Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мир профессий»
рабочая программа (10, 11 класс)
Подготовка школьника к осознанному профессиональному выбору является одним из приоритетных направлений современного воспитания в условиях модернизации, так как возросшие требования современного высокотехнологичного производства к уровню профессиональной подготовки кадров актуализируют проблемы профессиональной ориентации молодежи. Зачастую профессиональные намерения значительной части выпускников не соответствуют потребностям экономики страны в кадрах определенной профессии. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, необходима подготовка компетентного специалиста, способного к функциональной адаптации в различных сферах деятельности, умеющего самостоятельно проектировать и реализовывать свои образовательные и профессиональные ценности, саморазвиваться на протяжении всей жизни.
Программа профориентации обучающихся 10-11 классов «Мир профессий » разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:
- Конвенции о правах ребенка;
- Конституции Российской Федерации ;
- Концепцией Модернизации российского образования;
- Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032 -1 «О занятости населения в Российской Федерации »;
- Закона Российской Федерации от 29.12.2012r.Nв 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации »;
- Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка; в Российской Федерации»;
- постановления Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 27.09.1996 № 1 «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации »;
- приказа Министерства образования Российской федерации и Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 04.10.1999 № 462/175 «О мерах по эффективному функционированию системы содействия трудоустройству выпускников профессионалыіых образовательных учреждений и адаптации их к рынку труда».
Согласно Федершіьному закону от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (ст. 2) воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. Согласно п.6 ФГОС портрет выпускника основной школы ориентирован на становление личности, осознающей ценность труда, науки и творчества, важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способной применять полученные знания на практике, ориентирующейся в мире профессий, понимающей значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы. Жизнь современного общества стремительно меняется и требует от выпускника совершенно новых компетенций. Необходима помощь в профессиональном самоопределении. Профессионалыіое самоопределение — это процесс и результат сознательного и самостоятельного выбора профессии. Поэтому в школе создан и реализуется более современный подход к профориентации школьников. Чем вызвана необходимость нового подхода? Мир профессий быстро меняется. Растет конкуренция на рынке труда. Повышаются требования к уровню профессионализма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kursa_vneurochnoy_deyatelnosti_mir_professiy.docx | 51.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Мир профессий»
Направление: социальное
Возраст учащихся: 16 — 17 лет
Срок реализации: 2 года (68 часов)
Автор — составитель: Исмагилова Роза Мунировна
Ульяновск, 2022
І. Пояснительная записка
Подготовка школьника к осознанному профессиональному выбору является одним из приоритетных направлений современного воспитания в условиях модернизации, так как возросшие требования современного высокотехнологичного производства к уровню профессиональной подготовки кадров актуализируют проблемы профессиональной ориентации молодежи. Зачастую профессиональные намерения значительной части выпускников не соответствуют потребностям экономики страны в кадрах определенной профессии. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, необходима подготовка компетентного специалиста, способного к функциональной адаптации в различных сферах деятельности, умеющего самостоятельно проектировать и реализовывать свои образовательные и профессиональные ценности, саморазвиваться на протяжении всей жизни.
Программа профориентации обучающихся 10-11 классов «Мир профессий » разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:
- Конвенции о правах ребенка;
- Конституции Российской Федерации ;
- Концепцией Модернизации российского образования;
- Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032 -1 «О занятости населения в Российской Федерации »;
- Закона Российской Федерации от 29.12.2012r.Nв 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации »;
- Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка; в Российской Федерации»;
- постановления Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 27.09.1996 № 1 «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации »;
- приказа Министерства образования Российской федерации и Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 04.10.1999 № 462/175 «О мерах по эффективному функционированию системы содействия трудоустройству выпускников профессионалыіых образовательных учреждений и адаптации их к рынку труда».
Согласно Федершіьному закону от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (ст. 2) воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. Согласно п.6 ФГОС портрет выпускника основной школы ориентирован на становление личности, осознающей ценность труда, науки и творчества, важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способной применять полученные знания на практике, ориентирующейся в мире профессий, понимающей значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы. Жизнь современного общества стремительно меняется и требует от выпускника совершенно новых компетенций. Необходима помощь в профессиональном самоопределении. Профессионалыіое самоопределение — это процесс и результат сознательного и самостоятельного выбора профессии. Поэтому в школе создан и реализуется более современный подход к профориентации школьников. Чем вызвана необходимость нового подхода? Мир профессий быстро меняется. Растет конкуренция на рынке труда. Повышаются требования к уровню профессионализма.
Обучающиеся нуждаются в поддержке со стороны взрослых, психолого- педагогическом сопровождении, совместной деятельности школы, семьи, социума. Недостаточная сформированность мотивов саморазвития личности школьника и ее готовности к выбору будущей профессии - важная проблема, которую необходимо решать, не
откладывая. Поэтому главная задача ілколы на сегодняшний день - подготовить ученика (а затем и выпускника школы) к выбору и реализации дальнейшего варианта продолжения образования и к последующему профессиональному самоопределению.
Для этого необходимо сформировать у школьников социально значимые внутренние (психологические) регуляторы поведения и деятельности в связи с выбором профессии; создавать внешние и внутренние условия социально ценной активной деятельности в профессиональном самоопределении. Профессиональное самоопределение - процесс развития личности, внутренним содержанием которого является формирование системы знаний о мире труда, положительной трудовой направленности, практических умений и навыков в общественно значимой деятельности. Согласно И.С. Кону, профессиональное самоопределение начинается далеко в детстве и заканчивается в ранней юности, когда уже необходимо принять решение, которое повлияет на всю дальнейшую жизнь человека.
В современных условиях профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирование осознанного отношения личности к социокультурным и профессионально- производственным условиям. Поэтому необходимо совершенствовать профориентационную работу в школе, привести ее в соответствие с требованиями времени. Этим задачам отвечает предлагаемая рабочая программа «Мир профессий».
Рабочая программа «Мир профессий » для 10 класса рассчитана на 34 часа в год ( 1 час в неделю), для 11 класса — на 34 часа в год (1 час в неделю).
Цель программы: создать систему действенной профориентационной работы с
обучающимися, способствующей профессиональному самоопределениіо выпускников школы в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями, и с учетом социокультурной и экономической ситуации в округе и посёлке.
Задачи:
- Расширить знания, связанные с миром профессий;
- Расширить знания о современном рынке труда Я14АО, о средних и высших учебных заведениях, о способах поиска работы и трудоустройства.
- Сформировать умение выстраивать профессионально-жизненный путь в соответствии с интересами, склонностями, способностями, а также прогнозируемым спросом на современном рынке труда.
Основное внимание обращается на формирование профессионально важных качеств в избранном виде деятельности, оценку и коррекцию профессиональных планов; знакомство со способами достижения результатов в профессиональной деятельности, самоподготовки к избранной профессии. Система отслеживания полученных знаний, умений и навыков, проводится по единой системе для всех возрастных групп: через систему разработанных тестов, практические задания, игровые упражнения.
Новизна программы заключается в разработанной системе профориентационной работы, которая позволяет поэтапно давать знания обучающимся, учитывая возрастные особенности и ведущий вид деятельности, что в итоге позволит сделать правильный профессиональный выбор.
Отличительной чертой программы является то, что в процессе обучения по программе, обучающиеся старшей школы знакомятся с представителями различных профессий на их рабочих местах. Это помогает школьникам соотнести свои индивидуальные особенности с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, в непосредственной профессиональной деятельности.
II. Планируемые результаты
Личностные, метапредметные результаты освоения конкретного курса внеурочной деятельности
Реализация программы в основной школе должна обеспечить следующие личностные результаты:
- формирование социокультурных норм поведения в социуме;
Развитие личностных качеств , обеспечивающих осознанный выбор поведения, снижающего или исключающего воздействие негативньгк факторов ;
- умение конструктивно проявлять общественную активность, способность идти на
КОМ П }ЭОМИ ССЫ ;
Метапредметные результаты:
- способность применять полученные умения и навыки в практической деятельности в составе различных социокультурных групп;
- знание мира профессии и предположения относительно своей будущей профессиональной деятельности;
- умение осознанно выбрать направления и формы любительских занятии, уличении, хобби;
- способность принимать решения, которые могут иметь значимые последствия для обучающегося и других людей;
- умение принимать на себя ответственность за пробы в социальном взаимодействии, внесение в него изменений различного масштаба;
- способность дискутировать по социальным вопросам и творчески преобразовывать образцы поведения;
- умение организовывать свой активный и пассивный отдьгх, контролировать режим сна.
Требования к уровню подготовки учащихся в соответствии с требованиями ФГОС
Учащиеся долоюны знати.
- значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана;
- правила выбора профессии;
- определение профессии и профессиональной деятельности;
- понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических pecypcax личности в связи с выбором профессии ;
- понятие темперамента, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сферы, интеллектуальных способностей, стилей общения;
- значение творческого потенциала человека, карьеры;
- требования современного общества к профессиональной деятельности человека;
- понятие рынка профессионального труда и образовательных услуг;
- возможности получения образования по избранному профилю;
- перспективы, психологические основы принятия решения в целом и выбора профиля обучения в частности.
Учащиеся долэісні уметь.“
- находить выход из проблемной ситуации, связанной с выбором профиля и пути продолжения образования;
- объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельностью;
- ставить цели и планировать дейс‘гвия для их достижения ;
- выполнять пробы выбора профиля обучения, позволяющие приобрести соответствующий практический опыт;
- использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;
- анализировать профессиограммы, информацию о профессиях (по общим признакам профессиональной деятельности), а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;
- пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования
III. Содержание курса внеурочной деятельности
10 класс
Тема 1. Многообразие мира профессий. (1 час)
Цели и задачи курса. Содержание занятий. Труд в жизни человека и общества. Профессиональная деятельность как способ самореализации личности.
Тема 2. П и выбор профессии. (1 час)
Представление о себе и выбор профессии. Путь к самопознанию. Психические особенности личности и человеческие возможности, ведущие к профессиональному ycпexy. Разоиваіощие процедуры: методика «Произвольное само описание».
Тема 3. Склонности и интересы в профессионалыіом выборе. (1 час)
Индивидуальные интересы. Профессиональные намерения. Потребности и мотивы как условие активности личности, виды мотивов.
Практическое занятие —тренинг
Тема 4. Возможтіости личности в профессиональной деятельности. (1 час) Профессиограмма. Понятие о профпригодности. Профессионально важные качества. Способности общие, специальные.
Тема 5. Экскурсия в отделение «Почта России». (1 час)
Знакомство с деятельностью работников почтового отделения. Сложности в организации деятельность. Социальная польза учреждения.
Тема 6. Здоровье и выбор профессии. (1 час)
Общее представление о нервной системе и ее свойствах (сила, подвижность, уравновешенность). Ограничения при выборе некоторых профессий, обусловленные свойствами нервной системы. Типы профессий по медицинским противопоказаниям. Здоровье и профессионализм.
Тема 7. Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда. (1 час) Погlятие интеллекта. Уровень развития интеллекта. Тип интеллекта. Роль познавательных процессов в развитии интеллекта. Общее представление о памяти. Виды памяти. Внимание. Основные свойства внимания. Мышление. Виды мышления. Практическое занятие - тренинг Тема 8. Формированис адекватного образа ‹Ш». (1 чае)
Типы поведения. Формирование адекватной самооценки. Л-концепция. Психологические аспекты личностного и профессионального роста.
Практическое занятие - тренинг
Тема 9. Пути получения профессий. (1 час)
Система профессионального образования, уровни образования, формы образования. образовательные стандарты. Типы учебных заведений, условия приема и обучение. Теиа 10. Стили делового общения. (1 час)
Анализ ролевого поведения. Управление конфликтом. Классификация конфликтов. Причины возникновения. Стратегии поведения в конфликтных ситуациях. Эффективное реагирование в конфликтных отношениях. Профилактика конфликтных отношений в коллективе.
Практическое занятие.
Тема 11. Имидж профессионала: карьера и стиль. (1 час)
Понятие «имиджа» и его составляющие. Внешность делового человека. Вербальные и невербальные составляющие имиджа. Самопрезентация.
Практическое занятие.
Тема 12. Технология поиска работы. (1 час)
Пути поиска информации о трудоустройстве. Правильное комплектование пакета документов. Автобиография, резюме. Телефонный путь поиска работы. Собеседование, факторы, влияющие на его успешность. Практическое занятие
Тема 13. Чтобы люди были красивыми. Парикмахер. Визажист. (1 час) Тема 14. Социальные проблемы труда. (1 час)
Разделение труда. Содержание и характер труда. Виды и формы разделения труда Тема 15. Разделение труда. (1 час)
Тема 16. Профессии и специальности. (1 час)
Квалификация
Тема 17. Классификации профессий. (1 час) Тема 18. Мотивы выбора профессии. (1 час)
Секреты выбора профессии («хочу» - «могу» - «надо»). Профессиональные интересы. Активная роль личности при выборе профессии.
Тема 19. Здоровье и выбор профессии. (1 час)
Понятие « неблагоприятные производственные факторы ». Работоспособность. Условия и режим работы.
Прагтичесхая работа: письменная работа «Труд в современном обществе », работа с перечнем профессий, специальностей, должностей (контроль знаний), работа с « Анкетой здорояья » и нормативными документами по охране труда.
Развиваіощие процедуры: дискуссия, « Какие профессии востребованы на Кубани?». Тема 20. Анализ профессий. (1 час)
Тема 21. Профессиональная перспектива. (1 час) Составление резюме
Тема 22. Социально — экономические условия современной России. (1 час) Современный рынок з руда и его требования к профессионалу
Тема 23. Знакомство с профессией учаеткового. (1 час)
Экскурсия по отделению полиции. Знакомство с профессией участкового уполномоченного полиции. Его функции и полномочия. Сложности в организации деятельность. Социальная польза учреждения.
Тема 24. Рынок образовательных услуг. (1 час) Система профессионального образоваізия.
Тема 25. Понятие о профессиональной при годности. (1 час) Методы изучения способностей.
Тема 26. Развитие способностей. (1 час)
Призвание. Целеустремленность. Временная перспектива. Тема 27. Предпринимательство. Маркетинг. (1 час) Менеджмент. Иностранные инвестиции.
Компьютерная поддержка предпринимательства. Тема 28. Деньги и торговля. Банки и биржи. (1 час)
Собственность и ее виды. Творческий труд и интеллектуальная собственность. Основы патентного права; патентирование изделий, объектов, товарных знаков и прав интеллектуальной собственности в РФ и других странах.
Тема 29. Структурная перестройка экономики. (1 час)
Зачем нужна экономика. Как устроена экономика и как организовано производство благ. Тема 30. Информационные технологии в экономике. (1 час)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности по физике»
Программа «Основы исследовательской деятельности» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образо...
Рабочая программа ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Мир профессий»
Профессиональная ориентация в школе призвана решать задачу формирования личности работника нового типа, способного выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую личностным о...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Издательская деятельность: газета "Большая перемена""
Программа направлена на развитие и реализацию творческих способностей учащихся через создание школьной газеты.Подготовка газетного и журнального материала требует вовлечения шк...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» 5 класс
Рабочая программа по основам проектной деятельности разработана для 5 класса на основе Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской ...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Я в мире профессий»
Одним из приоритетных направлений современного воспитания является подготовка школьника к осознанному профессиональному выбору, так как возросшие требования современного высокотехнологичного производс...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Профессии глазами химика"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «Профессии глазами химика» раскрывает содержание курса внеурочной деятельности по химии для учащихся 9 к...
Авторская рабочая программа курса внеурочной деятельности МОЯ БУДУЩАЯ ПРОФЕССИЯ для учащихся 9 классов-34 часа
Авторская разработка рабочей программы по курсу внеурочной деятлеьности МОЯ БУДУЩАЯ ПРОФЕССИЯ для учащихся 9-ых классов длительностью 34 часа с тематическим планированием и поурочным планом....