Рабочая программа по биологии 7 класс
календарно-тематическое планирование по биологии (7 класс)

Цырендоржиева Наталия Николаевна

Рабочая программа по учебнику В.М.Константинова 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rpb_7.docx77.41 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        

Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы по биологии  основного  общего образования, Авторской программы Пономаревой И.Н. и коллектива авторов («Биология в основной школе: Программы».- М.: «Вентана – Граф», 2012). Программа соответствует требованиям к результатам освоения основной образовательной программы.

Биологию животного мира  изучают в течение одного учебного года. Школьный курс зоологии имеет комплексный характер, включая основы различных зоологических наук: морфологии, анатомии, гистологии, эмбриологии, физиологии, систематики, экологии, зоогеографии, палеозоологии, содержание которых дидактически переработано и адаптировано к возрасту и жизненному опыту учащихся. Он является продолжением курса ботаники и частью специального цикла биологических дисциплин о животном мире.

В процессе изучения зоологии учащиеся знакомятся с многообразием животного мира и его системой, отражающей родственные отношения между организмами и историю развития животного мира.

У учащихся должны сложиться представления о целостности животного организма как биосистемы, взаимосвязях между органами в системах и систем органов между собой; о том, что их согласованная деятельность осуществляется нервной системой; что животные связаны с окружающей средой.

Учащиеся должны узнать, что строение, жизнедеятельность и поведение животных имеют приспособительное значение, сложившееся в процессе длительного исторического развития, в результате естественного отбора и выживания наиболее приспособленных; что для каждого животного характерны рождение, рост и развитие, размножение, старение и смерть. На конкретном материале учащиеся изучают биогеоценотическое и практическое значение животных, необходимость рационального использования и охраны животного мира.

Чтобы обеспечить понимание учащимися родственных отношений между организмами, систему животного мира, отражающую длительную эволюцию животных, изучение ведется в эволюционной последовательности по мере усложнения от простейших организмов к млекопитающим.

Изучение биологии в 7 классе на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными, заботы о собственном здоровье; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.

Место курса биологии в базисном учебном плане

Программа разработана в соответствии с базисным учебным планом для ступени основного общего образования. Рабочая программа предусматривает изучение биологии в 7 классе в объёме 2 часов в неделю в течение 1 учебного года. Общее число учебных часов за один год составляет 70 часов.

Рабочая программа  ориентирована на использование УМК:

  1. Учебник. Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология: Животные: Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательной школы./Под ред. В.М.Константинова, И.Н. Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2017. (Гриф: допущен Министерством образования Российской Федерации).
  2. В.М.Константинов. Биология. Животные. 7 класс. Методическое пособие для учителя. - М.: Вентана-Граф, 2017
  3. Т.А.Сухова, В.И.Строганов, И.Н.Пономарева. Биология в основной школе: Программы. М.: Вентана-Граф, 2005. – 72 с.
  4. В.М.Константинов. Биология. Животные. Рабочая тетрадь. 7 класс. Часть 1,2. – М.: Вентана-Граф, 2017.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения биологии ученик должен

знать / понимать:

  • признаки биологических объектов: живых организмов; животных; популяций; экосистем и агроэкосистем; животных своего региона;
  • сущность биологических процессов: обмен веществ, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма животных, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
  • особенности строения организмов животных разных систематических групп;

уметь:

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию животных; роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; необходимость защиты окружающей среды;
  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе;
  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды животной клетки; на живых объектах и таблицах органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов; наиболее распространённых животных своей местности, домашних животных, опасные для человека животные;
  • выявлять изменчивость организмов, приспособления животных к среде обитания, типы взаимодействия разных видов животных между собой и с другими компонентами экосистем;
  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, животных, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
  • определять принадлежность животных определенной систематической группе (классификация);
  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки животных основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значение зоологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о животных (в том числе с использованием информационных технологий);
  • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными;
  • оказания первой помощи при укусах животных;
  • соблюдения правил поведения в окружающей среде; выращивания и размножения

Технологии, формы и методы, используемые на уроках биологии:

№ п/п

Современные образовательные технологии и (или) методики

Цель использования технологий и (или) методик

Результат использования технологий и (или) методик

1

Технология РКМЧП

(кластер, сиквейн, толстые и тонкие вопросы, лекция с остановками…)

Формирование умения выделять смысловые единицы и графически оформлять их в определенном порядке в виде грозди или составления вопросов в работе с тестом

Развитие мышления и внимания учащихся, формирование умения вести диалог

2

Технология разноуровневого обучения

 Обеспечение каждому учащемуся условий для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных интересов, потребностей в процессе освоения содержания образования.

Определение индивидуально-личностных особенностей учащихся, типов их развития на основе выявления качеств внимания, памяти, мышления, работоспособности, сформированности компонентов учебной деятельности.

3

Технология  индивидуального обучения  Ю. С. Драля

Формирование личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия, творчества

Навыки самостоятельной работы с учебным материалом,  самоконтроля, мотивация к учению в целом и к биологии в частности.

4

Информационные технологии  

Развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

Развитие у учащихся познавательных интересов, творческого отношения к делу, стремления к самостоятельному "добыванию" и обогащению знаний и умений, применяя их в своей практической деятельности.

5

Метод проектов

Развитие у учащихся самообразовательной активности, направленной на освоение нового опыта.

Умение проводить исследования, систематически и четко излагать свои мысли, анализировать поступающую информацию и представлять новые идеи

Содержание курса биологии 7 класса

Тема 1. Общие сведения о мире животных. (5 ч.)

         Зоология – наука о царстве Животные. Отличие животных от растений. Многообразие животных, их распространение. Дикие и домашние животные.

         Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе. Животные растительноядные, хищные, падалееды, паразиты. Место и роль животных в природных сообществах. Трофические связи в природных сообществах (цепи питания). Экологические ниши. Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме.

         Зависимость жизни животных от человека. Негативное и заботливое отношение к животным. Охрана животного мира.

         Классификация животных. Основные систематические группы животных: царство, подцарство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид, популяция. Значение классификации животных.

         Краткая история развития зоологии. Достижения современной зоологии.

Тема 2. Строение тела животных. (4 ч.)

         Животный организм как биосистема. Клетка как структурная единица организма. особенности животных клеток и тканей. Органы и системы органов организмов. Регуляция деятельности органов, систем органов и целостного организма.

Тема 3. Подцарство Простейшие. (4 ч.)

         Общая характеристика простейших как одноклеточных организмов. Разнообразие простейших в природе. Разнообразие их представителей в водоемах, почвах и в кишечнике животных.

         Корненожки. Обыкновенная амеба как организм. Внешний вид и внутреннее строение (цитоплазма, ядро, вакуоли). Жизнедеятельность одноклеточных организмов: движение, питание, дыхание, выделение, размножение, инцистирование.

         Жгутиконосцы. Эвглена зеленая как простейшее, сочетающее черты животных и растений. Колониальные жгутиконосцы.

         Инфузории. Инфузория-туфелька как более сложное простейшее. Половой процесс. Ползающие и сидячие инфузории. Симбиотические инфузории крупных животных.

         Болезнетворные простейшие: дизентерийная амеба, малярийный паразит. Предупреждение заражения дизентирийной амебой. Районы распространения малярии. Борьба с малярией.

         Значение простейших в природе и жизни человека.

Л/р №1 «Строение и передвижение инфузории»

Тема 4. Подцарство Многоклеточные животные. (3 ч.)

         Общая характеристика типа кишечнополостные. Пресноводная гидра. Внешний вид и поведение. Внутреннее строение. Двухслойность. Эктодерма и энтодерма. Разнообразие клеток. Питание гидры. Дыхание. Раздражимость. Размножение гидры. Регенерация. Значение в природе.

         Морские кишечнополостные. Их многообразие и значение. Коралловые полипы и медузы.

         Значение кишечнополостных в природе и жизни человека.

Тема 5. Типы: Плоские черви, Круглые черви и Кольчатые черви. (6 ч.)

         Разнообразие червей. Типы червей. Основные группы свободноживущих и паразитических червей. Среда обитания червей.

         Плоские черви. Белая планария как представитель свободноживущих плоских червей. Внешний вид. Двусторонняя симметрия. Покровы. Мускулатура. Нервная система и органы чувств. Движение. Питание. Дыхание. Размножение. Регенерация.

         Свиной (либо бычий) цепень как представитель паразитических плоских червей. Особенности строения и приспособления к паразитизму. Цикл развития и смена хозяев.

         Круглые черви. Нематоды, аскариды, острицы как представители типа круглых червей. Их строение, жизнедеятельность и значение для человека и животных. Предохранение от заражения паразитическими червями человека и сельскохозяйственных животных.

         Понятие «паразитизм» и его биологический смысл. Взаимоотношения паразита и хозяина. Значение паразитических червей в природе и жизни человека.

         Кольчатые черви. Многообразие. Дождевой червь. Среда обитания. Внешнее и внутреннее строение. Понятие о тканях и органах. Движение. Пищеварение, кровообращение, выделение, дыхание. Размножение и развитие. Значение и место дождевых червей в биогеоценозах.

         Значение червей и их место в истории развития животного мира.

Л/р № 2 «Внешнее строение дождевого червя; передвижение; раздражимость».

Л/р № 3 «Внутреннее строение дождевого червя».

Тема 6. Тип Моллюски. (4 ч.)

         Общая характеристика типа. Разнообразие моллюсков. Особенности строения и поведения, связанные с образом жизни представителей разных классов. Роль раковины.

         Класс Брюхоногие моллюски. Большой прудовик (либо виноградная улитка) и голый слизень. Их среды обитания. Строение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие. Роль в природе и практическое значение.

         Класс Двустворчатые моллюски. Беззубка (или перловица) и мидия. Их места обитания. Особенности строения. Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение. Роль в биоценозах и практическое значение.

         Класс Головоногие моллюски. Осьминоги, кальмары и каракатицы. Особенности их строения. Передвижение. Питание. Поведение. Роль в биоценозе и практическое значение.

Л/р № 4 «Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков».

Тема 7. Тип Членистоногие. (7 ч.)

         Общая характеристика типа. Сходство и различие членистоногих с кольчатыми червями.

         Класс Ракообразные. Общая характеристика класса. Речной рак. Места обитания и образ жизни. Особенности строения. Питание. Дыхание. Размножение. Многообразие ракообразных. Значение ракообразных в природе и жизни человека.

         Класс Паукообразные. Общая характеристика и многообразие паукообразных. Паук-крестовик (или любой другой паук). Внешнее строение. Места обитания, образ жизни и поведение. Строение паутины и ее роль. Значение пауков в биогеоценозах.

         Клещи. Места обитания, паразитический образ жизни. Особенности внешнего строения и поведения. Перенос клещами возбудителей болезней. Клещевой энцефалит. Меры защиты от клещей. Роль паукообразных в природе и их значение для человека.

         Класс Насекомые. Общая характеристика класса. Многообразие насекомых. Особенности строения насекомого (на примере майского жука или комнатной мухи, саранчи или другого крупного насекомого). Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие насекомых. Типы развития. Важнейшие отряды насекомых с неполным превращением: Прямокрылые, Равнокрылые и Клопы. Важнейшие отряды насекомых с полным превращением: Бабочки, Стрекозы, Жесткокрылые (или Жуки), Двукрылые, Перепончатокрылые. Насекомые, наносящие вред лесным и сельскохозяйственным растениям.

         Одомашнивание насекомых на примере тутового и дубового шелкопрядов. Насекомые – переносчики заболеваний человека. Борьба с переносчиками заболеваний. Пчелы и муравьи – общественные насекомые. Особенности их жизни и организации семей. Поведение. Инстинкты. Значение пчел и других перепончатокрылых в природе и жизни человека.

         Растительноядные, хищные, падалееды, паразиты и сверхпаразиты среди представителей насекомых. Их биоценотическое и практическое значение. Биологический способ борьбы с насекомыми-вредителями. Охрана насекомых.

Л/р № 5 «Внешнее строение насекомых».

Тема 8. Тип Хордовые. (7 ч.)

         Краткая характеристика типа хордовых.

Подтип Бесчерепные.

         Ланцетник – представитель бесчерепных. Местообитание и особенности строения ланцетника. Практическое значение ланцетника.

Подтип Черепные. Надкласс Рыбы.

         Общая характеристика подтипа Черепные. Общая характеристика надкласса Рыбы. Класс Хрящевые рыбы. Класс Костные рыбы. Особенности строения на примере костистой рыбы. Внешнее строение. Части тела. Покровы. Роль плавников в движении рыб. Расположение и значение органов чувств.

         Внутреннее строение костной рыбы: опорно-двигательная, нервная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, половая и выделительная системы. Плавательный пузырь и его значение. Размножение и развитие рыб. Особенности поведения. Миграции рыб. Плодовитость и уход за потомством. Инстинкты и их проявления у рыб. Понятие о популяции.

         Хрящевые рыбы: акулы и скаты. Многообразие костистых рыб. Осетровые рыбы. Практическое значение осетровых рыб. Современное состояние промысла осетровых. Запасы осетровых рыб и меры по их восстановлению.

         Двоякодышащие рыбы. Кистеперые рыбы. Их значение в происхождении наземных позвоночных животных. Приспособления рыб к разным условиям обитания.

         Промысловое значение рыб. География рыбного промысла. Основные группы промысловых рыб: сельдеобразные, трескообразные, камбалообразные, карпообразные и другие (в зависимости от местных условий). Рациональное использование, охрана и воспроизводство рыбных ресурсов.

         Рыборазводные заводы и их значение. Прудовое хозяйство. Сазан и его одомашненная форма – карп. Другие виды рыб, используемые в прудовых хозяйствах. Акклиматизация рыб. Биологическое и хозяйственное обоснование акклиматизации. Аквариумное рыбоводство.

Л/р №6 «Внешнее строение и особенности передвижения рыбы».

Л/р № 7 «Внутреннее строение тела рыбы».

Тема 9. Класс Земноводные, или Амфибии. (4 ч.)

         Общая характеристика класса. Внешнее и внутреннее строение лягушки. Земноводный образ жизни. Питание. Годовой цикл жизни земноводных. Зимовки. Размножение и развитие лягушки. Метаморфоз земноводных. Сходство личинок земноводных с рыбами.

         Многообразие земноводных. Хвостатые (тритоны, саламандры) и бесхвостые (лягушки, жабы, квакши, жерлянки) земноводные. Значение земноводных в природе и в жизни человека. Охрана земноводных.

         Вымершие земноводные. Происхождение земноводных.

Тема 10. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. (4ч.)

         Общая характеристика класса. Наземно-воздушная среда обитания.

         Особенности внешнего и внутреннего строения (на примере любого вида ящериц). Приспособление к жизни в наземно-воздушной среде. Питание и поведение. Годовой цикл жизни. Размножение и развитие.

         Змеи, ужи, гадюки (или другие представители в зависимости от местных условий). Сходство и различие змей и ящериц.

         Ядовитый аппарат змеи. Действие змеиного яда. Предохранение от укусов змеи и первая помощь при укусе ядовитой змеи. Значение змей в природе и в жизни человека.

         Другие группы пресмыкающихся: черепахи, крокодилы. Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающихся.

         Разнообразие древних пресмыкающихся. Причины их вымирания. Происхождение пресмыкающихся от древних земноводных.

Тема 11. Класс Птицы. (9 ч.)

         Общая характеристика класса. Среда обитания птиц. Особенности внешнего и внутреннего строения птиц. Приспособленность к полету. Интенсивность обмена веществ. Теплокровность. Усложнение нервной системы, органов чувств, поведения, покровов, внутреннего строения по сравнению с пресмыкающимися. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления. Перелеты птиц.

         Происхождение птиц от древних пресмыкающихся. Археоптерикс. Многообразие птиц. Страусовые (бескилевые) птицы. Пингвины. Килегрудые птицы. Распространение. Особенности строения и приспособления к условиям обитания. Образ жизни.

         Экологические группы птиц. Птицы лесов, водоемов и их побережий, открытых пространств.

         Растительноядные, насекомоядные, хищные и всеядные птицы. Охрана и привлечение птиц. Роль птиц в биогеоценозах и в жизни человека. Промысловые птицы, их рациональное использование и охрана.

         Домашние птицы. Происхождение и важнейшие породы домашних птиц, их использование человеком.

  Л/р № 8 «Внешнее строение птицы. Строение перьев».

Л/р № 9 «Строение скелета птицы».       

Тема 12. Класс Млекопитающие, или Звери. (9 ч.)

         Общая характеристика класса. Места обитания млекопитающих. Особенности внешнего и внутреннего строения. Усложнение строения покровов, пищеварительной, дыхательной, кровеносной, выделительной и нервной систем, органов чувств, поведения по сравнению с пресмыкающимися. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления.

         Предки млекопитающих – древние пресмыкающиеся. Многообразие млекопитающих.

         Яйцекладущие. Сумчатые и плацентарные. Особенности биологии. Районы распространения и разнообразие.

         Важнейшие отряды плацентарных, особенности их биологии. Насекомоядные. Рукокрылые. Грызуны. Зайцеобразные.

         Хищные (Псовые, Кошачьи, Куньи, Медвежьи). Ластоногие. Китообразные. Парнокопытные. Непарнокопытные. Хоботные. Приматы.

         Основные экологические группы млекопитающих: лесные, открытых пространств, водоемов и их побережий, почвенные.

         Домашние звери. Разнообразие пород и их использование человеком. Дикие предки домашних животных.

         Значение млекопитающих. Регулирование их численности в природе и в антропогенных ландшафтах. Промысел и промысловые звери. Акклиматизация и реакклиматизация зверей. Экологическая и экономическая целесообразность акклиматизации. Рациональное использование и охрана млекопитающих.

Л/р №10 «Строение скелета млекопитающих».

Тема 13. Развитие животного мира на Земле. (2 ч.)

         Историческое развитие животного мира, доказательства. Основные этапы развития животного мира на Земле. Понятие об эволюции. Разнообразие животного мира как результат эволюции живой природы. Биологическое разнообразие как основа устойчивого развития природы и общества.

         Современный животный мир – результат длительного исторического развития. Уровни организации живой материи. Охрана и рациональное использование животных. Роль человека и общества в сохранении многообразия животного мира на нашей планете.

Учебно-тематическое планирование

Тема

Кол.

часов

Лабораторные работы

Конт.работы

Общие сведения о мире животных.

5

1

Строение тела животных.

4

1

Подцарство Простейшие.

4

Л/р №1 «Строение и передвижение инфузории»

Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные

3

Типы: Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви.

6

Л/р № 2 «Внешнее строение дождевого червя; передвижение; раздражимость».

Л/р № 3 «Внутреннее строение дождевого червя».

1

Тип Моллюски.

4

Л/р № 4 «Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков».

Тип Членистоногие.

7

Л/р № 5 «Внешнее строение насекомых».

1

Тип Хордовые. Надкласс Рыбы

7

Л/р №6 «Внешнее строение и особенности передвижения рыбы».

Л/р № 7 «Внутреннее строение тела рыбы».

1

Класс Земноводные, или Амфибии.

4

Класс Пресмыкающиеся, или рептилии.

4

Класс Птицы.

9

Л/р № 8 «Внешнее строение птицы. Строение перьев».

Л/р № 9 «Строение скелета птицы».

1

Класс Млекопитающие, или Звери.

9

Л/р №10 «Строение скелета млекопитающих».

1

Развитие животного мира на Земле.

2

Итоговое тестирование,

резерв рабочего времени

2

1

Итого

70

10

8

Календарно-тематическое планирование курса биологии в 7 классе

Тема урока

Кол-во часов

Основное содержание

Требования к уровню подготовки обучающихся

НРК

Дата

По плану

По факту

Тема1: «Общие сведения о мире животных» - 5 часов

1

Зоология – наука о  животных

1

Зоология – наука о царстве Животные. Их отличие от растений.  Разнообразие и значение животных.

Выявлять признаки сходства и различия животных и растений. Приводить примеры различных представителей царства Животных.

2

Животные и окружающая среда

1

Пять сред обитания и их особенности. Взаимосвязи животных в природе. Биоценоз. Пищевые связи. Цепи питания.

Пояснять на конкретных примерах распространение животных в различных средах жизни. Сравнивать и характеризовать внешние признаки животных различных сред обитания по рисункам. Устанавливать отличие понятий «среда жизни», «среда обитания», «место обитания». Определять роль вида в биоценозе.

3

Классификация и основные систематические единицы животных.

1

Понятие систематики, категории животных

Устанавливать систематическое положение различных таксонов на конкретном примере

4

 Влияние человека на животных. Краткая история развития зоологии

1

Косвенное и прямое влияние. Красная книга. Заповедники.

Описывать формы влияния человека на животных. Оценивать результаты влияния человека с этической точки зрения. Устанавливать взаимосвязь численности отдельных видов животных и их взаимоотношения в природе

Животные Бурятии в Красной книге

5

Обобщение и систематизация знаний по теме «Общие сведения о мире животных»

1

Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы. Оценивать свои достижения и достижения своих одноклассников по усвоению учебного материала

Тема 2: «Строение тела животных» 4 часа

6

Клетка.

1

Наука цитология. Строение животной клетки. Органоиды клетки

Называть клеточные структуры животной клетки. Делать выводы о причинах различия и сходства животной и растительной клеток. Устанавливать взаимосвязь строения животной клетки с типом питания

7

Ткани

1

ткань, виды тканей, особенности тканей

Называть типы тканей животных. Устанавливать взаимосвязь строения тканей с их функциями.

8

Органы и системы органов

1

Органы  и системы органов, особенности  строения и функций.

Характеризовать органы и системы органов животных. Приводить примеры взаимосвязи систем органов в организме.

9

Обобщение по теме «Строение тела животных»

1

Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы. Оценивать свои достижения и достижения своих одноклассников по усвоению учебного материала

Тема 3:«Подцарство Простейшие, или Одноклеточные животные»» - 4 часа.

10

Тип Саркодовые и жгутиконосцы. Класс Саркодовые.

1

Признаки типа, строение и процессы жизнедеятельности амебы

Выявлять характерные признаки подцарства Простейшие, типа Саркодовые. Распознавать представителей на рисунках, фотографиях, микропрепаратах. Устанавливать взаимосвязь строения и функций организма на примере амебы

11

Тип Саркодовые и жгутиконосцы. Класс Жгутиконосцы.

1

Строение и процессы жизнедеятельности

эвглены

Характеризовать среду обитания жгутиконосцев. Устанавливать взаимосвязь характера питания и условий среды. Обосновывать вывод о промежуточном положении эвглены зеленой, роль жгутиконосцев в экосистеме.

12

Тип Инфузории

Лабораторная работа №1 «Строение и передвижение инфузории-туфельки»

1

Строение и процессы жизнедеятельности инфузории.

Выявлять характерные признаки типа Инфузории. Приводить примеры и характеризовать черты усложнения организации инфузорий по сравнению с саркожгутиконосцами. Наблюдать простейших под микроскопом. Фиксировать результаты наблюдений. Обобщать, делать выводы.

13

Многообразие простейших. Паразитические простейшие.

1

Болезни, вызванные простейшими,  и их признаки

Приводить доказательства необходимости выполнения санитарно-гигиенических норм в целях профилактики заболеваний, вызываемых простейшими. Обобщение и систематизация знаний

Тема4: Подцарство Многоклеточные «Тип Кишечнополостные» - 3 часа

14

Общая характеристика типа. Кишечнополостные.

1

Общие черты, связь со средой обитания

Описывать основные признаки подцарства, называть представителей типа кишечнополостных. Выделять общие черты строения.

15

Пресноводная гидра

1

Строение и процессы жизнедеятельности гидры, связь со средой обитания

        Характеризовать признаки  более сложной организации в сравнении с простейшими

16

Морские кишечнополостные. Значение в природе и жизни человека

1

Особенности  строения морских представителей, значение

Устанавливать взаимосвязь строения, образа жизни и функций организма кишечнополостных. Обобщение и систематизация знаний

Тема 5: «Типы Плоские, Круглые и Кольчатые черви» - 6 часов

17

Тип Плоские черви. Белая планария

1

Внешнее строение, усложнение

Описывать основные признаки типа Плоские черви. Устанавливать взаимосвязь строения и функций систем органов ресничных червей. Приводить доказательства более сложной организации плоских червей по сравнению с кишечнополостными

18

Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни

1

Цикл развития, приспособления к паразитизму, профилактика

Называть характерные черты строения сосальщиков и ленточных червей, используя рисунки учебника. Устанавливать взаимосвязь строения червей паразитов и среды их обитания

Профилактика заражения

19

Тип Круглые черви. Класс Нематоды      

1

Цикл развития, приспособления к паразитизму, меры профилактики

Описывать характерные черты строения круглых червей.

Распознавать представителей класса на рисунках и фотографиях.

Устанавливать взаимосвязь строения и функций организма и образа его жизни.

Находить признаки отличия первичной полости от кишечной.

Соблюдать правила личной гигиены в целях профилактики заражения круглыми червями

Профилактика заражения

20

Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые  

1

Особенности типа, связи со средой обитания

Называть черты более высокой организации кольчатых червей по сравнению с круглыми. Характеризовать черты усложнения строения систем внутренних органов.

21

Тип Кольчатые черви. Класс Малощетинковые

Лабораторная работа №2

«Внешнее строение дождевого червя»

Лабораторная работа №3

«Внутреннее строение дождевого червя»

1

Строение и связи со средой обитания

Устанавливать взаимосвязь строения дождевого червя с его обитанием в почве. Обосновывать роль малощетинковых червей в почвообразовании. Наблюдать и фиксировать результаты наблюдений. Обобщать и систематизировать знания по материалам темы, делать выводы.

22

Общая характеристика червей. Их значение и место в эволюции животного мира

1

Черты усложнения, общие черты, особенности в связи со средой обитания

Обобщение и систематизация знаний

Тема 6: «Тип Моллюски»  - 4 часа.

23

Общая характеристика типа

1

Среда обитания и внешнее строение. Строение и жизнедеятельность систем внутренних органов. Значение моллюсков. Происхождение моллюсков. Черты сходства и различия моллюсков и кольчатых червей.

Характеризовать особенности строения представителей различных классов моллюсков.

Называть основные черты сходств и различия внутреннего строения моллюсков и кольчатых червей.

Осваивать приёмы работы с определителем животных.

Устанавливать взаимосвязь малоподвижного образа жизни моллюсков и их организации

Моллюски озера Сосновое

24

Класс брюхоногие моллюски

1

Строение тела и раковины, внутреннего строения

Распознавать и сравнивать внешнее строение представителей класса на рисунках, фотографиях, натуральных объектах.

Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями внутренних органов.

Характеризовать способы питания брюхоногих моллюсков.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о роли брюхоногих моллюсков в экосистемах

25

Класс Двустворчатые моллюски

Лабораторная работа №4 «Внешнее строение раковин пресноводных моллюсков»

1

Среда обитания, внешнее строение, внутреннее строение. Особенности размножения и развития. Роль в природе и значение для человека.

Объяснять взаимосвязь образа жизни и особенностей строения двустворчатых моллюсков. Характеризовать черты приспособленности моллюсков к среде обитания. Формулировать вывод о роли двустворчатых моллюсков в водных экосистемах, в жизни человека.  

26

Класс Головоногие моллюски

1

Строение внешнее и внутреннее. Признаки более сложной организации

Выделять характерные признаки класса головоногих моллюсков. Аргументировать наличие более сложной организации у головоногих моллюсков.

Тема 7: «Тип Членистоногие» - 7 часов.

27

Класс Ракообразные

1

Среда обитания, особенности внешнего и внутреннего строения.

Выявлять общие признаки классов типа Членистоногие.

Определять и классифицировать представителей класса Ракообразные по рисункам, фотографиям, натуральным объектам. Устанавливать взаимосвязь строения и среды обитания речного рака.

Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о разнообразии ракообразных.

28

Класс Паукообразные

1

Органы внешнего строения, черты усложнения внутреннего строения

Выявлять характерные признаки класса Паукообразные. Определять и классифицировать представителей класса по рисункам, фотографиям, коллекциям.

Представители класса в районе

29

Класс Насекомые

Лабораторная работа №5 «Внешнее строение насекомого»

1

Органы внешнего строения, черты усложнения

Выявлять характерные признаки класса Насекомые.

Выявлять характерные признаки насекомых, описывать их при выполнении лабораторной

работы.

Устанавливать взаимосвязь внутреннего строения и процессов жизнедеятельности насекомых.

Наблюдать, фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Представители класса в районе

30

Типы развития насекомых и многообразие насекомых            

1

Стадии двух типов развития и их биологическое и экологическое значение

Характеризовать типы развития насекомых.

Объяснять принципы классификации насекомых.

Устанавливать систематическую принадлежность насекомых.

Выявлять различия в развитии насекомых

31

Полезные общественные насекомые. Охрана насекомых.                  

1

Особенности поведения и жизнедеятельности общественных насекомых

Называть состав семьи общественных насекомых на примере пчёл, муравьёв.

Характеризовать функции членов семьи, способы координации их действий.

Объяснять роль полезных насекомых и особенности их жизнедеятельности.

Обосновывать необходимость охраны редких исчезающих видов насекомых.

32

Насекомые - вредители и переносчики заболеваний

1

Вред, наносимый насекомыми, и меры борьбы с ними

Называть насекомых, приносящих вред сельскохозяйственным культурам.

Характеризовать последствия воздействия вредных для человека насекомых на организм человека и животных. Описывать методы борьбы с насекомыми.

33

Обобщение и систематизация знаний по теме «Тип Членистоногие»

1

Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы. Оценивать свои достижения и достижения своих одноклассников по усвоению учебного материала

Тема8: «Тип Хордовые. Бесчерепные. Надкласс Рыбы» - 7 часов

34

Хордовые, Бесчерепные – примитивные формы

1

Общие признаки хордовых животных. Бесчерепные. Класс Ланцетники. Внешнее строение ланцетника. Внутреннее строение, системы органов. Размножение и развитие.

Выделять основные признаки хордовых.

Характеризовать принципы разделения типа

Хордовые на подтипы.

Объяснять особенности внутреннего строения хордовых на примере ланцетника.

Обосновывать роль ланцетников для изучения эволюции хордовых.

Аргументировать выводы об усложнении организации хордовых по сравнению с беспозвоночными

35

Надкласс Рыбы. Общая характеристика, внешнее строение.

Лабораторная работа №6 «Внешнее строение и передвижения рыбы»

1

Особенности внешнего строения, связанные с обитанием в воде.

Строение и функции конечностей.

Органы боковой линии, органы слуха, равновесия.

Характеризовать особенности внешнего строения рыб в связи со средой обитания.

Выявлять черты приспособленности внутреннего строения рыб к обитанию в во де.

Наблюдать и описывать внешнее строение и особенности передвижения рыб в ходе выполнения лабораторной работы.

Соблюдать правила поведения в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием

Рыбы Еравны

36

Внутреннее строение рыб

Лабораторная работа №7 «Внутреннее строение рыбы»

1

Опорно-двигательная система. Скелет непарных и парных плавников.

Скелет головы, скелет жабр. Особенности строения и функций систем внутренних органов. Черты более высокого уровня организации

рыб по сравнению с ланцетником

Устанавливать взаимосвязь строения отдельных частей скелета рыб и их функций.

Выявлять характерные черты строения систем внутренних органов.

Сравнивать особенности строения и функции

внутренних органов рыб и ланцетника.

Характеризовать черты усложнения организации рыб

37

Особенности размножения рыб

1

Органы и процесс размножения. Живорождение. Миграции.

Характеризовать особенности размножения рыб в связи с обитанием в водной среде.

Описывать различное поведение рыб при появлении потомства и черты приспособленности к его сохранению.

Оценивать роль миграций в жизни рыб.

38

Основные систематические группы рыб

1

Класс Хрящевые рыбы, общая характеристика. Класс Костные рыбы.

Объяснять принципы классификации рыб. Устанавливать систематическую принадлежность рыб. Выявлять признаки организации хрящевых и костных рыб, делать выводы.

39

Промысловые рыбы. Их использование и охрана

1

Рыболовство. Промысловые рыбы. Трудовые хозяйства. Акклиматизация рыб. Аквариумные рыбы.

Называть наиболее распространенные виды рыб и объяснять их значение в жизни человека

40

Обобщение и систематизация знаний по теме 8

1

Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы. Оценивать свои достижения и достижения своих одноклассников по усвоению учебного материала

Тема 9: « Класс Земноводные» или Амфибии - 4 часа

41

Особенности внешнего строения Земноводных          

1

Места обитания. Внешнее строение. Особенности кожного покрова. Опорно-двигательная система, ее усложнение по сравнению с костными рыбами. Признаки приспособленности земноводных к жизни на суше и в воде.

Описывать характерные черты внешне го строения земноводных, связанные с условиями среды обитания.

Устанавливать взаимосвязь строения кожного покрова и образа жизни амфибий.

Выявлять прогрессивные черты строения по сравнению с рыбами.

Характеризовать признаки приспособленности к жизни на суше и в воде

42

Строение и  деятельность внутренних органов.

1

Общее строение систем и черты усложнения

Устанавливать взаимосвязь строения органов и систем органов с их функциями и средой обитания. Сравнивать, обобщать информацию о строении внутренних органов амфибий и рыб, делать выводы. Определять черты более высокой организации земноводных. Устанавливать взаимосвязь строения органов и систем органов с их функциями и средой обитания.

43

Годовой жизненный цикл и происхождение земноводных

1

Влияние сезонных изменений в природе на жизнедеятельность земноводных. Размножение и развитие. Доказательства происхождения.

Характеризовать влияние сезонных изменений на жизненный цикл земноводных. Обосновывать выводы о происхождении земноводных.

44

Многообразие и значение  Земноводных

1

Современные земноводные, их разнообразие и распространение. Роль земноводных в природе и жизни человека.

Характеризовать роль земноводных в природных биоценозах и в жизни человека. Устанавливать взаимосвязь строения и функций организма со средой обитания.

Земноводные Бурятии

Тема10 « Класс Пресмыкающиеся» - 4 часа

45

Особенности внешнего строения и скелета пресмыкающихся

1

Черты усложнения, особенности в связи с наземной средой

Описывать характерные признаки внешнего строения рептилий в связи со средой обитания. Находить черты отличия скелета пресмыкающихся от скелета земноводных.

Устанавливать взаимосвязь строения скелета и образа жизни рептилий.

Характеризовать процессы жизнедеятельности рептилий в связи с жизнью на суше

46

Особенности внутреннего строения

1

Сходство и отличие строения систем внутренних органов пресмыкающихся и земноводных. Черты приспособленности к жизни на суше.

Устанавливать взаимосвязь строения внутренних органов и систем органов рептилий, их функций и среды обитания. Выявлять черты более высокой организации пресмыкающихся по сравнению с земноводными.

Характеризовать процесс размножения пресмыкающихся и развития детёнышей.

47

Многообразие пресмыкающихся

1

Общие черты строения представителей разных отрядов. Меры предосторожности от укусов ядовитых змей. Оказание первой доврачебной помощи.

Находить отличительные черты представителей отрядов. Характеризовать черты более высокой организации.

48

Значение пресмыкающихся, их охрана. Древние пресмыкающиеся.

1

Роль пресмыкающихся в природе и в жизни человека. Древние пресмыкающиеся, причины их вымирания. Доказательства происхождения пресмыкающихся от древних амфибий.

Характеризовать роль рептилий в природных биоценозах и в жизни человека. Устанавливать взаимосвязь строения и функций организма со средой обитания.

Тема11 « Класс Птицы» - 9 часов

49

Среда обитания и внешнее строение птиц. Лабораторная работа №8 «Внешнее строение птицы. Строение перьев»

1

Взаимосвязь внешнего строения и приспособленности птиц к полету. Типы перьев и их функции. Черты сходства и различия покровов птиц и рептилий.

Характеризовать особенности внешнего строения птиц в связи с их приспособленностью к полету.

Объяснять строение и функции перьевого покрова тела птиц.

Устанавливать черты сходства и различия покровов птиц и рептилий.

Изучать и описывать особенности внешнего строения птиц в ходе выполнения лабораторной работы.

50

Опорно-двигательная система птиц

Лабораторная работа №9 «Строение скелета птицы»

1

Отделы скелета и его изменение в связи с полетом

Устанавливать взаимосвязь внешнего строения и строения скелета в связи с приспособленностью к полёту.

Характеризовать строение и функции мышечной системы птиц.

Изучать и описывать строение скелета птицы в процессе выполнения лабораторной работы.

51

Внутреннее строение птиц.

1

Черты сходства строения и функций систем внутренних органов птиц с рептилиями. Отличительные признаки, связанные с приспособленностью к полету. Прогрессивные черты организации птиц по сравнению с рептилиями.

Устанавливать взаимосвязь строения и функций систем внутренних органов птиц.

Характеризовать причины более интенсивного обмена веществ у птиц.

Выявлять черты более сложной организации птиц по сравнению с пресмыкающимися.

Доказывать на примерах более высокой уровень развития нервной системы, органов чувств птиц по сравнению с рептилиями

52

Размножение и развитие птиц.

1

Особенности строения органов размножения. Этапы формирования яйца. Развитие зародыша. Характерные черты развития выводковых и гнездовых птиц.

Характеризовать особенности строения органов размножения и причины их возникновения.

Объяснять строение яйца и назначение его частей.

Описывать этапы формирования яйца и развития в нем зародыша.

53

Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц

1

Роль сезонных явлений в жизни птиц. Поведение самцов и самок в период размножения. Кочевки и миграции

Характеризовать черты приспособленности

птиц к сезонным изменениям.

Описывать поведение птиц в период размножения, приводить примеры из личных наблюдений.

54

Многообразие птиц.

1

Признаки отрядов, представителей,

Объяснять принципы классификации птиц.

Устанавливать систематическую принадлежность птиц, используя рисунки параграфа.

Называть признаки выделения экологических групп.

Приводить примеры классификации птиц по типу питания, местам обитания.

Птицы Еравны

55

Значение и охрана птиц. Происхождение птиц

1

Значение птиц и меры охраны

Характеризовать роль птиц в природных сообществах.

56

Экскурсия «Птицы леса (парка)»

1

Наблюдать, описывать и обобщать результаты экскурсии. Соблюдать правила поведения в природе.

57

Обобщение и систематизация знаний по теме

1

Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы. Оценивать свои достижения и достижения своих одноклассников по усвоению учебного материала

Тема12: « Класс Млекопитающие» или Звери - 9 часов

58

Внешнее строение. Среды жизни и места обитания млекопитающих.

1

Строение кожи, отделы тела, органы чувств

Выделять характерные признаки представителей класса Млекопитающие.

Обосновать выводы о более высокой организации млекопитающих.

Сравнивать и обобщать особенности строения

и функции покровов млекопитающих и рептилий.

Характеризовать функции и роль желёз млекопитающих

59

Внутреннее строение млекопитающих. Лабораторная работа №10 «Строение скелета млекопитающих»

1

Особенности строения систем органов. Усложнение строения и функций внутренних органов

Описывать характерные особенности строения и функций опорно-двигательной системы, используя примеры животных разных сред обитания.

Наблюдать и фиксировать результаты наблюдений в ходе выполнения лабораторной работы.

Характеризовать особенности строения систем внутренних органов по сравнению с рептилиями.

60

Размножение и развитие млекопитающих.

1

Особенности развития зародыша. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл

Характеризовать особенности размножения

млекопитающих по сравнению с прочими хордовыми.

Устанавливать взаимосвязь этапов годового жизненного цикла и сезонных изменений.

Объяснять причины наличия высокого уровня обмена веществ и теплокровности у млекопитающих.

Прогнозировать зависимость численности млекопитающих от экологических и антропогенных факторов на конкретных примерах  

61

Происхождение и разнообразие млекопитающих

1

Черты сходства млекопитающих и рептилий. Группы современных млекопитающих. Прогрессивные черты строения по сравнению с рептилиями

Объяснять и доказывать на примерах происхождение млекопитающих от рептилий.

Различать на рисунках, фотографиях современных млекопитающих.

Устанавливать систематическую принадлежность млекопитающих.

Млекопитающие Еравны

62

Высшие, или Плацентарные, звери: насекомоядные и рукокрылые, грызуны и зайцеобразные, хищные

1

Признаки отрядов и семейств, представители

Объяснять принципы классификации млеко-

питающих.

Сравнивать особенности строения и жизнедеятельности представителей разных отрядов, находить сходство и отличия.

Определять представителей различных сред жизни по рисункам, фотографиям.

Красная книга Бурятии

63

Высшие, или Плацентарные, звери: ластоногие и китообразные, парнокопытные и непарнокопытные, хоботные

1

Признаки отрядов и семейств, представители

Устанавливать отличия между отрядами ластоногих и китообразных, парнокопытных и

непарнокопытных.

Объяснять взаимосвязь строения, и жизнедеятельности животных со средой обитания.

64

Высшие, или Плацентарные, звери: приматы

1

Признаки отрядов и семейств, представители

Характеризовать общие черты строения отряда Приматы.

Находить черты сходства строения человекообразных обезьян и человека.

Различать на рисунках, фотографиях человекообразных обезьян.

65

Экологические группы млекопитающих. Значение млекопитающих.

1

Признаки экологических групп, представителей

Называть экологические группы животных.

Характеризовать признаки животных одной

экологической группы на примерах.

66

Обобщение и систематизация знаний по теме

1

Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы. Оценивать свои достижения и достижения своих одноклассников по усвоению учебного материала

Тема13: Развитие животного мира на Земле – 2 часа

67

Доказательства эволюции животного мира

1

Изучение особенностей индивидуального развития и его роль в объяснении происхождения животных. Изучение ископаемых животных. Основные положения учения Ч.Дарвина.

Приводить примеры разнообразия животных

в природе. Объяснять принципы классификации животных.

Характеризовать стадии зародышевого развития животных. Доказывать взаимосвязь животных в природе,

наличие черт усложнения их организации.

68

Основные этапы развития животного мира на Земле.

1

Этапы эволюции животного мира. Появление многоклеточности и групп клеток, тканей. Усложнение строения многоклеточных организмов. Происхождение и эволюция хордовых. Эволюционное древо современного животного мира

Характеризовать основные этапы эволюции животных.

Описывать процесс усложнения многоклеточных, используя примеры.

Обобщать информацию и делать выводы о прогрессивном развитии хордовых.

Повторение и итоговая контрольная работа – 2 часа

69-70

Обобщение и систематизация знаний по курсу «Животные»

2

Роль и место животных как потребителей органического вещества

Итоговый контроль по курсу биологии 7 класса

Итого часов:

70

Учебно-методическое обеспечение:

Литература

- для учителя:

  1. Анастасова Л.И., Кучменко В.С. Сборник заданий для проведения устного экзамена по биологии за курс основной школы. 9 класс. – М.: Дрофа, 2000.
  2. Алексеев В.А.  300 вопросов и ответов о животных океана/ Художник М.В. Душин. – Ярославль: Академия развития, 2003.
  3. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о несекомых/ Художнки М.В. Душин, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», «Академия Ко», 1998.
  4. Анашкина Е.Н. 300 вопросов и ответов о птицах/ Художники В.Х. Янаев, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», «Академия Ко», 1998
  5. Бабенко В.Г., Боголюбов Д.В. и др./ Под ред. Н.М.Черновой. Экология животных.. 7 класс. Учебное пособие. – М.: Вентана-Граф, 2002.
  6. Бабенко В.Г и др. Биология: Материалы к урокам-экскурсиям. – М.: НЦ ЭНАС, 2002.
  7. Калинова Г.С., Кучменко В.С. Итоговая проверка уровня подготовки учащихся за курс основной школы. – М.: АСТ-Астрель, 2002.
  8. Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах. 6-11 классы: Справочное пособие. -2-е изд. – М.: Дрофа, 2000.
  9. Лернер Г.И. Уроки биологии. Животные. 7,8 классы. Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие. – М.: Эксмо, 2005.
  10. Резникова В.З. Животные. Дидактические карточки. Задания для самостоятельной работы учащихся по биологии. – М.: Школа-Пресс, 1999.
  11. Резникова В.З., Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Зачеты по биологии. Живоные: Учеб. пособие для общеобразоват. учреждений. – М.: Лист-Нью, 1999.
  12. Сухова Т.С. Контрольные и проверочные работы по биологии. 6-8 классы: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 1996.
  13. Сухова Т.С. Тесты. Биология: 6-11 классы: Учебное методическое пособие. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 1998.
  14. Сухова Т.С., Кучменко В.С. Итоговая проверка уровня подготовки выпускников основной школы. Сборник тестовых заданий. – М.: Вентана-Граф, 2002.
  15. Шарова И.Х. Зоология беспозвоночных: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1999.
  16. Шарова И.Х., Мосалов А.А. Биология: Внеклассная работа по зоологии. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004.
  17. Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Животные. – М.:Дрофа, 2004. -224 с.

- для учащихся:

1) Дольник В.Р., Козлов М.А. Зоология. Учебник. – СПб.: «Специальная Литература», 1996. – 240 с.: ил.;

2) Животные / Пер. с англ. М.Я.Беньковский и др. – М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2003. – 624 с.: ил;

3) Я познаю мир; Детская энциклопедия: Миграции животных. Автор А.Х Тамбиев; - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; ООО «Астрель», 1999. – 464 с.: ил.;

4) Я познаю мир; Детская энциклопедия: Развитие жизни на Земле. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; ООО «Астрель», 2001. – 400 с.: ил.;

5) Я познаю мир; Детская энциклопедия: Амфибии. Автор Б.Ф.Сергеев; - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; ООО «Астрель», 1999.. – 480 с.: ил.;

Интернет-ресурсы по курсу «Животные»

  1. http://www.bugdreams.com/ -  - материалы о насекомых
  2. http://zooclub.farpost.com -  - Электронный справочник "Животные в России и СНГ". Каталог статей о различных видах домашних и диких животных. Коллекция рефератов по биологии и экологии. Подборка законов и постановлений о животных.
  3. http://bratcev.chat.ru/index.html - Атлас дневных бабочек России. Фотографии, обзоры, научные статьи.****
  4. http://www.bober.ru/ - Все о бобрах. Исследования, литература, фотографии, видео-ролики, рисунки, и другая познавательная информация.****
  5. http://www.aquaria.ru/cgi/fish.cgi - Атлас рыб. Описания, ссылки.****
  6. http://birds.krasu.ru/coll.shtml/ - Все о птицах Средней Сибири..****
  7. http://nature.ok.ru/ - Редкие и исчезающие животные России. Различные классификации редких и исчезающих. Голоса животных. Фотографии. Коллекция ссылок.****
  8. http://nature.ok.ru/ - Редкие и исчезающие животные России. Различные классификации редких и исчезающих. Голоса животных. Фотографии. Коллекция ссылок.****
  9. http://plife.chat.ru/ - "Совершенная жизнь" - Энциклопедия удивительных фактов о животном мире.****
  10. http://animals.mega.net.kg/  - "Хищники" - Разнообразная научно-познавательная информация о хищных животных.
  11. http://www.zin.ru/Animalia/Coleoptera/rus/ - Жуки (Coleoptera) и колеоптерологи. Сайт содержит разнообразную информацию о жуках - самом многочисленном отряде животных планеты. Большая библиография (более 1000 ссылок) рассредоточена по отдельным страницам.*****
  12. http://www.zooclub.ru/ - "Зооклуб" - Сервер о диких и домашних животных. Кошки, собаки, птицы, лошади, рыбы, грызуны, амфибии, рептилии, членистоногие, фотогалерея.*****
  13. http://e-l-k.narod.ru/ - "Животные - удивительное рядом" - Удивительные факты из жизни животных.*****
  14. http://www.kulichki.com/elephant/ - Фонд защиты слонов - фотографии, статьи, рассказы, сказки и анекдоты о слонах. Ссылки.*****
  15. http://hedgehogs.gp.ru/ - Ежиный уголок Сети. Страничка, посвященная ежам. Описание этого зверька, образ жизни, повадки, размножение. Какие бывают ежи и где они живут, родственники ежей, легенды о ежах, особенности, фотографии и др.****
  16. http://sitim.sitc.ru/Sitim/knowledge/ - Живой мир. Происхождение и образ жизни различных животных: динозавров, мышей, крыс, кротов, приматов, сусликов и др. Материалы из детской энциклопедии. Рубрику ведет Алексей Ожигов, ученик 10 класса.****
  17. http://asgard.hypermart.net/topsites/ - ТОР ресурсов о животных - "Животный мир Интернет". Животный мир Интернет обновляется каждые 30 минут и сбрасывается каждые 2 дня.****
  18. http://entomolog.narod.ru/ - Сайт для энтомологов-любителей, начинающих собирателей насекомых, натуралистов, туристов, путешественников и просто любопытствующих.****
  19. http://natura.spb.ru/ - Развлекательно-познавательный сайт о животных и природе "Ох уж эти животные". Фотографии, статьи и публикации о животном мире.****
  20. http://www.deepseaworld.com/ - Deepsea World - Национальный аквариум Шотландии. На английском языке.
  21. http://www.sch130.nsc.ru/~eva/abc/ - Nature ABC - Энциклопедия по биологии. На английском языке.
  22. http://contex.narod.ru/sitemap.html - Тайны морских глубин - энциклопедия о беспозвоночных, ракообразных и о коллекционирование морских животных.****
  23. http://babochki.narod.ru/ - Цветной Атлас-определитель дневных бабочек Бассейна Озера Байкал.****
  24. http://www.chicago-botanic.org/ - Ботанический сад Чикаго. Карта сада. Иллюстрированный каталог растений, животных, птиц, представленных на территории сада. Научно-популярные публикации о ботанике, зоологии, фитотерапии. (на англ. яз.).***
  25. http://www.aculyaca.wallst.ru/ - В мире акул. Подробная познавательная информация об акулах.***
  26. http://www.photoweb.ru/prophoto/Snark/gallery.htm - Фотогалерея насекомых. Гады, в мире пауков, грибы, в мире трав, синантроп, антропология.***
  27. http://vorona.al.ru/ - Ворона - птица яркая. Рассказ о семействе вороновых: фотографии, портреты и голоса. Тематические ссылки.***
  28. http://livingthings.narod.ru/ - Живые существа. - Электронная иллюстрированная энциклопедия.***
  29. http://www.dipterologic.sp.ru/ - Статьи о двукрылых насекомых: комарах и мухах. Популярная и специально-научная информация. Коллекции, образ их жизни, микроскопия.***
  30. http://gwij99.chat.ru/ - Коллекция фотоизображений насекомых и паукообразных: тропические бабочки, жуки, цикады, палочники, богомолы, скорпионы и др.***
  31. http://paleontology.narod.ru/ - Этот сайт создан для того, что бы рассказать как развивалась жизнь на Земле. Какие животные обитали на нашей планете.***
  32. http://www.darwin.museum.ru/expos/dino/ - Мезозой - эпоха динозавров. Литература о динозаврах, рисунки, описание видов.***
  33. http://www.insect.narod.ru/ - Мир насекомых и рептилий - здесь можно найти статьи про рептилий и их фотографии.***
  34. http://www.zoohall.com.ua/findex.php?page=http://zoohall.com.ua/flora/komn_rastenia/spr/cupressus.htm - зоологический сайт
  35. http://zoo-eco.zooclub.ru/index.html- мир животных



Электронные издания:

  1. Афанасьев А.А. Биология. 6-9 кл : Учебное пособие: 1 CD-ROM .- М.: NMG; ФЦ ЭМТО, 2003.- 569 МБ.- (Библиотека электронных наглядных пособий)
  2. Открытая Биология 2.6. – Издательство «Новый диск», 2005.
  3. 1С: Репетитор. Биология. – ЗАО «1 С», 1998–2002 гг. Авторы – к.б.н. А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчикова
  4. Открытая Биология 2.5 – ООО «Физикон», 2003 г. Автор – Д.И. Мамонтов / Под ред. к.б.н. А.В. Маталина.
  5. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. – «Кирилл и Мефодий», 1999–2003 гг. Авторы – академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова.
  6. 5. Электронный атлас для школьника. Зоология. – «ЧеРо», 2004 г. «Интерактивная линия», 2004г. Авторы – д.б.н. В.Р. Дольник, д.б.н. М.А. Козлов
  7. Электронные уроки и тесты: Биология в школе. Функции и среда обитания животных организмов.  YDP. Interactive  Publishing, 2005.  ЗАО «Просвещение-МЕДИА», 2005. ЗАО  «Новый Диск», 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...