Презентация по биологии 7 класс "Сон и сновидения . Речь и сознание. Познавательные процессы".
презентация к уроку по биологии (8 класс)
Презнтация по биологии разработана как вспомогательный материал для учащихся 8 класса при дистанционном обучении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
17.04_son_i_snovideniya._rech_i_soznanie.ppt | 799 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сон – отдых мозга, перестройка работы мозга, торможение основных отделов коры больших полушарий, восстановление работоспособности нейронов, упорядочивание полученной информации в период бодрствования, утрата активных связей с окружающей средой. Физиологическая природа сна – в стволе мозга имеются группы нейронов, с которыми связаны бодрствование, сон, заторможенность движений во время сна.
Электрическую активность мозга можно регистрировать при помощи электроэнцефалографа. Электроэнцефалография показала, что головной мозг постоянно находится в состоянии активности, даже тогда, когда мы ни о чем не думаем. Наиболее регулярные проявления активности – так называемые альфа-волны – исходят из зрительных зон затылочной доли, когда человек находится в покое и глаза закрыты. Эти волны возникают ритмически с частотой 9-10 в секунду. Сон - единственное нормальное состояние, при котором электрическая активность мозга резко изменена. По мере углубления сна волны становятся медленнее и выше (т.е. потенциал их возрастает). При сновидениях регистрируются нерегулярные волны.
Причины наступления сна: биологический ритм сна и бодрствования связан со сменой дня и ночи, это естественное состояние человека, усталость способствует наступлению сна, условные раздражители – тоже могут быть причиной наступления сна (привычные действия, время отхода ко сну). Стадии сна : медленный сон и быстрый сон.
Стадии сна Медленный сон (1-1,5 часа) Быстрый сон (10-15 минут) Редкие волны большой амплитуды, мышцы расслаблены, ровное дыхание, сердцебиение замедленно, глазные яблоки неподвижны, обмен веществ и температура понижаются, сновидений нет Колебания быстрые, ритм сердечной деятельности повышается, глазные яблоки подвижны, мышцы расслаблены, активизация деятельности всех внутренних органов, сокращение отдельных групп мышц, сновидения К утру продолжительность стадии увеличивается до 25-30 минут – активация функций к моменту пробуждения
Речь и сознание Физиология высшей нервной деятельности – это наука о закономерностях работы головного мозга, влияющих на поведение животных и человека. Безусловные рефлексы и инстинкты обеспечивают приспособление организма к стабильным условиям среды.
Подсознание Условные рефлексы и рассудочная деятельность приспосабливают организм к постоянно меняющимся событиям, но не они определяют основное поведение человека: многие инстинктивные побуждения часто просто не осознаются человеком и составляют его подсознание .
Главное отличие человека от животных Главное отличие человека от других существ – это сознание и владение речью, способность к трудовой деятельности и общественной жизни. В головном мозге каждого человека имеются речевые центры . Но на каком языке заговорит человек, зависит не от головного мозга, а от окружающей его языковой среды . На каком языке его научат говорить, таким он и будет пользоваться. Речь возникла в процессе трудовой деятельности. Она позволила объединить действия многих людей, распределить обязанности между членами группы.
Речь и ее значение. Речь возникла в процессе трудовой деятельности. Она позволила объединить действия многих людей, распределить обязанности между членами группы. Речь, труд и общение во многом изменили и самого человека, содействовали развитию его сознания. Параллельно с развитием внешней речи у каждого человека формируется и внутренняя речь .
Речь и рефлексы Она позволяет нам мысленно представить, что мы собираемся сделать, отобрать наилучший вариант, осуществить выбор, короче, действовать сознательно. Именно эти осознанные действия, обдуманные человеком, а не условные и безусловные рефлексы определяют его поведение. Познавательные процессы также связаны с речью. Она позволяет понять происходящее и сохранить в памяти пережитые человеком события.
Познавательные процессы Ощущения, восприятия, представления, память, воображение, мышление являются познавательными процессами . Они неразрывно связаны друг с другом и все вместе участвуют в сборе, обработке и хранении информации. Благодаря этим процессам мы можем разобраться в окружающей нас обстановке и принять адекватные (соответствующие) решения.
Познавательная деятельность Познавательная деятельность человека начинается с ощущения отдельных качеств предметов и явлений: твердости, гладкости, громкости, яркости – и восприятия пространства в целом и отдельных предметов в нем, действующих на органы чувств в данный момент. Эти впечатления фиксируются нашей памятью.
Память Память – это сохранение в сознании прошлого опыта, делающее его с помощью речи легко воспроизводимым в любой момент и возможным для повторного использования. Различают три основных процесса памяти: запоминание , сохранение , воспроизведение . Как заучить, как запомнить надолго и воспроизвести, т.е. вспомнить материал именно тогда, когда это нужно, – проблема многих людей.
Виды памяти Психологи различают память долговременную и краткосрочную . Допустим, вы захотели узнать номер телефона кинотеатра и позвонили в справочную. Вам ответили, вы набрали номер, занято. Повесили трубку, хотели набрать номер снова и ... не смогли – забыли его, потому что была установка на короткий срок.
Оперативная память Звонить еще раз вы не собирались. Такую краткосрочную память называют оперативной , поскольку она действует лишь на тот срок, который необходим для совершения операции (в нашем примере – набор телефонного номера кинотеатра). Долговременная память более прочная.
Механическая и логическая память Различают также память механическую и логическую. Механическая память действует, когда каждый факт заучивают отдельно. Логическая – когда между фактами находят систему связей, которая позволяет последовательно извлекать нужную информацию, связывая ее с уже известной.
Память, связанная с органами чувств Память бывает зрительная , слуховая , моторная , и у разных людей наиболее эффективной бывает одна, либо вторая, либо третья, либо какие-то сочетания из них. Зная это, надо решить для себя, что лучше: заучивать материал вслух, читать про себя или составить конспект прочитанного. Последний вариант будет полезен для многих, так как активная работа с учебным материалом позволит лучше запомнить нужную информацию.
Полезные советы При запоминании не следует читать текст много раз подряд. Лучше прочесть один раз и попытаться мысленно или вслух его пересказать, заглядывая лишь в забытые места. Если у доски не удалось хорошо ответить материал, который вы дома учили, задумайтесь о причинах. Возможно, все дело было в том, что вы плохо представляли себе план ответа и учителю приходилось помогать вам наводящими вопросами.
Причины неудачи. При подготовке к следующему уроку лучше записать план и попробовать ответить, используя этот план, а потом мысленно вспоминая его пункты. Возможно, причина неудачи в том, что было трудно отвечать из-за волнения. Одноклассники мешали сосредоточиться, срабатывал механизм безусловного торможения. Преодолеть этот недостаток можно только путем тренировки. Надо как можно чаще выступать перед аудиторией, чтобы привыкнуть к ней.
Воображение Память всегда опирается на воображение и мышление. Воображение – это создание представлений и мысленных ситуаций, ранее не воспринимавшихся человеком в действительности. Яркость и точность этих образов – основа развития творческой деятельности.
Мышление – это способность на основе известных знаний добывать новую информацию. Проснувшись утром, вы увидели мокрые крыши и заключили, что был дождь, хотя в данный момент дождя нет. Чтобы сделать такой вывод, надо было знать общие свойства воды – способность смачивать предметы. Это обобщение позволило вам узнать о событии, свидетелем которого вы не были. Мышление невозможно без обобщений, а они всегда связаны с речью, и потому любой человек, не задумываясь, назовет язык (или языки), на котором он думает, мыслит.
Значение мышления Мышление дает нам возможность точно обрабатывать полученную информацию и использовать ее для решения различных жизненных и познавательных проблем.
Выводы Физиология высшей нервной деятельности – это наука о закономерностях головного мозга, влияющих на поведение животных и человека. Безусловные рефлексы, инстинкты, запечатления, как и многие приобретенные формы поведения (условные рефлексы, рассудочная деятельность), а также законы работы головного мозга (наличие безусловного и условного торможения, явления доминанты, закон взаимной индукции) едины для человека и животных.
Познавательные процессы Главное отличие человека от животных – это сознание, владение речью, способность к трудовой деятельности и общественной жизни. К познавательным процессам относят ощущения, восприятие, память, воображение, мышление. Ощущения отражают отдельные качества предмета, восприятие – весь предмет и всю обстановку в целом. Память – это сохранение в сознании прошлого опыта. Воображение – это способность создавать мысленные образы реальных и нереальных предметов и событий.
Речь и мышление.
Мышление и речь Мышление – это способность на основе известных знаний и воображения добывать новую информацию. Мышление неразрывно связано с речью. В его основе лежит обобщение фактов, знание законов, умение логически обрабатывать информацию. Оно помогает нам организовать нашу деятельность и общаться с другими людьми.
Домашнее задание Изучить материал параграфов 55-56. Изучить материал презентации. Дать письменный ответ на вопросы 1-3, стр. 348. Дать письменный ответ на вопросы 5, 6, 9, 10, стр. 356.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Применение игровых технологий для развития и коррекции познавательных процессов на уроках письма и развития речи в 5-6 классах специальной (коррекционной) школы VIII вида"
Результаты исследований показали, что используя рабочую тетрадь для учащичся "Лексико - орфографические упражнения и задания при изучении словарных слов" при обучении письму и развитию речи поср...
Индивидуальное коррекционное занятие по развитию речи, познавательных процессов с ребенком раннего возраста с ОВЗ.
Конспект занятия составлен для работы с ребёнком 1 г. 11 мес. с ДЦП, ЗПРР (грубая задержка, доречевой период, дизартрический синдром). Девочка инертна, с низким уровнем развития зрительно-моторн...
Проект "Применение игровых технологий для развития и коррекции познавательных процессов на уроках письма и развития речи в 5 классе"
Проект "Применение игровых технологий для развития и коррекции познавательных процессов на уроках письма и развития речи в 5 классе"...
Как развивать восприятие, познавательные процессы и речь ребёнка с особыми образовательными потребностями
Материал предоставляет собой описание развивающих игр с подробным алгоритмом действий и речевого сопровождения взрослых. Игры рассчитаны на дошкольников с умеренной умственной отста...
Игры на развитие познавательных процессов ( внимание, память, восприятие, мышление, речь) у дошкольников.
Игры на развитие познавательных процессов( внимание, память, восприятие, мышление, речь) у дошкольников....
Семинар-практикум "Упражнения и игры для развития познавательных процессов и речи у детей 3-7 лет"
Игры направлены на развитие всез ВПФ...