Рабочая программа по биологии. 8 класс
рабочая программа по биологии (8 класс)
Титульный лист, планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные), содержание учебного процесса, календарно-тематическое планирование, содержание учебного предмета, учебно-методический комплект.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по биологии.8класс | 38.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Елизовская районная вечерняя (сменная) школа»
Принято на «Согласовано» «Утверждаю»
заседании МО Заместитель директора Директор
«__» ________ 2019 г. ___________________ __________________ ___________________
Рабочая программа
по биологии в 8 классе
Разработчик программы: Стародубова Надежда Ефимовна, учитель биологии, химии; I категория
г. Елизово
Камчатский край
2019 -2020 учебный год
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
Требования ФГОС |
Личностные результаты освоения основной образовательной программы |
1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; 2) реализация установок здорового образа жизни; 3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам. |
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы |
1) умение работать с разными источниками информации: текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями и справочниками; анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую; овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; 2) умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; 3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; 4) умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. |
Предметные результаты освоения основной образовательной программы |
Учащиеся должны знать: — признаки, доказывающие родство человека и животных. — вклад отечественных учёных в развитие знаний об организме человека. — основные признаки организма человека. — роль регуляторных систем; — механизм действия гормонов. — части скелета человека; — химический состав и строение костей; — основные скелетные мышцы человека. — признаки внутренней среды организма; — признаки иммунитета; — сущность прививок и их значение. — существенные признаки транспорта веществ в организме. — органы дыхания, их строение и функции; — гигиенические меры и меры профилактики лёгочных заболеваний — органы пищеварительной системы; — гигиенические меры и меры профилактики нарушения работы пищеварительной системы. — особенности пластического и энергетического обмена в организме человека; — роль витаминов. — органы мочевыделительной системы; — меры профилактики заболеваний мочевыделительной системы. — строение и функции кожи; — гигиенические требования по уходу за кожей, ногтями, волосами, обувью и одеждой. — строение и функции органов половой системы человека; — основные этапы внутриутробного и возрастного развития человека. — особенности высшей нервной деятельности человека; — отрицательное влияние вредных привычек. |
Содержание учебного процесса. Биология 8класс
№ п/п | Название разделов и тем | Кол-во часов | Теоретические | Практические | Лабораторные |
8класс. Человек | |||||
1. | Место человека в системе органического мира | 1 | 1 | ||
2. | Общий обзор строения и функций организма человека | 2 | 1 | 1 | 1 |
3. | Координация и регуляция | 4 | 4 | ||
4. | Анализаторы | 2 | 2 | 2 | |
5. | Опора и движение | 3 | 3 | 2 | |
6. | Внутренняя среда организма | 4 | 4 | ||
7. | Транспорт веществ | 3 | 3 | 2 | |
8. | Дыхание | 2 | 2 | ||
9. | Пищеварение | 2 | 2 | 1 | |
10. | Обмен веществ и энергии | 2 | 2 | ||
11. | Выделение | 2 | 2 | ||
12. | Покровы тела | 2 | 2 | ||
13. | Размножение и развитие | 2 | 2 | ||
14. | Высшая нервная деятельность | 3 | 2 | 1 | |
15. | Человек и его здоровье | 1 | 1 | ||
Итого: | 35 | 30 | 2 | 8 |
Календарно-тематическое планирование по биологии 8 класс. Человек.
№ п/п | Название разделов, тем | Кол-во час | Стр. | Требование к уроку | Контроль | Коррекционная работа | Дата | |||
план | факт | |||||||||
Темы 1. Место человека в системе органического мира (1ч) | ||||||||||
1. | Анатомия, физиология, психология и гигиена человека. Систематическое положение человека | 1ч | 5-8 | Дать понятие о науках и их значении в жизни человека Выяснить положение человека в систематике | Устно | |||||
Тема 2. Общий обзор строения и функций организма человека (2) | ||||||||||
1. | Клеточное строение организма человека | 1ч | 34-40 | Расширить знания о клеточном строении организма, закрепить понятия тканей и органов | П.Р « Строение клетки» Устно, тест | Строение клетки | ||||
2. | Системы органов | 1ч | 40-45 | Выяснить системы органов человека и их функции | Заполнение таблицы, лаб.раб | |||||
Тема 2. Координация и регуляция (4ч) | ||||||||||
1. | Гуморальная регуляция Нервная система. Отделы нервной системы | 1ч | 46 | Ознакомить с эндокринными железами и их ролью в обмене веществ Ознакомить со строением нейрона, нервной системы | Устно , диктант | Строение клетки Рефлекс и рефлекторная дуга | ||||
2. | Отделы нервной системы | 1ч | 54-60 | Отделы нервной системы. Дать понятие о строении и функциях спинного мозга | Устно | Строение нейрона | ||||
3. | Головной мозг, строение и функции | 1ч | 70-72 | Головной мозг Изучить строение и функции больших полушарий | Устно | Строение больших полушарий Строение больших полушарий Рефлекторная дуга | ||||
4. | Периферическая нервная система | 1ч | 73-76 | Устно | ||||||
Тема3. Анализаторы(2ч) | ||||||||||
1. | Анализаторы. Зрительный анализатор. | 1ч | 76-77 | Изучить зрительный анализатор Изучить слуховой анализатор Познакомить с органом вкуса, обоняния и др. | Устно Лаб.опыт | Кора больших полушарий Рефлекторная дуга | ||||
2. | Слуховой анализатор Другие органы чувств и их роль в жизни человека | 1ч | 84-91 | Изучить слуховой анализатор Познакомить с органом вкуса, обоняния и др. | Устно Лаб.опыт | Кора больших полушарий Рефлекторная дуга | ||||
Тема 4. Опора и движение (3ч) | ||||||||||
1. | Скелет человека. | 1ч | 100-106 | Выучить названия крупных костей скелета человека | Устно Лаб.опыт | Строение сустава | ||||
2. | Мышцы. Строение и работа мышц. | 1ч | 116-122 | Изучить строение и названия крупных мышц Дать понятие о работе мышц | Устно Лаб.работа | |||||
3. | Обобщение темы: «Опора и движение» | 1ч | 100-122 | Обобщить и закрепить знания уч-ся по теме | Устно, тест | |||||
Тема 5. Внутренняя среда организма (4ч) | ||||||||||
1. | Внутренняя среда организма. | 1ч | 127 | Дать понятие о внутренней среде организма | Устно | Соединительн. ткань | ||||
2. | Иммунитет | 1ч | 136 | Защитные свойства организма | Устно, таблица | Соединительн. ткань | ||||
3. | Тканевая совместимость и переливание крови | 1ч | 140 | Рассказать о переливании крови | Устно, таблица | |||||
4. | Обобщение темы «Внутренняя среда организма» | 1ч | 127-140 | Закрепить и проверить знания о внутренней среде организма | Тест | |||||
Тема 6. Транспорт веществ (2ч) | ||||||||||
1. | Транспорт веществ. Кровеносная система | 1ч | 144-153 | Изучить строение сердца и его работу | Устно | Сосуды | ||||
2. | Движение крови по сосудам. | 1ч | 153 | Выявить особенности сосудов и движение крови | Устно, схема кругов кровообращения | Сосуды | ||||
2. | Обобщение темы: «Транспорт веществ» | 1ч | 144-153 | Закрепить знания учащихся | Устно, схема кругов кровообращения | Строение органов кровообращения | ||||
Тема 7. Дыхание (3ч) | ||||||||||
1. | Органы дыхания. Заболевания органов дыхания и их профилактика | 1ч | 158-163 | Изучить строение органов дыхания | Устно, | Органы,ткани | ||||
2. | Дыхательные движения | 1ч | 167 | Механизм дыхательных движений, регуляция | Устно, схема | Опорно-двигательный аппарат, нервная система | ||||
3. | Обобщение темы «Дыхание» | 1ч | 158-170 | Закрепить и проверить знания | Тест | Опорно-двигательный аппарат, нервная система, органы дыхания | ||||
Тема 8. Пищеварение (2ч) | ||||||||||
1. | Пища и питательные вещества | 1ч | 171 | Дать понятие о питательных веществах | Устно, таблица Лаб. расчет калорийности питания | Химический состав клетки | ||||
2. | Строение и функции пищеварительной системы | 1ч | 180 | Изучить органы пищеварения. Выяснить процессы пищеварения | Нервная и гуморальная регуляция | |||||
Тема 11. Обмен веществ и энергии (2ч) | ||||||||||
1. | Пластический и энергетический обмен. | 1ч | 187 | Сформировать понятие об обмене веществ | Устно, схема | Питательные вещества Химический состав клетки | ||||
2. | Витамины | 1ч | 194 | Выяснить значение витаминов | Устно, таблица | |||||
Тема 12. Выделение (2ч) | ||||||||||
1. | Органы выделения. Строение и функции почек | 1ч | 199 | Ознакомить со строением и функцией органов выделения | Устно, схема | Системы органов | ||||
2. | Образование мочи. | 1ч | 203 | Функции почек | Устно | Строение нефрона | ||||
Тема 13. Покровы тела(2ч) | ||||||||||
1. | Покровы тела. Строение и функции кожи | 1ч | 205 | Дать понятие о строении и функциях кожи | Устно, таблица | Типы тканей | ||||
2. | Терморегуляция, закаливание организма | 1ч | 209, 274 | Принципы закаливания | Рефлексы | |||||
Тема 14. Размножение и развитие (2ч) | ||||||||||
1. | Система органов размножения. | 1ч | 212 | Ознакомить с системой органов размножения | Устно, таблица | Системы органов | ||||
2. | Рост и развитие организма | 1ч | 220 | Эмбриональное и постэмбриональное развитие | ||||||
Тема 15. Высшая нервная деятельность (3ч) | ||||||||||
1. | Поведение человека. Рефлекс – основа нервной деятельности Врожденные и приобретенные формы поведение | 1ч | 225 | Выяснить роль рефлексов в поведении человека Дать понятие о формах поведения | Устно, схема | Рефлекс и рефлекторная дуга Рефлекс и рефлекторная дуга | ||||
2. | Особенности высшей нервной деятельности. | 1ч | 238-242 | Дать понятие о высшей нервной деятельности | Устно Практ.работа "Особенности В.Н.Д." | Строение коры больших полушарий | ||||
3. | Речь, мышление. Память, эмоции | 1ч | 246-250 | Дать понятие о видах памяти, мышлении и эмоциях | Строение коры больших полушарий | |||||
Тема 16. Человек и его здоровье (1ч) | ||||||||||
1. | Влияние факторов окружающей среды на здоровье человека | 1ч | 254 | Выяснить влияние факторов окружающей среды на здоровье человека | Сообщения уч-ся |
Содержание учебного предмета. Биология 8класс
Человек
Место человека в системе органического мира(1ч)
Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства и различия человека и животных. Человек разумный.
Биологические и социальные факторы антропогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы, их происхождение и единство.
Общий обзор строения и функций организма человека (2ч)
Клеточное строение организма человека. Ткани и органы. Системы органов. Функции систем органов
Координация и регуляция(4ч)
Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.
Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса.
Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение.
Анализаторы(2ч)
Органы чувств, их строение, функции, гигиена.
Опора и движение (3ч)
Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета в связи с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей. Рост костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и профилактика.
Мышечная система. Строение и развитие мышц. Группы мышц. Работа мышц. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физкультуры, режима труда в формировании опорно-двигательной системы.
Внутренняя среда организма (4ч)
Понятие « внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: Эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание. Группы. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Прививки. Переливание крови. Донорство.
Транспорт веществ (3ч)
Сердце, его строение и регуляция деятельности, большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление.
Дыхание (2ч)
Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в легких и тканях. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат.
Пищеварение (2ч)
Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы. Исследования в области пищеварения И.П. Павлова.
Обмен веществ и энергии (2ч)
Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь. Витамины. Их роль в обмене веществ.
Выделение (2ч)
Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.
Покровы тела (2ч)
Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Заболевания кожи и их профилактика. Гигиенические требования к одежде, обуви.
Размножение и развитие (2ч)
Система органов размножения; строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи.
Высшая нервная деятельность (3ч)
Рефлекс – основа нервной деятельности. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биоритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики
Человек и его здоровье (1ч)
Влияние окружающей среды на здоровье человека
Учебно–методический комплект:
1. Биология. Человек. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Сонин Н.И., Сапин М.Р.- М.: Дрофа, 2018
2.Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 6-11классы – М.: Дрофа,2018
3. Тетрадь. Биология. Человек.8класс.-М.: Дрофа, 2018
4. Биология. 8 класс. Человек. Ренева Н.Б., Сивоглазов В.И. Методическое пособие М.: Дрофа,2018
1. Биология. Интерактивные задания 7-9. 1С
2.Биология. Взаимное влияние живых организмов. Электронные уроки и тесты.
3.Биология. Влияние человека на природу. Электронные уроки и тесты.
4.Биология. Уровни организации жизни. Электронные уроки и тесты.
5. Занимательная экология.
6.Биология. Человек. 8 класс. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...