РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДПРОФИЛЬНОГО КУРСА «БИОЛОГИЯ И БУДУЩАЯ ПРОФЕССИЯ
календарно-тематическое планирование по биологии (9 класс)

предпрофильный курс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon predprofilnyy_kurs_9.doc107 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3

с углубленным изучением отдельных предметов»  г. Усинска

«РЕКОМЕНДОВАНА»

Педагогическим советом

Протокол  от « 31» августа 2018 г.

«УТВЕРЖДЕНА»

Приказ  № 441 от «31» августа 2018 г.

Директор                              Н. В. Акулова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПРЕДПРОФИЛЬНОГО КУРСА

«БИОЛОГИЯ И БУДУЩАЯ ПРОФЕССИЯ»

для 9 классов

ФГОС ООО

2018 год

I. Пояснительная записка

Рабочая программа предпрофильного курса «Биология и будущая профессия» для учащихся 9 классов МАОУ СОШ 3  УИОП г. Усинска  составлена в соответствии с:

  • Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря  2010 г. № 1897 (с изменениями от 29.12.2014);
  • требованиями основной образовательной программы основного общего образования МАОУ СОШ 3 УИОП г. Усинска;
  • требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждёнными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 189;
  • с учётом примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол  от 08.04.2015 г. №1/15).

Рабочая программа предпрофильного курса «Биология и будущая профессия» для учащихся 9 классов составлена на основе авторской программы предпрофильного курса Малиновской Н.В. «Биология и будущая профессия», СПб, СМИО Пресс, 2009 г.

Особенности современной социально -  экономической ситуации, отразившееся на нестабильности рынка труда, появление новых профессий и специальностей, возросшие требования общества к уровню профессиональной подготовленности кадров требуют от выпускников школ особой ответственности и осознанности при выборе будущей профессии. Правильно выбранная профессия способствует формированию гармоничной личности, реализации её творческого потенциала, а также процессу социальной адаптации. Значительная часть учащихся, выбирая профиль обучения, ориентируются, прежде всего, на область будущей профессиональной деятельности. Поэтому необходимо подробно познакомить школьников с различными профессиями и специальностями в области биологии, акцентировать их внимание на прикладном использовании биологических знаний.

Цели и задачи курса:

  1. Профессиональное просвещение учащихся относительно профессий и специальностей, связанных с современной биологией.
  2. Расширение знаний о практическом применении биологических знаний.
  3. Формирование элементарных профессиональных умений.
  4. Исследование и развитие профессионально важных качеств личности учащихся.
  5. Формирование профессиональной направленности личности учащихся.
  6. Развитие познавательного и профессионального интереса к биологии.

Учебный план школы отводит для обязательного изучения предпрофильного курса «Биология и будущая профессия» на уровне основного общего образования в 9  классах 34 часа (из расчёта 1 учебного часа в неделю).

УМК:

1. Программа предпрофильного курса «Биология и будущая профессия» для учащихся 9 классов составлена на основе авторской программы предпрофильного курса Малиновской Н.В. «Биология и будущая профессия», СПб, СМИО Пресс, 2009 г.

II. Планируемые результаты изучения курса

Изучение предпрофильного курса «Биология и будущая профессия» на уровне основного общего образования даёт возможность учащимся достичь следующих результатов:

Личностные УУД:

• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

• знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

• сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;

• формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

• формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;

• освоение социальных норм и правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенции с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

• развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

• формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

• формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

• осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные УУД:

Регулятивные УУД:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
  • умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).

Познавательные УУД:

  • анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;
  •  выявлять причины и следствия простых явлений;
  •  осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;
  •  строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  •  создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
  •  составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.);
  •  преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и т. д.);
  •  определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

  •  самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);
  •  в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
  •  учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
  •  понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
  •  уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Предметные умения:

  • усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;
  • формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
  • приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
  • формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, видов растений и животных;
  • объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родства, общности происхождения и эволюции растений и животных;
  • овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;
  • формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
  • освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных,-ухода за ними.

III. Содержание курса 

В содержание курса включены следующие разделы:

  1. Об истории биологических открытий и профессиональном становлении известных учёных – биологов, естество – испытателей, врачей и др.;
  2. О современных в области биологии;
  3. О практическом использовании биологических знаний;
  4. О содержании и особенностях профессий, связанных с биологией;
  5. О средствах, орудиях и месте труда;
  6. О системе подготовки кадров по биологическим профессиям;
  7. О перспективах развития профессий в области биологии;
  8. О необходимых профессионально важных личностных качествах.

Современная биология и профессии: прикладное использование биологических знаний.

Место труда, средства труда, система подготовки кадров. ВУЗы, техникумы, колледжи, лицеи и ПТУ. Предмет труда, профессии типа «человек-человек», «человек-природа», «человек-знаковая система», «человек-художественный образ», «человек-техника».

Профессиональные интересы и мотивы, их изучение; профессиональные способности, качества личности.

Медицинские профессии.

Профессия – учитель биологии. Взаимосвязь биологии и медицины.

Аграрные профессии, их специфика и способы получения; ветеринарный врач, зоотехник, зооинженер,  животновод, фермер.

 Агроэколог, агроном, растениевод, полевод, садовод, овощевод, почвовед.

Профессии в области генетики, цитологии, микробиологии, эмбриологии, селекции.

 Значимость экологических профессий.

Инженер лесопаркового хозяйства, инженер-архитектор ландшафтного строительства, техник лесного хозяйства, егерь.

Цветовод-декоратор, флор-дизайнер. «Методика составления букета». 

Применение биологических знаний в технике и промышленности; бионика, микробиологический синтез, генная и клеточная инженерия.

Алгоритм выбора профессии. Факторы успешности выбора профессии. Профориентационные игры и упражнения.

В содержании также отражены элементы профессиональной ориентации – процесса, направленного на оказание помощи в профессиональном самоопределением старшеклассников в соответствии с интересами и способностями. Специфической особенностью курса является синтез процесса обучения биологии и профессиональной ориентации учащихся, обращение внимания на проблемы профессионального и прикладного применения биологических знаний.

IV. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждого раздела

Раздел

Количество часов

1.

Использование биологических знаний в различных профессиях.

2

2.

Профессии и специальности. Классификация профессий.

26

3.

Как выбрать профессию?

6

ИТОГО

34

ПРИЛОЖЕНИЕ

Календарно-тематическое планирование

предпрофильного курса «Биология и будущая профессия»

Тема занятий

Кол-во час

1.

Использование биологических знаний в различных профессиях.

2

2.

Профессии и специальности

1

3.

Классификация профессий.

2

4.

Профессиональные интересы и мотивы выбора профессии.

2

5.

Использование биологических знаний в профессиях типа «человек – человек»

3

6.

Использование биологических знаний в профессиях типа «человек – человек»

2

7.

Использование биологических знаний в профессиях типа «человек – природа»

2

8.

Использование биологических знаний в профессиях типа «человек – природа»

2

9.

Исследовательские биологические профессии.

2

10.

Профессия – эколог.

2

11.

Профессии и специальности в области «Зелёного строительства»

2

12.

Профессии и специальности в области «Зелёного строительства»

1

13.

Профессии и специальности в области «Зелёного строительства». Лаб. р. «методика составления букета».

1

14.

Профессии и специальности в области «Зелёного строительства». Проект озеленения и оформления шк. каб., или проект озеленения пришкольнй территории.

1

15.

Использование биологических знаний в профессиях типа «Человек – техника»

2

16.

Анкетирование. Тест – опросник.

1

17.

Как выбрать профессию?

2

18.

Семинар: «Моя будущая профессия: знаю, хочу, могу»

2

19.

Зачёт «Биология и будущая профессия»

2

ИТОГО

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Биология и будущая профессия" 9 класс

Цель и задачи:Профессиональное просвещение учащихся относительно профессии и специальности, связанных с современной биологией;Расширение знаний о практическом применении биологических знаний;Формирова...

Рабочая программа курса «Биология. Растения, грибы, бактерии» 7 класс, для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений, реализующих программы VII и (или) VIII вида.

Рабочая программа курса «Биология. Растения, грибы, бактерии» 7 класс содержит учебный план по предмету, календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа курса предпрофильной подготовки "Выбор профессии"

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по курсу предпрофильной подготовки на 17 часов....

Рабочая программа курса "Я в мире профессий" для обучающихся 7 - 8 классов (соответствует требованиям ФГОС ООО). Автор - составитель: педагог - психолог Антонова С.А.

Выбор профессии - сложный и ответственный шаг, выбирать её необходимо обдуманно, с учётом индивидуальных склонностей и интересов, реальных возможностей. С целью оказания ориентационной помощи обучающи...

Рабочая программа курса Биология 6 класс на основе УМК «Биология 5-9 кл.» И.Н.Пономарёвой, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. (Концентрический курс) Базовый уровень

Программа соответствует требованиям к структуре программ, заявленным в ФГОС, и включает:1. Пояснительную записку.2. Общую характеристику курса биологии.3. Место курса биологии в базисном учебном плане...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мир профессий»

Подготовка школьника к осознанному профессиональному выбору является одним из приоритетных направлений современного воспитания в условиях модернизации, так как возросшие требования современного высоко...