ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предмет : Биология
Учитель : Скачкова Татьяна Николаевна, учитель биологии ГБОУ «Негинская школа-интернат»
Класс: 7
Тема урока: Бактерии. Общее понятие, их разнообразие и размножение
Программа: «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, сборник 1», под редакцией В.В.Воронковой, ГИЗ «Владос», Москва, 2000г. и допущена Министерством образования Российской Федерации.
Учебник: Биология. Растения. Грибы. Бактерии. 7 кл.: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Н.В. Королёва, Е.В. Макаревич – М.: ВЛАДОС, 2004. – 208с.
Рабочая тетрадь к учебнику для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида - З.А. Клепинина “Биология. Растения. Бактерии. Грибы”, Москва “Просвещение”, 2010.
Цель урока: формирование у обучающихся представлений о бактериях как живых организмах, населяющих все среды жизни; роли и значении бактерий в природе и в жизни человека.
Задачи урока:
Образовательные:
обеспечить в ходе урока усвоение новых знаний о бактериях, их особенностях, среде обитания, разнообразии форм и видов бактерий, размножении.
Коррекционно-развивающие:
корригировать и развивать связную устную речь через самостоятельное объяснение нового материала, полные ответы на вопросы;
корригировать и развивать навыки самоконтроля, усидчивости и выдержки через выполнение самостоятельной работы;
корригировать и развивать зрительные восприятия, пространственное воображение на основе работы с пазлами;
развивать мелкую моторику рук на основе работы с пластилином.
Воспитательные:
воспитывать любознательность, интерес к учебе, предмету.
Тип урока: Урок «открытия» новых знаний.
Урок состоит из следующих этапов:
1. Мотивация к учебной деятельности.
2. Актуализация знаний и пробное учебное действие.
3.Создание проблемной ситуации.
4. Планирование деятельности.
5. «Открытие» нового знания.
6. Физкультминутка.
7. Применение нового знания.
8. Итоги урока. Рефлексия.
9. Дифференцированное домашнее задание.
Материалы и оборудование: учебник, приложения, вырезанные из бумаги фигурки фруктов ( груши, яблоки, персики, сливы), предметная наглядность (свежее яблоко), мультимедийный проектор, экран, компьютер, пластилин, учебники, рабочие тетради, раздаточный материал, сигнальная карточка для установления обратной связи.
Решаемые учебные проблемы - развитие у учащихся навыков самостоятельности и саморазвития.
Базовые учебные действия:
Личностные: определение своей личностной позиции; установка на здоровый образ жизни; формирование адекватной позитивной оценки, самопонимания и самоуважения; положительное отношение к учебной деятельности; понимание значения знаний для человека и принятие их.
Познавательные: целополагание, извлечение нужной информации, самостоятельное ее нахождение, поиск существенной информации; анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие; преобразование информации из одной формы в другую; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера; структурирование знаний.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества: умение высказывать собственное мнение, слушать друг друга, строить понятные речевые взыскания, допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе и не совпадающих с их собственной и ориентация на позицию партнера в общении и взаимодействии; умение выражать свои мысли с полнотой и точностью, аргументировать свое мнение; умение осуществлять анализ объектов; умение прогнозировать ход выполнения домашнего задания.
Регулятивные: умение ставить учебную задачу составлять план и последовательность действий в соответствии с поставленной задачей; фиксация затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения; коррекция, контроль, оценка.
Планируемые познавательные результаты
Личностные: формирование интеллектуальных умений и ответственного отношения к обучению; формировать активную жизненную позицию.
Предметные: формирование новых понятий о бактериях, антибиотиках; развитие общебиологических понятий о болезнетворных бактериях и их роли.
Метапредметные: развитие операций логического мышления: сопоставление, анализ, навыки самоконтроля, взаимоконтроля; умение работать индивидуально, в паре и в группах, находение общих решений; изложение своего мнения, аргументирование своей точки зрения; определение цели предстоящей учебной деятельности, последовательности действий, оценивание достигнутых результатов и адекватное формулирование их в разной форме, содействие развитию коммуникативной культуры личности, интереса к учению.
Технологии: личностно-ориентированная, информационно- коммуникативная, проблемно-диалогическая, системно-деятельностная, дифференцированного обучения, коррекционные, здоровьесберегающие.
Методы обучения: поисковые, проблемно-диалоговые, исследовательские.
Формы работы: индивидуальная, работа в парах, групповая, фронтальная.
Виды деятельности учителя: организует, направляет, диагностирует, контролирует.
Виды деятельности обучающихся: определяют ключевые слова, рассматривают рисунки, анализируют, делают выводы, выдвигают предположения, работают в группах, составляют план и схему по теме, находят основания для классификации, выполняют коррекционное задание.
Виды используемых ИКТ: мультимедийный проектор, ноутбук, экран
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | БУДы |
1.Мотивация к учебной деятельности (2 мин) Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки; осознанное включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне. | 1) Приветствие учителя. - Приветствую вас, ребята, на уроке биологии. Прозвенел и смолк звонок, Начинается урок. Все друг другу повернулись Все друг другу улыбнулись. Повернувшись и ко мне, Улыбнитесь-ка и мне. Начинаем наш урок, Запасаем знаний впрок! -Садимся. Напоминаю, что нельзя опираться грудью о край парты, руки лежат свободно, обе ноги всей ступнёй опираются на пол, спина прямая. 2) Рапорт дежурного -Проверьте готовность к уроку (учебник, тетради ручка, карандаши, клей, пластилин). Кто готов - сигнализируйте карточками. |
Ученик докладывает о готовности к уроку
Выбирают картинки и демонстрируют свое настроение. | Личностные:самоопределение,смыслообразование,положительное отношение к учебной деятельности. Познавательные: целополагание, извлечение нужной информации, самостоятельное ее нахождение. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества. |
2.Актуализация знаний и пробное учебное действие. (5 мин) Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия | - На прошлом уроке мы обобщали наши знания по теме «Органы растения». Предлагаю вам выполнить задание на карточках (пазл), а затем ответить на вопросы. -Что у нас получилось? (цветковое растение со всеми органами) - Покажите и назовите надземные органы? - Какой орган подземный? Назовите его функции. (слайд 2) - Молодцы! - РТ стр.33№76 -Если в листьях перестают образовываться органические вещества, то всем другим частям растения не будет питания. Без пищи растение погибнет. - Если корни перестают всасывать из почвы воду, вода не поступает в листья и в нём не будут образовываться органические вещества. - Если стебель не будет проводить воду листьям и органические вещества корням, то растение погибнет. - Значит, растение - единый целостный организм. Поэтому все органы в нём взаимосвязаны. - С помощью игры ещё раз проверим как справились с домашним заданием. - Я называю орган растения. Если это подземный орган - вы хлопаете в ладоши, если - надземный, то встаете! - Отлично получилось! Набрались энергии, положительных эмоций, продолжаем!!! -Сегодня мы продолжим знакомиться с удивительным миров живой природы. Мы знаем, что все живые организмы живут в царствах. Что же это за царства? (слайды 3,4,5) - Сегодня на уроке пойдет разговор о совершенно необычных организмах, которых скорее всего, из вас никто не видел, но обязательно слышал. Они видны только при сильном увеличении микроскопа. Это очень древние организмы. Очень просто устроены. В их клетках нет ядра. Имеют очень разную форму: округлые, в виде палочек, извитые, в виде запятой. В благоприятных условиях быстро растут и размножаются путем деления надвое. В организме человека их более 500 видов. Они превращают отмершие остатки растений. Являются причиной порчи продуктов, могут вызвать у человека такие болезни, как дифтерия, туберкулез, столбняк, холеру и др. Отдельные из них называются клубеньковые, они умеют усваивать азот воздуха. -А теперь хорошо подумайте и определите к какому царству относятся эти организмы? (слайд 6,7) - Какая же тема нашего урока? (слайд 8) | Собирают пазл, вступают в диалог.
Вспоминают царства живой природы. Определяют ключевые слова урока: бактерии. микроорганизмы, бактериология, болезнетворные бактерии
Устно отвечают, выполняют задание | Познавательные : производят поиск существенной информации, самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые взыскания, допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе и не совпадающих с их собственной и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии Личностные : определяют свою личностную позицию. Регулятивные:составляют план и последовательность действий. |
3 . Создание проблемной ситуации.(2-3 мин) Цель: вызвать у учащихся эмоциональную реакцию затруднения | 1. Демонстрирует рисунки Цель: вызвать у учащихся эмоциональную реакцию затруднения. (слайд 9) - Ребята посмотрите на яблоко справа. Какое оно? -. Какие полезные вещества, необходимые для человека находятся в яблоках? - А теперь посмотрите на яблоко слева. -Какое оно? - Какие изменения произошли с яблоком? Почему? 2. Учитель демонстрирует свежее яблоко и счищает с него кожуру. - Я утверждаю, что полностью избавилась от бактерий на данном яблоке. Так ли это? - Что необходимо знать о бактериях, чтобы доказать или опровергнуть данное утверждение? - Где найти эти знания? - Какие меры помогут подольше оставаться яблоку свежим? Почему вы так думаете? - Итак, я положу это яблоко на тарелку. В конце урока мы увидим, кто был прав, а кто - нет. - Итак, что же мы сегодня на уроке будем изучать? (слайд 10) - А изучать её будем по плану (слайд 11) | Рассматривают предметы, вспоминают витамины, химические элементы, необходимые для здоровья человека; отмечают, что справа яблоко подвержено гниению; предполагают, что это результат деятельности бактерий, высказывают мнение о роли бактерий – разрушителей, облике Земли без бактерий-разрушителей. Высказывают своё мнение, предполагают, что, прежде всего, необходимо знать процессы жизнедеятельности бактерий, предлагают различные источники знаний, выдвигают предположения. | Коммуникативные: выражение своих мыслей, учет разных мнений, аргументация своего мнения. Целеполагание.
Регулятивные : фиксация затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения. Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие; преобразование информации из одной формы в другую.
|
4. Планирование деятельности ( 2-3 мин) Цель: формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал | 1. Раздает произвольно вырезанные из бумаги фигуры фруктов (груши, яблоки, персики, сливы) – формирует группы сменного состава по названию фрукта. 2. Раздает текст (материал в приложении1). 3. Раздает инструкции к групповой работе. ( материал в приложении 2) | Занимают места в группах, работают в группах, согласно инструкции.
| Регулятивные: ставят учебную задачу; определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результат Комммуникативные: выражение своих мыслей, аргументирование своего мнения. |
5. «Открытие» нового знания. ( 10 -12мин) Цель: формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, высказывать свою точку зрения | 1. Заслушивает командиров групп с результатами работы. Просит командира назвать учеников, которые предложили оригинальные идеи в ходе обсуждения. (слайды 12-28) 2. Проводит рефлексию деятельности в группах. Сформулируйте цель, стоявшую пред вами. Вспомните и обсудите действия каждого члена группы, укажите, какие из них помогали достижению цели, а какие нет. Решите, какие действия нужно оставить, а какие – изменить. 3. Обсуждает с учащимися, что узнали нового, возвращаясь к схеме, составленной ранее. 4. Структурирует материал в виде схемы (кластера) – ( приложение 3) | Выступление командиров, обмен мнениями, обсуждение символов, их дополнение; рефлексия деятельности в группе, составление итоговой схемы (кластера).
| Регулятивные : коррекция, контроль. Коммуникативные : умение ориентироваться в системе знаний, осуществлять анализ объектов; выражение своих мыслей с полнотой и точностью, учет разных мнений. Познавательные : самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера. |
6. Физкультминутка ( 1 мин) Цель: сменить вид деятельности | (слайд 29) Раз – подняться, потянуться, Два – согнуться, разогнуться, Три – в ладоши 3 хлопка, Головою 3 кивка, На четыре – руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – за парту сесть опять.
| Выполняют упражнение | Личностные: установка на здоровый образ жизни |
7. Применение нового знания ( 8мин) Цель: применить знания в новой ситуации | Предлагает выполнить задания 1. Сравнить строение растительной и бактериальной клетки. Выявить черты сходства и различия. (слайд 30)
2. Коррекционное задание (слайд 31) Лепка из пластилина форм бактерий. Зарисовка в тетрадях. | Выполняют задание. Выполняют задание в парах и затем обсуждают. | Познавательные : самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера. Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений. Регулятивные: контроль, коррекция, оценка.
|
8. Итоги урока. Рефлексия (4 мин) Цель: формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. | 1. Подводит итог по решению основной цели урока. Отмечает наиболее правильные и удачные решения и учащихся, предложивших наиболее верные ответы. Беседа (слайды 31-35) - Что вы узнали о бактериях на уроке? - Как они живут? - Какую пользу или вред приносят человеку и природе? - Кто же такие бактерии? - Что бы вам хотелось ещё узнать? (слайд 36) - Вспомните тему и цель урока и соотнесите их с планом работы, записанным на доске. - Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Какие меры помогут подольше оставаться яблоку свежим?
- Каждый из вас старался. Оцените меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом. По цепочке продолжите фразы "Я сегодня узнал..", " Я сегодня научился..", «Было интересно…», «Мне было трудно…», «Я научился…», «Меня удивило…» (слайд 37) Как оцените свою работу?
2. Оценивает работу учащихся, дает домашнее задание. | Отвечают на основной вопрос урока “Как сохранить яблоко свежим?”, исходя из новых знаний, предлагают и обосновывают свои предположения.
Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. | Личностные : понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные : прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала Определяют степень своего продвижения к цели.
Личностные: формирование адекватной позитивной оценки, самопонимания и самоуважения. Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей Познавательные : структурирование знаний.
|
9. Дифференцированное домашнее задание ( 1мин.) | Объясняет технологию выполнения домашнего задания. (слайд 38) Для слабых учащихся: Стр.111-113 читать, ответить на вопрос 5 Для сильных учащихся: 1. Предложите области применения светящихся бактерий. 2. Используя дополнительные источники литературы, ответьте на вопрос, как используют бактерии дикие сорные куры?
| Записывают домашнее задание в дневники, выбирают с учетом индивидуальных возможностей. | Коммуникативные : умение задавать вопросы, прогнозировать ход выполнения домашнего задания. |