Рабочая программа по биологии 8 класс
календарно-тематическое планирование по биологии (8 класс)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы по биологии основного общего образования, Авторской программы Пономаревой И.Н. и коллектива авторов («Биология в основной школе: Программы».- М.: «Вентана – Граф», 2012). Программа соответствует требованиям к результатам освоения основной образовательной программы.
Человека изучают в течение одного учебного года. Школьный курс Человек имеет комплексный характер, включая основы различных наук: морфологии, анатомии, гистологии, эмбриологии, физиологии, содержание которых дидактически переработано и адаптировано к возрасту и жизненному опыту учащихся. Он является продолжением курса ботаники и зоологии и частью специального цикла биологических дисциплин о человеке. В процессе изучения курса учащиеся знакомятся с систематическим положением человека в ряду живых существ, его генетической связью с животными предками. Курс позволяет осознать учащимися единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль, и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, укрепляющих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек – важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене.
Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
1. освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека;
2. овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
4. воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
5. использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Место курса биологии в базисном учебном плане
Программа разработана в соответствии с базисным учебным планом для ступени основного общего образования. Рабочая программа предусматривает изучение биологии в 8 классе в объёме 2 часов в неделю в течение 1 учебного года. Общее число учебных часов за один год составляет 70 часов.
Технологии, формы и методы, используемые на уроках биологии
№ п/п | Современные образовательные технологии и (или) методики | Цель использования технологий и (или) методик | Результат использования технологий и (или) методик |
1 | Технология РКМЧП (кластер, сиквейн, толстые и тонкие вопросы, лекция с остановками…) | Формирование умения выделять смысловые единицы и графически оформлять их в определенном порядке в виде грозди или составления вопросов в работе с тестом | Развитие мышления и внимания учащихся, формирование умения вести диалог |
2 | Технология разноуровневого обучения | Обеспечение каждому учащемуся условий для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных интересов, потребностей в процессе освоения содержания образования. | Определение индивидуально-личностных особенностей учащихся, типов их развития на основе выявления качеств внимания, памяти, мышления, работоспособности, сформированности компонентов учебной деятельности. |
3 | Технология индивидуального обучения Ю. С. Драля | Формирование личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия, творчества | Навыки самостоятельной работы с учебным материалом, самоконтроля, мотивация к учению в целом и к биологии в частности. |
4 | Информационные технологии | Развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации. | Развитие у учащихся познавательных интересов, творческого отношения к делу, стремления к самостоятельному "добыванию" и обогащению знаний и умений, применяя их в своей практической деятельности. |
5 | Метод проектов | Развитие у учащихся самообразовательной активности, направленной на освоение нового опыта. | Умение проводить исследования, систематически и четко излагать свои мысли, анализировать поступающую информацию и представлять новые идеи |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
а) литература для учащихся:
- Учебник: Драгомилов А.Г., Маш Р.Д.
«Биология: человек» (М., издательский центр «Вентана-Граф», 2008 г.)
- Зверев И.Д.
«Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене» (М., «Просвещение», 1989 г.)
- Колесников Д.В., Маш Р.Д.
«Основы гигиены и санитарии» (М., «Просвещение», 1989 г.)
б) литература для учителя:
- Бруновт Е.П. и др.
«Методика обучения анатомии, физиологии и гигиене человека» (М., «Просвещение», 1978 г.)
- Сапин М.Р., Брыксина З.Г.
«Анатомия и физиология человека» - для 9 класса школ с углубленным изучение биологии (М., «Просвещение», 1999 г.)
- Анастасова Л.П. и др.
«Человек и окружающая среда» (М., «Просвещение», 1981 г.)
- Чусов Ю.Н.
«Физиология человека» (М., «Медицина», 1986 г.)
- Георгиева С.А. и др.
«Физиология» (М., «Просвещение», 1981 г.)
- Воронин Л.Г. и др.
«Физиология ВНД и психология» (М., «Просвещение», 1977 г.)
- Бинас А.В., Маш Р.Д, и др.
«Биологический эксперимент в школе» (М., «Просвещение», 1990 г.)
- Воронин Л.Г., Маш Р.Д.
«Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене» (М., «Просвещение», 1983 г.)
- Демьяненков Е.Н.
«Биология в вопросах и ответах» (М., «Просвещение», 1996 г.)
- Лернер Г.И.
«Человек: анатомия, физиология и гигиена (поурочные тесты и задания)» (М., «Аквариум», 1998 г.)
Электронные издания:
- Открытая Биология 2.6. – Издательство «Новый диск», 2005.
- 1С: Репетитор. Биология. – ЗАО «1 С», 1998–2002 гг. Авторы – к.б.н. А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчикова
- Открытая Биология 2.5 – ООО «Физикон», 2003 г. Автор – Д.И. Мамонтов / Под ред. к.б.н. А.В. Маталина.
- Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. – «Кирилл и Мефодий», 1999–2003 гг. Авторы – академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова.
- Единый государственный экзамен 2004. Тренажер по биологии. Пособие к экзамену.- В.М. Авторы - Арбесман, И.В. Копылов. ООО «Меридиан».
Интернет-ресурсы:
www.bio.1september.ru
www.bio.nature.ru
www.edios.ru
www.km.ru/educftion
Оборудование:
|
|
Планируемые результаты освоения программы курса «Биология» в 8классе
В результате изучения биологии ученик должен
знать/понимать:
- признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; растений, животных и грибов своего региона;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость,;
- особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь:
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
- изучать биологические объекты и процессы: описывать и объяснять результаты опытов;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы) и делать выводы на основе сравнения;
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
( 70 часов, 2 часа в неделю)
Тема 1 . Общий обзор организма человека (5 часов). Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный. Строение организма человека. Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов.
Тема 6. Опорно-двигательная система (9 часов)
Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика.
Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режим труда в правильном формировании опорно-двигательной системы.
Тема 3 . Кровеносная система. Внутренняя среда организма (9 часов)
Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство. Сердце, его строение и регуляция деятельности, большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.
Тема 4. Дыхательная система (6 часов)
Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат.
Тема 5. Пищеварительная система (7 часов)
Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения.
Тема 6. Обмен веществ и энергии (2 часа)
Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь. Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.
Тема 7. Мочевыделительная система (2 часа)
Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.
Тема 8. Кожа (3 часа)
Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение.
Тема 9. Эндокринная система и нервная системы (7 часов)
Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желез, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.
Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг – центральная нервная система; нервы и нервные узлы – периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры. Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы. Их взаимодействие.
Тема 10. Органы чувств. Анализаторы (6 часов)
Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и Внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение.
Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.
Тема 11. Поведение человека. Высшая нервная деятельность (8 часов)
Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов и И.П. Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения- торможения. Учение А. А. Ухтомского о доминанте.
Врожденные программы поведения: безусловные рефлексы инстинкты, запечатление. Приобретенные программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип.
Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и животных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций. Осознанные действия и интуиция.
Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление.
Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание.
Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.
Тема 12. Половая система. Индивидуальное развитие организма (4 часа)
Мужская и женская половые системы. Образование и развитие зародыша. Влияние табака, алкоголя, наркотиков на развитие и здоровье человека.
Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилактика.
Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: | Примерное количество часов на самостоятельные работы учащихся | ||
уроки | лабораторно-практические работы/уроки развития речи, диктанты, сочинения, изложения | контрольные работы | ||||
1 | Общий обзор организма человека | 5 | 3 | 2 | 1 | |
2 | Опорно-двигательная система | 9 | 6 | 2 | 1 | |
3 | Кровеносная система | 9 | 7 | 1 | 1 | |
4 | Дыхательная система | 6 | 3 | 2 | 1 | |
5 | Пищеварительная система | 7 | 4 | 2 | 1 | |
6 | Обмен веществ и энергии | 2 | 2 | 1 | ||
7 | Выделительная система | 2 | 2 | 1 | ||
8 | Кожа | 3 | 2 | 1 | ||
9 | Эндокринная и нервная системы | 7 | 6 | 1 | 1 | |
10 | Органы чувств и анализаторы | 6 | 5 | 1 | 1 | |
11 | Поведение человека | 8 | 7 | 1 | 1 | |
12 | Половая система. Индивидуальное развитие организма | 4 | 3 | 1 | ||
13 | Повторение и итоговая контрольная работа | 2 | 1 | 1 | ||
Итого: | 70 | 50 | 9 | 11 | 5 |
Календарно-тематическое планирование курса биологии в 8 классе
№ | Тема урока | НРК | Дата | |
По плану | По факту | |||
Тема1: «Общий обзор организма человека» - 5 часов | ||||
1 | Науки об организме человека. Место человека в живой природе. | |||
2 | Строение, химический состав и жизнедеятельность клетки Лабораторная работа № 1 «Действие каталазы на пероксид водорода» | |||
3 | Ткани организма человека Лабораторная работа №2 «Клетки и ткани под микроскопом» | |||
4 | Системы органов в организме человека. | |||
5 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Общие сведения о мире животных» | |||
Тема 2: «Опорно-двигательная система» - 9 часов | ||||
6 | Строение, состав и типы соединения костей Лабораторная работа №3 «Строение костной ткани» Лабораторная работа №4 «Состав костей» | |||
7 | Скелет головы и туловища | |||
8 | Скелет конечностей | |||
9 | Первая помощь при повреждениях ОДС | |||
10 | Строение, основные типы и группы мышц | |||
11 | Работа мышц | |||
12 | Нарушение осанки и плоскостопие | |||
13 | Развитие ОДС | |||
14 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Опорно-двигательная система». | |||
Тема 3: «Кровеносная система» - 9 часов | ||||
15 | Значение крови и ее состав Лабораторная работа №5 «Сравнение крови человека с кровью лягушки» | |||
16 | Иммунитет | |||
17 | Тканевая совместимость и переливание крови | |||
18 | Сердце. Круги кровообращения. | |||
19 | Движение лимфы | |||
20 | Движение крови по сосудам | |||
21 | Регуляция работы органов кровеносной системы | |||
22 | Заболевания кровеносной системы. Первая помощь при кровотечениях | |||
23 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Кровеносная система». | |||
Тема 4: «Дыхательная система» - 6 часов | ||||
24 | Значение дыхательной системы. Органы дыхания | |||
25 | Строение легких. Газообмен в легких и тканях Лабораторная работа №6 «Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха» | |||
26 | Дыхательные движения. Лабораторная работа №7 «Дыхательные движения» | |||
27 | Регуляция дыхания | |||
28 | Заболевания дыхательной системы. Первая помощь при повреждении дыхательных путей | |||
29 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Дыхательная система». | |||
Тема 5: «Пищеварительная система» - 7 часов | ||||
30 | Строение пищеварительной системы | |||
31 | Зубы | |||
32 | Пищеварение в ротовой полости и желудке. Лабораторная работа №8 «Действие ферментов слюны на крахмал» Лабораторная работа №9 «Действие ферментов желудочного сока на белки» | |||
33 | Пищеварение в кишечнике | |||
34 | Регуляция пищеварения. Гигиена питания. Значение пищи и ее состав | |||
35 | Заболевания органов пищеварения | |||
36 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Пищеварительная система». | |||
Тема 6: «Обмен веществ и энергии» - 2 часа | ||||
37 | Обменные процессы в организме | |||
38 | Нормы питания. Витамины | |||
Тема 7: «Выделительная система» - 2 часа | ||||
39 | Строение и функции почек | |||
40 | Заболевания органов мочевыделения. Питьевой режим | |||
Тема 8: «Кожа» - 3 часа | ||||
41 | Значение кожи и ее строение | |||
42 | Заболевания кожных покровов и повреждения кожи. Гигиена кожных покровов | |||
43 | Обобщение и систематизация знаний по темам «Обмен веществ и энергии», «Выделительная система», «Кожа». | |||
Тема 9: «Эндокринная и нервная системы» - 7 часов | ||||
44 | Железы внешней, внутренней и смешанной секреции | |||
45 | Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма | |||
46 | Значение, строение и функция нервной системы | |||
47 | Автономный отдел нервной системы. Нейрогормональная регуляция | |||
48 | Спинной мозг | |||
49 | Головной мозг | |||
50 | Обобщение и систематизация по теме «Эндокринная и нервная системы». | |||
Тема 10: «Органы чувств. Анализаторы» - 6 часов | ||||
51 | Принцип работы органов чувств и анализаторов | |||
52 | Орган зрения и зрительный анализатор | |||
53 | Заболевания и повреждения глаз | |||
54 | Органы слуха, равновесия и их анализаторы | |||
55 | Органы осязания, обоняния и вкуса | |||
56 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Органы чувств. Анализаторы». | |||
Тема 11: «Поведение человека» - 8 часов | ||||
57 | Врожденные формы поведения | |||
58 | Приобретенные формы поведения | |||
59 | Закономерности работы головного мозга | |||
60 | Сложная психическая деятельность: речь, память, мышление | |||
61 | Психологические особенности личности | |||
62 | Регуляция поведения. О вреде наркогенных веществ | |||
63 | Режим дня. Работоспособность. Сон и его значение | |||
64 | Обобщение и систематизация знаний по тем «Поведение человека». | |||
Тема 12: «Половая система. Индивидуальное развитие организма» - 4 часа | ||||
65 | Половая система человека | |||
66 | Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем | |||
67 | Развитие организма человека | |||
68 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Половая система. Индивидуальное развитие организма». | |||
Повторение и итоговая контрольная работа – 2 часа | ||||
69-70 | Итоговый контроль знаний по курсу «Человек и его здоровье» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...