урок биологии 10 класс "Генетические основы поведения"
презентация к уроку по биологии (10 класс)

Презентация к уроку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geneticheskie_osnovy_povedeniya.pptx1.21 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Генетические основы поведения человека

Слайд 2

Ген гениальности

Слайд 3

Есть ли такой ген? Скорее всего, отдельного гена нет. Есть лишь довольно малая вероятность уникального сочетания генов, которая отражает заложенные в человеке предпосылки стать гением. Но гений реализуется, лишь попадая в благоприятные условия, где эти предпосылки могут развиться до высокого уровня. Благоприятная социальная среда способствует реализации природных задатков.

Слайд 4

Стержень концепции советского генетика Эфроимсона состоит в убеждении, что потенциальные и состоявшиеся таланты и гении имеют, как правило, в своем генотипе генетические факторы внутреннего "допинга", резко повышающие психическую и интеллектуальную активность на фоне тех или иных способностей. Описаны четыре зависимых от генов биохимических стимулятора: гиперурикемия или повышенный уровень мочевой кислоты, дающий подагру; высокое содержание андрогенов (мужских гормонов) у женщин с синдромом Морриса; повышенный уровень катехоламинов при синдроме Марфана ; циклическая стимуляция повышенной умственной активности при слабой форме маниакально-депрессивного психоза.

Слайд 5

Феномен А.С.Пушкина Одаренность Пушкина развивалась на фоне ярко выраженной циклотимии (склонности к быстрой смене спадов и подъемов настроения), унаследованной им от своих родителей - кровных родственников (предки отца и матери поэта в пятом колене были родными братьями). Периоды резкого возбуждения, аффекта, как правило, сопровождались резким подъемом творческой активности и продуктивности. Этому способствовали его природные задатки: феноменальная память, широкий кругозор, гибкость ума.

Слайд 6

Феномен Г.Х.Андерсена У него налицо все признаки синдрома Марфана , особой формы диспропорционального гигантизма, связанного с пороками развития мезодермы и эктодермы зародышевого листка эмбриона. Сегодня ген синдрома Марфана локализован, он находится в длинном плече хромосомы 15. Люди с синдромом Марфана имеют массу аномалий - высокий рост при относительно коротком туловище, непропорционально длинные конечности, арахнодактилия (чрезмерно длинные "паучьи" пальцы), вывих хрусталика, большую голову с худым лицом и удлиненным выступающим носом, недоразвитость жировой ткани, воронкообразную форму груди, что может сопровождаться пороком сердца.

Слайд 7

Аномальное поведение Подобные особенности генетически заложены

Слайд 8

Агрессивность Одной из причин агрессивности. как полагают, является наличие в крови более высокого количества гормонов: тестостерона, адреналина, эстрогена, прогестерона (половые гормоны). Молекулярный анализ показал, что у агрессивных нарушен ген МАО – моноаминоаксидазы . Это особый фермент, который «гасит» активность нейронов. Он расположен в Х-хромосоме. Поэтому она проявляется больше у мужчин, как гемофилия и дальтонизм. Расстройство психики и нарушения социального поведения часто встречаются у больных с аномалиями половых хромосом X и Y.

Слайд 9

Эта проблема была проанализирована К.Лоренцем в его книге "Агрессия". Он привел интересные данные социально-психологических исследований индейцев племени юта в Северной Америке. Оказалось, что они очень страдают от избытка агрессивных побуждений, которые не могут реализовать в условиях резервации. Индейцы в течение нескольких столетий промышляли войнами и грабежами. Очевидно, отбор усиливал их агрессивность. Единственным путем избавления от болезней является замещение агрессивности другими видами деятельности, например спортом.

Слайд 10

Генетическая предрасположенность к спорту

Слайд 11

Успех в определенных видах спорта зависит от гена АСЕ. Этот ген у человека может быть представлен одной из трех форм: I/I - со вставкой повторяющегося участка внутри гена на обеих хромосомах, D/D - с отсутствием таковой, I/D - с наличием вставки на одной из хромосом. Было показано, что лица, обладающие D/D формой, имеют повышенное кровяное давление, a I/I - пониженное. Таким образом, люди с D/D формой должны иметь сердце, приспособленное к тяжелым, но непродолжительным нагрузкам, a I/I - наоборот, к длительным, но не очень интенсивным. Именно такие данные и были получены Монтгомери при обследовании спортсменов: у стайеров и велосипедистов преобладала I/I-форма, а у спринтеров, тяжелоатлетов и пловцов - D/D-форма.

Слайд 12

Человек представляет собой целостную самоорганизующуюся систему. Его поведение строится на воздействии биологических и социальных факторов. По мнению В.П. Эфроимсона, «достаточно предоставить детворе и юношеству хорошие, равные, соответствующие возрасту условия, и задача резкого повышения частоты развивающихся гениев, тем более выдающихся талантов, да и талантов вообще, будет решена».

Слайд 13

Ген табакокурения рецессивен (а),сцепленный с полом. А доминантный ген алкоголизма (В) расположен в аутосоме . В семье отец употребляет алкоголь, много курит (его оба родителя страдали алкоголизмом). Мать вредных привычек не имеет, но её отец был заядлым курильщиком. С какой вероятностью в семье могут родиться дети, не рискующие стать алкоголиками и не склонные к курению? Оформить схему решения задачи. Решить задачу.

Слайд 14

-Параграф 46 -Решить задачу. - Найти дополнительный материал по наследованию поведения. Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемное обучение на уроках биологии как основа процесса, развивающего потребность и умение учиться

Выступление на районном методическом объединении учителей биологии:  "Проблемное обучение на уроках биологии как основа процесса, развивающего потребность и умение учиться" при под...

Разработка урока биологии на основе МПС с ИЗО для 6 класса на тему «Особенности строения голосеменных растений»

Разработка урока по биологии в 6 кл.на тему "Особенности сторения голосеменных растений " предполагет использование МПС с ИЗО....

Разработка открытого урока биологии в 8 классе и технологическая карта учащегося к уроку по теме: "Врожденные и приобретенные формы поведения"

Разработка урока и технологическая карта учащегося к уроку биологии в 8 классе по теме " Врожденные и преобретенные формы поведения"...

Презентация к открытому уроку биологии в 8 классе по теме: "Врожденные и приобретенные формы поведения"

Презентация к открытому уроку биологии в 8 классе по теме: " Врожденные и приобретенные формы поведения"....

Интегрированный урок «Биология и основы растениеводства и животноводства»

Интегрированный урок с широким использованием межпредметных связей биологии, геграфии,  направленый на формирование у учащихся устойчивых знаний о земледелии и животноводстве в России как ос...

Технологическая карта урока биологии в 9 классе по теме "Приспособительные особенности строения и поведения животных"

Технологическая карта урока биологии в 9 классе по теме "Приспособительные особенности строения и поведения животных", УМК  "Сфера жизни" под ред.Н.И. Сонина. Данная тема изуч...