Накопительная система оценивания образовательных результатов
статья на тему
Введение накопительной системы оценки знаний учащихся в школе, несомненно, является прогрессивной моделью в структуре основного и среднего образования. Тем не менее существует ряд проблем, которые в дальнейшем требуют гибкого подхода и разрешения с учётом специфики школьного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nakopipelnaya_sistema_otsenivaniya.docx | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Накопительная система оценивания образовательных результатов
В педагогической среде часто пересказывают притчу о старичке, который придумал платить детям за то, что они играют и радуются. Когда же они радовались, с его точки зрения, не очень сильно, старичок платил меньше. Все это привело к тому, что дети перестали играть и радоваться.
Как и любая морализаторская притча эта история излишне категорична, но она удачно возвращает нас к вопросу о смысле оценивания в образовательном процессе и ценности различных оценочных систем.
Традиционную оценочно-отметочную шкалу (так называемую “пятибалльную”) необходимо принципиально переосмыслить и изменить. В настоящее время она построена по принципу “вычитания”. Подобный подход ориентирует на поиск неудачи, отрицательно сказывается на мотивации ученика, его личностной самооценке. Вместо этого необходимо переосмыслить шкалу по принципу “прибавления” и “уровнего подхода” – решение учеником даже простой учебной задачи, части задачи оценивать как безусловных успех, но на элементарном уровне, за которым следует более высокий уровень, к нему ученик может стремиться.
В условиях ФГОС оценочная деятельность учителя складывается в определенную систему, которая может сочетать разные виды оценивания (процесс контроля, проверки). Это:
Критериальная оценка
Оценивание результатов по определенным критериям. Оценка может даваться в форме баллов (от 0 до 2-3), которые потом суммируются и по которым определяется уровень сформированности умений, УУД. Таким образом обычно оцениваются исследовательские, проектные работы обучающихся. Осуществляется перевод критериальной оценки в пятибалльную.
Тестовая оценка
Широкое использование тестирование как метод контроля.
Накопительная оценка
Задания могут быть как обязательными для выполнения, так и по выбору. Баллы полученные учениками за выполнение заданий, суммируются. Отличается от традиционной системы оценивания накопительным характером и ясными правилами получения итоговой отметки.
Рейтинговая оценка
Рейтинг – это число, получается оно либо путем опроса субъективных мнений экспертов (как рейтинг политических лидеров), либо путем набора очков и балов: ответил на уроке – получил балл, сдал зачет – получил еще некую сумму баллов и т.д. В конце учебного периода все баллы, набранные учеником, суммируются и формируют его рейтинг. Таким образом, рейтинговая система – это система оценки накопительного типа, она стимулирует самоанализ и самоконтроль обучающихся. Важная роль в рейтинговой системе оценки знаний учащихся отводится наглядности.
Критериальная оценка, накопительная и рейтинговая оценка имеют тесные связи. Часто можно услышать рейтинговая накопительная система оценивания (РНС). Я пока с осторожностью отношусь к данной системе и нахожусь в поиске объективной оценки знаний ученика. Работая над этой темой, изучила уже имеющийся опыт – это опыт коллег из С – Петербурга во главе с Загашевым И. О., директором ГБОУ СПО Некрасовский педколледж №1 и, конечно, поделюсь своими наработками.
Рассмотрим алгоритм работы:
1. Разделить материал на структурно-логические самостоятельные модули (или логические блоки). Модулем может быть:
- отдельная тема или раздел
- самостоятельный цикл лабораторных работ;
- индивидуальные домашние задания;
- индивидуальная самостоятельная работа по выбору ученика (работа с карточками, подготовка сообщения, выполнение демонстрационного эксперимента);
- разделы, выделенные для самостоятельного изучения
- урок.
2.Определить виды учебной деятельности, которые подлежать оцениванию.
3.Установить максимальное количество баллов по каждому виду учебной деятельности, которое должен набрать ученик в ходе обучения.
4.Составить свод правил и положений, на основе которых будет производиться оценивание (критерии).
5.На основе программных средств организовать учет успеваемости обучающихся и расчет их рейтингов.
6.В конце учебного периода выставить общую оценку за работу, представляющую собой сумму рейтинговых оценок за отдельные модули (темы)
Например, рассмотрим рейтинговую накопительную шкалу, составленную по теме: «Электрические явления», по программе и учебнику «Физика 8» А.В. Перышкина автор Н. Н. Коронатова, учитель физики высшей категории, ГОУ гимназия №406.
На изучение темы отводится 27 учебных часов.
Баллы | Максимум | |
Работа на уроке | 3 | 81 |
Решение задач | 5-10 | 50 |
Устный ответ | 5 | 15 |
Работа в группах | 3 | 15 |
Лабораторная работа | 10 | 50 |
Самостоятельная работа | 3 | 15 |
Контрольная работа | 20,20,30 | 70 |
Сообщение | 5 | 15 |
Реферат | 10 | 10 |
Исследовательская работа | 30 | 30 |
Творческие работы | 10 | 30 |
Домашняя работа | 3 | 81 |
Ведение тетради | 10 | 10 |
Посещение уроков | 1 | 27 |
Итого | 499 |
Здесь видно, что каждый учащийся может получить определенные баллы за работу на уроке, за работу по теме, за участие в различных творческих работах.
Автор предлагает ввести штрафные баллы, которые начисляются в следующих случаях:
- прогул урока без уважительной причины – минус 1 балл;
- плохое поведение на уроке – минус 1 балл;
- неготовность к уроку – минус 1 балл;
- опоздание на урок – минус 1 балл.
Можно разделить все действия учеников на основные (оценочные) и дополнительные. Тогда при подведении итогов учитывать оценочные баллы и дополнительные, но ввести при этом коэффициент соответствия. Например, при выставлении итоговой отметки добавлять к оценочным 10% дополнительных баллов, т.е. коэффициент соответствия равен 0,1. Важно, чтобы при использовании рейтинговой шкалы, фиксировалось всё, что делают ученики, чтобы избежать недоразумений.
Перевод рейтинга в отметку осуществлялся по формулам:
Отметка "3" = 0,5·F(max),
Отметка "4" = 0,6·F(max),
Отметка "5" = 0,75·F(max),
Чтобы активизировать учеников, определяется минимальное рейтинговое число, от 30 до 50% максимального значения и если к концу четверти ученик наберет сумму, меньшую этого числа, он считается не освоившим этот предмет (тему, курс).
Эта система широко используется в ВУЗах СУЗах.
Достоинства рейтинговой накопительной системы оценивания результатов учащихся:
- дает возможность организовать и поддерживать систематическую работу учащихся;
- повышает мотивацию, ориентирует ученика на успех;
- содействует становлению и развитию самооценки учащихся;
- позволяет использовать систему оценивания как форму поощрения, а не наказания;
- позволяет отмечать даже незначительные продвижения учащихся, повышает их самостоятельность;
- позволяет всегда набрать какие-либо баллы, показывает перспективу;
- предоставляет возможность каждому выбрать свой образовательный маршрут (объем заданий, время);
- способствует повышению посещаемости занятий.
Недостатки:
- нет единого подхода к определению веса заданий: одни и те же виды работ на разных предметах могут оцениваться разным количеством баллов;
- необходимо постоянно считать и фиксировать результаты;
- слишком широкий спектр заданий по выбору требует больших временных затрат при проверке;
- психологические проблемы: нахождение ребенка в состоянии тревожности из-за возможной гонки за баллами;
- ведение четырех журналов: бумажного, электронного, рейтингового накопительного по предмету и как классного руководителя.
И главный недостаток, на мой взгляд, для школы выставление итоговой отметки в журнал за тему может произойти 1-2-3 раза за четверть. Если выставлять все промежуточные отметки, то теряется смысл накопительной системы.
Именно эти недостатки и не дают рейтинговой накопительной системе оценивания учащихся перейти из эксперимента в систему – инновацию. Так, введение этой системы оценки знаний выявляет ряд проблем, которые требуют своего решения:
Тем не менее, есть возможность спроектировать и провести уроки, используя накопительную систему оценивания, на которых учащиеся работают с технологической картой, оценивая свою деятельность на каждом его этапе. Задания для учеников формулируются кратко. Для учителя составляется отдельная карта, в которой указаны критерии для самооценки учебной деятельности учащихся.
Покажем, как можно организовать эту работу на примере анализа технологических карт, разработанных для учащихся и учителя к уроку русского языка в 1 классе автор Буданова Л. К, Заслуженный учитель школ РФ, ГОУ СОШ № 544.
Карта ученика (ученицы) 1 «А» класса
___________________________________________
1. | Узнай и напиши букву. | 1 – 2 – 3 балла | |
2. Отгадай кроссворд. | 1 – 2 – 3 | балла | |
3. | Заполни таблицу. | 1 – 2 – 3 | балл |
Вспомни и запиши слова. | 1 – 2 – 3 балла |
4. Работа с текстом упр. 159. 1 – 2 – 3 балла
Подчеркни главные члены. 1 – 2 – 3 балла
5. Приз. 1 – 2 – 3 балла
Всего баллов __________
Подчеркни:
У меня всѐ получилось!
Я старался (старалась)!
Как видим, карта урока включает в себя обязательную (1-4) и накопительную части (5).Учащиеся обводят баллы после того, как учитель говорит, по каким признакам можно это сделать. Такой подход к работе с технологической картой урока объясняется тем, что детям 7-8 лет еще трудно провести самоанализ и самооценку своей деятельности, выделить критерии.
Карта урока для учителя (критерии самооценки для учащихся)
1 | Чистописание (знание + применение) | |
Узнал и правильно написал все буквы. | 3б. | |
Узнал и записал не все буквы. | 2б. | |
Выполнил задание с помощью учителя. | 1б. | |
Кроссворд (знание + применение) | ||
Отгадал и правильно записал все словарные слова. | 3б. | |
Отгадал слова, но сделал ошибку при записи. | 2б. | |
Выполнил задание с помощью учителя. | 1б. | |
3 | Работа с таблицей (понимание + анализ) классификационное упражнение | |
Нашёл и правильно записал в таблицу слова (понимание, что обозначают слова и на какой вопрос отвечают). | 3б. | |
Нашёл и правильно записал в таблицу не все слова. | 2 б. | |
Выполнил задание с помощью учителя. | 1б. | |
Вспомнил и правильно записал 1 слово, 2 слова, 3 слова, обозначающие предметы, признаки предметов, действия предметов (синтез) | 1-2-3 б. | |
4 | Работа с текстом упр. 159 (анализ + синтез) работа с деформированным текстом | |
Списал предложения в нужном порядке без ошибок. | 3б. | |
Списал предложения в нужном порядке, но есть ошибки. | 2б. | |
Выполнил задание с помощью учителя. | 1б. | |
Подчеркнул правильно главные члены во всех предложениях. | 3б. | |
Допустил одну ошибку. | 2 б. | |
Выполнил задание с помощью учителя. | 1б. | |
5 | Приз (жетоны) за активную работу на уроке | |
Получил 5 и более жетонов. | 3 б. | |
Получил 3-4 жетона. | 2 б. | |
Получил 1-2 жетона. | 1 б. |
Рассмотрим пример применение накопительной системы оценивания на примере урока математика в 5 классе.
Фамилия Имя | |||
Оценка ученика | Оценка учителя | ||
1 | Математический диктант(1-5б) | ||
2 | Решение задач (2-5б) | ||
3 | Самостоятельная работа(1-5б) | ||
4 | Ведение тетради 1б | ||
5 | Работа на уроке (1-2б) |
Карта для учителя (критерии самооценки учащихся)
1 | Математический диктант (1-5б) За каждое задание 1балл | |
2 | Решение задач (1-5б) -Три задачи решил правильно. -Три задачи решил правильно, допущены 1-2 вычислительные ошибки, или в задачах нет пояснений только вычисления. -Правильно решил две задачи. -Правильно решил две задачи, допущена 1 вычислительная ошибка, или нет пояснений. - Правильно решена одна задача. - Правильно решена одна задача, нет пояснений | 5б 4б 3б 2б 2б 1б |
3 | Самостоятельная работа (1-5б) За каждое задание 1балл | |
4 | Ведение тетради 1б | |
5 | Работа на уроке (1-2б) -1-2 ответа, дополнения (жетона) -3и больше ответов, дополнений (жетонов) | 1б 2б |
Эта карта урока тоже включает в себя обязательную (1-4) и накопительную части (5). Накопление баллов с учетом призового фонда учителя помогает создать ситуацию успеха для каждого ребенка, в конце урока учащиеся подсчитывают свои баллы и переводят их в отметку.
Максимальный балл равен 16. Поэтому согласно правилам перевода в «5» отметку, получим
Отметка "3" – 8-10б
Отметка "4"- 11-13б
Отметка "5"- 14-16б
Проблемы, с которыми я встретилась:
- Завышенная самооценка примерно у 30%. Кто - то неправильно себя оценивает из-за невнимательности, кто-то после проверки исправляет результат намеренно. Поэтому мы с коллегами решили в накопительную часть добавить 1 балл за адекватную самооценку.
- Отсроченный результат (в идеале, если будет выработана верная самооценка, то отметки можно выставлять в конце урока по ее результатам).
- Оформление и распечатка технологических карт. Теряют листы самооценки, затраты времени, чтобы вложить их в тетрадь. Самооценку можно проводить на полях тетради карандашом, учитель рядом красной пастой проставляет свои баллы, тогда эта работа будет видна и родителям. Но в начале урока обязательно нужно назвать или показать виды деятельности, которые будут оцениваться на уроке.
- Разный темп работы: для того чтобы выполнить проверку очередного этапа приходится ориентироваться на среднего ученика.
Достоинства
Учитель имеет возможность:
- оценивать знания и умения обучающихся на всех этапах урока;
- выявлять пробелы в знаниях каждого ребёнка;
- формировать у обучающихся навыки контроля и самоконтроля;
- создавать ситуацию успеха для каждого ученика класса;
- подготовка к ГИА
Ученик:
- стремится к достижению высоких результатов (повышение мотивации к обучению);
- учится принимать и решать учебную задачу;
- возможность компенсировать низкие баллы одного вида деятельности в другом;
- приобретает навыки контроля и самоконтроля.;
- готовится к ГИА.
Недостатки
Для учителя:
- большая затрата времени на разработку и анализ технологических карт;
- отбор дидактического материала;
- определение критериев оценки каждого задания;
- оформление и распечатка технологических карт;
- включение технологической карты в план урока (проставление баллов за выполненное задание – дополнительное время).
Для ученика:
- самоконтроль и самооценка (завышение/занижение);
- организация своей деятельности.
В связи с выше изложенным можно отметить, что введение накопительной системы оценки знаний учащихся в школе, несомненно, является прогрессивной моделью в структуре основного и среднего образования. Тем не менее, существует ряд проблем, которые в дальнейшем требуют гибкого подхода и разрешения с учётом специфики школьного образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные направления системы оценивания образовательных результатов в период реализации ФГОС
Работа содержит презентацию по теме"Современные средства оценивания по русскому языку в процессе изучения темы"Правописание гласных в корне слова".Раздел "Орфография"5класс...
«Новые подходы в системе оценивания образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС НОО»
Переход на стандарты второго поколения требует внесения изменений во все компоненты учебного процесса: в организацию и в содержание учебной деятельности, в отбор учебного материала, а также изменяется...
Система оценивания образовательных результатов по ФГОС НОО.
Данный материал содержит текстовый документ и презентацию. В материале представлена система оценивания результатов, согласно новым стандартам....
Создание целостной системы оценивания образовательных результатов в образовательных учреждениях
Разработка инструментария оценки знаний. индивидуальных учебных достижений учащихся на разных ступенях образования....
«СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ, В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС»
В данном архиве полная подборка материалов для проведения семинара в образовательной организации....
Панорамный семинар по теме «Система оценивания образовательных результатов учащихся: опыт РВЦИ», МБОУ «СОШ № 83», 13.12.2018
В этом материале отражен анализ мониторинга пятого класса и его использование в организации образовательного процесса в классе....