Система оценивания образовательных результатов обучающихся
статья по биологии

Закрой Наталья Евгеньевна

В данной статье учитель делится опытом работы по оцениванию образовательных результатов обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система оценивания образовательных результатов обучающихся

Одной из самых сложных проблем, возникающих с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта, является проблема оценивания образовательных результатов обучающихся.  В систему оценивания должен быть заложен механизм, поощряющий и развивающий самооценивание обучающимися своих достижений, а также рефлексию происходящего с ним в ходе учебного процесса. Такие возможности для ученика и учителя предоставляет формирующее оценивание.

Формирующее оценивание – оценивание, осуществляемое в процессе обучения, когда анализируются знания, умения, ценностные установки, а также поведение учащегося, дается обратная связь по итогам обучения. Результаты ученика сравниваются с его же предыдущими результатами. Происходит мотивирование учащегося к обучению, постановка образовательных целей и определение путей их достижения.

Мой первый опыт применения данной технологии был в 2012-2013 учебном году, когда был введен ФГОС ООО второго поколения. На этапе рефлексии обучающимся 5-х классов предлагала составить  синквейны, с помощью смайликов, стикеров разных цветов, условных жестов отразить свое настроение. Такой способ оказался формальным подходом к формирующему оцениванию. Такие приемы  не характеризует уровень достижений обучающихся, не указывают на их ошибки и не способствуют приближению к цели обучения. 90-95% учеников выбирали стикеры красного цвета, что указывает на хорошее усвоение новой темы, и только 60% учеников успешно справлялись с тестом на знание материала урока.

Чтобы оценивание было персонифицированным и выявляющим проблемы каждого ребенка, я стала использовать техники «Мини», «Недописанное предложение». Например: Я узнал, что…; Мне захотелось…;  Самым трудным в процессе работы было…;

Или: Я узнал ...; У меня получилось ...; Было непросто …; Я попробую …; Урок дал мне для жизни…; Я себя чувствую ….;  

На любом этапе учебной работы обучающиеся получают обратную связь, которая показывает, где он сейчас находится, что у него получается, какие затруднения возникают, как он может с ними справиться. При этом обращаю внимание на словесные формулировки своих рекомендаций и замечаний одноклассников. 

Неудачная обратная связь

Как улучшить обратную связь

Развивай свою мысль

Как изменится результат, если…?

Ты должен больше стараться

Что ты мог бы сделать по-другому, чтобы работа была лучше?

Ты очень хорошо отвечал

Хорошая работа: ты привел пример, опирался на факты, проверил много источников…

Молодец! Хороший результат.

Как ты думаешь, в чем за последний месяц улучшились твои результаты? Благодаря чему это произошло?

Я проверила твою работу и указала на ошибки.

Как ты думаешь, почему возникли ошибки? Что нужно сделать, чтобы больше таких ошибок не допускать?

Все современные виды оценивания, а формирующее оценивание в особенности, предполагают использование тщательно разработанных критериев оценивания деятельности учащихся. Оценивание с использованием критериев позволяет сделать данный процесс «прозрачным» и понятным для учеников и их родителей.

Приведу некоторые варианты критериев оценивания различных видов работ учащихся на уроке и дома.

1.Биологический диктант. Самый простой способ проверки и оценивания домашнего задания всего класса. Для быстрой проверки беру пять терминов  (легко оценить по пятибалльной системе).

Все проверочные работы проводятся в специальных тетрадях, где видна вся работа ученика в течение года. Эта тетрадь может использоваться и несколько лет.

2. Устный опрос.  Описать строение животного или растения по таблице или схеме, указать функции, которые выполняют отдельные его части.

  • «5» – выполнил всё задание правильно;
  • «4» - выполнил всё задание с 1-2 ошибками;
  • «3» – часто ошибался, выполнил правильно только половину задания;
  • «2» – почти ничего не смог выполнить правильно;
  • «1» – вообще не выполнил задание.  

3. Выполнение тестовых заданий.
3.1.  Задания с выбором ответа (закрытый тест), задания « дополните  предложение» (открытый тест) оценивается в один и два балла соответственно.

 Прочитайте текст, заполните пропущенные места:

 «В хлоропластах зеленых растений поглощается …, выделяется … и образуется … только на свету. При дыхании растений и в темноте, и на свету поглощается … и выделяется …» (3). 
Критерии оценок:

 «5»: 90-100  %
«4»: 75- 80 %
«3»: 50 - 70 %). 
3.2.   Дифференцированный тест составлен из вопросов на уровне «ученик должен» (базовый уровень) и «ученик может» (повышенный уровень).

 Например, обязательная часть состоит из 15 вопросов по 1 баллу, а дополнительная часть из 5 вопросов повышенного уровня сложности по 2 балла. Итого максимум 25 баллов.
Критерии оценок: «2»: ученик набрал менее 10 баллов
«3»: выполнил 10 любых заданий обязательной части
«4»: 13 + 4 = 17 баллов и более
«5»: 15+ 6 = 21 баллов и более. 

4. Самостоятельная работа в тетради с использованием учебника.
Выполните задания: а) В чём положительное и отрицательное значение простейших в природе и жизни человека? Ответ обоснуйте.
б) заполните таблицу: « Значение одноклеточных животных»

Названия одноклеточных животных

Значение их в природе

 

 

в)* почему эти древние, примитивные животные не вымерли до сих пор? (задание повышенной сложности)
Ваша оценка:

 «5»—выполнил все три задания;
«4» – выполнил первое и второе задание или все три с небольшими ошибками;
«3» – правильно выполнил только половину обязательной                 
части заданий (т.е. 1-е или 2-е)
«2» –много грубых ошибок (больше, чем 
правильных ответов).

5. Устные задания со свободным ответом. 
Одно и то же задание может быть выполнено с разной глубиной и полнотой, на репродуктивном и творческом уровнях.

Например, в соответствии с требованиями школьники должны уметь характеризовать фотосинтез и его роль в природе.

 Оценка «3» - ученик дает определение фотосинтеза, называет исходные и конечные продукты. При этом он лишь воспроизводит знания.

Оценка «4» - ученик дает определение фотосинтеза, называет исходные и конечные продукты, отмечает роль хлоропластов в фотосинтезе, его роль в природе.

Оценка «5» - к изложенному выше, обучающийся рассказывает о процессах, происходящих в световую и темновую фазы фотосинтеза, о строении хлоропластов и гран, о размещении на них хлорофилла и ферментов, о космической роли растений. В ответе проявляются более глубокие знания.
6. Составление опорно-схематичного конспекта (ОСК)
Перед учащимися ставится задача научиться «сворачивать» конспекты до отдельных слов (словосочетаний), делать схемы с максимальным числом логических связей между понятиями. Работа эта крайне сложная, индивидуальная. Помощь в создании ОСК окажут критерии оценивания ОСК.
Критерии оценивания ОСК по составлению:

  •  Полнота  использования учебного материала.
  • Объём ОСК (для 8-9 классов – 1 тетрадная страница на один раздел: для 10 –11 классов один лист формата А 4).
  • Логика изложения (наличие схем, количество смысловых связей между понятиями).
  • Наглядность (наличие рисунков, символов, и пр.; аккуратность выполнения, читаемость ОСК).
  • Грамотность (терминологическая и орфографическая).
  • Отсутствие связанных предложений, только опорные сигналы – слова, словосочетания, символы.
  • Самостоятельность при составлении.

7. Контрольная работа  в формате ОГЭ и ЕГЭ.

10. Отчет по экскурсии или лабораторной работе  предусматривает оценить следующее:

  • полноту раскрытия темы;
  • все ли задания выполнены;
  • наличие рисунков и схем (при необходимости);
  • наличие выводов по работе;
  • аккуратность исполнения.

Каждый пункт оценивается отдельно в баллах.
11. Самостоятельная работа – проект (доклад) по заданной теме
Форма контроля по аналогии с предыдущей работой.

Ясно и просто сформулированные критерии,  дают возможность не только учителю оценить работу обучающихся, но и самим обучающимся осуществить самооценивание и взаимооценивание.  Одним из требований образовательного стандарта является формирование у обучающихся коммуникативных УУД. Поэтому я часто использую на уроках работу в парах и группах. Оценивание групповой работы осуществляется также при помощи критериев, которые разрабатывает учитель с участием обучающихся.

  Критерии оценки работы учащихся в группе (команде) в играх КВН и др.

  • умение распределить работу в команде;
  • умение выслушать друг друга;
  • согласованность действий;
  • правильность и полнота выступлений.
  • активность

Например, на уроке биологии в 7 классе нужно было составить репортаж по теме: «Типы бесполого размножения». Для самооценки группам был предложен оценочный лист:

Оценочный лист «Типы бесполого размножения»

Критерий

Баллы

 

3

2

1

Информационная грамотность

 Вся информация, описанная нашей группой верна и полностью соответствует теме

В информации, описанной нашей группой есть 1 – 2 ошибки и она частично соответствует теме

В информации подготовленной нашей группой больше 2-х ошибок

Точность ответа

Мы полностью описали тип бесполого размножения

Мы отразили в ответе особенности типа бесполого размножения

Мы дали определение способу бесполого размножения

Мы привели 5 и более примеров организмов с исследуемым способом бесполого размножения

Мы привели 4 -2 примера организмов с исследуемым способом бесполого размножения

Мы привели 1 пример организма с исследуемым способом бесполого размножения

Регламент времени

Мы успели подготовить информацию за 15 мин

Мы приготовили наш ответ за 18 мин

Мы потратили на подготовку больше 18 мин

Участие в работе

Я активно участвовал в работе команды, и 3 и более моих предложений включены в итоговый ответ

Я активно участвовал в работе команды, и 1-2 моих предложения включены в итоговый ответ

Я участвовал в работе команды, но мои идеи не включены в итоговый ответ

В 9-11 классах при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ,  использую суммативное (итоговое) оценивание, позволяющее не только определить уровень сформированности знаний, умений, навыков, компетентностей но и построить индивидуально - образовательный маршрут ученика. Суммативное оценивание проводится в конце изученной темы по результатам выполнения различных видов проверочных работ (теста, контрольной, лабораторной, исследовательской работ, проекта, зачета).

Суммативное оценивание по теме "Клетка" 9кл

Ф.И.О._________________________________________

1.  Лабораторная работа

1) Умение делать вывод

2) Оформлять результат работы.

3) Рассматривать, сравнивать и зарисовывать клетки растительных и животных тканей.

4) Называть признаки различия клеток прокариот и эукариот.

2.  Различать и называть основные неорганические и органические вещества клетки

3.  Называть и объяснять существенные признаки всех частей клетки

4. Объяснять функции отдельных органоидов в жизнедеятельности растительной, животной и грибной клеток.

Критерии: 0-баллов не знает не умеет . 1балл - знает и умеет частично. 3 балла  -знает и умеет .

20-21 баллов - оценка «5»

16-18 баллов - оценка «4»

12 -13 баллов -  оценка «3»

менее 12 баллов - оценка «2»

Оценка на единой критериальной основе, формирование навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля, само - и взаимооценки дают возможность учащимся не только освоить эффективные средства управления своей учебной деятельностью, но и способствуют развитию самосознания, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, развитию готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные направления системы оценивания образовательных результатов в период реализации ФГОС

Работа содержит презентацию по теме"Современные средства оценивания по русскому языку в процессе изучения темы"Правописание гласных в корне слова".Раздел "Орфография"5класс...

«Новые подходы в системе оценивания образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС НОО»

Переход на стандарты второго поколения требует внесения изменений во все компоненты учебного процесса: в организацию и в содержание учебной деятельности, в отбор учебного материала, а также изменяется...

Система оценивания образовательных результатов по ФГОС НОО.

Данный материал содержит текстовый документ и презентацию. В материале представлена система оценивания результатов, согласно новым стандартам....

Создание целостной системы оценивания образовательных результатов в образовательных учреждениях

Разработка инструментария оценки знаний. индивидуальных учебных достижений учащихся на разных ступенях образования....

Накопительная система оценивания образовательных результатов

Введение накопительной системы оценки знаний учащихся в школе, несомненно, является прогрессивной моделью в структуре основного и среднего образования. Тем не менее существует ряд проблем, которые в д...

«СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ, В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС»

В данном архиве полная подборка материалов для проведения семинара в образовательной организации....

Модель перевода образовательной организации в эффективный режим развития, основанная на использовании современных подходов к оцениванию образовательных результатов обучающихся

Статья - Инновационная модель перевода образовательной организации в эффективный режим развития, основанная на использовании новых подходов к оцениванию образовательных результатов обучающихся...