Рабочая программа по биологии 5-9 классы
рабочая программа по биологии (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Акимова Наталья Александровна

Рабочая программа составлена к УМК В.И.Сивоглазова (изд. "Просвещение")

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biologiya.docx49.64 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Волошовская средняя общеобразовательная школа»

Лужского муниципального района Ленинградской области

Рассмотрено

на заседании ШМО

протокол № ____

«____»____________20___г.

Руководитель____________________

                        ____________________

«Утверждено»

Протокол № ____

«____»_________________20____г.

Директор школы________________

________________

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

по биологии

5-9 класс

        

Составитель: Акимова Наталья Александровна

учитель (учитель в биологии, первая квалификационная категория)

п. Волошово

2019г.

Пояснительная записка

         Рабочая программа составлена на основе

        1. ФГОС основного общего образования (утвержден приказом от 17 декабря 2010 года №1897);

        2. Примерной основной образовательной программой основного общего образования, входящей в государственный реестр;

        3. Авторской программы общего образования по биологии для 5-9 класса линии учебно-методических комплектов под редакцией В. И.

Сивоглазова.

        Биология в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Минимальное количество часов, отводимое на изучение предмета 236 часов за пять лет, из них по 34 часа  в неделю в 5, 6, 7 классах , 68 часов(2 ч в неделю) в 8 классе и 66 часов  (2ч в неделю) в 9 классе.

        В соответствии с учебным планом МОУ «Волошовская СОШ», на изучение учебного предмета «Биология» в 7 классе выделено 2 часа в неделю, вследствие чего рабочая программа учебного предмета «Биология» рассчитана на 270 часов:

  • в 5-6 классах по 1 часу в неделю;
  • в 7-8 классах по 68 часов в неделю;
  • в 9 классе на 66 часов в неделю.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Биология»

        ФГОС основного общего образования устанавливает требования к результатам освоения учебного предмета: личностным, метапредметным, предметным.

        1. Личностные результаты

1.1. для 5-го класса

  • осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки;
  • сформированность познавательных процессов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений; эстетического восприятия живых объектов;
  • осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;
  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
  • оценка жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
  • формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

1.2. Для 6-го класса

  • осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки;
  • сформированность познавательных процессов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений; эстетического восприятия живых объектов;
  • умение применять полученные знания в практической деятельности;
  • осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;
  • определение жизненных ценностей, ориентация на понимание причин успехов и неудач в учебной деятельности; умение преодолевать трудности в процессе достижения намеченных целей;
  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
  • формирование и развитие уважительного отношения к окружающим; умение соблюдать культуру поведения и проявлять терпимость при взаимодействии со взрослыми и сверстниками;
  • оценка жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
  • формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

1.3. Для 7-го класса

  • осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки;
  • формирование и развитие ответственного отношения к обучению, познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы, интеллектуальных умений; эстетического восприятия живых объектов;
  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
  • умение применять полученные знания в практической деятельности;
  • осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;
  • определение жизненных ценностей, ориентация на понимание причин успехов и неудач в учебной деятельности; умение преодолевать трудности в процессе достижения намеченных целей;
  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
  • формирование и развитие уважительного отношения к окружающим; умение соблюдать культуру поведения и проявлять терпимость при взаимодействии со взрослыми и сверстниками;
  • формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле

1.4. Для 8-го класса

  • воспитание у учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества;
  • понимание основных факторов, определяющих взаимоотношение человека и природы;
  • умения реализовывать теоретические познания на практике;
  • осознание значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
  • понимание важности ответственного отношения к обучению, готовности и способности учащихся к   саморазвитию   и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • умение пользоваться научными методами для распознания биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты.
  • владеть системой биологических знаний – понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки.

1.5. Для 9-го класса

  • идентифицировать себя в качестве гражданина России; осознание этнической принадлежности; интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к науке, истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
  • готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, а также к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных предпочтений.
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • осознанное значение семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • формирование и развитие целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и  общественной практики.

        2. Метапредметные результаты

2.1. Для 5-го класса

        Познавательные УУД:

  • умения работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из формы в другую;
  • умение составлять тезисы, различные виды планов, структурировать учебный материал, давать определения понятий;
  • умение проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты и объяснять полученные результаты;
  • умение сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;
  • умение строить логические рассуждения, включающие установленные причинно-следственных связей;
  • умения создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объектов;
  • умения определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность

        Личностные УУД:

  • уважительное отношение к окружающим, умение соблюдать культуру поведения и терпимость при взаимодействии со взрослыми и сверстниками;
  • способность выбирать целевые  смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
  • осознание потребности в справедливом оценивании своей работы и работы окружающих;
  • умение применять полученные знания в практической деятельности;
  • умение эстетически воспринимать объекты природы;
  • определение жизненных ценностей, ориентация на понимание причин успехов и неудач в деятельности;
  • умение преодолевать трудности в процессе достижения намеченных целей.

        Регулятивные УУД:

  • умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать – определять последовательность действий и прогнозировать  результаты работы;
  • умения самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные  результаты работы, выбирать средства достижения цели;
  • умения работать по плану, сверять свои действия   и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;
  • владение основами самоконтроля и самооценки принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

        Коммуникативные УУД:

  • умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
  • умения интегрироваться и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
  • умения адекватно использовать речевые сходства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

2.2. Для 6-го класса

        Познавательные УУД:

  • умения работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из формы в другую;
  • умение составлять тезисы, различные виды планов, структурировать учебный материал, давать определения понятий;
  • умение проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты и объяснять полученные результаты;
  • умение сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;
  • умение строить логические рассуждения, включающие установленные причинно-следственных связей;
  • умения создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объектов;
  • умения определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность

        Регулятивные УУД:

  • умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать – определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы;
  • умения самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные результаты работы, выбирать средства достижения цели;
  • умения работать по плану, сверять свои действия   и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;
  • владение основами самоконтроля и самооценки принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

        Коммуникативные УУД:

  • умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
  • умения интегрироваться и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
  • умения адекватно использовать речевые сходства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

2.3. Для 7-го класса

Познавательные УУД:

  • умения работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из формы в другую;
  • умение составлять тезисы, различные виды планов, структурировать учебный материал, давать определения понятий;
  • умение проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты и объяснять полученные результаты;
  • умение сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;
  • умение строить логические рассуждения, включающие установленные причинно-следственных связей;
  • умения создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объектов;
  • умения определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность

Регулятивные УУД:

  • умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать – определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы;
  • умения самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные результаты работы, выбирать средства достижения цели;
  • умения работать по плану, сверять свои действия   и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;
  • владение основами самоконтроля и самооценки принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД:

  • умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
  • умения интегрироваться и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
  • умения адекватно использовать речевые сходства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

2.4. Для 8-го класса

        Познавательные УУД

  • давать определения понятий, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы;
  • работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую и представлять в словесной или наглядно-символической форме для решения учебных и познавательных задач;
  • осуществлять смысловое чтение и находить в тексте требуемую информацию; понимать целостный смысл текста, структурировать текст; устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов; определять и формулировать главную идею текста; преобразовывать текст; критически оценивать содержание и форму текста;
  • применять экологическое мышление в познавательной, коммуникативной, социальной практике и социальной ориентации;
  • находить информацию в различных источниках, оценивать её достоверность.

        Регулятивные УУД

  • организовывать свою учебную и познавательную деятельность;
  • развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • самостоятельно планировать пути достижения цели; осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач и выбирать средства достижения цели;
  • соотносить свои действия с планируемым результатом, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

        Коммуникативные УУД

  • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работая индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласований позиций и учета интересов сторон;
  • формулировать и аргументировать, отстаивать свое мнение, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
  • осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности;
  • владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  • проявлять компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий.

2.5. Для 9-го класса

        Познавательные УУД

  • давать определения понятий, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы;
  • работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую и представлять в словесной или наглядно-символической форме для решения учебных и познавательных задач;
  • осуществлять смысловое чтение и находить в тексте требуемую информацию; понимать целостный смысл текста, структурировать текст; устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов; определять и формулировать главную идею текста; преобразовывать текст; критически оценивать содержание и форму текста;
  • применять экологическое мышление в познавательной, коммуникативной, социальной практике и социальной ориентации;
  • находить информацию в различных источниках, оценивать её достоверность.

Регулятивные УУД

  • организовывать свою учебную и познавательную деятельность;
  • развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • самостоятельно планировать пути достижения цели; осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач и выбирать средства достижения цели;
  • соотносить свои действия с планируемым результатом, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
  • оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  • владеть основами самоконтроля и самооценки, применять эти навыки при принятии решений и осуществлении осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД

  • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работая индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласований позиций и учета интересов сторон;
  • формулировать и аргументировать, отстаивать свое мнение, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
  • осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности;
  • владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  • проявлять компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий.

3. Предметные результаты освоения учебного предмета

Тематический блок

Планируемые результаты

Выпускник научится

Выпускник получит возможность научиться

5-й класс

Введение

Соблюдать правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологическими инструментами и приборами.

давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека. Объяснять сущность понятий «классификация», «среда обитания.

Выявлять особенности строения живых организмов, связанные со средой обитания.

Наблюдать природные явления, фиксировать результаты наблюдения. Соблюдать правила поведения в природе.

Различать методы биологических исследований. Выявлять взаимосвязь человека и живой природы. Оценивать роль биологических наук. Оценивать значение биологических знаний для каждого человека. Осознавать предмет и задачи науки систематики. Различать основные таксоны классификации.

Характеризовать особенности сред обитания.

Систематизировать знания о средах и их обитателях.

Строение организма

Выявлять отличительные признаки живого и неживого. Характеризовать основные свойства живых организмов.

Проводить наблюдения за живыми объектами; описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты.

Объяснять суть процесса деления клетки. Аргументировать вывод: клетка-живая система.

Различать основные ткани живого организма.

Аргументировать вывод: клетка, организм – живые системы.

Владеть системой биологических знаний – понятиями, закономерностями, законами имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение;

Правилам работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.

Научиться работать с лупой и микроскопом, готовить микропрепараты.

Различать неорганические и органические вещества, объяснять их роль.

Характеризовать биологическое значение основных процессов жизнедеятельности.

Различать основные ткани растительного организма. Выявлять особенности их строения, связанные с выполняемыми функциями.

Объяснять сущность понятий «система органов», «биологическая система».

Ориентироваться в системе познавательных ценностей – воспринимать информацию биологического содержания в научно-популярной литературе, средствах массовой информации и Интернет-ресурсах, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;

Многообразие живых организмов

Анализировать полученные знания о возникновении Солнечной системы.

Характеризовать особенности строения бактерий, грибов, лишайников.

Выявлять существенные признаки растений.

Различать основные таксоны царства Растения.

Распознавать на рисунках, таблицах, гербарных материалах представителей различных систематических групп.

Объяснять значение живых организмов в природе и жизни человека.

Объяснять сущность понятия «эволюция». Описывать основные этапы эволюции растений.

Использовать научно-популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач.

Представления о возникновении Солнечной системы и происхождения жизни на Земле в разные исторические периоды.

Определять значение основных внутриклеточных структур живых организмов. Типы питания живых организмов. Роль живых организмов в природе.

Сравнивать строение клеток различных живых организмов.

Характеризовать процессы фотосинтеза, дыхания, питания.

Проводить биологические исследования  и объяснять их результаты.

Осознанно использовать знания основных правил поведения в природе;

выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;

Создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и процессах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.

6-й класс

Особенности строения цветковых растений

Характеризовать покрытосеменные растения. Распознавать на рисунках, таблицах, гербарных материалах, живых объектах представителей покрытосеменных.

Характеризовать значение каждой части семени. Сравнивать строения семян классов растений покрытосеменных растений.

Распознавать на рисунках, таблицах, гербарных материалах, живых объектах: видоизменения корней, типы корневых систем, виды почек, видоизменение побеги, части цветка, соцветия, плоды.

Выделять существенный признаки покрытосеменных растений. Объяснять различие вегетативных т генеративных органов.

Строение семени однодольных и двудольных растений.

Различать и определять части покрытосеменных растений, объяснять их значения для жизнедеятельности растений.

Проводить биологические исследования и объяснять их результаты, делать выводы.

Сравнивать увиденное под микроскопом с приведенным в учебнике изображением.

Жизнедеятельность растительного организма

Объяснять сущность понятий «питание», «фотосинтез», «дыхание», «обмен веществ», «размножение».

Давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов;

Общие приемы выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними;

Соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Объяснять существенные признаки жизнедеятельности растительных организмов. Характеризовать процессы жизнедеятельности растений.

Проводить биологические исследования и объяснять их результаты, делать выводы.

Объяснять биологическую сущность процессов жизнедеятельности.

Классификация цветковых растений

Определять основные признаки классов растений. Описывать характерные черты семейств покрытосеменных растений. Описывать отличительные свойства семейств.

Соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Выделять признаки классов растений. Распознавать на рисунках, таблицах, реальных объектах представителей классов и семейств покрытосеменных растений, опасные для человека растения. Сравнивать представителей разных групп растений, определять черты сходства и различия, делать выводы на основе сравнения.

Растения и окружающая среда

Объяснять сущность понятий «растительное сообщество», «фитоценоз».

Приводить примеры использования человеком растений.

Различать фитоценозы. Оценивать биологическую роль ярусности. Характеризовать роль растений в жизни человека. Анализировать эстетическую роль растений.

7-й класс

Зоология – наука о животных

-объяснять сущность понятий «зоология», «клетка», «ткань», «орган», «система»;

-приводить доказательства того, что организм животного биологическая система;

-раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;

-выявлять черты сходства и различия между животными и растениями;

-устанавливать систематическую принадлежность основных групп животных.

Многообразие животного мира

-выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;

-аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, животных, грибов и бактерий;

аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий;

-осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;

выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;

-различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;

-сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

-устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;

использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;

-знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

-находить информацию о растениях, животных грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

-основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.

-использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; размножения и выращивания культурных растений, уходом за домашними животными;

создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактерия и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

-работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

Эволюция и экология животных. Животные в человеческой культуре

-объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и животных на примерах сопоставления биологических объектов;

-знать и аргументировать основные правила поведения в природе;

-анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;

-описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

-ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

-осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;

8-й класс

Место человека с системе органического мира

-выделять существенные признаки биологических объектов (животных клеток и тканей, органов и систем органов человека) и процессов жизнедеятельности, характерных для организма человека;

-аргументировать, приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, родства человека с животными;

аргументировать, приводить доказательства отличий человека от животных;

объяснять эволюцию вида Человек разумный на примерах сопоставления биологических объектов и других материальных артефактов;

находить информацию о строении и жизнедеятельности человека в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет-ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.

Физиологические системы органов человека

-выявлять примеры и пояснять проявление наследственных заболеваний у человека, сущность процессов наследственности и изменчивости, присущей человеку;

-различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты (клетки, ткани органы, системы органов) или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;

сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов), процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, выделение и др.); делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

-устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;

использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; проводить исследования с организмом человека и объяснять их результаты;

-находить информацию о строении и жизнедеятельности человека в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет-ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

-создавать собственные письменные и устные сообщения об организме человека и его жизнедеятельности на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

-работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с особенностями строения и жизнедеятельности организма человека, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

Человек и его здоровье

-аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, травматизма, стрессов, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

-знать и аргументировать основные принципы здорового образа жизни, рациональной организации труда и отдыха;

анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье человека;

-описывать и использовать приемы оказания первой помощи;

знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

-объяснять необходимость применения тех или иных приемов при оказании первой доврачебной помощи при отравлениях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего, кровотечениях;

-ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;

находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию об организме человека, оформлять ее в виде устных сообщений и докладов;

9-й класс

Введение

-выделять существенные признаки биологических объектов (вида, экосистемы, биосферы) и процессов, характерных для сообществ живых организмов;

-раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль биологических объектов в природе и жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы;

-знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

находить информацию по вопросам общей биологии в научно-популярной литературе, специализированных биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсах, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

Клетка

-находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию о научных достижениях в области цитологии, оформлять ее в виде письменных сообщений, докладов, рефератов;

работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с теоретическими и практическими проблемами в области молекулярной биологии, генетики, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

Организм

-устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями органов и систем органов;

использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;

-описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними в агроценозах;

-ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы, собственному здоровью и здоровью других людей (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с теоретическими и практическими проблемами в области  биотехнологии, медицины и охраны окружающей среды, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

Вид

-осуществлять классификацию биологических объектов на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;

-объяснять общность происхождения и эволюции организмов на основе сопоставления особенностей их строения и функционирования;

объяснять механизмы наследственности и изменчивости, возникновения приспособленности, процесс видообразования;

-различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявляя отличительные признаки биологических объектов;

сравнивать биологические объекты, процессы; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

-создавать собственные письменные и устные сообщения о современных проблемах в области биологии и охраны окружающей среды на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с теоретическими и практическими проблемами в области биотехнологии, медицины и охраны окружающей среды, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

Экосистемы

-аргументировать, приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды;

аргументировать, приводить доказательства зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды;

-знать и аргументировать основные правила поведения в природе; анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;

-понимать экологические проблемы, возникающие в условиях нерационального природопользования, и пути решения этих проблем;

-анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих, последствия влияния факторов риска на здоровье человека;

работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с теоретическими и практическими проблемами в области экологии и охраны окружающей среды, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

Содержание учебного предмета «Биология»

5-й класс (34 часа; из них 2 часа резервное время)

        Введение (6 часов)

        Биология как наука. Методы изучения живых организмов. Свойства живых организмов (структурированность, целостность, обмен веществ, движение, размножение, развитие, раздражимость, приспособленность, наследственность и изменчивость) их проявление у растений, животных, грибов и бактерий. Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности людей. Разнообразие живой природы. Царства живой природы. Среда обитания. Факторы среды обитания. Места обитания. Приспособления организмов к жизни в наземно-воздушной среде. Приспособления организмов к жизни в водной среде. Приспособления организмов к жизни в почвенной среде. Приспособления организмов к жизни в организменной среде.

        Экологические факторы. Соблюдение правил поведения в окружающей среде. Бережное отношение к природе. Охрана биологических объектов.

        Экскурсия «Осенние явления в жизни растений и животных».

        

        Строение организма (10 часов)

        Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов. История изучения клетки. Методы изучения клетки. Строение и жизнедеятельность клетки. Бактериальная клетка. Животная клетка. Растительная клетка. Грибная клетка. Ткани организмов.

        Клеточные и неклеточные формы жизни. Организм. Классификация организмов. Принципы классификации. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Основные царства живой природы.

        Разнообразие растительных клеток. Ткани растений. Микроскопическое строение корня. Корневой волосок. Микроскопическое строение стебля. Микроскопическое строение листа.

        Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.

        Лабораторные работы

  1. Изучение устройства увеличительных приборов и правил работы с ними
  2. Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука
  3. Химический состав клетки
  4. Движение цитоплазмы
  5. Животная ткань
  6. Органы цветкового растения

        Многообразие живых организмов (16 часов)

        Как развивалась жизнь на Земле. Развитие представлений о возникновении Солнечной системы, Земли и жизни на Земле.

        Бактерии, их строение и жизнедеятельность. Роль бактерий в природе, жизни человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.

        Отличительные особенности грибов. Многообразие грибов. Роль грибов в природе, жизни человека. Грибы-паразиты. Съедобные и ядовитые грибы. Первая помощь при отравлении грибами. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами. Лишайники, их роль в природе и жизни человека.

        Многообразие и значение растений в природе и жизни человека. Общее знакомство с цветковыми растениями. Растительные ткани и органы растений. Вегетативные и генеративные органы. Жизненные формы растений. Растение – целостный организм (биосистема). Условия обитания растений. Среды обитания растений. Сезонные явления в жизни растений.

        Лабораторные работы

  1. Плесневые грибы
  2. Строение хломидомонады
  3. Внешнее строение мхов. Строение кукушкина льна
  4. Изучение внешнего строения папоротникообразных
  5. Изучение внешнего строения шишек, хвои и семени голосеменных растений
  6. Изучение внешнего строения покрытосеменных растений

        Экскурсии

        «Весенние явления в жизни растений»

6-й класс (34 часа; из них 2 часа резервное время)

        Особенности строения цветковых растений (15 часов)

        Многообразие и значение растений в природе и жизни человека. Общее знакомство с цветковыми растениями.. Жизненные формы растений. Растение – целостный организм (биосистема). Условия обитания растений. Среды обитания растений. Сезонные явления в жизни растений.

        Семя. Строение семени. Корень. Зоны корня. Виды корней. Корневые системы. Значение корня. Видоизменения корней. Побег. Генеративные и вегетативные побеги. Строение побега. Разнообразие и значение побегов. Видоизмененные побеги. Почки. Вегетативные и генеративные почки. Строение листа. Листорасположение. Жилкование листа. Стебель. Строение и значение стебля. Строение и значение цветка. Соцветия. Опыление. Виды опыления. Строение и значение плода. Многообразие плодов. Распространение плодов.

        Лабораторные работы

  1. Строение семян однодольных и двудольных растений
  2. Строение корневых систем
  3. Строение корневых волосков и корневого чехлика
  4. Строение почки
  5. Строение видоизмененных побегов
  6. Внешнее и внутреннее строение стебля
  7. Внешнее строение листа
  8. Внутреннее строение листа
  9. Строение листа
  10. Строение соцветий
  11. Плоды

        Жизнедеятельность растительного организма (10 часов)

        Процессы жизнедеятельности растений. Обмен веществ и превращение энергии: почвенное питание и воздушное питание (фотосинтез), дыхание, удаление конечных продуктов обмена веществ. Транспорт веществ. Движения. Рост, развитие и размножение растений. Половое размножение растений. Оплодотворение у цветковых растений. Вегетативное размножение растений. Приемы выращивания и размножения растений и ухода за ними. Космическая роль зеленых растений.

        Лабораторные работы

  1. Дыхание
  2. Передвижение воды и минеральных веществ
  3. Вегетативное размножение

        Классификация цветковых растений (5 часов)

        Классификация растений. Водоросли – низшие растения. Многообразие водорослей. Высшие споровые растения (мхи, папоротники, хвощи, плауны), отличительные особенности и многообразие. Отдел Голосеменные, отличительные особенности и многообразие. Отдел Покрытосеменные (Цветковые), отличительные особенности. Классы Однодольные и Двудольные. Многообразие цветковых растений. Меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями. Значение растений в природе и жизни человека.

        Лабораторные работы

  1. Определение признаков класса в строении растений
  2. Признаки растений семейств Крестоцветные, Розоцветные
  3. Семейства Бобовые, Паслёновые, Сложноцветные
  4. Семейства Злаки, Лилейные
  5. Определение до рода нескольких травянистых растений одного-двух семейств

        Растения и окружающая среда (4 часа)

        Понятие о растительном сообществе – фитоценозе. Многообразие фитоценозов. Ярусность. Сезонные изменения в растительном сообществе.

        Охрана растительного мира. Охраняемые территории. Красная книга.

История отношения человека к растениям. Эстетическое значение растений.

7-й класс (68 часов; из них 2 часа резервное время)

        Зоология – наука о животных (3 часа)

        Общее знакомство с животными. Животные ткани, органы и системы органов животных. Многообразие и классификация животных. Среды обитания животных. Сезонные явления в жизни животных. Поведение животных (раздражимость, рефлексы и инстинкты). Разнообразие отношений животных в природе. Значение животных в природе и жизни человека.

        Экскурсия

  1. «Многообразие животных»

        

        Многообразие животного мира: беспозвоночные (34 часа)

        

        Простейшие

        Общая характеристика простейших. Значение простейших в природе и жизни человека. Пути заражения человека и животных паразитическими простейшими. Меры профилактики заболеваний, вызываемых одноклеточными животными.

        Лабораторная работа

  1. Изучение строения и передвижения одноклеточных животных

        Первые многоклеточные – кишечнополостные и губки

        Многоклеточные животные. Общая характеристика типа Кишечнополостные. Нервная система. Рефлекс. Размножение. Регенерация. Значение кишечнополостных в природе и жизни человека.

        Черви

        Тип Плоские черви, общая характеристика. Тип Круглые черви, общая характеристика. Тип Кольчатые черви, общая характеристика. Паразитические плоские и круглые черви. Пути заражения человека и животных паразитическими червями. Меры профилактики заражения. Значение дождевых червей в почвообразовании.

        Тип Членистоногие

        Общая характеристика типа Членистоногие. Среды жизни. Охрана членистоногих.

        Класс Ракообразные. Особенности строения и жизнедеятельности ракообразных, их значение в природе и жизни человека.

        Класс Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных, их значение в природе и жизни человека. Клещи – переносчики возбудителей заболеваний животных и человека. Меры профилактики.

        Класс Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности насекомых. Поведение насекомых, инстинкты. Значение насекомых в природе и сельскохозяйственной деятельности человека. Насекомые – вредители. Меры по сокращению численности насекомых-вредителей. Насекомые, снижающие численность вредителей растений. Насекомые – переносчики возбудителей и паразиты человека и домашних животных. Одомашненные насекомые: медоносная пчела и тутовый шелкопряд.

        Лабораторные работы

  1. Изучение внешнего строения насекомых
  2. Изучение типов развития насекомых

        Тип Моллюски

Общая характеристика типа Моллюски. Многообразие моллюсков, значение в природе и жизни человека.

        Лабораторная работа

  1. Изучение строения раковин моллюсков

        Экскурсия

     2. «Осенние явления в жизни животных»

     3. «Разнообразие и роль членистоногих в природе родного края»

        Многообразие животного мира: позвоночные (22 часа)

        Тип Хордовые: бесчерепные, рыбы

        Общая характеристика типа Хордовых. Подтип Бесчерепные. Ланцетник. Подтип Черепные, или Позвоночные. Общая характеристика надкласса Рыбы. Места обитания и внешнее строение рыб. Особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности у рыб в связи с водным образом жизни. Размножение и развитие и миграция рыб в природе. Основные систематические группы рыб. Значение рыб в природе и жизни человека. Рыбоводство и охрана рыбных запасов.

        Лабораторная работа

  1. Изучение внешнего строения и передвижения рыб

        Тип хордовые земноводные и пресмыкающиеся

        Класс Земноводные. Общая характеристика класса Земноводные. Места обитания и распространение земноводных. Особенности внешнего строения в связи с образом жизни. Внутреннее строение земноводных. Размножение и развитие земноводных. Многообразие современных земноводных и их охрана. Значение земноводных в природе и жизни человека.

        Класс Пресмыкающиеся. Общая характеристика класса Пресмыкающиеся. Места обитания, особенности внешнего и внутреннего строения пресмыкающихся. Размножение пресмыкающихся. Многообразие древних пресмыкающихся. Значение пресмыкающихся в природе и жизни человека.

        Тип хордовые: птицы и млекопитающие

        Класс Птицы. Общая характеристика класса Птицы. Места обитания и особенности внешнего строения птиц. Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности птиц. Размножение и развитие птиц. Сезонные явления в жизни птиц. Экологические группы птиц. Происхождение птиц. Значение птиц в природе и жизни человека. Охрана птиц. Птицеводство. Домашние птицы, приемы выращивания и ухода за птицами.

        Класс Млекопитающие. Общая характеристика класса Млекопитающие. Среды жизни млекопитающих. Особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры млекопитающих. Органы полости тела. Нервная система и поведение млекопитающих, рассудочное поведение. Размножение и развитие млекопитающих. Происхождение млекопитающих. Многообразие млекопитающих. Млекопитающие – переносчики возбудителей опасных заболеваний. Меры борьбы с грызунами. Меры предосторожности и первая помощь при укусах животных. Экологические группы млекопитающих. Сезонные явления в жизни млекопитающих. Происхождение и значение млекопитающих. Охрана млекопитающих. Важнейшие породы домашних млекопитающих. Приемы выращивания и ухода за домашними млекопитающими. Многообразие птиц и млекопитающих родного края.

        Лабораторные работы

  1. Изучение внешнего строения и перьевого покрова птиц
  2. Изучение внешнего строения, скелета и зубов млекопитающих

Экскурсия

    4. «Зимние явления в жизни животных»

        Эволюция и экология животных. Животные в человеческой культуре (3 часа)

        Понятие о природных сообществах. Пищевые связи в биоценозах. Происхождение и эволюция животных. Выход животных на сушу. История отношений человека и животных.

        Экскурсии

     5. «Весенние явления в жизни животных»

     6. «Разнообразие птиц и млекопитающих местности проживания»

8-й класс (68 часов; из них 3 часа резервное время)

        Место человека в системе органического мира (5 часов)

        Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Комплекс наук, изучающих организм человека. Научные методы изучения человеческого организма (наблюдение, измерение, эксперимент). Место человека в системе животного мира. Сходства и отличия человека и животных. Особенности человека как социального существа. Происхождение современного человека. Расы.

        Клетка – основа строения, жизнедеятельности и развития организмов. Строение, химический состав, жизненные свойства клетки. Ткани, органы и системы органов организма человека, их строение и функции. Организм человека как биосистема. Внутренняя среда организма (кровь, лимфа, тканевая жидкость).

        Лабораторная работа

  1. Выявление особенностей строения клеток разных тканей

        Физиологические системы органов человека (58 часов)

        Регуляторные системы – нервная и эндокринная (9 часов)

        Регуляция функций организма, способы регуляции. Механизмы регуляции функций.

        Нервная система: центральная и периферическая, соматическая и вегетативная. Нейроны, нервы, нервные узлы. Рефлекторный принцип работы нервной системы. Рефлекторная дуга. Спинной мозг. Головной мозг. Большие полушария головного мозга. Особенности развития головного мозга человека и его функциональная асимметрия. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение.

        Железы и их классификация. Эндокринная система. Гормоны, их роль в регуляции физиологических функций организма. Железы внутренней секреции: гипофиз, эпифиз, щитовидная железа, надпочечники. Железы смешанной секреции: поджелудочная и половые железы. Регуляция функций эндокринных желез.

        Лабораторная работа

  1. Изучение строения головного мозга

        Сенсорные системы (6 часов)

        Органы чувств и их значение в жизни человека. Сенсорные системы, их строение и функции. Глаз и зрение. Оптическая система глаза. Сетчатка. Зрительные рецепторы: палочки и колбочки. Нарушения зрения и их предупреждение. Ухо и слух. Строение и функции органа слуха. Гигиена слуха. Органы равновесия, мышечного чувства, осязания, обоняния и вкуса. Взаимодействие сенсорных систем. Влияние экологических факторов на органы чувств.

        Лабораторная работа

  1. Изучение строения и работы органа зрения

        Опорно-двигательная система

        Опорно-двигательная система: строение, функции. Кость: химический состав, строение, рост. Соединение костей. Скелет человека. Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью. Влияние факторов окружающей среды и образа жизни на развитие скелета. Мышцы и их функции. Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Гиподинамия. Профилактика травматизма. Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата.

        Лабораторные работы

  1. Выявление особенностей строения позвонков
  2. Выявление плоскостопия и нарушений осанки (выполняется дома)

        Внутренняя среда организма (4 часа)

        Функции крови и лимфы. Поддержание постоянства внутренней среды. Гомеостаз. Состав крови. Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Группы крови. Резус-фактор. Переливание крови. Свертывание крови. Иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета. Роль прививок в борьбе с инфекционными заболеваниями.

        Лабораторная работа

  1. Сравнение микроскопического строения крови человека и лягушки

        Сердечно-сосудистая и лимфатическая системы (4 часа)

        Кровеносная и лимфатическая системы: строение, функции. Строение сосудов. Движение крови по сосудам. Строение и работа сердца. Сердечный цикл. Пульс. Давление крови. Движение лимфы по сосудам. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. Виды кровотечений, приемы оказания первой помощи при кровотечениях.

        Лабораторная работа

  1. Подсчёт ударов пульса до и после дозированной нагрузки. Измерение артериального давления»

        Дыхательная система (3 часа)

        Дыхательная система: строение и функции. Этапы дыхания. Легочные объемы. Газообмен в легких и тканях. Регуляция дыхания. Гигиена дыхания. Вред табакокурения. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Первая помощь при остановке дыхания, спасении утопающего, отравлении угарным газом.

        Лабораторная работа

  1. Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха

        Пищеварительная система (5 часов)

        Питание. Пищеварение. Пищеварительная система: строение и функции. Ферменты, роль ферментов в пищеварении. Обработка пищи в ротовой полости. Зубы и уход за ними. Слюна и слюнные железы. Глотание. Пищеварение в желудке. Желудочный сок. Аппетит. Пищеварение в тонком кишечнике. Роль печени и поджелудочной железы в пищеварении. Всасывание питательных веществ. Особенности пищеварения в толстом кишечнике. Вклад Павлова И. П. в изучение пищеварения. Гигиена питания, предотвращение желудочно-кишечных заболеваний.

        Лабораторная работа

  1. Изучение внешнего строения зубов

        Обмен веществ (5 часов)

        Обмен веществ и превращение энергии. Две стороны обмена веществ и энергии. Обмен органических и неорганических веществ. Витамины. Проявление гиповитаминозов и авитаминозов, и меры их предупреждения. Энергетический обмен и питание. Пищевые рационы. Нормы питания. Регуляция обмена веществ.

        Покровы тела (2 часа) 

        Поддержание температуры тела. Терморегуляция при разных условиях среды. Покровы тела. Уход за кожей, волосами, ногтями. Роль кожи в процессах терморегуляции. Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.

        Мочевыделительная система (2 часа)

        Мочевыделительная система: строение и функции. Процесс образования и выделения мочи, его регуляция. Заболевания органов мочевыделительной системы и меры их предупреждения.

        Репродуктивная система. Индивидуальное развитие организма человека (5 часов)

        Половая система: строение и функции. Оплодотворение и внутриутробное развитие. Рост и развитие ребенка. Половое созревание. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем и их профилактика. ВИЧ, профилактика СПИДа.

        Поведение и психика человека (8 часов)

        Высшая нервная деятельность человека, работы И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского и П. К. Анохина. Безусловные и условные рефлексы, их значение. Познавательная деятельность мозга. Эмоции, память, мышление, речь. Сон и бодрствование. Значение сна. Предупреждение нарушений сна. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер, одаренность. Психология и поведение человека. Цели и мотивы деятельности. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека.

        Человек и его здоровье (2 часа)

        Здоровье человека. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Защитно-приспособительные реакции организма. Факторы, нарушающие здоровье (гиподинамия, курение, употребление алкоголя, несбалансированное питание, стресс). Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.

Человек и окружающая среда. Значение окружающей среды как источника веществ и энергии. Социальная и природная среда, адаптации к ним. Краткая характеристика основных форм труда. Рациональная организация труда и отдыха. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях, как основа безопасности собственной жизни. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды.

9-й класс (66 часов; из них 1 час резервное время)

        Введение (2 часа)

Научные методы изучения, применяемые в биологии: наблюдение, описание, эксперимент. Гипотеза, модель, теория, их значение и использование в повседневной жизни. Биологические науки. Роль биологии в формировании естественно-научной картины мира. Основные признаки живого. Уровни организации живой природы.

        Клетка (8 часов)

        Клеточная теория. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Строение клетки: клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, ядро, органоиды. Многообразие клеток. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Хромосомы и гены. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболевания организма. Деление клетки – основа размножения, роста и развития организмов.

        Лабораторная работа

  1. Изучение клеток и тканей растений и животных на готовых микропрепаратах

        Организм (23 часа)

        Клеточные и неклеточные формы жизни. Вирусы. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Особенности химического состава  организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме. Обмен веществ и превращения энергии – признак живых организмов. Питание, дыхание, транспорт веществ, удаление продуктов обмена, координация и регуляция функций, движение и опора у растений и животных. Рост и развитие организмов. Размножение. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Приспособленность организмов к условиям среды.

        Лабораторная работа

  1. Выявление изменчивости. Построение вариационной кривой

        Вид (12 часов)

        Вид, признаки вида. Вид как основная систематическая категория живого. Популяция как форма существования вида в природе. Популяция как единица эволюции. Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции. Основные движущие силы эволюции в природе. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Происхождение основных систематических групп растений и животных. Применение знаний о наследственности, изменчивости и искусственном отборе при выведении новых пород животных, сортов растений и штаммов микроорганизмов.

        Лабораторная работа

  1. Выявление приспособлений у организмов к среде обитания (на конкретных примерах)

        Экосистемы (20 часов)

        Экология, экологические факторы, их влияние на организмы. Экосистемная организация живой природы. Экосистема, ее основные компоненты. Структура экосистемы. Пищевые связи в экосистеме. Взаимодействие популяций разных видов в экосистеме. Естественная экосистема (биогеоценоз). Агроэкосистема (агроценоз) как искусственное сообщество организмов. Круговорот веществ и поток энергии в биогеоценозах. Биосфера – глобальная экосистема. В. И.  Вернадский – основоположник учения о биосфере. Структура биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Ноосфера. Краткая история эволюции биосферы. Значение охраны биосферы для сохранения жизни на Земле. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы. Современные экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь окружающих людей. Последствия деятельности человека в экосистемах. Влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.

        Экскурсия «Изучение и описание экосистемы своей местности»

Тематическое планирование

Название блока

Название темы

Количество часов, отводимых на освоение темы

5-й класс

Живые организмы

Введение

6

Строение организма

10

Многообразие живых организмов

16

Резерв

2

Всего

34

6-й класс

Живые организмы

Особенности строения цветковых растений

15

Жизнедеятельность растительного организма

10

Классификация цветковых растений

5

Растения и окружающая среда

4

Всего

34

7-й класс

Живые организмы

Зоология – наука о животных

3

Многообразие животного мира: беспозвоночные

34

Многообразие животного мира: позвоночные

22

Эволюция и экология животных. Животные в человеческой культуре

3

Резерв

4

Всего

68

8-й класс

Место человека в органическом мире

5

Физиологические системы органов человека

Регуляторные системы – нервная и эндокринная

9

Сенсорные системы

6

Опорно-двигательная система

5

Внутренняя среда организма

4

Сердечно-сосудистая и лимфатическая системы

4

Дыхательная система

3

Пищеварительная система

5

Обмен веществ

5

Покровы тела

2

Мочевыделительная система

2

Репродуктивная система. Индивидуальное развитие организма человека

5

Поведение и психика человека

8

Человек и его здоровье

2

Резерв

3

Всего

68

9-й класс

Общебиологические закономерности

Введение

2

Клетка

8

Организм

23

Вид

12

Экосистемы

20

Резерв

1

Всего

66


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии для 5 класса по учебнику: В.В.Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс.

Рабочая программа по биологии составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государстве...

Рабочая программа по биологии для 7 класса по учебнику Сонина. Автор Данилова Наталья Вячеславовна учитель биологии высшей категории МОУ "СОШ №43" г.Саратова

Данная программа составлена с учетом ФГОС. Вней определены личностные, метапредметные и предметный цели изучения курса. Разработанную программу можно использовать при составлении своей рабочей програм...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы. Учитель биологии Архипкина А.П. МОУ Куркинская СОШ №1

Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального Государственного стандарта 2004г. Преподавание курса "Общая биология" в 10-11 классе осуществляется по примерной программе для общеобраз...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии для 7 класса по учебнику Константинова В.М. " Биология 7 класс", изд. Вентана -Граф

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта (2010 г.), Примерной программы по биологии для основной школы //Примерные программы по учебным предметам...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...