Рабочая программа по биологии 9 класс
рабочая программа по биологии (9 класс)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и программы основного общего образования по биологии 5-9 классы Авторы: В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов
Рабочая программа по биологии построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы развития и формирования универсальных учебных действий, программы духовно-нравственного развития и воспитания личности. Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение биологии в 9 классе отводится 68 часов в течение 1 учебного года.
Нормативная база преподавания предмета:
- Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2013 №273-ФЗ;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования 2017-2018 учебный год;
- Учебный план МОУ Левашовская сш на 2018 – 2019 учебный год;
- «Примерные программы по учебным предметам. Биология. 5-9 классы». – М.: Просвещение, 2011. – 64 с. – (Стандарты второго поколения)
- Программа основного общего образования по биологии 5-9 классы Авторы: В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов
Общая характеристика курса
В 9 классе учащиеся обобщают и систематизируют знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой для знакомства с доступными восприятию школьников общебиологическими закономерностями при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.
Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями; для повседневной жизни и практической деятельности.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Каждый раздел завершают обобщающие уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а так же применять умения, приобретенные при изучении биологии.
Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического воспитания школьников. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные, практические работы, экскурсии.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.
Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека; научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.
Изучение биологии по предлагаемой программе предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.
Изучение биологии направлено на достижение следующих целей и задач:
Формирование у учащихся определенного минимума знаний по общей биологии, подготовка и воспитание личности, понимающей значение жизни как наивысшей ценности, усвоившей теории, законы, закономерности, понятия, научные и логические методы биологического познания, обладающей умениями эффективно применять знания о здоровом образе жизни, сохранении, охране многообразия экосистем и видов.
- изучение строения и закономерностей функционирования организмов, многообразия жизни, процессов индивидуального и исторического развития, характера взаимодействия организмов и среды обитания, наследственности и изменчивости,
- развитие умения аналитически подходить к изучению явлений природы и общественной жизни,
- воспитание принципиально новых подходов к решению разнообразных теоретических и практических проблем во всех областях человеческой жизни,
- применение полученных знаний и умений для решения проблемных биологических задач исследовательского характера.
- умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на уровне основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.
Промежуточная аттестация по предмету биология в 9 классе проводится в форме тестовой контрольной работы.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Учебный предмет «Биология» входит в предметную область «Естественно-научные предметы» и является обязательным для изучения учебным предметом на уровне основного общего образования.
Учебный план основного общего образования предусматривает изучение биологии в 9 классе объеме - 2 час в неделю, и в зависимости от особенностей учебного графика образовательной организации составляет соответственно 70 часа в год. Рабочая программа соответствует учебному плану МОУ СОШ № 2 имени М. А. Пронина. Она отражает базовый уровень подготовки школьников.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:
– осознавать современное многообразие типов мировоззрения, общественных, религиозных, атеистических, культурных традиций, которые определяют разные объяснения происходящего в мире;
– с учетом этого многообразия постепенно вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт;
– учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир, возможность их изменения;
- учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков;
- осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам;
- использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования;
- приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям;
- учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а так же близких людей и окружающих;
- учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки, которые угрожают безопасности и здоровью;
- выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе, особенно живой, избегая противоположных поступков, постепенно учась и осваивая стратегию рационального природопользования;
- учиться убеждать других людей в необходимости овладения стратегией рационального природопользования;
- использовать экологическое мышление для выбора стратегии собственного поведения в качестве одной из ценностных установок;
уметь оценивать:
– риск взаимоотношений человека и природы;
– поведение человека с точки зрения здорового образа жизни.
Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
- самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
- подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель;
- работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер);
- планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;
- работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет);
- свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий;
- в ходе представления проекта давать оценку его результатам;
- самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
- уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;
- давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:
– давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;
– осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений;
– обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом.
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.
Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата.
Познавательные УУД:
- Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
- Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
- Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
- Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
- Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
- Вычитывать все уровни текстовой информации.
- Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
- Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.
Коммуникативные УУД:
- Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметными результатами изучения курса «Биология» являются следующие умения:
- объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Выпускник научится:
- выделять существенные признаки биологических объектов (вида, экосистемы, биосферы) и процессов, характерных для сообществ живых организмов;
- аргументировать, приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды;
- аргументировать, приводить доказательства зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды;
- осуществлять классификацию биологических объектов на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;
- раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль биологических объектов в природе и жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы;
- объяснять общность происхождения и эволюции организмов на основе сопоставления особенностей их строения и функционирования;
- объяснять механизмы наследственности и изменчивости, возникновения приспособленности, процесс видообразования;
- различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявляя отличительные признаки биологических объектов;
- сравнивать биологические объекты, процессы; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями органов и систем органов;
- использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
- знать и аргументировать основные правила поведения в природе; анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
- описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними в агроценозах;
- находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию о живой природе, оформлять ее в виде письменных сообщений, докладов, рефератов;
- знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Выпускник получит возможность научиться:
- понимать экологические проблемы, возникающие в условиях нерационального природопользования, и пути решения этих проблем;
- анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих, последствия влияния факторов риска на здоровье человека;
- находить информацию по вопросам общей биологии в научно-популярной литературе, специализированных биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсах, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы, собственному здоровью и здоровью других людей (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
- создавать собственные письменные и устные сообщения о современных проблемах в области биологии и охраны окружающей среды на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
- работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с теоретическими и практическими проблемами в области молекулярной биологии, генетики, экологии, биотехнологии, медицины и охраны окружающей среды, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Биология. Введение в общую биологию. 9 класс
(68 ч, 2 ч в неделю)
Введение (3ч)
Биология наука о живой природе. Значение биологических знаний в современной жизни. Методы исследования биологии. Современные представления о сущности жизни. Свойства живого. Уровни организации живой природы.
Демонстрация
Портреты ученых, внесших вклад в развитие биологической науки.
Раздел 1. Молекулярный уровень (10ч)
Общая характеристика молекулярного уровня организации живого. Состав, строение и функции органических веществ, входящих в состав живого: углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты, АТФ, витамины. Биологические катализаторы. Вирусы.
Демонстрация
Схемы строения молекул органических соединений
Лабораторные и практические работы
Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой.
Раздел 2. Клеточный уровень (14ч)
Общая характеристика клеточного уровня организации живого. Клетка - структурная и функциональная единица жизни. Методы изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов клетки. Прокариоты, эукариоты. Хромосомный набор клетки. Обмен веществ и превращение энергии - основа жизнедеятельности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост. Развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз). Автотрофы и гетеротрофы.
Демонстрация
Модели-аппликаций «Митоз», «Мейоз»
Лабораторные и практические работы
Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом.
Раздел 3. Организменный уровень (13ч)
Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Основные закономерности передачи наследственной информации. Закономерности изменчивости.
Демонстрация
Микропрепараты яйцеклетки и сперматозоида животных.
Лабораторные и практические работы
Выявление изменчивости у организмов.
Раздел 4. Популяционно-видовой уровень(8ч)
Вид, его критерии. Популяция – элементарная единица эволюции. Развитие эволюционных представлений. Ч.Дарвин – основоположник учения об эволюции. Факторы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов – микроэволюция. Макроэволюция
Демонстрация
Гербарии и коллекции, иллюстрирующие изменчивость, наследственность, приспособленность.
Лабораторные и практические работы
Изучение морфологического критерия вида.
Экскурсия: Причины многообразия видов в природе.
Раздел 5. Экосистемный уровень (6ч)
Биоценоз. Экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биоценозе. Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия.
Экскурсия
Изучение и описание экосистемы своей местности.
Раздел 6. Биосферный уровень (14ч)
Биосфера и её структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и превращение энергии в биосфере. Экологические кризисы. Основы рационального природопользования. Возникновение и развитие жизни. Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции.
Демонстрация
Окаменелости и отпечатки древних организмов.
Лабораторные и практические работы
Изучение палеонтологических доказательств эволюции.
Экскурсия: На геологическое обнажение.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№п/п | Наименование раздела | Всего часов | Кол-во часов теории | Кол-во часов практики |
| Введение | 2 | 2 |
|
1 | Уровни организации живой природы | 54 |
|
|
| Тема 1.1 Молекулярный уровень | 10 |
|
|
| Тема 1.2 Клеточный уровень | 15 | 14 | 1 |
| Тема 1.3 Организменный уровень | 14 | 13 | 1 |
| Тема 1. 4 Популяционно-видовой уровень | 3 | 2 | 1 |
| Тема 1.5 Экосистемный уровень | 8 | 7 | 1 |
| Тема 1.6 Биосферный уровень | 4 | 4 |
|
2 | Эволюция | 7 | 6 | 1 |
3 | Возникновение и развитие жизни | 7 | 5 | 2 |
| Итого | 70 | 63 | 7 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
ВВЕДЕНИЕ (2 ч)
Биология как наука и методы ее исследования. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.
РАЗДЕЛ I. УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ (54 ч)
ТЕМА 1.1. Молекулярный уровень (10 ч)
Качественный скачок от неживой к живой природе. Многомолекулярные комплексные системы (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды). Катализаторы. Вирусы.
ТЕМА 1.2. Клеточный уровень (15 ч)
Основные положения клеточной теории. Клетка – структурная и функциональная единица жизни. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы.
Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов.
Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки. Энергетические возможности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз).
Демонстрация модели клетки; микропрепаратов митоза в клетках корешков лука, хромосом, интерактивных таблиц и презентаций, иллюстрирующих деление клеток.
- Лабораторная работа №1. Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом.
ТЕМА 1.3. Организменный уровень (14 ч)
Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости. Демонстрация микропрепарата яйцеклетки и сперматозоида животных.
- Лабораторная работа №2. Выявление изменчивости организмов
ТЕМА 1.4. Популяционно-видовой уровень (3 ч)
Вид, его критерии. Структура вида. Популяция – форма существования вида. Экология как наука. Экологические факторы.
Демонстрация гербариев, коллекций, моделей, муляжей, живых растений и животных.
- Лабораторная работа №3. Изучение морфологического критерия вида.
ТЕМА 1.5. Экосистемный уровень (8 ч)
Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия.
Демонстрация коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи в биогеоценозах, моделей экосистем.
- Экскурсия в биогеоценоз.
ТЕМА 1.6. Биосферный уровень (4 ч)
Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы.
Демонстрация моделей или таблиц «Биосфера и человек».
РАЗДЕЛ II. ЭВОЛЮЦИЯ (7 ч)
Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и ее относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов – микроэволюция. Макроэволюция.
Демонстрация живых растений и животных, гербариев и коллекций, иллюстрирующих изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора.
- Экскурсия по теме «Причины многообразия видов в природе».
РАЗДЕЛ III. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ (7 ч)
Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции.
Демонстрация окаменелостей, отпечатков, скелетов позвоночных животных.
- Лабораторная работа №4. Изучение палеонтологических доказательств эволюции.
- Экскурсия в краеведческий музей или на геологические обнажения (заочная).
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения предмета выпускники основной школы должны:
знать/понимать:
- признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом: клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных своего региона;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах.
уметь:
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки;
- выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
- сравнивать биологические объекты (клетки, организмы) и делать выводы на основе сравнения;
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики вирусных заболеваний, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);
- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Календарно-тематическое планирование
Номера уроков | Наименование разделов и тем | по плану 9 а класс | по факту 9а класс | по плану 9 б класс | по факту 9б класс | Примечание | |||
|
|
| Введение. (3ч.) | ||||||
1. | Биологи наука о живой природе |
|
|
| |||||
2. | Методы исследования в биологии |
|
|
| |||||
3. | Сущность жизни и свойства живого |
|
|
| |||||
|
|
| Молекулярный уровень(10ч.) | ||||||
4 | Молекулярный уровень: общая характеристика |
|
|
| |||||
5 | Углеводы. |
|
|
| |||||
6 | Липиды |
|
|
| |||||
7 | Состав и строение белков |
|
|
| |||||
8 | Функции белков |
|
|
| |||||
9 | Нуклеиновые кислоты |
|
|
| |||||
10 | АТФ и другие органические соединения |
|
|
| |||||
11 | Биологические катализаторы Л.р №1 по теме:«Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой». |
|
|
| |||||
12 | Вирусы |
|
|
| |||||
13 | Обобщение по теме:«Молекулярный уровень». |
|
|
| |||||
|
|
| .Клеточный уровень (14ч.) | ||||||
14 | Клеточный уровень: общая характеристика. |
|
|
| |||||
15 | Общие сведения о клетках.Клеточная мембрана |
|
|
| |||||
16 | Ядро |
|
|
| |||||
17 | Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи. Лизосомы |
|
|
| |||||
18 | Митохондрии. Пластиды. Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения |
|
|
| |||||
19 | Особенности строения клеток эукариот и прокариот характеристика Л.Р. №2 по теме:«Рассматривание клеток бактерий , растений и животных под микроскопом». |
|
|
| |||||
20 | Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм |
|
|
| |||||
21 | Энергетический обмен в клетке |
|
|
| |||||
22 | Фотосинтез и хемосинтез |
|
|
| |||||
23 | Автотрофы и гетеротрофы |
|
|
| |||||
24 | Синтез белков в клетке |
|
|
| |||||
25 | Деление клетки. Митоз |
|
|
| |||||
26 | Проверочная работа по теме:« Строение и деление клеток». |
|
|
| |||||
27 | Обобщение по теме:« Клеточный уровень». |
|
|
| |||||
|
|
| Организменный уровень (14ч.) | ||||||
28 | Размножение организмов |
|
|
| |||||
29 | Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение |
|
|
| |||||
30 | Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон |
|
|
| |||||
31 | Обобщение по теме: « Организменный уровень». |
|
|
| |||||
32 | Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. Л.р.№3 по теме: «Решение генетических задач на моногибридное скрещивание». |
|
|
| |||||
33 | Неполное доминирование. Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание Л.р №4 по теме: «Решение генетических задач на наследование признаков при неполном доминировании». |
|
|
| |||||
34 | Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков Л.р №5 по теме:«Решение генетических задач на дигибридное скрещивание». |
|
|
| |||||
35 | Генетика пола. Сцепленное с полом наследование Л.р №6 по теме:«Решение генетических задач на наследование признаков, сцепленных с полом». |
|
|
| |||||
36 | Обобщение по теме:«Законы Менделя». |
|
|
| |||||
37 | Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость. Лаб р №7 по теме: Выявление изменчивости организмов». |
|
|
| |||||
38 | Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость |
|
|
| |||||
39 | Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов |
|
|
| |||||
40 | Обобщение по теме: « Селекция». |
|
|
| |||||
41 | Повторение по теме « Растения». |
|
|
| |||||
|
|
| Популяционно-видовой уровень (9ч.) | ||||||
42 | Популяционно-видовой уровень: общая характеристикаЛ.р.№8 по теме: «.Изучение морфологического критерия вида». |
|
|
| |||||
43 | Экологические факторы и условия среды |
|
|
| |||||
44 | Повторение по теме: « Животные». |
|
|
| |||||
45 | Происхождение видов. Развитие эволюционных представлений |
|
|
| |||||
46 | Популяция как элементарная единица |
|
|
| |||||
47 | Борьба за существование и естественный отбор |
|
|
| |||||
48 | Видообразование |
|
|
| |||||
49 | Макроэволюция |
|
|
| |||||
50 | Обобщение по теме: «Популяция». |
|
|
| |||||
|
|
| Экосистемный уровень (7ч.) | ||||||
51 | Сообщество, экосистема, биогеоценоз |
|
|
| |||||
52 | Повторение по теме: «Человек». |
|
|
| |||||
53 | Состав и структура сообщества |
|
|
| |||||
54 | Межвидовые отношения организмов |
|
|
| |||||
55 | Поток вещества и энергии в экосистеме |
|
|
| |||||
56 | Саморазвитие экосистемы. Экологическая сукцессия |
|
|
| |||||
57 | Обобщение по теме: «Экосистема». |
|
|
| |||||
|
|
| Биосферный уровень (13ч.) | ||||||
58 | Биосфера. Средообразующая деятельность организмов |
|
|
| |||||
59 | Повторение по теме: « Общая биология. Строение клетки». |
|
|
| |||||
60 | Круговорот веществ в природе |
|
|
| |||||
61 | Эволюция биосферы |
|
|
| |||||
62 | Повторение по теме: « Экология». |
|
|
| |||||
63 | Гипотезы возникновения жизни на земле |
|
|
| |||||
64 | Развитие представлений о происхождении жизни. Современное состояние проблемы. |
|
|
| |||||
65 | Развитие жизни на Земле. Эры древнейшей и древней жизни |
|
|
| |||||
66 | Развитие жизни в мезозое и кайнозое |
|
|
| |||||
67 | Обобщение по теме: « Происхождение жизни на Земле». |
|
|
| |||||
68 | Антропогенное воздействие на биосферу |
|
|
| |||||
69 | Основы национального природопользования |
|
|
| |||||
70 | Обобщение по теме: «Биосфера». |
|
|
| |||||
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
r.p._9_kl.doc | 231 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2 имени М.А. Пронина
«УТВЕРЖДАЮ» Директор МОУ СОШ №2 _____________М.С. Чернышева «28» августа 2020г | «СОГЛАСОВАНО» Зам. директора по УВР ___________Т.М. Фатеева «28» августа 2020г. | «РАССМОТРЕНО» На заседании ШМО «Естественно-математического цикла» Протокол №1 от «28» августа 2020г. __________________Ю.А. Логунова |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ
для 9 классов (базовый уровень)
на 2020 – 2021учебный год
Составитель:
Логунова Юлия Александровна
учитель биологии
высшая квалификационная категория
г. Звенигород
2020г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и программы основного общего образования по биологии 5-9 классы Авторы: В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов
Рабочая программа по биологии построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы развития и формирования универсальных учебных действий, программы духовно-нравственного развития и воспитания личности. Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение биологии в 9 классе отводится 68 часов в течение 1 учебного года.
Нормативная база преподавания предмета:
- Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2013 №273-ФЗ;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования 2017-2018 учебный год;
- Учебный план МОУ Левашовская сш на 2018 – 2019 учебный год;
- «Примерные программы по учебным предметам. Биология. 5-9 классы». – М.: Просвещение, 2011. – 64 с. – (Стандарты второго поколения)
- Программа основного общего образования по биологии 5-9 классы Авторы: В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов
Общая характеристика курса
В 9 классе учащиеся обобщают и систематизируют знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой для знакомства с доступными восприятию школьников общебиологическими закономерностями при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.
Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями; для повседневной жизни и практической деятельности.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Каждый раздел завершают обобщающие уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а так же применять умения, приобретенные при изучении биологии.
Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического воспитания школьников. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные, практические работы, экскурсии.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.
Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека; научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.
Изучение биологии по предлагаемой программе предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.
Изучение биологии направлено на достижение следующих целей и задач:
Формирование у учащихся определенного минимума знаний по общей биологии, подготовка и воспитание личности, понимающей значение жизни как наивысшей ценности, усвоившей теории, законы, закономерности, понятия, научные и логические методы биологического познания, обладающей умениями эффективно применять знания о здоровом образе жизни, сохранении, охране многообразия экосистем и видов.
- изучение строения и закономерностей функционирования организмов, многообразия жизни, процессов индивидуального и исторического развития, характера взаимодействия организмов и среды обитания, наследственности и изменчивости,
- развитие умения аналитически подходить к изучению явлений природы и общественной жизни,
- воспитание принципиально новых подходов к решению разнообразных теоретических и практических проблем во всех областях человеческой жизни,
- применение полученных знаний и умений для решения проблемных биологических задач исследовательского характера.
- умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на уровне основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.
Промежуточная аттестация по предмету биология в 9 классе проводится в форме тестовой контрольной работы.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Учебный предмет «Биология» входит в предметную область «Естественно-научные предметы» и является обязательным для изучения учебным предметом на уровне основного общего образования.
Учебный план основного общего образования предусматривает изучение биологии в 9 классе объеме - 2 час в неделю, и в зависимости от особенностей учебного графика образовательной организации составляет соответственно 70 часа в год. Рабочая программа соответствует учебному плану МОУ СОШ № 2 имени М. А. Пронина. Она отражает базовый уровень подготовки школьников.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:
– осознавать современное многообразие типов мировоззрения, общественных, религиозных, атеистических, культурных традиций, которые определяют разные объяснения происходящего в мире;
– с учетом этого многообразия постепенно вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт;
– учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир, возможность их изменения;
- учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков;
- осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам;
- использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования;
- приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям;
- учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а так же близких людей и окружающих;
- учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки, которые угрожают безопасности и здоровью;
- выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе, особенно живой, избегая противоположных поступков, постепенно учась и осваивая стратегию рационального природопользования;
- учиться убеждать других людей в необходимости овладения стратегией рационального природопользования;
- использовать экологическое мышление для выбора стратегии собственного поведения в качестве одной из ценностных установок;
уметь оценивать:
– риск взаимоотношений человека и природы;
– поведение человека с точки зрения здорового образа жизни.
Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
- самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
- подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель;
- работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер);
- планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;
- работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет);
- свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий;
- в ходе представления проекта давать оценку его результатам;
- самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
- уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;
- давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:
– давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;
– осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений;
– обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом.
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.
Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата.
Познавательные УУД:
- Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
- Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
- Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
- Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
- Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
- Вычитывать все уровни текстовой информации.
- Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
- Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.
Коммуникативные УУД:
- Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметными результатами изучения курса «Биология» являются следующие умения:
- объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Выпускник научится:
- выделять существенные признаки биологических объектов (вида, экосистемы, биосферы) и процессов, характерных для сообществ живых организмов;
- аргументировать, приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды;
- аргументировать, приводить доказательства зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды;
- осуществлять классификацию биологических объектов на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;
- раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль биологических объектов в природе и жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы;
- объяснять общность происхождения и эволюции организмов на основе сопоставления особенностей их строения и функционирования;
- объяснять механизмы наследственности и изменчивости, возникновения приспособленности, процесс видообразования;
- различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявляя отличительные признаки биологических объектов;
- сравнивать биологические объекты, процессы; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями органов и систем органов;
- использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
- знать и аргументировать основные правила поведения в природе; анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
- описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними в агроценозах;
- находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию о живой природе, оформлять ее в виде письменных сообщений, докладов, рефератов;
- знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Выпускник получит возможность научиться:
- понимать экологические проблемы, возникающие в условиях нерационального природопользования, и пути решения этих проблем;
- анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих, последствия влияния факторов риска на здоровье человека;
- находить информацию по вопросам общей биологии в научно-популярной литературе, специализированных биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсах, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы, собственному здоровью и здоровью других людей (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
- создавать собственные письменные и устные сообщения о современных проблемах в области биологии и охраны окружающей среды на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
- работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с теоретическими и практическими проблемами в области молекулярной биологии, генетики, экологии, биотехнологии, медицины и охраны окружающей среды, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Биология. Введение в общую биологию. 9 класс
(68 ч, 2 ч в неделю)
Введение (3ч)
Биология наука о живой природе. Значение биологических знаний в современной жизни. Методы исследования биологии. Современные представления о сущности жизни. Свойства живого. Уровни организации живой природы.
Демонстрация
Портреты ученых, внесших вклад в развитие биологической науки.
Раздел 1. Молекулярный уровень (10ч)
Общая характеристика молекулярного уровня организации живого. Состав, строение и функции органических веществ, входящих в состав живого: углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты, АТФ, витамины. Биологические катализаторы. Вирусы.
Демонстрация
Схемы строения молекул органических соединений
Лабораторные и практические работы
Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой.
Раздел 2. Клеточный уровень (14ч)
Общая характеристика клеточного уровня организации живого. Клетка - структурная и функциональная единица жизни. Методы изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов клетки. Прокариоты, эукариоты. Хромосомный набор клетки. Обмен веществ и превращение энергии - основа жизнедеятельности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост. Развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз). Автотрофы и гетеротрофы.
Демонстрация
Модели-аппликаций «Митоз», «Мейоз»
Лабораторные и практические работы
Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом.
Раздел 3. Организменный уровень (13ч)
Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Основные закономерности передачи наследственной информации. Закономерности изменчивости.
Демонстрация
Микропрепараты яйцеклетки и сперматозоида животных.
Лабораторные и практические работы
Выявление изменчивости у организмов.
Раздел 4. Популяционно-видовой уровень(8ч)
Вид, его критерии. Популяция – элементарная единица эволюции. Развитие эволюционных представлений. Ч.Дарвин – основоположник учения об эволюции. Факторы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов – микроэволюция. Макроэволюция
Демонстрация
Гербарии и коллекции, иллюстрирующие изменчивость, наследственность, приспособленность.
Лабораторные и практические работы
Изучение морфологического критерия вида.
Экскурсия: Причины многообразия видов в природе.
Раздел 5. Экосистемный уровень (6ч)
Биоценоз. Экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биоценозе. Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия.
Экскурсия
Изучение и описание экосистемы своей местности.
Раздел 6. Биосферный уровень (14ч)
Биосфера и её структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и превращение энергии в биосфере. Экологические кризисы. Основы рационального природопользования. Возникновение и развитие жизни. Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции.
Демонстрация
Окаменелости и отпечатки древних организмов.
Лабораторные и практические работы
Изучение палеонтологических доказательств эволюции.
Экскурсия: На геологическое обнажение.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№п/п | Наименование раздела | Всего часов | Кол-во часов теории | Кол-во часов практики |
Введение | 2 | 2 | ||
1 | Уровни организации живой природы | 54 | ||
Тема 1.1 Молекулярный уровень | 10 | |||
Тема 1.2 Клеточный уровень | 15 | 14 | 1 | |
Тема 1.3 Организменный уровень | 14 | 13 | 1 | |
Тема 1. 4 Популяционно-видовой уровень | 3 | 2 | 1 | |
Тема 1.5 Экосистемный уровень | 8 | 7 | 1 | |
Тема 1.6 Биосферный уровень | 4 | 4 | ||
2 | Эволюция | 7 | 6 | 1 |
3 | Возникновение и развитие жизни | 7 | 5 | 2 |
Итого | 70 | 63 | 7 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
ВВЕДЕНИЕ (2 ч)
Биология как наука и методы ее исследования. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.
РАЗДЕЛ I. УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ (54 ч)
ТЕМА 1.1. Молекулярный уровень (10 ч)
Качественный скачок от неживой к живой природе. Многомолекулярные комплексные системы (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды). Катализаторы. Вирусы.
ТЕМА 1.2. Клеточный уровень (15 ч)
Основные положения клеточной теории. Клетка – структурная и функциональная единица жизни. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы.
Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов.
Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки. Энергетические возможности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз).
Демонстрация модели клетки; микропрепаратов митоза в клетках корешков лука, хромосом, интерактивных таблиц и презентаций, иллюстрирующих деление клеток.
- Лабораторная работа №1. Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом.
ТЕМА 1.3. Организменный уровень (14 ч)
Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости. Демонстрация микропрепарата яйцеклетки и сперматозоида животных.
- Лабораторная работа №2. Выявление изменчивости организмов
ТЕМА 1.4. Популяционно-видовой уровень (3 ч)
Вид, его критерии. Структура вида. Популяция – форма существования вида. Экология как наука. Экологические факторы.
Демонстрация гербариев, коллекций, моделей, муляжей, живых растений и животных.
- Лабораторная работа №3. Изучение морфологического критерия вида.
ТЕМА 1.5. Экосистемный уровень (8 ч)
Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия.
Демонстрация коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи в биогеоценозах, моделей экосистем.
- Экскурсия в биогеоценоз.
ТЕМА 1.6. Биосферный уровень (4 ч)
Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы.
Демонстрация моделей или таблиц «Биосфера и человек».
РАЗДЕЛ II. ЭВОЛЮЦИЯ (7 ч)
Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и ее относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов – микроэволюция. Макроэволюция.
Демонстрация живых растений и животных, гербариев и коллекций, иллюстрирующих изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора.
- Экскурсия по теме «Причины многообразия видов в природе».
РАЗДЕЛ III. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ (7 ч)
Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции.
Демонстрация окаменелостей, отпечатков, скелетов позвоночных животных.
- Лабораторная работа №4. Изучение палеонтологических доказательств эволюции.
- Экскурсия в краеведческий музей или на геологические обнажения (заочная).
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения предмета выпускники основной школы должны:
знать/понимать:
- признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом: клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных своего региона;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах.
уметь:
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки;
- выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
- сравнивать биологические объекты (клетки, организмы) и делать выводы на основе сравнения;
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики вирусных заболеваний, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);
- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Календарно-тематическое планирование
Номера уроков | Наименование разделов и тем | по плану 9 а класс | по факту 9а класс | по плану 9 б класс | по факту 9б класс | Примечание | |||
Введение. (3ч.) | |||||||||
1. | Биологи наука о живой природе | ||||||||
2. | Методы исследования в биологии | ||||||||
3. | Сущность жизни и свойства живого | ||||||||
Молекулярный уровень(10ч.) | |||||||||
4 | Молекулярный уровень: общая характеристика | ||||||||
5 | Углеводы. | ||||||||
6 | Липиды | ||||||||
7 | Состав и строение белков | ||||||||
8 | Функции белков | ||||||||
9 | Нуклеиновые кислоты | ||||||||
10 | АТФ и другие органические соединения | ||||||||
11 | Биологические катализаторы Л.р №1 по теме:«Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой». | ||||||||
12 | Вирусы | ||||||||
13 | Обобщение по теме:«Молекулярный уровень». | ||||||||
.Клеточный уровень (14ч.) | |||||||||
14 | Клеточный уровень: общая характеристика. | ||||||||
15 | Общие сведения о клетках.Клеточная мембрана | ||||||||
16 | Ядро | ||||||||
17 | Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи. Лизосомы | ||||||||
18 | Митохондрии. Пластиды. Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения | ||||||||
19 | Особенности строения клеток эукариот и прокариот характеристика Л.Р. №2 по теме:«Рассматривание клеток бактерий , растений и животных под микроскопом». | ||||||||
20 | Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм | ||||||||
21 | Энергетический обмен в клетке | ||||||||
22 | Фотосинтез и хемосинтез | ||||||||
23 | Автотрофы и гетеротрофы | ||||||||
24 | Синтез белков в клетке | ||||||||
25 | Деление клетки. Митоз | ||||||||
26 | Проверочная работа по теме:« Строение и деление клеток». | ||||||||
27 | Обобщение по теме:« Клеточный уровень». | ||||||||
Организменный уровень (14ч.) | |||||||||
28 | Размножение организмов | ||||||||
29 | Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение | ||||||||
30 | Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон | ||||||||
31 | Обобщение по теме: « Организменный уровень». | ||||||||
32 | Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. Л.р.№3 по теме: «Решение генетических задач на моногибридное скрещивание». | ||||||||
33 | Неполное доминирование. Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание Л.р №4 по теме: «Решение генетических задач на наследование признаков при неполном доминировании». | ||||||||
34 | Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков Л.р №5 по теме:«Решение генетических задач на дигибридное скрещивание». | ||||||||
35 | Генетика пола. Сцепленное с полом наследование Л.р №6 по теме:«Решение генетических задач на наследование признаков, сцепленных с полом». | ||||||||
36 | Обобщение по теме:«Законы Менделя». | ||||||||
37 | Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость. Лаб р №7 по теме: Выявление изменчивости организмов». | ||||||||
38 | Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость | ||||||||
39 | Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов | ||||||||
40 | Обобщение по теме: « Селекция». | ||||||||
41 | Повторение по теме « Растения». | ||||||||
Популяционно-видовой уровень (9ч.) | |||||||||
42 | Популяционно-видовой уровень: общая характеристикаЛ.р.№8 по теме: «.Изучение морфологического критерия вида». | ||||||||
43 | Экологические факторы и условия среды | ||||||||
44 | Повторение по теме: « Животные». | ||||||||
45 | Происхождение видов. Развитие эволюционных представлений | ||||||||
46 | Популяция как элементарная единица | ||||||||
47 | Борьба за существование и естественный отбор | ||||||||
48 | Видообразование | ||||||||
49 | Макроэволюция | ||||||||
50 | Обобщение по теме: «Популяция». | ||||||||
Экосистемный уровень (7ч.) | |||||||||
51 | Сообщество, экосистема, биогеоценоз | ||||||||
52 | Повторение по теме: «Человек». | ||||||||
53 | Состав и структура сообщества | ||||||||
54 | Межвидовые отношения организмов | ||||||||
55 | Поток вещества и энергии в экосистеме | ||||||||
56 | Саморазвитие экосистемы. Экологическая сукцессия | ||||||||
57 | Обобщение по теме: «Экосистема». | ||||||||
Биосферный уровень (13ч.) | |||||||||
58 | Биосфера. Средообразующая деятельность организмов | ||||||||
59 | Повторение по теме: « Общая биология. Строение клетки». | ||||||||
60 | Круговорот веществ в природе | ||||||||
61 | Эволюция биосферы | ||||||||
62 | Повторение по теме: « Экология». | ||||||||
63 | Гипотезы возникновения жизни на земле | ||||||||
64 | Развитие представлений о происхождении жизни. Современное состояние проблемы. | ||||||||
65 | Развитие жизни на Земле. Эры древнейшей и древней жизни | ||||||||
66 | Развитие жизни в мезозое и кайнозое | ||||||||
67 | Обобщение по теме: « Происхождение жизни на Земле». | ||||||||
68 | Антропогенное воздействие на биосферу | ||||||||
69 | Основы национального природопользования | ||||||||
70 | Обобщение по теме: «Биосфера». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...