Рабочая программа по биологии. 7 класс
календарно-тематическое планирование по биологии (7 класс)
Рабочая программа основного общего образования
учебного предмета «Биология. Многообразие живых организмов»
образовательная область естественно - научные предметы
7 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma._7_klass._biologiya.doc | 286.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Мельниковская средняя общеобразовательная школа»
Новичихинского района Алтайского края
Согласовано на МО «Поиск» протокол № 1 от «28» августа 2019 г. руководитель /Глухова Е. Г. | Принято на заседании педагогического совета МКОУ «Мельниковская СОШ» протокол № 1 «28» августа 2019 г. | Утверждаю директор МКОУ «Мельниковская СОШ» И. Е. Рудко Приказ № 25/1 от «29» августа 2019 г. |
Рабочая программа
основного общего образования
учебного предмета «Биология. Многообразие живых организмов»
образовательная область естественно - научные предметы
7 класс
2019-2020 учебный год
Лешенко Елены Геннадьевны
учителя биологии и географии
высшей квалификационной категории
с Мельниково
2019 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 7 класса составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом № 1897 Министерства и науки России от 17 декабря 2010 года;
- Основной общеобразовательной программы основного общего образования МКОУ «Мельниковская СОШ», утвержденной приказом № 24 от 28. 08.2019г.
- Учебного плана МКОУ «Мельниковская СОШ» на 2019– 2020 учебный год, утвержденного приказом № 25 от 29.08.2019 г.
- Годового календарного графика МКОУ «Мельниковская СОШ», утвержденного приказом № 26 от 30.08.2019 г.
- Положения о рабочей программе в соостветствии с ФГОС МКОУ «Мельниковская СОШ»утвержденного приказом № 37 от 30.06.2016 г.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТУ
ЦЕЬЮ изучения Освоение знаний о живой природе; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей, методах познания живой природы
Задачи программы: - научить приобретать биологические знания, работать с учебником, цифровыми образовательными ресурсами, проводить наблюдения за биологическими объектами;
- научить применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности живых организмов, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии;
- научить использовать знания и умения в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными;
- развивать познавательный интерес к объектам живой природы;
- способствовать воспитанию позитивного отношения к природе, культуры поведения в природе
- способствовать формированию общеучебных умений и навыков.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Биология в основной школе изучается с 5 по 9 класс. На изучение биологии отводится в
7 класес -70 часов (2 час в неделю)
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностными результатами обучения биологии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты:
- соблюдение учащимися правил поведения в природе;
- осознание учащимися основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы;
- умение реализовывать теоретические познания на практике;
- осознание значения образования для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
- понимание важности ответственного отношения к обучению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- проведение учащимися работы над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;
- привитие любви к природе, чувства уважения к учёным, изучающим растительный мир, развитие эстетических чувств от общения с растениями;
- признание учащимися права каждого человека на собственное аргументированное мнение;
- готовность учащихся к самостоятельным поступкам и активным действиям на благо природы;
- умение аргументированно и обоснованно отстаивать свою точку зрения;
- критическое отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их результаты;
- понимание необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- умение слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- существующую программу курса;
- учебники и другие компоненты учебно-методического комплекта;
- иллюстративный и вспомогательный учебный материал (таблицы, схемы, муляжи, гербарии и т. д.);
- осознавать целостность природы; взаимосвязанность и взаимозависимость происходящих в ней процессов.
Учащиеся должны уметь:
- различать объём и содержание понятий;
- различать родовое и видовое понятия в наименовании вида;
- определять аспект классификации и проводить классификацию;
- выстраивать причинно-следственные связи;
- работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами, составлять конспект параграфа учебника до и/или после изучения материала на уроке;
- разрабатывать план-конспект темы, используя дополнительные источники информации;
- готовить устные сообщения и письменные рефераты на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников;
- пользоваться поисковыми системами Интернета;
- пользоваться биологическими словарями и справочниками для поиска определений биологических терминов;
- выполнять лабораторные работы под руководством учителя;
- сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;
- оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;
- находить информацию о растениях в дополнительных источниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую;
- объяснять необходимость ведения хозяйственной деятельности человека с учётом особенностей жизнедеятельности живых организмов;
- под руководством учителя оформлять отчёт о проведённом наблюдении, включающий описание объектов наблюдения, его результаты и выводы;
- организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и. т. д.).
Важнейшие предметные результаты:
Учащиеся должны знать:
- основные понятия и термины: «искусственный отбор», «борьба за существование», «естественный отбор»;
- основные уровни организации живой материи: молекулярный, клеточный, тканевый, органный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический и биосферный;
- подразделение истории Земли на эры и периоды;
- искусственную систему живого мира; работа Аристотеля, Теофраста; систему природы К. Линнея;
- принципы построения естественной системы живой природы.
- строение и основные процессы и жизнедеятельности бактерий;
- разнообразие и распространение бактерий и грибов;
- роль бактерий и грибов в природе и жизни человека;
- методы профилактики инфекционных заболеваний;
- основные понятия, относящиеся к строению про-и эукариотической клеток;
- строение и основы жизнедеятельности клеток гриба;
Растительного мира.
- меры профилактики грибковых заболеваний;
- основные методы изучения растений;
- основные группы растений (Водоросли, Моховидные, Хвощевидные, Плауновидные, Папоротниковидные, Голосеменные, Цветковые), их строение, особенности жизнедеятельности и многообразие;
- особенности строения и жизнедеятельности лишайников;
- роль растений в биосфере и жизни человека;
- происхождение растений и основные этапы развития;
- определение понятия «фитоценоз»;
- видовую и пространственную структуру растительного сообщества, ярусность;
- роль растений в жизни планеты и человека;
- необходимость сохранения растений в любом месте их обитания.
Учащиеся должны уметь:
- в общих чертах описывать механизмы эволюционных преобразований;
- объяснять с материалистических позиций процесс возникновения жизни;
- иметь представление о естественной системе органической природы;
- давать аргументированную критику ненаучных мнений о возникновении и развитии жизни на Земле.
- давать общую характеристику бактерий;
- характеризовать формы бактериальных клеток;
- отличать бактерии от других живых организмов;
- объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека;
- давать общую характеристику бактерий и грибов;
- объяснять строение грибов и лишайников;
- приводить примеры распространённости грибов в биоценозах;
- определять несъедобные шляпочные грибы;
- объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека;
- давать общую характеристику царства Растения;
- объяснять роль растений в биосфере;
- характеризовать основные группы растений (Водоросли, Моховидные, Хвощевидные, Голосеменные, Цветковые);
- объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира;
- характеризовать распространение растений в различных климатических зонах Земли;
- объяснять причины различий в составе фитоценозов различных климатических поясов;
- определять тип фитоценоза;
- выявлять различия между естественными и искусственными фитоценозами;
- обосновывать необходимость природоохранительных мероприятий.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Выпускник научится понимать:
- особенности жизни как формы существования материи;
- фундаментальные понятия биологии;
- о существовании эволюционной теории;
- основные группы прокариот, грибов, растений особенности их организации, многообразие, а также экологическую и хозяйственную роль живых организмов;
- основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека.
Выпускник получит возможность научиться:
- пользоваться знанием биологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;
- давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;
- работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;
- работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат.
Содержание программы
РАЗДЕЛ 1. ОТ КЛЕТКИ ДО БИОСФЕРЫ (11 Ч)
Тема 1.1. МНОГООБРАЗИЕ ЖИВЫХ СИСТЕМ (3 ч)
Разнообразие форм живого на Земле. Понятие об уровнях организации жизни: клетки, ткани, органы, организмы. Виды, популяции и биогеоценозы. Общие представления о биосфере.
Демонстрация
Таблицы, иллюстрирующие особенности организации клеток, тканей и органов. Организмы различной сложности. Границы и структура биосферы.
Тема 1.2. Ч. ДАРВИН О ПРОИСХОЖДЕНИИ ВИДОВ (2 ч)
Причины многообразия живых организмов. Явления наследственности и изменчивости. Искусственный отбор; породы домашних животных и культурных растений. Понятие о борьбе за существование и естественном отборе.
Демонстрация
Породы животных и сорта растений. Близкородственные виды, приспособленные к различным условиям существования.
Тема 1.3. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ (4 ч)
Подразделение истории Земли на эры и периоды. Условия существования жизни на древней планете. Смена флоры и фауны на Земле: возникновение новых и вымирание прежде существовавших форм.
Демонстрация
Представители фауны и флоры различных эр и периодов.
Тема 1.4. СИСТЕМАТИКА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (2 ч)
Искусственная система живого мира; работы Аристотеля, Теофраста. Система природы К. Линнея. Основы естественной классификации живых организмов на основе их родства. Основные таксономические категории, принятые в современной систематике.
Демонстрация
Родословное древо растений и животных.
Лабораторные и практические работы
Определение систематического положения домашних животных.
РАЗДЕЛ 2. ЦАРСТВО БАКТЕРИИ (4 Ч)
Тема 2.1. ПОДЦАРСТВО НАСТОЯЩИЕ БАКТЕРИИ (2 ч)
Происхождение и эволюция бактерий. Общие свойства прокариотических организмов. Строение прокариотической клетки, наследственный аппарат бактериальной клетки. Размножение бактерий.
Демонстрация
Строение клеток различных прокариот.
Лабораторные и практические работы
Зарисовка схемы строения прокариотической клетки, схемы размножения бактерий.
Тема 2.2. МНОГООБРАЗИЕ БАКТЕРИЙ (2 ч)
Многообразие форм бактерий. Особенности организации и жизнедеятельности прокариот, их распространённость и роль в биоценозах. Экологическая роль и медицинское значение. Профилактика инфекционных заболеваний.
Тема 3.1. СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ГРИБОВ (4 ч)
Происхождение и эволюция грибов. Особенности строения клеток грибов. Основные черты организации многоклеточных грибов.
Демонстрация
Схемы строения представителей различных систематических групп грибов. Различные представители царства Грибы. Строение плодового тела шляпочного гриба.
Лабораторные и практические работы
Строение плесневого гриба мукора.
Тема 3.2. МНОГООБРАЗИЕ И ЭКОЛОГИЯ ГРИБОВ (2 ч)
Отделы: Хитридиомикота, Зигомикота, Аскоми- кота, Базидиомикота, Оомикота; группа Несовершенные грибы[1]. Особенности жизнедеятельности и распространение грибов, их роль в биоценозах и хозяйственной деятельности человека. Болезнетворные грибы, меры профилактики микозов.
Демонстрация
Схемы, отражающие строение и жизнедеятельность различных групп грибов; муляжи плодовых тел шляпочных грибов, натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).
Лабораторные и практические работы
Распознавание съедобных и ядовитых грибов.
Тема 3.3. ГРУППА ЛИШАЙНИКИ (2 ч)
Понятие о симбиозе. Общая характеристика лишайников. Типы слоевищ лишайников. Особенности жизнедеятельности, распространённость и экологическая роль лишайников.
Демонстрация
Схемы строения лишайников. Различные представители лишайников.
РАЗДЕЛ 4. ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ (34 Ч)
Тема 4.1. ГРУППА ОТДЕЛОВ ВОДОРОСЛИ; СТРОЕНИЕ, ФУНКЦИИ, ЭКОЛОГИЯ (6 ч)
Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Многообразие водорослей: отделы Зелёные водоросли, Бурые водоросли и Красные водоросли. Распространение в водных и наземных биоценозах, экологическая роль водорослей. Практическое значение.
Демонстрация
Схемы строения водорослей различных отделов.
Лабораторные и практические работы
Изучение внешнего вида и строения водорослей.
Тема 4.2. ОТДЕЛ МОХОВИДНЫЕ (2 ч)
Отдел Моховидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.
Демонстрация
Схема строения и жизненный цикл мхов. Различные представители мхов.
Лабораторные и практические работы
Изучение внешнего вида и строения мхов.
Тема 4.3. СПОРОВЫЕ СОСУДИСТЫЕ РАСТЕНИЯ: ПЛАУНОВИДНЫЕ, ХВОЩЕВИДНЫЕ, ПАПОРОТНИКОВИДНЫЕ (6 ч)
Отдел Плауновидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах. Отдел Хвощевидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах. Отдел Папоротниковидные. Происхождение и особенности организации папоротников. Жизненный цикл папоротников. Распространение и роль в биоценозах.
Демонстрация
Схемы строения и жизненные циклы плауновидных и хвощевидных. Различные представители плаунов и хвощей. Схемы строения папоротника; древние папоротниковидные. Схема цикла развития папоротника. Различные представители папоротников.
Лабораторные и практические работы
Изучение внешнего вида и строения спороносящего хвоща.
Изучение внешнего вида и внутреннего строения папоротников (на схемах).
Тема 4.4. СЕМЕННЫЕ РАСТЕНИЯ. ОТДЕЛ ГОЛОСЕМЕННЫЕ (8 ч)
Происхождение и особенности организации голосеменных растений; строение тела, жизненные формы голосеменных. Многообразие, распространённость голосеменных, их роль в биоценозах и практическое значение.
Демонстрация
Схемы строения голосеменных, цикл развития сосны. Различные представители голосеменных.
Лабораторные и практические работы
Изучение строения и многообразия голосеменных растений.
Изучение строения хвои и шишек хвойных растений (на примере местных видов).
Тема 4.5. ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ (ЦВЕТКОВЫЕ) РАСТЕНИЯ (10 ч)
Происхождение и особенности организации покрытосеменных растений; строение тела, жизненные формы покрытосеменных. Классы Однодольные и Двудольные, основные семейства (2 семейства однодольных и 3 семейства двудольных растений). Многообразие, распространённость цветковых, их роль в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности.
Демонстрация
Схема строения цветкового растения, строения цветка. Цикл развития цветковых растений (двойное оплодотворение). Представители различных семейств покрытосеменных растений.
Лабораторные и практические работы
Изучение строения покрытосеменных растений.
Распознавание наиболее распространённых растений своей местности, определение их систематического положения*.
Тема 4.6. ЭВОЛЮЦИЯ РАСТЕНИЙ (2 ч)
Возникновение жизни и появление первых растений. Развитие растений в водной среде обитания. Выход растений на сушу и формирование проводящей сосудистой системы. Основные этапы развития растений на суше.
Демонстрация
Изображение ископаемых растений, схемы, отображающие особенности их организации.
Лабораторные и практические работы
Построение родословного древа царства Растения.
РАЗДЕЛ 5. РАСТЕНИЯ И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА (8 Ч)
Тема 5.1. РАСТИТЕЛЬНЫЕ СООБЩЕСТВА. МНОГООБРАЗИЕ ФИТОЦЕНОЗОВ (4 ч)
Растительные сообщества — фитоценозы. Видовая и пространственная структура растительного сообщества; ярусность. Роль отдельных растительных форм в сообществе.
Демонстрация
Плакаты и видеоролики, иллюстрирующие разнообразие фитоценозов.
Лабораторные и практические работы
Составление таблиц, отражающих состав и значение отдельных организмов в фитоценозе.
Тема 5.2. РАСТЕНИЯ И ЧЕЛОВЕК (2 ч)
Значение растений в жизни планеты и человека. Первичная продукция и пищевые потребности человека в растительной пище. Кормовые ресурсы для животноводства. Строительство и другие потребности человека. Эстетическое значение растений в жизни человека.
Демонстрация
Способы использования растений в народном хозяйстве и в быту.
Лабораторные и практические работы
Разработка проекта выращивания сельскохозяйственных растений на школьном дворе.
Тема 5.3. ОХРАНА РАСТЕНИЙ И РАСТИТЕЛЬНЫХ СООБЩЕСТВ (2 ч)
Причины необходимости охраны растительных сообществ. Методы и средства охраны природы. Законодательство в области охраны растений.
Демонстрация
Плакаты и информационные материалы о заповедниках, заказниках, природоохранительных мероприятиях.
Лабораторные и практические работы
Разработка схем охраны растений на пришкольной территор
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Раздел, тема | Кол-во час по авторской программе | Кол-во час по рабочей программе | Практические (лабораторные) работы | |
По авторской программе | По рабочей программе | ||||
1 | Раздел 1. От клетки до биосферы | 11 | 11 | ||
2 | Тема 1.1Многообразие живых систем | 3 | 3 | ||
3 | Тема 1.2 Ч. Дарвин о происхождении видов | 2 | 2 | ||
4 | Тема 1.3. История развития жизни на Земле | 4 | 4 | ||
5 | Тема 1.4. Систематика живых организмов | 2 | 2 | 1 | 1 |
6 | Раздел 2. Царство Бактерии | 4 | 4 | ||
7 | Тема 2.1. Подцарство настоящие бактерии | 2 | 2 | 1 | 1 |
8 | Раздел 3 Царство Грибы | 8 | 4 | ||
9 | Тема 3.1 Строение и функции грибов | 4 | 1 | 1 | |
10 | Тема 3.2. Многообразие и экология грибов | 2 | 4 | 1 | 1 |
11 | Тема 3.3. Группа лишайники | 2 | 2 | ||
12 | Раздел 4. Царство растения | 34 | 34 | ||
13 | Тема 4.1 Группа отделов водоросли; строение, функции, экология | 6 | 6 | 1 | 1 |
14 | Тема 4. 2 Отдел моховидные | 2 | 2 | 1 | 1 |
15 | Тема 4. 3 Споровые сосудистые растения: Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные | 6 | 7 | 2 | 2 |
16 | Тема 4.4 Семенные растения. Отдел голосеменные | 8 | 9 | 2 | 2 |
17 | Тема 4.5 Покрытосеменные (цветковые) растения | 10 | 11 | 2 | 2 |
18 | Тема 4.6 Эволюция растений | 2 | 2 | 1 | 1 |
19 | Раздел 5 Растения и окружающая среда | 8 | 8 | ||
20 | Тема 5.1 Растительные сообщества Многообразие фитоценозов | 4 | 4 | 1 | 1 |
21 | Тема 5.2 Растения и человек | 2 | 2 | 1 | 1 |
22 | Тема 5.3 Охрана растений и растительных сообществ | 2 | 2 | 1 | 1 |
23 | Резерв | 5 | |||
24 | Итого | 70 | 70 | 16 | 16 |
ИЗМЕНЕНИЯ, ВНЕСЕННЫЕ В СОДЕРЖАНИЕ АВТОРСКОЙ ПРОГАММЫ
На темы «Споровые сосудистые растения: Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные», «Семенные растения. Отдел Голосеменные», «Покрытосеменные (Цветковые)» растения 1 час резерв
добавлено по одному часу из резервного времени.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | № урока в теме | Наименование раздела программы, тема урока | Всего часов | Используемые средства обучения (ИКТ, ТСО) | Дата | |
Учебно-лабораторное оборудование | По плану | По факту | ||||
Раздел 1 От клетки до биосферы 11 час Тема 1.1 «Многообразие живых систем» 3 час | ||||||
1 | 1 | Разнообразие форм живого на Земле | 1 | Таблицы, иллюстрирующие организмы различной сложности | ||
2 | 2 | Понятие об уровнях организации жизни: клетки, ткани, органы, организмы | 1 | Таблицы, иллюстрирующие особенности организации клеток, тканей и органов | ||
3 | 3 | Виды, популяции и биогеоценозы. Общее представление о биосфере | 1 | Таблицы, иллюстрирующие границу и структуру биосферы | ||
Тема 1.2 «Ч. Дарвин о происхождении видов» 2 час | ||||||
4 | 1 | Причины многообразия живых организмов. Явления наследственности и изменчивости | 1 | Таблицы, иллюстрирующие породы животных и сорта растений | ||
5 | 2 | Искусственный отбор; породы домашних животных и культурных растений. Понятие о борьбе за существование и естественном отборе | 1 | Таблицы, иллюстрирующие близкородственные виды, приспособленные к различным условиям существования | ||
Тема 1.3. История развития жизни на Земле 4 час | ||||||
6 | 1 | Подразделение истории Земли на эры и периоды | 1 | Таблицы, иллюстрирующие развитие Земли на эры | ||
7 | 2 | Условия существования на древней планете | 1 | Таблицы, иллюстрирующие представителей фауны и флоры различных эр и периодов | ||
8 | 3 | Смена флоры и фауны на Земле | 1 | Таблицы, иллюстрирующие представителей фауны и флоры различных эр и периодов | ||
9 | 4 | Возникновение новых и вымирание прежде существовавших форм | 1 | Таблицы, иллюстрирующие представителей фауны и флоры различных эр и периодов | ||
Тема 1.4. Систематика живых организмов 2 час | ||||||
10 | 1 | Систематика живых организмов. Искусственная система живого мира; работы Аристотеля, Теофраста | 1 | Портреты Аристотеля и Теофраста | ||
11 | 2 | Система природы К. Линнея. Основы естественной классификации живых организмов на основе их родства. Основные таксономические категории, принятые в современной систематике. Лабораторная работа№ 1 «Определение систематического положения домашних животных» | 1 | Таблицы, иллюстрирующие родословное древо растений и животных | ||
Раздел 2. Царство Бактерии 4 час Тема 2.1. Подцарство Настоящие бактерии 2 час | ||||||
12 | 1 | Происхождение и эволюция бактерий. Общие свойства прокариотических организмов | 1 | Схема происхождения и эволюции бактерний | ||
13 | 2 | Строение прокариотической клетки, наследственный аппарат бактериальной клетки. Размножение бактерий. Лабораторная работа № 2 «Зарисовка схемы строения прокариотической клетки, схемы размножения бактерий» | 1 | Рисунок строение клеток различных прокариот | ||
Тема 2.2. Многообразие бактерий 2 час | ||||||
14 | 1 | Многообразие форм бактерий. Особенности организации и жизнедеятельности прокариот | 1 | Рисунки многообразие форм бактерий | ||
15 | 2 | Распространённость и роль в биоценозах, экологическая роль и медицинское значение | 1 | Рисунки многообразие форм бактерий | ||
Раздел 3 «Царство Грибы» Тема 3.1 «Строение и функции грибов 4 час | ||||||
16 | 1 | Происхождение и эволюция грибов | 1 | Схемы строения представителей различных систематических групп грибов | ||
17 | 2 | Особенности строения клеток грибов. Основные черты организации многоклеточных грибов. Лабораторная работа № 3 «Строение плесневого гриба мукора» | 1 | Рисунок строение клетки грибов Микролаборатория. Микроскоп. Микропрепарат «Строение плесневого гриба мукора» | ||
18 | 3 | Основные черты организации многоклеточных грибов | 1 | Схемы строения представителей различных систематических групп грибов | ||
19 | 4 | Грибы паразиты растений и животных. Съедобные и ядовитые грибы. Приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами. | 1 | Рисунки грибов паразитов растений и животных. Съедобные и ядовитые грибы | ||
Тема 3.2. Многообразие и экология грибов 2 час | ||||||
20 | 1 | Отделы: Хитридиомикота, Зигомикота, Аскомикота, Базидиомикота, Оомикота; группа Несовершенные грибы. Лабораторная работа № 4 «Распознавание съедобных и ядовитых грибов» | 1 | Муляжи плодовых тел шляпочных грибов, натуральных объектов (трутовик, ржавчина, головня, спорынья). Рисунки съедобных и ядовитых грибов | ||
21 | 2 | Особенности жизнедеятельности и распространение. Роль грибов в биоценозах и хозяйственной деятельности человека | 1 | Схемы, отражающие строение и жизнедеятельность различных групп грибов | ||
Тема 3.3. Группа Лишайники 2 час | ||||||
22 | 1 | Общая характеристика лишайников. Типы слоевищ лишайников; особенности жизнедеятельности. Понятие о симбиозе | 1 | Схемы строения лишайников | ||
23 | 2 | Распространение и экологическая роль лишайников | 1 | Рисунки различных представителей лишайников | ||
Раздел 4 Царство Растения 34 час Тема 4.1. Группа отделов Водоросли; строение, функции, экология 6 час | ||||||
24 | 1 | Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей | 1 | Схемы строения водорослей различных отделов | ||
25 | 2 | Особенности строения тела. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Лабораторная работа № 5 «Изучение внешнего вида и строения водорослей» | 1 | Микроскоп. Микропрепараты в водорослей ламидоманады и спирогиры | ||
26 | 3 | Многообразие водорослей: отделы Зелёные водоросли | 1 | Рисунки «Многообразие водорослей. Отдел Зелёные водоросли»» | ||
27 | 4 | Отделы Бурые и Красные водоросли | 1 | Рисунки «Многообразие водорослей. Отдел Бурые и Красные водоросли» | ||
28 | 5 | Распространение водорослей в водных и наземных биоценозах | 1 | Рисунки «Многообразие водорослей в биоценозах» | ||
29 | 6 | Экологическая роль водорослей. Практическое значение | 1 | Рисунки «Значение водорослей» | ||
Тема 4.2. Отдел Моховидные 2 час | ||||||
30 | 1 | Отдел Моховидные; особенности организации, жизненного цикла. Лабораторная работа № 6 «Изучение внешнего вида и строения мхов» | 1 | Схема строения и жизненный цикл мхов | ||
31 | 2 | Распространение и роль в биоценозах | 1 | Схема «Различные представители мхов» | ||
Тема 4.3. Споровые сосудистые растения: Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные 6 час +1 час резерв | ||||||
32 | 1 | Отдел Плауновидные; особенности организации, жизненного цикла. | 1 | Схема строения и жизненный цикл плауновидных | ||
33 | 2 | Распространение плауновидных и роль в биоценозах | 1 | Рисунки различных представителей плауновидных. Гербарные образцы различных представителей плаунов | ||
34 | 3 | Отдел Хвощевидные; особенности организации, жизненного цикла. Лабораторная работа № 7 «Изучение внешнего вида и строения спороносящего хвоща" | 1 | Схема строения и жизненный цикл хвощевидных | ||
35 | 4 | Распространение хвощевидных и роль в биоценозах | 1 | Рисунки различных представителей хвощевидных. Гербарные образцы различных представителей хвощей | ||
36 | 5 | Отдел Папоротниковидные. Происхождение и особенности организации Лабораторная работа № 8 «Изучение внешнего вида и внутреннего строения папоротников (на схемах) | 1 | Схема строения папоротника; древние папоротниковидные. Схема цикла развития папоротника | ||
37 | 6 | Распространение папоротников и их роль в биоценозах | 1 | Гербарные образцы различных представителей папоротников | ||
38 | 7 | Обобщающий урок по теме «Споровые растения» | 1 | Гербарные образцы различных представителей папоротников, хвощей, плаунов | ||
Тема 4.4. Семенные растения. Отдел Голосеменные 8 час + 1 час резерв | ||||||
39 | 1 | Происхождение и особенности организации голосеменных растений | 1 | Схема строения голосеменных | ||
40 | 2 | Общая характеристика голосеменных. Строение тела. Лабораторная работа № 9 «Изучение строения и многообразия голосеменных растений» | Цикл развития сосны | |||
41 | 3 | Жизненные формы голосеменных | 1 | Рисунки голосеменных | ||
42 | 4 | Многообразие голосеменных.) Лабораторная работа № 10 «Изучение строения хвои и шишек хвойных растений (на примере местных видов | 1 | Гербарные образцы сосны обыкновенной (ветки, шишки), лупа | ||
43 | 5 | Многообразие голосеменных | Гербарные образцы различных представителей голосеменных | |||
44 | 6 | Распространение голосеменных в природе | 1 | Рисунки соснового бора, тайги, лесополос | ||
45 | 7 | Значение голосеменных в биоценозах | 1 | Схема биоценоза тайги | ||
46 | 8 | Практическое значение голосеменных | 1 | Рисунки изделий из голосеменных растений | ||
47 | 9 | Обобщающий урок по теме «Семенные растения. Отдел Голосеменные» | 1 | Гербарные образцы различных представителей голосеменных | ||
Тема 4.5. Покрытосеменные (Цветковые) растения 10 час + 1 час резерв | ||||||
48 | 1 | Происхождение и особенности организации покрытосеменных растений | 1 | Схема происхождения покрытосемянных растений | ||
49 | 2 | Строение тела покрытосеменных растений. Лабораторная работа № 11 «Изучение строения покрытосеменных растений» | 1 | Схема строения цветкового растения | ||
50 | 3 | Жизненные формы покрытосеменных растений | 1 | Представители различных семейств покрытосеменных растений | ||
51 | 4 | Класс Однодольные. Семейства Злаковые, Лилейные | 1 | Гербарные образцы класса Однодольные. Семейства Злаковые. Лилейные | ||
52 | 5 | Класс Двудольные. Семейства Розоцветные, Сложноцветные | 1 | Гербарные образцы класса Двудольные. Семейства Розоцветные. Сложноцветные | ||
53 | 6 | Класс Двудольные. Семейства Паслёновые, Бобовые | 1 | Гербарные образцы класса Двудольные. Семейства Паслёновые. Бобовые | ||
54 | 7 | Многообразие покрытосеменных растений | 1 | Гербарные образцы класса Покрытосеменных | ||
55 | 8 | Распространение цветковых в природе | 1 | Схемы. Представители различных семейств покрытосеменных растений | ||
56 | 9 | Распространение цветковых в природе. Лабораторная работа № 12 «Распознавание наиболее наиболее распространённых растений своей местности, определение их систематического положения» | 1 | Представители различных семейств покрытосеменных растений своей местности | ||
57 | 10 | Значение цветковых в биоценозах, в жизни человека | 1 | Схема биоценоза луга | ||
58 | 11 | Обобщающий урок по теме «Покрытосеменные растения» | 1 | Представители различных семейств покрытосеменных растений | ||
Тема 4.6. Эволюция растений 2 час | ||||||
59 | 1 | Возникновение жизни и появление первых растений. Развитие растений в водной среде обитания | 1 | Изображение ископаемых растений | ||
60 | 2 | Выход растений на сушу и формирование проводящей сосудистой системы. Основные | 1 | Схемы отображающие особенности их организации | ||
Раздел 5. Растения и окружающая среда 8 час Тема 5.1. Растительные сообщества. Многообразие фитоценозов 4 час | ||||||
61 | 1 | Растительные сообщества - фитоценозы | 1 | Плакаты, иллюстрирующие разнообразие фитоценозов | ||
62 | 2 | Видовая и пространственная структура растительного сообщества. Болото. Широколиственный лес, Еловый лес | 1 | Плакаты, иллюстрирующие Болото. Широколиственный лес, Еловый лес | ||
63 | 3 | Сосновый лес. Дубрава. Луг. Лабораторная работа № 14 «Составление таблиц, отражающих состав и значение отдельных организмов в фитоценозе» | 1 | Плакаты, иллюстрирующие Сосновый лес. Дубрава. Луг | ||
64 | 4 | Роль растительных форм в сообществе | 1 | Таблица, отражающих состав и значение отдельных организмов в фитоценозе | ||
Тема 5.2. Растения и Человек 2 час | ||||||
65 | 1 | Значение растений в жизни планеты и человека. Первичная продукция и пищевые потребности человека в растительной пище | 1 | Схема способов использования растений в быту | ||
66 | 2 | Кормовые ресурсы для животноводства. Строительство и другие потребности человека. Эстетическое значение растений в жизни человека. Лабораторная работа № 15 «Разработка проекта выращивания сельскохозяйственных растений на школьном дворе» | 1 | Схема способов использования растений в народном хозяйстве | ||
Тема 5.3 Охрана растений и растительных сообществ 2 час | ||||||
67 | 1 | Причины необходимости охраны растительных сообществ | 1 | Плакаты и информационные материалы о заповедниках, заказниках | ||
68 | 2 | Методы и средства охраны природы. Законодательство в области охраны растений. Лабораторная работа № 16 «Разработка схем охраны растений на пришкольной территории» | 1 | Плакаты и информационные материалы о природоохранных мероприятиях |
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В основу критериев оценки учебной деятельности учащихся положены объективность и единый подход. При 5 - балльной оценке для всех установлены общедидактические критерии.
- отметка “5” ставится в случае:
- Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
- Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
- Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
- отметка “4”:
- Знание всего изученного программного материала.
- Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
- Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
- отметка “3” (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
- Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
- Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
- Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
- отметка “2”:
- Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
- Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
- Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Устный ответ.
отметка “5” ставится, если ученик:
- Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
- Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
- Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
отметка “4” ставится, если ученик:
- Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
- Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные
термины;
- Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.
отметка “3” ставится, если ученик:
- усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
- материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
- показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
- допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
- не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
- испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
- отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
- обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
отметка “2” ставится, если ученик:
не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
не делает выводов и обобщений.
не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
или при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Примечание.
По окончанию устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
Оценка проверочных письменных работ,
отметка “5” ставится, если ученик:
выполнил работу без ошибок и недочетов;
допустил не более одного недочета.
отметка 4” ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух недочетов.
отметка “3” ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
не более двух грубых ошибок;
или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух-трех негрубых ошибок;
или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов,
отметка “2” ставится, если ученик:
допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка “3”;
или если правильно выполнил менее половины работы.
или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
Примечание — учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если им работа выполнена в оригинальном варианте. — оценки с анализом работ доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке; предусматривается работа над ошибками и устранение пробелов в знаниях и умениях учеников.
Оценка выполнения практических (лабораторных) работ, опытов по предметам, отметка “5” ставится, если ученик:
правильно определил цель опыта;
выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
аучно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы;
проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
отметка “4” ставится, если ученик выполнил требования к оценке “5”, но:
опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
или было допущено два-три недочета;
или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
или эксперимент проведен не полностью;
или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные, отметка “3” ставится, если ученик:
правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью.
допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
отметка “2” ставится, если ученик:
не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке “3”;
допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.
В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный и наиболее рациональный подход к выполнению работы и в процессе работы, но не избежал тех или иных недостатков, оценка за выполнение работы по усмотрению учителя может быть повышена по сравнению с указанными выше нормами.
Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке.
Оценка умений проводить наблюдения.
отметка “5” ставится, если ученик:
правильно по заданию учителя провел наблюдение;
выделил существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса);
логично, научно грамотно оформил результаты наблюдений и выводы,
отметка 4” ставится, если ученик:
правильно по заданию учителя провел наблюдение;
при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) назвал второстепенные;
допустил небрежность в оформлении наблюдений и выводов,
отметка “3” ставится, если ученик:
допустил неточности и 1-2 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;
при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделил лишь некоторые;
допустил 1-2 ошибки в оформлении наблюдений и выводов, отметка “2” ставится, если ученик:
допустил 3-4 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;
неправильно выделил признаки наблюдаемого объекта (процесса);
допустил 3-4 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.
Примечание.
Оценки с анализом умений проводить наблюдения доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, после сдачи отчёта,
оценка тестовой работы
- 81-100% баллов (относительно максимума) - отметка «5»
- 61-80%-«4»
- 40-60%-«3»
- Менее 40% - «2»
Общая классификация ошибок.
При оценке знаний, умений и навыков учащихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочеты.
Грубыми считаются следующие ошибки:
.1. незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения; 2. незнание наименований единиц измерения: 3. неумение выделить в ответе главное; 4. неумение применять знания для решения задач и объяснения явлений; 5. неумение делать выводы и обобщения; 6. неумение читать и строить графики и принципиальные схемы; 7. неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт, наблюдения, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов; 8. неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками; 9. нарушение техники безопасности; 10. небрежное отношение к оборудованию, приборам, материалам.
К негрубым ошибкам следует отнести: 1. неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного-двух из этих признаков второстепенными; 2. ошибки при снятии показаний с измерительных приборов: 3. ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, наблюдения, условий работы прибора, оборудования; 4. ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточность графика (например, изменение угла наклона) и др.; 5. нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными); 6. нерациональные методы работы со справочной и другой литературой; 7. неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
Недочетами являются:
- нерациональные приемы вычислений и преобразований, выполнения опытов, наблюдений, заданий; 2. ошибки в вычислениях; 3. небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков; 4. орфографические и пунктуационные ошибки.
УМК обучающихся | УМК учителя |
Учебник Биология . Сонин Н.И., Захаров В.Б. М.: Дрофа, 2016 | Программа основного общего образования по биологии 5-9 классы Н.И. Сонин, В.Б. Захаров Автор составитель Г.М.Пальдяева. М: Дрофа,2016 Пальдяева.-М.: Дрофа, 2016 Учебник Биология . Сонин Н.И., Захаров В.Б. М.: Дрофа, 2016 Методическое пособие к учебнику Биология . Сонин Н.И., Захаров В.Б. «Биология. М. “Дрофа”, 2015 |
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ ПРОГРАММЫ
№ | Название раздела, номер темы урока | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия (указать номера уроков совмещены, какие номера уроков предложены учащимся для самостоятельного изучения, какие проведены за счет резерва | Приказ | Дата проведения по факту |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...