рабочая программа по биологии 5 класс
рабочая программа по биологии (5 класс)
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии , базисного учебного плана , на основе программы авторского коллектива под руководством В.В.Пасечника, рассчитанной на 34 часа (1 урок в неделю) в соответствии с учебником, допущенным Министерством образования Российской Федерации: Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2019 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_klass_pasechnik.docx | 42.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4 имени Героя Советского Союза
Хусена Борежевича Андрухаева»
а.Мамхег, Шовгеновский район, Республика Адыгея
Рабочая программа
по биологии
5 класс
количество часов в год - 34
количество часов в неделю - 1
Составитель:
Хуажева Нафисет Каплановна
учитель химии/биологии
а. Мамхег
2019 – 2020 уч. год
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии , базисного учебного плана , на основе программы авторского коллектива под руководством В.В.Пасечника, рассчитанной на 34 часа (1 урок в неделю) в соответствии с учебником, допущенным Министерством образования Российской Федерации: Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2019 г.
В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.
В соответствии с базисным учебным планом МБОУ «СОШ» №4 а.Мамхег на 2019 - 2020 учебный год на изучение биологии в 5 классе отводится 34 часа, 1 час в неделю.
Учебник: Биология. Бактерии. Грибы, растения. 5 кл.: учебник/ В.В.Пасечник. – 8-е издание., стереотип. – М.: Дрофа, 2019. – 141, 3с.
Планируемые результаты освоения программы курса «Биология» в 5 классе.
- Личностными результатами изучения предмета «Биология» в 5 классе являются следующие умения:
- Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
- Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
- Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
- Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
- Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
- Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
- Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.
- Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
- Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
- Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
- В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
- Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)
Познавательные УУД:
- Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
- Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
- Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
- Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
- Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
- Вычитывать все уровни текстовой информации.
- Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
- Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.
Коммуникативные УУД:
- Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
3. Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
1. - осознание роли жизни:
– определять роль в природе различных групп организмов;
– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
2. – рассмотрение биологических процессов в развитии:
– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
3. – использование биологических знаний в быту:
– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
4. – объяснять мир с точки зрения биологии:
– перечислять отличительные свойства живого;
– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
– определять основные органы растений (части клетки);
– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
5. – понимать смысл биологических терминов;
– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
6. – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:
– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.
Планируемые результаты изучения учебного курса.
В результате обучения биологии в 5 классе выпускник научится:
∙ составлять план текста; владеть таким видом изложения текста как повествование;
∙ работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
∙ составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы;
∙ выполнять лабораторные работы под руководством учителя;
∙ оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради, работать с текстом и иллюстрациями учебника;
∙ под руководством учителя проводить наблюдения; оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;
∙ получать биологическую информацию из разных источников;
∙ анализировать состояние объектов под микроскопом, сравнивать объекты (под микроскопом) с их изображением на рисунках и определять их;
∙ сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;
∙ находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать ее содержание, работать с полученной информацией;
∙ оценивать с эстетической точки зрения представителей живого мира.
∙ определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»; отличать живые организмы от неживых; пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;
∙ характеризовать среды обитания организмов; характеризовать экологические факторы; проводить фенологические наблюдения; соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов;
∙ определять понятия: «клетка», «оболочка», «цитоплазма», «ядро», «ядрышко», «вакуоли», «пластиды»;
∙ работать с лупой и микроскопом, готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом, распознавать основные виды тканей;
∙ давать общую характеристику царствам Бактерии и Грибы;
∙ отличать бактерии и грибы от других живых организмов;
∙ находить отличия съедобных грибов и ядовитых;
∙ объяснять роль бактерий и грибов и растений в природе и жизни человека.
∙ давать общую характеристику растительного царства;
∙ давать характеристику основных группам растений;
∙ объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира. Выпускник получит возможность учиться:
• соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
• использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами,
• выделять эстетические достоинства некоторых объектов живой природы;
• осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
• находить информацию о живых объектах в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать ее и переводить из одной формы в другую; • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
• соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
• использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами,
• выделять эстетические достоинства некоторых объектов живой природы;
• осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях
(экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «БИОЛОГИЯ 5 КЛАСС»
Введение (6 ч)
Биология — наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.
Экскурсии
Осенние явления в жизни растений родного края
Раздел 1 Клеточное строение организмов (5 ч)
Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».
Демонстрация
Микропрепараты различных растительных тканей.
Лабораторные и практические работы
Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними.
Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.
Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.
Раздел 2 Царство Бактерии (3 ч)
Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.
Раздел 3 Царство Грибы (4 ч)
Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.
Демонстрация
Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).
Лабораторные и практические работы
Строение плодовых тел шляпочных грибов.
Раздел 4 Царство Растения (16 ч)
Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые). Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослейв природе и жизни человека, охрана водорослей. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.
Демонстрация
Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.
Лабораторные и практические работы
Строение зеленых водорослей.
Строение мха (на местных видах).
Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).
Национальные региональные этнокультурные особенности
В данной рабочей программе предусмотрено проведение 3 часов
1.Осенние явления в жизни растений родного края (1).
2.Весенние явления в жизни растений родного края. Экскурсия (1).
3.Природные сообщества Адыгеи(1).
План работы с одаренными детьми
- Проведение тест методик, тестов-опросников, тренингов, диагностик по выявлению степени одаренности, уровня развития интеллектуальных возможностей учащихся
- Обеспечение индивидуализации, дифференциации учебной нагрузки учащихся в зависимости от уровня развития их познавательной сферы, мыслительных процессов.
- Участие школьников в предметной школьной и районной олимпиаде, конкурсах
- Организация консультаций, дополнительных занятий для мотивированных учащихся
- Посещение уроков учителей-предметников с целью выявления приемов разноуровневого обучения на уроках
План работы с неуспевающими детьми
- Проведение входного контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения.
а) Определение фактического уровня знаний детей.
б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют ликвидации.
- Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через беседы с классным руководителем, родителями и, обязательно, в ходе беседы с самим ребенком.
- Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний.
- Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику.
- Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.
- Регулярно и систематически опрашивать, анализируя и фиксируя усвоение детьми материала своевременно, не допуская накопления пробелов в знаниях
- Поставить в известность непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается низкая успеваемость.
- Проводить дополнительные (индивидуальные) занятия для слабоуспевающих.
- Учить детей навыкам самостоятельной работы
Работа с обучающимися с задержкой психического развития.
Одной из основных причин труднообучаемости и трудновоспитуемости обучающихся является особое по сравнению с нормой состояние психического развития личности, которое в дефектологии получило название «задержка психического развития» (ЗПР). Каждый второй хронически неуспевающий ребёнок имеет ЗПР.
При подготовке к уроку учитывается:
- Тема урока.
- Тип урока.
- Основная цель урока.
- Задачи урока (образовательные, коррекционно-развивающие, воспитательные).
- Как все этапы урока будут работать на достижение главной цели урока.
- Формы и методы обучения.
- Оценка обучающихся.
- Анализ урока.
- На уроках с обучающимися с ЗПР используются словесные методы: рассказ, объяснение, беседа; наглядные методы: показ: иллюстрация, демонстрация; практические методы: сообщение условий задания; запись условий; выполнение задания; анализ результатов выполнения задания; контроль за правильностью выполнения задания.
Тематическое планирование
5 класс
1 час в неделю
№ п./п. | Содержательные блоки | Кол-во часов | Лабораторные работы | Контрольные работы |
1 | Введение | 6 | ||
2 | Клеточное строение организмов | 5 | 3 | |
Царство Бактерии | 3 | «Клеточное строение организмов. Царство Бактерии » | ||
3 | Царство Грибы | 4 | 1 | |
4 | Царство Растения | 16 | 3 | «Царства Грибы и Растения» «Живой организм» |
Всего | 34 | 7 | 3 |
Календарно- тематический план по учебному предмету «Биология» (5 класс)
№ п/п | Глава, тема | Кол- во часов | Практическая часть | Д/З. | Дата проведения | |
По плану | По факту | |||||
Инструктаж по ТБ Введение Биология — наука о живой природе | 6 1 | §1 | ||||
Методы исследования в биологии | 1 | §2 | ||||
Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. | 1 | §3 | ||||
Среды обитания живых организмов. | 1 | §4 | ||||
Экологические факторы и их влияние на живые организмы | 1 | §5 | ||||
Экскурсия. Осенние явления в жизни растений родного края | 1 | |||||
Глава1 "Клеточное строение организмов " Устройство увеличительных приборов | 5 1 | Л.р.№1 «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними.» | §6 | |||
Строение клетки | 1 | Л.р.№2 «Приготовление препарата кожицы чешуи лука» | §7 | |||
Химический состав клетки: неорганические и органические вещества | 1 | §8 | ||||
Жизнедеятельность клетки: ее деление и рост. | 1 | §9 | ||||
Понятие «ткань» | 1 | Л.р.№3 «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов растительных тканей» | §10 | |||
Глава 2 " Царство Бактерии» Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность. | 3 1 | §11 | ||||
Роль бактерий в природе и жизни человека | 1 | §12 | ||||
Контрольная работа №1 «Клеточное строение организмов. Царство Бактерии » | 1 | |||||
Глава 3 «Царство Грибы " Грибы, их общая характеристика. | 4 1 | §13 | ||||
Шляпочные грибы. | 1 | Л.р.№4 «Строение плодовых тел шляпочных грибов. | §14 | |||
Плесневые грибы и дрожжи. | 1 | §15 | ||||
Грибы-паразиты | 1 | §16 | ||||
Глава 4 " Царство Растения " Разнообразие, распространение, значение растений. | 16 1 | §17 | ||||
Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания. | 1 | Л.р.№5 «Строение зеленых водорослей.» | §18 | |||
Лишайники | 1 | §19 | ||||
Мхи | 1 | Л.р.№6 «Строение мха | §20 | |||
Папоротники, хвощи, плауны. | 1 | §21 | ||||
Природные сообщества Адыгеи | 1 | приготовить сообщение | ||||
Контрольная работа №2 «Царства Грибы и Растения» | 1 | |||||
Весенние явления в жизни растений родного края. Экскурсия | 1 | |||||
Голосеменные растения. | 1 | Л.р.№7 «Строение хвои и шишек хвойных | §22 | |||
Многообразие голосеменных. | 1 | § | ||||
Покрытосеменные растения | 1 | §23, стр.127-128 | ||||
Многообразие покрытосеменных | 1 | §23,стр.128-131 | ||||
Происхождение растений | 1 | §24 стр.132-134 | ||||
Основные этапы развития растительного мира | 1 | §24, стр.134-140 | ||||
Итоговая контрольная работа «Живой организм» | 1 | |||||
Итоговое занятие. Летние задания. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...