Технологическая карта урока биологии "Цветение. Строение цветка"
план-конспект урока по биологии (5 класс) по теме

Соловьева Оксана Викторовна

Технологическая карта урока биологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologicheskaya_karta_uroka.docx23.87 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет
Биология


Класс
5 «б»


Автор УМК
Трайтак Д. И


Тема урока
Цветение. Строение цветка.

 

Тип урока Изучение нового материала.

Цель урока: Формирование у учащихся знания о цветке как генеративном органе.

Ресурсы: мультимедиапроектор, презентация, модели цветков, лабораторное оборудование.

 

Основные понятия: цветение, венчик, чашечка, цветоножка, цветоложе, тычинки, завязь, пестик, обоеполый, раздельнополый, однодомные, двудомные.

Планируемые результаты (связаны с формированием УУД):

Предметные

Метапредметные

Личностные

Учащийся должен знать:

  • цветок – видоизмененный укороченный побег;
  • строение цветка;
  • отличительные черты цветков с простым и двойным околоцветником;
  • признаки правильных и неправильных цветков;
  • строение тычинок и пестиков;
  • особенности строения обоеполых и раздельнополых цветков;
  • признаки однодомных и двудомных растений;
  • роль семязачатков в формировании семян;

Учащийся должен уметь:

  • узнавать и называть части цветка;
  • определять правильный цветок или неправильный;
  • различать обоеполые цветки от  раздельнополых;
  • выделять из знакомых растений однодомные и двудомные;
  • различать части составляющие тычинки и пестики;
  • читать и составлять формулу цветка.

  • составление плана изучения темы, оценка изученного материала, осознание качества и уровня усвоения;
  • знаково-символические действия;
  • анализ объектов с целью выделения признаков с последующим синтезом;
  • работа с учебником, дидактическим материалом, макетами.
  • моделирование понятий;

работа в группе, умение принятия решений, оценка действий партнера.

  • осознание значимости цветковых растений в экосистеме;
  • применение полученных знаний в повседневной жизни;

формирование экологического мировоззрения.

Организационная структура урока

(урок открытия нового знания)

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

        Здравствуйте ребята,  я очень рада видеть вас. Сегодня  на уроке у нас присутствуют гости. Не волнуйтесь, мы с вами работаем как обычно. А как сегодня ваше настроение? У вас есть смайлики, покажите, какой наиболее соответствует вашему настроению? Хорошо, начинаем работу.

  1. Приветствуют преподавателя.

Выполняют самооценку готовности

Мотивация

Отгадайте загадку,

На кустах в саду растёт,
Запах сладкий, словно мёд.
Но нередко льются слёзы,
Тех, кто рвёт их. Это?.

Эй, звоночки,
Синий цвет,
С язычком,
А звону нет!

Ребята, о чем же мы сегодня будем с вами говорить?

Слайды цветов с музыкой.

Учитель. Цветы способны «задеть» самые сокровенные струны души человека.

Герцен писал: «На земле произрастают десятки тысяч растений. Но у людей особое, благоговейное отношение к цветам. Мы так сроднились с цветами, что даже не задумываемся порой, сколь удивительным и совершенным творением природы они являются. Но ведь природа создала цветы не только для нас, а, скорее всего, и совсем не для нас с вами. Прежде всего, они играют огромную роль для самих растений.

Сегодня мы отправляемся в удивительное и прекрасное путешествие, в царство цветов.

Теперь запишите тему урока в тетради: Цветение. Цветок, его строение.

Слушают, думают, отвечают.

Высказывают мнения ( о цветах)

Слушают, смотрят презентацию.

Записывают тему в тетрадь.

Целеполагание

Что бы вам хотелось узнать о цветке?

 Формулируют цели(Строение, разнообразие и т.д.)

Изучение нового материала

Скажите, а все ли растения имеют цветы?

        Цветы – это органы цветковых растений. Самое яркое и значительное явление в растительном мире – это цветение .

А найдите- ка  в учебнике определение процесса цветения.

Вот цветение- это наиболее яркое и значительное явление в растительном мире. Это переломный период в индивидуальном развитии ,когда растение переходит от вегетативного роста к образованию органов размножения.

Продолжительность цветения бывает разной. А что, как вы думаете образуется после цветения?  После цветения образуется плод, в котором созревают семена.

Значит, цветок относится к какой группе органов растения? – репродуктивные ( от латинского «репродуктио» - воспроизведение) – этот термин нам уже знаком. То есть, цветок  - это орган семенного размножения растений. У цветка есть стеблевая часть  и листовая часть.

А если есть стебель и листья,  значит цветок является чем?

А теперь сделаем вывод из вышесказанного: цветок-орган семенного размножения, цветок- видоизмененный побег.

Опишите цветок.

Все части которые вы перечислили имеют свои названия и значение для цветка.

Несмотря на все многообразие цветков, у них всех есть общие черты строения.  Давайте познакомимся со строением цветка более подробно.

( Дети отвечают)

Работают с учебником.

Вспоминают известные термины,

Беседа с учителем.

(побегом)

Делают выводы.

Описывают цветок.

Лабораторная работа(работа в парах)

                                      Лабораторная работа в парах.

Тема: Строение цветка

Объект исследования:

живые цветы, модель «Строение цветка»

Цель работы: изучить строение цветка, выделить главные части.

                                                          Ход работы:

1. Рассмотрите цветок.

2. Найдите в цветке лепестки, тычинки и пестики. Подсчитайте, сколько лепестков образуют венчик цветка. Сколько в цветке тычинок и пестиков? Результаты запишите в тетрадь.

3. Рассмотрите тычинку под лупой. Найдите тычиночную нить и пыльник. Что образуется в пыльнике?

4. Рассмотрите под лупой пестик. Найдите расширенную его часть – завязь. Вспомните, что образуется в завязи.

5. Нарисуйте в тетради цветок. Подпишите названия его частей. Проверьте правильность подписей с помощью учебника.

Работа в парах по инструктивным карточкам.

Первичное закрепление

Найдите в учебнике ,для чего нужна  каждая часть цветка.

Венчик – привлечение насекомых

Чашечка – защитная функция

Цветоножка  - прикрепление цветка

Цветоложе – формирование плода

Тычинки – содержат пыльцу

Завязь – содержит семязачатки

Пестик – женская часть цветка

Собрать модель цветка на доске. Особенности строения цветка можно записать в виде формулы. При ее составлении используются следующие сокращения: Ч Л Т П. Количество частей цветка записывается в виде индексов. Если число элементов большое, то используется математический символ бесконечности, если части срослись, то количество берется в ( ).

Работа с учебником.

Работа у доски.

Физкультминутка

Самостоятельная работа(в группах)

Задачи.

  1. Обильное цветение растений весной не всегда заканчивается хорошим урожаем. Какие причины могут вызвать подобное явление?
  2. Вовремя цветения  на растениях огурца закладывается часть так называемых пустоцветов, не дающих плодов. Что представляют собой эти цветки и какую функцию они выполняют?

VI .  Работа в группах.

1 гр собирает обоеполый цветок

2 гр  собирает тычиночный

3гр - пестичный

Прослушивают задачи, думают, пытаются ответить.

Работают в группах, делают выводы о видах цветков и отвечают решение задач.

Рефлексия

Давайте теперь вспомним те вопросы, что мы задали в начале урока. Ответили мы на них?

Сможем рассказать, из чего же состоит цветок?

Сможете ли вы нарисовать строение цветка?

Давайте подумаем, как же вы сегодня поработали, все ли у вас получилось?

Поднимите руки те, кто все задания выполнил сам и помог товарищу по парте?

А кто затруднился ответить на какой то вопрос?

А кому все вопросы не понятны?        

Оцениваем  настроение

Подводим итоги урока

Заполняем рефлексивные листы.

Домашнее

задание

Записывают в дневники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока "Словосочетание. Строение словосочетаний"

Технологическая карта урока "Словосочетание. Строение словосочетаний"...

Технологическая карта урока "Бензол. Строение молеклы"

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действияУрок является первым уроком в теме «Ароматические углеводороды».Изучение нового материала основывается на знания...

технологическая карта урока "Сердце: строение, работа"

Урок в 8 классе,  3-й урок по теме «Кровеносная система»: Сердце: строение и работа...

Технологическая карта урока биологии « Строение и жизнедеятельность бактерий»

Технологическая карта  урока  биологии « Строение и жизнедеятельность бактерий» для 5 класса...

Технологическая карта урока "Внешее строение листа"

Урок в соответствии с ФГОС по УМК В.В. Пасечника в рамках темы "Строение и многобразие покрытосеменных растений"...

Технологическая карта урока "Внутреннее строение птиц"

Технологическая карта урока по теме "Внутреннее строение птиц"...

Технологическая карта урока "Значение, строение и функция нервной системы Лабораторная работа № 21 «Изучение действия прямых и обратных связей»

Технологическая карта урока разработана  в соответствии с требованиями ФГОС по теме урока "Значение, строение и функция нервной системы Лабораторная работа № 21 «Изучение действия прям...