Выступление на методическом объединении на тему: «Формирование навыков анализа художественного текста на уроках чтения в коррекционной школе».
материал ( класс) на тему
Анализ художественного текста – самый сложный, но необходимый вид работы с детьми школьного возраста по литературе.
Существует ложное представление о том, что текст анализировать не надо, что анализ разрушает с одной стороны, художественную ткань произведения, с другой – первичное восприятие, те эмоции, которые возникли у ребенка при ознакомлении с текстом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
s.a._metod.tema_._vystuplenie.docx | 23.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Формирование навыков анализа художественного текста на уроках чтения в коррекционной школе».
Анализ художественного текста – самый сложный, но необходимый вид работы с детьми школьного возраста по литературе. Существует ложное представление о том, что текст анализировать не надо, что анализ разрушает с одной стороны, художественную ткань произведения, с другой – первичное восприятие, те эмоции, которые возникли у ребенка при ознакомлении с текстом. Дело здесь не в самом анализе, а в неграмотном его проведении, незнании детской литературы и методики работы с нею, в отсутствии чувства меры и вкуса у педагога. Методика анализа художественного произведения в значительной степени опирается на своеобразие рода и жанра. Вот как решает в данном случае проблему анализа произведений российский методист Мария Александровна Рыбникова: «Методические приемы диктуются природой произведения... Балладу можно разобраться с помощью плана, но вряд ли следует планировать лирическое произведение. Маленький рассказ читается и разбирается в полном объеме... Загадка отгадывается и повторяется наизусть, пословица объясняется и сопровождается житейскими примерами, басня разбирается в расчете на осознание выраженной в ней морали». Ведущим понятием для учеников младших и 5-6 классов является понятие «Литературный герой», «Человек, - утверждал Д.С. Лихачев, - всегда составляет центральный объект литературного творчества». Анализируя образы литературных героев, мы учим ребят давать их характеристику и сравнительную характеристику этих героев. Характеристика литературного героя - это выявление особенностей в характере, внешности и речи героя, в его деятельности. Характеристика включает в себя сведения о принадлежности героя к тому или иному обществу, его моральных качествах, взглядах, способностях. Сравнительная характеристика 2-х героев дается по сходству и противоположности, причем не отдельно сначала об одном герое, а потом о другом, так что получается два маленьких рассказа. Сравнения должны быть параллельными. Вначале целесообразно рассматривать общие черты, свойственные героям: - воспитание в одной семье или среде - внешний вид – схожесть или различие - одинаковый возраст - одинаковая ситуация, в которую попали герои, а затем противоположности в них. Сравнительная характеристика героев всегда включает в себя основную проблему русской литературы- проблему нравственного выбора. Устная характеристика и сравнительная характеристика героев вырастает в сочинения: «Судьба Герасима в рассказе И. Тургенева «Муму» и «Жилин и Костылин в рассказе Л. Толстого «Кавказский пленник». Чему же нужно научить ребенка школьного возраста анализируя текст? При работе с детьми данного возраста используется только один вид анализа – «вслед за автором», то есть тот вид, где наблюдается логика развития действия. Значит, ребенка можно научить следовать логике писателя, чувствовать и понимать его. Анализ художественного текста ведется путем постановки вопросов. Можно и надо научить детей правильно отвечать на них. Ребенок должен привыкнуть к тому, что надо выслушать вопрос, понять его суть и ответить в соответствии со значением вопроса, не уходя от него, не расширяя и не сужая его смысл. Для детей младшего школьного возраста задаются преимущественно репродуктивные вопросы, помогающие воспроизвести текст и следовать его логике: кто? где? как? Далее в его речь естественным образом входят вопросы «почему?» и «зачем?». Это вопросы аналитического характера, побуждающие размышлять над прочитанным, сопоставлять, сравнивать. Главным из них является вопрос «почему?». Вопросы к анализу художественного текста должны быть доступными для детей, а все слова понятными, точными, оправданными. Доступность вопроса предполагает ясность смысла, конкретность ответа. Чем грамотнее задан вопрос, тем точнее будет ответ. Ребенку нельзя задавать так называемые двойные вопросы: где и почему? Кто и где? и т.д., чтобы не рассеивать внимание ребёнка, а нацеливать на один, но верный и глубокий ответ. Поскольку литература – это один из видов художественного творчества, то в процессе анализа детям следует показать, как «сделано» произведение, то есть дать им представление о тех художественных приемах и средствах, которыми пользуется автор и которые доступны детям (рифма, сравнение, олицетворение и т.д.). Значит, в ходе анализа необходимо обращать внимание на художественный мир произведения, формулируя вопросы так, чтобы с их помощью этот мир раскрылся перед детьми, чтобы они заметили художественное мастерство автора. Существуют еще так называемые наводящие вопросы, то есть те, которые дополняют главный вопрос, помогают ребенку более глубоко и целенаправленно раскрыть его. Но взрослый должен отличать наводящие вопросы от подсказывающих, которые нельзя задавать детям, так как в них фактически содержится ответ на вопрос. Например: « Этот мальчик смелый, да?» Или: «Не кажется ли вам, что этот мальчик смелый, так ведь?» Детям ничего не остается, как только утвердительно ответить на такой вопрос. Он не располагает к обдумыванию текста, к поиску ответа, к сомнению в его правильности. Он не стимулирует аналитическое мышление, а значит, не является продуктивным. Вопросы для анализа текста должны быть продуманы заранее. Чем глубже взрослый вникает в смысл читаемого, чем легче ему будет сформулировать не только главные, но и наводящие вопросы, скорректировать их в процессе анализа. Если молодой учитель только учится анализировать произведение, то на первых порах лучше составить «партитуру» текста, то есть параллельно тексту записать вопросы, ожидаемые ответы на них, наводящие вопросы в случае, если ответы детей не будут удовлетворять взрослого. Сделав несколько подобных анализов, педагог будет глубже понимать произведение и увереннее вести беседу с детьми. Анализ прозаического произведения также проводится путем постановки вопросов к тексту. Для анализа следует выбирать небольшие по объему произведения, чтобы дети могли удержать их в памяти. Они должны быть динамичными; события, поступки, характеры героев в них – яркими, неординарными. Проводя анализ произведения, учитель должен научиться превращать его из обязательного учебного упражнения в серьезный, интересный и полезный для детей разговор о литературе, ее особенностях как вида искусства, ее воздействии на человека. Анализ произведения помогает поддерживать в детях интерес к миру, пробуждать любознательность, пытливость, учит думать, сопоставлять. И в этом его непреходящая ценность. Остановка за малым – мастерством взрослого в этом виде работы. Ни в коем случае нельзя переводить анализ в плоскость бытовых разговоров, когда художественное произведение является не материалом для наслаждения и обдумывания, а иллюстрацией или импульсом к обсуждению проблем ребенка или группы детей. Например, обсуждая поведенческие проблемы ребенка, взрослые назойливо советуют воспринимать литературного героя как образец для подражания. Надо мыть руки, потому что так делает книжный герой; надо любить своих близких, потому что их любят герои прочитанного рассказа. Воспитательная функция произведений, самодостаточная в детской литературе, подчеркивается взрослыми до такой степени, что ребенок начинает воспринимать книгу как свод правил поведения и тихо ненавидеть ее или противостоять тому, о чем говорят взрослые. Если мы постоянно будем говорить ребенку, что он должен походить на положительного героя книги, ему обязательно захочется стать таким, как герой отрицательный. Одна из основных задач при анализе произведения – не лишать литературу ее права быть прежде всего искусством и в таком ее качестве восприниматься человеком.
Работа с художественным текстом Учителю необходимо сделать встречи с произведениями художественной литературы интересными, разнообразными, непринужденными. Дети должны привыкнуть к ощущению того, что разговор по поводу прочитанного – это разговор о смысле человеческого бытия, преподнесенный им в художественных образах, необычно, доступно, с уважением к уровню их понимания сложных, но интересных проблем. Нужно уметь беседовать с детьми, уметь сформулировать вопрос так, чтобы, оставаясь глубоким по смыслу, он был понятен детям и вызывал желание обсуждать его. Существует два типа бесед о книге: рекомендательные беседы и беседы о прочитанном. Рекомендательные беседы проводятся до чтения книги с целью обратить на нее внимание детей, возбудить интерес к ней, желание слушать чтение. Готовясь к такой беседе, учитель должен хорошо узнать текст, выделить в нем то, что будет интересно детям конкретной группы, уметь заинтриговать детей ожиданием встречи с книгой как каким-то чудом. Следует получить представление об авторе книги, о том, что было создано этим писателем ранее. Дополнительный материал не только поможет грамотно познакомить слушателей с произведением, но и упрочнит в глазах детей его авторитет как читателя, как интересного человека. Беседы о прочитанном позволяют выявить степень и правильность понимания текста детьми, скорректировать их восприятие, ответить на детские вопросы. Часто дети сами вызывают учителя на разговор об прочитанном. Никогда не нужно уходить от таких бесед или переключать внимание детей на другое. Настоящее детское чтение – очень ценный материал для развития человека. В таких беседах дети без труда учатся выделять главное, видеть логику в действиях и поступках персонажей, знакомятся со средствами выразительности, а потом используют их в своей речи, постигают искусство делать выводы, подводить итоги, формулировать вопросы, то есть рассуждать, думать над прочитанным. |
Казанская школа № 142
МО. ВЫСТУПЛЕНИЕ.
Тема: «Формирование навыков анализа художественного текста на уроках чтения в коррекционной школе».
Автор-разработчик:
Телегина С.А.,
учитель I квалификационной категории
2016 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на методическом объединении по теме: «Работа с текстом на уроках английского языка».
В данной статье я рассказываю, как я работаю с текстами и какие творческие работы предлагаю своим ученикам, для повышения интереса к английскому языку....
Выступление на методическом объединении по теме «Формирование общеучебных умений при обучении математике – средство реализации требований стандарта общего образования»
Данное выступление было подготовлено мной для РМО учителей математики....
Выступление на методической неделе по теме "Формирование приемов и методов УУД на уроках истории и обществознания"
Документ содержит текст выступления на методической неделе по теме "Формирование приемов и методов УУД на уроках истории и обществознания"...
Выступление на методическом объединении на тему "Методика анализа современного урока".
Выступление на методическом объединении на тему "Методика анализа современного урока"....
Формирование УУД в процессе анализа художественного текста на уроках литературы
С введением новых федеральных государственных образовательных стандартов к деятельности учителя стали предъявляться новые требования. Одним из таких требований является реализация универсальных учебны...
Выступление на методическом объединении по теме "Формирование личностных учебных действий в процессе использования современных образовательных технологий на уроках русского языка и чтения"
Выступление на методическом объединении по теме...
выступление на методическом объединении по теме: « Опыт работы по теме самообразования: формирование учебно-познавательной компетенции через организацию самостоятельной деятельности учащихся»
laquo; Опыт работы по теме самообразования: формирование учебно-познавательной компетенции через организацию самостоятельной деятельности учащихся...