Формирование навыков работы с текстом как составляющая информационной компетентности
статья на тему

Пономаренко Регина Равилевна

Формирование навыков работы с текстом как составляющая информационной компетентности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование навыков работы с текстом как составляющая информационной компетентности.

«Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился при этом учиться» Э.Тоффлер


Целью образования в современной школе становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Одним из условий успешного самообразования является сформированность ключевых компетентностей, о чём сказано в концепции модернизации российского образования. Центральное место в перечне ключевых компетентностей занимает читательская компетентность. Чтение считается важнейшейинформационной технологией, без овладения которой невозможно жить и работать в современном, быстро меняющемся мире.
Прежде, чем использовать различные элементы педтехнологий, считаю, что вначале необходимо изучить возможности класса. В моем классе у учащихся достаточно хорошо развиты познавательные интересы, любознательность, дети с удовольствием схватывают новое, исходя из этого, я применяю следующие технологии: системно- деятельностный подход, методы творческого обучения., сотрудничество в обучении (групповые и парные формы работы), ИКТ – технологий позволило мне добиться хороших результатов в достижении оптимального чтения.


Класс состоит из учеников с неодинаковым развитием и степенью подготовленности, разным отношением к учению, разными интересами, поэтому обучение строю вариативно с учётом индивидуальных особенностей детей. Для качественной, уверенной работы над текстом необходим осознанный навык чтения. Приемов работы над навыком чтения множество, один из них — зрительные диктанты по методике профессора И.П. Федоренко, которые способствует достижению результативности в обучении чтению, я немного преобразовала их с учетом ИКТ (диктанты провожу с помощью презентаций –У меня три набора текстов. Один – с воспитательным контекстом, состоит в основном из пословиц и поговорок. Сейчас, в 4 классе, очень часто можно услышать в речи детей фразу из набора – «Умный уступает», «добро помни, а зло забывай» и др. Дети применяют эти выражения уже осознанно, с целью воспитательного воздействия друг на друга. Второй набор содержит этнокультурные сведения, тексты о России, Татарстане, Казани. Третий набор я преобразовала с помощью учеников. Это предложения из литературных произведений, по которым мы регулярно проводим читательские конференции. Эффективность проведения зрительных диктантов высока, только если применять их регулярно, важна не длительность, а частота тренировочных упражнений

Продолжая эту тему, считаю важным перейти на следующую ступень: к формированию читательской компетентности (умение работать с устными и письменными текстами, составлять план письменного текста и создавать письменные тексты).
На уроках литературного чтения, на читательских конференциях при анализе и работе с текстом создала такие условия, чтобы ученик мог проникнуть «внутрь» текста, литературные герои ожили, заговорили, тогда они будут приняты душой и умом ребёнка. Для обогащения субъектного опыта учащегося разработала и апробировала следующие приёмы анализа литературного произведения.


. Анализ образа конкретного героя (текст письменный и устный).


  • 2. Создание проблемных ситуаций, постановка проблемных вопросов к тексту (развитие мыслительных процессов).
    Предлагается создание специфической среды, в рамках которой природная тяга ребенка к самораскрытию, самореализации будет проявляться в игровой и творческой читательской деятельности.

3. Составление детьми вопросов к тексту аналитического характера, по которым проводим литературные викторины.


4. Рассказ от имени героя (речевое развитие).


5. Работа с иллюстрациями к произведению


6. Театрализация.
 В 4 классе дети уже самостоятельно готовят инсценировки к изучаемому произведению. Причем, самые «приобщенные» к чтению ученики, инсценируют тот отрывок текста, которого нет в учебнике, тем самым побуждая других детей прочитать все произведение. Главное при этом не забывать принципы приобщения: добровольность, диалогичность, открытость, непрерывность


7. Составление плана произведения как краткого, так и развёрнутого.

.
8.
Литературный хоккей.Правила игры в литературный хоккей

Класс делится на 4 команды (5-7 человек).

Каждая команда:

Выбирает капитана и вратаря.

Готовит 10 вопросовпо тексту и заранее сдает их учителю.

Во время игры команды:

Располагаются за столом, имея при себе лист с вопросами и чистый лист для записи. Вратарь садится за отдельный стол, имея только текст произведения.

Поочередно задают вопросы друг другу.

На обсуждение ответаи поиск подтверждения текстом дается не более 1 минуты.(Ответы должны быть полными)

Если команда затрудняется ответить на вопрос, то отвечает вратарь, если и он не ответил, капитан вправе обратитьсяза помощью к болельщикам.

За каждый правильный ответ начисляется 1 балл.

За некорректное поведениес команды снимаются штрафные баллы.

Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.

В конце игры капитаны выставляют каждому члену команды отметку.


Велико значение взаимодействия учителя и библиотекаря. У нас разработаны библиотечные уроки, проводятся многочисленные конкурсы, совместные утренники, викторины, читательские конференции.
.Читательская конференция по книге В. Катаева «Сын полка», посвященнаяВеликой Победе потрясла всех. В итоге, вся начальная школа читала эту книгу. Равнодушных не осталось. Результатом стало написание сочинений о Ване Солнцеве. Такие праздники способствуют развитию читательского интереса и, как следствие, углублению полученных знаний, раскрытию индивидуальных особенностей каждого ученика, развитию самостоятельности и творческой активности детей.

С уверенностью можно сказать, что библиотека – наша вторая классная комната. Дети с удовольствием после уроков бегут за помощью в подготовке к урокам, викторинам, проектам к Людмиле Валерьевне– нашему любимому библиотекарю. С её помощью наш класс занял второе место в конкурсе, посвященном творчеству Носова. Ученики нашего класса второй год подряд занимают призовые места в школьных конкурсах чтецов, в школьной олимпиаде по литературному чтению.
.

.
Технология обучения в сотрудничестве, информационно-коммуникационные технологии, приёмы театрализации, доступность книг с художественными произведениями, наличие индивидуальных заданий по текстам произведений, активизация внимания на успешном опыте чтения будут способствовать формированию читательской компетентности учащихся при чтении художественных произведений
На основе всего сказанного и создаются условия для становления приобщенности школьников к чтению, которая будет способствовать сохранению и развитию культуры чтения как гуманитарной ценности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие умений работы с текстом как основа информационной компетентности личности.

Выступление на районном методическом семинаре учителей биологии и химии....

Формирование навыка чтения нотного текста в рамках развития индивидуальных музыкальных способностей учащихся

Методическая разработка и нотное пособие по чтению с листа, построенное таким образом, чтобы максимально развивать те стороны процесса чтения нотного текста, которые слабо развиты у конкретного ученик...

Презентация " Формирование навыков работы с текстом в рамках спецкурса "Основы смыслового чтения"

Навык чтения-- явление сложное. Он складывается из двух сторон: смысловой и технической. Смысловая-- понимание содержания  и смысла читаемого. Техническая-- способ чтения, темп чтения, правильнос...

Материал для формирования навыков работы с текстом для учащихся 2 класса

Данный материал содержит небольшой текст для чтения и ряд заданий к тексту. Данная работа направлена на формирования навыков работы с текстовым материалом....

Формирование навыков работы с текстом.

Небольшая статья о том какие бывают тексты и какими приёмами можно пользоваться при работе с ними....

Статья «Развитие умений работы с текстом как основа информационной компетентности личности»

Одной из наиболее важных нам представляется  информационная компетентность, так как именно в этом понятии наиболее полно отражаются современные требования к качеству школьного образования в аспек...

«Использование методов и приёмов технологии развития критического мышления при формировании навыков работы с художественным текстом»

1.Мотивация осознанной деятельности учителей, принимающих участие в работе. Совместное построение кластера – предположения слушателей, какие вопросы, по их мнению, будут  рассмотрены.2.През...