Конспект урока побиологии 8 класс "Регуляция пищеварения"
план-конспект урока по биологии (8 класс)

Тепаева Марина Юрьевеа

Разработка урока поможет провести урок биологии в 8 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока        

 Регуляция пищеварения

Цель    сформировать у учащихся представление о регуляции пищеварения и ее особенностях в разных отделах желудочно-кишечного тракта

Задачи урока:
1.Образовательные:
Создать условия для обобщения знаний о строении пищеварительной системы. Организовать деятельность учащихся для формирования представления о регуляции пищеварения, изучить схемы образования условного и безусловного рефлексов.
2. Развивающие:
Создать условия для развития познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; способствовать развитию умений ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, объяснять существенные признаки основных понятий темы, понимать смысл поставленной задачи; способствовать развитию навыков самостоятельной работы с биологическими таблицами, делать обобщения, создать условия для усвоения учащимися сущности методов наблюдения, эксперимента при изучении некоторых опытов И.П. Павлова ; устанавливать причинно-следственные связи; развивать умения проводить информационно-смысловой анализ текста; корректно вести диалог, участвовать в дискуссии; сотрудничать с одноклассниками в поиске необходимой информации
3. Воспитательные:
Продолжить формировать представления о гигиенических условиях нормального пищеварения и здорового образа жизни , развивать навыки межличностного общения, инициативу, творческую активность
Планируемы образовательные результаты:
Личностные
Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни. Формирование познавательного интереса, готовности к саморазвитию и самопознанию, интеллектуальных умений. Воспитание гражданской идентичности, патриотизма на примере жизни и трудов И.П. Павлова.
Метапредметные
Формирование умения работать с различными источниками биологической информации, осуществлять самооценку, организовывать учебное сотрудничество.
Предметные
Раскрыть сущность понятия рефлекса, называть рефлексы пищеварительной системы, объяснять механизм гуморальной регуляции пищеварения. Описывать вклад русских учёных в развитие науки и медицины.
Универсальные учебные действия (УУД)
Личностные : осознавать необходимость изучения темы
Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
Познавательные: извлекать , отбирать и анализировать информацию, добывать новые знания из дополнительных информации, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
Коммуникативные : уметь общаться и взаимодействовать друг с другом.
Тип урока: комбинированныйОборудование   и материалы: таблицы «Регуляция пищеварения», «Строение пищеварительной системы человека»
Понятия: пищевой рефлекс, условный и безусловный рефлекс, условное и безусловное торможение, ориентировочный рефлекс, режим питания.

Форма урока: урок изучения нового материала на основе системно-деятельностного подхода

Тип урока:комбинированный

Форма организации познавательной  деятельности

обучающихся: индивидуальная, групповая, коллективнаяработа.

Методы: проблемный, поиск информации, составление схемы, экспресс –диагностика, эвристическаябеседа.

Технологии:

  • технология проблемного диалога,
  • технология сотрудничества,
  • информационные технологии.

Межпредметные связи:зоология, анатомия, химия, экология, русский язык.

Метапредметные связи: классификация, анализ, синтез, рабочие листы, задания для группы

Оборудование: 

  • компьютер;
  • проектор.

Средства обучения:

  • индивидуальный рабочий лист;
  • лист с заданиями для группы;
  • видеофильм «Условные рефлексы»;
  • презентация «Регуляция пищеварения»;
  • тест-схема.

Ссылки на материалы, использованные в презентации:

  1. Видеофильм «Условные рефлексы» h https://www.youtube.com/watch?v=bT6lhyC79Ws
  2. Картинки:

http://fr.listofimages.com

http://edaizduhovki.ru/

http://ratatui.org/pervye-blyuda/supy/

Ход урока
Этап I. Организационно- мотивационный
Цель: эмоционально – положительный настрой на урок, создание атмосферы успеха, доверия.
Учитель: Добрый день, ребята. Вас приветствую на уроке биологии. Сегодня мы будем работать в парах и индивидуально. Мы продолжаем знакомиться с пищеварительной системой человека и процессом пищеварение, как особым физиологическим процессом. Но для начала мы проверим, как вы усвоили материал прошлого урока. Проверим домашнее задание. Я вам подготовила тест. На столах у вас листы с заданиями по которым вы будете работать.
Тест
1. Пристеночное пищеварение в тонком кишечнике осуществляется за счет:
а) ферментов кишечного сока
б) фагоцитоза клеток эпителия ворсинок
в) ферментов поджелудочного сока
г) желчи.
2. Всасывание – это процесс:
а) расщепления сложных веществ на простые
б) образования растворимых питательных веществ
в) прохождения веществ через слой или ряд слоев клеток пищеварительного тракта в кровь или лимфу
г) обезвреживания ядовитых веществ в печени.
3. Липаза – это фермент, расщепляющий:
а) белки
б) жиры
в) крахмал
г) растительную клетчатку.
4. Пепсин – это фермент, который выделяется:
а) слюнными железами
б) желудочными железами
в) кишечными железами
г) печенью.
5. В толстом кишечнике всасывается:
а) аминокислота
б) глюкоза
в) вода
г) глицерин и жирные кислоты.
6.Продукты расщепления жиров (глицерин и жирные кислоты) всасываются из тонкой кишки:
а) в венозные капилляры
б) в артериальные капилляры
в) в лимфатические капилляры
г) в межклеточную жидкость.
7. Симбиотические бактерии, расщепляющие клетчатку, обитают:
а) в толстой кишке
б) в тонкой кишке
в) в двенадцатиперстной кишке
г) в аппендиксе.
Учитель: А теперь проверяем! Взаимопроверка. И зарабатываем жетоны.
Если решены все 7 вопросов правильно это «5»; если 6 вопросов – это «4»  если четыре ошибки -это «3»

Этап II. Актуализация и целеполагание.
Учитель
: Ребята, я сейчас зачитаю вам небольшие отрывки из произведений русских писателей, а вы послушайте, а потом мы попробуем понять , что же за тему мы будем сегодня изучать?
«…на горячее щи из свежей капусты, небольшой горшок, да вчерашний суп разогреть велено, на холодное – полоток соленый да сбоку две пары котлеточек, на жаркое – баранину да сбоку четыре бекасика, на пирожное – малиновый пирог со сливками.» Салтыков-Щедрин "Господа Головлевы"
Или же
«- Господи, а утка? Если взять молодую утку, …., да изжарить ее на противне вместе с картошкой, да чтоб картошка была мелко нарезана, да подрумянилась бы, да чтоб утиным жиром пропиталась, да чтоб...» Или же еще один отрывок:
"Самая лучшая закуска, ежели желаете знать, селедка. Съели вы ее кусочек с лучком и с горчичным соусом, сейчас же, благодетель мой, пока еще чувствуете в животе искры, кушайте икру саму по себе или, ежели желаете, с лимончиком, потом простой редьки с солью, потом опять селедки, но всего лучше, благодетель, рыжики соленые, ежели их изрезать мелко, как икру, и, понимаете ли, с луком, с прованским маслом… объедение! Но налимья печенка – это трагедия! " А.П. Чехов "Сирена"
Учитель : Ребята, что с вами происходило, пока я читала вам эти отрывки из произведений русских писателей?
Дети: Сглатывание слюны, которая обильно выделялась. Чувство голода.
Учитель: почему она выделяется?
Дети: реагирует на вкусно описанную пищу.
Учитель: С помощью чего реагирует?
Дети: Нервной системы и гуморальной.
Учитель: Они тесно связаны и действуют как?

 Нервная – быстро и кратковременно. Гуморальная – медленнее и долговременно.
Учитель: Мы должны посмотреть, как командуют эти системы над пищеварением? Какова же тема урока?
Дети говорят сами 
Тема урока: Регуляция пищеварения
Работа в тетрадях: Тема: Регуляция пищеварения (На доску)
Учитель: Какова же наша цель?
Дети: Цель: сами - изучить механизмы регуляции пищеварения
Учитель: Какая же стоит перед нами проблема?
Дети : выяснить пригодятся ли знания данной темы в нашей повседневной жизни.
Но к этому проблемному вопросу мы вернемся в конце урока.
Этап III.Организация и самообразование учащихся дальнейшее усвоение материала.
Учитель : Ребята, то чувство, которое вы испытывали в тот момент когда я описывала вкусно приготовленную еду, называется пищевой рефлекс.
А что такое рефлекс?.... Мы уже знакомы с рефлексами и знаем, что они бывают… А это мы сейчас узнаем
Фронтальный опрос.

1.Рефлекс – это… ответная реакция организма на раздражение
2.Условный рефлекс – это … приобретенный рефлекс, свойственный отдельному индивиду ,возникают в течение жизни Человека разумного и не передаются по наследству.
3.Примеры условного рефлекса – …берём ручку, чтобы написать письмо, реагируем на звонок и снимаем трубку телефона, запах и вид пищи-чувство голода)
4. Безусловный рефлекс – это…врожденные рефлексы, которые передаются по наследству и присущи всему виду Человек разумный.
5. Примеры безусловного рефлекса – сосание груди младенцем, мигательный рефлекс, сужение зрачков на свет, выделение слюны при попадании пищи в ротовую полость.
Учитель: Изучением условных и безусловных рефлексов занимался наш великий русский учёный физиолог Иван Петрович Павлов. (портрет И.П. Павлова). В 1904 году за опыты в области физиологии пищеварения И.П. Павлов получил Нобелевскую премию. Свои опыты, о которых мы сегодня будем говорить ,он проводил на собаках. Памятник собаке – верному другу человека и безымянной жертве науки был установлен в г.Санкт –Петербурге. На территории Института экспериментальной медицины по инициативе И.П. Павлова, лично разработавшего проект.
Учитель :Давайте представим , как протекает безусловный слюноотделительный рефлекс  у собаки?
Безусловный рефлекс Работа с текстом на карточке.

Карточка 2:

  1.  Прочитайте текст:

 Когда собака получает пищу, её воздействие на рецепторы языка вызывает врождённое, рефлекторное слюноотделение. От рецепторов языка (1) нервные импульсы идут в слюноотделительный центр продолговатого мозга (2), от него один их поток направляется в кору больших полушарий головного мозга ( центр П- пищеварительный центр), и собака опознаёт пищу, а второй – к слюной железе (3) и вызывается слюноотделение . Это врождённый, безусловный рефлекс.

  1. Составьте схему безусловного слюноотделительного рефлекса

Учитель : Возможно, ли выработать условный рефлекс у животного?
Давайте вспомним как вырабатывал  условный  рефлекс Павлов.

ТАБЛИЦА ПО ВЫРАБОТКЕ РЕФЛЕКСА ( стр учебника331)

Рассказ ученика 2:- Теперь перед кормлением собаки будем включать лампочку. На появление света отреагирует зрительный центр Л коры больших полушарий (рис. Б.). если сразу после этого дать пищу , она вызовет безусловный рефлекс и возбуждение в коре, в центре П. если проделывать описанную процедуру несколько раз, то между центрами Л и П возникает связь (рис. В)

Свет лампочки будет возбуждать в коре центр Л, связанный с центром П,что вызовет условное слюноотделение и ожидание пищи. Возникает рефлекс на будущее событие, которое еще не произошло: слюноотделение на пищу, которой пока нет. Когда появится еда, возбуждение попадёт в центр П коры больших полушарий и ожидание прекратится. Вследствие этого связь между центрами станет еще прочнее.

Учитель:  Нарисуйте схему рефлекторной дуги условного сокоотделительного рефлекса на вид пищи.

Что будет происходить если не подкреплять выработанный условный рефлекс?

Рассказ ученика 3: - Если же пищи не будет и подкрепления не произойдёт, слюноотделение в ответ на сигнал прекратится – рефлекс затормозится вследствие условного торможения (Рис. Г)
Это произойдет не сразу, а только если несколько раз подать сигнал без пищи.

Учитель : А  что произойдет если во время приема пищи зазвонит звонок ( безусловное торможение данного рефлекса)


Рассказ ученика 4: - При действии постороннего раздражителя достаточной силы ( звонка) происходит безусловное торможение, слюна перестает выделяться, так как собака переключается на другую новую деятельность – это уже будет ориентировочный рефлекс на звонок .

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА НА ГЛАЗА!!! (на 25 минуте)
Учитель   Иван Петрович Павлов проводил  и другие опыты  по фистульной методике. Откройте учебник стр 217 последний абзац . Прочитайте внимательно. Что доказывает опыт с мнимым кормлением?

Ученики  происходит безусловно рефлекторное отделение желудочного сока

Учитель: Ребята, в начале еды врачи рекомендуют употреблять салаты и бульоны и говорят, что это очень полезно, как вы думаете почему?

Ученик : в питательных веществах овощей и бульонов содержаться биологически активные вещества, продукты их расщепления через слизистую  рта и желудка всасываются в кровь, действуют на железы желудка и те начинают усиленно выделять желудочный сок

Учитель : а как называется такая регуляция, которая происходит с помощью активных веществ?
Учащийся: Гуморальная


Учитель :многие из вас наверняка имели дело и с рвотным рефлексом. В каких ситуациях он может возникнуть?


Учащийся: Он возникает, если в желудок попадает недоброкачественная пища, которая начинает отравлять организм, такая недоброкачественная пища изгоняется из желудка. (жетон в

 Учитель  Сегодня мы познакомились с процессами регуляции пищеварения. А теперь давайте вместе посмотрим правила приема пищи , которые способствуют хорошему усвоению пищи.

  1. Пищу надо принимать в одно и тоже время
  2. Еда должна иметь привлекательный вид,запах
  3. Пищу необходимо тщательно пережевывать
  4. в начале еды употреблять салаты и бульоны
  5. Во время приема пищи не читать и не смотреть телевизор

Учитель: А какие пословицы вы знаете о еде? Проверим?

Аппетит… (приходит во время еды)
Кто ест скоро, тот… (тот работает споро)
Щи да каша… (пища наша)
Ужин не нужен, был …( был бы обед)
Когда я ем, … (я глух и нем)
Кашу… ( маслом не испортишь)
Сытый… (голодному не товарищ)
Гречневая каша - ….( матушка наша), а хлебец ржаной – ( наш отец родной)
Если много съешь, то и мёд… (горьким покажется).
А теперь я хочу узнать как вы завтракаете.?

Наш Завтрак.
Работа в группах по 2 человека с розданным материалом – карточки с изображением пищи, прокомментировать завтрак на основе полученных знаний.  Поднимите руки те, у кого полезный завтрак

.Помните наш проблемный вопрос? Сейчас мы с вами на него ответили.
А теперь поднимите руки, кто завтракает? И мы сейчас посмотрим, как это сказывается на вашей умственной деятельности.

Д//З
§ 34, сообщения о заболеваниях органов пищеварения. Спасибо дети – вы классные. Мне было очень приятно с вами работать.

Приложение 2:

  1.  Прочитайте текст:

 Когда собака получает пищу, её воздействие на рецепторы языка вызывает врождённое, рефлекторное слюноотделение. От рецепторов языка (1) нервные импульсы идут в слюноотделительный центр продолговатого мозга (2), от него один их поток направляется в кору больших полушарий головного мозга ( центр П- пищеварительный центр), и собака опознаёт пищу, а второй – к слюной железе (3) и вызывается слюноотделение . Это врождённый, безусловный рефлекс.

  1. Составьте схему безусловного слюноотделительного рефлекса


Приложение 1

Тест
1. Пристеночное пищеварение в тонком кишечнике осуществляется за счет:
а) ферментов кишечного сока
б) фагоцитоза клеток эпителия ворсинок
в) ферментов поджелудочного сока
г) желчи.
2. Всасывание – это процесс:
а) расщепления сложных веществ на простые
б) образования растворимых питательных веществ
в) прохождения веществ через слой или ряд слоев клеток пищеварительного тракта в кровь или лимфу
г) обезвреживания ядовитых веществ в печени.
3. Липаза – это фермент, расщепляющий:
а) белки
б) жиры
в) крахмал
г) растительную клетчатку.
4. Пепсин – это фермент, который выделяется:
а) слюнными железами
б) желудочными железами
в) кишечными железами
г) печенью.
5. В толстом кишечнике всасывается:
а) аминокислота
б) глюкоза
в) вода
г) глицерин и жирные кислоты.
6.Продукты расщепления жиров (глицерин и жирные кислоты) всасываются из тонкой кишки:
а) в венозные капилляры
б) в артериальные капилляры
в) в лимфатические капилляры
г) в межклеточную жидкость.
7. Симбиотические бактерии, расщепляющие клетчатку, обитают:
а) в толстой кишке
б) в тонкой кишке
в) в двенадцатиперстной кишке
г) в аппендиксе.

Приложение 3
Аппетит…
Кто ест скоро, тот…
Щи да каша…
Ужин не нужен, был …
Когда я ем, …
Кашу…
Сытый…
Гречневая каша - ….,а хлебец ржаной –
Если много съешь, то и мёд…
Приложение 3
(Каждая угаданная пословица дает вам 1 балл)
Аппетит…
Кто ест скоро, тот…
Щи да каша…
Ужин не нужен, был …
Когда я ем, …
Кашу…
Сытый…
Гречневая каша - ….,а хлебец ржаной –
Если много съешь, то и мёд…

Приложение 3

Аппетит…
Кто ест скоро, тот…
Щи да каша…
Ужин не нужен, был …
Когда я ем, …
Кашу…
Сытый…
Гречневая каша - ….,а хлебец ржаной –
Если много съешь, то и мёд…
Приложение 3
(Каждая угаданная пословица дает вам 1 балл)
Аппетит…
Кто ест скоро, тот…
Щи да каша…
Ужин не нужен, был …
Когда я ем, …
Кашу…
Сытый…
Гречневая каша - ….,а хлебец ржаной –
Если много съешь, то и мёд…


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Регуляция пищеварения Цели: знакомство с историей открытия условных и безусловных рефлексов; знакомство с нервной и гуморальной регуляцией органов пищеварения.

Слайд 2

Павлов Иван Петрович (1849-1936) Выдающийся русский учёный, лауреат Нобелевской премии. И. П. Павлов доказал, что слюноотделение имеет физиологическую природу. Открыл, что пищеварение имеет нервную, а не психическую регуляцию.

Слайд 3

РЕФЛЕКСЫ БЕЗУСЛОВНЫЕ (ВРОЖДЁННЫЕ) Наследуются потомством от родителей и сохраняются в течение всей жизни организма При рождении организм имеет готовые рефлекторные дуги Рефлекторные дуги проходят через спинной мозг или ствол мозга, кора головного мозга в них не участвует УСЛОВНЫЕ (ПРИОБРЕТЁННЫЕ ) Легко приобретаются, когда для этого возникают необходимые условия, и теряются организмом в течение жизни Организм не имеет готовых нервных путей Рефлекторные дуги проходят через кору больших полушарий головного мозга

Слайд 4

СЛЮНООТДЕЛИТЕЛЬНЫЕ РЕФЛЕКСЫ БЕЗУСЛОВНОЕ СЛЮНООТДЕЛЕНИЕ Выделение слюны при раздражении рецепторов ротовой полости УСЛОВНОЕ СЛЮНООТДЕЛЕНИЕ Выделение слюны на пищу, которой пока нет

Слайд 5

Безусловный рефлекс

Слайд 6

Благодаря своим экспериментам И. П. Павлову удалось объяснить принцип рефлекторного управления пищеварением

Слайд 7

ТОРМОЖЕНИЕ ПИЩЕВЫХ РЕФЛЕКСОВ УСЛОВНОЕ ТОРМОЖЕНИЕ Выделение слюны и желудочного сока прекратится, если условный раздражитель не подкрепляется безусловным БЕЗУСЛОВНОЕ ТОРМОЖЕНИЕ Выделение слюны и желудочного сока прекращается при действии более сильного постороннего раздражителя

Слайд 8

Собака с фистулой слюнной железы в звуконепроницаемой камере: А — камера; Б — помещение для экспериментатора; В — собака с фистулой слюнной железы: 1 — слюнная железа; 2 — проток железы, выведенной наружу; 3 — воронка для сбора слюны Условные и безусловные рефлексы в процессе пищеварения

Слайд 9

Условные и безусловные рефлексы в процессе пищеварения Мнимое кормление: А — фистула желудка; Б — мнимое кормление. У собаки перерезан пищевод, оба края вшиты в кожу. Проглоченная пища в желудок не попадает — вываливается через отверстие наружу, но желудочное сокоотделение идет .

Слайд 10

Фистульная методика Вывод - слюна выделяется как при попадании пищи в ротовую полость, так и при её виде, но при условии, если животному знаком вкус этой пищи. - несмотря на то, что в желудок пища не попадала, секреция желудочного сока всё равно в нём происходила. Это условно- рефлекторное отделение желудочного сока И.П. Павлов назвал аппетитным соком

Слайд 11

Гуморальная регуляция пищеварения (от лат. «гумор» - жидкость) Осуществляется с помощью биологически активных веществ - гормонов

Слайд 12

Гуморальная регуляция Мясная и растительная пища участвует в регуляции процесса пищеварения .

Слайд 13

ПРАВИЛА РЕЖИМА ПИТАНИЯ Пищу надо принимать в одно и тоже время. Еда должна иметь привлекательный вид , запах Пищу необходимо тщательно пережевывать В начале еды употреблять салаты и бульоны Во время приема пищи не читать и не смотреть телевизор


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока. "Пищеварение в полости рта"

Урок раскрывает процессы пищеварения в ротовой полости, роль ферментов слюны в них....

Конспект урока по теме "Пищеварение в желудке. Гигиена пищеварения"

Конмпект урока содержит: целеполагание, краткое описание этапов урока, а также содержит текстовые приложения, которые позволяют организовать различные виды деятельности обучающихся....