рабочая программа по биологии 5 класс
рабочая программа по биологии (5 класс)

Хуажева Нафисет Каплановна

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии , базисного учебного плана , на основе программы авторского коллектива под руководством  В.В.Пасечника, рассчитанной на 34 часа (1 урок в неделю) в соответствии с учебником, допущенным Министерством образования Российской Федерации: Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2019 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_klass_pasechnik.docx42.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4 имени Героя Советского Союза

 Хусена Борежевича Андрухаева»

а.Мамхег, Шовгеновский район, Республика Адыгея

Рабочая программа

по биологии

5 класс

количество часов в год -  34

количество часов в неделю - 1

Составитель:

Хуажева Нафисет Каплановна

учитель химии/биологии

а. Мамхег

2019 – 2020 уч. год

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии , базисного учебного плана , на основе программы авторского коллектива под руководством  В.В.Пасечника, рассчитанной на 34 часа (1 урок в неделю) в соответствии с учебником, допущенным Министерством образования Российской Федерации: Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2019 г.

В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.

В соответствии с базисным учебным планом МБОУ «СОШ» №4 а.Мамхег на 2019 - 2020 учебный год на изучение биологии в 5 классе отводится 34 часа,  1 час в неделю.

Учебник: Биология. Бактерии. Грибы, растения. 5 кл.: учебник/ В.В.Пасечник. – 8-е издание., стереотип. – М.: Дрофа, 2019. – 141, 3с.

Планируемые результаты освоения программы курса «Биология» в 5 классе.

  1. Личностными результатами изучения предмета «Биология» в 5 классе являются следующие умения:
  • Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
  • Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
  • Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
  • Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
  • Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
  • Формировать  экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
  • Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.

  1. Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.
  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
  • Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)

Познавательные УУД:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
  • Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
  • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
  • Вычитывать все уровни текстовой информации.
  • Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
  • Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.

Коммуникативные УУД:

  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

3. Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

1. - осознание роли жизни:

– определять роль в природе различных групп организмов;

– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

2. – рассмотрение биологических процессов в развитии:

– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;

– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

3. – использование биологических знаний в быту:

– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

4. –  объяснять мир с точки зрения биологии:

– перечислять отличительные свойства живого;

– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

– определять основные органы растений (части клетки);

– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

5. – понимать смысл биологических терминов;

– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;

– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

6. – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:

– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;

– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.

Планируемые результаты изучения учебного курса.

В результате обучения биологии в 5 классе выпускник научится:

 ∙ составлять план текста; владеть таким видом изложения текста как повествование;  

∙ работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

∙ составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы;

∙ выполнять лабораторные работы под руководством учителя;  

∙ оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради, работать с текстом и иллюстрациями учебника;

 ∙ под руководством учителя проводить наблюдения; оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;

 ∙ получать биологическую информацию из разных источников;

∙ анализировать состояние объектов под микроскопом, сравнивать объекты (под микроскопом) с их изображением на рисунках и определять их;

∙ сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;  

 ∙ находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать ее содержание, работать с полученной информацией;

∙ оценивать с эстетической точки зрения представителей живого мира.

∙ определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»; отличать живые организмы от неживых; пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;

∙ характеризовать среды обитания организмов; характеризовать экологические факторы; проводить фенологические наблюдения; соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов;

∙ определять понятия: «клетка», «оболочка», «цитоплазма», «ядро», «ядрышко», «вакуоли», «пластиды»;  

∙ работать с лупой и микроскопом, готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом, распознавать основные виды тканей;

 ∙ давать общую характеристику царствам Бактерии и Грибы;

 ∙ отличать бактерии и грибы от других живых организмов;

∙ находить отличия съедобных грибов и ядовитых;

∙ объяснять роль бактерий и грибов и растений в природе и жизни человека.

 ∙ давать общую характеристику растительного царства;

∙ давать характеристику основных группам растений;

∙ объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира. Выпускник получит возможность учиться:

 • соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

 • использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами,

• выделять эстетические достоинства некоторых объектов живой природы;

• осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

• находить информацию о живых объектах в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать ее и переводить из одной формы в другую; • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

 • соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

 • использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами,

• выделять эстетические достоинства некоторых объектов живой природы;

• осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях

 (экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «БИОЛОГИЯ 5 КЛАСС»

Введение (6 ч)

Биология — наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.

Экскурсии

Осенние явления в жизни растений родного края 

Раздел 1 Клеточное строение организмов (5 ч)

Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ  в  клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».

Демонстрация

Микропрепараты различных растительных тканей.

Лабораторные и практические работы

Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними.

Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.

Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.

Раздел 2  Царство Бактерии (3 ч)

Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

Раздел 3 Царство Грибы (4 ч)

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.

Демонстрация

Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).

Лабораторные и практические работы

Строение плодовых тел шляпочных грибов.

Раздел 4 Царство Растения (16 ч)

Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые). Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослейв природе и жизни человека, охрана водорослей. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.

Демонстрация

Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.

Лабораторные и практические работы

Строение зеленых водорослей.

Строение мха (на местных видах).

Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).

Национальные региональные этнокультурные особенности

В данной рабочей программе предусмотрено  проведение 3 часов

1.Осенние явления в жизни растений родного края (1).

2.Весенние явления в жизни растений родного края. Экскурсия (1).

3.Природные сообщества  Адыгеи(1).

План работы с одаренными детьми

  • Проведение тест методик, тестов-опросников, тренингов, диагностик по выявлению степени одаренности, уровня развития интеллектуальных возможностей учащихся
  • Обеспечение индивидуализации, дифференциации учебной нагрузки учащихся в зависимости от уровня развития их познавательной сферы, мыслительных процессов.
  • Участие школьников в предметной школьной и районной олимпиаде, конкурсах
  • Организация консультаций, дополнительных занятий для мотивированных учащихся
  • Посещение уроков учителей-предметников с целью выявления приемов разноуровневого обучения на уроках

План работы с неуспевающими детьми

  • Проведение входного контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения.

а) Определение фактического уровня знаний детей.

б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют ликвидации.

  • Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через беседы с классным руководителем, родителями и, обязательно, в ходе беседы с самим ребенком.
  • Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний.
  • Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику.
  • Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.
  • Регулярно и систематически опрашивать, анализируя и фиксируя усвоение детьми материала своевременно, не допуская накопления пробелов в знаниях
  • Поставить в известность непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается низкая успеваемость.
  • Проводить дополнительные (индивидуальные) занятия для слабоуспевающих.
  • Учить детей навыкам самостоятельной работы

Работа с обучающимися  с задержкой психического развития.

Одной из основных причин труднообучаемости и трудновоспитуемости обучающихся является особое по сравнению с нормой состояние психического развития личности, которое в дефектологии получило название «задержка психического развития» (ЗПР). Каждый второй хронически неуспевающий ребёнок имеет ЗПР.

При подготовке к уроку учитывается:

  1. Тема урока.
  2. Тип урока.
  3. Основная цель урока.
  4. Задачи урока (образовательные, коррекционно-развивающие, воспитательные).
  5. Как все этапы урока будут работать на достижение главной цели урока.
  6. Формы и методы обучения.
  7. Оценка обучающихся.
  8. Анализ урока.
  9. На уроках с обучающимися с ЗПР используются словесные методы: рассказ, объяснение, беседа; наглядные методы: показ: иллюстрация, демонстрация; практические методы: сообщение условий задания; запись условий; выполнение задания; анализ результатов выполнения задания; контроль за правильностью выполнения задания.


Тематическое планирование

5 класс

1 час в неделю

№ п./п.

Содержательные блоки

Кол-во

часов

Лабораторные работы

Контрольные  работы

1

Введение

6

2

Клеточное строение организмов  

5

3

Царство Бактерии

3

«Клеточное строение организмов. Царство Бактерии »

3

Царство Грибы

4

1

4

Царство Растения

16

3

«Царства Грибы и Растения»

«Живой организм»

Всего

34

7

3

Календарно- тематический план по учебному предмету «Биология» (5 класс)

п/п

Глава, тема

Кол- во

часов

Практическая часть

Д/З.

Дата проведения

По плану

По факту

Инструктаж по ТБ

Введение

Биология — наука о живой природе

6

1

§1

 

Методы исследования в биологии

1

§2

Разнообразие живой природы. Царства живых организмов.

1

§3

Среды обитания живых организмов.        

1

§4

Экологические факторы и их влияние на живые организмы        

1

§5

Экскурсия. Осенние явления в жизни растений родного края

1

Глава1 "Клеточное строение организмов "  

Устройство увеличительных приборов

5

1

Л.р.№1 «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними.»

§6

Строение клетки

1

Л.р.№2 «Приготовление препарата кожицы чешуи лука»

§7

Химический состав клетки: неорганические и органические вещества

1

§8

Жизнедеятельность клетки:  ее деление и рост.

1

§9

Понятие «ткань»

1

Л.р.№3 «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов растительных тканей»

§10

Глава 2 " Царство Бактерии»

Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность.

3

1

§11

Роль бактерий в природе и жизни человека

1

§12

Контрольная работа №1

«Клеточное строение организмов. Царство Бактерии »

1

Глава 3 «Царство Грибы "

Грибы, их общая характеристика.

4

1

§13

Шляпочные грибы.

1

Л.р.№4 «Строение плодовых тел шляпочных грибов.

§14

Плесневые грибы и дрожжи.

1

§15

Грибы-паразиты

1

§16

Глава 4 " Царство Растения "  

Разнообразие, распространение, значение растений.

16

1

§17

Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания.

1

Л.р.№5 «Строение зеленых водорослей.»

§18

Лишайники

1

§19

Мхи

1

Л.р.№6 «Строение мха

§20

Папоротники, хвощи, плауны.

1

§21

Природные сообщества  Адыгеи

1

приготовить сообщение

Контрольная работа №2

«Царства Грибы и Растения»

1

Весенние явления в жизни растений родного края. Экскурсия

1

Голосеменные растения.

1

Л.р.№7 «Строение хвои и шишек хвойных

§22

Многообразие голосеменных.

1

§

Покрытосеменные растения

1

§23, стр.127-128

Многообразие покрытосеменных

1

§23,стр.128-131

Происхождение растений

1

§24 стр.132-134

Основные этапы развития растительного мира

1

§24, стр.134-140

Итоговая контрольная работа

«Живой организм»

1

Итоговое занятие. Летние задания.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...