Накопительная система оценивания образовательных результатов
статья на тему

Сигодина Лариса Владимировна

Введение накопительной системы оценки знаний учащихся в школе, несомненно, является прогрессивной моделью в структуре основного и среднего образования. Тем не менее существует ряд проблем, которые в дальнейшем требуют гибкого подхода и разрешения с учётом специфики школьного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nakopipelnaya_sistema_otsenivaniya.docx37 КБ

Предварительный просмотр:

Накопительная система оценивания образовательных результатов

В педагогической среде часто пересказывают притчу о старичке, который придумал платить детям за то, что они играют и радуются. Когда же они радовались, с его точки зрения, не очень сильно, старичок платил меньше. Все это привело к тому, что дети перестали играть и радоваться.

Как и любая морализаторская притча эта история излишне категорична, но она удачно возвращает нас к вопросу о смысле оценивания в образовательном процессе и ценности различных оценочных систем.

Традиционную оценочно-отметочную шкалу (так называемую “пятибалльную”) необходимо принципиально переосмыслить и изменить. В настоящее время она построена по принципу “вычитания”. Подобный подход ориентирует на поиск неудачи, отрицательно сказывается на мотивации ученика, его личностной самооценке. Вместо этого необходимо переосмыслить шкалу по принципу “прибавления” и “уровнего подхода” – решение учеником даже простой учебной задачи, части задачи оценивать как безусловных успех, но на элементарном уровне, за которым следует более высокий уровень, к нему ученик может стремиться.

В условиях ФГОС оценочная деятельность учителя складывается в определенную систему, которая может сочетать разные виды оценивания (процесс контроля, проверки). Это:

Критериальная оценка

Оценивание результатов по определенным критериям. Оценка может даваться в форме баллов (от 0 до 2-3), которые потом суммируются и по которым определяется уровень сформированности умений, УУД. Таким образом обычно оцениваются исследовательские, проектные работы обучающихся. Осуществляется перевод критериальной оценки в пятибалльную.

Тестовая оценка

Широкое использование тестирование как метод контроля.

Накопительная оценка

Задания могут быть как обязательными для выполнения, так и по выбору. Баллы полученные учениками за выполнение заданий, суммируются. Отличается от традиционной системы оценивания накопительным характером и ясными правилами получения итоговой отметки.

Рейтинговая оценка

Рейтинг – это число, получается оно либо путем опроса субъективных мнений экспертов (как рейтинг политических лидеров), либо путем набора очков и балов: ответил на уроке – получил балл, сдал зачет – получил еще некую сумму баллов и т.д. В конце учебного периода все баллы, набранные учеником, суммируются и формируют его рейтинг. Таким образом, рейтинговая система – это система оценки накопительного типа, она стимулирует самоанализ и самоконтроль обучающихся. Важная роль в рейтинговой системе оценки знаний учащихся отводится наглядности.

Критериальная оценка,  накопительная  и рейтинговая оценка имеют тесные связи. Часто можно услышать рейтинговая накопительная система оценивания (РНС). Я пока с осторожностью отношусь к данной системе и нахожусь в поиске объективной оценки знаний ученика. Работая над этой темой, изучила уже имеющийся опыт – это опыт коллег из С – Петербурга во главе с Загашевым И. О., директором ГБОУ СПО Некрасовский педколледж №1 и,  конечно, поделюсь своими наработками.

Рассмотрим алгоритм работы:

 1. Разделить материал на структурно-логические самостоятельные модули (или логические блоки). Модулем может быть:

  • отдельная тема или раздел
  • самостоятельный цикл лабораторных работ;
  • индивидуальные домашние задания;
  • индивидуальная самостоятельная работа по выбору ученика (работа с карточками, подготовка сообщения, выполнение демонстрационного эксперимента);
  • разделы, выделенные для самостоятельного изучения
  • урок.

2.Определить виды учебной деятельности, которые подлежать оцениванию.

3.Установить максимальное количество баллов по каждому виду учебной деятельности, которое должен набрать ученик в ходе обучения.

4.Составить свод правил и положений, на основе которых будет производиться оценивание (критерии).

5.На основе программных средств организовать учет успеваемости обучающихся и расчет их рейтингов.

6.В конце учебного периода выставить общую оценку за работу, представляющую собой сумму рейтинговых оценок за отдельные модули (темы)

Например, рассмотрим рейтинговую накопительную шкалу, составленную по теме: «Электрические явления», по программе и учебнику «Физика 8» А.В. Перышкина автор Н. Н. Коронатова, учитель физики высшей категории, ГОУ гимназия №406.

На изучение темы отводится 27 учебных часов.

Баллы

Максимум

Работа на уроке

3

81

Решение задач

5-10

50

Устный ответ

5

15

Работа в группах

3

15

Лабораторная работа

10

50

Самостоятельная работа

3

15

Контрольная работа

20,20,30

70

Сообщение

5

15

Реферат

10

10

Исследовательская работа

30

30

Творческие работы

10

30

Домашняя работа

3

81

Ведение тетради

10

10

Посещение уроков

1

27

Итого

499

Здесь видно, что каждый учащийся может получить определенные баллы за работу на уроке, за работу по теме, за участие в различных творческих работах.

Автор предлагает ввести штрафные баллы, которые начисляются в следующих случаях:

  • прогул урока без уважительной причины – минус 1 балл;
  • плохое поведение на уроке – минус 1 балл;
  • неготовность к уроку – минус 1 балл;
  • опоздание на урок – минус 1 балл.

Можно разделить все действия учеников на основные (оценочные) и дополнительные. Тогда при подведении итогов учитывать оценочные баллы и дополнительные, но ввести при этом коэффициент соответствия. Например, при выставлении итоговой отметки добавлять к оценочным 10% дополнительных баллов, т.е. коэффициент соответствия равен 0,1. Важно, чтобы при использовании рейтинговой шкалы, фиксировалось всё, что делают ученики, чтобы избежать недоразумений.

Перевод рейтинга в отметку осуществлялся по формулам:

Отметка "3" = 0,5·F(max),

Отметка "4" = 0,6·F(max),

Отметка "5" = 0,75·F(max),

Чтобы активизировать учеников, определяется минимальное рейтинговое число, от 30 до 50% максимального значения и если к концу четверти ученик наберет сумму, меньшую этого числа, он считается не освоившим этот предмет (тему, курс).

Эта система широко  используется в ВУЗах СУЗах.

Достоинства рейтинговой накопительной системы оценивания результатов учащихся:

  • дает возможность организовать и поддерживать систематическую работу учащихся;
  • повышает мотивацию, ориентирует ученика на успех;
  • содействует становлению и развитию самооценки учащихся;
  • позволяет использовать систему оценивания как форму поощрения, а не наказания;
  • позволяет отмечать даже незначительные продвижения учащихся, повышает их самостоятельность;
  • позволяет всегда набрать какие-либо баллы, показывает перспективу;
  • предоставляет возможность каждому выбрать свой образовательный маршрут (объем заданий, время);
  • способствует повышению посещаемости занятий.

Недостатки:

  • нет единого подхода к определению веса заданий: одни и те же виды работ на разных предметах могут оцениваться разным количеством баллов;
  • необходимо постоянно считать и фиксировать результаты;
  • слишком широкий спектр заданий по выбору требует больших временных затрат при проверке;
  • психологические проблемы: нахождение ребенка в состоянии тревожности из-за возможной гонки за баллами;
  • ведение четырех журналов: бумажного, электронного, рейтингового накопительного по предмету и как классного руководителя.

И главный недостаток, на мой взгляд, для школы выставление итоговой отметки в журнал за тему может произойти 1-2-3 раза за четверть. Если выставлять все промежуточные отметки, то теряется смысл накопительной системы.

Именно эти недостатки и не дают рейтинговой накопительной системе оценивания учащихся перейти из эксперимента в систему – инновацию. Так, введение этой системы оценки знаний выявляет ряд проблем, которые требуют своего решения:

Тем не менее, есть возможность спроектировать и провести уроки, используя накопительную систему оценивания, на которых учащиеся работают с технологической картой, оценивая свою деятельность на каждом его этапе. Задания для учеников формулируются кратко. Для учителя составляется отдельная карта, в которой указаны критерии для самооценки учебной деятельности учащихся.

Покажем, как можно организовать эту работу на примере анализа технологических карт, разработанных для учащихся и учителя к уроку русского языка в 1 классе автор Буданова Л. К, Заслуженный учитель школ РФ, ГОУ СОШ № 544.

 Карта ученика (ученицы) 1 «А» класса

___________________________________________

1.

Узнай и напиши букву.

1 – 2 – 3 балла

2. Отгадай кроссворд.

1 – 2 – 3

балла

3.

Заполни таблицу.

1 – 2 – 3

балл

Вспомни и запиши слова.

1 – 2 – 3 балла

4. Работа с текстом упр. 159. 1 – 2 – 3 балла

Подчеркни главные члены.        1 – 2 – 3 балла

5. Приз.        1 – 2 – 3 балла

Всего баллов __________

Подчеркни:

У меня всѐ получилось!

Я старался (старалась)!

Как видим, карта урока включает в себя обязательную (1-4) и накопительную части (5).Учащиеся обводят баллы после того, как учитель говорит, по каким признакам можно это сделать. Такой подход к работе с технологической картой урока объясняется тем, что детям 7-8 лет еще трудно провести самоанализ и самооценку своей деятельности, выделить критерии.

Карта урока для учителя (критерии самооценки для учащихся)

1

Чистописание (знание + применение)

Узнал и правильно написал все буквы.

3б.

Узнал и записал не все буквы.

2б.

Выполнил задание с помощью учителя.

1б.

Кроссворд (знание + применение)

Отгадал и правильно записал все словарные слова.

3б.

Отгадал слова, но сделал ошибку при записи.

2б.

Выполнил задание с помощью учителя.

1б.

3

Работа  с  таблицей  (понимание  +  анализ)  классификационное упражнение

Нашёл и правильно записал в таблицу  слова (понимание, что обозначают слова и на какой вопрос отвечают).

3б.

Нашёл и правильно записал в таблицу не все слова.

2 б.

Выполнил задание с помощью учителя.

1б.

Вспомнил  и  правильно  записал 1  слово,  2  слова,  3  слова, обозначающие  предметы,  признаки  предметов,  действия предметов (синтез)

1-2-3 б.

4

Работа   с   текстом   упр.   159   (анализ   +   синтез)   работа   с деформированным текстом

Списал предложения в нужном порядке без ошибок.

3б.

Списал предложения в нужном порядке, но есть ошибки.

2б.

Выполнил задание с помощью учителя.

1б.

Подчеркнул правильно главные члены во всех предложениях.

3б.

Допустил одну ошибку.

2 б.

Выполнил задание с помощью учителя.

1б.

5

Приз (жетоны) за активную работу на уроке

Получил 5 и более жетонов.

3 б.

Получил 3-4 жетона.

2 б.

Получил 1-2 жетона.

1 б.


        Рассмотрим пример применение накопительной системы оценивания  на примере урока математика в 5 классе.

Фамилия Имя

Оценка ученика

Оценка учителя

1

Математический диктант(1-5б)

2

Решение задач (2-5б)

3

Самостоятельная работа(1-5б)

4

Ведение тетради 1б

5

Работа на уроке (1-2б)

Карта для учителя (критерии самооценки учащихся)

1

Математический диктант (1-5б)

За каждое задание 1балл

2

Решение задач (1-5б)

-Три задачи решил правильно.

-Три задачи решил правильно, допущены 1-2 вычислительные ошибки, или в задачах нет пояснений только вычисления.

-Правильно решил две задачи.

-Правильно решил две задачи, допущена 1 вычислительная ошибка, или нет пояснений.

- Правильно решена одна задача.

- Правильно решена одна задача, нет пояснений

3

Самостоятельная работа (1-5б)

За каждое задание 1балл

4

Ведение тетради 1б

5

Работа на уроке (1-2б)

-1-2 ответа, дополнения (жетона)

-3и больше  ответов, дополнений (жетонов)

Эта карта урока тоже включает в себя обязательную (1-4) и накопительную части (5). Накопление баллов с учетом призового фонда учителя помогает создать ситуацию успеха для каждого ребенка, в конце урока учащиеся подсчитывают свои баллы и переводят их в отметку.

Максимальный балл равен 16. Поэтому согласно правилам перевода в «5» отметку, получим

Отметка "3" – 8-10б

Отметка "4"-  11-13б

Отметка "5"-  14-16б

Проблемы, с которыми я встретилась:

  1. Завышенная самооценка примерно у 30%. Кто - то неправильно себя оценивает из-за невнимательности, кто-то после проверки исправляет результат намеренно. Поэтому мы с коллегами решили в накопительную часть добавить 1 балл за адекватную самооценку.
  2. Отсроченный результат (в идеале, если будет выработана верная самооценка, то отметки можно выставлять в конце урока по ее результатам).
  3.  Оформление и распечатка технологических карт. Теряют листы самооценки, затраты времени, чтобы вложить их в тетрадь. Самооценку можно проводить на полях тетради карандашом, учитель рядом красной пастой проставляет свои баллы, тогда эта работа будет видна и родителям. Но в начале урока обязательно нужно назвать или показать виды деятельности, которые будут оцениваться на уроке.
  4. Разный темп работы: для того чтобы выполнить проверку очередного этапа приходится ориентироваться на среднего ученика.

Достоинства

Учитель имеет возможность:

  • оценивать знания и умения обучающихся на всех этапах урока;
  •  выявлять пробелы в знаниях каждого ребёнка;
  •  формировать у обучающихся навыки контроля и самоконтроля;
  •  создавать ситуацию успеха для каждого ученика класса;
  • подготовка к ГИА

 

Ученик:

  • стремится к достижению высоких результатов (повышение мотивации к обучению);
  • учится принимать и решать учебную задачу;
  • возможность компенсировать низкие баллы одного вида деятельности в другом;
  • приобретает навыки контроля и самоконтроля.;
  • готовится к ГИА.

Недостатки

Для учителя:

  • большая затрата времени на разработку и анализ технологических карт;
  • отбор дидактического материала;
  •  определение критериев оценки каждого задания;
  •  оформление и распечатка технологических карт;
  •  включение технологической карты в план урока (проставление баллов за выполненное задание – дополнительное время).

 Для ученика:

  • самоконтроль и самооценка (завышение/занижение);
  •  организация своей деятельности.

В связи с выше изложенным можно отметить, что введение накопительной системы оценки знаний учащихся в школе, несомненно, является прогрессивной моделью в структуре основного и среднего образования. Тем не менее, существует ряд проблем, которые в дальнейшем требуют гибкого подхода и разрешения с учётом специфики школьного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные направления системы оценивания образовательных результатов в период реализации ФГОС

Работа содержит презентацию по теме"Современные средства оценивания по русскому языку в процессе изучения темы"Правописание гласных в корне слова".Раздел "Орфография"5класс...

«Новые подходы в системе оценивания образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС НОО»

Переход на стандарты второго поколения требует внесения изменений во все компоненты учебного процесса: в организацию и в содержание учебной деятельности, в отбор учебного материала, а также изменяется...

Система оценивания образовательных результатов по ФГОС НОО.

Данный материал содержит текстовый документ и презентацию. В материале представлена система оценивания результатов, согласно новым стандартам....

Создание целостной системы оценивания образовательных результатов в образовательных учреждениях

Разработка инструментария оценки знаний. индивидуальных учебных достижений учащихся на разных ступенях образования....

«СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ, В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС»

В данном архиве полная подборка материалов для проведения семинара в образовательной организации....

Панорамный семинар по теме «Система оценивания образовательных результатов учащихся: опыт РВЦИ», МБОУ «СОШ № 83», 13.12.2018

В этом материале отражен анализ мониторинга пятого класса и его использование в организации образовательного процесса в классе....