рабочая программа по биологии 8 класс
рабочая программа по биологии (8 класс)
Рабочая программа составлена на основе ФГОС ООО, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек» автора Н.И. Сонина //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2006. -138с.// полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования у уровню подготовки обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_klass_2019.docx | 48.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Илькинская средняя общеобразовательная школа»
Согласовано заместитель директора по УВР МБОУ Илькинская СОШ ______________________ «_____»_________20__ г . | Утверждаю Директор МБОУ Илькинская СОШ ______________Цынгуева А.Т Приказ №____ от «___» _________ 20__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Биология»
УМК: линия Н.И.Сонина
8 класс
на 2019 - 2020 учебный год
Составитель: Жалсабон Екатерина Пунсуковна
Категория - 1
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Рабочая программа составлена на основе ФГОС ООО, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек» автора Н.И. Сонина //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2006. -138с.// полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования у уровню подготовки обучающихся.
На основе учебного плана МБОУ «Илькинская СОШ»
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— признаки, доказывающие родство человека и животных.
— биологические и социальные факторы антропогенеза;
— основные этапы эволюции человека;
— основные черты рас человека;
— вклад отечественных учёных в развитие знаний об организме человека;
— основные признаки организма человека;
— роль регуляторных систем; — механизм действия гормонов;
— части скелета человека; — химический состав и строение костей; — основные скелетные мышцы человека;
— существенные признаки транспорта веществ в организме;
— органы дыхания, их строение и функции;
— гигиенические меры и меры профилактики лёгочных заболеваний;
— органы пищеварительной системы;
— гигиенические меры и меры профилактики нарушения работы пищеварительной системы;
— особенности пластического и энергетического обмена в организме человека;
— роль витаминов;
— строение и функции кожи;
— гигиенические требования по уходу за кожей, ногтями, волосами, обувью и одеждой;
— строение и функции органов половой системы человека;
— основные этапы внутриутробного и возрастного развития человека;
— особенности высшей нервной деятельности человека;
— значение сна, его фазы;
— приёмы рациональной организации труда и отдыха;
— отрицательное влияние вредных привычек.
Учащиеся должны уметь:
— анализировать особенности строения человека и человекообразных обезьян, древних предков человека, представителей различных рас;
— узнавать основные структурные компоненты клеток, тканей на таблицах и микропрепаратах;
— устанавливать и объяснять взаимосвязь между строением и функциями клеток тканей, органов и их систем;
— выявлять существенные признаки строения и функционирования органов чувств;
— соблюдать меры профилактики заболеваний органов чувств;
— распознавать части скелета на наглядных пособиях;
— находить на наглядных пособиях основные мышцы;
— оказывать первую доврачебную помощь при переломах;
— различать и описывать органы кровеносной и лимфатической систем;
— измерять пульс и кровяное давление;
— оказывать первую доврачебную помощь при кровотечениях;
— выявлять существенные признаки дыхательной системы, процессы дыхания и газообмена;
— оказывать первую доврачебную помощь при спасении утопающего и отравлении угарным газом;
— характеризовать пищеварение в разных отделах пищеварительной системы;
— выявлять существенные признаки обмена веществ и превращения энергии;
— объяснять механизм терморегуляции;
— оказывать первую помощь при повреждениях кожи, тепловых и солнечных ударах;
— выделять существенные признаки психики человека;
— характеризовать типы нервной системы;
— соблюдать нормы личной гигиены и профилактики заболеваний;
— оказывать первую доврачебную помощь.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— планировать собственную учебную деятельность как самостоятельно, так и под руководством учителя;
— участвовать в совместной деятельности (работа в малых группах);
— работать в соответствии с поставленной задачей, планом;
— выделять главные и существенные признаки понятий;
— составлять описание объектов;
— составлять простые и сложные планы текста;
— осуществлять поиск и отбор информации в дополнительных источниках;
— выявлять причинно-следственные связи;
— работать со всеми компонентами текста;
— оценивать свою работу и деятельность одноклассников.
Личностные результаты обучения
— Формирование ответственного отношения к учению, труду;
— формирование целостного мировоззрения;
— формирование осознанности и уважительного отношения к коллегам, другим людям;
— формирование коммуникативной компетенции в общении с коллегами;
— формирование основ экологической культуры.
- Содержание тем курса
1. Место человека в системе органического мира (2 ч)
Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.
2. Происхождение человека (3 ч)
Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.
3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (2 ч)
Анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы, физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий. Развитие.
4. Общий обзор строения и функций организма человека (4 ч)
Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.
5. Координация и регуляция (10 ч)
Гуморальная регуляция
Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.
Нервная регуляция
-Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса.
Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга.
Органы чувств (анализаторы), их строение, функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.
6.Опора и движение (8 ч)
Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелеты поясов конечностей. Особенности скелета человека, Связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении кости. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика.
Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режима труда в правильном формировании опорно-двигательной системы.
8. Транспорт веществ (4 ч)
Сердце, его строение и регуляция деятельности; большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.
9. Дыхание (5 ч)
Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания. Строение органов дыхания. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат. Заболевания органов дыхания, их предупреждение.
10. Пищеварение (5 ч)
Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Заболевания органов пищеварения, их предупреждение. Профилактика глистных инвазий, пищевых отравлений, желудочно-кишечных заболеваний. Гигиена питания.
11. Обмен веществ и энергии-2ч. Обмен веществ. Пластический и энергетический обмен. Витамины.
12. Выделение – 2ч Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ. Болезни органов выделения, их предупреждение.
13. Покровы тела (3 ч)
Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение. Профилактика и первая помощь при тепловом, солнечном ударах, обморожении, электрошоке.
14. Размножение и развитие (3 ч)
Система органов размножения; строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка.
15. Высшая нервная деятельность (5 ч)
Рефлекс — основа нервной деятельности. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда
№ | Содержание тем | Колич .часов |
1. | Место человека в системе органического мира. Человек как биологический вид. | 2 |
2. | Происхождение человека. | 2 |
3. | Краткая история развития знаний о человеке. Науки, изучающие организм человека. | 1 |
4. | Общий обзор организма человека. | 4 |
5. | Координация и регуляция. | 10 |
6. | Опора и движение. | 9 |
7. | Внутренняя среда организма. | 4 |
8. | Транспорт веществ. | 4 |
9. | Дыхание. | 5 |
10. | Пищеварение. | 5 |
11. | Обмен веществ и энергии. Витамины. | 2 |
12. | Выделение | 2 |
13. | Покровы тела. | 3 |
14. | Размножение и развитие | 3 |
15. | Высшая нервная деятельность. | 6 |
16. | Человек и его здоровье. | 4 |
17. | Обобщение по темам курса «Человек» | 2 |
- Тематическое планирование
№ | Содержание тем уроков | К-во час | примечанипе |
I. Место человека в системе органического мира. Человек как биологический вид. | 2 | ||
1. | Место человека в системе органического мира. | 1 | |
2. | Особенности человека. | 1 | |
II. Происхождение человека. | 2 | ||
3. | Эволюция человека. | 1 | |
4. | Расы человека. | 1 | |
III. Краткая история развития знаний о человеке. Науки, изучающие организм человека. | 1 | ||
5. | История развития знаний о строении и функциях организма человека. | 1 | |
IV. Общий обзор организма человека. | 4 | ||
6. | Клеточное строение организма. | 1 | |
7. | Клеточное строение организма. Лабораторная работа №1 «Строение животной клетки». | 1 | |
8. | Ткани и органы. Лабораторная работа №2 «Изучение микроскопического строения тканей». | 1 | |
9. | Органы. Системы органов. Организм. Практическая работа №1 «Распознавание на таблицах органов и систем органов человека». | 1 | |
10 | Контрольная работа : «Общий обзор организма человека» | 1 | |
V. Координация и регуляция. | 10 | ||
11. | Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека, его особенности. | 1 | |
12. | Роль гормонов в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция, её нарушения. | 1 | |
13 | Нервная регуляция. Строение и значение нервной системы. | 1 | |
14 | Спинной мозг. | 1 | |
15 | Строение и функции головного мозга. | 1 | |
16 | Полушария большого мозга. | 1 | |
17. | Анализаторы, их строение и функции. Зрительный анализатор. | 1 | |
18. | Анализаторы слуха и равновесия. | 1 | |
19. | Кожно-мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус. | 1 | |
20. | Чувствительность анализаторов. Взаимодействие анализаторов, их взаимосвязь. Обобщение знаний об органах чувств и анализаторах. | 1 | |
VI. Опора и движение. | 9 | ||
21. | Аппарат опоры и движения, его функции. | 1 | |
22. | Скелет человека, его значение, строение скелета. | 1 | |
23. | Строение, свойства костей, типы их соединения. Лабораторная работа №3 «Изучение внешнего вида отдельных костей». | 1 | |
24. | Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей. | 1 | |
25. | Мышцы, их строение и функции. | 1 | |
26. | Мускулатура человека. | 1 | |
27. | Работа мышц. | 1 | |
28. | Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения | 1 | |
29. | Взаимосвязь строения и функций опорно-двигательного аппарата. Роль двигательной активности в развитии аппарата опоры и движения. | 1 | |
VII. Внутренняя среда организма. | 4 | ||
30. | Внутренняя среда организма и её значение. | 1 | |
31. | Плазма крови, её состав. Форменные элементы крови, их строение и функции. Лабораторная работа №4 «Изучение микроскопического строения крови (микропрепараты крови человека и лягушки)». | 1 | |
32. | Иммунитет. | 1 | |
33. | Группы крови. Переливание крови. Донорство. Резус-фактор. | 1 | |
VIII. Транспорт веществ. | 4 | ||
34. | Органы кровообращения. | 1 | |
35. | Работа сердца. Практическая работа №2 «Измерение кровяного давления». | 1 | |
36. | Движение крови по сосудам. Лимфообращение. Практическая работа №3 «Подсчёт ударов пульса в покое и при физической нагрузке». | 1 | |
37. | Заболевания сердечно-сосудистой системы, их предупреждение. | 1 | |
IX. Дыхание. | 5 | ||
38. | Потребность организма человека в кислороде. Строение органов дыхания. | 1 | |
39. | Строение лёгких. Газообмен в лёгких и тканях. | 1 | |
40. | Дыхательные движения. Жизненная ёмкость лёгких. | 1 | |
41. | Регуляция дыхания. Практическая работа №4 «Определение частоты дыхания». | 1 | |
42. | Заболевания органов дыхания, их предупреждение. Первая помощь при нарушении дыхания и кровообращения. | 1 | |
X. Пищеварение. | 5 | ||
43. | Пищевые продукты. Питательные вещества и их превращения в организме. | 1 | |
44. | Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварение в ротовой полости. | 1 | |
45. | Пищеварение в желудке. Лабораторная работа №5 «Изучение действия желудочного сока на белки, действие слюны на крахмал». | 1 | |
46. | Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ. | 1 | |
47. | Гигиена питания. Профилактика желудочно-кишечных заболеваний. | 1 | |
XI. Обмен веществ и энергии. Витамины. | 2 | ||
48. | Пластический и энергетический обмен. | 1 | |
49. | Витамины. | 1 | |
XII. Выделение. | 2 | ||
50. | Выделение. Строение и работа почек. | 1 | |
51. | Заболевания почек, их предупреждение. | 1 | |
XIII. Покровы тела. | 3 | ||
52. | Строение и функции кожи. Гигиена кожи. | 1 | |
53. | Роль кожи в терморегуляции организма. | 1 | |
54. | Закаливание организма. Гигиена одежды и обуви. | 1 | |
XIV. Размножение и развитие. | 3 | ||
55. | Половая система человека. | 1 | |
56. | Оплодотворение и развитие зародыша. | 1 | |
57. | Возрастные процессы. | 1 | |
XV. Высшая нервная деятельность. | 6 | ||
58. | Рефлекторная деятельность нервной системы. | 1 | |
59. | Бодрствование и сон. | 1 | |
60. | Сознание и мышление. Речь. | 1 | |
61. | Познавательные процессы и интеллект. | 1 | |
62. | Память. Эмоции и темперамент. | 1 | |
63. | Повторительно-обобщающий на тему «Высшая нервная деятельность». | 1 | |
XVI. Человек и его здоровье. | 4 | ||
64. | Здоровье и влияющие на него факторы. Оказание первой доврачебной помощи. Практическая работа №5 «Изучение приёмов остановки капиллярного, венозного и артериального кровотечений». | 1 | |
65. | Вредные привычки. Заболевания человека. | 1 | |
66. | Двигательная активность и здоровье человека. | 1 | |
67. | Закаливание. Гигиена человека. | 1 | |
68. | Обобщающий урок по всему курсу. | 1 | |
ИТОГО | 68 |
Проектные работы по курсу «Биология.Человек»
- «Великий хирург Пирогов Николай Иванович».
- «Иван Петрович Павлов – метод фистул»
- «Влияние гормонов на рост и развитие человека.»
- « Возможности и особенности человеческого глаза».
- « Враги кровообращения».
- « Сердечно сосудистые заболевания»
- «Предупреждение желудочно – кишечных заболеваний»
- «Витамины и здоровое питание»
- « Сон и его значение»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...