Конспект урока побиологии 8 класс "Регуляция пищеварения"
план-конспект урока по биологии (8 класс)
Разработка урока поможет провести урок биологии в 8 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока "Регуляция пищеварения" | 83 КБ |
Презентация к уроку "Регуляция пищеварения" | 946.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока
Регуляция пищеварения
Цель сформировать у учащихся представление о регуляции пищеварения и ее особенностях в разных отделах желудочно-кишечного тракта
Задачи урока:
1.Образовательные:
Создать условия для обобщения знаний о строении пищеварительной системы. Организовать деятельность учащихся для формирования представления о регуляции пищеварения, изучить схемы образования условного и безусловного рефлексов.
2. Развивающие:
Создать условия для развития познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; способствовать развитию умений ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, объяснять существенные признаки основных понятий темы, понимать смысл поставленной задачи; способствовать развитию навыков самостоятельной работы с биологическими таблицами, делать обобщения, создать условия для усвоения учащимися сущности методов наблюдения, эксперимента при изучении некоторых опытов И.П. Павлова ; устанавливать причинно-следственные связи; развивать умения проводить информационно-смысловой анализ текста; корректно вести диалог, участвовать в дискуссии; сотрудничать с одноклассниками в поиске необходимой информации
3. Воспитательные:
Продолжить формировать представления о гигиенических условиях нормального пищеварения и здорового образа жизни , развивать навыки межличностного общения, инициативу, творческую активность
Планируемы образовательные результаты:
Личностные
Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни. Формирование познавательного интереса, готовности к саморазвитию и самопознанию, интеллектуальных умений. Воспитание гражданской идентичности, патриотизма на примере жизни и трудов И.П. Павлова.
Метапредметные
Формирование умения работать с различными источниками биологической информации, осуществлять самооценку, организовывать учебное сотрудничество.
Предметные
Раскрыть сущность понятия рефлекса, называть рефлексы пищеварительной системы, объяснять механизм гуморальной регуляции пищеварения. Описывать вклад русских учёных в развитие науки и медицины.
Универсальные учебные действия (УУД)
Личностные : осознавать необходимость изучения темы
Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
Познавательные: извлекать , отбирать и анализировать информацию, добывать новые знания из дополнительных информации, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
Коммуникативные : уметь общаться и взаимодействовать друг с другом.
Тип урока: комбинированныйОборудование и материалы: таблицы «Регуляция пищеварения», «Строение пищеварительной системы человека»
Понятия: пищевой рефлекс, условный и безусловный рефлекс, условное и безусловное торможение, ориентировочный рефлекс, режим питания.
Форма урока: урок изучения нового материала на основе системно-деятельностного подхода
Тип урока:комбинированный
Форма организации познавательной деятельности
обучающихся: индивидуальная, групповая, коллективнаяработа.
Методы: проблемный, поиск информации, составление схемы, экспресс –диагностика, эвристическаябеседа.
Технологии:
- технология проблемного диалога,
- технология сотрудничества,
- информационные технологии.
Межпредметные связи:зоология, анатомия, химия, экология, русский язык.
Метапредметные связи: классификация, анализ, синтез, рабочие листы, задания для группы
Оборудование:
- компьютер;
- проектор.
Средства обучения:
- индивидуальный рабочий лист;
- лист с заданиями для группы;
- видеофильм «Условные рефлексы»;
- презентация «Регуляция пищеварения»;
- тест-схема.
Ссылки на материалы, использованные в презентации:
- Видеофильм «Условные рефлексы» h https://www.youtube.com/watch?v=bT6lhyC79Ws
- Картинки:
http://ratatui.org/pervye-blyuda/supy/
Ход урока
Этап I. Организационно- мотивационный
Цель: эмоционально – положительный настрой на урок, создание атмосферы успеха, доверия.
Учитель: Добрый день, ребята. Вас приветствую на уроке биологии. Сегодня мы будем работать в парах и индивидуально. Мы продолжаем знакомиться с пищеварительной системой человека и процессом пищеварение, как особым физиологическим процессом. Но для начала мы проверим, как вы усвоили материал прошлого урока. Проверим домашнее задание. Я вам подготовила тест. На столах у вас листы с заданиями по которым вы будете работать.
Тест
1. Пристеночное пищеварение в тонком кишечнике осуществляется за счет:
а) ферментов кишечного сока
б) фагоцитоза клеток эпителия ворсинок
в) ферментов поджелудочного сока
г) желчи.
2. Всасывание – это процесс:
а) расщепления сложных веществ на простые
б) образования растворимых питательных веществ
в) прохождения веществ через слой или ряд слоев клеток пищеварительного тракта в кровь или лимфу
г) обезвреживания ядовитых веществ в печени.
3. Липаза – это фермент, расщепляющий:
а) белки
б) жиры
в) крахмал
г) растительную клетчатку.
4. Пепсин – это фермент, который выделяется:
а) слюнными железами
б) желудочными железами
в) кишечными железами
г) печенью.
5. В толстом кишечнике всасывается:
а) аминокислота
б) глюкоза
в) вода
г) глицерин и жирные кислоты.
6.Продукты расщепления жиров (глицерин и жирные кислоты) всасываются из тонкой кишки:
а) в венозные капилляры
б) в артериальные капилляры
в) в лимфатические капилляры
г) в межклеточную жидкость.
7. Симбиотические бактерии, расщепляющие клетчатку, обитают:
а) в толстой кишке
б) в тонкой кишке
в) в двенадцатиперстной кишке
г) в аппендиксе.
Учитель: А теперь проверяем! Взаимопроверка. И зарабатываем жетоны.
Если решены все 7 вопросов правильно это «5»; если 6 вопросов – это «4» если четыре ошибки -это «3»
Этап II. Актуализация и целеполагание.
Учитель: Ребята, я сейчас зачитаю вам небольшие отрывки из произведений русских писателей, а вы послушайте, а потом мы попробуем понять , что же за тему мы будем сегодня изучать?
«…на горячее щи из свежей капусты, небольшой горшок, да вчерашний суп разогреть велено, на холодное – полоток соленый да сбоку две пары котлеточек, на жаркое – баранину да сбоку четыре бекасика, на пирожное – малиновый пирог со сливками.» Салтыков-Щедрин "Господа Головлевы"
Или же
«- Господи, а утка? Если взять молодую утку, …., да изжарить ее на противне вместе с картошкой, да чтоб картошка была мелко нарезана, да подрумянилась бы, да чтоб утиным жиром пропиталась, да чтоб...» Или же еще один отрывок:
"Самая лучшая закуска, ежели желаете знать, селедка. Съели вы ее кусочек с лучком и с горчичным соусом, сейчас же, благодетель мой, пока еще чувствуете в животе искры, кушайте икру саму по себе или, ежели желаете, с лимончиком, потом простой редьки с солью, потом опять селедки, но всего лучше, благодетель, рыжики соленые, ежели их изрезать мелко, как икру, и, понимаете ли, с луком, с прованским маслом… объедение! Но налимья печенка – это трагедия! " А.П. Чехов "Сирена"
Учитель : Ребята, что с вами происходило, пока я читала вам эти отрывки из произведений русских писателей?
Дети: Сглатывание слюны, которая обильно выделялась. Чувство голода.
Учитель: почему она выделяется?
Дети: реагирует на вкусно описанную пищу.
Учитель: С помощью чего реагирует?
Дети: Нервной системы и гуморальной.
Учитель: Они тесно связаны и действуют как?
Нервная – быстро и кратковременно. Гуморальная – медленнее и долговременно.
Учитель: Мы должны посмотреть, как командуют эти системы над пищеварением? Какова же тема урока?
Дети говорят сами
Тема урока: Регуляция пищеварения
Работа в тетрадях: Тема: Регуляция пищеварения (На доску)
Учитель: Какова же наша цель?
Дети: Цель: сами - изучить механизмы регуляции пищеварения
Учитель: Какая же стоит перед нами проблема?
Дети : выяснить пригодятся ли знания данной темы в нашей повседневной жизни.
Но к этому проблемному вопросу мы вернемся в конце урока.
Этап III.Организация и самообразование учащихся дальнейшее усвоение материала.
Учитель : Ребята, то чувство, которое вы испытывали в тот момент когда я описывала вкусно приготовленную еду, называется пищевой рефлекс.
А что такое рефлекс?.... Мы уже знакомы с рефлексами и знаем, что они бывают… А это мы сейчас узнаем
Фронтальный опрос.
1.Рефлекс – это… ответная реакция организма на раздражение
2.Условный рефлекс – это … приобретенный рефлекс, свойственный отдельному индивиду ,возникают в течение жизни Человека разумного и не передаются по наследству.
3.Примеры условного рефлекса – …берём ручку, чтобы написать письмо, реагируем на звонок и снимаем трубку телефона, запах и вид пищи-чувство голода)
4. Безусловный рефлекс – это…врожденные рефлексы, которые передаются по наследству и присущи всему виду Человек разумный.
5. Примеры безусловного рефлекса – сосание груди младенцем, мигательный рефлекс, сужение зрачков на свет, выделение слюны при попадании пищи в ротовую полость.
Учитель: Изучением условных и безусловных рефлексов занимался наш великий русский учёный физиолог Иван Петрович Павлов. (портрет И.П. Павлова). В 1904 году за опыты в области физиологии пищеварения И.П. Павлов получил Нобелевскую премию. Свои опыты, о которых мы сегодня будем говорить ,он проводил на собаках. Памятник собаке – верному другу человека и безымянной жертве науки был установлен в г.Санкт –Петербурге. На территории Института экспериментальной медицины по инициативе И.П. Павлова, лично разработавшего проект.
Учитель :Давайте представим , как протекает безусловный слюноотделительный рефлекс у собаки?
Безусловный рефлекс Работа с текстом на карточке.
Карточка 2:
- Прочитайте текст:
Когда собака получает пищу, её воздействие на рецепторы языка вызывает врождённое, рефлекторное слюноотделение. От рецепторов языка (1) нервные импульсы идут в слюноотделительный центр продолговатого мозга (2), от него один их поток направляется в кору больших полушарий головного мозга ( центр П- пищеварительный центр), и собака опознаёт пищу, а второй – к слюной железе (3) и вызывается слюноотделение . Это врождённый, безусловный рефлекс.
- Составьте схему безусловного слюноотделительного рефлекса
Учитель : Возможно, ли выработать условный рефлекс у животного?
Давайте вспомним как вырабатывал условный рефлекс Павлов.
ТАБЛИЦА ПО ВЫРАБОТКЕ РЕФЛЕКСА ( стр учебника331)
Рассказ ученика 2:- Теперь перед кормлением собаки будем включать лампочку. На появление света отреагирует зрительный центр Л коры больших полушарий (рис. Б.). если сразу после этого дать пищу , она вызовет безусловный рефлекс и возбуждение в коре, в центре П. если проделывать описанную процедуру несколько раз, то между центрами Л и П возникает связь (рис. В)
Свет лампочки будет возбуждать в коре центр Л, связанный с центром П,что вызовет условное слюноотделение и ожидание пищи. Возникает рефлекс на будущее событие, которое еще не произошло: слюноотделение на пищу, которой пока нет. Когда появится еда, возбуждение попадёт в центр П коры больших полушарий и ожидание прекратится. Вследствие этого связь между центрами станет еще прочнее.
Учитель: Нарисуйте схему рефлекторной дуги условного сокоотделительного рефлекса на вид пищи.
Что будет происходить если не подкреплять выработанный условный рефлекс?
Рассказ ученика 3: - Если же пищи не будет и подкрепления не произойдёт, слюноотделение в ответ на сигнал прекратится – рефлекс затормозится вследствие условного торможения (Рис. Г)
Это произойдет не сразу, а только если несколько раз подать сигнал без пищи.
Учитель : А что произойдет если во время приема пищи зазвонит звонок ( безусловное торможение данного рефлекса)
Рассказ ученика 4: - При действии постороннего раздражителя достаточной силы ( звонка) происходит безусловное торможение, слюна перестает выделяться, так как собака переключается на другую новую деятельность – это уже будет ориентировочный рефлекс на звонок .
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА НА ГЛАЗА!!! (на 25 минуте)
Учитель Иван Петрович Павлов проводил и другие опыты по фистульной методике. Откройте учебник стр 217 последний абзац . Прочитайте внимательно. Что доказывает опыт с мнимым кормлением?
Ученики происходит безусловно рефлекторное отделение желудочного сока
Учитель: Ребята, в начале еды врачи рекомендуют употреблять салаты и бульоны и говорят, что это очень полезно, как вы думаете почему?
Ученик : в питательных веществах овощей и бульонов содержаться биологически активные вещества, продукты их расщепления через слизистую рта и желудка всасываются в кровь, действуют на железы желудка и те начинают усиленно выделять желудочный сок
Учитель : а как называется такая регуляция, которая происходит с помощью активных веществ?
Учащийся: Гуморальная
Учитель :многие из вас наверняка имели дело и с рвотным рефлексом. В каких ситуациях он может возникнуть?
Учащийся: Он возникает, если в желудок попадает недоброкачественная пища, которая начинает отравлять организм, такая недоброкачественная пища изгоняется из желудка. (жетон в
Учитель Сегодня мы познакомились с процессами регуляции пищеварения. А теперь давайте вместе посмотрим правила приема пищи , которые способствуют хорошему усвоению пищи.
- Пищу надо принимать в одно и тоже время
- Еда должна иметь привлекательный вид,запах
- Пищу необходимо тщательно пережевывать
- в начале еды употреблять салаты и бульоны
- Во время приема пищи не читать и не смотреть телевизор
Учитель: А какие пословицы вы знаете о еде? Проверим?
Аппетит… (приходит во время еды)
Кто ест скоро, тот… (тот работает споро)
Щи да каша… (пища наша)
Ужин не нужен, был …( был бы обед)
Когда я ем, … (я глух и нем)
Кашу… ( маслом не испортишь)
Сытый… (голодному не товарищ)
Гречневая каша - ….( матушка наша), а хлебец ржаной – ( наш отец родной)
Если много съешь, то и мёд… (горьким покажется).
А теперь я хочу узнать как вы завтракаете.?
Наш Завтрак.
Работа в группах по 2 человека с розданным материалом – карточки с изображением пищи, прокомментировать завтрак на основе полученных знаний. Поднимите руки те, у кого полезный завтрак
.Помните наш проблемный вопрос? Сейчас мы с вами на него ответили.
А теперь поднимите руки, кто завтракает? И мы сейчас посмотрим, как это сказывается на вашей умственной деятельности.
Д//З
§ 34, сообщения о заболеваниях органов пищеварения. Спасибо дети – вы классные. Мне было очень приятно с вами работать.
Приложение 2:
- Прочитайте текст:
Когда собака получает пищу, её воздействие на рецепторы языка вызывает врождённое, рефлекторное слюноотделение. От рецепторов языка (1) нервные импульсы идут в слюноотделительный центр продолговатого мозга (2), от него один их поток направляется в кору больших полушарий головного мозга ( центр П- пищеварительный центр), и собака опознаёт пищу, а второй – к слюной железе (3) и вызывается слюноотделение . Это врождённый, безусловный рефлекс.
- Составьте схему безусловного слюноотделительного рефлекса
Приложение 1
Тест
1. Пристеночное пищеварение в тонком кишечнике осуществляется за счет:
а) ферментов кишечного сока
б) фагоцитоза клеток эпителия ворсинок
в) ферментов поджелудочного сока
г) желчи.
2. Всасывание – это процесс:
а) расщепления сложных веществ на простые
б) образования растворимых питательных веществ
в) прохождения веществ через слой или ряд слоев клеток пищеварительного тракта в кровь или лимфу
г) обезвреживания ядовитых веществ в печени.
3. Липаза – это фермент, расщепляющий:
а) белки
б) жиры
в) крахмал
г) растительную клетчатку.
4. Пепсин – это фермент, который выделяется:
а) слюнными железами
б) желудочными железами
в) кишечными железами
г) печенью.
5. В толстом кишечнике всасывается:
а) аминокислота
б) глюкоза
в) вода
г) глицерин и жирные кислоты.
6.Продукты расщепления жиров (глицерин и жирные кислоты) всасываются из тонкой кишки:
а) в венозные капилляры
б) в артериальные капилляры
в) в лимфатические капилляры
г) в межклеточную жидкость.
7. Симбиотические бактерии, расщепляющие клетчатку, обитают:
а) в толстой кишке
б) в тонкой кишке
в) в двенадцатиперстной кишке
г) в аппендиксе.
Приложение 3
Аппетит…
Кто ест скоро, тот…
Щи да каша…
Ужин не нужен, был …
Когда я ем, …
Кашу…
Сытый…
Гречневая каша - ….,а хлебец ржаной –
Если много съешь, то и мёд…
Приложение 3
(Каждая угаданная пословица дает вам 1 балл)
Аппетит…
Кто ест скоро, тот…
Щи да каша…
Ужин не нужен, был …
Когда я ем, …
Кашу…
Сытый…
Гречневая каша - ….,а хлебец ржаной –
Если много съешь, то и мёд…
Приложение 3
Аппетит…
Кто ест скоро, тот…
Щи да каша…
Ужин не нужен, был …
Когда я ем, …
Кашу…
Сытый…
Гречневая каша - ….,а хлебец ржаной –
Если много съешь, то и мёд…
Приложение 3
(Каждая угаданная пословица дает вам 1 балл)
Аппетит…
Кто ест скоро, тот…
Щи да каша…
Ужин не нужен, был …
Когда я ем, …
Кашу…
Сытый…
Гречневая каша - ….,а хлебец ржаной –
Если много съешь, то и мёд…
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Павлов Иван Петрович (1849-1936) Выдающийся русский учёный, лауреат Нобелевской премии. И. П. Павлов доказал, что слюноотделение имеет физиологическую природу. Открыл, что пищеварение имеет нервную, а не психическую регуляцию.
РЕФЛЕКСЫ БЕЗУСЛОВНЫЕ (ВРОЖДЁННЫЕ) Наследуются потомством от родителей и сохраняются в течение всей жизни организма При рождении организм имеет готовые рефлекторные дуги Рефлекторные дуги проходят через спинной мозг или ствол мозга, кора головного мозга в них не участвует УСЛОВНЫЕ (ПРИОБРЕТЁННЫЕ ) Легко приобретаются, когда для этого возникают необходимые условия, и теряются организмом в течение жизни Организм не имеет готовых нервных путей Рефлекторные дуги проходят через кору больших полушарий головного мозга
СЛЮНООТДЕЛИТЕЛЬНЫЕ РЕФЛЕКСЫ БЕЗУСЛОВНОЕ СЛЮНООТДЕЛЕНИЕ Выделение слюны при раздражении рецепторов ротовой полости УСЛОВНОЕ СЛЮНООТДЕЛЕНИЕ Выделение слюны на пищу, которой пока нет
Безусловный рефлекс
Благодаря своим экспериментам И. П. Павлову удалось объяснить принцип рефлекторного управления пищеварением
ТОРМОЖЕНИЕ ПИЩЕВЫХ РЕФЛЕКСОВ УСЛОВНОЕ ТОРМОЖЕНИЕ Выделение слюны и желудочного сока прекратится, если условный раздражитель не подкрепляется безусловным БЕЗУСЛОВНОЕ ТОРМОЖЕНИЕ Выделение слюны и желудочного сока прекращается при действии более сильного постороннего раздражителя
Собака с фистулой слюнной железы в звуконепроницаемой камере: А — камера; Б — помещение для экспериментатора; В — собака с фистулой слюнной железы: 1 — слюнная железа; 2 — проток железы, выведенной наружу; 3 — воронка для сбора слюны Условные и безусловные рефлексы в процессе пищеварения
Условные и безусловные рефлексы в процессе пищеварения Мнимое кормление: А — фистула желудка; Б — мнимое кормление. У собаки перерезан пищевод, оба края вшиты в кожу. Проглоченная пища в желудок не попадает — вываливается через отверстие наружу, но желудочное сокоотделение идет .
Фистульная методика Вывод - слюна выделяется как при попадании пищи в ротовую полость, так и при её виде, но при условии, если животному знаком вкус этой пищи. - несмотря на то, что в желудок пища не попадала, секреция желудочного сока всё равно в нём происходила. Это условно- рефлекторное отделение желудочного сока И.П. Павлов назвал аппетитным соком
Гуморальная регуляция пищеварения (от лат. «гумор» - жидкость) Осуществляется с помощью биологически активных веществ - гормонов
Гуморальная регуляция Мясная и растительная пища участвует в регуляции процесса пищеварения .
ПРАВИЛА РЕЖИМА ПИТАНИЯ Пищу надо принимать в одно и тоже время. Еда должна иметь привлекательный вид , запах Пищу необходимо тщательно пережевывать В начале еды употреблять салаты и бульоны Во время приема пищи не читать и не смотреть телевизор
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по биологии 8 класс. Тема: "Значение и состав пищи. Органы пищеварения".
Краткий конспект урока биологии....
Конспект урока по биологии 8 класс. Тема: "Пищеварение в ротовой полости. Регуляция пищеварения".
Конспект урока биологии в 8 классе по теме "Пищеварение"....
Конспект урока по биологии 8 класс. Тема: "Пищеварение в желудке и кишечнике. Регуляция пищеварения. Профилактика заболеваний органов пищеварения".
Конспект к уроку биологии в 8 классе....
Конспект урока по биологии 8 класс. Тема: "Пищеварение в желудке и кишечнике. Регуляция пищеварения. Профилактика заболеваний органов пищеварения".
Конспект к уроку биологии в 8 классе....
Конспект урока. "Пищеварение в полости рта"
Урок раскрывает процессы пищеварения в ротовой полости, роль ферментов слюны в них....
Конспект урока по теме "Пищеварение в желудке. Гигиена пищеварения"
Конмпект урока содержит: целеполагание, краткое описание этапов урока, а также содержит текстовые приложения, которые позволяют организовать различные виды деятельности обучающихся....
План – конспект урока по предмету Человек на тему: «Пищеварение». Обобщающий урок. (9 класс для детей с умеренной умственной отсталостью)
План – конспект урока по предмету Человек на тему: «Пищеварение». Обобщающий урок....