной технологии был в 2012-2013 учебном году, когда был введен ФГОС ООО второго поколения. На этапе рефлексии обучающимся 5-х классов предлагала составить синквейны, с помощью смайликов, стикеров разных цветов, условных жестов отразить свое настроение. Такой способ оказался формальным подходом к формирующему оцениванию. Такие приемы не характеризует уровень достижений обучающихся, не указывают на их ошибки и не способствуют приближению к цели обучения. 90-95% учеников выбирали стикеры красного цвета, что указывает на хорошее усвоение новой темы, и только 60% учеников успешно справлялись с тестом на знание материала урока.
Чтобы оценивание было персонифицированным и выявляющим проблемы каждого ребенка, я стала использовать техники «Мини», «Недописанное предложение». Например: Я узнал, что…; Мне захотелось…; Самым трудным в процессе работы было…;
Или: Я узнал ...; У меня получилось ...; Было непросто …; Я попробую …; Урок дал мне для жизни…; Я себя чувствую ….;
На любом этапе учебной работы обучающиеся получают обратную связь, которая показывает, где он сейчас находится, что у него получается, какие затруднения возникают, как он может с ними справиться. При этом обращаю внимание на словесные формулировки своих рекомендаций и замечаний одноклассников.
Неудачная обратная связь | Как улучшить обратную связь |
Развивай свою мысль | Как изменится результат, если…? |
Ты должен больше стараться | Что ты мог бы сделать по-другому, чтобы работа была лучше? |
Ты очень хорошо отвечал | Хорошая работа: ты привел пример, опирался на факты, проверил много источников… |
Молодец! Хороший результат. | Как ты думаешь, в чем за последний месяц улучшились твои результаты? Благодаря чему это произошло? |
Я проверила твою работу и указала на ошибки. | Как ты думаешь, почему возникли ошибки? Что нужно сделать, чтобы больше таких ошибок не допускать? |
Все современные виды оценивания, а формирующее оценивание в особенности, предполагают использование тщательно разработанных критериев оценивания деятельности учащихся. Оценивание с использованием критериев позволяет сделать данный процесс «прозрачным» и понятным для учеников и их родителей.
Приведу некоторые варианты критериев оценивания различных видов работ учащихся на уроке и дома.
1.Биологический диктант. Самый простой способ проверки и оценивания домашнего задания всего класса. Для быстрой проверки беру пять терминов (легко оценить по пятибалльной системе).
Все проверочные работы проводятся в специальных тетрадях, где видна вся работа ученика в течение года. Эта тетрадь может использоваться и несколько лет.
2. Устный опрос. Описать строение животного или растения по таблице или схеме, указать функции, которые выполняют отдельные его части.
- «5» – выполнил всё задание правильно;
- «4» - выполнил всё задание с 1-2 ошибками;
- «3» – часто ошибался, выполнил правильно только половину задания;
- «2» – почти ничего не смог выполнить правильно;
- «1» – вообще не выполнил задание.
3. Выполнение тестовых заданий.
3.1. Задания с выбором ответа (закрытый тест), задания « дополните предложение» (открытый тест) оценивается в один и два балла соответственно.
Прочитайте текст, заполните пропущенные места:
«В хлоропластах зеленых растений поглощается …, выделяется … и образуется … только на свету. При дыхании растений и в темноте, и на свету поглощается … и выделяется …» (3).
Критерии оценок:
«5»: 90-100 %
«4»: 75- 80 %
«3»: 50 - 70 %).
3.2. Дифференцированный тест составлен из вопросов на уровне «ученик должен» (базовый уровень) и «ученик может» (повышенный уровень).
Например, обязательная часть состоит из 15 вопросов по 1 баллу, а дополнительная часть из 5 вопросов повышенного уровня сложности по 2 балла. Итого максимум 25 баллов.
Критерии оценок: «2»: ученик набрал менее 10 баллов
«3»: выполнил 10 любых заданий обязательной части
«4»: 13 + 4 = 17 баллов и более
«5»: 15+ 6 = 21 баллов и более.
4. Самостоятельная работа в тетради с использованием учебника.
Выполните задания: а) В чём положительное и отрицательное значение простейших в природе и жизни человека? Ответ обоснуйте.
б) заполните таблицу: « Значение одноклеточных животных»
Названия одноклеточных животных | Значение их в природе |
|
|
в)* почему эти древние, примитивные животные не вымерли до сих пор? (задание повышенной сложности)
Ваша оценка:
«5»—выполнил все три задания;
«4» – выполнил первое и второе задание или все три с небольшими ошибками;
«3» – правильно выполнил только половину обязательной
части заданий (т.е. 1-е или 2-е)
«2» –много грубых ошибок (больше, чем
правильных ответов).
5. Устные задания со свободным ответом.
Одно и то же задание может быть выполнено с разной глубиной и полнотой, на репродуктивном и творческом уровнях.
Например, в соответствии с требованиями школьники должны уметь характеризовать фотосинтез и его роль в природе.
Оценка «3» - ученик дает определение фотосинтеза, называет исходные и конечные продукты. При этом он лишь воспроизводит знания.
Оценка «4» - ученик дает определение фотосинтеза, называет исходные и конечные продукты, отмечает роль хлоропластов в фотосинтезе, его роль в природе.
Оценка «5» - к изложенному выше, обучающийся рассказывает о процессах, происходящих в световую и темновую фазы фотосинтеза, о строении хлоропластов и гран, о размещении на них хлорофилла и ферментов, о космической роли растений. В ответе проявляются более глубокие знания.
6. Составление опорно-схематичного конспекта (ОСК)
Перед учащимися ставится задача научиться «сворачивать» конспекты до отдельных слов (словосочетаний), делать схемы с максимальным числом логических связей между понятиями. Работа эта крайне сложная, индивидуальная. Помощь в создании ОСК окажут критерии оценивания ОСК.
Критерии оценивания ОСК по составлению:
- Полнота использования учебного материала.
- Объём ОСК (для 8-9 классов – 1 тетрадная страница на один раздел: для 10 –11 классов один лист формата А 4).
- Логика изложения (наличие схем, количество смысловых связей между понятиями).
- Наглядность (наличие рисунков, символов, и пр.; аккуратность выполнения, читаемость ОСК).
- Грамотность (терминологическая и орфографическая).
- Отсутствие связанных предложений, только опорные сигналы – слова, словосочетания, символы.
- Самостоятельность при составлении.
7. Контрольная работа в формате ОГЭ и ЕГЭ.
10. Отчет по экскурсии или лабораторной работе предусматривает оценить следующее:
- полноту раскрытия темы;
- все ли задания выполнены;
- наличие рисунков и схем (при необходимости);
- наличие выводов по работе;
- аккуратность исполнения.
Каждый пункт оценивается отдельно в баллах.
11. Самостоятельная работа – проект (доклад) по заданной теме
Форма контроля по аналогии с предыдущей работой.
Ясно и просто сформулированные критерии, дают возможность не только учителю оценить работу обучающихся, но и самим обучающимся осуществить самооценивание и взаимооценивание. Одним из требований образовательного стандарта является формирование у обучающихся коммуникативных УУД. Поэтому я часто использую на уроках работу в парах и группах. Оценивание групповой работы осуществляется также при помощи критериев, которые разрабатывает учитель с участием обучающихся.
Критерии оценки работы учащихся в группе (команде) в играх КВН и др.
- умение распределить работу в команде;
- умение выслушать друг друга;
- согласованность действий;
- правильность и полнота выступлений.
- активность
Например, на уроке биологии в 7 классе нужно было составить репортаж по теме: «Типы бесполого размножения». Для самооценки группам был предложен оценочный лист:
Оценочный лист «Типы бесполого размножения»
Критерий | Баллы | ||
| 3 | 2 | 1 |
Информационная грамотность | Вся информация, описанная нашей группой верна и полностью соответствует теме | В информации, описанной нашей группой есть 1 – 2 ошибки и она частично соответствует теме | В информации подготовленной нашей группой больше 2-х ошибок |
Точность ответа | Мы полностью описали тип бесполого размножения | Мы отразили в ответе особенности типа бесполого размножения | Мы дали определение способу бесполого размножения |
Мы привели 5 и более примеров организмов с исследуемым способом бесполого размножения | Мы привели 4 -2 примера организмов с исследуемым способом бесполого размножения | Мы привели 1 пример организма с исследуемым способом бесполого размножения | |
Регламент времени | Мы успели подготовить информацию за 15 мин | Мы приготовили наш ответ за 18 мин | Мы потратили на подготовку больше 18 мин |
Участие в работе | Я активно участвовал в работе команды, и 3 и более моих предложений включены в итоговый ответ | Я активно участвовал в работе команды, и 1-2 моих предложения включены в итоговый ответ | Я участвовал в работе команды, но мои идеи не включены в итоговый ответ |
В 9-11 классах при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ, использую суммативное (итоговое) оценивание, позволяющее не только определить уровень сформированности знаний, умений, навыков, компетентностей но и построить индивидуально - образовательный маршрут ученика. Суммативное оценивание проводится в конце изученной темы по результатам выполнения различных видов проверочных работ (теста, контрольной, лабораторной, исследовательской работ, проекта, зачета).
Суммативное оценивание по теме "Клетка" 9кл
Ф.И.О._________________________________________
1. Лабораторная работа
1) Умение делать вывод
2) Оформлять результат работы.
3) Рассматривать, сравнивать и зарисовывать клетки растительных и животных тканей.
4) Называть признаки различия клеток прокариот и эукариот.
2. Различать и называть основные неорганические и органические вещества клетки
3. Называть и объяснять существенные признаки всех частей клетки
4. Объяснять функции отдельных органоидов в жизнедеятельности растительной, животной и грибной клеток.
Критерии: 0-баллов не знает не умеет . 1балл - знает и умеет частично. 3 балла -знает и умеет .
20-21 баллов - оценка «5»
16-18 баллов - оценка «4»
12 -13 баллов - оценка «3»
менее 12 баллов - оценка «2»
Оценка на единой критериальной основе, формирование навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля, само - и взаимооценки дают возможность учащимся не только освоить эффективные средства управления своей учебной деятельностью, но и способствуют развитию самосознания, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, развитию готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные направления системы оценивания образовательных результатов в период реализации ФГОС
Работа содержит презентацию по теме"Современные средства оценивания по русскому языку в процессе изучения темы"Правописание гласных в корне слова".Раздел "Орфография"5класс...
«Новые подходы в системе оценивания образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС НОО»
Переход на стандарты второго поколения требует внесения изменений во все компоненты учебного процесса: в организацию и в содержание учебной деятельности, в отбор учебного материала, а также изменяется...
Система оценивания образовательных результатов по ФГОС НОО.
Данный материал содержит текстовый документ и презентацию. В материале представлена система оценивания результатов, согласно новым стандартам....
Создание целостной системы оценивания образовательных результатов в образовательных учреждениях
Разработка инструментария оценки знаний. индивидуальных учебных достижений учащихся на разных ступенях образования....
Накопительная система оценивания образовательных результатов
Введение накопительной системы оценки знаний учащихся в школе, несомненно, является прогрессивной моделью в структуре основного и среднего образования. Тем не менее существует ряд проблем, которые в д...
«СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ, В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС»
В данном архиве полная подборка материалов для проведения семинара в образовательной организации....
Модель перевода образовательной организации в эффективный режим развития, основанная на использовании современных подходов к оцениванию образовательных результатов обучающихся
Статья - Инновационная модель перевода образовательной организации в эффективный режим развития, основанная на использовании новых подходов к оцениванию образовательных результатов обучающихся...