Методическое пособие. Урок биологии 5 класс. « Значение растений в природе и жизни человека».
учебно-методический материал по биологии (5 класс)
Урок разработала: Куликова И.В.
ГБОУ школа №469 Выборгского района Санкт - Петербурга
Предмет: биология. 5 класс.
УМК «Живой организм» А.А. Плешаков, Н.И. Сонин
Тема урока:
« Значение растений в природе и жизни человека».
Цель: Расширить знания обучающихся о значении растений в природе и в жизни человека с целью практического применения.
Задачи
Предметные:
- Расширение и систематизация знаний о значении растений в природе и жизни человека;
- Формирование элементарных исследовательских умений;
- Соблюдение норм и правил безопасного поведения в природе;
- Формирование навыков ухода за комнатными растениями и растениями на пришкольном участке.
Личностные:
- Развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы растений;
- Развитие интеллектуальных и творческих способностей;
- Воспитание ответственного отношения к природе, защиты окружающей среды.
Метапредметные:
- Освоение приемов исследовательской деятельности, формулирование цели учебного исследования:
- составление его плана;
- фиксирование результатов;
- формулировка выводов по результатам исследования;
- Формирование приемов работы с информацией:
- поиск и отбор источников информации (справочные издания, Интернет, периодические издания...);
- систематизация информации (в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков...);
- Развитие коллективных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, умение работать в группах.
Оборудование: Интерактивная доска
Таблицы: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Презентация | «Значение растений в природе и жизни человека». |
Гербарий растений |
|
Вид используемых на уроке средств ИКТ: мультимедийная презентация.
Образовательные интернет ресурсы:
Ход урока:
Актуализация имеющихся знаний
- Проверка домашнего задания:
1). Письменная проверочная работа (дидактический материал).
Какие утверждения верны?
1. Покрытосеменные — это наиболее обширная группа высших растений, отличающихся прогрессивными особенностями в строении.
2. Основной признак покрытосеменных растений — наличие семени.
3. Для покрытосеменных растений характерен интенсивный обмен веществ и быстрое накопление органических веществ в процессе фотосинтеза
4. Все покрытосеменные растения имеют цветок и плод.
5. Семяпочка покрытосеменных не защищена завязью.
6. У цветковых растений существуют две основные жизненные формы.
7. Цветковые растения образуют многоярусные сообщества.
8. Отдел покрытосеменных делится на четыре класса.
9. Основной признак однодольных — одна семядоля у зародыша.
10. Двудольные растения имеют мочковатую корневую систему, простые листья с дуговидным или параллельным жилкованием.
11. Основной признак двудольных — наличие двух семядолей в зародыше
(нечетные номера – 1 вариант; четные – 2 вариант)
2). Заполнение таблицы «Отделы растений».
Отделы растений | наличие | |||
корня | стебля | листьев | цветка | |
Отдел Водоросли |
|
|
|
|
Отдел Мхи |
|
|
|
|
Отдел Папоротники |
|
|
|
|
Отдел Покрытосеменные |
|
|
|
|
Вывод:
|
|
+ имеются; - отсутствуют
II. Изучение нового материала.
1. Вводное слово учителя.
Проблема: можно ли сказать, что растения источники нашего благополучия и здоровья?
Дети предлагают своё видение ответа на этот вопрос.
Совместно с детьми называем тему урока, ставим цель урока и учащиеся предлагают пути решения.
2. Сообщения учающихся о особенностях растений и их значении.
- Пшеница (пищевое растение)
- Люцерна (кормовое растение)
- Лен (техническое растение)
- Одуванчик лекарственный (лекарственное растение)
- Белена черная (ядовитое растение)
(1- 2 мин. на сообщение)
3. Обобщение в форме схемы «Значение растений»
Значение растений
| ||||
Образуют органические вещества | Образуют кислород | Источник питания для человека и животного | Являются жилищем для животных | В почво-образовании
|
4. Выделение групп растений и запись в тетради (из прослушанных сообщений и слайдов).
Растения:
- пищевые
- кормовые
- декоративные
- технические
- лекарственные
- ядовитые
5. Загадки. О каких растениях идет речь? К какой группе относятся?
Сама в земле – коса на улице. (морковь)
Что же это за подвох?
Вдруг на дереве – горох! (акация)
Появились бубенчики
Белые горошки.
Распустились колокольчики на зеленой ножке. (Ландыш майский)
5. Отчет по исследовательским работам. (опережающее задание по группам).
а) Исследование комнатных растений кабинета по плану:
- название растения;
- родина;
- уход за растениями;
- значение.
б) Исследование домашних комнатных растений по плану.
в) Исследование продуктов питания по плану:
- название растении, из которых они получены;
- Родина;
- описание растений;
- значение
г) Отчёт и оценивание работ по исследовательским заданиям (оформление альбомов, буклетов, слайдов и т.д.)
« ...Давай пройдёмся
медленно по лугу
И «здравствуй!»
скажем каждому цветку.
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать
или срезать,
А чтоб увидеть
добрые их лица
И доброе лицо им показать.»
Азерб. поэт Самед Вургун.
III. Итоги урока.
Ответ на проблемный вопрос.
- О чём на уроке мы сегодня говорили? (О значении растений в природе и жизни человека.).
- Какие группы растений выделяют?
- Зачем мы изучали эти растения? Уметь……
Получать……..
Применять…….
Рефлексия.
- Что вам понравилось сегодня на уроке?
- Что не получилось?
IV. Домашнее задание: §18.
- Подготовить отчет о растениях занесённых в Красную книгу Ленинградской области. (групповое задание)
- Составить свод правил «Как нужно вести себя в лесу». (групповое задание)
- Подготовить сообщения о лекарственных растениях. (по желанию)
- Найти легенды о цветах. (по желанию)
- Подготовить загадки, пословицы о растениях. (по желанию)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок разработала: Куликова И.В.
ГБОУ школа №469 Выборгского района Санкт - Петербурга
Предмет: биология. 5 класс.
УМК «Живой организм» А.А. Плешаков, Н.И. Сонин
Тема урока:
« Значение растений в природе и жизни человека».
Цель: Расширить знания обучающихся о значении растений в природе и в жизни человека с целью практического применения.
Задачи
Предметные:
- Расширение и систематизация знаний о значении растений в природе и жизни человека;
- Формирование элементарных исследовательских умений;
- Соблюдение норм и правил безопасного поведения в природе;
- Формирование навыков ухода за комнатными растениями и растениями на пришкольном участке.
Личностные:
- Развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы растений;
- Развитие интеллектуальных и творческих способностей;
- Воспитание ответственного отношения к природе, защиты окружающей среды.
Метапредметные:
- Освоение приемов исследовательской деятельности, формулирование цели учебного исследования:
- составление его плана;
- фиксирование результатов;
- формулировка выводов по результатам исследования;
- Формирование приемов работы с информацией:
- поиск и отбор источников информации (справочные издания, Интернет, периодические издания...);
- систематизация информации (в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков...);
- Развитие коллективных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, умение работать в группах.
Оборудование: Интерактивная доска
Таблицы: |
|
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
Презентация | «Значение растений в природе и жизни человека». |
Гербарий растений |
Вид используемых на уроке средств ИКТ: мультимедийная презентация.
Образовательные интернет ресурсы:
Ход урока:
Актуализация имеющихся знаний
- Проверка домашнего задания:
1). Письменная проверочная работа (дидактический материал).
Какие утверждения верны?
1. Покрытосеменные — это наиболее обширная группа высших растений, отличающихся прогрессивными особенностями в строении.
2. Основной признак покрытосеменных растений — наличие семени.
3. Для покрытосеменных растений характерен интенсивный обмен веществ и быстрое накопление органических веществ в процессе фотосинтеза
4. Все покрытосеменные растения имеют цветок и плод.
5. Семяпочка покрытосеменных не защищена завязью.
6. У цветковых растений существуют две основные жизненные формы.
7. Цветковые растения образуют многоярусные сообщества.
8. Отдел покрытосеменных делится на четыре класса.
9. Основной признак однодольных — одна семядоля у зародыша.
10. Двудольные растения имеют мочковатую корневую систему, простые листья с дуговидным или параллельным жилкованием.
11. Основной признак двудольных — наличие двух семядолей в зародыше
(нечетные номера – 1 вариант; четные – 2 вариант)
2). Заполнение таблицы «Отделы растений».
Отделы растений | наличие | |||
корня | стебля | листьев | цветка | |
Отдел Водоросли | ||||
Отдел Мхи | ||||
Отдел Папоротники | ||||
Отдел Покрытосеменные | ||||
Вывод: |
+ имеются; - отсутствуют
II. Изучение нового материала.
1. Вводное слово учителя.
Проблема: можно ли сказать, что растения источники нашего благополучия и здоровья?
Дети предлагают своё видение ответа на этот вопрос.
Совместно с детьми называем тему урока, ставим цель урока и учащиеся предлагают пути решения.
2. Сообщения учающихся о особенностях растений и их значении.
- Пшеница (пищевое растение)
- Люцерна (кормовое растение)
- Лен (техническое растение)
- Одуванчик лекарственный (лекарственное растение)
- Белена черная (ядовитое растение)
(1- 2 мин. на сообщение)
3. Обобщение в форме схемы «Значение растений»
Значение растений | ||||
Образуют органические вещества | Образуют кислород | Источник питания для человека и животного | Являются жилищем для животных | В почво-образовании |
4. Выделение групп растений и запись в тетради (из прослушанных сообщений и слайдов).
Растения:
- пищевые
- кормовые
- декоративные
- технические
- лекарственные
- ядовитые
5. Загадки. О каких растениях идет речь? К какой группе относятся?
Сама в земле – коса на улице. (морковь)
Что же это за подвох?
Вдруг на дереве – горох! (акация)
Появились бубенчики
Белые горошки.
Распустились колокольчики на зеленой ножке. (Ландыш майский)
5. Отчет по исследовательским работам. (опережающее задание по группам).
а) Исследование комнатных растений кабинета по плану:
- название растения;
- родина;
- уход за растениями;
- значение.
б) Исследование домашних комнатных растений по плану.
в) Исследование продуктов питания по плану:
- название растении, из которых они получены;
- Родина;
- описание растений;
- значение
г) Отчёт и оценивание работ по исследовательским заданиям (оформление альбомов, буклетов, слайдов и т.д.)
« ...Давай пройдёмся
медленно по лугу
И «здравствуй!»
скажем каждому цветку.
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать
или срезать,
А чтоб увидеть
добрые их лица
И доброе лицо им показать.»
Азерб. поэт Самед Вургун.
III. Итоги урока.
Ответ на проблемный вопрос.
- О чём на уроке мы сегодня говорили? (О значении растений в природе и жизни человека.).
- Какие группы растений выделяют?
- Зачем мы изучали эти растения? Уметь……
Получать……..
Применять…….
Рефлексия.
- Что вам понравилось сегодня на уроке?
- Что не получилось?
IV. Домашнее задание: §18.
- Подготовить отчет о растениях занесённых в Красную книгу Ленинградской области. (групповое задание)
- Составить свод правил «Как нужно вести себя в лесу». (групповое задание)
- Подготовить сообщения о лекарственных растениях. (по желанию)
- Найти легенды о цветах. (по желанию)
- Подготовить загадки, пословицы о растениях. (по желанию)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие по биологии "Технология решения генетических задач"
В пособии приведена основная терминология, необходимая для понимания и успешного решения генетических задач, общепринятые условные обозначения, так же приведены примерные алгоритмы решения задач на ра...

Методическая разработка урока биологии в 8 классе. Урок систематизации знаний учащихся "Иммунология на службе здоровья человека"
Урок систематизации знаний учащихся в 8 классе по учебнику А.Г.Драгомилова, Р.Д. Маша. Урок разработан с использованием индивидуальной, групповой работы учащихся. К уроку разработана презентация...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Учебно-методическое пособие "Занимательная биология"
Включение игровых методов обучения в учебный процесс дают учителю и ученикам возможность творческого сотрудничества, дружеского заинтересованного общения на уроках и вне его. Биологические...
Учебно методическое пособие для 8 класса ФГОС. Проект урока тема "Транспорт" 2015 год
Пояснительная запискаОтличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося, его самостоятельности, инициативы, уверенност...

Методическое пособие уроков алгебры в 7 классе
Методическое пособие содержит примерное планирование учебного материала, методические рекомендации к каждому параграфу. пособие используется для УМК Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С....

Методическое пособие по биологии. Урок. "Общая характеристика. Внешнее строение птиц"
Методическая разработка урока биологии в 7 классе по теме«Класс Птицы: общая характеристика. Внешнее строение птиц». Учитель биологии: Куликова И.В.ГБОУ школа № 469 Выборгского района...