Формирование навыков работы с текстом.
статья по биологии
Небольшая статья о том какие бывают тексты и какими приёмами можно пользоваться при работе с ними.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формирование навыков работы с текстом. | 24.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование навыков работы с текстом на уроках биологии.
Игошина Ю.Г., учитель биологии
МБОУ СОШ № 22-ЦО
В наш век глобальной информатизации актуальным становится не обладание совокупностью знаний, а способность быстро находить необходимую информацию, использовать любые источники знаний, навыки систематизировать и анализировать текстовую информацию.
Результаты проведенного исследования PISA показали, что в России существуют большие проблемы в формировании грамотности чтения, понимаемой в широком смысле слова как способности учащихся к осмыслению текстов различного содержания и формата и рефлексии на них, а также к использованию прочитанного в различных жизненных ситуациях.
Сегодня считается важным формирование умений работать с различными источниками информации, в том числе формирование навыков работы с текстом.
Виды текстов и приёмы работы с текстами, используемые на уроках биологии.
1.1. Виды текстов, используемых в практике обучения школьников биологии.
- Текст как основа для формулирования заданий в тестовой форме (по требованиям ГИА и ЕГЭ) с созданием эталонов ответов.
- Текст как основа для заполнения или составления схемы, таблицы, конспекта. Таблица, схема, конспект, кластер как результат работы учащихся с тематическим текстом, в том числе как пример работы над формированием понятий (перевод информации из одной знаковой системы в другую).
- Текст как основа для выполнения творческого задания, результатом которого является “печатное ученическое издание”, новый текст (например, информационный лист, “книжка-малышка”, электронная презентация, стихотворение).
- Таблица, схема, рисунок, опорный конспект как пример сжатого текста – носителя информации по определённой теме, в том числе как пример работы над формированием понятий (перевод информации из одной знаковой системы в другую).
- Текст как вариант модуля урока, как пример алгоритмической деятельности ученика или группы, учащихся на уроке, как пример “маршрутной карты виртуального путешествия по стране знаний”.
- Текст (часть текста) художественного произведения для вычленения химической или биологической информации и оценки её истинности.
1.2. Приёмы работы с текстом, используемые в практике обучения школьников биологии.
1. Приём постановки вопросов к тексту и ответов на них («диалог с текстом») в сочетании с чтением с остановками.
Этот прием является основным в процессе уяснения содержания, ведет к всестороннему пониманию учебного текста. Понимание текста складывается из понимания отдельных слов, предложений, параграфов, логической структуры всего текста, его основной идеи и смысла, а также подтекста и общего замысла автора.
Поэтому вопросы могут возникать к разным аспектам текста: к непонятным словам и предложениям, к непонятным логическим связям между предложениями и абзацами текста, к связям содержания читаемого текста с другими текстами на эту тему.
Главное, чему учит этот прием – не пропускать ни одного непонятного места в тексте, тут же формулировать вопрос и искать на него ответ. В этом большой развивающий эффект данного приема.
Вопросы могут возникать примерно таких типов:
- О чем здесь говорится?
- Что мне уже известно об этом?
- Что именно об этом сообщается?
- Чем это можно объяснить?
- Как это соотносится с тем, что я уже знаю?
- Для чего это делается?
2. Постановка вопроса-предположения.
Это вопросы типа: «А не потому ли.., что?», «Может быть, это объясняется тем, что…?» и т. п. Вопросы-предположения – это такой прием осмысления, в котором сочетаются обычный вопрос и предположительный ответ на него. Они ставятся обычно в случае, если на возникший вопрос читатель не нашел готового ответа, но уловил в тексте намек или косвенное указание на возможный ответ.
3. Реципация – мысленное возвращение к ранее прочитанному и повторное его осмысление под влиянием новой мысли.
4. Критический анализ – самая высокая ступень осмысления текста, которая находит выражение в дополнениях к прочитанному, выражении сомнения или несогласия и отстаивании своей точки зрения.
5. Приём составления плана (в том числе – вопросного) или тезисов текста
План есть перечисление всех текстовых субъектов текста (т. е. тем). Для того, чтобы составить план, надо последовательно задавать себе в процессе чтения вопрос «о чем здесь говорится?», вычленять с помощью этого вопроса субъекты высказывания и записывать их в виде пунктов плана. Процесс тезирования состоит в формулировании основных тезисов (положений, утверждений, выводов) изучаемого текста.
6. Прием составления граф-схемы, опорного сигнала (перекодировка информации на язык образов, более доступный детскому).
Граф-схема – это графическое изображение логических связей между основными субъектами текста. Средствами графического изображения являются абстрактные геометрические фигуры (прямоугольники и др.) и их соединения (линии, стрелки), а также символические изображения и рисунки предметов. Строгая логическая граф-схема строится в виде линейной или разветвленной блок-схемы, графа, дерева и т. п.
Граф-схема отличается от плана наличием связей между элементами. Связи придают картине целостность и наглядность.
7. Прием составления сводных таблиц. Этот прием используется для обобщения и систематизации учебной информации, извлеченной из текста. Для составления сводной таблицы используются сводные граф-схемы, предварительно составленные по тексту, и выписки наиболее существенных утверждений.
8. Приём комментирования представляет собой самостоятельное рассуждение, умозаключение, и выводы по тексту.
9. Использование в работе с текстом приёмов технологий критического мышления.
При сформированных приемах осмысления текста учащиеся становятся способными оценить эффективность своей работы с текстом, отмечая про себя факты непонятности той или иной части текста, отсутствия в тексте объяснения или ответа на возникший вопрос, контролируют себя. У них лучше работают память, воображение. Интересно и то, что в этом случае обнаруживаются кроме познавательных и мотивационные (т. е. побудительные) компоненты: переживаемое читателями желание найти решение вопроса; намерение читать более внимательно, чтобы выяснить непонятное; чувство удовлетворенности или неудовлетворенности от своей работы над текстом; уверенность, сомнение и пр.
Среди приемов технологий критического мышления работы с текстом на уроках биологии выделяются следующие:
1. Кластер (пучок, созвездие) – прием, который развивает вариантность мышления, способность устанавливать всесторонние связи и отношения изучаемой темы (понятие, явление, событие).
Пример. Биология 5 класс тема «Вещества клетки»
Техническое задание обучающимся:
1. Прочитайте текст учебника
2. Составьте кластер по теме «Вещества клетки».
2. Инсерт (пометки на полях) – это интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления. Прием способствует развитию аналитического мышления, является средством отслеживания понимания материала. Во время чтения текста необходимо делать на полях пометки, а после прочтения текста, заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы: «V» – уже знал; «+» – новое; «–» – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы.
Пример. Урок в 5 классе по теме «Царство Грибы».
Организуя работу учащихся на этапе закрепления изученного материала, предлагается текст «Царство Грибы» учебника. Учащимся необходимо прочитать текст, и поставить на полях специальные пометки.
• «v» – это я знаю;
• «+» – новая информация;
• «-» – информация, противоречащая моим знаниям;
• «?» – хотел бы узнать об этом побольше.
3. Заполнение таблицы «З-Х-У» («Знаю – Хочу знать – Узнал»).
Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Этот прием поможет собрать уже имеющуюся по теме информацию, расширить и систематизировать знания по изучаемому вопросу.
Читая текст, ученик заполняет графы таблицы: «З(наю) – У(знал) – Х(очу узнать)» или «З(наю) – Х(очу узнать) – У(знал)» своими словами, без цитирования исходного текста и последующее подведение итогов, сопоставление содержания граф.
4. «Тонкие» и «толстые вопросы»
Прием "Тонкие и толстые вопросы" может быть использован на любом этапе урока.
Пример. Урок в 6 классе по теме «Минеральное питание растений»,
Работа с текстом учебника. Класс делится на группы. Одна группа готовит «толстые» вопросы, другая – «тонкие». Вопросы задаются по очереди.
Форма таблицы «тонких» и «толстых» вопросов
Тонкие вопросы | Толстые вопросы |
Кто…? Что…? Когда…? Может…? Будет…? Мог ли…? Как звали…? Было ли…? Согласны ли вы…? Верно ли…? | Дайте объяснение, почему…? Объясните, почему…? Почему вы думаете…? Почему вы считаете…? В чем различие…? Предложите, что будет, если…? Что, если…? |
5. Приём «Перепутанные логические цепи». Выбираются несколько событий (либо из хронологической цепи, либо из причинно-следственной цепи) и распределяются в произвольном порядке (напечатаны на отдельном листе). Учащимся предлагается восстановить правильный порядок. После чего обращается внимание на правильный порядок событий и проверяется истинность или ошибочность собственных предположений.
Используя разные приемы работы с текстом у ученика формируются универсальные учебные действия:
- Коммуникативные – умение формулировать свою позицию (интерпретация), адекватно понимать собеседника.
- Познавательные – умение извлекать, преобразовывать и оценивать информацию из прочитанного текста.
- Личностные – в случае, если анализ текста порождает личностные суждения.
- Регулятивные – умение работать по плану (алгоритму).
В результате применения описываемых приёмов у учеников закладываются основы формирования грамотного читателя, человека, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована потребность в нём как средству познания мира и самопознания.
Уделяя внимание работе с текстами, не стоит забывать о канонах здоровьесберегающей педагогики. Необходимо научить учащихся создавать благоприятные условия для чтения, разучить простые и эффективные упражнения для глаз.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование навыка чтения нотного текста в рамках развития индивидуальных музыкальных способностей учащихся
Методическая разработка и нотное пособие по чтению с листа, построенное таким образом, чтобы максимально развивать те стороны процесса чтения нотного текста, которые слабо развиты у конкретного ученик...
Презентация " Формирование навыков работы с текстом в рамках спецкурса "Основы смыслового чтения"
Навык чтения-- явление сложное. Он складывается из двух сторон: смысловой и технической. Смысловая-- понимание содержания и смысла читаемого. Техническая-- способ чтения, темп чтения, правильнос...
Формирование навыков работы с текстом как составляющая информационной компетентности
Формирование навыков работы с текстом как составляющая информационной компетентности...
Выступление на методическом объединении на тему: «Формирование навыков анализа художественного текста на уроках чтения в коррекционной школе».
Анализ художественного текста – самый сложный, но необходимый вид работы с детьми школьного возраста по литературе.Существует ложное представление о том, что текст анализировать не надо, что анализ ра...
Формирование навыка чтения художественного текста
Формирование навыка чтения художественного произведения, воспитание чуткого к поэтическому слову читателя - важнейшая задача современной школы. Выполнение этой задачи значительно усложняе...
Материал для формирования навыков работы с текстом для учащихся 2 класса
Данный материал содержит небольшой текст для чтения и ряд заданий к тексту. Данная работа направлена на формирования навыков работы с текстовым материалом....
«Использование методов и приёмов технологии развития критического мышления при формировании навыков работы с художественным текстом»
1.Мотивация осознанной деятельности учителей, принимающих участие в работе. Совместное построение кластера – предположения слушателей, какие вопросы, по их мнению, будут рассмотрены.2.През...