Рабочая программа по биологии 5 класс
рабочая программа по биологии (5 класс)

Пояснительная записка

Биологическое образование в основной школе должно обеспечить формирование биологической и экологической грамотности; расширение представлений об уникальных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции; представление о человеке как биосоциальном существе; развитие компетенций в решении практических задач, связанных с живой природой

В ФГОС указано, что изучение предметной области «Естественно-научные предметы» куда входит и биология должно обеспечить:

•        формирование целостной научной картины мира;

•        понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества;

•        овладение  научным подходом к решению различных задач;

•        овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать,  проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;

•        овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;

•        воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде;

•        овладение экосистемной познавательной моделью и ее применение в целях прогноза экологических рисков для здоровья людей, безопасности жизни, качества окружающей среды;

•        осознание значимости концепции устойчивого развития;

•        формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий, основанных на межпредметном анализе учебных задач.

 

Рабочая программа по биологии на базовом уровне для 5 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Реализация программы обеспечивается нормативными документами:

1.       Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников).

2.       Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (ред. от 29.12.2014) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 № 19644) – ФГОС ООО; (с изменениями приказ Минобрнауки России № 1577 от 31.12.2015 г.).

3.       Письмо Минобрнауки РФ от 24.11.2011 № МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием» (вместе с "Рекомендациями по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся").

4.       Приказ Минобрнауки России от № 38 от 26.01.2016 г. «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253».

Выходные данные материалов, используемых при составлении программы:

•        Биология. Методические рекомендации. Примерные рабочие программы. 5-9 классы : учеб. пособие для общеобразовательных организаций / В.И. Сивоглазов. – М. : Просвещение, 2017.

•        Примерная основная образовательная программа основного общего образования http://fgosreestr.ru/registry/primernaya-osnovnaya...

Состав УМК:

Биология. 5 класс : учеб. Для общеобразовательных организаций / В.И. Сивоглазов, А.А.Плешаков. _ М. : Просвещение, 2019.

Для простоты учета выполнения практической части программы используется сквозная нумерация лабораторных и практических работ. Курсивом выделены элементы содержания, относящиеся к результатам, которым учащиеся «получат возможность научиться» (ПООП ООО с. 390).

         Общая характеристика учебного предмета, курса

В настоящее время базовое биологическое образование в основной школе должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность, компетентность в обсуждении и решении целого круга вопросов, связанных с живой природой. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития знаний в области основных биологических законов, теорий и идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения.

Освоение учебного предмета «Биология» направлено на:

-развитие у обучающихся ценностного отношения к объектам живой природы;

-создание условий для формирования интеллектуальных, гражданских, коммуникационных, информационных компетенций.

Обучающиеся овладеют:

-научными методами решения различных теоретических и практических задач;

-умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты,

оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни.

Учебный предмет «Биология» способствует:

-формированию у обучающихся умения безопасно использовать лабораторное оборудование, проводить исследования, анализировать полученные результаты, представлять и научно аргументировать полученные выводы.

Изучение предмета «Биология» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами: «Физика», «Химия», «География», «Математика», «Экология», «Основы безопасности жизнедеятельности», «История», «Русский язык», «Литература» и др.

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у обучающихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым обучающиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности. Программа по биологии строится с учетом следующих содержательных линий:

• многообразие и эволюция органического мира;

• биологическая природа и социальная сущность человека;

• уровневая организация живой природы.

Курс «Биология. 5 класс» начинает систематическое изучение дисциплины «Биология» в общем образовании. Основой для его изучения является интегрированный курс «Окружающий мир», который учащиеся проходят в начальной школе. В ходе изучения предмета они познакомились с основными компонентами природы, её разнообразием, с природой родного края, страны и подготовлены к более детальному изучению мира живой природы.

Курс биологии в 5 классе предполагает изучение многообразия природы, а также научных методов и путей познания человеком природы. Данный курс реализует следующие цели:

—      систематизация знаний, полученных в ходе изучения предмета «Окружающий мир» в 1—4 классах;

—      углубление знаний о живой природе;

—      расширение познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

—      формирование первичных умений, связанных с выполнением лабораторных и практических работ;

—      воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей природе, формирование экологического мышления.

Описание места учебного предмета в учебном плане.

Учебный предмет «Биология» входит в предметную область «Естественно-научные предметы» и является обязательным для изучения учебным предметом на уровне основного общего образования.

Курс «Биология. 5 класс» является пропедевтическим. Учебный план основного общего образования предусматривает изучение биологии в 5 классе объеме - 1 час в неделю, и в зависимости от особенностей учебного графика образовательной организации составляет соответственно 34 часа в год. Рабочая программа соответствует учебному плану МОУ СОШ № 2 имени М. А. Пронина. Она отражает базовый уровень подготовки школьников.

 

II. Планируемые результаты учебного предмета:

Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующем уровне общего образования.

1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека, для развития современных естественнонаучных представлений о картине мира;

2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;

4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;

5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимо иррационального природопользования защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

6) освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

 

Выпускник научится:

  • выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий);
  • раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;
  • выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;
  • различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
  • сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы); делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
  • использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
  • знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
  • анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
  • знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Выпускник получит возможность научиться:

  • находить информацию о растениях, животных грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
  • использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных;
  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
  • осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
  • создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактерия и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
  • работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

 

Раздел 1.

Живой организм:

строение и изучение (8 ч)

Многообразие живых организмов. Основные свой­ ства живых организмов. Биология — наука о живых орга­ низмах. Разнообразие биологических наук. Методы изуче­ ния природы: наблюдение, эксперимент, измерение. Обо­ рудование для научных исследований. Увеличительные приборы. Клетка и ее строение. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы, органоидов. Хромосомы. Различия в строении растительной, животной и грибной клеток. Химический состав клетки. Вода и другие неорганические вещества и их роль. Органические вещества и их роль в клетке. Вещества и явления в окружающем ми­ ре. Великие естествоиспытатели.

Лабораторные и практические работы (виртуальные и реальные) Знакомство с оборудованием для научных исследований. Определение метода изучения.

Изготовление водяной линзы. Устройство светового микроскопа. Строение клеток растений и животных. Крахмал и жиры в клетках растений.

ПРЕДМЕТНЫЕ   РЕЗУЛЬТАТЫ   ОБУЧЕНИЯ

Учащиеся должны знать:

  • основные признаки живого;
  • устройство светового микроскопа;
  • основные органоиды клетки;
  • основные органические и неорганические вещества клетки;
  • ведущих естествоиспытателей.

Учащиеся должны уметь:

  • характеризовать значение биологических знаний в по­ вседневной жизни;
  • характеризовать    методы   биологических    исследова­ ний;
  • работать с лупой и световым микроскопом;

 

  • узнавать органоиды клетки;
  • объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке;
  • соблюдать правила поведения в кабинете биологии.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

Учащиеся должны уметь:

  • проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
  • ставить учебную задачу под руководством учителя;
  • систематизировать и обобщать разные виды информа­ ции;
  • составлять план выполнения учебной задачи.

 

Раздел 2.

Многообразие

живых организмов (15 ч)

Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыка­ ющихся; птицы и звери прошлого. Разнообразие и клас­ сификация живых организмов. Вид. Царства живой приро­ ды. Признаки основных царств, их характеристика, строе­ ние, особенности жизнедеятельности, места обитания, роль в природе и жизнедеятельности человека. Охрана живой природы.

Лабораторные и практические работы

Изучение окаменелостей. Путешествие в царство бактерий. Строение шляпочных грибов.

Изучение плесени. Из чего состоит тина. Строение мха.

Определение деревьев по плодам. Определение возраста дерева.

Ядовитое семейство. Ископаемые простейшие. Тайный мир аквариума. Актинии и медузы.

Паукообразные и насекомые. Земноводные и пресмыкающиеся. Строение птичьего пера.

 

Строение скелета позвоночного.

Экскурсии в природу (виртуальные и реальные).

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

Учащиеся должны знать:

  • признаки строения и жизнедеятельности изучаемых объектов;
  • основные признаки представителей царств живой при­ роды.

Учащиеся должны уметь:

  • определять принадлежность объекта к царству;
  • устанавливать черты сходства и различия у представи­ телей основных царств;
  • узнавать объекты в природе и на рисунках;
  • устанавливать черты приспособленности организмов к среде;
  • объяснять роль представителей царств в жизни чело­ века.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

Учащиеся должны уметь:

  • проводить простейшую классификацию живых орга­ низмов;
  • использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
  • самостоятельно готовить устное сообщение на 2—3 ми­ нуты.

 

Раздел 3.

Среда обитания

живых организмов (5 ч)

Наземно­воздушная, водная и почвенная среды оби­ тания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные разных материков. Природ­ ные зоны Земли. Жизнь в морях и океанах.

Лабораторные и практические работы

Распространение семян в наземно­воздушной среде. Животные­двойники с разных материков.

Определение (узнавание) растений и животных с исполь­ зованием различных источников информации.

 

Исследование особенностей строения растений и живот­ ных, связанных со средой обитания.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

Учащиеся должны знать:

  • основные среды обитания живых организмов;
  • природные зоны планеты и их обитателей.

Учащиеся должны уметь:

  • сравнивать различные среды обитания;
  • характеризовать условия жизни в различных средах обитания;
  • сравнивать условия обитания в различных природных зонах;
  • выявлять черты приспособления  живых  организмов к определенным условиям;
  • приводить примеры обитателей морей и океанов;
  • наблюдать за живыми организмами.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

Учащиеся должны уметь:

  • устанавливать причинно­следственные связи;
  • формулировать и выдвигать простейшие гипотезы;
  • выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту.

 

Раздел 4.

Человек на Земле (7 ч)

Научные представления о происхождении челове­ ка. Древние предки человека. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный. Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озо­ новая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие и его сохранение. Важнейшие экологические проблемы. Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные при­ вычки и их профилактика. Правила поведения человека   в опасных ситуациях природного происхождения. Простей­ шие способы оказания первой помощи.

Демонстрация

Ядовитые растения и опасные животные.

 

Лабораторные и практические работы Сравнение человека и шимпанзе. По страницам Красной книги.

Жалящие насекомые.

Первая помощь при обморожении и тепловом ударе. Измерение своего роста и массы тела.

ПРЕДМЕТНЫЕ   РЕЗУЛЬТАТЫ   ОБУЧЕНИЯ

Учащиеся должны знать:

  • предков человека, их характерные черты и образ жиз­ ни;
  • основные экологические проблемы;
  • правила поведения человека в опасных ситуациях.

Учащиеся должны уметь:

  • объяснять причины негативного влияния хозяйствен­ ной деятельности человека на природу;
  • объяснять роль растений и животных в жизни человека;
  • соблюдать правила поведения в природе;
  • различать в природе и на рисунках опасные для челове­ ка виды растений и животных;
  • вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вред­ ными привычками своих товарищей.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

Учащиеся должны уметь:

  • работать в соответствии с поставленной задачей;
  • составлять план текста;
  • участвовать в совместной деятельности;
  • работать с текстом параграфа и его компонентами.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

  • Формирование ответственного отношения к учебе;
  • формирование познавательного интереса и мотивации к обучению;
  • формирование навыков поведения в природе, осознание ценности живых объектов;
  • осознание ценности здорового и безопасного образа жиз­ ни;
  • формирование основ экологической культуры.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ

Достижение личностных результатов оценивается на ка­ чественном уровне (без отметок). Сформированность мета­

 

предметных и предметных умений оценивается в баллах по результатам текущего, тематического и итогового контроля, а также по результатам выполнения лабораторных и практи­ ческих работ.

 

ПРИМЕРНЫЙ СПИСОК ТЕМ ДЛЯ ПРОЕКТНЫХ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ. 5 КЛАСС

  1. Исследование растений школьной территории и опреде­ ление количества хвойных и лиственных растений, а также определение с помощью учителя, какие это растения.
  2. Изучение в течение определенного времени рациона и режима питания обитателей школьного живого уголка (хо­ мяка, крысы или какого­то другого животного). Составле­ ние описания и презентации с фотографиями.
  3. Изучение способов размножения растений, проведение опытов по размножению комнатных растений в классе. Со­ ставление доклада о результатах.
  4. Изучение наиболее редких представителей животного и растительного мира своего региона, которые занесены в Красную книгу. Составление сообщения или оформление стенда о них.
  5. Сбор и анализ дополнительной информации о ядовитых и опасных животных своего края, составление доклада с по­ казом презентации на уроке.

 

 

 

 

 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. БИОЛОГИЯ. 5 КЛАСС (34 ч, 1 ч в неделю)

 

Название темы

Количество часов

Характеристика видов деятельности учащихся

Живой организм: строение

и изучение

8

Объясняют роль биологических знаний в жизни человека. Выделяют признаки живого. Определяют и учатся различать методы изучения живого. Учатся работать с увеличительными приборами и готовить микропрепараты. Выделя­ ют основные органоиды клетки. Сравнивают химический состав живой и нежи­ вой природы. Объясняют вклад великих естествоиспытателей в развитие биологии и других наук

Многообразие живых организмов

15

Выделяют основные этапы развития жизни на Земле. Определяют предмет изучения систематики и учатся выделять систематические категории. Учатся выделять особенности строения и жизнедеятельности представителей различ­ ных царств. Приводят примеры представителей различных царств. Объясняют роль живых организмов в природе и жизнедеятельности человека. Осваивают навыки выращивания растений. Учатся описывать природные объекты. Учатся работать с текстом учебника и искать дополнительную информацию

в научно­популярной литературе, справочниках и электронных носителях информации

Среда обитания живых организмов

5

Характеризуют и сравнивают основные среды обитания, называют виды растений и животных, населяющих их. Выявляют черты приспособления организмов к определенным средам на основе особенностей их строения. Выделяют природные зоны и приводят примеры растений и животных различ­ ных природных зон. Объясняют необходимость сохранения среды обитания

и учатся прогнозировать последствия при ее изменении

 

imageОкончание табл.

 

Название темы

Количество часов

Характеристика видов деятельности учащихся

Человек на Земле

7

Описывают основные этапы развития человека и характерные особенности предковых форм. Анализируют последствия хозяйственной деятельности человека. Называют исчезнувшие, редкие и исчезающие виды растений и животных. Учатся узнавать в природе и на картинках редкие и исчезающие виды растений и животных. Объясняют причины исчезновения природных сообществ. Обосновывают необходимость соблюдения правил поведения в природе и гигиенических норм для сохранения здоровья

ИТОГО

35

 

 

 

Поурочное планирование курса биологии 5 класс (1 час в неделю)

№ п/п

Содержание изученного материала (что пройдено на уроке)

Кол-во часов

Дата

По плану

Дата

По плану 5Б

Примечание

Введение

7

 

 

 

 

 

  1.  

Введение. Инструктаж по ПП, ОТ и ТБ в кабинете биологии. Введение.

 

 

 

 

 

 

  1.  

 Биология - наука о живой природе

 

 

 

 

 

 

  1.  

Методы изучения биологии

 

 

 

 

 

 

  1.  

Разнообразие живой природы. Царства живой природы.

 

 

 

 

 

 

  1.  

Среда обитания.

Экологические

факторы

 

 

 

 

 

 

  1.  

Среда обитания (водная, наземновоздушная)

 

 

 

 

 

 

  1.  

Среда обитания

(почвенная, организменная)

 

 

 

 

 

 

Раздел 1. Строение организма

9

 

 

 

 

 

  1.  

Что такое живой организм

 

 

 

 

 

 

  1.  

Строение клетки.

ЛР № 1  Изучение устройства увеличительных приборов и правил работы с ними.

ЛР № 2 Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука (мякоти томата).

 

 

 

 

 

 

  1.  

Химический состав клетки.

 

 

 

 

 

 

  1.  

Жизнедеятельность клетки.

 

 

 

 

 

 

  1.  

Ткани растений.

 

 

 

 

 

 

  1.  

Ткани животных. ЛР №3 Животные ткани.

 

 

 

 

 

 

  1.  

Органы растений.  ЛР № 4 Изучение органов цветкового растения.

 

 

 

 

 

 

  1.  

Системы органов животных.

 

 

 

 

 

 

  1.  

Организм — биологическая система.

 

 

 

 

 

 

Раздел 2. Многообразие живых организмов

15

 

 

 

 

 

  1.  

Как развивалась жизнь на Земле.

 

 

 

 

 

 

  1.  

Строение и жизнедеятельность бактерий.

 

 

 

 

 

 

  1.  

Бактерии в природе и жизни человека.

 

 

 

 

 

 

  1.  

Грибы. Общая характеристика.

 

 

 

 

 

 

  1.  

Многообразие и значение грибов.  ЛР № 5 Изучение строения плесневых грибов.

 

 

 

 

 

 

  1.  

Царство растений.

 

 

 

 

 

 

  1.  

Водоросли. Общая характеристика. ЛР  №6  Изучение строения водорослей.

 

 

 

 

 

 

  1.  

Многообразие водорослей.

 

 

 

 

 

 

  1.  

Лишайники.

 

 

 

 

 

 

  1.  

Мхи. ЛР № 7  Изучение внешнего строения мхов (на местных видах).

 

 

 

 

 

 

  1.  

Папоротникообразные. Плауны. Хвощи. Папоротники.  ЛР №8 Изучение внешнего строения папоротника (хвоща).

 

 

 

 

 

 

  1.  

Голосеменные растения. ЛР № 9 Изучение внешнего строения хвои, шишек и семян голосеменных растений.

 

 

 

 

 

 

  1.  

Покрытосеменные (Цветковые) растения. ЛР №10 Изучение внешнего строения покрытосеменных растений.

 

 

 

 

 

 

  1.  

Основные этапы развития растений на Земле.

 

 

 

 

 

 

  1.  

Сезонные явления в жизни растений.  Экскурсия «Весенние явления в жизни растений и животных»

 

 

 

 

 

 

  1.  

Значение и охрана растений.

 

 

 

 

 

 

  1.  

Соблюдение правил поведения в окружающей среде.

 

 

 

 

 

 

Заключение

1

 

 

 

 

 

  1.  

Итоговый урок года

 

 

 

 

 

 

 

ИТОГО

ЛР, ПР

Экскурсии

34

10

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2 имени М.А. Пронина

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МОУ СОШ №2

 

______________М.С. Чернышева

«28» августа 2020г

«СОГЛАСОВАНО»

Зам. директора по УВР

 

____________Т.М. Фатеева

«28» августа 2020г..

«РАССМОТРЕНО»

На заседании ШМО «Естественно-математического цикла»

Протокол №1 от «28» августа 2020г.

__________________Ю.А. Логунова

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ для 5 классов

Базовый уровень. ФГОС

на 2020 – 2021 учебный год

 

 

Составитель:

Логунова Юлия Александровна

учитель биологии       

высшая квалификационная категория

 

 

 

г. Звенигород

2020г.

 

 

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

1.             Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Биология. 5 класс : учеб. Для общеобразоват. Организаций / В.И. Сивоглазов, А.А.Плешаков. _ М. : Просвещение, 2019.

2.             Печатные пособия: таблицы, карты, атласы.

3.             Экранно-звуковые пособия: видеофильмы, слайды-диапозитивы, транспаранты, таблицы-фолии.

4.             Технические средства обучения. Информационно-коммуникационные средства.

5.             Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование: приборы, приспособления, реактивы и материалы.

6.             Модели: модели объемные, модели остеологические, модели рельефные, модели-аппликации, муляжи.

7.             Натуральные объекты: гербарии, влажные препараты, микропрепараты, коллекции, живые объекты.

8.             Игры

9.             Экскурсионное оборудование

10.           Специализированная учебная мебель

 

Использование ЭОР в процессе обучения биологии возможно не только при реализации инновационных педагогических технологий и переходе к новым моделям обучения, но и в рамках традиционного обучения, а именно – при подготовке учителя к уроку; работы учителя на уроке; самостоятельной работы учащихся на уроке.

К электронным образовательным ресурсам, можно отнести электронные приложения к учебникам, интерактивные продукты, выпускаемые на CD, а также образовательные ресурсы сети Интернет.

В настоящее время для педагогов и обучающихся разработаны федеральные порталы, содержащие электронные образовательные ресурсы, отвечающие всем требованиям современного процесса образования:

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) –http://fcior.edu.ru. Содержит коллекцию электронных образовательных ресурсов нового поколения.

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЕК ЦОР) – http://school-collection.edu.ru. Содержит разнообразные учебные материалы в электронной форме – документы, презентации, электронные таблицы, видеофрагменты, анимационные ролики и др.

Кроме того, в образовательном процессе можно использовать электронные образовательные издания (ЭОИ) интерактивного характера и мультимедийные приложения к УМК.

К интерактивным ЭОИ относятся:

•              интерактивные плакаты

•              виртуальные лабораторные работы, практикумы

•              интерактивные творческие задания

•              электронные наглядные пособия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_kl_biologiya.docx72.36 КБ

Предварительный просмотр:

        Пояснительная записка

Биологическое образование в основной школе должно обеспечить формирование биологической и экологической грамотности; расширение представлений об уникальных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции; представление о человеке как биосоциальном существе; развитие компетенций в решении практических задач, связанных с живой природой

В ФГОС указано, что изучение предметной области «Естественно-научные предметы» куда входит и биология должно обеспечить:

•        формирование целостной научной картины мира;

•        понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества;

•        овладение  научным подходом к решению различных задач;

•        овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать,  проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;

•        овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;

•        воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде;

•        овладение экосистемной познавательной моделью и ее применение в целях прогноза экологических рисков для здоровья людей, безопасности жизни, качества окружающей среды;

•        осознание значимости концепции устойчивого развития;

•        формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий, основанных на межпредметном анализе учебных задач.

Рабочая программа по биологии на базовом уровне для 5 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Реализация программы обеспечивается нормативными документами:

1.        Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников).

2.        Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (ред. от 29.12.2014) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 № 19644) – ФГОС ООО; (с изменениями приказ Минобрнауки России № 1577 от 31.12.2015 г.).

3.        Письмо Минобрнауки РФ от 24.11.2011 № МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием» (вместе с "Рекомендациями по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся").

4.        Приказ Минобрнауки России от № 38 от 26.01.2016 г. «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253».

Выходные данные материалов, используемых при составлении программы:

•        Биология. Методические рекомендации. Примерные рабочие программы. 5-9 классы : учеб. пособие для общеобразовательных организаций / В.И. Сивоглазов. – М. : Просвещение, 2017.

•        Примерная основная образовательная программа основного общего образования http://fgosreestr.ru/registry/primernaya-osnovnayaobrazovatelnaya-programma-osnovnogo-obshhego-obrazovaniya-3/

Состав УМК:

Биология. 5 класс : учеб. Для общеобразовательных организаций / В.И. Сивоглазов, А.А.Плешаков. _ М. : Просвещение, 2019.

Для простоты учета выполнения практической части программы используется сквозная нумерация лабораторных и практических работ. Курсивом выделены элементы содержания, относящиеся к результатам, которым учащиеся «получат возможность научиться» (ПООП ООО с. 390).

        Общая характеристика учебного предмета, курса

В настоящее время базовое биологическое образование в основной школе должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность, компетентность в обсуждении и решении целого круга вопросов, связанных с живой природой. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития знаний в области основных биологических законов, теорий и идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения.

Освоение учебного предмета «Биология» направлено на:

-развитие у обучающихся ценностного отношения к объектам живой природы;

-создание условий для формирования интеллектуальных, гражданских, коммуникационных, информационных компетенций.

Обучающиеся овладеют:

-научными методами решения различных теоретических и практических задач;

-умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты,

оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни.

Учебный предмет «Биология» способствует:

-формированию у обучающихся умения безопасно использовать лабораторное оборудование, проводить исследования, анализировать полученные результаты, представлять и научно аргументировать полученные выводы.

Изучение предмета «Биология» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами: «Физика», «Химия», «География», «Математика», «Экология», «Основы безопасности жизнедеятельности», «История», «Русский язык», «Литература» и др.

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у обучающихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым обучающиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности. Программа по биологии строится с учетом следующих содержательных линий:

• многообразие и эволюция органического мира;

• биологическая природа и социальная сущность человека;

• уровневая организация живой природы.

Курс «Биология. 5 класс» начинает систематическое изучение дисциплины «Биология» в общем образовании. Основой для его изучения является интегрированный курс «Окружающий мир», который учащиеся проходят в начальной школе. В ходе изучения предмета они познакомились с основными компонентами природы, её разнообразием, с природой родного края, страны и подготовлены к более детальному изучению мира живой природы.

Курс биологии в 5 классе предполагает изучение многообразия природы, а также научных методов и путей познания человеком природы. Данный курс реализует следующие цели:

—        систематизация знаний, полученных в ходе изучения предмета «Окружающий мир» в 1—4 классах;

—        углубление знаний о живой природе;

—        расширение познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

—        формирование первичных умений, связанных с выполнением лабораторных и практических работ;

—        воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей природе, формирование экологического мышления.

Описание места учебного предмета в учебном плане.

Учебный предмет «Биология» входит в предметную область «Естественно-научные предметы» и является обязательным для изучения учебным предметом на уровне основного общего образования.

Курс «Биология. 5 класс» является пропедевтическим. Учебный план основного общего образования предусматривает изучение биологии в 5 классе объеме - 1 час в неделю, и в зависимости от особенностей учебного графика образовательной организации составляет соответственно 34 часа в год. Рабочая программа соответствует учебному плану МОУ СОШ № 2 имени М. А. Пронина. Она отражает базовый уровень подготовки школьников.

II. Планируемые результаты учебного предмета:

Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующем уровне общего образования.

1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека, для развития современных естественнонаучных представлений о картине мира;

2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;

4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;

5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимо иррационального природопользования защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

6) освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

Выпускник научится:

  • выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий);
  • раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;
  • выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;
  • различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
  • сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы); делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
  • использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
  • знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
  • анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
  • знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Выпускник получит возможность научиться:

  • находить информацию о растениях, животных грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
  • использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных;
  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
  • осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
  • создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактерия и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
  • работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Раздел 1.

Живой организм:

строение и изучение (8 ч)

Многообразие живых организмов. Основные свой­ ства живых организмов. Биология — наука о живых орга­ низмах. Разнообразие биологических наук. Методы изуче­ ния природы: наблюдение, эксперимент, измерение. Обо­ рудование для научных исследований. Увеличительные приборы. Клетка и ее строение. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы, органоидов. Хромосомы. Различия в строении растительной, животной и грибной клеток. Химический состав клетки. Вода и другие неорганические вещества и их роль. Органические вещества и их роль в клетке. Вещества и явления в окружающем ми­ ре. Великие естествоиспытатели.

Лабораторные и практические работы (виртуальные и реальные) Знакомство с оборудованием для научных исследований. Определение метода изучения.

Изготовление водяной линзы. Устройство светового микроскопа. Строение клеток растений и животных. Крахмал и жиры в клетках растений.

ПРЕДМЕТНЫЕ   РЕЗУЛЬТАТЫ   ОБУЧЕНИЯ

Учащиеся должны знать:

  • основные признаки живого;
  • устройство светового микроскопа;
  • основные органоиды клетки;
  • основные органические и неорганические вещества клетки;
  • ведущих естествоиспытателей.

Учащиеся должны уметь:

  • характеризовать значение биологических знаний в по­ вседневной жизни;
  • характеризовать        методы        биологических        исследова­ ний;
  • работать с лупой и световым микроскопом;

  • узнавать органоиды клетки;
  • объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке;
  • соблюдать правила поведения в кабинете биологии.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

Учащиеся должны уметь:

  • проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
  • ставить учебную задачу под руководством учителя;
  • систематизировать и обобщать разные виды информа­ ции;
  • составлять план выполнения учебной задачи.

Раздел 2.

Многообразие

живых организмов (15 ч)

Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыка­ ющихся; птицы и звери прошлого. Разнообразие и клас­ сификация живых организмов. Вид. Царства живой приро­ ды. Признаки основных царств, их характеристика, строе­ ние, особенности жизнедеятельности, места обитания, роль в природе и жизнедеятельности человека. Охрана живой природы.

Лабораторные и практические работы

Изучение окаменелостей. Путешествие в царство бактерий. Строение шляпочных грибов.

Изучение плесени. Из чего состоит тина. Строение мха.

Определение деревьев по плодам. Определение возраста дерева.

Ядовитое семейство. Ископаемые простейшие. Тайный мир аквариума. Актинии и медузы.

Паукообразные и насекомые. Земноводные и пресмыкающиеся. Строение птичьего пера.

Строение скелета позвоночного.

Экскурсии в природу (виртуальные и реальные).

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

Учащиеся должны знать:

  • признаки строения и жизнедеятельности изучаемых объектов;
  • основные признаки представителей царств живой при­ роды.

Учащиеся должны уметь:

  • определять принадлежность объекта к царству;
  • устанавливать черты сходства и различия у представи­ телей основных царств;
  • узнавать объекты в природе и на рисунках;
  • устанавливать черты приспособленности организмов к среде;
  • объяснять роль представителей царств в жизни чело­ века.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

Учащиеся должны уметь:

  • проводить простейшую классификацию живых орга­ низмов;
  • использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
  • самостоятельно готовить устное сообщение на 2—3 ми­ нуты.

Раздел 3.

Среда обитания

живых организмов (5 ч)

Наземно­воздушная, водная и почвенная среды оби­ тания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные разных материков. Природ­ ные зоны Земли. Жизнь в морях и океанах.

Лабораторные и практические работы

Распространение семян в наземно­воздушной среде. Животные­двойники с разных материков.

Определение (узнавание) растений и животных с исполь­ зованием различных источников информации.

Исследование особенностей строения растений и живот­ ных, связанных со средой обитания.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

Учащиеся должны знать:

  • основные среды обитания живых организмов;
  • природные зоны планеты и их обитателей.

Учащиеся должны уметь:

  • сравнивать различные среды обитания;
  • характеризовать условия жизни в различных средах обитания;
  • сравнивать условия обитания в различных природных зонах;
  • выявлять черты приспособления  живых  организмов к определенным условиям;
  • приводить примеры обитателей морей и океанов;
  • наблюдать за живыми организмами.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

Учащиеся должны уметь:

  • устанавливать причинно­следственные связи;
  • формулировать и выдвигать простейшие гипотезы;
  • выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту.

Раздел 4.

Человек на Земле (7 ч)

Научные представления о происхождении челове­ ка. Древние предки человека. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный. Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озо­ новая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие и его сохранение. Важнейшие экологические проблемы. Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные при­ вычки и их профилактика. Правила поведения человека   в опасных ситуациях природного происхождения. Простей­ шие способы оказания первой помощи.

Демонстрация

Ядовитые растения и опасные животные.

Лабораторные и практические работы Сравнение человека и шимпанзе. По страницам Красной книги.

Жалящие насекомые.

Первая помощь при обморожении и тепловом ударе. Измерение своего роста и массы тела.

ПРЕДМЕТНЫЕ   РЕЗУЛЬТАТЫ   ОБУЧЕНИЯ

Учащиеся должны знать:

  • предков человека, их характерные черты и образ жиз­ ни;
  • основные экологические проблемы;
  • правила поведения человека в опасных ситуациях.

Учащиеся должны уметь:

  • объяснять причины негативного влияния хозяйствен­ ной деятельности человека на природу;
  • объяснять роль растений и животных в жизни человека;
  • соблюдать правила поведения в природе;
  • различать в природе и на рисунках опасные для челове­ ка виды растений и животных;
  • вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вред­ ными привычками своих товарищей.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

Учащиеся должны уметь:

  • работать в соответствии с поставленной задачей;
  • составлять план текста;
  • участвовать в совместной деятельности;
  • работать с текстом параграфа и его компонентами.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

  • Формирование ответственного отношения к учебе;
  • формирование познавательного интереса и мотивации к обучению;
  • формирование навыков поведения в природе, осознание ценности живых объектов;
  • осознание ценности здорового и безопасного образа жиз­ ни;
  • формирование основ экологической культуры.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ

Достижение личностных результатов оценивается на ка­ чественном уровне (без отметок). Сформированность мета­

предметных и предметных умений оценивается в баллах по результатам текущего, тематического и итогового контроля, а также по результатам выполнения лабораторных и практи­ ческих работ.

ПРИМЕРНЫЙ СПИСОК ТЕМ ДЛЯ ПРОЕКТНЫХ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ. 5 КЛАСС

  1. Исследование растений школьной территории и опреде­ ление количества хвойных и лиственных растений, а также определение с помощью учителя, какие это растения.
  2. Изучение в течение определенного времени рациона и режима питания обитателей школьного живого уголка (хо­ мяка, крысы или какого­то другого животного). Составле­ ние описания и презентации с фотографиями.
  3. Изучение способов размножения растений, проведение опытов по размножению комнатных растений в классе. Со­ ставление доклада о результатах.
  4. Изучение наиболее редких представителей животного и растительного мира своего региона, которые занесены в Красную книгу. Составление сообщения или оформление стенда о них.
  5. Сбор и анализ дополнительной информации о ядовитых и опасных животных своего края, составление доклада с по­ казом презентации на уроке.

 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. БИОЛОГИЯ. 5 КЛАСС (34 ч, 1 ч в неделю)

Название темы

Количество часов

Характеристика видов деятельности учащихся

Живой организм: строение

и изучение

8

Объясняют роль биологических знаний в жизни человека. Выделяют признаки живого. Определяют и учатся различать методы изучения живого. Учатся работать с увеличительными приборами и готовить микропрепараты. Выделя­ ют основные органоиды клетки. Сравнивают химический состав живой и нежи­ вой природы. Объясняют вклад великих естествоиспытателей в развитие биологии и других наук

Многообразие живых организмов

15

Выделяют основные этапы развития жизни на Земле. Определяют предмет изучения систематики и учатся выделять систематические категории. Учатся выделять особенности строения и жизнедеятельности представителей различ­ ных царств. Приводят примеры представителей различных царств. Объясняют роль живых организмов в природе и жизнедеятельности человека. Осваивают навыки выращивания растений. Учатся описывать природные объекты. Учатся работать с текстом учебника и искать дополнительную информацию

в научно­популярной литературе, справочниках и электронных носителях информации

Среда обитания живых организмов

5

Характеризуют и сравнивают основные среды обитания, называют виды растений и животных, населяющих их. Выявляют черты приспособления организмов к определенным средам на основе особенностей их строения. Выделяют природные зоны и приводят примеры растений и животных различ­ ных природных зон. Объясняют необходимость сохранения среды обитания

и учатся прогнозировать последствия при ее изменении

Окончание табл.

Название темы

Количество часов

Характеристика видов деятельности учащихся

Человек на Земле

7

Описывают основные этапы развития человека и характерные особенности предковых форм. Анализируют последствия хозяйственной деятельности человека. Называют исчезнувшие, редкие и исчезающие виды растений и животных. Учатся узнавать в природе и на картинках редкие и исчезающие виды растений и животных. Объясняют причины исчезновения природных сообществ. Обосновывают необходимость соблюдения правил поведения в природе и гигиенических норм для сохранения здоровья

ИТОГО

35

Поурочное планирование курса биологии 5 класс (1 час в неделю)

№ п/п

Содержание изученного материала (что пройдено на уроке)

Кол-во часов

Дата

По плану

Дата

По плану 5Б

Примечание

Введение

7

Введение. Инструктаж по ПП, ОТ и ТБ в кабинете биологии. Введение.

 Биология - наука о живой природе

Методы изучения биологии

Разнообразие живой природы. Царства живой природы.

Среда обитания.

Экологические

факторы

Среда обитания (водная, наземновоздушная)

Среда обитания

(почвенная, организменная)

Раздел 1. Строение организма

9

Что такое живой организм

Строение клетки.

ЛР № 1  Изучение устройства увеличительных приборов и правил работы с ними.

ЛР № 2 Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука (мякоти томата).

Химический состав клетки.

Жизнедеятельность клетки.

Ткани растений.

Ткани животных. ЛР №3 Животные ткани.

Органы растений.  ЛР № 4 Изучение органов цветкового растения.

Системы органов животных.

Организм — биологическая система.

Раздел 2. Многообразие живых организмов

15

Как развивалась жизнь на Земле.

Строение и жизнедеятельность бактерий.

Бактерии в природе и жизни человека.

Грибы. Общая характеристика.

Многообразие и значение грибов.  ЛР № 5 Изучение строения плесневых грибов.

Царство растений.

Водоросли. Общая характеристика. ЛР  №6  Изучение строения водорослей.

Многообразие водорослей.

Лишайники.

Мхи. ЛР № 7  Изучение внешнего строения мхов (на местных видах).

Папоротникообразные. Плауны. Хвощи. Папоротники.  ЛР №8 Изучение внешнего строения папоротника (хвоща).

Голосеменные растения. ЛР № 9 Изучение внешнего строения хвои, шишек и семян голосеменных растений.

Покрытосеменные (Цветковые) растения. ЛР №10 Изучение внешнего строения покрытосеменных растений.

Основные этапы развития растений на Земле.

Сезонные явления в жизни растений.  Экскурсия «Весенние явления в жизни растений и животных»

Значение и охрана растений.

Соблюдение правил поведения в окружающей среде.

Заключение

1

Итоговый урок года

ИТОГО

ЛР, ПР

Экскурсии

34

10

1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2 имени М.А. Пронина

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МОУ СОШ №2

______________М.С. Чернышева

«28» августа 2020г

«СОГЛАСОВАНО»

Зам. директора по УВР

____________Т.М. Фатеева

«28» августа 2020г..

«РАССМОТРЕНО»

На заседании ШМО «Естественно-математического цикла»

Протокол №1 от «28» августа 2020г.

__________________Ю.А. Логунова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ для 5 классов

Базовый уровень. ФГОС

на 2020 – 2021 учебный год

Составитель:

Логунова Юлия Александровна

учитель биологии        

высшая квалификационная категория

г. Звенигород

2020г.

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

1.        Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Биология. 5 класс : учеб. Для общеобразоват. Организаций / В.И. Сивоглазов, А.А.Плешаков. _ М. : Просвещение, 2019.

2.        Печатные пособия: таблицы, карты, атласы.

3.        Экранно-звуковые пособия: видеофильмы, слайды-диапозитивы, транспаранты, таблицы-фолии.

4.        Технические средства обучения. Информационно-коммуникационные средства.

5.        Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование: приборы, приспособления, реактивы и материалы.

6.        Модели: модели объемные, модели остеологические, модели рельефные, модели-аппликации, муляжи.

7.        Натуральные объекты: гербарии, влажные препараты, микропрепараты, коллекции, живые объекты.

8.        Игры

9.        Экскурсионное оборудование

10.        Специализированная учебная мебель

Использование ЭОР в процессе обучения биологии возможно не только при реализации инновационных педагогических технологий и переходе к новым моделям обучения, но и в рамках традиционного обучения, а именно – при подготовке учителя к уроку; работы учителя на уроке; самостоятельной работы учащихся на уроке.

К электронным образовательным ресурсам, можно отнести электронные приложения к учебникам, интерактивные продукты, выпускаемые на CD, а также образовательные ресурсы сети Интернет.

В настоящее время для педагогов и обучающихся разработаны федеральные порталы, содержащие электронные образовательные ресурсы, отвечающие всем требованиям современного процесса образования:

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) –http://fcior.edu.ru. Содержит коллекцию электронных образовательных ресурсов нового поколения.

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЕК ЦОР) – http://school-collection.edu.ru. Содержит разнообразные учебные материалы в электронной форме – документы, презентации, электронные таблицы, видеофрагменты, анимационные ролики и др.

Кроме того, в образовательном процессе можно использовать электронные образовательные издания (ЭОИ) интерактивного характера и мультимедийные приложения к УМК.

К интерактивным ЭОИ относятся:

•        интерактивные плакаты

•        виртуальные лабораторные работы, практикумы

•        интерактивные творческие задания

•        электронные наглядные пособия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...