Формирование навыка чтения художественного текста
статья по литературе ( класс) на тему

   Формирование навыка чтения художественного произведения, воспитание чуткого к поэтическому слову читателя - важнейшая задача современной школы. Выполнение этой задачи значительно усложняется в эпоху компьютерных технологий. Стремительный темп жизни, дефицит времени сильно препятствует развитию читательского умения. Классическая русская литература остается недоступной большинству современных молодых людей из-за отсутствия у них навыка внимательного чтения. Воспитывать в школьнике читателя можно, возбуждая в нем интерес к литературному произведению с помощью систематической работы над художественным словом. Как разновидность такой работы раскрытие ассоциативных связей слов, осуществляемое с помощью стилистического эксперимента, обладает богатейшими возможностями, благодаря объективно существующим в психике носителей языка семантическим отношениям слов, которые актуализируются авторским замыслом.

     Предметом исследования в данной статье является ассоциативность имён собственных у А.П.Чехова, т.е. их способность не только называть, но и вызывать, по замечанию Л.Н.Толстого, множество мыслей, представлений и объяснений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Формирование навыка чтения художественного произведения, воспитание чуткого к поэтическому слову читателя - важнейшая задача современной школы. Выполнение этой задачи значительно усложняется в эпоху компьютерных технологий. Стремительный темп жизни, дефицит времени сильно препятствует развитию читательского умения. Классическая русская литература остается недоступной большинству современных молодых людей из-за отсутствия у них навыка внимательного чтения. Воспитывать в школьнике читателя можно, возбуждая в нем интерес к литературному произведению с помощью систематической работы над художественным словом. Как разновидность такой работы раскрытие ассоциативных связей слов, осуществляемое с помощью стилистического эксперимента, обладает богатейшими возможностями, благодаря объективно существующим в психике носителей языка семантическим отношениям слов, которые актуализируются авторским замыслом.

    Предметом исследования в данной статье является ассоциативность имён собственных у А.П.Чехова, т.е. их способность не только называть, но и вызывать, по замечанию Л.Н.Толстого, множество мыслей, представлений и объяснений.
    Общеизвестно внимание Чехова к именам. Писатель прозапас собирал их в записных книжках (Гусыня, Кастрюля, Устрица и др.).Выразительно изобретал их в письмах(например, Собакий Семёныч и Матвей Сортирыч).

   Чеховские "говорящие имена" давно и вполне заслуженно привлекают внимание исследователей В пятидесятые-шестидесятые годы они рассматривались как средство создания комического эффекта в ранних рассказах писателя. В ходе дальнейшего изучения в них видели типичное для писателя средство достижения лаконизма и своеобразные слова-стимулы, рассчитанные на читательское додумывание, на читательские ассоциации.Подчеркивалась важность контекстуального изучения "значащих" фамилий у Чехова. Ставился также вопрос о принципах перевода имен собственных на иностранные языки.
К сожалению, достижение филологической науки не всегда находят отражение в школьном преподавании языка и литературы.
Покажем возможные виды работы над чеховскими именами собственными в школе.
       Существуют разные пути возникновения ассоциативных связей, создающих "приращения" смысла слова.
    1. Ассоциативные связи могут быть заложены в производящей основе имени собственного, при этом "говорящие" фамилии, которые достаточно полно освещены в научной литературе. В средних классах при изучении рассказов "Хамелеон", "Смерть чиновника", "Унтер Пришибеев" следует обратить внимание на предметно-логический смысл производящих основ таких имён собственных, как Очумелов, Хрюкин, Жигалов, Пришибеев, Червяков.
     Предметно-логический смысл производящей основы не всегда прозрачен. Для разъяснения некоторых трудных фамилий можно обратиться к словарю В.Даля. Например, Елдырин - от "елдыжить"- "вздорить, придираться, затевать споры", "елдыга"- "сварливый и корыстный человек". Определив значение фамилии, читатель получает краткую характеристику персонажа. Фамилия Жигалов происходит от диалектного слова "жигало"- "каленое железо", "зачинатель поджога, зачинщик".
Определение предметно-логического смысла производящей основы фамилий помогает читателю представить персонаж и почувствовать эмоциональный фон, сопровождающий упоминание данной фамилии.

     Существуют фамилии, вызывающие многоплановые ассоциации. Так, Червяков ассоциируется и с червяком-ничтожеством (слово "червяк" в одном из переносных значений в отношении к человеку употребляется как отрицательная характеристика качества человека, которое можно обозначить радищевским словом "ползущество"- пресмыкательство, подхалимство), и с "червем гложущим". Унтер Пришибеев одержим неодолимым желанием пришибить всех, однако и сам он нравственно пришиблен. Уделив внимание многоаспектности ассоциаций, вызываемых фамилией персонажа, читатель полнее воспримет художественный образ, глубже постигнет авторский замысел.

   Ассоциативные связи, заложенные в производящей основе имени собственного, развиваются и подкрепляются контекстом произведения. Исходя из этого, можно предложить учащимся найти в тексте произведения ассоциативно связанные с фамилией персонажа слова и с их помощью составить и дорисовать словесный портрет персонажа. Например, Хрюкин ассоциируется с "хрюкать"- "свинья". Последнее реализуется в тексте: "...ежели каждая свинья будет ей в нос сигаркой тыкать..." "Слово "свинья" в применении к человеку даёт отрицательную характеристику. Ассоциативная цепочка "Хрюкин-хрюкать-свинья" призвана вскрыть свинскую сущность характера персонажа.
    2.Ассоциативные связи могут создаваться этимологией имени. Они особенно важны для изучения реальных имён собственных иноязычного происхождения или имён, построенных самим автором по типу заимствованных. Учителю следует обратить внимание на этимологию таких фамилий, как учитель гимназии Манже ("Петров день") от французского глагола со значением "есть, проедать"; начальница пансиона Жевузем, имя которой составлено из трёх французских слов, обозначающих " я вас люблю" ("В пансионе"); доктор Шрек ("Попрыгунья") от немецкого слова со значением "испуг, страх, ужас"; гувернантка Тфайс ("Дочь Альбиона") от английского слова со значение "дважды"; Швейн ("Праздничные") от немецкого слова со значением "свинья"; Луиза Ванценбах ("Толстый и тонкий") от немецких слов со значением "клоп" и "ручей,источник" и др.
Посредством фамилий, основанных на актуализации значений иностранного слова, автор характеризует персонажа или ситуацию, в которой принимает участие сам персонаж. Знакомство с этимологией имен собственных иноязычного происхождения вызывает у читателя определённые ассоциации, тем самым помогает ему постичь художественную нагрузку имени.
      3.Существует создаваемые национальной традицией ассоциативные связи имени собственного, которые до сих пор не стали предметом особого изучения, но чрезвычайно важны для понимания художественного содержания произведения. Рассмотрим их на примере чеховских Иванов и Ивановых. Их можно признать ключевыми словами всего творчества Чехова, так как они проходят через всё творчество писателя и несут в его произведениях большую художественную нагрузку. Вспомним наиболее известных чеховских Иванов.

     Иван Дмитриевич Червяков ("Смерть чиновника").Мы уже отмечали многоаспектность ассоциаций, вызываемых фамилией этого персонажа. С одной стороны, червяк – «ползущество», с другой - червь сомнения, не дающий успокоиться. Если бы генерал поругал Червякова, Иван Дмитриевич успокоился бы, воспринял бы это как должное, так как он привык пресмыкаться перед сильными. Но его простили и не захотели заметить его оплошности, к чему герой не был готов в силу своего характера. Это обстоятельство никак не укладывается в привычную ему картину мира, вносит в его душу смятение: "Червяков сконфузился... Его начало помучивать беспокойство... подумал... подозрительно поглядывая на генерала... подумал... бледнея". Червяков мысленно пытается сопротивляться такому разрушению привычного уклада жизни. "Когда так, не стану же я больше извиняться перед этим фанфароном!". Но будучи "ползуществом", он не способен сопротивляться, бунтовать. Проснувшийся же в нём "червь сомнений", обуявшие его страх, ужас приводят его к смерти. В этой связи уместно было бы поставить перед учениками вопрос: смерть Червякова - случайность или неизбежность?
     Вспомним Ивана Дмитрича Громова из "Палата номер 6".Постоянно испытываемое чувство беспокойства, а затем и страха приводят его на больничную койку. Но даже "палата номер 6" не может в нем сломить человека. Именно присущее ему беспокойство не даёт Громову опуститься, забыться. Его взволнованные речи звучат как гром. Но он - сумасшедший. Услышать его некому. Случайно обратившего на него внимание и сочувствующего ему Андрея Ефимыча тоже заперли в палату номер 6, откуда обитатели живыми не выходят.

    Можно вспомнить Ивана Иваныча Чимшу-Гималайского, дядю Ваню и, наконец, Иванова из одноименной пьесы. Характеры этих героев внутренне чрезвычайно разнообразны, богаты, противоречивы. Но есть и общее между ними - совестливыми, беспокойными искателями правды, размышляющими о смысле человеческой жизни, собственной жизни. Не случайно они носят такие имена. Известно, например, что первоначально Чехов хотел назвать персонажа своей пьесы Иваном Ивановичем Ивановым. В том, что окончательный вариант был выбран несколько иной (Николай Алексеевич Иванов), сказалось, видимо, отрицательное отношение Чехова ко всякой искусственности.

     Такие имена, с одной стороны, продолжают реалистические традиции русской литературы. Вспомним пушкинского Ивана Кузьмича Миронова, Ивана Петровича Белкина, гоголевских Ивана Александровича Хлестакова, Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича, толстовского Ивана из "Смерти Ивана Ильича", Ивана Карамазова и Ивана Петровича у Достоевского и многих других.
   С другой стороны, такие имена создают наибольшую степень обобщения и позволяют в концентрированном, чисто чеховском духе одним словом передать большое содержание.

Творческая работа с учащимися может быть направлена на развитие воображения, читательского додумывания с явной и постоянной опорой на чеховский текст. К размышлению учеников можно побудить такими вопросами:

1)Какими чертами обладают Чеховские Иваны и Ивановы?

2)Что у них общего и чем они различаются?

Для старшеклассников это может быть сравнительная характеристика дяди Вани и Иванова, а для средних классов – Червякова и Громова.

    Работа над ассоциативными связями имени собственного в творчестве Чехова поможет учителю воспитать внимательного, чуткого к слову читателя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чтение (1 класс). Тема: "Формирование навыка чтения. Изучение буквы И".

Презентация составленна по программе "Перспективная начальная школа"...

Чтение (1 класс). Тема: "Формирование навыка чтения. Буква Ж. Многозначные слова"

Презентация составленна по программе "Перспективная начальная школа"...

Презентация к уроку чтения (1 класс). Тема: "Формирование навыка чтения.Буква Ж"

Презентация составленна по программе "Перспективная начальная школа"...

Педагогическая мастерская – моделирование учебного занятия по формированию метапредметных и личностных результатов «Рисование словесных картин как способ смыслового чтения художественного текста на основе рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий»

На примере всем известного с детства рассказа «Толстый и тонкий», небольшого, но удивительно емкого, смоделирован урок литературы в 6 классе. В педагогической мастерской показана возможность разв...

Формирование навыка чтения нотного текста в рамках развития индивидуальных музыкальных способностей учащихся

Методическая разработка и нотное пособие по чтению с листа, построенное таким образом, чтобы максимально развивать те стороны процесса чтения нотного текста, которые слабо развиты у конкретного ученик...

Презентация " Формирование навыков работы с текстом в рамках спецкурса "Основы смыслового чтения"

Навык чтения-- явление сложное. Он складывается из двух сторон: смысловой и технической. Смысловая-- понимание содержания  и смысла читаемого. Техническая-- способ чтения, темп чтения, правильнос...

Выступление на методическом объединении на тему: «Формирование навыков анализа художественного текста на уроках чтения в коррекционной школе».

Анализ художественного текста – самый сложный, но необходимый вид работы с детьми школьного возраста по литературе.Существует ложное представление о том, что текст анализировать не надо, что анализ ра...