Рабочая программа по биологии 5 класс
рабочая программа по биологии (5 класс)
Пояснительная записка
Биологическое образование в основной школе должно обеспечить формирование биологической и экологической грамотности; расширение представлений об уникальных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции; представление о человеке как биосоциальном существе; развитие компетенций в решении практических задач, связанных с живой природой
В ФГОС указано, что изучение предметной области «Естественно-научные предметы» куда входит и биология должно обеспечить:
• формирование целостной научной картины мира;
• понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества;
• овладение научным подходом к решению различных задач;
• овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;
• овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
• воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде;
• овладение экосистемной познавательной моделью и ее применение в целях прогноза экологических рисков для здоровья людей, безопасности жизни, качества окружающей среды;
• осознание значимости концепции устойчивого развития;
• формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий, основанных на межпредметном анализе учебных задач.
Рабочая программа по биологии на базовом уровне для 5 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Реализация программы обеспечивается нормативными документами:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников).
2. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (ред. от 29.12.2014) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 № 19644) – ФГОС ООО; (с изменениями приказ Минобрнауки России № 1577 от 31.12.2015 г.).
3. Письмо Минобрнауки РФ от 24.11.2011 № МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием» (вместе с "Рекомендациями по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся").
4. Приказ Минобрнауки России от № 38 от 26.01.2016 г. «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253».
Выходные данные материалов, используемых при составлении программы:
• Биология. Методические рекомендации. Примерные рабочие программы. 5-9 классы : учеб. пособие для общеобразовательных организаций / В.И. Сивоглазов. – М. : Просвещение, 2017.
• Примерная основная образовательная программа основного общего образования http://fgosreestr.ru/registry/primernaya-osnovnaya...
Состав УМК:
Биология. 5 класс : учеб. Для общеобразовательных организаций / В.И. Сивоглазов, А.А.Плешаков. _ М. : Просвещение, 2019.
Для простоты учета выполнения практической части программы используется сквозная нумерация лабораторных и практических работ. Курсивом выделены элементы содержания, относящиеся к результатам, которым учащиеся «получат возможность научиться» (ПООП ООО с. 390).
Общая характеристика учебного предмета, курса
В настоящее время базовое биологическое образование в основной школе должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность, компетентность в обсуждении и решении целого круга вопросов, связанных с живой природой. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития знаний в области основных биологических законов, теорий и идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения.
Освоение учебного предмета «Биология» направлено на:
-развитие у обучающихся ценностного отношения к объектам живой природы;
-создание условий для формирования интеллектуальных, гражданских, коммуникационных, информационных компетенций.
Обучающиеся овладеют:
-научными методами решения различных теоретических и практических задач;
-умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты,
оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни.
Учебный предмет «Биология» способствует:
-формированию у обучающихся умения безопасно использовать лабораторное оборудование, проводить исследования, анализировать полученные результаты, представлять и научно аргументировать полученные выводы.
Изучение предмета «Биология» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами: «Физика», «Химия», «География», «Математика», «Экология», «Основы безопасности жизнедеятельности», «История», «Русский язык», «Литература» и др.
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у обучающихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым обучающиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности. Программа по биологии строится с учетом следующих содержательных линий:
• многообразие и эволюция органического мира;
• биологическая природа и социальная сущность человека;
• уровневая организация живой природы.
Курс «Биология. 5 класс» начинает систематическое изучение дисциплины «Биология» в общем образовании. Основой для его изучения является интегрированный курс «Окружающий мир», который учащиеся проходят в начальной школе. В ходе изучения предмета они познакомились с основными компонентами природы, её разнообразием, с природой родного края, страны и подготовлены к более детальному изучению мира живой природы.
Курс биологии в 5 классе предполагает изучение многообразия природы, а также научных методов и путей познания человеком природы. Данный курс реализует следующие цели:
— систематизация знаний, полученных в ходе изучения предмета «Окружающий мир» в 1—4 классах;
— углубление знаний о живой природе;
— расширение познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
— формирование первичных умений, связанных с выполнением лабораторных и практических работ;
— воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей природе, формирование экологического мышления.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Учебный предмет «Биология» входит в предметную область «Естественно-научные предметы» и является обязательным для изучения учебным предметом на уровне основного общего образования.
Курс «Биология. 5 класс» является пропедевтическим. Учебный план основного общего образования предусматривает изучение биологии в 5 классе объеме - 1 час в неделю, и в зависимости от особенностей учебного графика образовательной организации составляет соответственно 34 часа в год. Рабочая программа соответствует учебному плану МОУ СОШ № 2 имени М. А. Пронина. Она отражает базовый уровень подготовки школьников.
II. Планируемые результаты учебного предмета:
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующем уровне общего образования.
1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека, для развития современных естественнонаучных представлений о картине мира;
2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимо иррационального природопользования защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
6) освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Выпускник научится:
- выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий);
- раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;
- выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;
- различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
- сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы); делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
- знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
- анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
- знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Выпускник получит возможность научиться:
- находить информацию о растениях, животных грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
- использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных;
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
- осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
- создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактерия и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
- работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Раздел 1.
Живой организм:
строение и изучение (8 ч)
Многообразие живых организмов. Основные свой ства живых организмов. Биология — наука о живых орга низмах. Разнообразие биологических наук. Методы изуче ния природы: наблюдение, эксперимент, измерение. Обо рудование для научных исследований. Увеличительные приборы. Клетка и ее строение. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы, органоидов. Хромосомы. Различия в строении растительной, животной и грибной клеток. Химический состав клетки. Вода и другие неорганические вещества и их роль. Органические вещества и их роль в клетке. Вещества и явления в окружающем ми ре. Великие естествоиспытатели.
Лабораторные и практические работы (виртуальные и реальные) Знакомство с оборудованием для научных исследований. Определение метода изучения.
Изготовление водяной линзы. Устройство светового микроскопа. Строение клеток растений и животных. Крахмал и жиры в клетках растений.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Учащиеся должны знать:
- основные признаки живого;
- устройство светового микроскопа;
- основные органоиды клетки;
- основные органические и неорганические вещества клетки;
- ведущих естествоиспытателей.
Учащиеся должны уметь:
- характеризовать значение биологических знаний в по вседневной жизни;
- характеризовать методы биологических исследова ний;
- работать с лупой и световым микроскопом;
- узнавать органоиды клетки;
- объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке;
- соблюдать правила поведения в кабинете биологии.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Учащиеся должны уметь:
- проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
- ставить учебную задачу под руководством учителя;
- систематизировать и обобщать разные виды информа ции;
- составлять план выполнения учебной задачи.
Раздел 2.
Многообразие
живых организмов (15 ч)
Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыка ющихся; птицы и звери прошлого. Разнообразие и клас сификация живых организмов. Вид. Царства живой приро ды. Признаки основных царств, их характеристика, строе ние, особенности жизнедеятельности, места обитания, роль в природе и жизнедеятельности человека. Охрана живой природы.
Лабораторные и практические работы
Изучение окаменелостей. Путешествие в царство бактерий. Строение шляпочных грибов.
Изучение плесени. Из чего состоит тина. Строение мха.
Определение деревьев по плодам. Определение возраста дерева.
Ядовитое семейство. Ископаемые простейшие. Тайный мир аквариума. Актинии и медузы.
Паукообразные и насекомые. Земноводные и пресмыкающиеся. Строение птичьего пера.
Строение скелета позвоночного.
Экскурсии в природу (виртуальные и реальные).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Учащиеся должны знать:
- признаки строения и жизнедеятельности изучаемых объектов;
- основные признаки представителей царств живой при роды.
Учащиеся должны уметь:
- определять принадлежность объекта к царству;
- устанавливать черты сходства и различия у представи телей основных царств;
- узнавать объекты в природе и на рисунках;
- устанавливать черты приспособленности организмов к среде;
- объяснять роль представителей царств в жизни чело века.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Учащиеся должны уметь:
- проводить простейшую классификацию живых орга низмов;
- использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
- самостоятельно готовить устное сообщение на 2—3 ми нуты.
Раздел 3.
Среда обитания
живых организмов (5 ч)
Наземновоздушная, водная и почвенная среды оби тания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные разных материков. Природ ные зоны Земли. Жизнь в морях и океанах.
Лабораторные и практические работы
Распространение семян в наземновоздушной среде. Животныедвойники с разных материков.
Определение (узнавание) растений и животных с исполь зованием различных источников информации.
Исследование особенностей строения растений и живот ных, связанных со средой обитания.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Учащиеся должны знать:
- основные среды обитания живых организмов;
- природные зоны планеты и их обитателей.
Учащиеся должны уметь:
- сравнивать различные среды обитания;
- характеризовать условия жизни в различных средах обитания;
- сравнивать условия обитания в различных природных зонах;
- выявлять черты приспособления живых организмов к определенным условиям;
- приводить примеры обитателей морей и океанов;
- наблюдать за живыми организмами.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Учащиеся должны уметь:
- устанавливать причинноследственные связи;
- формулировать и выдвигать простейшие гипотезы;
- выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту.
Раздел 4.
Человек на Земле (7 ч)
Научные представления о происхождении челове ка. Древние предки человека. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный. Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озо новая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие и его сохранение. Важнейшие экологические проблемы. Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные при вычки и их профилактика. Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простей шие способы оказания первой помощи.
Демонстрация
Ядовитые растения и опасные животные.
Лабораторные и практические работы Сравнение человека и шимпанзе. По страницам Красной книги.
Жалящие насекомые.
Первая помощь при обморожении и тепловом ударе. Измерение своего роста и массы тела.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Учащиеся должны знать:
- предков человека, их характерные черты и образ жиз ни;
- основные экологические проблемы;
- правила поведения человека в опасных ситуациях.
Учащиеся должны уметь:
- объяснять причины негативного влияния хозяйствен ной деятельности человека на природу;
- объяснять роль растений и животных в жизни человека;
- соблюдать правила поведения в природе;
- различать в природе и на рисунках опасные для челове ка виды растений и животных;
- вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вред ными привычками своих товарищей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Учащиеся должны уметь:
- работать в соответствии с поставленной задачей;
- составлять план текста;
- участвовать в совместной деятельности;
- работать с текстом параграфа и его компонентами.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
- Формирование ответственного отношения к учебе;
- формирование познавательного интереса и мотивации к обучению;
- формирование навыков поведения в природе, осознание ценности живых объектов;
- осознание ценности здорового и безопасного образа жиз ни;
- формирование основ экологической культуры.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ
Достижение личностных результатов оценивается на ка чественном уровне (без отметок). Сформированность мета
предметных и предметных умений оценивается в баллах по результатам текущего, тематического и итогового контроля, а также по результатам выполнения лабораторных и практи ческих работ.
ПРИМЕРНЫЙ СПИСОК ТЕМ ДЛЯ ПРОЕКТНЫХ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ. 5 КЛАСС
- Исследование растений школьной территории и опреде ление количества хвойных и лиственных растений, а также определение с помощью учителя, какие это растения.
- Изучение в течение определенного времени рациона и режима питания обитателей школьного живого уголка (хо мяка, крысы или какогото другого животного). Составле ние описания и презентации с фотографиями.
- Изучение способов размножения растений, проведение опытов по размножению комнатных растений в классе. Со ставление доклада о результатах.
- Изучение наиболее редких представителей животного и растительного мира своего региона, которые занесены в Красную книгу. Составление сообщения или оформление стенда о них.
- Сбор и анализ дополнительной информации о ядовитых и опасных животных своего края, составление доклада с по казом презентации на уроке.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. БИОЛОГИЯ. 5 КЛАСС (34 ч, 1 ч в неделю)
Название темы | Количество часов | Характеристика видов деятельности учащихся |
Живой организм: строение и изучение | 8 | Объясняют роль биологических знаний в жизни человека. Выделяют признаки живого. Определяют и учатся различать методы изучения живого. Учатся работать с увеличительными приборами и готовить микропрепараты. Выделя ют основные органоиды клетки. Сравнивают химический состав живой и нежи вой природы. Объясняют вклад великих естествоиспытателей в развитие биологии и других наук |
Многообразие живых организмов | 15 | Выделяют основные этапы развития жизни на Земле. Определяют предмет изучения систематики и учатся выделять систематические категории. Учатся выделять особенности строения и жизнедеятельности представителей различ ных царств. Приводят примеры представителей различных царств. Объясняют роль живых организмов в природе и жизнедеятельности человека. Осваивают навыки выращивания растений. Учатся описывать природные объекты. Учатся работать с текстом учебника и искать дополнительную информацию в научнопопулярной литературе, справочниках и электронных носителях информации |
Среда обитания живых организмов | 5 | Характеризуют и сравнивают основные среды обитания, называют виды растений и животных, населяющих их. Выявляют черты приспособления организмов к определенным средам на основе особенностей их строения. Выделяют природные зоны и приводят примеры растений и животных различ ных природных зон. Объясняют необходимость сохранения среды обитания и учатся прогнозировать последствия при ее изменении |
Окончание табл.
Название темы | Количество часов | Характеристика видов деятельности учащихся |
Человек на Земле | 7 | Описывают основные этапы развития человека и характерные особенности предковых форм. Анализируют последствия хозяйственной деятельности человека. Называют исчезнувшие, редкие и исчезающие виды растений и животных. Учатся узнавать в природе и на картинках редкие и исчезающие виды растений и животных. Объясняют причины исчезновения природных сообществ. Обосновывают необходимость соблюдения правил поведения в природе и гигиенических норм для сохранения здоровья |
ИТОГО | 35 |
|
Поурочное планирование курса биологии 5 класс (1 час в неделю)
№ п/п | Содержание изученного материала (что пройдено на уроке) | Кол-во часов | Дата 5А | По плану 5А | Дата 5Б | По плану 5Б | Примечание |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Введение | 7 |
|
|
|
|
| |
Введение. Инструктаж по ПП, ОТ и ТБ в кабинете биологии. Введение. |
|
|
|
|
|
| |
Биология - наука о живой природе |
|
|
|
|
|
| |
Методы изучения биологии |
|
|
|
|
|
| |
Разнообразие живой природы. Царства живой природы. |
|
|
|
|
|
| |
Среда обитания. Экологические факторы |
|
|
|
|
|
| |
Среда обитания (водная, наземновоздушная) |
|
|
|
|
|
| |
Среда обитания (почвенная, организменная) |
|
|
|
|
|
| |
Раздел 1. Строение организма | 9 |
|
|
|
|
| |
Что такое живой организм |
|
|
|
|
|
| |
Строение клетки. ЛР № 1 Изучение устройства увеличительных приборов и правил работы с ними. ЛР № 2 Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука (мякоти томата). |
|
|
|
|
|
| |
Химический состав клетки. |
|
|
|
|
|
| |
Жизнедеятельность клетки. |
|
|
|
|
|
| |
Ткани растений. |
|
|
|
|
|
| |
Ткани животных. ЛР №3 Животные ткани. |
|
|
|
|
|
| |
Органы растений. ЛР № 4 Изучение органов цветкового растения. |
|
|
|
|
|
| |
Системы органов животных. |
|
|
|
|
|
| |
Организм — биологическая система. |
|
|
|
|
|
| |
Раздел 2. Многообразие живых организмов | 15 |
|
|
|
|
| |
Как развивалась жизнь на Земле. |
|
|
|
|
|
| |
Строение и жизнедеятельность бактерий. |
|
|
|
|
|
| |
Бактерии в природе и жизни человека. |
|
|
|
|
|
| |
Грибы. Общая характеристика. |
|
|
|
|
|
| |
Многообразие и значение грибов. ЛР № 5 Изучение строения плесневых грибов. |
|
|
|
|
|
| |
Царство растений. |
|
|
|
|
|
| |
Водоросли. Общая характеристика. ЛР №6 Изучение строения водорослей. |
|
|
|
|
|
| |
Многообразие водорослей. |
|
|
|
|
|
| |
Лишайники. |
|
|
|
|
|
| |
Мхи. ЛР № 7 Изучение внешнего строения мхов (на местных видах). |
|
|
|
|
|
| |
Папоротникообразные. Плауны. Хвощи. Папоротники. ЛР №8 Изучение внешнего строения папоротника (хвоща). |
|
|
|
|
|
| |
Голосеменные растения. ЛР № 9 Изучение внешнего строения хвои, шишек и семян голосеменных растений. |
|
|
|
|
|
| |
Покрытосеменные (Цветковые) растения. ЛР №10 Изучение внешнего строения покрытосеменных растений. |
|
|
|
|
|
| |
Основные этапы развития растений на Земле. |
|
|
|
|
|
| |
Сезонные явления в жизни растений. Экскурсия «Весенние явления в жизни растений и животных» |
|
|
|
|
|
| |
Значение и охрана растений. |
|
|
|
|
|
| |
Соблюдение правил поведения в окружающей среде. |
|
|
|
|
|
| |
Заключение | 1 |
|
|
|
|
| |
Итоговый урок года |
|
|
|
|
|
| |
| ИТОГО ЛР, ПР Экскурсии | 34 10 1 |
|
|
|
|
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2 имени М.А. Пронина
«УТВЕРЖДАЮ» Директор МОУ СОШ №2
______________М.С. Чернышева «28» августа 2020г | «СОГЛАСОВАНО» Зам. директора по УВР
____________Т.М. Фатеева «28» августа 2020г.. | «РАССМОТРЕНО» На заседании ШМО «Естественно-математического цикла» Протокол №1 от «28» августа 2020г. __________________Ю.А. Логунова |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ для 5 классов
Базовый уровень. ФГОС
на 2020 – 2021 учебный год
Составитель:
Логунова Юлия Александровна
учитель биологии
высшая квалификационная категория
г. Звенигород
2020г.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Биология. 5 класс : учеб. Для общеобразоват. Организаций / В.И. Сивоглазов, А.А.Плешаков. _ М. : Просвещение, 2019.
2. Печатные пособия: таблицы, карты, атласы.
3. Экранно-звуковые пособия: видеофильмы, слайды-диапозитивы, транспаранты, таблицы-фолии.
4. Технические средства обучения. Информационно-коммуникационные средства.
5. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование: приборы, приспособления, реактивы и материалы.
6. Модели: модели объемные, модели остеологические, модели рельефные, модели-аппликации, муляжи.
7. Натуральные объекты: гербарии, влажные препараты, микропрепараты, коллекции, живые объекты.
8. Игры
9. Экскурсионное оборудование
10. Специализированная учебная мебель
Использование ЭОР в процессе обучения биологии возможно не только при реализации инновационных педагогических технологий и переходе к новым моделям обучения, но и в рамках традиционного обучения, а именно – при подготовке учителя к уроку; работы учителя на уроке; самостоятельной работы учащихся на уроке.
К электронным образовательным ресурсам, можно отнести электронные приложения к учебникам, интерактивные продукты, выпускаемые на CD, а также образовательные ресурсы сети Интернет.
В настоящее время для педагогов и обучающихся разработаны федеральные порталы, содержащие электронные образовательные ресурсы, отвечающие всем требованиям современного процесса образования:
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) –http://fcior.edu.ru. Содержит коллекцию электронных образовательных ресурсов нового поколения.
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЕК ЦОР) – http://school-collection.edu.ru. Содержит разнообразные учебные материалы в электронной форме – документы, презентации, электронные таблицы, видеофрагменты, анимационные ролики и др.
Кроме того, в образовательном процессе можно использовать электронные образовательные издания (ЭОИ) интерактивного характера и мультимедийные приложения к УМК.
К интерактивным ЭОИ относятся:
• интерактивные плакаты
• виртуальные лабораторные работы, практикумы
• интерактивные творческие задания
• электронные наглядные пособия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_kl_biologiya.docx | 72.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Биологическое образование в основной школе должно обеспечить формирование биологической и экологической грамотности; расширение представлений об уникальных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции; представление о человеке как биосоциальном существе; развитие компетенций в решении практических задач, связанных с живой природой
В ФГОС указано, что изучение предметной области «Естественно-научные предметы» куда входит и биология должно обеспечить:
• формирование целостной научной картины мира;
• понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества;
• овладение научным подходом к решению различных задач;
• овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;
• овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
• воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде;
• овладение экосистемной познавательной моделью и ее применение в целях прогноза экологических рисков для здоровья людей, безопасности жизни, качества окружающей среды;
• осознание значимости концепции устойчивого развития;
• формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий, основанных на межпредметном анализе учебных задач.
Рабочая программа по биологии на базовом уровне для 5 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Реализация программы обеспечивается нормативными документами:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников).
2. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (ред. от 29.12.2014) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 № 19644) – ФГОС ООО; (с изменениями приказ Минобрнауки России № 1577 от 31.12.2015 г.).
3. Письмо Минобрнауки РФ от 24.11.2011 № МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием» (вместе с "Рекомендациями по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся").
4. Приказ Минобрнауки России от № 38 от 26.01.2016 г. «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253».
Выходные данные материалов, используемых при составлении программы:
• Биология. Методические рекомендации. Примерные рабочие программы. 5-9 классы : учеб. пособие для общеобразовательных организаций / В.И. Сивоглазов. – М. : Просвещение, 2017.
• Примерная основная образовательная программа основного общего образования http://fgosreestr.ru/registry/primernaya-osnovnayaobrazovatelnaya-programma-osnovnogo-obshhego-obrazovaniya-3/
Состав УМК:
Биология. 5 класс : учеб. Для общеобразовательных организаций / В.И. Сивоглазов, А.А.Плешаков. _ М. : Просвещение, 2019.
Для простоты учета выполнения практической части программы используется сквозная нумерация лабораторных и практических работ. Курсивом выделены элементы содержания, относящиеся к результатам, которым учащиеся «получат возможность научиться» (ПООП ООО с. 390).
Общая характеристика учебного предмета, курса
В настоящее время базовое биологическое образование в основной школе должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность, компетентность в обсуждении и решении целого круга вопросов, связанных с живой природой. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития знаний в области основных биологических законов, теорий и идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения.
Освоение учебного предмета «Биология» направлено на:
-развитие у обучающихся ценностного отношения к объектам живой природы;
-создание условий для формирования интеллектуальных, гражданских, коммуникационных, информационных компетенций.
Обучающиеся овладеют:
-научными методами решения различных теоретических и практических задач;
-умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты,
оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни.
Учебный предмет «Биология» способствует:
-формированию у обучающихся умения безопасно использовать лабораторное оборудование, проводить исследования, анализировать полученные результаты, представлять и научно аргументировать полученные выводы.
Изучение предмета «Биология» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами: «Физика», «Химия», «География», «Математика», «Экология», «Основы безопасности жизнедеятельности», «История», «Русский язык», «Литература» и др.
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у обучающихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым обучающиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности. Программа по биологии строится с учетом следующих содержательных линий:
• многообразие и эволюция органического мира;
• биологическая природа и социальная сущность человека;
• уровневая организация живой природы.
Курс «Биология. 5 класс» начинает систематическое изучение дисциплины «Биология» в общем образовании. Основой для его изучения является интегрированный курс «Окружающий мир», который учащиеся проходят в начальной школе. В ходе изучения предмета они познакомились с основными компонентами природы, её разнообразием, с природой родного края, страны и подготовлены к более детальному изучению мира живой природы.
Курс биологии в 5 классе предполагает изучение многообразия природы, а также научных методов и путей познания человеком природы. Данный курс реализует следующие цели:
— систематизация знаний, полученных в ходе изучения предмета «Окружающий мир» в 1—4 классах;
— углубление знаний о живой природе;
— расширение познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
— формирование первичных умений, связанных с выполнением лабораторных и практических работ;
— воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей природе, формирование экологического мышления.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Учебный предмет «Биология» входит в предметную область «Естественно-научные предметы» и является обязательным для изучения учебным предметом на уровне основного общего образования.
Курс «Биология. 5 класс» является пропедевтическим. Учебный план основного общего образования предусматривает изучение биологии в 5 классе объеме - 1 час в неделю, и в зависимости от особенностей учебного графика образовательной организации составляет соответственно 34 часа в год. Рабочая программа соответствует учебному плану МОУ СОШ № 2 имени М. А. Пронина. Она отражает базовый уровень подготовки школьников.
II. Планируемые результаты учебного предмета:
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующем уровне общего образования.
1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека, для развития современных естественнонаучных представлений о картине мира;
2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимо иррационального природопользования защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
6) освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Выпускник научится:
- выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий);
- раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;
- выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;
- различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
- сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы); делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
- знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
- анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
- знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Выпускник получит возможность научиться:
- находить информацию о растениях, животных грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
- использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных;
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
- осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
- создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактерия и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
- работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Раздел 1.
Живой организм:
строение и изучение (8 ч)
Многообразие живых организмов. Основные свой ства живых организмов. Биология — наука о живых орга низмах. Разнообразие биологических наук. Методы изуче ния природы: наблюдение, эксперимент, измерение. Обо рудование для научных исследований. Увеличительные приборы. Клетка и ее строение. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы, органоидов. Хромосомы. Различия в строении растительной, животной и грибной клеток. Химический состав клетки. Вода и другие неорганические вещества и их роль. Органические вещества и их роль в клетке. Вещества и явления в окружающем ми ре. Великие естествоиспытатели.
Лабораторные и практические работы (виртуальные и реальные) Знакомство с оборудованием для научных исследований. Определение метода изучения.
Изготовление водяной линзы. Устройство светового микроскопа. Строение клеток растений и животных. Крахмал и жиры в клетках растений.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Учащиеся должны знать:
- основные признаки живого;
- устройство светового микроскопа;
- основные органоиды клетки;
- основные органические и неорганические вещества клетки;
- ведущих естествоиспытателей.
Учащиеся должны уметь:
- характеризовать значение биологических знаний в по вседневной жизни;
- характеризовать методы биологических исследова ний;
- работать с лупой и световым микроскопом;
- узнавать органоиды клетки;
- объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке;
- соблюдать правила поведения в кабинете биологии.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Учащиеся должны уметь:
- проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
- ставить учебную задачу под руководством учителя;
- систематизировать и обобщать разные виды информа ции;
- составлять план выполнения учебной задачи.
Раздел 2.
Многообразие
живых организмов (15 ч)
Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыка ющихся; птицы и звери прошлого. Разнообразие и клас сификация живых организмов. Вид. Царства живой приро ды. Признаки основных царств, их характеристика, строе ние, особенности жизнедеятельности, места обитания, роль в природе и жизнедеятельности человека. Охрана живой природы.
Лабораторные и практические работы
Изучение окаменелостей. Путешествие в царство бактерий. Строение шляпочных грибов.
Изучение плесени. Из чего состоит тина. Строение мха.
Определение деревьев по плодам. Определение возраста дерева.
Ядовитое семейство. Ископаемые простейшие. Тайный мир аквариума. Актинии и медузы.
Паукообразные и насекомые. Земноводные и пресмыкающиеся. Строение птичьего пера.
Строение скелета позвоночного.
Экскурсии в природу (виртуальные и реальные).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Учащиеся должны знать:
- признаки строения и жизнедеятельности изучаемых объектов;
- основные признаки представителей царств живой при роды.
Учащиеся должны уметь:
- определять принадлежность объекта к царству;
- устанавливать черты сходства и различия у представи телей основных царств;
- узнавать объекты в природе и на рисунках;
- устанавливать черты приспособленности организмов к среде;
- объяснять роль представителей царств в жизни чело века.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Учащиеся должны уметь:
- проводить простейшую классификацию живых орга низмов;
- использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
- самостоятельно готовить устное сообщение на 2—3 ми нуты.
Раздел 3.
Среда обитания
живых организмов (5 ч)
Наземновоздушная, водная и почвенная среды оби тания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные разных материков. Природ ные зоны Земли. Жизнь в морях и океанах.
Лабораторные и практические работы
Распространение семян в наземновоздушной среде. Животныедвойники с разных материков.
Определение (узнавание) растений и животных с исполь зованием различных источников информации.
Исследование особенностей строения растений и живот ных, связанных со средой обитания.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Учащиеся должны знать:
- основные среды обитания живых организмов;
- природные зоны планеты и их обитателей.
Учащиеся должны уметь:
- сравнивать различные среды обитания;
- характеризовать условия жизни в различных средах обитания;
- сравнивать условия обитания в различных природных зонах;
- выявлять черты приспособления живых организмов к определенным условиям;
- приводить примеры обитателей морей и океанов;
- наблюдать за живыми организмами.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Учащиеся должны уметь:
- устанавливать причинноследственные связи;
- формулировать и выдвигать простейшие гипотезы;
- выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту.
Раздел 4.
Человек на Земле (7 ч)
Научные представления о происхождении челове ка. Древние предки человека. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный. Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озо новая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие и его сохранение. Важнейшие экологические проблемы. Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные при вычки и их профилактика. Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простей шие способы оказания первой помощи.
Демонстрация
Ядовитые растения и опасные животные.
Лабораторные и практические работы Сравнение человека и шимпанзе. По страницам Красной книги.
Жалящие насекомые.
Первая помощь при обморожении и тепловом ударе. Измерение своего роста и массы тела.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Учащиеся должны знать:
- предков человека, их характерные черты и образ жиз ни;
- основные экологические проблемы;
- правила поведения человека в опасных ситуациях.
Учащиеся должны уметь:
- объяснять причины негативного влияния хозяйствен ной деятельности человека на природу;
- объяснять роль растений и животных в жизни человека;
- соблюдать правила поведения в природе;
- различать в природе и на рисунках опасные для челове ка виды растений и животных;
- вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вред ными привычками своих товарищей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Учащиеся должны уметь:
- работать в соответствии с поставленной задачей;
- составлять план текста;
- участвовать в совместной деятельности;
- работать с текстом параграфа и его компонентами.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
- Формирование ответственного отношения к учебе;
- формирование познавательного интереса и мотивации к обучению;
- формирование навыков поведения в природе, осознание ценности живых объектов;
- осознание ценности здорового и безопасного образа жиз ни;
- формирование основ экологической культуры.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ
Достижение личностных результатов оценивается на ка чественном уровне (без отметок). Сформированность мета
предметных и предметных умений оценивается в баллах по результатам текущего, тематического и итогового контроля, а также по результатам выполнения лабораторных и практи ческих работ.
ПРИМЕРНЫЙ СПИСОК ТЕМ ДЛЯ ПРОЕКТНЫХ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ. 5 КЛАСС
- Исследование растений школьной территории и опреде ление количества хвойных и лиственных растений, а также определение с помощью учителя, какие это растения.
- Изучение в течение определенного времени рациона и режима питания обитателей школьного живого уголка (хо мяка, крысы или какогото другого животного). Составле ние описания и презентации с фотографиями.
- Изучение способов размножения растений, проведение опытов по размножению комнатных растений в классе. Со ставление доклада о результатах.
- Изучение наиболее редких представителей животного и растительного мира своего региона, которые занесены в Красную книгу. Составление сообщения или оформление стенда о них.
- Сбор и анализ дополнительной информации о ядовитых и опасных животных своего края, составление доклада с по казом презентации на уроке.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. БИОЛОГИЯ. 5 КЛАСС (34 ч, 1 ч в неделю)
Название темы | Количество часов | Характеристика видов деятельности учащихся |
Живой организм: строение и изучение | 8 | Объясняют роль биологических знаний в жизни человека. Выделяют признаки живого. Определяют и учатся различать методы изучения живого. Учатся работать с увеличительными приборами и готовить микропрепараты. Выделя ют основные органоиды клетки. Сравнивают химический состав живой и нежи вой природы. Объясняют вклад великих естествоиспытателей в развитие биологии и других наук |
Многообразие живых организмов | 15 | Выделяют основные этапы развития жизни на Земле. Определяют предмет изучения систематики и учатся выделять систематические категории. Учатся выделять особенности строения и жизнедеятельности представителей различ ных царств. Приводят примеры представителей различных царств. Объясняют роль живых организмов в природе и жизнедеятельности человека. Осваивают навыки выращивания растений. Учатся описывать природные объекты. Учатся работать с текстом учебника и искать дополнительную информацию в научнопопулярной литературе, справочниках и электронных носителях информации |
Среда обитания живых организмов | 5 | Характеризуют и сравнивают основные среды обитания, называют виды растений и животных, населяющих их. Выявляют черты приспособления организмов к определенным средам на основе особенностей их строения. Выделяют природные зоны и приводят примеры растений и животных различ ных природных зон. Объясняют необходимость сохранения среды обитания и учатся прогнозировать последствия при ее изменении |
Окончание табл.
Название темы | Количество часов | Характеристика видов деятельности учащихся |
Человек на Земле | 7 | Описывают основные этапы развития человека и характерные особенности предковых форм. Анализируют последствия хозяйственной деятельности человека. Называют исчезнувшие, редкие и исчезающие виды растений и животных. Учатся узнавать в природе и на картинках редкие и исчезающие виды растений и животных. Объясняют причины исчезновения природных сообществ. Обосновывают необходимость соблюдения правил поведения в природе и гигиенических норм для сохранения здоровья |
ИТОГО | 35 |
Поурочное планирование курса биологии 5 класс (1 час в неделю)
№ п/п | Содержание изученного материала (что пройдено на уроке) | Кол-во часов | Дата 5А | По плану 5А | Дата 5Б | По плану 5Б | Примечание |
Введение | 7 | ||||||
Введение. Инструктаж по ПП, ОТ и ТБ в кабинете биологии. Введение. | |||||||
Биология - наука о живой природе | |||||||
Методы изучения биологии | |||||||
Разнообразие живой природы. Царства живой природы. | |||||||
Среда обитания. Экологические факторы | |||||||
Среда обитания (водная, наземновоздушная) | |||||||
Среда обитания (почвенная, организменная) | |||||||
Раздел 1. Строение организма | 9 | ||||||
Что такое живой организм | |||||||
Строение клетки. ЛР № 1 Изучение устройства увеличительных приборов и правил работы с ними. ЛР № 2 Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука (мякоти томата). | |||||||
Химический состав клетки. | |||||||
Жизнедеятельность клетки. | |||||||
Ткани растений. | |||||||
Ткани животных. ЛР №3 Животные ткани. | |||||||
Органы растений. ЛР № 4 Изучение органов цветкового растения. | |||||||
Системы органов животных. | |||||||
Организм — биологическая система. | |||||||
Раздел 2. Многообразие живых организмов | 15 | ||||||
Как развивалась жизнь на Земле. | |||||||
Строение и жизнедеятельность бактерий. | |||||||
Бактерии в природе и жизни человека. | |||||||
Грибы. Общая характеристика. | |||||||
Многообразие и значение грибов. ЛР № 5 Изучение строения плесневых грибов. | |||||||
Царство растений. | |||||||
Водоросли. Общая характеристика. ЛР №6 Изучение строения водорослей. | |||||||
Многообразие водорослей. | |||||||
Лишайники. | |||||||
Мхи. ЛР № 7 Изучение внешнего строения мхов (на местных видах). | |||||||
Папоротникообразные. Плауны. Хвощи. Папоротники. ЛР №8 Изучение внешнего строения папоротника (хвоща). | |||||||
Голосеменные растения. ЛР № 9 Изучение внешнего строения хвои, шишек и семян голосеменных растений. | |||||||
Покрытосеменные (Цветковые) растения. ЛР №10 Изучение внешнего строения покрытосеменных растений. | |||||||
Основные этапы развития растений на Земле. | |||||||
Сезонные явления в жизни растений. Экскурсия «Весенние явления в жизни растений и животных» | |||||||
Значение и охрана растений. | |||||||
Соблюдение правил поведения в окружающей среде. | |||||||
Заключение | 1 | ||||||
Итоговый урок года | |||||||
ИТОГО ЛР, ПР Экскурсии | 34 10 1 |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2 имени М.А. Пронина
«УТВЕРЖДАЮ» Директор МОУ СОШ №2 ______________М.С. Чернышева «28» августа 2020г | «СОГЛАСОВАНО» Зам. директора по УВР ____________Т.М. Фатеева «28» августа 2020г.. | «РАССМОТРЕНО» На заседании ШМО «Естественно-математического цикла» Протокол №1 от «28» августа 2020г. __________________Ю.А. Логунова |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ для 5 классов
Базовый уровень. ФГОС
на 2020 – 2021 учебный год
Составитель:
Логунова Юлия Александровна
учитель биологии
высшая квалификационная категория
г. Звенигород
2020г.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Биология. 5 класс : учеб. Для общеобразоват. Организаций / В.И. Сивоглазов, А.А.Плешаков. _ М. : Просвещение, 2019.
2. Печатные пособия: таблицы, карты, атласы.
3. Экранно-звуковые пособия: видеофильмы, слайды-диапозитивы, транспаранты, таблицы-фолии.
4. Технические средства обучения. Информационно-коммуникационные средства.
5. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование: приборы, приспособления, реактивы и материалы.
6. Модели: модели объемные, модели остеологические, модели рельефные, модели-аппликации, муляжи.
7. Натуральные объекты: гербарии, влажные препараты, микропрепараты, коллекции, живые объекты.
8. Игры
9. Экскурсионное оборудование
10. Специализированная учебная мебель
Использование ЭОР в процессе обучения биологии возможно не только при реализации инновационных педагогических технологий и переходе к новым моделям обучения, но и в рамках традиционного обучения, а именно – при подготовке учителя к уроку; работы учителя на уроке; самостоятельной работы учащихся на уроке.
К электронным образовательным ресурсам, можно отнести электронные приложения к учебникам, интерактивные продукты, выпускаемые на CD, а также образовательные ресурсы сети Интернет.
В настоящее время для педагогов и обучающихся разработаны федеральные порталы, содержащие электронные образовательные ресурсы, отвечающие всем требованиям современного процесса образования:
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) –http://fcior.edu.ru. Содержит коллекцию электронных образовательных ресурсов нового поколения.
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЕК ЦОР) – http://school-collection.edu.ru. Содержит разнообразные учебные материалы в электронной форме – документы, презентации, электронные таблицы, видеофрагменты, анимационные ролики и др.
Кроме того, в образовательном процессе можно использовать электронные образовательные издания (ЭОИ) интерактивного характера и мультимедийные приложения к УМК.
К интерактивным ЭОИ относятся:
• интерактивные плакаты
• виртуальные лабораторные работы, практикумы
• интерактивные творческие задания
• электронные наглядные пособия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...