Рабочая программа курса "Я в мире профессий" для обучающихся 7 - 8 классов (соответствует требованиям ФГОС ООО). Автор - составитель: педагог - психолог Антонова С.А.
рабочая программа по психологии (7, 8 класс) по теме
Выбор профессии - сложный и ответственный шаг, выбирать её необходимо обдуманно, с учётом индивидуальных склонностей и интересов, реальных возможностей. С целью оказания ориентационной помощи обучающимся 7 - 8 классов разработана программа курса "Я в мире профессий". Курс рассчитан на 2 года (7 и 8 классы) по 34 часа в год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_7-8.docx | 271.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № ___ ________________района Санкт-Петербурга | |||
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора школы по учебной работе __________________И.О.Ф. (подпись) «___»______________ 2014 г. | Педагогическим советом ГБОУ СОШ № __ Фрунзенского района Санкт-Петербурга Протокол № ___ «___»___________ 2014г. Секретарь педагогического совета _____________И.О.Ф. (подпись) | УТВЕРЖДЕНА приказом ГБОУ СОШ № Фрунзенского района Санкт-Петербурга от «___» __________ 2014 г. №_______ Директор ГБОУ СОШ № _________________________ (подпись) И.О.Ф. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса «Я в мире профессий»
для обучающихся 7 — 8 классов,
реализующих адаптированную образовательную программу
для детей с ограниченными возможностями здоровья
(с тяжелыми нарушениями речи)
Автор-составитель:
педагог – психолог
Антонова С.А.
Санкт-Петербург
2014
Пояснительная записка.
Подростковый возраст, характеризующийся глубокими изменениями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений индивида, совпал у современного поколения подростков с периодом преобразования системы внешней и внутренней экономической политики страны, изменениями в международным сотрудничестве страны на мировой арене, и следовательно, возникновением новых профессиональных ориентиров в российском обществе.
Подрастающее поколение несёт в себе потенциальную энергию дальнейшего развития. От того, насколько молодые люди будут готовы к социальному, профессиональному и культурному самоопределению, зависит путь и перспективы развития нашего общества.
После окончания девятого класса перед современными молодыми людьми встаёт проблема осознанного первичного профессионального выбора и (или) продолжения своего обучения. Главное – это правильно определить направление дальнейшего пути и собственные возможности к этому.
Дети с ограниченными возможностями здоровья достаточно часто после получения документа об основном общем образовании, а иногда и после 8-го класса, выбирают продолжение обучения в техникумах, профессиональных училищах или колледжах, лицеях, где освоение какой-либо профессии является для них более интересным и значимым.
Выбор профессии — сложный и ответственный шаг, выбирать её необходимо обдуманно, с учётом индивидуальных склонностей и интересов, реальных возможностей. С целью оказания ориентационной помощи обучающимся 7-8 классов для детей с ограниченными возможностями здоровья (с тяжёлыми нарушениями речи) разработана программа курса «Я в мире профессий».
Курс рассчитан на 2 года (7, 8 класс) по 34 занятия в год: 1 занятие в неделю в каждом классе, продолжительность занятия — 45 - 60 минут.
Цель курса:: повышение адаптивных возможностей самоопределения обучающихся в условиях первичной профессиональной ориентации.
Задачи курса:
- углубление знаний обучающихся о профессиях и требованиях, предъявляемых профессиями к человеку;
- оказание помощи обучающимся в адекватном восприятии своих возможностей и способностей;
- овладение обучающимися навыками ориентации в личных психологических свойствах, способах самоанализа и самосовершенствования;
- развитие познавательных способностей и творческой активности обучающихся;
- формирование умения ориентироваться в мире профессий, умения работать с различными источниками информации ;
- оказание психологической поддержки обучающимся при их профессиональном самоопределении.
В основу рабочей программы курса «Я в мире профессий для обучающихся 7-8 классов, реализующих адаптированную образовательную программу для детей с ограниченными возможностями здоровья (с тяжёлыми нарушениями речи)» положена программа «Я в мире профессий» (Элективный курс предпрофильной подготовки для учащихся 9-х классов, 16 часов)», - Автор-составитель программы: педагог-психолог Антонова С.А., - СПб, 2005 г./ Программа допущена РЭС КО Правительства Санкт — Петербурга.
Рабочая программа разработана с учётом обязательного минимума содержания образовательной программы основного общего образования и требований ФГОС ООО.
Программа курса состоит из четырёх разделов.
В первом разделе программы учащиеся знакомятся с классификациями профессий, учатся ориентироваться в их многообразии.
Второй раздел ориентирован на общее знакомство с такими познавательными процессами, как внимание, память, мышление, воображение и координация движений. Учащиеся приобретают навыки самоанализа, активизируются личностные потенциалы.
Третий раздел знакомит с соотношением биологического и социального в человеке и понятиями: направленность личности, интересы, склонности, способности, характер, темперамент. В нём моделируются ситуации самоанализа.
Заключительный раздел посвящён знакомству с требованиями предъявляемыми профессиями к человеку и определению путей самовоспитания в соответствии с личностными особенностями.
В программе курса предложены активные формы работы: творческие задания, обсуждения, заполняются анкеты, проводятся работы с тестами, выполняются упражнения, направленные на самопознание.
На каждом занятии обязательно предусматривается проведение практической части. Для знакомства с теоретическим материалом отводится не более 15 - 20 минут.
Результатом реализации данной программы является осознанный выбор направления в продолжении обучения по окончании 8-9 классов, первичная подготовка к дальнейшему выбору будущей профессии. Кроме того, программа курса призвана способствовать формированию у учащихся определенных свойств личности и черт характера, и прежде всего, нравственных качеств.
Содержание курса.
Введение. История профессиональной ориентации и профессионального отбора.
Первый раздел «Понятие о профессии и специальности».
1.Общий обзор классификаций профессий. Определение профессии. Определение специальности. Определение классификации. Различные виды классификаций профессий.
2.Классификация профессий Е. А. Климова. Типы профессий (построение таблицы): Ч-Ч, Ч-Т, Ч-П, Ч-ХО, Ч-Э.
3.Классы, отделы и группы профессий. Построение таблицы классификационных признаков.
Второй раздел «Познавательная деятельность личности».
1. Внимание. Понятие о внимании. Виды внимания: произвольное, непроизвольное. Основные свойства внимания (колебания, устойчивость, объем, распределение, переключаемость, концентрация). Способы развития внимания.
2. Память. Понятие о памяти. Качества памяти. Виды памяти: двигательная, слуховая, зрительная, эмоциональная; образная, логическая, произвольная, непроизвольная; механическая, смысловая. Правила обращения с памятью. Способы развития памяти (смысловые части, эмоциональная окраска, тренировка всех видов памяти, нагрузка, повторение, установление ассоциаций).
3. Мышление и воображение. Понятие о мышлении. Ассиметрия мозга. Когнитивные познавательные стили: аналитический, синтетический, поленезависимый. Мыслительные операции: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, конкретизация. Индивидуальные особенности мышления: самостоятельность, широта, глубина, гибкость, быстрота, критичность. Приемы развития мышления. Мышление и речь. Понятие и виды воображения: непроизвольное и произвольное, воссоздающее (репродуктивное) и творческое (продуктивное). Воображение и фантазия. Воображение и творчество. Творческая личность и ее особенности. Приемы развития воображения.
4. Координация движений. Понятие о координации движений: статическая координация, динамическая координация, соразмерность движений, скорость движений, сила движений, излишние сопровождающие движения. Приемы и упражнения по развитию координации движений.
Третий раздел «Индивидуальные особенности личности».
1.Темперамент. Свойства нервной системы. Типы темперамента. Свойства темперамента: активность, реактивность, чувствительность, темп деятельности, ригидность и пластичность, экстраверсия и интроверсия, тревожность.
2. Характер. Понятие о характере. Черты характера. Формирование характера.
3. Способности, склонности и интересы. Три признака понятия по Б. М. Тепловой. Общие и специальные способности. Формирование способностей. Взаимосвязь задатков и способностей. Интересы (содержание, широта, длительность, глубина). Интересы и склонности. Влияние интересов, склонностей и способностей на выбор профессии.
4. Направленность личности. Личность. Направленность личности (на себя, на дело, на общение). Потребности, мотивы.
Четвертый раздел «Слагаемые выбора будущей профессии».
1.Требования профессии к человеку (в соответствии с классификацией профессий). Здоровье и профессия. Профессиональная пригодность. Показатели профессиональной пригодности: успешность и удовлетворенность. Степени профессиональной пригодности: непригодность, пригодность, соответствие, призвание. Причины ошибок и затруднений в выборе профессии.
2.Профессиональное самовоспитание. Самопознание, самообразование, самоприказ, самоубеждение, самоконтроль, упражнения. Что такое резюме? Правила составления резюме?
- Подведение итогов.
Тематический план курса для обучающихся
7-8 классов для детей с ОВЗ (68 часов).
№ п/п | Название темы | Количество часов |
7 класс. | ||
| Введение в курс для 7 класса | 1 |
I. | Понятие о профессии и специальности | 5 |
1.1. | Общий обзор классификаций профессий | 2 |
1.2. | Классификация профессий Е.А.Климова | 1 |
1.3. | Классы, отделы и группы профессий. | 2 |
II. | Познавательная деятельность личности. | 28 |
2.1. | Внимание. | 8 |
2.2. | Память. | 6 |
2.3. | Мышление и воображение. | 12 |
2.4. | Координация движений. | 2 |
Итого: | 34 | |
8 класс. | ||
Введение в курс для 8 класса. | 1 | |
III. | Индивидуальные особенности личности | 22 |
3.1. | Темперамент. | 5 |
3.2. | Характер. | 7 |
3.3. | Способности, склонности и интересы. | 5 |
№ п/п | Название темы | Количество часов |
3.4. | Направленность личности. | 5 |
IV. | Слагаемые выбора будущей профессии. | 10 |
4.1. | Требования профессии к человеку (в соответствии с классификацией профессий) | 7 |
4.2. | Профессиональное самовоспитание. | 3 |
4.3. | Подведение итогов. | 1 |
Итого: | 34 | |
Итого (за 2 года обучения): | 68 |
Требования к уровню подготовки обучающихся
по программе курса «Я в мире профессий»
Курс «Я в мире профессий» способствует формированию у обучающихся личностных универсальных учебных действий, умений.
Личностные универсальные учебные действия:
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных упражнений и заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — важных качеств в практической деятельности любого человека;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;
- выраженное стремление учиться и трудиться для дальнейшего осуществления своих жизненных планов;
- самостоятельность в организации и выполнении различных работ.
Метапредметные универсальные учебные действия (УУД):
- планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
- определение адекватных способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
- проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач;
- приведение примеров, подбор аргументов, формирование выводов по обоснованию своего выбора и отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
- выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
- согласование и координация совместной деятельности с другими ее участниками;
- диагностика результатов деятельности по принятым критериям и показателям;
- находить выход из проблемной ситуации, связанной с выбором пути продолжения образования;
- объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельностью;
- ставить цели и планировать действия для их достижения;
- использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.
Предметные УУД:
- рациональное использование учебной и дополнительной информации для выбора профессии;
- планирование образовательной и профессиональной карьеры;
- знание классификации видов профессий;
- планирование деятельности по выбору профессии;
- адекватное оценивание своих способностей и готовности к выбранной профессии;
- понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;
- понятие темперамента, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сферы, интеллектуальных способностей, стилей общения;
- понимание значения профессионального самоопределения и его роли в самореализации личности;
- умение анализировать профессиограммы, информацию о профессиях (по общим признакам профессиональной деятельности), а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;
- пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования;
- представление о том как составлять личное резюме.
Критерии оценки эффективности занятий по программе курса
«Я в мире профессий»
Специфика данного курса предполагает введение без оценочной системы.
Для оценки эффективности занятий рекомендуется использовать следующие показатели:
- посещаемость занятий обучающимися;
- степень помощи, которую оказывает учитель при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников;
– поведение обучающихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников;
– результаты выполнения тестовых заданий и упражнений, при выполнении которых выявляется, справляются ли обучающиеся с этими заданиями самостоятельно;
– косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой обучающихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, самостоятельности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности);
- дополнительным показателем является положительная динамика в развитии познавательных процессов обучающихся, которая отслеживается посредством сравнительного анализа результатов первичной (входящей) диагностики в начале учебного года с результатами итоговой диагностики уровня развития психических процессов в конце учебного года.
Учебно — методическое и материально — техническое обеспечение курса
Реализация данного курса базируется на сочетании разных методов и форм обучения: групповые беседы, информирование, анкетирование, диагностические исследования, ролевые и профориентационные игры, развивающие задания.
На каждом занятии обязательно предусматривается проведение практической части. Для знакомства с теоретическим материалом отводится не более 10 - 15 минут.
К каждой теме курса «Я в мире профессий» предлагается вариативный набор дидактического, раздаточного и тестового материала. В ходе реализации программы курса, педагог может самостоятельно варьировать предложенный инструментальный материал, исходя из динамически - временных особенностей каждой группы обучающихся и собственных учебно-методических возможностей оснащения предложенного курса:
Введение. Анкета «Планы на ближайшее будущее».
Первый раздел «Понятие о профессии и специальности».
«Общий обзор классификаций профессий»:
-упражнения: «Определи специальность»,
«Найди профессию»;
«Классификация профессий Е. А. Климова». Вопросник ДДО (дифференциально-диагностический опросник).
«Классы, отделы и группы профессий»:
-упражнения: «Преобладание умственного или физического труда?», «Определи класс профессии», «Классифицируй орудия труда по отделам», «Определи группу профессий и специальностей».
- предварительное построение профессиограммы — характеристики профессий.
Второй раздел «Познавательная деятельность личности».
«Внимание»:
-упражнения: «Особенности произвольного внимания», «Графики распределения внимания на уроках», «Колебания внимания», «Устойчивость внимания», «Объем внимания», «Распределение внимания», «Переключаемость внимания», «Концентрация внимания»;
-игры: «Сосчитай до 30», «Сторож»;
-дискуссия: «Какие виды профессий предъявляют повышенное требование к вниманию».
«Память»:
-упражнения: «Тип памяти», «Логическая и механическая память», «Произвольная память», «Объем непроизвольной памяти»;
-игры: «Кто больше запомнит?» (ассоциативная цепочка образов),
«Кто знает больше песен с названиями деревьев?»;
-творческие задания: «Запиши свое первое воспоминание», «Почему запомнилось именно это?», «Особенности моей памяти».
«Мышление и воображение»:
-тесты: «Художник-мыслитель» (самооценочный), «Экспресс-анализ по биологическим признакам», «Творческий возраст», «Склонность к творчеству» (ориентировочный);
-упражнения: «Тип мышления», «Умение анализировать и сравнивать предметы, понятия», «Уровень развития навыков анализа», «Уровень развития операций обобщения», «Скорость протекания мыслительных процессов», «Гибкость мышления», «Воссоздающее воображение», «Уровень развития творческого воображения», «Духовная гимнастика»;
-«мозговой штурм»: «Составить список профессий предъявляющих повышенные требования к: а) воссоздающему воображению; б) творческому воображению».
«Координация д вижений»:
-анкета: «Как лучше вы усваиваете движения?»;
-упражнения: «Координация движения руки»;
-тест: «Темпинг-тест Ильина».
Третий раздел «Индивидуальные особенности личности».
«Темперамент». Тест: «Опросник Айзенка».
«Характер»:
-тесты: «Какой у вас характер?», «Шкала значимости эмоций», «Эмоциональная направленность личности», «Тип регидности психологической установки», «Тест Голланда»;
-анкета: «Уровень развития волевых качеств»;
-упражнения: «Моя самооценка», «Отношение к самому себе», «Определить черты характера по описанию поведения».
«Способности, склонности и интересы»:
-анкета: «Карта интересов»;
-упражнение: «Проверка устойчивости своих интересов»;
-дискуссия: «Как вы относитесь к идее испытания способностей?».
«Направленность личности». Тесты: «Определение направленности личности», «16-факторный опросник Р. Кеттелла».
Четвёртый раздел «Слагаемые выбора будущей профессии».
«Требования профессии к человеку (в соответствии с классификацией профессий)»:
-тест «ОПГ-М»;
-сочинение: «Что мне нравится в предполагаемой профессии?»
(с обсуждением сочинений);
-«мозговой штурм»: «Какие обстоятельства нужно учитывать при обдумывании выбора профессии?».
-построение профессиограммы выбранной профессии.
«Профессиональное самовоспитание». Составление «Программы самовоспитания для предполагаемой будущей профессии» (с дискуссионным обсуждением программ). Проба написания обучающимися личных резюме. Сочинение «Если бы я был губернатором/президентом?»
«Подведение итогов». Анкета «Профессиональное самоопределение».
Медиа — ресурсы:
- Школа развития личности Кирилла и Мефодия. Практический курс «Развиваем внимание», - диск «Школа развития КМ», 2007;
- Школа развития личности Кирилла и Мефодия. Практический курс «Улучшаем память»,- диск «Школа развития КМ», 2007
Интернет-ресурсы:
- www.futurejob.ru
- www. prof.biografguru.ru
- www. Porof.ru
- www.shkolniky.ru
Блог Надежды о вузах и профессиях
www.profvibor.ru
- www. abitur.su/vibor-professii
- www.kto-kem.ru
- www.rabochee-mesto.com
- www.proforientator.ru
- www.citylib-tyumen.ru
Информационное обеспечение / литература:
- Бендюков М., Соломин И., Ткачёв М. «Азбука профориентации» – СПб, 1997.
- Бернс Р. «Развитие Я-концепции и воспитание» – М, 1986.
- Биркенбиль В. Ф. « Как добиться успеха в жизни» – М, 1999.
- Гарибян С. «Школа памяти» – СПб, 1993.
- Генкин Е. «Загляни в своё «Я»» – Рига, 1991.
- Гинзбург М. Р. «Путь к себе» – М, 1991.
- Головаха Е. И. «Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодёжи» – Киев, 1988.
8. Добрынин Н. Ф. «Внимание и его воспитание» – М, 1951.
9. Добрынин Н. Ф. «Произвольное и непроизвольное внимание» -М, 1958.
10. Зейгарник Б. В. «Психология мышления» – М, 1962.
11. Ивин А. А. «Искусство правильно мыслить» – М, 1990.
12. «Игры-обучение, тренинг, досуг…»/ Под ред. В.В. Петрусинского // В четырёх книгах – М, 1994.
13. Климов Е.А. «Как выбирать профессию» – М, 1990.
14. Климов Е.А.«Психология профессионального самоопределения» – Ростов-на-Дону,
1996.
15. Козлов Н. «Как относиться к себе и людям, или практическая психология на каждый день» – М, 1993.
16. «Краткий психологический словарь – хрестоматия» - М, 1974
17. «Критерии готовности учащихся к профессиональному самоопределению»/ Под ред. Чистяковой С. Н. – М, 1998.
18. Крутецкий В. А. «Психология» – М, 1982.
19. Коломинский Я. Л. «Человек: психология» – М, 1986.
20. Куликова Л. Н. «Воспитать себя» – М, 1991.
21. Ланда Л. Н. «Умение думать. Как ему научить.»
22. «Лучшие психологические тесты» – Петрозаводск, 1992.
23. Мудрик А. В. «Время поисков и решений или старшеклассникам о них самих» – М,
1990.
24. Мургулец Л. В. «Методы социально-психологической диагностики личности» – Л,
1990.
25. Орлов Ю.М. «Восхождение к индивидуальности» – М, 1992.
26. Орлов Ю.М. «Самосознание и самовоспитание характера» – М, 1987.
27. Павлова Л.Г. «Спор, дискуссия, полемика» – М, 1991.
28. Петровский А.В. «Психология о каждом из нас» – М, 1992.
29. Петровский А.В. «Роль фантазии в развитии личности» – М, 1961.
30. Прощицкая Е.Н. «Выбирайте профессию» – М, 1991
31. «Психологические проблемы профессиональной деятельности» – М, 1991.
32. «Психологическое сопровождение выбора профессии»/ Под ред. Митиной Л.М. – М,
1998.
33. Смирнов А.А. «Психология запоминания» – М, 1948.
34. Степанов А., Бендюков М., Соломин И. «Ищу работу» – СПб, 1995.
35. Сухаребский Л.М. «О памяти» – Л, 1962.
36. Тарасов В.К. «Персонал-технология: отбор и подготовка менеджеров» – Л, 1989.
37. Фромм Э. «Иметь или быть» – М, 1990.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации для организации профориентационной работы специалистами ГОУ "Областная кадетская школа - интернат МЧС" автор - составитель: педагог - психолог Е.А. Мешкова
Организация и оптимизация условий для реализации системы профориентации обучающихся через урочную и внеурочную деятельность в ОУ.Методические рекомендации используются специалистами и педагогами при с...
Коррекционно-развивающая программа "Развитие познавательных процессов 5 класс", автор-составитель педагог-психолог Потапова Н. В.
Пояснительная записка, тематическое планирование, подробное описание занятий....
Рабочая программа курса "В мире музыки" 7 класс
Здесь представлены основные русские и зарубежные композиторы 19 го столетия Программа расчитана на 35 часов....
Рабочая программа и КТП по обществознанию 5 класс (по требованиям ФГОС)
РП составлена на основании Примерной основной образовательной программы [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. — (Стандарты второго поколения) и в соответсвии с Федеральным...
Рабочая программа по географии для 6 кл. в соответствии с ФГОС. Авторы: И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина, В.И. Сиротин. Составитель С.В. Курчинина
Рабочая программа по географии для 6 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерных программ по учебным предметам «Географ...
Рабочая программа курса химии для 8-9 классов в рамках ФГОС, созданная на основе авторской программы О.С.Габриеляна.Тематическое планирование 8-9 классы.
Программа включает шесть разделов:1. «Пояснительная записка», где охарактеризован вклад предмета в достижение целей ос-новного общего образования; сформулированы цели, задачи и основные результаты изу...
Рабочая программа по географии для 10-11 класса согласно требованиям ФГОС СОО.
Рабочая программа по географии составлена для 10-11 класса согласно требованиям ФГОС СОО по программе автора А.П Кузнецова....