Технологическая карта урока "Строение цветка"
план-конспект урока по биологии (7 класс)

Технологическая карта урока биологии на тему "Строение цветка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskie_karty_7_klassa_2.docx371.2 КБ

Предварительный просмотр:

 «

Технологическая карта урока по биологии

Тема: «Цветок и его строение»

                                                                      Подготовила:Ильяшенко Н.Е.

                                       

2019г.

Тема урока:  «Цветок и его строение»

Предмет: биология

Класс: 7 ( учебник под редакцией В.В. Пасечника; Москва, Дрофа; 2017)

Тип урока: комбинированный

Образовательное учреждение:

ГБОУ СОШ№349

Учитель: Ильяшенко Н.Е.

Цель урока: познакомить учащихся со строением цветка, с многообразием цветков и основной ролью различных частей цветка.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные результаты: 

– формировать умение определять основные органы растений (цветок);

– формировать умение объяснять особенности строения цветков и их роль в жизнедеятельности растений;

формировать умение понимать смысл биологических терминов: пестик, тычинка, простой околоцветник, двойной околоцветник;

– формировать умение проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты.

Метапредметные и личностные результаты:

Регулятивные УУД

1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

2. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

3. Сформировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. 

Познавательные УУД

Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа с учебником – анализ схем и иллюстраций, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий).

Коммуникативные УУД

Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

Оборудование:  мультимедийный проектор, компьютер, экран, компьютерная презентация; модели цветков;  рабочие листы обучающихся; раздаточный материал для работы в  группе.

                                                                     Технологическая карта урока

п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающего

Формируемые УУД

1.

2 мин

Организа-ционный момент

Настраиваю учащихся на серьезную, вдумчивую работу.

Здравствуйте, ребята! Я рада видеть всех вас на своем уроке! Сегодня у нас на уроке гости. Давайте поприветствуем их. Обернемся к гостям и улыбнемся. Присаживайтесь.

Сегодня на уроке вам предстоит много работать.  Результат проделанной работы будет зависеть от  каждого из вас. Поэтому вы должны работать в атмосфере сотрудничества и взаимопомощи.

Приветствуют учителя

Самоконтроль (проверка наличия учебника, тетради, дневника, ручки)

Создание благоприятной психоэмоциональной атмосферы урока

Коммуникативные УУД

Обеспечение настроя на плодотворную работу обучающихся на уроке; проверка готовности обучающихся к уроку

2.

6 мин

Актуализация знаний, постановка целей и задач.

1.Но прежде, чем начать изучение нового материала, сейчас мы вспомним, какие органы цветкового растения мы уже с вами изучили? (сл.2)

2.Тестирование

Дети называют по очереди органы цветкового растения и дают им определения

Отвечают на тесты

Регулятивные УУД

 Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

3.

3 мин

Мотивация урока, целеполога-ние

Продолжить  наш урок я хочу сказкой:

-Однажды маленькое семечко упало на землю. Как это случилось? Быть может, его обронила птица? А может, его принесло ветром?

Прошло немного времени, и случилось чудо: из семени появился росток с крошечными листьями и маленькими корешками. Но благодаря солнцу росток становился все больше и больше, сильнее и сильнее. Наконец, росток превращается в настоящее растение со множеством листьев…

- А дальше, что же произойдет дальше, как вы думаете?

-Чего ещё не хватает в растении?

Вскоре у растения появляется бутон. Со временем он раскроется и превратится в красивый цветок.

- Ребята, как вы думаете, какую тему мы будем изучать сегодня на уроке?

Мы сегодня будем говорить о генеративном органе - цветке. Давайте подумаем, что мы сегодня должны узнать о цветке? (сл.3)

Цель урока:

  • Изучить строение цветка
  • Изучить  виды цветков
  • Раскрыть биологическое значение частей цветка.

Отвечают на вопросы.

Формулируют тему урока: «Цветок, его строение, функции»

Учащиеся ставят цели с помощью учителя

Регулятивные УУД

Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

4.

20 мин

Изучение нового материала

Эпиграфом  к уроку я взяла следующее  стихотворение  (сл.4)

 Цветы, цветы… как много их,

И розовых, и голубых,

Как мотыльков на тонких стеблях,

Цветы, цветы…везде, везде

Нам улыбаются весь день,

Живую радугу колебля…

Давайте послушаем теперь вас, вы должны были подготовить  стихотворение о любимых цветах  (опережающее задание)

Беседа по вопросам:

-У всех ли растений образуются цветки?

-Как называются растения имеющие цветки?

Вывод: Цветки образуются только у цветковых растений.

-Ребята, а кто из вас может сказать, что такое цветок? .

Теперь давайте проверим ваше предположение. Откройте учебник стр.60, §11 внимательно прочитайте первый абзац. А теперь скажите  что  же такое цветок?

 Учитель: Посмотрите выставку рисунков цветов (задание  опережающее). Каждый из вас стремился раскрыть свои таланты. Молодцы! Сравните ваш рисунок с таблицей «Строение цветка».(сл.5) Позволили имеющиеся у вас знания правильно изобразить строение цветка с научной точки зрения?

- Какой вывод вы сделали?

Как бы ни было велико разнообразие цветков окружающих нас растений, в их строении можно обнаружить сходство.  

Давайте более подробно изучим строение цветка.

Рассказ учителя с использованием компьютерной презентации о строении цветка)

 Строение цветка

Ввожу понятия цветоножка и цветоложе.

Акцентирую внимание на определенных элементах цветка. Беседа по вопросам:

Цветоножка. Что это? (Дети зачитывают ).

Цветоложе. Почему оно так называется?  

ФИЗМИНУТКА

Учитель: Цветок состоит из околоцветника и органов размножения (тычинок и пестика). Дальнейшее знакомство со  строением  органов цветка мы продолжим,  работая по карточкам . У каждого есть свое задание. Вы выполняете его по определенному алгоритму.  Вам дается 7 минут, после чего каждый поделится своей информацией. Ребята время пошло.

(сл.6-13)

Учитель: Молодцы. Вы хорошо поработали. Продолжаем разговор о строении цветка.. Для того чтобы как-то разобраться в строении цветка ученые-ботаники предложили формулу  цветка. Формула цветка – это запись в виде условных обозначений, с помощью которой легко понять о цветке какого строения идет речь.  Для составления формулы цветка используют следующие обозначения: (сл.14)

.

Читают стихотворения о цветах

Отвечают на вопросы и делают вывод.

Вывод: Цветки образуются только у цветковых растений.

Цветок – видоизменённый укороченный побег, служащий для семенного размножения растений. Цветок  может располагаться как на верхушке главного побега, так и бокового.

Отвечают на вопросы

Нужно знать строение цветка

Работа с учебником.

(Дети зачитывают ). Цветоножка - это часть побега, на котором расположен цветок.  Есть растения, которые не имеют цветоножки – это клевер.

Цветоложе. Почему оно так называется? (Дети зачитывают)  Верхняя расширенная часть цветоножки, осевая часть цветка на которой расположены остальные его части (чашелистикилепесткитычинкипестики).

Индивидуальная работа

Работа по карточкам:

Карточка 1. «Околоцветник»

Карточка 2. «Тычинки и пестик»

Карточка 3. «Цветки обоеполые и раздельнополые, правильные и неправильные»

Фронтальная работа

Карточка 4.

Обсуждение заданий.

Коммуникативные УУД

 Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

Регулятивные УУД

1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

2. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

3. Сформировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Познавательные УУД Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа с учебником – анализ

схем и иллюстраций, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий).    

         

5

8 мин

Закрепление нового материала

Первичное закрепление:

Лабораторная работа: « Строение цветка».

Вторичное закрепление:)

А) Дополните предложения:  (сл.15)

1) Лепестки и чашелистики образуют – (околоцветник).

2) Главные части цветка – (пестик и тычинки).
3) Пестик состоит из трех частей – (
рыльце, столбик и завязь).
4) Тычинка состоит из –
(пыльника и тычиночной нити).
5) Цветок считают репродуктивным органом растения, потому что – (
из его образуется плод и семена).

В) . Вставьте пропущенные слова(сл.16)

Цветки, имеющие как тычинки, так и пестики, называют ………………

Цветок, имеющий только тычинки, называют ………………, а цветок, имеющий только ………… , называют ……………

Если на растении развиваются как тычиночные, так и пестичные цветки, то его называют ………………

Если тычиночные цветки расположены на одних растениях, а пестичные на других, то такие растения называют ………………..

Вывод урока: Мы сегодня много говорили о цветках растений. Давайте подведем итоги:

1) Цветок – это видоизмененный укороченный побег, репродуктивный орган растения. 
2) Главные части цветка – пестик и тычинки.
3) Каждый цветок имеет ряд приспособлений для привлечения насекомых-опылителей, без которых невозможно было бы образование плодов и семян.

Работа в группе, выполняют Л/р  «Строение цветка»

Фронтальный опрос по слайду

Слушают и осознают вывод урока. Переводят знания в убеждения.

Познавательные УУД

Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (выполнение лабораторной работы; работа с рисунками; графическими изображениями).

Коммуникативные УУД Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

6.

2 мин

Рефлексия

  1. Достигли ли вы поставленной цели урока?
  2. Что вы для себя узнали нового на уроке?
  3. Что вас удивило?

«Поляна» - если вам урок понравился и вы всё поняли, приклейте на нашу цветочную поляну большую бабочку

                   - если вам урок понравился не очень  и вы чего-то не поняли, бабочку среднюю

                  - и если урок вам не понравился  и вы ничего не поняли, бабочку маленькую

Учащиеся высказывают свои мнения

.

Регулятивные УУД: 

оценка и осознание того, что усвоено, осознание качества и усвоения

 Познавательные УУД:

 умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания

7.

2

мин

Задание на дом

Обязательное для всех: §, выучить термины  (сл.17)

По желанию:

1) подготовить сообщение «Диаграмма цветка»

2) подготовить презентацию «Интересные факты о цветах»

3) Изготовить модель цветка (обоеполого или однополого)

Акцентируют внимание на домашнем задании.

  Записывают в дневник

.

8.

3 мин

Итог урока

Оцените свою работу на уроке, поставь баллы от 1 до 5 за работу на уроке:

Индивидуальная работа

Самостоятельная  работа

Работа в группе

Оценка учителя

Цветы - это удивительное творение природы. В цветах сама гармония и красота, надо ими любоваться и бережно к ним относиться.

Я хочу закончить урок замечательными стихами азербайджанского поэта Самеда Вургуна.   (сл.18)

Давай пройдемся  

                медленно по лугу

И «здравствуй!»

                скажем каждому цветку,

Я должен над цветами

                наклониться

Не для того, чтоб рвать

                или срезать,

А чтоб увидеть

                добрые их лица

И доброе лицо им показать

Ну а теперь урок окончен. Всем спасибо большое!!! Любите и берегите нашу природу!!!

Самооценка своей работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Технологическая карта изготовления махровых цветков в технике квиллинг (прямая нарезка)

Используя данную технологическую карту, Ваш ребенок без труда и без Вашего участия сможет изготовить махровые цветочки, ( прямой способ нарезки) для оформления своего шедевра....

Технологическая карта урока "Строение цветка"

Технологическая карта урока биологии "Строение цветка" в 6 классе...

Подарок маме и бабушке. Изготовление объемного цветка из цветной бумаги». Технологическая карта урока технологии

-ознакомить с  праздником «День Матери»,-обсудить идеи подарков к предстоящему празднику для мамы и бабушки,-закрепить навыки работы с ножницами и клеем....

Технологическая карта плетения цветка в технике "Макраме"

Скоро будет День учителя, а в этот день важно внимание к людям, имеющих эту замечательную профессию. Эта разработка даст возможность проявить терпение, умение в процессе плетения этого изделия и порад...

Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описание систем и процессов с помощью блок-схем. Апробация пу

Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описан...