рабочая программа по биологии 8 класс
рабочая программа по биологии (8 класс)

Жалсабон Екатерина Пунсуковна

       Рабочая программа составлена на основе ФГОС ООО, Примерной программы      основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек» автора Н.И. Сонина //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2006. -138с.// полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования у уровню подготовки обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_klass_2019.docx48.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 « Илькинская средняя общеобразовательная школа»

Согласовано заместитель директора по УВР

МБОУ Илькинская СОШ

______________________

«_____»_________20__ г .

Утверждаю                                                                                      

Директор МБОУ Илькинская СОШ

______________Цынгуева А.Т

Приказ №____

от «___» _________ 20__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по  предмету «Биология»

УМК: линия  Н.И.Сонина

8 класс

на 2019 - 2020 учебный год

                                                                 Составитель: Жалсабон Екатерина Пунсуковна

      Категория - 1

                                                     

  Планируемые результаты освоения учебного предмета

       Рабочая программа составлена на основе ФГОС ООО, Примерной программы      основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек» автора Н.И. Сонина //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2006. -138с.// полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования у уровню подготовки обучающихся.

       На основе учебного плана МБОУ «Илькинская СОШ»

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— признаки, доказывающие родство человека и животных.

— биологические и социальные факторы антропогенеза;

— основные этапы эволюции человека;

— основные черты рас человека;

— вклад отечественных учёных в развитие знаний об организме человека;

— основные признаки организма человека;

— роль регуляторных систем; — механизм действия гормонов;

— части скелета человека; — химический состав и строение костей; — основные скелетные мышцы человека;

— существенные признаки транспорта веществ в организме;

— органы дыхания, их строение и функции;

— гигиенические меры и меры профилактики лёгочных заболеваний;

— органы пищеварительной системы;

— гигиенические меры и меры профилактики нарушения работы пищеварительной системы;

— особенности пластического и энергетического обмена в организме человека;

— роль витаминов;

— строение и функции кожи;

— гигиенические требования по уходу за кожей, ногтями, волосами, обувью и одеждой;

— строение и функции органов половой системы человека;

— основные этапы внутриутробного и возрастного развития человека;

— особенности высшей нервной деятельности человека;

— значение сна, его фазы;

— приёмы рациональной организации труда и отдыха;

— отрицательное влияние вредных привычек.

Учащиеся должны уметь:

 — анализировать особенности строения человека и человекообразных обезьян, древних     предков человека, представителей различных рас;

— узнавать основные структурные компоненты клеток, тканей на таблицах и микропрепаратах;

— устанавливать и объяснять взаимосвязь между строением и функциями клеток тканей, органов и их систем;

— выявлять существенные признаки строения и функционирования органов чувств;

— соблюдать меры профилактики заболеваний органов чувств;

— распознавать части скелета на наглядных пособиях;

— находить на наглядных пособиях основные мышцы;

— оказывать первую доврачебную помощь при переломах;

— различать и описывать органы кровеносной и лимфатической систем;

— измерять пульс и кровяное давление;

— оказывать первую доврачебную помощь при кровотечениях;

— выявлять существенные признаки дыхательной системы, процессы дыхания и газообмена;

— оказывать первую доврачебную помощь при спасении утопающего и отравлении угарным газом;

— характеризовать пищеварение в разных отделах пищеварительной системы;

— выявлять существенные признаки обмена веществ и превращения энергии;

— объяснять механизм терморегуляции;

— оказывать первую помощь при повреждениях кожи, тепловых и солнечных ударах;

— выделять существенные признаки психики человека;

— характеризовать типы нервной системы;

— соблюдать нормы личной гигиены и профилактики заболеваний;

— оказывать первую доврачебную помощь.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

 — планировать собственную учебную деятельность как самостоятельно, так и под руководством учителя;

— участвовать в совместной деятельности (работа в малых группах);

— работать в соответствии с поставленной задачей, планом;

 — выделять главные и существенные признаки понятий;

— составлять описание объектов;

 — составлять простые и сложные планы текста;

— осуществлять поиск и отбор информации в дополнительных источниках;

— выявлять причинно-следственные связи;

— работать со всеми компонентами текста;

— оценивать свою работу и деятельность одноклассников.

Личностные результаты обучения

— Формирование ответственного отношения к учению, труду;

— формирование целостного мировоззрения;

— формирование осознанности и уважительного отношения к коллегам, другим людям;

— формирование коммуникативной компетенции в общении с коллегами;

— формирование основ экологической культуры.

  1.        Содержание тем курса

1. Место человека в системе органического мира (2 ч)

      Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.

2. Происхождение человека (3 ч)

    Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.

3. Краткая история развития знаний  о строении и функциях организма человека (2 ч)

           Анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы, физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален,     Андреас Везалий. Развитие.

4.        Общий обзор строения и функций  организма человека (4 ч)

Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.

5. Координация и регуляция (10 ч)

Гуморальная регуляция

Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.

Нервная регуляция

-Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса.

Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга.

Органы чувств (анализаторы), их строение, функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.

 6.Опора и движение (8 ч)

Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелеты поясов конечностей. Особенности скелета человека, Связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении кости.  Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика.

Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режима труда в правильном формировании опорно-двигательной системы.

8. Транспорт веществ (4 ч)

Сердце, его строение и регуляция деятельности; большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.

9. Дыхание (5 ч)

Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания. Строение органов дыхания. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат. Заболевания органов дыхания, их предупреждение.

10. Пищеварение (5 ч)

Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов  пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Заболевания органов пищеварения, их предупреждение. Профилактика глистных инвазий, пищевых отравлений, желудочно-кишечных заболеваний. Гигиена питания.

11. Обмен веществ и энергии-2ч. Обмен веществ. Пластический и энергетический обмен. Витамины.

12. Выделение – 2ч   Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ. Болезни органов выделения, их предупреждение.

13. Покровы тела (3 ч)

Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение. Профилактика и первая помощь при тепловом, солнечном ударах, обморожении, электрошоке.

14. Размножение и развитие (3 ч)

Система органов размножения; строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка.

15. Высшая нервная деятельность (5 ч)

Рефлекс — основа нервной деятельности. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда

                         Содержание тем

Колич .часов

1.

Место человека в системе органического мира. Человек как биологический вид.

2

2.

 Происхождение человека.

2

3.

Краткая история развития знаний о человеке. Науки, изучающие организм человека.

1

4.

Общий обзор организма человека.

4

5.

 Координация и регуляция.

10

6.

Опора и движение.

9

7.

Внутренняя среда организма.

4

8.

Транспорт веществ.

4

9.

Дыхание.

5

10.

Пищеварение.

5

11.

Обмен веществ и энергии. Витамины.

2

12.

Выделение

2

13.

Покровы тела.

3

14.

Размножение и развитие

3

15.

Высшая нервная деятельность.

6

16.

Человек и его здоровье.

4

17.

Обобщение по темам курса «Человек»

2

  1. Тематическое планирование

Содержание тем уроков

К-во

час

примечанипе

I. Место человека в системе органического мира. Человек как биологический вид.

2

1.

 Место человека в системе органического мира.

1

2.

 Особенности человека.

1

II. Происхождение человека.

2

3.

Эволюция человека.

1

4.

Расы человека.

1

III. Краткая история развития знаний о человеке. Науки, изучающие организм человека.

1

5.

История развития знаний о строении и функциях организма человека.

1

IV. Общий обзор организма человека.

4

6.

Клеточное строение организма.

1

7.

Клеточное строение организма. Лабораторная работа №1 «Строение животной клетки».

1

8.

Ткани и органы. Лабораторная работа №2 «Изучение микроскопического строения тканей».

1

9.

Органы. Системы органов. Организм. Практическая работа №1 «Распознавание на таблицах органов и систем органов человека».

1

10

Контрольная работа : «Общий обзор организма человека»

1

V. Координация и регуляция.

10

11.

Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека, его особенности.

1

12.

 Роль гормонов в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция, её нарушения.

1

13

Нервная регуляция. Строение и значение нервной системы.

1

14

Спинной мозг.

1

15

Строение и функции головного мозга.

1

16

Полушария большого мозга.

1

17.

 Анализаторы, их строение и функции. Зрительный анализатор.

1

18.

Анализаторы слуха и равновесия.

1

19.

Кожно-мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус.

1

20.

Чувствительность анализаторов. Взаимодействие анализаторов, их взаимосвязь. Обобщение знаний об органах чувств и анализаторах.

1

VI. Опора и движение.

9

21.

Аппарат опоры и движения, его функции.

1

22.

Скелет человека, его значение, строение скелета.

1

23.

Строение, свойства костей, типы их соединения. Лабораторная работа №3 «Изучение внешнего вида отдельных костей».

1

24.

Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей.

1

25.

Мышцы, их строение и функции.

1

26.

 Мускулатура человека.

1

27.

Работа мышц.

1

28.

Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения

1

29.

Взаимосвязь строения и функций опорно-двигательного аппарата. Роль двигательной активности в развитии аппарата опоры и движения.

1

VII. Внутренняя среда организма.

4

30.

Внутренняя среда организма и её значение.

1

31.

Плазма крови, её состав. Форменные элементы крови, их строение и функции. Лабораторная работа №4 «Изучение микроскопического строения крови (микропрепараты крови человека и лягушки)».

1

32.

Иммунитет.

1

33.

Группы крови. Переливание крови. Донорство. Резус-фактор.

1

VIII. Транспорт веществ.

4

34.

Органы кровообращения.

1

35.

Работа сердца. Практическая работа №2 «Измерение кровяного давления».

1

36.

Движение крови по сосудам. Лимфообращение. Практическая работа №3 «Подсчёт ударов пульса в покое и при физической нагрузке».

1

37.

Заболевания сердечно-сосудистой системы, их предупреждение.

1

IX. Дыхание.

5

38.

Потребность организма человека в кислороде. Строение органов дыхания.

1

39.

 Строение лёгких. Газообмен в лёгких и тканях.

1

40.

Дыхательные движения. Жизненная ёмкость лёгких.

1

41.

 Регуляция дыхания. Практическая работа №4 «Определение частоты дыхания».

1

42.

Заболевания органов дыхания, их предупреждение. Первая помощь при нарушении дыхания и кровообращения.

1

X. Пищеварение.

5

43.

Пищевые продукты. Питательные вещества и их превращения в организме.

1

44.

Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварение в ротовой полости.

1

45.

Пищеварение в желудке. Лабораторная работа №5 «Изучение действия желудочного сока на белки, действие слюны на крахмал».

1

46.

Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ.

1

47.

Гигиена питания. Профилактика желудочно-кишечных заболеваний.

1

XI. Обмен веществ и энергии. Витамины.

2

48.

Пластический и энергетический обмен.

1

49.

Витамины.

1

XII. Выделение.

2

50.

Выделение. Строение и работа почек.

1

51.

Заболевания почек, их предупреждение.

1

XIII. Покровы тела.

3

52.

Строение и функции кожи. Гигиена кожи.

1

53.

Роль кожи в терморегуляции организма.

1

54.

Закаливание организма. Гигиена одежды и обуви.

1

XIV. Размножение и развитие.

3

55.

Половая система человека.

1

56.

Оплодотворение и развитие зародыша.

1

57.

Возрастные процессы.

1

XV. Высшая нервная деятельность.

6

58.

Рефлекторная деятельность нервной системы.

1

59.

Бодрствование и сон.

1

60.

 Сознание и мышление. Речь.

1

61.

Познавательные процессы и интеллект.

1

62.

Память. Эмоции и темперамент.

1

63.

Повторительно-обобщающий на тему «Высшая нервная деятельность».

1

XVI. Человек и его здоровье.

4

64.

Здоровье и влияющие на него факторы. Оказание первой доврачебной помощи. Практическая работа №5 «Изучение приёмов остановки капиллярного, венозного и артериального кровотечений».

1

65.

Вредные привычки. Заболевания человека.

1

66.

Двигательная активность и здоровье человека.

1

67.

Закаливание. Гигиена человека.

1

68.

Обобщающий урок по всему курсу.

1

ИТОГО

68

Проектные работы по курсу «Биология.Человек»

  1. «Великий хирург Пирогов Николай Иванович».
  2. «Иван Петрович Павлов – метод фистул»
  3. «Влияние гормонов на рост и развитие человека.»
  4. « Возможности и особенности человеческого глаза».
  5. « Враги кровообращения».
  6. « Сердечно сосудистые заболевания»
  7. «Предупреждение желудочно – кишечных заболеваний»
  8. «Витамины и здоровое питание»
  9. « Сон и его значение»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...