Адаптированная рабочая программа для учащихся 7 класса с нарушением интеллектуального развития (VIII вид)
рабочая программа по биологии (7 класс)
Типовая программа для учащихся VIII вида — 7 класс, под редакцией В.В.Воронковой, допущенная Министерством образования и науки Российской Федерации. М., «Владос» 2011. Авторы программы: В.И.Сивоглазов, Т.В.Шевирева, Л.В.Кмытюк, В.В.Воронкова.
Кол-во часов: 35 (1 раз в неделю)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bio-8_vid.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптированная рабочая программа
для учащихся 7 класса
с нарушением интеллектуального развития
Название учебного предмета: Биология
Образовательная область: Естествознание
Класс: 7
Кол-во часов: 35 (1 раз в неделю)
Составитель: Номоконова А.А.
г. Биробиджан
Пояснительная записка
Типовая программа для учащихся VIII вида — 7 класс, под редакцией В.В.Воронковой, допущенная Министерством образования и науки Российской Федерации. М., «Владос» 2011. Авторы программы: В.И.Сивоглазов, Т.В.Шевирева, Л.В.Кмытюк, В.В.Воронкова.
Преподавание естествознания направлено на коррекцию недостатков интеллектуального развития учащихся. В процессе знакомства с живой природой необходимо развивать у учащихся наблюдательность, речь и мышление, учить устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой.
Учебный предмет «Биология» входит в образовательную область «Естествознание», раздел «Растения, грибы, бактерии». По данному разделу предусматривается изучение элементарных сведений, доступных школьникам с нарушениями интеллектуального развития, о живой природе. Основными задачами преподавания являются:
- общие сведения о строении и жизни растений, животных, организме человека и его здоровье;
- проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрения окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех растений, грибов, животных и людей), бережного отношения к природе;
- первоначальное ознакомление с приемами выращивания некоторых растений (комнатных и на школьном участке) и ухода за ними.
Основным методом обучения является беседа в сочетании с различными практическими работами: запись в тетради, зарисовка, работа с текстами, иллюстрациями.
Основные формы обучения - урок, экскурсия.
Основными методами работы обучающихся на уроке являются: наблюдение, графические работы, составление схем, таблиц, дидактическая игра, решение проблемных задач, вопросов. В работе используется УМК: 7 класс «Биология. Растения. Бактерии. Грибы» З.А.Клепинина
Планируемые образовательные результаты
освоения предмета биология учащимися
Учащиеся должны знать:
- названия некоторых бактерий, грибов, а также растений из их основных групп: мхов, папоротников, голосеменных и цветковых;
- строение и общие биологические особенности цветковых растений; разницу цветков и соцветий;
- некоторые биологические особенности, а также приемы возделывания наиболее распространенных сельскохозяйственных растений, особенно местных;
- разницу ядовитых и съедобных грибов; знать вред бактерий и способы предохранения от заражения ими.
Учащиеся должны уметь:
- отличать цветковые растения от других групп (мхов, папоротников, голосеменных);
- приводить примеры растений некоторых групп (бобовых, розоцветных, сложноцветных);
- различать органы у цветкового растения (цветок, лист, стебель, корень);
- различать однодольные и двудольные растения по строению корней, листьев (жилкование), плодов и семян; приводить примеры однодольных и двудольных растений;
- выращивать некоторые цветочно-декоративные растения (в саду и дома);
- различать грибы и растения.
Содержание
Введение. Многообразие живой природы. Цветковые и бесцветковые растения. Значение растений в природе. Общее понятие об органах цветкового растения (на примере растения, цветущего осенью): цветок, стебель, лист, корень.
Подземные и наземные органы цветкового растения Корни и корневые системы. Разнообразие корней. Корневые системы (стержневая и мочковатая). Строение корня. Корневые волоски. Значение корня в жизни растения. Видоизменения корней (корнеплод и корнеклубень).
Стебель. Строение стебля на примере липы. Передвижение в стебле воды и минеральных солей. Разнообразие стеблей. Значение стебля в жизни растения.
Лист. Внешнее строение листа (листовая пластинка, черешок). Жилкование. Листья простые и сложные. Образование из воды и углекислого газа органических питательных веществ в листьях на свету. Испарение воды листьями, значение этого явления. Дыхание растений. Листопад и его значение. Значение листьев в жизни растения.
Цветок. Строение цветка (на примере цветка вишни). Понятие о соцветиях (зонтик, колос, корзинка). Опыление цветков. Оплодотворение. Образование плодов и семян. Плоды сухие и сочные. Распространение плодов и семян.
Строение семени (на примерах фасоли и пшеницы). Распространение семян. Условия, необходимые для прорастания семян. Определение всхожести семян. Правила заделки семян в почву.
Растение — целостный организм (взаимосвязь всех органов и всего растительного организма со средой обитания).
Демонстрация опытов:
- Испарение воды листьями.
- Дыхание растений (поглощение листьями кислорода и выделение углекислого газа в темноте).
- Фотосинтез
Практические работы:
- Органы цветкового растения.
- Строение цветка.
Многообразие цветковых растений (покрытосеменных)
Особенности строения (наличие цветков, плодов с семенами).
Деление цветковых растений на однодольные (например — пшеница) и двудольные (например — фасоль). Характерные различия (строение семян, корневая система, жилкование листа).
Однодольные растения
Злаки. Пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза. Особенности внешнего строения (корневая система, стебель, листья, соцветия). Выращивание: посев, уход, уборка. Использование в народном хозяйстве. Преобладающая культура для данной местности.
Лилейные. Лук, чеснок, лилия, тюльпан, ландыш. Общая характеристика (цветок, лист, луковица, корневище).
Практическая работа: Строение луковицы.
Двудольные растения
Пасленовые. Картофель, томат-помидор (баклажан, перец — для южных районов), петунья, черный паслен, душистый табак.
Бобовые. Горох (фасоль, соя — для южных районов). Бобы. Клевер, люпин — кормовые травы.
Розоцветные. Яблоня, груша, вишня, малина, шиповник, садовая земляника (персик, абрикос — для южных районов). Биологические особенности растений сада. Особенности размножения яблони, малины, земляники. Созревание плодов и ягод садовых растений, их уборка и использование.
Сложноцветные. Подсолнечник. Ноготки, бархатцы — однолетние цветочные растения. Маргаритка — двулетнее растение. Георгин — многолетнее растение. Особенности внешнего строения сложноцветных. Агротехника выращивания подсолнечника. Использование человеком.
Практические работы: Строение клубня картофеля. Выращивание рассады.
Многообразие бесцветковых растений
Голосеменные. Сосна и ель — хвойные деревья. Отличие их от лиственных деревьев. Сравнение сосны и ели. Особенности их размножения. Использование древесины в народном хозяйстве.
Папоротники. Многолетние травянистые растения. Места произрастания папоротника.
Мхи. Понятие о мхе как многолетнем растении. Места произрастания мхов. Торфяной мох и образование торфа.
Бактерии. Общее понятие. Значение в природе и жизни человека.
Грибы. Строение шляпочного гриба: плодовое тело, грибница. Грибы съедобные и ядовитые, их распознавание. Правила сбора и обработки съедобных грибов.
Практическая работа: Рыхление междурядий, прополка и другие работы в саду и на участке. Уборка прошлогодней листвы. Экскурсия : «Весенние явления в жизни растений».
Тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во часов |
1 | Введение. Многообразие живой природы.Цветковые и бесцветковые растения. Значение растений в природе.Общее знакомство с цветковыми растениями. Общее понятие об органах цветкового растения (на примере растения, цветущего осенью): цветок, стебель, лист, корень. | 1 |
2 | Подземные и наземные органы цветкового растения. Цветок. Строение цветка. Понятие о соцветиях (зонтик, колос, корзинка).Опыление цветков. Оплодотворение. | 1 |
3 | Плоды сухие и сочные. Распространение плодов и семян. Строение семени (на примерах фасоли, пшеницы). Условия, необходимые для прорастания семян. | 1 |
4 | Корни и корневые системы. Разнообразие корней. Корневые системы (стержневая и мочковатая). Строение корня. Корневые волоски. Значение корня в жизни растения. Видоизменения корней (корнеплод и корнеклубень). | 1 |
5 | Лист. Внешнее строение листа (листовая пластинка, черешок). Жилкование. Листья простые и сложные. Фотосинтез. | 1 1 |
6 | Испарение воды листьями.Дыхание растений. Листопад и его значение. Значение листьев в жизни растения. | 1 |
7 | Стебель. Строение стебля. Передвижение в стебле воды и минеральных солей. Значение стебля в жизни растения. Разнообразие стеблей. | 1 |
8 | Растения.Общее знакомство с цветковыми растениями. Растение – целостный организм (взаимосвязь всех органов и всего растительного организма со средой обитания). | 1 |
9 | Многообразие бесцветковых растений.Мхи. Понятие о мхе как многолетнем растении. Места произрастания мхов. Торфяной мох и образование торфа. | 1 |
10 | Папоротники. Многолетние травянистые растения. Места произрастания папоротника. | 1 |
11 | Голосеменные. Сосна и ель – хвойные деревья. Отличие их от лиственных деревьев. Сравнение сосны и ели. Особенности их размножения. Использование древесины в народном хозяйстве. | 1 |
12 | Многообразие цветковых растений (покрытосемен-ных).Особенности строения (наличие цветков, плодов с семенами). Деление цветковых растений на однодольные и двудольные. Характерные различия (строение семян, корневая система, жилкование листа). | 1 |
13 | Однодольные растения. Злаки. Пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза. Особенности внешнего строения (корневая система, стебель, листья, соцветия). | 1 |
14 | Практическая работа «Строение луковицы». | 1 |
15 | Дикорастущие лилейные. Ландыш. | 1 |
16 | Пасленовые. Общие признаки пасленовых. | 1 |
17 | Практическая работа «Строение клубня картофеля». | 1 |
18 | Бобовые. Общие признаки бобовых. | 1 |
19 | Розоцветные. Общие признаки розоцветных.Шиповник – растение группы розоцветных. | 1 |
20 | Плодово-ягодные розоцветные. Яблоня. Биологические особенности растений сада. Особенности размножения. Созревание плодов, их уборка и использование. | 1 |
21 | Плодово-ягодные розоцветные. Груша и вишня. Биологические особенности растений сада. Особенности размножения. Созревание плодов, их уборка и использование. | 1 |
22 | Сложноцветные. Особенности внешнего строения сложноцветных. Пищевые сложноцветные растения: подсолнечник. Агротехника выращивания подсолнечника. | 1 |
23 | Ноготки, бархатцы - однолетние цветочно-декоративные сложноцветные. | 1 |
24 | Маргаритка – двулетнее растение. Георгин – многолетнее растение. Использование сложноцветных человеком. | 1 |
25 | Практическая работа «Выращивание рассады». | 1 |
26 | Обобщающий урок на тему «Растения – живой организм». Самостоятельная работа. | 1 |
27 | Экскурсия «Весенние явления в жизни растений». | 1 |
28, 29 | Бактерии. Общее понятие. Значение в природе и жизни человека. | 1 |
30 | Грибы. Строение шляпочного гриба: плодовое тело, грибница. | 1 |
31, 32 | Грибы съедобные и ядовитые, их распознавание. Правила сбора и обработка съедобных грибов. | 1 |
33 | Обобщающий урок по курсу «Растения, грибы и бактерии». | 1 |
34 | Практическая работа:Уборка прошлогодней листвы .Рыхление почвы на цветочных клумбах. | 1 |
35 | Охрана растительного мира. Летнее домашнее задание | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа для детей с интеллектуальными нарушениями 4 класс
Адаптированная рабочая программа для детей с интеллектуальными нарушениями4 классНазвание предмета: «Развитие речи и окружающий мир»Общее кол-во часов – 68 , кол-во часов в неделю ...
Адаптированная рабочая программа для детей с интеллектуальными нарушениями 5 класс "Домоводство" (второй вариант)
Рабочая программа по учебному предмету «Домоводство» составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «Школа № 2124» на 2018-2019 учебный год, рассчитана на 102 часа (исходя из ...
Адаптированная рабочая программа для детей с интеллектуальными нарушениями 5 класс "Профильный труд" (второй вариант)
Рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд» составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «Школа № 2124» на 2018-2019 учебный год, рассчитана на 68 часов (исходя...
Адаптированная рабочая программа для детей с интеллектуальными нарушениями 5 класс "Изобразительное искусство" (второй вариант)
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «Школа № 2124» на 2018-2019 учебный год, рассчитана на 134 ча...
Адаптированная рабочая программа для детей с интеллектуальными нарушениями 5 класс "Окружающий природный мир" (второй вариант)
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «Школа № 2124» на 2018-2019 учебный год, рассчитана на 68 часо...
Адаптированная рабочая программа для детей с интеллектуальными нарушениями 5 класс "Окружающий социальный мир" (второй вариант)
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий социальный мир» составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «Школа № 2124» на 2018-2019 учебный год, рассчитана на 102 ча...
Адаптированная рабочая программа для детей с интеллектуальными нарушениями 5 класс "Математические представления" (второй вариант)
Рабочая программа по учебному предмету «Математические представления» составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «Школа № 2124» на 2018-2019 учебный год, рассчитана на 102...