Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационный момент – (1 мин) | Приветствие детей | Приветствие учителя |
2.Проверка уровня усвоения учащихся учебного материала прошлого занятия (3 мин)
| Вспомним, какие споровые растения мы изучали на прошлых уроках, с помощью кроссворда, где зашифрованы их названия и биологические термины. 1.Мох, который можно использовать в качестве бактерицидной повязки, образователь торфа. 2. Половое поколение растений. 3.Споровое растение, занесенное в Красную книгу. 4.Растения, от которых произошли мхи, хвощи и папоротники. 5.Растение, которое никогда не цветет, но о его цветке чудодейственном придумана легенда. 6.Бесполое поколение растений. 7.Споровое растение, содержащее кремниевую кислоту, используемое для очищения крови и укрепления волос. | Разгадывание кроссворда
1.Сфагнум 2.Гаметофит 3.Плаун
4.Псилофиты
5.Папоротник 6.Спорофит
7.Хвощ |
|
| с | ф | а | г | н | у | м |
| г | а | м | е | т | о | ф | и | т |
| п | л | а | у | н |
|
| п | с | и | л | о | ф | и | т |
|
| п | а | п | о | р | о | т | н | и | к |
|
| с | п | о | р | о | ф | и | т |
|
| х | в | о | щ |
|
|
Вид готового кроссворда |
3. Актуализация знаний и умений 3.1.Работа с таблицей-перфокартой (2 мин)
| А теперь повторим строение споровых растений. Задание по таблице – перфокарте. Из каких органов состоят следующие споровые растения? | Работают в таблице – перфокарте, отвечая на заданные вопросы. |
| Правильные ответы в таблице - перфокарте: Признаки для сравнения | Мох сфагнум | Хвощ полевой | Папоротник - орляк | 1. Стебель | + | + | + | 2. Корневище | - | + | + | 3. Лист | + | + | + | 4.Споры образуются на |
|
|
| 1) листьях | - | - | + | 2) побегах | + | + | - |
|
3.2. Работа с гербарием (2 мин) | А теперь определим растения по гербарию. | Хвощ, папоротник, мох сфагнум. |
3.3. Анализ – сопоставление стихотворения и репродукции с картины (3 мин) | Стихотворение М.Ю.Лермонтова «На севере диком…» и репродукция с картины И.И. Шишкина «На севере диком». Вопросы: 1. Почему так называются и репродукция и стихотворение? 2. Какое растение изображено на репродукции? 3. Где вы встречали данное растение? 4. Опишите внешний вид ели обыкновенной. 5. Назовите отличительные черты данного растения. |
Отвечают на вопросы учителя |
4.Целеполагание и мотивация (2 мин) | Сегодня мы приступаем к изучению новой группы растений – отдел Голосеменные. Сформулируйте цель сегодняшнего урока. Учитель обобщает: правильно, целью урока является знакомство с растениями отдела Голосеменные, а также научиться распознавать представителей данного отдела по внешнему виду, узнать значение этих растений в жизни человека и в природе. |
Формулируют цель урока |
5.Формирование новых знаний и способов действий 5.1.Первичное ознакомление с материалом (10 мин)
| Принципиальное отличие растений этой группы от растений, изученных ранее, состоит в способе размножения. Как выдумаете, посредством чего размножаются эти растения? Возникновение семян – очень важный этап в эволюции растений. У голосеменных семена не прикрыты стенками плода. Они лежат открыто (голо) на поверхностях чешуй шишек. Отсюда и название отдела растений. Ребята, подумайте, в чем преимущество семенного размножения над споровым? Найдите в тексте учебника эти преимущества.
Сделаем вывод, размножение семенем ….
С помощью семян голосеменные растения размножаются и расселяются по земной поверхности. Отдел Голосеменные насчитывает около 700 видов. Представители – в основном древесные растения, травянистых форм нет. Среди растений отдела Голосеменные много древних видов и уже вымерших, но много и современных. Наиболее знакомые и важные представители этого отдела – класс Хвойные. Они превосходят по численности и распространению все другие голосеменные растения, их более 600 видов. Какие вы знаете хвойные растения, растущие в нашей местности?
Ребята, дома вы нашли картинки с изображением хвойных растений. Выложите их перед собой. Я буду загадывать вам загадки о растениях этого класса, а в ответ будете показывать иллюстрацию с хвойным растением. Загадки: 1. Ее когда в лесу найдешь. Пойдешь гулять и встретишь Стоит колючая как еж Зимой в платье летнем. 2. У меня длинней иголки, чем у елки. 3. Очень прямо я расту в высоту. Если я не на опушке, ветви только на макушке. 4. Есть у родственницы ёлки Неколючие иголки, Но, в отличие от ёлки, Опадают те иголки. 5.Он сосне ближайший брат И растёт в Сибири. Он орешками богат - Нет вкуснее в мире. 6. У маленькой ёлки Колкие иголки, Шарики синие, Словно в инее. Итак, назовите, о каких хвойных растениях мы будем говорить?
А сейчас, ребята, обратимся к репродукциям с картин известного художника И.И. Шишкина «Сосны, освещенные солнцем», «Сосновый бор. Мачтовый лес Вятской губернии», «Ручей в лесу». Как вы думаете, каким сюжетом объединены эти репродукции? Иван Иванович очень хорошо передал внешний вид сосен, давайте посмотрим, а какие особенности строения сосны изображены на репродукциях или вспомним по памяти.
|
Они размножаются семенами.
Работают с текстом учебника и отвечают: Есть запас питательных веществ. Семена защищены семенной кожурой. В семенах формируется зародыш нового растения. Дети дополняют: Более надежное, чем размножение спорой.
Ель, лиственница, сосна, можжевельник, пихта. Дети пользуются результатами поисковой домашней работы: картинками с изображением хвойных растений.
Ель (иллюстрация).
Сосна (иллюстрация).
Сосна (иллюстрация).
Лиственница (иллюстрация).
Кедр (сосна сибирская) (иллюстрация).
Можжевельник (иллюстрация).
Ель, сосна, лиственница, можжевельник.
Изображением сосен.
Рассматривают и вспоминают: Мощный ствол, высота растения, крона дерева, хвоя, способность стебля к утолщению и др. |
5.2.Выявление ведущих идей, образование понятий (3 мин) | Беседа о сосне и ели с заполнением таблицы, используя репродукции с картин и принесенные иллюстрации. | Беседуют и заполняют таблицу |
| Готовый вид таблицы
Представители класса хвойных | Отношение к свету | Высота и продолжительность жизни | Окраска коры | Форма короны | Как расположен корень | Сосна | Светолюбива | До 50 м До 500 лет | Желто - коричневая | Раскидистая овальная | Глубоко уходит в почву | Ель | Теневынослива | До 40 м До 400 лет | Темная серо - коричневая | Пирамидальная | Расположен в верхнем слое почвы |
|
5.3.Первичное обобщение систематизация знаний вокруг основополагающих понятий (2 мин) | Итак, давайте закрепим ранее изученный материал. Вопросы: 1.Где произрастает сосна?
2. А где произрастает ель? 3. С чем связана такая градация произрастания?
4.Вспомним, почему отдел Голосеменные так называется. |
Сосновый бор, открытые местности. В лесу. Сосна - светолюбивое растение, а ель - теневыносливая. Размножаются семенами, лежат голо на чешуях шишек. |
5.4.Дальнейшее развитие и углубление знаний вокруг основополагающих понятий (7 мин) | Верно. Весной на верхушках молодых побегов сосны появляются маленькие, около 5мм, зеленые шишки. У основания других молодых побегов среди хвои располагаются скопление овальных мелких мужских шишек. На чешуях женских шишек ничем не защищенные лежат семязачатки, в каждом из них образуется яйцеклетка. В мужских шишках развиваются пылинки, а из них позже образуются половые клетки – спермии. Спермии у сосны – неподвижные клетки, без жгутиков. Появление такого типа мужских половых клеток – значительный этап в эволюции растений, обусловленный жизнью и развитием организмов на суше. Оплодотворение у голосеменных происходит без помощи воды. Благодаря этому голосеменные оказались способными поселяться на Земле в разных местообитаниях, в том числе и в засушливых районах. Пыльца разноситься ветром и попадает на семязачатки, голо лежащие на чешуйках женской шишки. После опыления чешуи шишки смыкаются и склеиваются смолой: начинается процесс подготовки к оплодотворению (прорастание пыльцевой трубки у пылинки, перетекание по ней спермиев к яйцеклетке в семязачатке). Лишь через 13 месяцев после опыления происходит оплодотворение. Шишки и семена сосны созревают на второй год после опыления, а у ели – в тот же год. После оплодотворения из зиготы развивается зародыш и формируются семена сосны. Когда созревают семена, чешуи шишки раздвигаются и семена выпадают из нее. На семенах имеется пленчатое крыло, которое позволяет им с помощью ветра далеко отлетать от материнского растения. Похожим образом размножаются все хвойные растения. Способность голосеменных образовывать пыльцевую трубку, осуществляющую доставку неподвижных мужских гамет (спермиев) к яйцеклетке, - прогрессивный биологический шаг в эволюции растений, обусловленный жизнью в наземно-воздушной среде. | Слушают рассказ учителя, запоминают и сопоставляют его с таблицей «Размножение голосеменных».
|
| Таблица «Размножение сосны» ![](https://lh4.googleusercontent.com/erOF_kkf9aPciFHQRLJmGx3G8OgBK2AXtevY5OFijg_UveXSMfqif56GV_uEcLupwUp9smLsbFyxn6hCSKKlbvKWJs901wQi9NbiLDUw2dXD-40anBmcbe9nAk6szJuIle7Q-Q5U9Ew)
|
5.5.Проверка уровня усвоения новой учебной информации (2 мин) | 1.Посредством чего размножаются голосеменные растения? 2.Как называется мужская половая клетка голосеменных растений? 3.Благодаря чему голосеменные растения обитают в разных местообитаниях?
4.Куда попадает пыльца, разносимая ветром? 5.Какие процессы предшествуют перед оплодотворением?
6. Из чего образуется зародыш и формируется семя? 7.Что имеет семя для распространения? |
Семян.
Спермий.
Оплодотворение происходит без помощи воды.
На семязачатки.
Прорастание пыльцевой трубки у пылинки, перетекание по ней спермиев к яйцеклетке в семязачатке.
Зиготы.
Пленчатое крыло. |
6.Закрепление блока новой учебной информации. Самостоятельная работа учащихся с учебником (3 мин) | В заключении поговорим о значение голосеменных растений в жизни и хозяйственной деятельности человека. Для этого самостоятельно найдите в учебнике ответ на вопрос (курсивным шрифтом на страницах 154, 155).
А какую роль играют голосеменные растения в природе? | Использование древесины в строительстве. Парфюмерия, медицина. Получение бумаги, искусственные ткани. В пищу. Озеленение, декоративное значение. Самые обширные территории хвойных лесов – таежные леса Сибири – это главные «легкие планеты». Они участвую в почвообразовании, имеют большое водорегулирующее и почвообразующее значение. |
7.Применение знаний и умений Практическая работа 7.1.Этапы выполнения практической работы
7.2.Самостоятельная работа учащихся (5 мин) | У сосны, у кедра, ели Не листочки, а ... Практическая работа «Изучение строения хвои ели и сосны» |
Иголки |
| Практическая работа «Изучение строения хвои ели и сосны» (готовый образец) Критерии | Хвоя сосны | Хвоя ели | Продолжительность жизни | 2 – 4 года | 5 – 9 лет | Расположение на побеге | По две хвоинки | По одной хвоинке | Длина хвои | ~ 7 см | ~ 2 см | Форма хвои | четырехгранная | плоская | Выполнение рисунка хвои |
|
|
|
7.3.Проверка результатов работы учащихся (2 мин) | А сейчас проверьте правильность заполнения таблицы. | Сверяют свои таблицы с образом на доске. |
8.Подведение итогов урока. 8.1.Организация работы по осмыслению учащимися уровня достижения поставленной цели (2 мин) | Учитель организовывает работу по осмыслению учащихся уровня достижения поставленной цели. Для этого он возвращается к цели урока и просит детей проанализировать степень достижения цели каждым учеником. | Вспоминают цель урока. |
8.2.Анализ работы учащихся на уроке (1 мин) | Учитель выслушивает самоанализ работы учащихся на уроке. | Учащиеся самостоятельно анализируют свою работу по достижению цели урока. |
8.3.Объяснение домашнего задания (1 мин) | Запишите домашнее задание: §42, вопросы после параграфа. В рабочей тетради №2, задание №3. Поискового характера: узнайте, какие животные питаются семенами голосеменных растений, найдите шишки и зарисуйте их. | Записывают в дневники. |