Разработка урока "Отделы головного мозга" 8 кл
план-конспект урока по биологии
Тема урока отвечает на следующие вопросы: - Как изменялся в процессе эволюции головной мозг у Позвоночных? - Когда стали люди задумываться о строении головного мозга? - Зависит ли вес мозга от веса тела? - Как устроены отделы головного мозга, и каковы их функции.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: «СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ГОЛОВНОГО МОЗГА. ОТДЕЛЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА»
Цель урока | Создать условия для изучения строения и функций головного мозга |
Тип, вид урока | Комбинированный; урок систематизации знаний; изучение нового материала и первичное закрепление. Комплексное применение знаний, умений и навыков. |
Планируемые предметные результаты | Обучающиеся будут знать роль регуляторных систем; научатся называть особенности строения и функции головного мозга, распознавать и описывать на таблицах основные отделы ГМ; характеризовать роль и механизмы работы отделов ГМ в регуляции жизнедеятельности организма; выявлять существенные признаки строения и функционирования органов чувств; соблюдать меры профилактики заболеваний органов чувств; делать выводы по результатам работы; объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни. |
Личностные результаты | У обучающихся будут сформированы: познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение данного предмета в рамках знаний естественных наук; коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями в процессе учебной деятельности. |
Метапредметные универсальные учебные действия (УУД) | Регулятивные: обучающиеся научатся работать с учебными материалами; выполнять задания в соответствии с поставленной целью; составлять план ответа и отвечать на вопросы; получат возможность определять учебную задачу на основе уже имеющихся знаний и определения новых; научатся адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами. Познавательные – научатся устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; применять приемы работы с информацией: искать, отбирать и систематизировать в источниках конкретизированную информацию; получат возможность определять разнообразие способов решения учебной задачи. Коммуникативные – научатся принимать участие в работе группами; использовать в групповом общении правила вежливости; научатся принимать альтернативное мнение и позицию другого ученика, выстраивать партнерские взаимоотношения; умения адекватного средства устного общения для решения общих задач; будут учиться применять умения использовать речевые средства для аргументации своего мнения, сравнивать разные мнения, умения и опыт межличностной коммуникации. |
Формы обучения | Фронтальная, групповая, индивидуальная |
Методы обучения | Словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение) |
Оборудование | Таблицы «Строение отделов мозга», «Строение головного мозга», «спинной мозг»; рисунки из учебника и другой учебной литературы с изображением строения отделов ГМ; интерактивная доска; Интернет-презентация сетевой версии; индивидуальная презентация по теме урока |
Образовательные ресурсы | https://ecoportal.info/; https://russia.birds.watch/v2checklist.php?l=ru; https://hotplayer.ru; https://golovaimozg.ru/stroenie ; https://yandex.ru/images/search?text=отделы головного мозга&stype |
Понятия и термины | Головной мозг, отделы ГМ: ствол мозга, продолговатый М, средний М, верхние и нижние бугры четверохолмия, мозжечок, промежуточный М, таламус, гипоталамус, мозолистое тело, кора мозга, большие полушария, борозды, извилины |
Время проведения | 45 минут |
Организационная структура урока
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Многообразие птиц в природе. Экологические группы птиц»
Цель урока | Создать условия для развития знаний о многообразии птиц; способствовать развитию умений определять экологические группы птиц в связи с отношением к сезонным явлениям и местам их обитания; сформировать представление о значении птиц в природе и жизни человека |
Задачи | 1) обобщить и систематизировать знания учащихся о приспособленности птиц к полету; 2) выявить особенности строения птиц, связанных со средой обитания и сезонными явлениями, с особенностями кормовой базы; 3) сформировать знания учащихся об экологических группах птиц, значении птиц в природе и жизни человека |
Оборудование | Таблицы «Скелет птицы», «Строение пера», рисунки из учебника и другой учебной литературы с изображением строения птиц; интерактивная доска; определители птиц; Интернет-презентация сетевой версии; индивидуальная презентация по теме урока |
Тип, вид урока | Комбинированный; урок систематизации и обобщения знаний и умений; изучение нового материала и первичное закрепление |
Формы обучения | Фронтальная, групповая, индивидуальная |
Методы обучения | Словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение) |
Личностные результаты | Будут сформированы: любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук; коммуникативные компетенции в общении и сотрудничестве в командной работе с одноклассниками, с учителем; уважительное и доброжелательное отношение к мнению другого человека; ценности жизни других живых организмов; понимание значения в жизни человека важности других видов животных, обитающих рядом с ним. |
Метапредметные универсальные учебные действия (УУД) | Регулятивные: обучающиеся научатся работать с учебными материалами; выполнять задания в соответствии с поставленной целью; составлять план ответа и отвечать на вопросы; получат возможность определять учебную задачу на основе уже имеющихся знаний и определения новых; научатся адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами. Познавательные – научатся составлять причинно-следственные связи по изучаемой информации; находить и отбирать в источниках конкретизированную информацию, ее систематизировать; получат возможность определять разнообразие способов решения учебной задачи. Коммуникативные – научатся принимать участие в работе группами; использовать в групповом общении правила вежливости; научатся принимать альтернативное мнение и позицию другого ученика, выстраивать партнерские взаимоотношения; умения адекватного средства устного общения для решения общих задач; будут учиться применять умения использовать речевые средства для аргументации своего мнения, в дискуссии аргументировать свою точку зрения; сравнивать разные мнения. |
Понятия и термины | Оседлые, кочующие, перелетные птицы; половой диморфизм; птенцовые и выводковые птицы; |
Образовательные ресурсы | https://ecoportal.info/; https://russia.birds.watch/v2checklist.php?l=ru; https://ptici.info/; https://hotplayer.ru; |
Время проведения | 45 минут |
Организационная структура урока
№ п/п | Этап урока, цель | Метод. прием | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Текущий контроль | Время |
I | Актуализация опорных знаний | Фронтальная беседа по вопросам | Актуализация знаний обучающихся для изучения нового материала. Осуществление фронтального опроса; контроль правильности ответов - Целью нашего урока является обобщение и систематизация уже имеющихся знаний о классе Птицы, а также сегодня мы будем говорить о многообразии птиц, об их связи с местами обитания, способами добывания пищи и значении в природе. Но прежде необходимо вспомнить, какие особенности строения имеют класс Птицы. 1.От какого класса произошли птицы и кого называют прародителем современных птиц? 2.Какие особенности строения отличают птиц от других наземных позвоночных животных? 3.По способу передвижения, на какие три группы подразделяют птиц? | Определяют связь изученного материала о птицах с получением новых знаний; делают выводы о цели изучения нового материала. Слушают вопросы учителя; отвечают на вопросы; слушают мнения одноклассников; осуществляют анализ ответов в связи с целевой установкой Ребята в своих ответах связывают особенности внешнего и внутреннего строения птиц в связи с полетом; один из учащихся показывает на муляже или таблице отличительные особенности скелета; отсутствие зубов и мочевого пузыря, возможность освобождения кишечника в полете; двойное дыхание. | Устные ответы на вопросы учителя | 5 мин |
Фронтальный индивидуальный опрос по схемам | Что даёт птице возможность парить в воздушном пространстве и не падать на землю?», т.е. «Почему птицы летают?» Обучающимся раздаются распечатанные схемы строения крыла и пера. Задание: на данных схемах необходимо подписать названия всех составляющих структур крыла и пера - Для сверки правильных ответов обратимся к строению крыла и микроскопическому строению пера, изображенные на слайде крылья и составляющие их специально устроенные перья. | Обучающиеся подписывают в распечатках названия всех составляющих структур строения пера и крыла птицы. Выполнив задание, передают свои распечатки соседу по парте, либо соседу напротив. Ребята-соседи проверяют, исправляют ошибки. Учащиеся смотрят на изображение строения крыла и пера, выведенное на экран интерактивной доски, сверяют схематично с зарисованным строением крыла и пера, исправляют, если есть в распечатках ошибки. | Сверяют с изображением на слайде составляющие крыльев и перьев. | 5 мин | ||
II | Изучение нового материала Мотивация к формулированию темы и постановке задач урока. В ходе разбора материала записывание в тетради информации по уроку, составление плана работы; запись опорного конспекта урока; работа в группах | Вводная беседа Работа со схемами, оформление в тетради опорного конспекта Работа с информацией Приложения№4, с картинками учебника, со слайдами презентации Беседа по полученной информации | - Зачем нам нужны все эти знания о птицах? - Как птицы летают, мы уже знаем. А вот зачем такое многообразие птиц в природе?
Запишите тему нашего урока «Экологические группы птиц»
- Жизнь птиц осуществляется ритмически и связана с изменениями их обмена веществ, поведения, популяционной организации. В первую очередь, биологический ритм птиц обусловлен сезонными изменениями светового режима. Во вторую – количество и разновидности кормов служит сигналом к гормональным изменениям в организме птиц. Это определяет годовой ритм состояния организма птицы. Для тропических птиц таким сигналом является влажность, т.е. чередование влажного и сухого периодов. Таким образом, годовой жизненный ритм складывается из ряда биологических периодов, в каждом из которых преобладает то или иное биологическое явление: например, спаривание, откладка яиц, линька, миграция и т.п В зависимости от того, как птицы реагируют на сезонные явления, их подразделяют на три основные группы: 1 группа – Оседлые птицы: весь год живут в одной и той же местности, делают небольшие запасы на зиму; многие гнездятся близ человеческого жилья (воробьи, голуби, поползни). (Слайд об оседлых птицах) 2 группа – Кочующие птицы: небольшими стаями откочевывают на юг, но каждый раз поселяются на новые места обитания, т. е. не имеют постоянных зимовок и гнездовье временное (грачи, снегири, синицы). (Слайд о кочующих птицах) 3 группа – Перелетные птицы: в конце лета, осенью, когда уменьшается световая фаза дня и наступают холода, эта группа птиц улетает в теплые страны. Они придерживаются постоянных мест зимовок и гнездования (утки, соловьи, лебеди) (Слайд о перелетных птицах) - А теперь обратим свое внимание на текст в учебнике с.142-153 «Отряды птиц»; рассмотрим картинки и подробнее самостоятельно прочитаем об этих группах птиц в прилагаемой таблице «Приложение №4». Географическое распространение птиц очень широко. Птицы приспособились к самым разнообразным местам обитания, и заселяют всю поверхность планеты. Всех птиц распределяют по местам их обитания: 1.Водоплавающие птицы. 2.Птицы побережий, или водно-воздуш- ных территорий. 3.Птицы болот и прибрежных территорий. 4.Птицы степей и пустынь. 5.Птицы леса. 6.Птицы открытых воздушных пространств, или культурных ландшафтов. 7.Луговые и полевые птицы - Что является основной мотивационной причиной столь разнообразного расселения птиц по местам их обитания? | Возможные варианты ответов обучающихся на вопросы: связь многообразия птиц в природе с местами обитания, кормовой базой; строительством гнезд, с перелетом птиц; спасение от врагов; формирование пищевых цепей; создание сообществ в биотопах. Учащиеся записывают схематично, в виде опорного конспекта основную информацию по теме. (Схема записана на доске и на слайде) Учащиеся читают, рассматривают картинки в учебнике, на слайдах презентации; изучают информацию «Приложение 4». Возможные ответы учащихся:
| Отвечают на вопросы | 10 мин |
III | Усвоение новых знаний и способов действий. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы; подведение обучающихся к самостоятельному способу поиска информации и ее изложения | Работа в группах | Учитель делит класс на 3 равные группы; раздает задания каждой группе. Задание для группы №1: с помощью Определителя птиц определите представителей разных Отрядов птиц по соответствию экологических групп, реагирующих на сезонные изменения (5-6 примеров разных видов). Задание для группы №2: с помощью Определителя птиц представителей разных Отрядов птиц Санкт-Петербурга и Лен. обл. распределите птиц по соответствию экологических групп, реагирующих на сезонные изменения данного региона (5-6 примеров разных видов) Задание для группы №3: определите птиц РФ соответствии экологических групп по местам их обитания из предлагаемого определителя. Перечислите их названия, места обитания, отличительные признаки (5-6 примеров). | На эл. доске слайд с разными группами птиц вперемешку; учащимся выдан определитель птиц; ребята данной группы выписывают названия птиц по отношению к экологической группе. Ребята данной группы соотносят по экологическим группам птиц СПб и Лен. обл | Для ответа (по желанию) приглашается от каждой команды учащийся; далее обсуждение с классом причин расселения птиц, связанных с их местами обитания. Заслушиваются ответы | 10 мин |
Беседа, основанная на имеющихся знаниях. Формирование причинно-следственных связей | - А сейчас на минуточку давайте расслабимся, закроем глаза, послушаем пение птиц и представим себя где-нибудь в весеннем лесу. Это будет нашей физкультминуткой. (Включение 1-2 вариантов пения птиц на сайте «Голоса птиц». Ребята слушают пение птиц в лесу) - Как вы думаете, о чем говорят напевные голоса птиц? - Что могут выражать птицы своим пением, либо звуками? Много интересных фактов о своей жизни нам могут рассказать сами птицы. - На основании чего птицы приобрели индивидуальные особенности во внешнем и внутреннем строении? Да, птиц подразделяют еще и по способу получения питания. Обратите внимание на признаки в строении тела, клюва, конечностей, когтей. А вот на какие группы по получению пищи подразделяют птиц, вы, ребята, попробуйте определите самостоятельно, а потом мы сверим наши ответы Обращение обучающихся к определителям птиц, картинкам в учебнике и таблицам; поиск информации в тексте параграфа
- Но и это еще не все знания, касающиеся организации жизни птиц. Птиц подразделяют по степени их развития на: птенцовых и выводковых (Обращение к тексту учебника, картинкам и слайдам; схематичная запись в тетрадь). У птенцовых (воробьиные, дятлы, голуби и др) – птенцы вылупляются из яйца слепые, почти или полностью голые; они не способны добывать корм самостоятельно сразу. У выводковых (водоплавающие, куриные) – птенцы рождаются зрячими, опушенными, активно передвигающиеся, способные сразу же самостоятельно добывать корм. (Обратить внимание учащихся на рисунки и слайды, на которых изображены развитие птиц) Как правило, у выводковых птиц птенцов в выводке бывает больше, чем у птенцовых. Как вы думаете, почему существует такая разница? | Возможные ответы учащихся: 1) Самцы привлекают самок для вития гнезда. 2) Соперничество самцов перед друг другом 3) Сообщение всем сородичам по виду, или другим видам сообщества, что данное место уже занято 4) Сообщение, что в этом месте есть пища, либо ожидает опасность. 5) Сообщение о радостных событиях жизни, такие как: нашли много еды, отложили яйца, вылупились птенцы и т.п. Обучающиеся самостоятельно определяют признаки строения тела, связанные с разными способами добычи пищи. Возможные ответы учащихся: 1) По строению лицевого диска, активности органов чувств. 2) Разная величина тела и окрас у самцов и самок – половой диморфизм. 3) Разное строение клюва. 4) Разные по цепкости когтей: служат для захвата пищи; для удерживания собственного тела на ветке, либо на каменистых или других поверхностях Учащиеся записывают схематично в тетрадь птиц по способу питания Возможные ответы учащихся: у выводковых птиц достаточно продолжительный период эмбрионального развития (более 3-х недель), чем у птенцовых; также выводковым птицам гнездо необходимо лишь для высиживания птенцов, поэтому гнезда выводковых птиц незамысловаты и просты в устройстве. А т.к. птенцы у птенцовых рождаются слабые, голые, беспомощные, то в гнезде им необходимо быть до того, пока не научатся летать | 5 мин | |||
IV | Первичное закрепление изученного материала. Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности | Беседа, основанная на имеющихся знаниях. Формирование причинно-следственных связей | - На нашей огромной планете птицы освоили все возможные места обитания и являются нашими собратьями по царству, и соседями по месту жительства. Многие из них привыкли к присутствию человека, а человек некоторых из них еще одомашнил. - Назовите птиц, одомашненных человеком, и что явилось причиной их одомашнивания? - Все живые организмы существующие в природе, несут свое важное (или не очень) значение. Мы достаточно уже много знаем о птицах и теперь постараемся сделать выводы о значении птиц. Итак, - Какую роль играют птицы в природе и для человека? | Возможные ответы учащихся: гуси, утки, голуби, попугаи. 1. Регулируют численность насекомых и мелких грызунов. 2. Птицы сами служат пищей и являются важным звеном в цепи питания многих животных. 3. Распространяют семена. 4. Являются опылителями некоторых тропических растений (колибри) 5. Уничтожают вредителей сельскохозяйственных угодий и грызунов. 6. Человек использует в пищу мясо и яйца птицы. 7. Являются санитарами природы. | Устные ответы | 4 мин |
V | Рефлексия учебной деятельности | Обобщающая беседа, основанная на имеющихся знаниях. Формирование причинно-следственных связей | - Что нового вы узнали на уроке? - Какие затруднения у вас возникли при изучении материала и работе на уроке? (Если позволяет время, вопросы на смекалку и имеющиеся знания) 1.Почему чаще всего в качестве символов на гербах различных государств изображают птиц? 2.Какие изменения произойдут в природе, если птиц на земле будет мало, или не будет совсем? 3.Какая из биологических наук изучает птиц? 4.Какие важные органы во внутреннем и внешнем строении птицы повлияли на изобретение необходимых для человеческого быта предметов и технологий? 5. Переворачивают ли птицы яйца в гнезде? 6. Какую птицу называют пернатой кошкой? | Формулируют выводы о принадлежности птиц к экологическим группам по сезонным явлениям, по местам обитания, по способам питания, по развитию. Отвечают на вопросы | Устные ответы | 5 мин |
VI | Подведение итогов; оценки | Оценки | Оценивание работы обучающихся во время урока; озвучивание оценок. | Осуществляют самоанализ собственной деятельности | Устные ответы | 1 мин |
Домашнее задание | &&28-30; | Запись домашнего задания в дневник |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Тема: «Органы чувств или анализаторы»
Тип урока: систематизации и обобщения изученного материала; урок-игра
Методы обучения: репродуктивный, исследовательский
Задача урока: на основе повторения изученного материала дать понятие о взаимодействии органов чувств при познании внешнего мира и в трудовой деятельности; способности замены одного утраченного анализатора свойствами другого.
Оборудование: демонстрационный материал: таблицы всех анализаторов, модель глаза и уха; видеопрезентация; диск с кинофильмом; раздаточный материал: «беруши», повязка на глаза,
План урока
Приветствие учащихся; мотивация
Добрый день, ребята! Сегодня у нас состоится урок, который обобщит наши знания по органам чувств.
- Как Вы думаете, что такое чувство?
- Сколько у человека органов чувств? (ответы учащихся)
Чтобы понять это, немного проверим свои знания.
1. Проверка знаний:
(На парты разложить листочки для заполнения интеллект-карт)
- Учащиеся класса заполняют мини интеллект-карты по данной теме: обозначить все составляющие признаки органов чувств (3 мин)
- - Каким еще термином называют органы чувств? И что вы знаете про органы чувств как об анализаторах? (ответ учащегося)
Учитель: (Если знают ответ, то провести Блиц-опрос; если не знают, то объяснить)
(ответы учащихся на вопросы) (5) (сопровождаются слайдами презентации)
А) Почему органы чувств называют АНАЛИЗАТОРАМИ и что это такое? (ответы учащихся)
(Анализаторы – это сложная система, обеспечивающая анализ раздражений, т.е. выделение, различение среди многих сигналов, поступающих из внешней среды. Иначе, анализаторы – это органы чувств, являющиеся прямыми проводниками между нервной системой организма и внешним миром. Их деятельность производится посредством сбора информации, ее обработки и передачи в определенную зону коры головного мозга) (Собирают, обрабатывают, передают информацию в головной мозг)
Б) Какие анализаторы есть у млекопитающих и какие сигналы они различают? Перечислите их. (Глаза – зрительный анализатор, принимающий световой сигнал; уши – слуховой анализатор, передают звуковой сигнал; нос – орган обоняния, передающий запаховый сигнал; язык – орган, участвующий в речи, но главное определяющий и передающий вкусовой сигнал; кожа – выполняющий кожно-мышечную чувствительность – самый большой орган в организме, определяющий прикосновение и передающий тактильный сигнал).
В) Как устроен анализатор и его механизм передачи сигналов?
(Анализатор состоит из трех частей: 1) органа с рецепторами; 2) проводника, роль которого выполняет чувствительный нейрон; 3) соответствующего центра в зоне коры головного мозга. Например, зрительный анализатор = рецепторы глаза + чувствительный нейрон зрительного нерва + зрительная зона коры головного мозга) (Привести свои прмеры)
Г) Где находятся участки коры головного мозга, отвечающие за обработку информации от анализаторов?
(Затылочная доля – зрительная зона; височная доля – слуховая и обонятельная зоны; теменная доля – зоны осязания и движения; вкусовая доля – средний мозг, таламус и внутренняя поверхность височных долей) (Привести свой пример)
2. Постановка проблемы: «Может ли человек восполнить или заменить свойство утраченного органа чувств» Групповая работа: учащиеся разбиваются на 4 команды.
Учитель: В познании вещей и явлений внешнего мира участвуют все анализаторы. Каждый предмет, вещество или тело; будь то солнце, дерево, вода или ползающий муравей, воздействует на несколько рецепторов различных анализаторов. В результате объединения деятельности анализаторов мы получаем представления о тех или иных вещах и явлениях. Например, мы не воспринимаем отдельно запах цветка розы от ее вида. Мы представляем себе ее цвет, форму, запах и нежность ее лепестков вследствие совместной деятельности зрительного, обонятельного и кожно-мышечного анализаторов. Целостное восприятие предметов создается в коре головного мозга как результат взаимодействия возбуждений разных анализаторов. (Привести свои примеры)
Такое же взаимодействие помогает нам при трудовой деятельности. Например, когда студент, находясь в аудитории на занятиях, поглощен выполнением заданий и записыванием лекций, у него работают в основном следующие органы чувств: глаза, слух, кожно-мышечная чувствительность.
(Привести свой пример)
Например: Рабочий, обтачивающий на станке деталь: (перечислите, какие органы чувств у него задействованы?) глазами контролирует движение резца. кожно-мышечное чувство — нажим на резец; слух – улавливает звуки от движения станка и снимающейся стружки.
Так человек организует свою обыденную жизнь, используя все органы чувств.
Задание учащимся: Придумайте примеры деятельности человека, в которой участвует несколько анализаторов (учащиеся придумывают примеры; 2 мин на придумывание; 3 мин. на озвучивание)
Учитель В постановке проблемы звучало: «Может ли человек, утративший какой-либо анализатор, заменить его другим?» Приведите свои примеры (3 мин)
Учитель При утрате или ослаблении какого-либо из органов чувств, происходит замена одних органов чувств другими: у слепых очень сильно развивается слух и осязание (например, в к-ф США «Слепая ярость») Кожная чувствительность понижается при утомлении, при сильном возбуждении коры. Например, в пылу боя люди часто не чувствуют боли при ранении. Снижает осязательную чувствительность и алкоголь.
Чтобы понять как чувствуют себя люди, имеющие некоторые ограничения в работе органов чувств, примерим данную ситуацию на себя. Мы с Вами поиграем.
Задание №1 (4 мин)
В кабинете из нескольких стульев и парт соорудить проходы с ограничениями и узкими коридорами. Вдоль этих проходов наклеить белым скотчем стрелки (чтобы было понятно, как комментировать группой поддержки) прохождение товарищем препятствий. Учащемуся завязать глаза, в руки дать стакан, до верха наполненный водой. Группа поддержки направляют своего товарища при помощи следующих слов: вход, выход, прямо, вправо, влево, назад, стоп, поворот, вернись, идти, развернись на 3600, повернись влево/вправо на 900;
Задание №2 (3 мин)
Учащемуся в уши вставить «беруши» и завязать глаза. У его ушей хлопать хаотично в ладоши. Учащийся должен определить по движению воздуха количество ударов в ладоши.
(Дети делают выводы, как чувствовали себя при утрате функциональности одного из органов чувств) (Сообщения детей 3 мин)
(Пример от Учителя)
3. Решение биологических задач. Групповая работа. Игра «Что? Где? Когда?» (16-18 мин)
Учащиеся разбиваются на 4 команды по 5-6 чел; определяют принадлежность к цвету (для различия) и отвечают устно на 3 вопроса по очереди; до 1 мин на подготовку ответа; до 1 мин. на ответ. Вопросы выбираются капитаном команды по методу выбора экзаменационных билетов; время на обсуждение всех вопросов в команде 3 мин. Засчитывается личный и командный зачет; за правильный ответ команда получает «+2» балла; за неправильный ответ «-1» балл; если на вопрос вообще нет ответа, он передается другой команде и идет ей в зачет «+1» балл. Во время обсуждения учитывается дисциплина в команде. Если будут выкрики, дается штрафное очко «-1» балл. Самой организованной команде добавляется «+1» балл. (Жюри из учителей оценивает ответы и ведут учет)
1). Чем объяснить, что у собаки наблюдается высокая чувствительность к запахам животных и малая чувствительность к запахам растений? (Собаки по своей природе – хищники, прародителями которых являются волки. Это объясняет гипертрофированную чувствительность к животным, т.к. они являются их добычей или они представляют для собак опасность).
2) У первых в отличие от вторых есть веки и ушные отверстия. Так, в сомнительных случаях ученые рекомендуют отличать рептилий. Каких? (ящериц и змей)
3) Известно, что змеи глухи. Но, заклинатели змей в своих выступлениях используют флейту. Играя на ней из мешка или корзины поднимается голова кобры и реагирует на все движения хозяина-флейтиста. Как же влияет темп и ритм музыки на скорость змеи и на что реагируют змеи?
(Они реагируют на частоту колебаний воздуха, возникающих от движений заклинателя и от звуков флейты)
4) Живущая в жаркой песчаной пустыне ящерица Молох научилась переживать долгие засушливые климатические периоды. По утрам она замирает на некоторое время в оцепенении, а затем начинает слизывать с себя воду. Но как только пройдет редкий для пустынь дождь, она ложится в небольшую лужу и лежит в ней, пока под ней не высохнет даже земля. Каким свойством обладает Молох, чтобы накопить воду? (Утренний перепад температур с холодных на теплые дает конденсат влаги. Молох слизывает «росу» с себя, а также кожа Молоха обладает редким качеством «промокашки». При наступлении дождя, ящерица впитывает в себя влагу и аккумулирует ее)
5) Какая рыба получила свое название буквально за красивые глаза? (Окунь, от слова «око»)
6) Эта птица не будет «срываться с небес» и довольствоваться одной рыбой, когда пролетает над океаном или морем. Но разглядев рыбий косяк с 20-30-метровой высоты, пикирует на него, при этом птица является водоплавающей и останавливается лишь только на «дозаправку», мигрируя к пункту назначения. Что это за птица?
(Пеликан; у него хорошее зрение и может с высоты разглядеть большие косяки рыб. Частично пеликан рыбу не ловит в целях экономии сил; он набивает свой зоб в прок, что и помогает ему совершать большие перелеты)
7) Известно, что нос – орган обоняния, т.к. на слизистой оболочке располагаются особые рецепторы, которые распознают запахи. Отсюда следует, чем больше рецепторов, тем сильнее чувство обоняния. В Китае живут обезьяны-носачи, длина носа которых достигает 10-12 см. Но они не являются в природе уникальными «нюхачами». Они живут очень мирно, никогда не дерутся и все споры решают так: два самца садятся друг перед другом и начинают кричать. Какую роль играет в решении их споров такой нос? («Кто кого перекричит – тот того и победит». В их случае нос служит своеобразным резонатором).
8) Ученые очень долго пытались (и пытаются) научить шимпанзе говорить. Но устройство гортани и голосовых связок не позволяет обезьянам воспроизводить человеческую речь. Какой же выход нашли американские ученые, супруги Гарден, чтобы общаться с обезьянами на равных.
(Они их научили языку жестов, иначе – языку глухонемых).
9) Эти животные имеют ряд уникальных способностей, в отличие от их собратьев по Типу. У них нет крыльев, но некоторые из них могут спокойно передвигаться по воздуху на большие расстояния; они не обладают сверх зрением, но имеют до 8 глаз; у них нет быстрых ног, но свою жертву они обязательно поймают; у них почти нет желудка, но пищу они потребляют в переваренном виде. Кто это, и каким образом проявляется эта уникальность? (Пауки; перелетают на расстояния и ловят добычу с помощью ловчей сети - паутины; 4-8 маленьких глазков; внешнее пищеварение).
10) Известно, что среда обитания дождевого червя – почва. После продолжительного проливного дождя на поверхности земли заметно большое количество дождевых червей. Что является причиной их появления на поверхности, а не в почве?
(На их коже есть отверстия для дыхания – дыхальца, которые участвуют в газообмене. Вода с частицами почвы склеивают их и червям нечем дышать; а также, насыщенная водой почва, превращенная в жижу не дает червю-кольчецу ощущать себя стабильно в его привычном пространстве, т.к. нарушается кожно-мышечная чувствительность (он проскальзывает)).
11) Медоносная пчела, обнаружив место, где можно собрать большое количество нектара, сообщает своим собратьям об этом танцем или жужжанием. Ученые доказали, что таким образом она передает информацию. Современные ученые уже разрабатывают методики по «дрессировке» пчел, которых могли бы использовать в военной разведке. Как же может передать пчела данную информацию об объекте или об опасности, если пчелы не обладают речью и высоким разумом? (Пчелы обладают совершенным способом передачи звука: они поют, заставляя вибрировать часть своего корпуса, благодаря частым мышечным сокращениям, что и приводит к движению, как-будто в танце. В отличие от многих других насекомых пчелы могут издавать звуки разной высоты и разных тембров. Это говорит о возможности использования пчелами изменений звука для передачи какой-либо информации; по принципу «азбуки-Морзе»).
12) Многие глубоководные рыбы в результате эволюции приобрели ужасающий монстрообразный вид. У них есть уникальные способности: все они хищники, но питаются они гораздо реже, чем их собратья по среде обитания, живущие в верхних толщах воды; живут в почти бескислородной среде, но некоторые виды являются даже долгожителями. Каким же образом они приспособились к таким суровым условиям?
(Некоторые виды приобрели специализированные признаки: например, Лягва имеет независимо друг от друга вращающиеся глаза, как у хамелеона; у Морского черта есть приманка в пасти виде червя – язык; Удильщики имеют в своем снаряжении «рыболовные снасти» – удочки-фонарики, которыми они приманивают добычу (в основном у самок; их самцы утратили многие органы: челюсти, глаза, кишечник, тем самым приобрели паразитический образ жизни; они крошечных размеров, присасываются к телу самки, как-будто прирастая)).
Подведение итогов игры «Что? Где? Когда?» (информация по преимуществу выигранных баллов в командах)
Дополнительные биологические задачи повышенной сложности (если еще есть резерв времени)
13) Согласно одному поэтическому сказанию древних греков, два музыканта – Эвн и Аристон – устроили состязание, во время которого у Эвна лопнула струна. Тогда к нему на помощь прилетела ОНА, села на место лопнувшей струны арфы и своим пением обеспечила победу. Кто это?
(цикада)
14). Почему в состоянии невесомости космонавт может ориентироваться только при помощи зрения и слуха? (В слуховом анализаторе, точнее во внутреннем ухе располагается еще один важный орган – вестибулярный аппарат, или орган равновесия. Он состоит из двух маленьких мешочков и трех полукружных канальцев. В состоянии невесомости в полостях мешочков и полукружных канальцах не может уравновеситься жидкость и выровняться кристаллы углекислого кальция. При смещении тела изменяется положение кристалликов и их давление на рецепторы равновесия, которые располагаются в стенках полостей полукружных каналов. В обычном вертикальном состоянии – жидкость принимает сбалансированный уровень).
15). Когда человек поднимается на скоростном лифте, у него слегка сгибаются колени, а когда опускается, то колени выпрямляются. Раздражение каких рецепторов вызывает этот «рефлекс лифта»?
(Из-за того, что лифт перемещается на тросах, он неустойчив и подвижен. У человека нарушается координация еще в связи с тем, что кожно-мышечная чувствительность не получает из внешней среды четких сигналов о воздушном пространстве. «Рефлекс лифта» – это защитная реакция организма, когда подвижна и неустойчива опора).
16). В сетчатке совы находятся одни палочки, а в сетчатке курицы — одни колбочки. Какими особенностями отличается зрение этих птиц? (В радужке глаза присутствуют рецепторы света – колбочки и палочки. Колбочки – это рецепторы, отвечающие за восприятие светового дня; палочки – рецепторы, воспринимающие сумеречный свет, или ночной. Такое преимущество рецепторов – у совы – палочки, у курицы – колбочки, зависит от их образа жизни: ночной и дневной)
17). Какое значение имеет высокая чувствительность органов вкуса к горьким веществам?
(Зона языка, где располагаются рецепторы, чувствующие горечь – корень языка и слизистая гортани. Это достаточно большие участки с рецепторами, по сравнению с зонами, воспринимающие кислое, соленое и сладкое)
18). Как объяснить неодинаковый вкус жидкой и крутой каши? (Разница в концентрации кристаллов солей и сахара, которые растворяются в жидкости. Чем меньше жидкости, тем менее в сухом веществе растворяются кристаллы (т.е. крепче их кристаллическая решетка, т.к. нечем разрывать химические связи между молекулами))
19). Объясните, почему наступает слепота при помутнении роговицы, хрусталика, при повреждении сетчатки, ранении зрительного нерва и контузии зрительной зоны в коре больших полушарий?
(В случае механического (химического) поражения роговицы и т.д., вызывающие травму глазного яблока, нарушается сход и преломление световых лучей, а соответственно хрусталик будет непрерывно менять свою кривизну. При такой нестабильности хрусталика рецепторы глаза не смогут равномерно принимать сигнал. Это приведет к искусственному появлению слепоты. В вязи
с ранением зрительного нерва нарушится поступление зрительных световых сигналов в зону коры головного мозга).
20). Чем отличается возрастная дальнозоркость от врожденной? Почему человек с нормальным зрением, надев очки дальнозоркого, становится близоруким? (Человек видит одинаково хорошо предметы на близком и далеком расстоянии. Это связано со свойствами хрусталика изменять кривизну и становиться более выпуклым. Хрусталик сам по себе имеет эластичную структуру.
К старости, из-за понижения эластичности хрусталика, а также недостаточного лучепреломления хрусталиком происходит затруднение рассматривания мелких предметов. В этом случае наступает старческая дальнозоркость, что можно исправить только с помощью двояковыпуклых линз. Здоровый человек, надев очки дальнозоркого не будет чувствовать ясных зрительных ощущений при рассмотрении вдаль, т.к. у него нормальная длина глазного яблока. У дальнозорких – малая длина глазного яблока, лучи от близких предметов после преломления в глазе сходятся и дают изображение позади сетчатки; у близоруких – лучи от далеких предметов после преломления сходятся впереди сетчатки)
4. Закрепление. Творческие задания.
Учащимся, разбившимся на группы раздаются стихи разных поэтов. Выбирают ассоциативный ряд, где есть описание и зрительного и слухового (или других) анализаторов.
- Перечислить ассоциации, связанные с восприятием анализаторов, выбранные из стихотворений.
- Создайте своего сверх-человека и придумайте ему неизвестные на нашей планете органы чувств, которыми он был бы наделен, а соответственно он мог бы то, чего не может обыкновенный землянин.
(На выполнение задания – 2 мин.; на представление – 3 мин)
1 группа:
«Усталый вечер»
Усталый вечер медлит у окошка,
Уже померкла яркая заря,
Затронув кроны у берез немножко
Медовой позолотой янтаря.
Смежили одуванчики ресницы,
Вдыхая терпкий луговой настой,
Пока в лесу не встрепенутся птицы,
И не растает здесь туман густой.
Тогда, чуть дрогнув, хрупкие былинки
Стряхнув росинок трепетную ртуть
В прохладной малахитовой ложбинке,-
И этот вечер больше не вернуть.
Ну, а пока усталый вечер медлит,
И зреет новый жизни череда,
В тиши слышнее трав невнятный лепет,
Ему внимает дальняя звезда.
(Татьяна Маслова-Шервуд)
2 группа:
«Радуга»
Мы радугу в небе смотрели:
Полоски цветные считали,
И каждому цвету решили
Придумать забавную тайну.
Пусть красный в любви признаётся,
Оранжевый солнцем играет,
А жёлтый тюльпаном зовется,
Зелёному - кактус оставим.
Пускай голубой будет небом,
А синий – морскою волною,
Пускай фиолетовый станет
Цветком с необычной каймою.
Мы множество «тайн» насчитали,
Их семь всего (если быть точным),
Но каждый в цветах тех увидит
Лишь то, что фантазия хочет.
(Е.Придворов)
3 группа:
«Во время грозы»
Внезапно небо прорвалось
С холодным пламенем и громом!
И ветер начал вкривь и вкось
Качать сады за нашим домом.
Завеса мутная дождя
Заволокла лесные дали.
Кромсая мрак и бороздя,
На землю молнии слетали!
И туча шла, гора горой!
Кричал пастух, металось стадо,
И только церковь под грозой
Молчала набожно и свято.
Молчал, задумавшись, и я,
Привычным взглядом созерцая
Зловещий праздник бытия,
Смятенный вид родного края.
И все раскалывалась высь,
Плач раздавался колыбельный,
И стрелы молний все неслись
В простор тревожный, беспредельный.
(Н. Рубцов)
4 группа:
«Сон и явь»
Сегодня видела во сне
Большую гору во дворе.
На ней три сосенки стояли
И птицы песни распевали.
Мелькала белка на ветвях
И заяц прятался в кустах.
В самом подножии горы
Кусты шиповника росли.
А аромат цветов его
Мешался с трелью соловьев.
И там, как будто бы на мед
Сбежался насекомый род.
Как все звенело, стрекотало,
Сверкало, фыркало, дышало!
Тот полдень майский как в раю,
Приснился словно наяву.
Глаза открыв и встав с постели,
Мне так хотелось видеть за окном.
Ту гору, снующих насекомых,
Почуять аромат цветов.
Но за окном ловил мой взгляд
Пустынный грязный двор,
Осенний листопад, промозглый дождь;
В безтравье голый куст и дерева
И в серой дымке неба облака.
(Н.Котова)
5. Заключительное слово. Учитель Мы живем на уникальной планете, где есть солнце, воздух, вода, растения, животные и мы. Нам природа дала весь набор органов чувств и самую лучшую нервную систему из всего животного мира, чтобы мы могли это видеть, слышать, чувствовать, понимать друг друга и ощущать себя в пространстве.
Не забывайте, что и органы чувств тоже требуют к себе бережного и уважительного отношения. А значит, их нужно содержать в гигиене, не перетруждать, заботиться о них.
На этом урок закончен. Спасибо вам за работу на уроке и внимание.
Оценки за урок.
Домашнее задание: повторить изученный материал.
Литература и источники:
- Биология. 8 класс: поурочные планы по учебнику Н. И. Сонина и М.Р. Сапина / авт.- сост. Т.В. Козачек. - Волгоград: Учитель, 2007.- 328с.
- Пепеляева О.А., Сунцова И. В. Биология. 8-(9) класс: Поурочные разработки к учебникам И.Н. Беляева, А.С. Батуева, А.Г. Драгомилова, Р.Д. Маша. И др. - М.: ВАКО, 2007. - 416 с.
- Контрольно-измерительные материалы. Биология:8 класс/Сост. Е.В. Мулловская. – М.: ВАКО, 2010. – 112с.
- Школа молодого учителя/авт.-сост. Л.А. Вагина, Е.Ю. Дорошенко, Т.В. Хуртова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 159с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Н.И. Сибогатулина Конспект урока по теме "Головные уборы. Снятие мерок для построения чертежа головных уборов"
Этот урок для обучающихся 6 классов школ VIII вида. Урок поможет учителям технологии дать детям теоретические знания об истории головных уборов, их классификации, правилях снятия мерок и их примннение...
Методическая разработка по дисциплине "Художественное декорирование изделий одежды" Тема: Вязание головных уборов.
Времена меняются, и с ними меняется все, в том числе и головные уборы. На смену жестким и объемным меховым и фетровым шляпам пришли удобные мягкие вязаные шапочки. Быть модницей будет совсем просто, д...
Разработки для организованной образовательной деятельности по логоритмике. Лексическая тема недели "Одежда. Головные уборы", "Обувь" (январь)
В данных разработках представлены разнообразные игры и упражнения, позволяющие не только развивать общую и мелкую моторику, двигательную координацию, стимулировать двигательную...
«Обработка поперечных срезов головного платка. Значение головных уборов для человека»
Опыт проведения интегрированных уроков есть у каждого учителя. И хоть это требует большой подготовки, эффективность таких уроков высока.Цель урока: Формирование у учащихся умений и навыков по об...
Методическая разработка урока по теме "Строение и функции головного мозга"
Данный урок знакомит обучающихся с особенностями строения и функциями отделов головного мозга: продолговатого и среднего мозга, мозжечка....
Разработка урока(8 класс) по теме "Строение и функции головного мозга
Цели и задачи урока:образовательная– дать общие топографические сведения о положении головного мозга в черепе, его строении и функциях,- раскрыть роль продолговатого, среднего, промежуточного мозга и ...
Задания для самостоятельной работы с учебником. "Головные уборы. Летние головные уборы" для 6 кл.
Для коррекционных школ для обучающихся с ОВЗ. Головные уборы. Летние головные уборы (с. 148-152 учебника «Швейное дело» для 6 класса Картушина Г.Б., Мозговая Г.Г.)...