Рабочая программа по биологии. 9 класс.
рабочая программа по биологии (9 класс)
Рабочая программа по биологии для 9 класса. Программа Пасечника В. В. 2 часа внеделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biologiya9r1.9r2.docx | 48.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Оглавление.
1.Пояснительная записка._______________________________________2
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета.___________6
3. Содержание учебного предмета. ______________________________11
4. Календарно-тематическое планирование .______________________14
Пояснительная записка.
Рабочая программа по биологии для 9 класса основной общеобразовательной школы составлена и реализуется на основе следующих документов:
1.ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации».
2.Закон РО № 26-ЗС «Об образовании в РО».
3.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
4. Примерная программа основного общего образования по биологии для 9 класса и авторская программа (авторский коллектив под руководством Пасечника В. В.).
5.Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ лицея № 5.
6.Положение о рабочей программе учителя МБОУ лицей № 5.
7.Учебный план МБОУ лицея №5 на 2018-2019 учебный год.
8.«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях» - СанПиН 2.4.2821-10.
Целью обучения биологии в 9 классе является формирование у учащихся целостного представления о мире, основанного на приобретении знаний общебиологических закономерностей функционирования биосистем на различных уровнях организации жизни; обогащение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания; подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной или профессиональной траектории.
Для осуществления цели в процессе обучения реализуются следующие задачи:
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, работать с биологическими приборами, справочниками;
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
- иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
В 9 классе обобщают знания о жизни и уровнях ее организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Учащиеся получат знания основ цитологии, генетики, селекции, теории эволюции.
Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы и об ответственности человека за жизнь на Земле.
Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека; научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.
По учебному плану МБОУ лицея №5 на 2018-2019 учебный год на биологию в 9 классе отводится 68 часов при 2 часах в неделю. Согласно календарному учебному графику МБОУ лицея №5 на 2018-2019 учебный год количество часов в 9р1 и 9р2 классах 67.
В качестве ценностных ориентиров биологического образования в 9 классе выступают такие объекты, как различные уровни организации жизни, к которым у учащихся формируются ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.
Основу познавательных ценностей составляют научные знания об различных уровнях организации жизни, общебиологических закономерностях функционирования биосистем на различных уровнях организации жизни. Познавательные ценностные ориентации, формируемые в процессе изучения биологии, проявляются в признании:
ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;
ценности биологических методов (общебиологических и узконаучных, теоретических и практических) исследования живой и неживой природы;
понимания сложности и противоречивости самого процесса познания.
Развитие познавательных ценностных ориентаций содержания курса биологии позволяет сформировать:
уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности;
понимание необходимости здорового образа жизни;
осознание необходимости соблюдать гигиенические правила и нормы;
сознательный выбор будущей профессиональной деятельности.
Курс биологии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения и грамотная речь. Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют:
правильному использованию биологической терминологии и символики;
развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;
развитию способности открыто выражать, и аргументировано отстаивать свою точку зрения;
развитие монологической речи.
Курс биологии в наибольшей мере, по сравнению с другими школьными курсами, направлен на формирование нравственных ценностей ценности жизни на всех уровнях организации, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех живых объектов, в том числе и человека.
Ценностные ориентации, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы.
Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты обучения:
1) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентации в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
2) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
3) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
4) развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
5) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
6) реализация установок здорового образа жизни;
7) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметные результаты обучения:
1) формирование умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) формирование умения самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) формирование умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) формирование умений определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) формирование умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
8) осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Предметные результаты обучения:
1) формирование системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для создания естественно-научной картины мира;
2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведение экологического мониторинга в окружающей среде;
4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
Учебно-методическое и материально техническое обеспечение образовательного процесса.
1.Биология : Введение в общую биологию. 9кл. : учебник / В. В. Пасечник, А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, Г. Г. Швецов. – 5-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2018.
2. Учебно-наглядное оборудование.
п/п | наименование | ||||
1 | таблицы | ||||
1 | Генетический код | ||||
2 | Действие факторов среды на живые организмы | ||||
3 | Строение и функции липидов | ||||
4 | Метаболизм | ||||
5 | Вирусы | ||||
6 | Синтез белка | ||||
7 | Типы питания | ||||
8 | Строение клетки | ||||
9 | Строение экосистемы | ||||
10 | Биотические взаимодействия | ||||
11 | Строение ДНК | ||||
12 | Строение и уровни организации | ||||
13 | Фотосинтез | ||||
14 | Строение и функции белков | ||||
15 | Типы размножения организмов | ||||
16 | Цепи питания | ||||
17 | Сукцессия- саморазвитие природного сообщества | ||||
2 | Комплект таблиц «Химия клетки» | ||||
1 | Белки и ферменты. | ||||
2 | Нуклеиновые кислоты. | ||||
3 | АТФ- аденозинтрифосфорная кислота. | ||||
3 | Комплект таблиц «Портреты учёных-биологов» | ||||
1 | Левенгук | ||||
2 | Линней | ||||
3 | Ламарк | ||||
4 | Дарвин | ||||
5 | Луи Пастер | ||||
6 | Пирогов | ||||
7 | Сеченов | ||||
8 | Павлов | ||||
9 | Мечников | ||||
10 | Тимирязев | ||||
11 | Вавилов | ||||
12 | Вернадский | ||||
4 | Пособие на DVD | Генетика. | |||
5 | Пособие на DVD | Основы селекции. | |||
6 | Пособие на DVD | Цитология. | |||
7 | Набор палеонтологических находок «Происхождение человека» | ||||
8 | Набор моделей органов человека и животных | ||||
1 | Модель структуры ДНК. | ||||
2 | Модель белка. | ||||
9 | Комплект карточек «Генетика человека» | ||||
1 | Генеалогический метод антропогенетики. | ||||
2 | Генетика групп крови. | ||||
3 | Строение клетки. | ||||
4 | Наследование резус-фактора. | ||||
5 | Перекрест хромосом. | ||||
6 | Переливание крови. | ||||
10 | Комплект карточек «Круговорот биогенных элементов» | ||||
1 | Типичные биоценозы. | ||||
2 | Биосфера и человек. | ||||
3 | Биосинтез белка. | ||||
4 | Биогенный круговорот азота в природе. | ||||
5 | Биогенный круговорот углерода в природе. | ||||
11 | Комплект карточек «Основные генетические законы» | ||||
1 | Моногибридное скрещивание. | ||||
2 | Дигибридное скрещивание. | ||||
3 | Неполное доминирование. | ||||
12 | Микроскопы. | ||||
13 | Набор микропрепаратов по общей биологии. |
Содержание учебного предмета.
(67ч, 2 ч в неделю).
Раздел 1 «Введение» (4ч)
Биология как наука и методы её исследования. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.
Раздел 2 «Молекулярный уровень»(10ч)
Качественный скачок от неживой к живой природе. Многомолекулярные комплексные системы (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды). Катализаторы. Вирусы.
Лабораторная работа.
1. Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в растительных клетках.
Раздел 3 «Клеточный уровень» (13 ч)
Основные положения клеточной теории. Клетка - структурная и функциональная единица жизни. Прокариоты и эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы. Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов. Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки. Энергетические возможности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз).
Лабораторная работа.
2. Рассмотрение клеток растений и животных под микроскопом.
Раздел 4 «Организменный уровень» (18 ч)
Бесполое и половое размножение организмов. Мейоз. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон. Законы Г.Менделя. Моногибридное и дигибридное скрещивание. Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание. Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость. Норма реакции. Мутационная изменчивость. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. Основные методы селекции. Вклад Н. И. Вавилова в развитие селекции.
Практические работы.
- Решение задач на моногибридное скрещивание.
- Решение задач на наследование признаков при неполном доминировании.
- Решение задач на дигибридное скрещивание.
- Решение задач на наследование признаков, сцепленных с полом.
Лабораторная работа.
3. Выявление изменчивости организмов
Раздел 5 «Популяционно - видовой уровень» (9ч)
Вид, его критерии. Экологические факторы и условия среды. Происхождение видов. Развитие эволюционных представлений. Популяция как элементарная единица эволюции. Развитие эволюционных представлений. Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Формы борьбы за существование и естественного отбора. Видообразование. Макроэволюция. Биологический прогресс и регресс. Пути достижения биологического прогресса.
Лабораторная работа.
4. Изучение морфологического критерия вида.
Раздел 6 «Экосистемный уровень» (6 ч)
Сообщество, экосистема, биогеоценоз. Состав и структура сообщества. Межвидовые отношения организмов в экосистеме. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Пирамиды численности и биомассы. Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия. Значение экологических сукцессий.
Раздел 7 «Биосферный уровень» (8 ч)
Биосфера. Средообразующая деятельность организмов. Круговорот веществ в биосфере. Биогехимические циклы. Гипотезы возникновения жизни. Эволюция биосферы. Краткая история развития органического мира. Антропогенное воздействие на биосферу. Рациональное природопользование.
Тематическое планирование.
Раздел | Количество часов | Лабораторные работы | Практические работы | Контрольные работы |
Введение. | 4 | |||
Молекулярный уровень. | 10 | 1 | 1 | |
Клеточный уровень. | 13 | 1 | 1 | |
Организменный уровень. | 18 | 1 | 4 | 2 |
Популяционно-видовой уровень. | 9 | 1 | 1 | |
Экосистемный уровень. | 6 | 1 | ||
Биосферный уровень. | 8 | 1 | ||
Итого | 68 | 4 | 4 | 7 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Раздел учебного курса | 9р1 Дата | 9р2 Дата |
Тема урока. | |||
Введение. 4ч. | |||
1 | Инструктаж по технике безопасности. Биология - наука о живой природе. | 1.09 | 1.09 |
2 | Диагностическая работа. | 4.09 | 4.09 |
3 | Методы исследования в биологии. | 8.09 | 8.09 |
4 | Сущность жизни и свойства живого. | 11.09 | 11.09 |
Молекулярный уровень. 10ч. | |||
5 | Элементарный состав. Неорганические вещества. | 15.09 | 15.09 |
6 | Углеводы. | 18.09 | 18.09 |
7 | Липиды | 22.09 | 22.09 |
8 | Белки. | 25.09 | 25.09 |
9 | Функции белков. | 29.09 | 29.09 |
10 | Нуклеиновые кислоты. | 2.10 | 2.10 |
11 | АТФ. Витамины. | 6.10 | 6.10 |
12 | Биологические катализаторы. Лабораторная работа №1 «Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в растительных клетках». | 9.10 | 9.10 |
13 | Вирусы | 13.10 | 13.10 |
14 | Контрольная работа №1 по теме «Молекулярный уровень». | 16.10 | 16.10 |
Клеточный уровень. 13 ч. | |||
15 | Клеточная теория. | 20.10 | 20.10 |
16 | Клетка. Клеточная мембрана. Ядро. | 23.10 | 23.10 |
17 | Ядро. | 27.10 | 27.10 |
18 | Инструктаж по технике безопасности. Немембранные и одномембранные органоиды клетки. | 6.11 | 6.11 |
19 | Двумембранные органоиды клетки. | 10.11 | 10.11 |
20 | Строение клеток эукариот и прокариот. Лабораторная работа №2 «Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом». | 13.11 | 13.11 |
21 | Контрольная работа №2 по теме «Клетка». | 17.11 | 17.11 |
22 | Ассимиляция. Диссимиляция. Метаболизм. | 20.11 | 20.11 |
23 | Энергетический обмен в клетке. | 24.11 | 24.11 |
24 | Фотосинтез. Хемосинтез. | 27.11 | 27.11 |
25 | Автотрофы и гетеротрофы. | 1.12 | 1.12 |
26 | Синтез белков в клетке. | 4.12 | 4.12 |
27 | Жизненный цикл клетки. Митоз. | 8.12 | 8.12 |
Организменный уровень. 18ч. | |||
28 | Способы размножения. Бесполое. Половое размножение. | 11.12 | 11.12 |
29 | Мейоз. Развитие половых клеток. Оплодотворение. | 15.12 | 15.12 |
30 | Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон. | 18.12 | 18.12 |
31 | Контрольная работа №3 по теме «Размножение». | 22.12 | 22.12 |
32 | Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. | 25.12 | 25.12 |
33 | Инструктаж по технике безопасности. Моногибридное скрещивание. 1-й и 2-й законы Менделя. | 12.01 | 12.01 |
34 | Практическая работа №1 Решение задач на моногибридное скрещивание. | 15.01 | 15.01 |
35 | Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание. | 19.01 | 19.01 |
36 | Практическая работа №2 Решение задач на наследование признаков при неполном доминировании. | 22.01 | 22.01 |
37 | Дигибридное скрещивание. 3-й закон Менделя. | 26.01 | 26.01 |
38 | Практическая работа №3 Решение задач на дигибридное скрещивание. | 29.01 | 29.01 |
39 | Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. | 2.02 | 2.02 |
40 | Практическая работа №4 Решение задач на наследование признаков, сцепленных с полом. | 5.02 | 5.02 |
41 | Модификационная изменчивость. Норма реакции. Лабораторная работа № 3 «Выявление изменчивости организмов». | 9.02 | 9.02 |
42 | Мутационная изменчивость. | 12.02 | 12.02 |
43 | Основные методы селекции. | 16.02 | 16.02 |
44 | Вклад Н. И. Вавилова в развитие селекции. | 19.02 | 19.02 |
45 | Контрольная работа №4 по теме «Наследственность и изменчивость». | 26.02 | 26.02 |
Популяционно-видовой уровень. 9 ч. | |||
46 | Вид, его критерии. Лабораторная работа №4 «Изучение морфологического критерия вида». | 2.03 | 2.03 |
47 | Экологические факторы и условия среды. | 5.03 | 5.03 |
48 | Происхождение видов. Развитие эволюционных представлений. | 9.03 | 9.03 |
49 | Популяция как элементарная единица эволюции. | 12.03 | 12.03 |
50 | Борьба за существование. | 16.03 | 16.03 |
51 | Формы естественного отбора. | 19.03 | 19.03 |
52 | Видообразование. | 23.03 | 23.03 |
53 | Инструктаж по технике безопасности. Макроэволюция. Пути биологического прогресса. | 6.04 | 6.04 |
54 | Контрольная работа № 5 по теме « Эволюция». | 9.04 | 9.04 |
Экосистемный уровень. 6ч. | |||
55 | Сообщество, экосистема, биогеоценоз. | 13.04 | 13.04 |
56 | Состав и структура сообщества. | 16.04 | 16.04 |
57 | Межвидовые отношения организмов в экосистеме. | 20.04 | 20.04 |
58 | Потоки вещества и энергии в экосистеме. | 23.04 | 23.04 |
59 | Саморазвитие экосистемы. | 27.04 | 27.04 |
60 | Контрольная работа № 6 по теме «Экосистемы». | 30.04 | 30.04 |
Биосферный уровень. 8ч. | |||
61 | Биосфера. Средообразующая деятельность организмов. | 4.05 | 4.05 |
62 | Круговорот веществ в биосфере. | 7.05 | 7.05 |
63 | Эволюция биосферы. Гипотезы возникновения жизни | 11.05 | 11.05 |
64 | Развитие жизни на Земле | 14.05 | 14.05 |
65 | Контрольная работа за год. | 18.05 | 18.05 |
66 | Антропогенное воздействие на биосферу. | 21.05 | 21.05 |
67 | Основы рационального природопользования | 25.05 | 25.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...