Рабочая программа по биологии 8 класс
рабочая программа по биологии (8 класс)
Рабочая программа по биологии 8 класс УМК Пасечника В.В.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8biologiya.docx | 100.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кушкинская основная общеобразовательная школа»
ПРИНЯТО на заседании ШМО Протокол №__от ______ Руководитель ШМО _______ Трушкова В. М. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР _________Елисеева Е.К. «___»__________ 20 19 г | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ Приказ от _______ № ___ _______ Возжунина Н. С. |
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
учебного курса «Биология»
Класс: ___8___
Рабочую программу составила Конакова Е. С.,
учитель биологии высшей категории
с.Кушки 2019г.
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Особенности Рабочей программы
Уровень образования: основное общее образование
Уровень изучения предмета: базовый
Срок реализации программы -2019/2020 гг.
Количество часов по учебному плану: всего – __68__ ч/год; _2_ч/неделю
Программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Г.М. Пяльдяева ]. — М.: Дрофа, 2014 год (Стандарты второго поколения), Программы по биологии для 5–9 классов (автор В,В. Пасечник.; М.: «Дрофа», 2014 ).
Учебник _ Автор Д.В.Колесов« Биология. 8 класс», учебник для общеобразовательных организаций; Москва, «Дрофа, 2018 г.Рекомендовано Министерств омобразования и науки Российской Федерации.Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.
Программа разработана в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015;
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным, приказомМинистерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897, с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1577;
- Основной образовательной программой школы и Учебным планом школы;
- Примерной программой дисциплины, утвержденной Министерством образования и науки Российской Федерации ( авторской программе, прошедшей экспертизу и апробацию);
- Примерной программы основного общего образования, программы основного общего образования. Биология. 5-9 классы авторы В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, Г.Г.Швецов. Дрофа, 2014 г.
- Федеральным перечнем учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
Рабочая программа соответствует требованиям к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и реализует программу формирования универсальных учебных действий.
УМК предметной линии учебников В. В. Пасечник, В.В.Латюшин, В.А.Шапкин, Д.В.Колесов , Р.Д. Маш, И.Н. Беляев, Г. Г. Швецов, А.А.Каменский, Е.А. Криксунов , издательство «Дрофа», 2017., 2018 г., 2019г.
В учебном плане МБОУ «Кушкинская ООШ» на 2019-2020 учебный год отведено для обязательного изучения предмета биология в 5 классе 34 часов (из расчета 1 час в неделю).
Методическое обеспечение:
Программа для общеобразовательных учреждений, «Биология. 5-9 классы» Авторы: В.В. Пасечник, В.М. Пакулова. стр.114., М., «Дрофа» 2000 г.
Учебник Автор Д.В.Колесов« Биология. 8 класс», учебник для общеобразовательных организаций; Москва, «Дрофа, 2018 г.Рекомендовано Министерств омобразования и науки Российской Федерации.Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.
Рабочая тетрадь к учебнику Д.В.Колесов«Биология. 8 класс», учебник для общеобразовательных организаций; Москва, «Дрофа, 2018 г.Рекомендовано Министерств омобразования и науки Российской Федерации.Рекомендовано Министерством образования и науки Российской ФедерацииДиагностические работы к учебнику В.В. Пасечника Биология. 5 класс. Бактерии, грибы, растения
Методическое пособие предметной линии учебников В. В. Пасечник, В.В.Латюшин, В.А.Шапкин, Д.В.Колесов , Р.Д. Маш, И.Н. Беляев, Г. Г. Швецов, А.А.Каменский, Е.А. Криксунов , издательство «Дрофа»5-9 кл
Срок реализации программы -2019/2020 гг.
Структура рабочей программы
Рабочая программа включает следующие обязательные элементы:
- титульный лист;
- вводная часть (пояснительную записку);
- личностные, метапредметные и предметные результаты освоения биологии класса;
- контроль уровня обученности, контрольно-измерительные материалы с указанием основного инструментария для оценивания результатов
- учебно-тематический план;
- содержание тем учебного курса;
- тематическое планирование
- календарно-тематический план
Планируемые результаты изучения учебного курса.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета Биология, курса «Человек »
Деятельность образовательного учреждения в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
- воспитание у учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку, осознание значения семьи в жизни человека и общества;
- понимание основных факторов, определяющих взаимоотношение человека и природы;
- умения реализовывать теоретические познания на практике;
- осознание значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
- понимание важности ответственного отношения к обучению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- умение пользоваться научными методами для распознания биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты.
- владеть системой биологических знаний – понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки.
Метапредметные результаты обучения:
Учащиеся должны уметь:
- составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы;
- сравнивать клетки, ткани организма человека и делать выводы на основе сравнения;
- проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов;
- находить в учебной и научно-популярной литературе информацию о заболеваниях систем и органов человека, оформлять её в виде рефератов, докладов;
- приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды, необходимости защиты среды обитания человека.
Предметные результаты обучения :
Учащиеся должны знать о месте человека в систематике;
- о основных этапах эволюции человека;
- о особенностях строения организма человека, о строении систем и органов;
- о обмене веществ и энергии-основном свойстве живых существ;
- о заболеваниях систем и органов человека;
- о вкладе отечественных ученых в развитие науки анатомии;
- о наследственных и врожденных заболеваниях и заболеваниях передающихся половым путем, а также о мерах их профилактики
Учащиеся должны уметь:
- объяснять место и роль человека в природе;
- определять черты сходства и различия человека и животных;
- выделять существенные признаки организма человека, особенности его биологической природы;
- наблюдать и описывать клетки и ткани на готовых микропрепаратах;
- выделять существенные признаки процессов рефлекторной регуляции жизнедеятельности организма человека;
- объяснять особенности строения систем и органов организма человека;
- оказывать первую помощь при отравлениях, кровотечениях , при простудных заболеваниях, ожогах и т.д.;
- характеризовать особенности высшей нервной деятельности человека и роль речи в развитии человека.
Контроль уровня обученности, контрольно-измерительные материалы с указанием основного инструментария для оценивания результатов
Для оценивания качества знаний учащихся (УУД), применяется несколько видов контроля: предварительный, текущий и итоговый.
Предварительный контроль- входная контрольная работа на второй неделе в виде теста приближенного по форме к ОГЭ.
Текущий контроль проводится по таким видам работ: устный опрос, биологические диктанты (проверка понятий и определений), дидактический карточки, тесты, контрольные работы (разноуровневые), творческие работы, выступления с сообщениями и рефератами, проектные работы, лабораторные и практические работы и зачеты.
Итоговый контроль: итоговые контрольные работы за год по всем темам ( или за полугодие) в виде теста приближенного по форме к ОГЭ.
Контрольно – измерительные материалы в рабочей программе представлены в виде тестовых заданий. Система тестовых заданий имеет разные уровни сложности, согласно которым они сгруппированы в разные наборы. В настоящей программе предлагаются тесты двух и трех уровней сложности: уровень А – низкий («3») , уровень В – высокий («4» и «5»). Каждый уровень содержит по два варианта.
Виды заданий в КИМах :
- Задания с выбором одного правильного ответа из нескольких.
- Задания с выбором нескольких правильных ответов.
- Задания на сопоставление объекта с его свойствами, особенностями.
- Задания на определение последовательности событий, явлений, процессов.
- Задания на дополнение, вставку пропущенных терминов.
- Задания на выявление ошибок в тексте.
- Задания со свободным ответом.
- Задания в рисунках
Тестовые задания можно варьировать или заменять вопросы, корректировать их содержание в рамках учебного материала, с учетом особенностей учащихся.
Оценка тестовых заданий:
Предлагаемая система оценок для рабочей программы исходит из возрастающей шкалы стоимости вопросов из разных заданий. Правильный ответ за каждый вопрос из заданий А стоит один балл, из задний В –2- 3балла, Любой уровень позволяет набирать максимальную сумму балов, которая затем переводится в оценку.
Итоговая контрольная работа построена по аналогии с тестами ЕГЭ, содержит три части: А, В, С. Поэтому предусмотрены только два варианта. В зависимости от набранных баллов, выставляется оценка.
Содержание учебного предмета предмета «Биология 8 класс»
Раздел 1. Введение. Науки, изучающие организм человека (2 ч)
Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.
Раздел 2. Происхождение человека (3 ч)
Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на эволюцию человека. Человеческие расы. Человек как вид.
Демонстрация:
Модель «Происхождения человека». Модели остатков древней культуры человека.
Раздел 3. Строение организма (4 ч)
Общий обзор организма человека. Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов. Клеточное строение организма. Ткани. Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функции клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление, их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения. Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс. Рефлекторная регуляция органов и систем организма. Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений.
Демонстрация:
Разложение пероксида водорода ферментом каталазой.
Раздел 4. Опорно- двигательная система (7 ч)
Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединения костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы). Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы- антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке. Последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа. Нарушения осанки и развитие плоскостопия: причины, выявление, предупреждение и исправление. Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихов суставов.
Демонстрация
Скелет и муляжи торса человека, черепа, костей конечностей, позвонков. Распилы костей. Приемы оказания первой помощи при травмах.
Лабораторные работы:
Лабораторная работа №1 Микроскопическое строение кости.
Лабораторная работа №2 Мышцы человеческого тела (выполняется либо в классе, либо дома).
Лабораторная работа №3 Утомление при статической и динамической работе.
Лабораторная работа №4 Осанка и плоскостопие.
Раздел 5. Внутренняя среда организма (3 ч)
Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Функции клеток крови. Свёртывание крови. Роль кальция и витамина К в свёртывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение. Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. JI. Пастер и И. И. Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Клеточный и гуморальный иммунитет. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилла- и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. .Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.
Раздел 6. Кровеносная и лимфатическая системы организма (8 ч)
Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях .
Демонстрация:
Модели сердца и торса человека. Приёмы измерения артериального давления по методу Короткова. Приёмы остановки кровотечений.
Лабораторные работы:
Лабораторная работа № 5 Функция венозных клапанов. Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение.
Лабораторная работ№ 6 Измерения скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа.
Лабораторная работа №7 Опыт, доказывающий, что пульс связан с колебаниями стенок артерий, а не с толчками, возникающими при движении крови
Лабораторная работа № 8 Функциональная проба: реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку
Тестирование № 1 по темам'' Строение организма. Скелет и мышцы. Кровеносная система.''
Раздел 7. Дыхание (4 ч)
Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в легких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательных путей как показатель здоровья. Жизненная емкость легких. Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулез и рак легких. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землей, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм.
Демонстрация
Модель гортани. Модель, поясняющая механизм вдоха и выдоха. Приемы определения проходимости носовых ходов у маленьких детей. Роль резонаторов, усиливающих звук. Опыт по обнаружению углекислого газа в выдыхаемом воздухе. Измерение жизненной емкости легких. Приемы искусственного дыхания.
Лабораторные работы :
Лабораторная работа № 9 Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха выдоха.
Раздел 8. Пищеварение (6ч)
Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.
Демонстрация
Торс человека.
Лабораторные работы:
Лабораторная работа № 10 Действие ферментов слюны на крахмал.
Раздел 9. Обмен веществ и энергии (3 ч)
Обмен веществ и энергии основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энергозатраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи.
Лабораторные работы:
Лабораторная работа № 11 Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки.
Раздел 10. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение (4 ч)
Наружные покровы тела человека. Строение и функции кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах. Рецепторы кожи. Участие в теплорегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви. Причины кожных заболеваний. грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударах. Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функции. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.
Демонстрация
Рельефная таблица «Строение кожи». Модель почки. Рельефная таблица «Органы выделения»
Раздел 11. Нервная система (7 ч)
Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг — центральная нервная система, нервы и нервные узлы — периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры. Соматический и вегетативный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы вегетативной нервной системы, их взаимодействие.
Демонстрация
Модель головного мозга человека.
Лабораторные работы :
Лабораторная работа № 12 Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга.
Тестирование №2 по темам: "Дыхание. Пищеварение. Обмен веществ . Кожа. Нервная система."
Раздел 12. Анализаторы. Органы чувств (5 ч)
Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение. Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса и их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.
Демонстрация:
Модели глаза и уха. Опыты, выявляющие функции радужной оболочки, хрусталика, палочек и колбочек.
Лабораторные работы:
Лабораторная работа № 13 Иллюзия, связанная с бинокулярным зрением
Раздел 13. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (5ч)
Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов и И. П. Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение . Закон взаимной индукции возбуждения-торможения. Учение А.А.Ухтомского о доминанте. Врожденные программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип. Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Речь как средство общения. Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.
Лабораторные работы:
Лабораторная работа №14 Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа.
Лабораторная работа №15 Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды в различных условиях
Раздел 14. Железы внутренней секреции (эндокринная система) (2ч)
Железы внутренней, внешней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг т органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желез, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.
Раздел 15. Индивидуальное развитие организма (5ч)
Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половая системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребёнка. Биогенетический закон Геккеля-Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркотических веществ на здоровье человека. Наследственные и врожденные заболевания. Развитие ребенка после рождения. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов. Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание , общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности , способности. Выбор жизненного пути.
Заключение( 3 часа )
Тестирование № 3 по темам: "Анализаторы. ВНД. Эндокринная система. Индивидуальное развитие организма."
Контрольная работа №1
Тематическое планирование
№ раздела и тем | Наименование разделов и тем | Учебные часы | Контрольные работы | Практическая часть (в |
1 | Раздел 1. Введение. Науки, изучающие организм человека | 2 | ||
2 | Раздел 2. Происхождение человека | 3 | ||
3 | Раздел 3. Строение организма | 4 | ||
4 | Раздел 4. Опорно- двигательная система | 7 | Л.Р.№ 1-4 | |
5 | Раздел 5. Внутренняя среда организма | 3 | ||
6 | Раздел 6. Кровеносная и лимфатическая системы организма | 8 | Л.Р.№ 5-8 | |
7 | Раздел 7. Дыхание | 4 | Л.Р.№9 | |
8 | Раздел 8. Пищеварение (6ч) | Л.Р.№10 | ||
9 | Раздел 9. Обмен веществ и энергии | 3 | Л.Р.№ 11 | |
10 | Раздел 10. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение) | 4 | ||
11 | Раздел 11. Нервная система | 7 | Л.Р.№12 | |
12 | Раздел 12. Анализаторы. Органы чувств | 5 | Л.Р.№13 | |
13 | Раздел 13. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика . | 5 | Л.Р.№14,15 | |
14 | Раздел 14. Железы внутренней секреции (эндокринная система) | 2 | ||
15 | Раздел 15. Индивидуальное развитие организма | 5 | ||
16 | Заключение | 1 | 1 | |
Итого: | 68 | 1 | 15 |
Календарно-тематическое планирование
Типы уроков и их сокращения, принятые в данном тематическом планировании:
УОНЗ - Уроки «открытия» нового знания.
УОУР - Уроки отработки умения и рефлексии.
УСЗ - Уроки систематизации знаний (общеметодологической направленности).
УРК-Уроки развивающего контроля.
КУ – Комбинированный урок.
РК-Региональный компонент
№ п/п | Тема урока. \ тип урока \ региональное содержание | Количество часов | практическая часть программы;\ подготовка к ВПР, ГИА | Характеристика основных видов деятельности | Д.з. | Дата по плану | Дата по факту |
Раздел 1. Введение. Науки, изучающие организм человека | 2 | Изучают правила техники безопасности в кабинете биологии. Объяснять значение наук для сохранения и поддержания здоровья человека. Характеризовать основные методы медицины. Описывать вклад ведущих зарубежных и отечественных учёных в развитие наук об организме человека, медицины. | |||||
1. | Науки о человеке. Здоровье и его охрана. УОНЗ | 1 | Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА . | задания в р.т.к § и §1 | |||
2 | Становление наук о человеке. КУ УСЗ | 1 | Выполнение заданий по подготовке к ВПР | задания в р.т.к § и §2 | |||
Раздел 2. Происхождение человека | 3 | Определяют систематическое положение человека. Раскрывают значение биологических знаний в современной жизни. Оценивают роль биологической науки в жизни общества. Характеризуют основные этапы исторического прошлого людей, методы исследования в биологии. Анализируют признаки рас человека. | |||||
3 | Систематическое положение человека. УОНЗ | 1 | Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА . | задания в р.т.к § и §3 | |||
4 | Историческое прошлое людей. КУ | 1 | Выполнение заданий по подготовке к ВПР | задания в р.т.к § и §4 | |||
5 | Расы человека. Среда обитания. КУ УСЗ | 1 | Выполнение заданий по подготовке к ВПР | задания в р.т.к § и §5 | |||
Раздел 3. Строение организма | 4 | Называть основные структурные компоненты клетки. Описывать строение их и функции. Определять основные органоиды клетки на таблицах, рисунках учебника, материалах электронного приложения. Объяснять взаимосвязь строения и функций органоидов клетки, единство химического состава живых организмов. Называть части опорно-двигательной системы, структурные компоненты костей, их виды. Описывать особенности химичес-кого состава костей. Объяснять причины роста костей, взаимосвязь между особенностями строения, химического состава костей и их функциями. Выполнять лаб. работу Характеризовать части скелета человека и входящие в их состав кости,отделы позвоночника. Описывать особенности соединения костей Называть структурные компоненты мышц, виды мышц.Описывать особенности работы мышечной системы. Называть основные группы мышц, описывать их работу. Сравнивать и различать строение и функции скелетных мышц. Объяснять взаимосвязь между строением мышц и выполняемыми ими функциями, механизмы регуляции работы скелетных мышц. Находить и систематизировать информацию о роли физических нагрузок в укреплении организма. | |||||
6 | Общий обзор организма человека. УОНЗ | 1 | Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА . | задания в р.т.к § и §6 | |||
7 | Клеточное строение организма. КУ | 1 | Выполнение заданий по подготовке к ВПР | задания в р.т.к § и §7 | |||
8 | Ткани: эпителиальная, соединительная, мышечная. КУ | 1 | Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА . | задания в р.т.к § и §8 | |||
9 | Нервная ткань. КУ УСЗ | 1 | Выполнение заданий по подготовке к ВПР | задания в р.т.к § и §9 | |||
Раздел 4. Опорно- двигательная система (7 ч) | 7 | ||||||
10 | Значение опорно-двигательного аппарата, его состав. УОНЗ УОУР | 1 | Лабораторная работа №1 микроскопическое строение кости | задания в р.т.к § и §10 | |||
11 | Скелет человека. Осевой скелет и скелет конечностей. КУ | 1 | Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА . | задания в р.т.к § и §11 | |||
12 | Соединения костей. КУ | 1 | Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА . | задания в р.т.к § и §12 | |||
13 | Строение мышц. Обзор мышц человека. УОУР | 1 | Лабораторная работа №2 Мышцы человеческого тела | задания в р.т.к § и §13 | |||
14 | Работа скелетных мышц и их регуляция. УОУР | 1 | Лабораторная работа №3 Утомление при статической и динамической работе. | задания в р.т.к § и §14 | |||
15 | Нарушения опорно-двигательной системы. УОУР | 1 | Лабораторная работа №4 Осанка и плоскостопие. | задания в р.т.к § и §15 | |||
16 | Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов. УСЗ | 1 | Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА . | задания в р.т.к § и §16 | |||
Раздел 5. Внутренняя среда организма | 3 | называть компоненты внутренней среды организма, форменные элементы крови. Описывать химический состав.Объяснять взаимосвязь формы и строения и функции. Называть форменные элемен-ты крови, кроветворные органы. О вкладе И.И. Мечникова в развитие отечественной науки. Характеризовать виды иммунитета. Проявлять отрицательное отношение к рискованному образу жизни, чувство толерантности по отношению к ВИЧ-инфицирован-ным людям. Находить необходи-мую информацию по теме, исполь-зуя доп. инфоресурсы. Характе-ризовать виды иммунитета. Описывать особенности процесса переливания крови, вклад учёных в развитие иммунологии. объяснять значение прививок . Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения по теме | |||||
17 | Кровь и остальные компоненты. УОНЗ | 1 | Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА . | задания в р.т.к § и §17 | |||
18 | Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. КУ | 1 | Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА . | задания в р.т.к § и §18 | |||
19 | Иммунология на службе здоровья УСЗ | 1 | Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА . | задания в р.т.к § и §19 | |||
Раздел 6. Кровеносная и лимфатическая системы организма | 8 | Называть структурные компоненты сердца, виды сосудов. Сравнивать и описывать движение крови по большому и малому кругам кровообращения. Объяснять взаимосвязь строения стенок артерий, вен, капилляров с выполняемыми функциями. Называть фазы сердечного цикла. Объяснять механизм протекания сердечного цикла, явление автоматии сердца. Работать с различными источниками информации. Выполнять лаб.работу Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием. Называть показатели скорости кровотока в разных сосудах, основные заболевания сердечно - сосудистой системы. Описывать особенности движения крови по артериям, венам, капиллярам. Характеризовать меры профилактики сердечно - сосудистых заболеваний. Уметь подсчитывать пульс, измерять артериальное давление. Объяснять приспособительные особенности работы сердца в различных экологических условиях, последствия влияния алкоголя, никотина на сердечно - сосудистую систему. Обосновывать необходимость ведения здорового образа жизни. Описывать кровотечения разных видов. Объяснять причины обмороков, кровотечений. Определять виды кровотечений по таблицам, рисункам, материалам электронного приложения. Называть структурные компоненты лимфатической системы. Описывать и объяснять роль лимфатической системы в организме человека, её связь с формированием иммунитета, особенности движения лимфы по лимфатическим сосудам. Сравнивать состав лимфы и плазмы, их значение | |||||
20 | Транспортные системы организма УОНЗ | 1 | Лабораторная работа № 5 Функция венозных клапанов | задания в р.т.к § и §20 | |||
21 | Круги кровообращения КУ | 1 | Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА . | задания в р.т.к § и §21 | |||
22 | Строение и работа сердца УОУР | 1 | работа № 8 Функциональная проба: реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку | задания в р.т.к § и §22 | |||
23 | Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения УОУР | 1 | Лабораторная работ№ 6 Измерения скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа. Лабораторная работа №7 Опыт, доказывающий, что пульс связан с колебаниями стенок артерий, а не с толчками, возникающими при движении крови | задания в р.т.к § и §23 | |||
24 | Гигиена сердечно сосудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов КУ | 1 | Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА . | задания в р.т.к § и §24 | |||
25 | Первая помощь при кровотечениях КУ | 1 | Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА . | задания в р.т.к § и §25 | |||
26 | Обобщение знаний по темам ''Строение организма. Скелет и мышцы. Кровеносная система.'' УСЗ | 1 | Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА . | задания в р.т.к § и §1-25 | |||
27 | Тестирование №1 по темам'' Строение организма. Скелет и мышцы. Кровеносная система.'' УРК | 1 | Тестирование №1 по темам'' Строение организма. Скелет и мышцы. Кровеносная система.'' | задания в р.т.к § и § | |||
Раздел 7. Дыхание (4 ч) | 4 | Называть органы дыхания, их функции.Объяснять взаимосвязь строения и функций органов дыхания, роль дыхания в процессе обмена веществ. Распознавать органы дыхательной системы на таблицах, иллюстративном материале учебника, электронного приложения . Описывать механизмы вдоха и выдоха. Определять лёгочные объёмы, ЖЁЛ. Использовать информ. ресурсы для подготовки учебного проекта, о значении физической активности, занятий спортом для увеличения жизненной ёмкости лёгких. объяснять механизмы нервной и гуморальной регуляции дыхания, роль кашля и чихания как защитных рефлексов. Называть основные источники загрязнения воздуха, наиболее опасные болезни дыхательной системы. Объяснять необходимость проветривания помещений, последствия загрязнения воздуха для организма человека. Владеть основными приёмами оказания первой помощи при нарушениях дыхания. Прогнозировать последствия курения для функционирования органов дыхательной системы. | |||||
28 | Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей УОНЗ | 1 | Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА . | задания в р.т.к § и §26 | |||
29 | Легкие. Легочное и тканевое дыхание. КУ | 1 | Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА . | задания в р.т.к § и §27 | |||
30 | Механизм вдоха и выхода. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. УОУР | 1 | Лабораторная работа № 9 Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха выдоха | задания в р.т.к § и §28 | |||
31 | Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни и травмы органов дыхания: их профилактика, первая помощь. Приёмы реанимации. КУ | 1 | Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА . | задания в р.т.к § и §29 | |||
Раздел 8. Пищеварение (6ч) | 6 | Называть этапы пищеварения, обмена веществ. Описывать и объяснять процессы. Прогнозировать последствия дефицита белков в пище для здоровья человека. Характеризовать органы пищеварительной системы, железы, участвующие в пищеварении. Распознавать органы пищеварения на таблицах, рисунках. Объяснять взаимосвязь строения и функций органов пищеварительной системы. Называть и описывать виды зубов, функции, выполняемые резцами, клыками, коренными зубами. Объяснять особенности пищеварения в полости рта, необходимость соблюдения правил личной гигиены. Называть основные компоненты пищеварительных соков, желчи. Объяснять процесс пищеварения роль рвотного рефлекса для организма, необходимость употребления свежей, качественной пищи, сбалансированного питания, соблюдения правил гигиены во время приёма пищи. Использовать информационные ресурсы для подготовки и презентации проекта о сущности и значении опытов И.П. Павлова, связанных с изучением процесса пищеварения. | |||||
32 | Питание и пищеварение УОНЗ | 1 | Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА . | задания в р.т.к § и §30 | |||
33 | Пищеварение в ротовой полости УОУР | 1 | Лабораторная работа № 10 Действие ферментов слюны на крахмал. | задания в р.т.к § и §31 | |||
34 | Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов слюны и желудочного сока.. КУ | 1 | Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА . | задания в р.т.к § и §32 | |||
35 | Всасывание. Роль печени. Функции толстого кишечника.. КУ | 1 | Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА . | задания в р.т.к § и §33 | |||
36 | Регуляция пищеварения.. КУ | 1 | Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА . | задания в р.т.к § и §34 | |||
37 | Гигиена органов пищеварения. Предупреждения желудочно-кишечных инфекций. КУ | 1 | Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА . | задания в р.т.к § и §35 | |||
Раздел 9. Обмен веществ и энергии (3 ч) | 3 | Объяснять роль белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей в обмене веществ. Прогнозировать последствия нарушения полноценного, сбалансированного питания для организма. Описывать значение конкретных витаминов для нормального роста и развития организма, симптомы гипо- и авитаминоза. энергозатраты, правила питания детей и подростков. Описывать и составлять суточный рацион питания. Объяснять важность сбалансированного питания . Выполнять прак.работу» Составление суточного пищевого рациона». Оказывать первую помощь при пищевых отравлениях. | |||||
38 | Обмен веществ и энергии- основное свойство всех живых существ. УОНЗ | 1 | Лабораторная работа № 11 Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки. | задания в р.т.к § и §36 | |||
39 | Витамины.. КУ | 1 | Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА . | задания в р.т.к § и §37 | |||
40 | Энергозатраты человека и пищевой рацион.. КУ | 1 | Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА . | задания в р.т.к § и §38 | |||
Раздел 10. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение | 4 | Узнают и описывают органы мочевыделительной системы;меры профилактики заболеваний мочевыделительной системы. обобщать и делать выводы по изученному материалу; работать с дополнительными источниками информации, использовать для поиска информации возможности Интернета; выполнять лабораторные работы под руководством учителя, изучая органы выделения. Строение и функции почек. Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы. изучают: строение и функции кожи;гигиенические требования по уходу за кожей, ногтями, волосами, обувью и одеждой. | |||||
41 | Покровы тела. Кожа - наружный покровный орган. УОНЗ | 1 | Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА . | задания в р.т.к § и §39 | |||
42 | Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи. КУ | 1 | Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА . | задания в р.т.к § и §40 | |||
43 | Терморегуляция организма. Закаливание. КУ | 1 | Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА . | задания в р.т.к § и §41 | |||
44 | Выделение УСЗ | 1 | Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА . | задания в р.т.к § и §42 | |||
Раздел 11. Нервная система | 7 | Узнают роль регуляторных систем. Строение и значение н.с. ь виды н.с. Строение и значение н.с. строение и функции головного мозга строение и функции полушария большого мозга соблюдают меры профилактики заболеваний органов чувств работают с дополнительными источниками информации, использовать для поиска информации возможности Интернета; — представляют изученный материал, используя возможности компьютерных технологий. обобщают и делают выводы по изученному материалу; Познавательные: изучить вопросы отделов н.с. человека. | |||||
45 | Значение нервной системы УОНЗ | 1 | Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА . | задания в р.т.к § и §43 | |||
46 | Строение нервной системы . Спинной мозг. КУ | 1 | Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА . | задания в р.т.к § и §44 | |||
47 | Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка УОУР | 1 | Лабораторная работа № 12 Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга. | задания в р.т.к § и §45 | |||
48 | Функции переднего мозга.. КУ | 1 | Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА . | задания в р.т.к § и §46 | |||
49 | Соматический и автономный (вегетативный) отделы головного мозга. КУ | 1 | . Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА . | задания в р.т.к § и §47 | |||
50 | Обобщение знаний по темам: "Дыхание. Пищеварение. Обмен веществ. Кожа, Нервная система." УСЗ | 1 | Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА . | задания в р.т.к § и §26-47 | |||
51 | Тестирование №2 по темам: "Дыхание. Пищеварение. Обмен веществ .Кожа, Нервная система." УРК | 1 | Тестирование №2 по темам: "Дыхание. Пищеварение. Обмен веществ . Кожа. Нервная система." | задания в р.т.к § и § | |||
Раздел 12. Анализаторы. Органы чувств | 5 | узнают: строение и функции зрительного анализатора, изучают анализаторы, их строение и функции. Зрительный анализатор строение и функции слухового анализатора выявляют существенные признаки строения и функционирования органов чувств обобщают и делают выводы по изученному материалу. | |||||
52 | Анализаторы. УОНЗ | 1 | Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА . | задания в р.т.к § и §48 | |||
53 | Зрительный анализатор УОУР | 1 | Лабораторная работа № 13 Иллюзия, связанная с бинокулярным зрением | задания в р.т.к § и §49 | |||
54 | Гигиена зрения Предупреждение глазных болезней.. КУ | 1 | Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА . | задания в р.т.к § и §50 | |||
55 | Слуховой анализатор. КУ | 1 | Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА . | задания в р.т.к § и §51 | |||
56 | Органы равновесия, кожно-мышечное чувство, обоняние и вкус. УСЗ | 1 | Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА . | задания в р.т.к § и §52 | |||
Раздел 13. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика | 13 | узнают строение и виды рефлексов , особенности ВНД человека Врождённые и приобретённые программы поведения Определяют понятия «сон», «сноведения» характеризуют типы нервной системы. используя материал изучить поведение человека. Рефлекс - основа нервной деятельности. готовят устные сообщения и письменные рефераты на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников; Оценивают жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья Осознают потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы. | |||||
57 | Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. УОНЗ | 1 | Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА . | задания в р.т.к § и §53 | |||
58 | Врожденные и приобретенные программы поведения. УОУР | 1 | Лабораторная работа №14 Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа | задания в р.т.к § и §54 | |||
59 | Сон и сновидения.. КУ | 1 | Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА . | 55 | |||
60 | Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы. КУ | 1 | Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА . | задания в р.т.к § и §56 | |||
61 | Воля эмоций. Внимание. УСЗ | 1 | Лабораторная работа №15 Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды в различных условиях | задания в р.т.к § и §57 | |||
Раздел 14. Железы внутренней секреции (эндокринная система) (2ч) | формулируют понятия эндокринная регуляция знают отличие желез внутренней секреции от желез внешней секреции Знают функции желез внутренней секреции и их отличие от желез внешней секреции | ||||||
62 | Роль эндокринной регуляции УОНЗ | 1 | Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА . | задания в р.т.к § и §58 | |||
63 | Функция желез внутренней секреции.. КУ | 1 | Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА . | задания в р.т.к § и §59 | |||
Раздел 15. Индивидуальное развитие организма (5ч) | 5 | Узнают строение и функции органов половой системы человека; основные этапы внутриутробного и возрастного развития человека. Болезни, передающиеся половым путём и пути их предупреждения. Оценивают жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья Осознают потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы. | |||||
64 | Жизненные циклы. Размножение. Половая система УОНЗ | 1 | Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА . | задания в р.т.к § и §60 | |||
65 | Развитие зародыша и плода. Беременность и роды.. КУ | 1 | Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА . | задания в р.т.к § и §61 | |||
64 | Наследственность и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем. УСЗ | 1 | Выполнение заданий по подготовке к ВПР и ГИА . | задания в р.т.к § и §62 | |||
66 | Развитие ребенка после рождения. Становление личности. Интересы. Склонности, способности. УСЗ Тестирование №3 по темам: "Анализаторы. ВНД. Эндокринная система. Индивидуальное развитие организма." УРК | 1 | Тестирование № 3 по темам: "Анализаторы. ВНД. Эндокринная система. Индивидуальное развитие организма." | задания в р.т.к § и §63-64 | |||
67 | Заключение (1час ) Биология. Человек.» УСЗ | 1 | |||||
68 | Контрольная работа №1 по курсу » Биология. Человек.» УК | 1 | Контрольная работа №1 |
Основные
понятия и термины курса.
* Австралопитек
Агглютинация
* Адаптация
* Аденин
* Аденозин
АДФ
Акклиматизация
Аккомодация
Аккумуляция
* Аксон
* Акцептор
* Аллель
* Альбинизм
* Альвеола
Аминокислота
Амитоз
Амниота
* Анабиоз
* Анаболизм
* Анализатор
Аналогия
Анатомия
* Анаэроб
Анемия
Антагонист
Антибиотик
* Антиген
Антикодон
Антропоген
* Антропогенез
* Антропология
* Аппарат Гольджи
* Ассимиляция
* Атавизм
Атрофия
* АТФ
* Аутбридинг
* Белок
Бивалент
Биолюминесценция
* Биомасса
* Биополимеры
* Биосинтез
* Бластоцель
* Бластула
Вакцина
* Вирус
* Вирусология
* Витамин
* Гамета
Гаплоид
Гастроцель
* Гаструла
Гаструляция
Гельминтоз
Гельминтология
* Гемоглобин
Гемолимфа
* Гемофилия
Гемоцит
* Ген
* Генетика
* Геном
* Генотип
* Генофонд
Гетерозигота
Гетерозис
* Гетеротроф
Гиалоплазма
Гипертрофия
Гиподерма
Гиподинамия
* Гипотония
* Гистология
Гликокаликс
* Гликолиз
* Гомеостаз
* Гомогамия
* Гомозигота
Гомойотерм
Гомология
* Гормон
Гуанин
* Дальтонизм
* Дегенерация
Дезоксирибоза
Дерма
* Дивергенция
Диплоид
* Диссимиляция
* Доминант
Донор
Железа экзокринная
Железа эндокринная
Закон биогенетический
Закон биогенной миграции атомов В.И. Вернадского
Закон гомологических рядов наследственной изменчивости Н.И. Вавилова
Закон единообразия гибридов первого поколения
*Закон зародышевого сходства
Закон независимого комбинирования признаков
Закон расщепления гибридов второго поколения
Закон чистоты гамет Г. Менделя
*Зигота
Иммиграция
*Иммунитет
Имплантация
*Инбридинг
*Ингибитор
Инкубация
Интерферон
Каннибализм
Канцероген
Капилляр
Капсула
*Кариотип
*Катаболизм
*Каталаза
*Катализатор
Кифоз
*Комменсализм
*Конвергенция
*Конъюгация
*Кофермент
*Кроссинговер
*Кутикула
*Лейкоциты
*Лизосома
*Лимфа
Лимфоцит
Липид
Локус
*Макроэволюция
Медиатор
*Мезодерма
*Мейоз
Меланизм
*Метаболизм
*Метафаза
Механорецептор
*Микробиология
Микрофлора
*Митоз
*Митохондрия
Модификация
*Мутаген
*Мутагенез
*Мутация
*Нейрула
Нуклеазы
*Нуклеотид
Овуляция
*Онтогенез
*Органелла
*Органогенез
*Органоид
Палеонтология
*Пигменты
*Пиноцитоз
*Пирамида экологическая
*Плазма
*Плацента
Подвид
Протеин
*Протоплазма
*Протопласт
*Профаза
*Развитие прямое
*Размножение бесполое
*Размножение половое
*Регенерация
Регресс биологический
*Редупликация
Резистентность
Резус – фактор
Рекомбинация
*Репродукция
*Рефлекс
*Рецептор
*Рецессивность
*Рибосома
*РНК
*Рудимент
Свертывание крови
Секреция
*Сеть эндоплазматическая
*Симбиоз
Симметрия билатеральная
Симметрия лучистая
Синантроп
*Синапс
Синус
*Слепота куриная
*Сперма
*Спермагенез
Спермий
Сцепление генов
Сыворотка
*Телофаза
*Терморегуляция
Терморецептор
*Тимин
Ткань
Токсикоз
*Транскрипция
*Трансляция
*Тромбоцит
*Фенотип
*Фермент
Феромоны
Фоторецепторы
Хромосома
*Центриоль
*Цитология
*Цитоплазма
*Эволюция
*Экология
*Эмаль
*Эмбриогенез
*Эмбрион
*Эндодерма
Эндопаразит
*Энтодерма
*Эпидермис
*Эпителий
*Яйцеклетка
Темы проектов, темы творческих работ
Темы исследовательских проектов по анатомии
Темы проектов по анатомии человека:
Анализаторы. Зрительный и слуховой.
Анатомия и физиология человека
Антропометрические исследования
Антропометрия. Наследственные пропорции тела человека.
Внутренняя среда организма. Значение крови
Возможности и особенности человеческого глаза
Возрастные изменения динамики жизненной емкости легких.
Волос человека
Волосы — показатель здоровья и красоты человека.
Врождённая патология верхней губы
Генеалогическое древо моей семьи
География группы крови
Глаз — важный и сложный орган зрения.
Глаз — удивительный дар природы
Глаза - окно в мир
Глаза — зеркало души
Головной мозг
Голубая кровь: миф или реальность?
Гормоны жизни.
Гормоны — регуляторы живых организмов
Группа крови и наследственные заболевания.
Группы крови и пути к здоровью человека
Группы крови. Наследование групп крови у человека.
Для чего нужен язык?
Загадки межполушарной асимметрии.
Загадки памяти.
Загадки полушарий головного мозга.
Загадки уха
Звук — слух — мозг
Зрение и его ценность в жизни человека.
Изучение и расчет биологических ритмов
Интересные факты о свойствах головного мозга
Исследование влияния межполушарной асимметрии головного мозга на способности и творческий потенциал учащихся.
Исследование генетических особенностей наследования групп крови по системе АВО (на примере моей семьи).
Исследование и сравнение зубочелюстной системы собаки и человека.
Исследование свойств глаза
Как работает головной мозг?
Как устроен волос.
Как устроено сердце человека
Кожа как орган познавательных интересов исследователя.
Кожа человека
Кожа человека и её функции
Кожа — надёжная защита организма человека.
Кровь в организме человека
Кровь — река жизни
Механика сердца.
Механические свойства костной ткани.
Темы исследовательских работ по анатомии человека
Примерные темы исследовательских работ по анатомии человека:
Мозг и способности человека
Мозг — высшее создание природы
Мыслительные процессы человека
Наследование группы крови.
Взаимосвязь группы крови, характера человека и болезней.
Ногти
Опорно-двигательная система. Кости человека.
Опорно-двигательная система. Мышцы
Оптическая система глаза.
Оптические системы глаза и их нарушения.
Органы и системы органов человека.
Органы чувств человека
Особенности высшей нервной деятельности человека.
Особенности строения и функций глаза
Отпечатки пальцев
Пищеварение
Пищеварительная система и современное питание школьников.
Происхождение человека
Сердечно-сосудистые заболевания
Сердце и влияние на него химических препаратов.
Сердце человека
Сиамские близнецы
Скелет человека
Совершенство человеческой руки
Сон человека
Сравнительная характеристика работы сердца человека и животных методом ЭКГ.
Старение человека и возможность бессмертия.
Строение и свойства костей.
Строение и функции клеток
Строение сердца
Строение скелета человека. Кости
Тайна красных ушей.
Физика сердца
Химические элементы в организме человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...